Главная страница
Навигация по странице:

  • Периодическая печать

  • 3. Особенности публицистического творчества в журналистике

  • 4. Деловая пресса: векторы развития, жанровые особенности деловой прессы.

  • Оглавление. Прям как в дипломе Даже интервал полуторный


    Скачать 291.97 Kb.
    НазваниеОглавление. Прям как в дипломе Даже интервал полуторный
    АнкорGosy.docx
    Дата16.04.2018
    Размер291.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGosy.docx
    ТипДокументы
    #18123
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Оглавление. Прям как в дипломе) Даже интервал полуторный))


    Периодическая печать 2

    Речевая деятельность и язык массовой коммуникации 16

    Телерадиожурналистика 22

    Теория журналистики и массовой коммуникации 27

    История журналистики 37

    Визуальная журналистика 55

    Периодическая печать



    1. Информационный запрос аудитории и содержательно-тематическая модель печатного издания.

    Каждый номер газеты должен поддерживать и закреплять ее имидж. Но каждый номер является лишь звеном в цепи номеров, составляющих комплект издания. Полное представление об имидже издания можно получить, лишь ознакомившись с его комплектом за достаточно длительный период. Однако, хотя каждый номер должен быть связан с предыдущим выпуском, и так же органично предварять последующий выпуск, у него всегда есть индивидуальные особенности – в содержании, тематике, форме и подаче материалов. Это обусловливается, например, уже различиями между номерами ежедневной газеты, выходящими в рабочие и выходные или предвыходные дни недели. Это приводит к необходимости разработки на основе общей содержательно-тематической модели издания моделей каждого из номеров, выходящих в разные дни недели. Концепция - основа проекта. Основа «конструирования издания». Она конкретизирует типологические параметры предполагаемого издания, четко и полно раскрывает его замысел, задачи, общие принципы подбора и организации материала. Она должна включать в себя достоверные параметры, полностью согласованные друг с другом. Концепция всегда конкретна, она привязана к реальным читательским потребностям, к ситуации на книжном рынке, учитывает экономические и иные возможности издательства. В концепцию издания входят и самые общие, ключевые типологические параметры: характер читательской аудитории, ее образовательный уровень, особенности профессиональной подготовки и возможные запросы. Эти данные позволяют уточнить профиль издания, отобрать материал, имеющий прямое отношение к его теме и назначению, оптимально организовать материал и справочный аппарат, решить вопросы иллюстрирования и т.д. Из всего этого следует, что центральный момент в разработке концепции — максимально четкое определение целевого и читательского назначения издания с последующей их конкретизацией. Таким образом, концепция должна содержать: • Описание аудитории издания • (пол, возраст, доход, занимаемое положение, стиль потребления и т. д.). • Описание Целей и Задач издания. • Описание Средств и Методов (организационных, редакционных, дизайнерских, информационных, жанровых и проч.), с помощью которых эти задачи будут решаться. • Краткая формулировка миссии издания. • Краткий тематический рубрикатор (с объяснениями, зачем нужна каждая рубрика, о чем она, как именно подается). • Технические характеристики издания: формат; бумага (обложка и блок); объем (количество полос); периодичность; тираж; прочее (если есть). • Примерный план-график выхода издания. После утверждения концепции можно переходить к составлению и утверждению бюджета издания. В том случае, если издание рассчитано на получение прямой прибыли, необходимо составлять бизнес-план издания. Концепция и бизнес-план являются продуктами, имеющими рыночную стоимость, поскольку на их основе осуществляется внедрение и контроль деятельности издательского проекта. Модель издания: содержательная, оформительская, организационная. В модели периодического издания даны все его важнейшие характеристики. Она формируется с учетом многих факторов, прежде всего – целей и задач издания, его типологической специфики, особенностей аудитории, характеристики редакционного коллектива – его возможностей и др. Эта общая модель состоит из трех главных частей – содержательной, композиционной и графической (её также называют оформительской). Важнейшая из них – содержательная модель издания. Она должна давать ответ на вопрос – что следует публиковать в периодическом издании, какие стороны жизни общества отображать. Это основа моделирования газеты. В ней определяют цели и задачи издания, содержание его публикаций – главные тематические направления, иногда конкретизируемые в постоянных темах (тогда эту модель называют содержательно-тематической). Модель раскрывает и структуру содержания газеты – связи важнейших тематических направлений, их «удельный вес»: значение, соотношение, пропорции между материалами, отображающими разные стороны жизни и предназначенными для всей аудитории или для каждой из ее основных групп. Одна из сторон модели – определение характера и роли материалов издания – информационных, аналитических и проблемно-постановочных, критических и пропагандирующих положительный опыт, и соотношения между ними. И не случайно из-за сложности содержательной модели издания ее часто разрабатывают в форме развернутого описания.
    2. Функциональная система жанров российской периодической печати: традиции и обновление.

    Тот или иной жанр можно определить по набору «жанровых признаков». Жанр - это особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. Это специфический способ отражения и анализа действительности. Функции по основным характеристикам: фактографический (нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете. Ввопросы: где, что и когда произошло?), аналитический (проникновение в суть явлений, выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения), наглядно-образный (нацелен на эмоционально-художественное обобщение познанного). Система жанров печати: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Информационные – наиболее популярные: заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, репортаж, некролог. Аналитические - ан. отчет, ан. корреспонденция, ан. интервью, ан. опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), ан. пресс-релиз. Худ-публицистические - очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра. Жанры мутируют, приспосабливаются к новым коммуникативным ситуациям, в частности, к изменению роли журналиста. В ан. статье может быть изменено соотношение инф. и аналитики. В наши дни тексты группируют часто по методу сбора и обработки инф. Современную продукцию моно разбить на: оперативно-новостные( оперативность, точность, краткость), оперативно-исслед. (динамизм, наглядность, документальность), исслед-новостные (обобщение фактов+авторское рассуждение), исследовательские (цепочка умозаключений), исслед.-образные (очерки, эссе). Тенденции: усиление образности письма, угнетение жанров фельетона, публицистика персонифицируется. Уходят очерк, фельетон, передовая статья, обзор печати, другие усилили свое присутствие - интервью, комментарий, эссе, пиар и рекламные тексты. СМИ стали выделять новые жанры: журналистское расследование, исповедь, версию, беседу, пресс-релиз. Гибридность жанров. Репортаж – к аналитике. Основные функции журналистики: информировать и воздействовать. Коган: «Функция определяет выбор языковых средств». У информационных жанров функция – дать информацию о событии. Конструктивный принцип журналистского творчества: принцип чередования стандарта и экспрессии (Костомаров). Соотношение экспрессии и стандарта в языке связано с интеллектуальными и эмоциональными сторонами общения. Этот принцип позволяет тексту реализовать функции информирования и воздействия. Для выполнения информационной функции используются стандартные элементы. Также возможно употребление обще оценочной лексики (хорошо - плохо). Особенности информационных жанров: - оперативность создания информации - оперативность ее восприятия. Поэтому информационные жанры насыщены клише, штампами. Экспрессивные тексты могут использоваться на уровне заголовка. Например, в парфеновском журнале заметка об альбоме «Кроуфорд, Техас: звуки природы» (Кроуфорд находится рядом с ранчо Буша) названа «Фон для Буша». К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, заметка, репортаж, интервью, отчет. Хроникальная информация - констатация факта или сообщение о событии. Никакого анализа, никакой оценки. Предложения простые, автосемантичные. Содержит 3 компонента: что?где?когда? Особое строение лида. Рема (новое) может располагать либо поле темы, либо перед. Хроникальная информация как простейший вид информационного жанра состоит из одного речевого действия и это действие – констатация факта, то есть жанрообразующее речевое действие. Речевые особенности: отсутствие субъективных элементов, используются должности при наименовании лиц, точные числа. Заметка – тяготение к стандарту оф.-дел.речи. Главное в заметке: констатация факта и наличие факультативных речевых действий (заголовок, цитирование как самостоятельное речевое действие, а не дополнение к изложению события, подпись, засчет развернутого повествования возможно обращение к читателю, оформление чужого мнения в виде прямой речи). Таким образом заметка представляет собой совокупность жанрообразующих и факультативных речевых действий. Термины, имена собственные. В завис. от типа издания кол-во терминов различается. в провинц., отраслевых и специл.изд. терминов много. Оперативность порожадет образование клише. Изложение факта носит статичный, констант.хар-р. имя преобладает над глаголом (морфол.особ). Синтакс. особен. - Простое преложение, осложн. однородными и обособл. конструкциями, сложноподч. с небольшим кол-вом придаточных обусловлено малым форматом заметки при емкости содержания. Распростр. двусост.предл., в которых употребл. различные типы сказуемого, глагольные односостав. предложение (неопр.- личные, обоб-личные. безличные) что придает официальность. Композиция четкая – 1 абзац – 1 синтакс.целое (описание). 1 предл. – главная новость. Экспрес.порядок слов – важное в начало. Репортаж – это газетный или журнальный материал информационного характера, который дает читателю наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста. Само понятие «репортаж» возникло в первой половине ХIХ века и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Жанрообразующие речевые действия: описательно- повествовательные речевые формы (предметный мир), формы рассуждения (могут быть в виде комментария). Внешний облик репортажа зависит от издания, от степени развитости каждой речевой формы. Развитость речевой структуры репортажа связана: с разнообразием речевых форм, введение чужих речевых партий (на уровне прямой речи, диалог, несобств.прямой - прямая речь в репортаже не изобразительна, а информативна), степени выраженности авторского «я» - тропы, фигуры, контакто-устанавливающие средства. Выделяют два типа репортажа: информационный – акцент ставится на информационные речевые формы, мало рассуждения; лирический – в нем более активно проявляется авторское «я»; много рассуждения. Эффект присутствия автора – важное стилеобразующе средство – личн. и притяж.местоимения, глаголы в 1 лице. Может и от 3 лица – автор.восприятие с помощью отбора оценочной лексики. разг, проф.слов, авторских эпитетов, сравнений, метафор). сочетание документ. с образностью. В синтаксисе преобладает динамизм, который передается с помощью номинативных предл. и коротких одно и двусост.предлоений, где преобладает глагольное сказуемое в форме наст.времени. В морфологии доминирует глагол. Композиция подвижная (описание + повествование и рассуждение). Абзац не равен синтаксическому целому. В композиции выделяется зарисов. заставка, репорт.описание, повествование, публ.отступление, элементы интервью, концовка. Интервью – представляющие общественный интерес ответы конкретного лица или группы лиц на вопросы журналиста. Ответы и вопросы строятся опо законам монологической речи. Живая речь не может в сыром виде поместиться на страницах издания. Интервью может существовать как самостоятельный текст, но может и как часть другого текста. Типы интервью: -человек интересе как источник информации (информационный) -собеседник интересен как личность (портретное). Система вопросов диктуется характером содержания. В интервью ориентация на разговорную речь, а не на книжную. Идея речевого поведения носит личностный характер. Ориентировка на разговорную речь проявляется в синтаксисе: короткие предложения. Много разговорной лексики. Отчет – информационное сообщение о событии или мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория. В основе лежит максимально полный рассказ о конкретном отдельном событии, лично наблюдаемом автором. Повествование ограничено определенными пространственно-временными рамками. Особенность – детализация события, изложение подробностей, которыми являются не предметные описания вещи или ситуации, а реплики действующих лиц
    3. Особенности публицистического творчества в журналистике.

    Публицисти́ческий стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы. Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис). Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата. Функции публицистического стиля: • Информационная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях •Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей Задача речи: •воздействовать на массовое сознание •призывать к действию •сообщать информацию Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально–деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию – создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий. Это очень важный стиль, с помощью него можно передать то, что нельзя передать другими стилями речи.
    4. Деловая пресса: векторы развития, жанровые особенности деловой прессы. Делова́я журнали́стика (англ. Business journalism) — профессиональный жанр, в котором журналисты отслеживают, собирают, записывают и анализируют информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу, что даёт возможность представителям властей (включая и «чётвертую») и деловых кругов обсуждать насущные вопросы. И тематически, и по приёмам деловая пресса позиционирована как антипод такому направлению журналистики как жёлтая пресса. Бизнес-журналисты призваны обеспечивать информационные потребности предпринимательства, печатая материалы (в том числе из разряда статистических, рекламно-информационных, законодательных и пр.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса. Минусом является заметное расхождение интересов читательской аудитории и интересов издателей. Учитываются три группы факторов: 1) объектно-предметные наполнение (все сферы общественной и частной жизни «в формате реализации в этих сферах отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления факторов производства… стоимостей, предметов производственного и непроизводственного потребления (товаров и услуг)»; 2) методы, то есть подходы к подаче информации, когда базисным субъектом выступает аудитория, вторичным — работник СМИ; 3) аудиторий, с которыми пресса реализует коммуникативные отношения, т. н. homo economicus (условное понятие, представление о читателе как рационально мыслящем субъекте, строящем свои планы по принципа извлечения прибыли). Начало такого рода журналистика ведёт со Средневековья, когда известные купеческие семейства общались между собой. В 1882 году Чарльз Доу, Эдвард Джонс и Чарльз Бергстрессер организовали службу доставки новостей в инвестиционные компании Уолл-стрита, а в 1889 году стало выходить старейшее издание деловой тематики The Wall Street Journal. Первым деловым журналистом считают Айду Тарбелл, которая в начале века писала о нефтяном гиганте Standard Oil. Среди продолжателей её традиций называют Ричарда Ламберта, одного из редакторов Financial Times, создавшего школу журналистики, «выпускники» которой специализировались на экономике, бизнесе, финансах и маркетинге. Журналистика этого направления развилась в планетарных масштабах в 90-х прошлого века. В Интернете жанр представлен биржевой, статической, экономической информацией. Деловые издания, ориентированные на тех, чья профессиональная деятельность требует постоянного обращения к коммерческой и финансовой информации, реализуют следующие функции: анализ главных событий в стране, их влияние на деловую жизнь; обеспечение аудитории оперативной коммерческой информацией; распространение делового опыта; формирование идеологии бизнеса. Социальные функции Жанр отличает не просто специализированная информация деловой тематики, но особый, специальный взгляд на информацию вообще. В деловой периодике освещаются и политические события и новости из сферы культуры, однако, подаются они с прагматической точки зрения, в контексте того, как они могут повлиять на развитие экономики, на инвестиционный климат, состояние рынков товаров. Особенности аудитории диктуют требования к информации. Деловых людей, график которых весьма плотен, интересуют не слухи шоу-бизнеса, а события, влияющие на развитие бизнеса, объективный анализ социально-политических проблем. Аналитическую функцию, наряду с информационной, считают важнейшей функцией бизнес-прессы. Деловая журналистика в России. В России жанр оформился много позднее, на первоначальных этапах большая часть материалов являлась «историями успеха» фигурантов бизнеса. Период с 1991 по 1996 годы принято считать временем становления системы деловых журналов в России: появляются деловые журнальные издания — «Коммерсант Weekly», «Профиль» и «Эксперт». Тогда же происходит активное развитие отраслевых и становление корпоративных деловых журналов. К концу XX века формируется разветвлённая система деловой периодики: процессы, сходные с теми, что происходили в стране в начале века. Профессия аналитика деловой периодики — одна из самых дефицитных в отрасли. Одним из самых ярких представителей российской деловой журналистики этапа становления был Пол Хлебников, первый главный редактор российской версии журнала «Форбс». Наиболее влиятельные игроки на российском рынке деловой прессы: издательский дом «Коммерсант» (который создал Владимир Яковлев) и «Издательский дом Родионова». 5.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта