Оглавление. Прям как в дипломе Даже интервал полуторный
Скачать 291.97 Kb.
|
Телерадиожурналистика1. Материально-технический фактор творческой деятельности в аудиовизуальных СМИ: история и современные тенденции. Радио было создано Маркони в конце 19 в. (Попов, Тесла) 20-е годы – начало радиовещания в России 30-е годы – создаётся база для тележурналистики. Обособление радио, выявление специфики. Годы ВОВ – проводное радио выполняло важнейшие задачи. В послевоенные годы – лозунг радиофикации страны, возрастает роль электр. СМИ. Вторая половина 20-го в. Репродукторы! Проводное радио! Радио. На заре своего существования «беспроволочный телеграф» был лишен главного признака, характерного для СМИ – массовой аудитории. Это объяснялось не только малой численностью наличных радиоприемников, но и тем, что в первые годы из-за несовершенства радиооборудования передача информации могла осуществляться только в закодированном виде. Как и в телеграфе, применялась система Морзе, позволявшая осуществлять передачу текстов, переведенных в точки и тире. Предпосылки для превращения радио в средство массовой информации были созданы в канун и во время первой мировой войны, с изобретением аудиона американцем Ли Де Форестом. Во время 1 мировой – бурный рост производства радио оборудования: -производители радиотехники стремились переориентировать созданные в годы войны обширные производственные мощности на массовый выпуск и сбыт передатчиков и приемных устройств на гражданском рынке. -Одновременно происходило быстрое совершенствование технической базы радиовещания. 20е – экспериментальные и любительские передатчики. Сейчас используются практически все диапазоны радиоволн, стали реальностью передачи со стерео- и квадрозвучанием. Сверхминиатюризация и спутниковые ретрансляторы позволяют вести эфирные передачи из любого места планеты вне зависимости от наличия или отсутствия крупных передающих центров. Новые технические средства дают возможность пересылать громадные объемы информации за считанные секунды. Цифровая запись звука позволяет добиться высочайшего качества звучания. Появились новые средства записи и воспроизведения, например лазерные диски. Технические средства обеспечивают высокую надежность связи и защиту от подслушивания. Можно вести радиопередачи из глубин мирового океана, из-под многометровой толщи льда и т.п. Стала реальностью коммуникация с использованием лазерного луча и сверхдлинных радиоволн. Отдаленные объекты (например, высокогорные метеостанции, корабли и т.д.) получили аппаратуру факсимильной связи, позволяющую принимать по радио выпуски газет с выводом их на печать. Возникли редакции, специализирующиеся на выпуске факсимильных газет. Телевидение. Прошло долгий путь от «елевидения» к современному цифровому вещанию. Б.Розинг (важное имя в истории ТВ) – в начале 20 в. теор.обосновал возможность получение изображения с электронно-лучевой трубкой. Первое время развитие телевидения шло в двух направлениях - электронном и механическом. Причем развитие механических систем происходило практически до конца 40-х годов XX века, прежде чем было полностью вытеснено электронными устройствами. Развитие советского телевидения было неотделимо от развития косм. телекоммуникаций (спутниковая связь). 70 –е – задача охватить телевещанием всю страну. Сейчас развивается интернет ТВ – дублирование вещания через сеть (Вести 24) Цифровые технологии, процесс перехода от аналогового ТВ к цифровому необратим. Сущ. Различ. Цифровые форматы, какой лучше – выбирает канал. 2. Роль радио и ТВ в создании информационной картины мира. Информационная функция – основополагающая. Коммуникативные особенности в её реализации. Информация идёт очень быстро – могут быть трудности с пониманием. Важнейший момент – оперативность и достоверность инфы. Картина мира есть целостный, глобальный образ мира, который возникает у человека в результате мыслительной деятельности в ходе его контактов с миром. В традиции подачи новостей – рассказывать подробно и прежде всего, т.е. в первые минуты выпуска, о событиях «серьезных». Новости на культурные, научные и познавательные темы, как правило, следуют за сообщениями о политических событиях, официальных встречах, ходе боевых действий или ликвидации последствий аварий. Новое «информационное общество». Информационные связи играют жизненно важную роль во всех областях человеческой деятельности. Информационные ресурсы общества становятся в настоящее время определяющим фактором его развития как в научно-техническом, так и в социальном плане. Критерий отбора новостей и связанные с ним искажения в информационной картине мира. В РФ существуют государственные и частные радио и телеканалы, разная политическая направленность. Например, Первый канал (государственный, проправительственный). Канал «Дождь» позиционирует себя, как независимый оппозиционный канал. Радио «Эхо Москвы» в начале было независимым, сейчас – 66% акций – у Газпрома. По поводу оппозиционности главный редактор Венедиктов сказал: «Мы не оппозиционное радио, мы информационное радио — раз. Мы — площадка для дискуссий различных сил — два. Мы — место для аналитики и мнений различных политических структур, сил, идей — три». 3. Аналитическая телерадиожурналистика: выразительные возможности, формы, персоналии. Тертычный – Аналитическая журналистика Предметом АЖ выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития. Для АЖ характерно обращение к вопросам выбора эффективных путей развития общества; выяснение причин, условий развития событий и изменения ситуаций, оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил; выявление современных противоречий тенденций развития, правильности, обоснованности разнообразных точек зрения, идей. Особенности АЖ: 1) Призвана раскрывать причины. Отсюда – наличие в тексте тезисов, аргументов, авторской оценки. 2) Воспроизведение процесса познания стоит на первом плане. Четко прослеживается логика авторских рассуждений для убедительности и доказательности. 3) Широко представлены все методы познания: - сравнение (сопоставление с целью выявить различия) - аналогия (сопоставление с целью выявить сходства) - оценка (проверка предмета на соответствие идеалу) - детализация (выявление наиболее значимых деталей) - разъяснение (воссоздание цепи причинно-следственных связей) - предсказание (построение гипотезы) - обобщение (выявление общего звена в ряду событий) 4) АЖ отчетливо ориентирована на коммуникацию. Собеседник либо присутствует в тексте, либо подразумевается. 5)Наглядно-конкретный способ изучения материала: объяснение, опирающееся на имеющуюся у собеседника информационную базу, объяснение сложного через простое. 6) АЖ отражает действительность в динамике. Функции: - Средство социальной ориентации массовой аудитории - Источник данных для социальных институтов -Интерпретация фактов и событий. Жанры: Комментарий. Жанр аналитической публицистики, разновидность выступления в кадре или закадровый комментарий под конкретный видеоряд, в связи с конкретным событием или проблемой. Обозрение. Жанр аналитической публицистики, позволяющий представить, сопоставить и прокомментировать в общем ключе события (факты) одного временного («Мир за неделю») или тематически адресного («Кинопанорама», «Футбольное обозрение») ряда. Беседа. Жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило без выраженной конфронтации сторон. Существует по крайней мере в двух формах посвященная конкретной общественно–значимой теме или с участием людей. Дискуссия. Жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему. Разновидностью дискуссии являются теледебаты. Пресс–конференция. Жанр аналитической публицистики, представляющий собой усложненный вариант интервью с несколькими (многими) журналистами, проводимое по жесткой схеме, в ограниченное и фиксированное (назначенное) время и с синхронным переводом, в определенном, приспособленном для контроля месте, куда журналисты приглашаются с предварительной аккредитацией. Ток–шоу. Развлекательный жанр. Исключается возможность политической игры, непредсказуемости вопроса и выявление неожиданной информации для компетентного человека, происходит лишь актуализация уже существующей в недрах аудитории информации. Формы: например, итоговая программа. Выразительные возможности – возможности монтажа, шумы. У аналитики больше средств убедить зрителя, чем у печатного журналиста, а арсенале которого – лишь печатное слово. Л.Парфенов «Российская империя» - необычные стенд-апы, 4-серийный фильм «Война в Крыму – все в дыму». В этом проекте наблюдается еще больше экспериментов в организации кадрового пространства. В подаче материала – большее присутствие, с одной стороны – репортерских приемов, с другой – игрового кино. Еще более возросший темпоритм всего повествования, плюс современный, чуть ли не клиповый монтаж с большим применением графических решений. «Однако» - десятиминутный монолог Леонтьева, итоговая программа «Время» по воскресеньям (итоги уходящей недели), Соловьев – поединок, Политика - еженедельное общественно-политическое ток-шоу с Петром Толстым - в прямом эфире и на самую актуальную и интересную тему недели - задумано как «пьеса- конфликт» про политику в трех частях. Радио – например, «Реплика Ганапольского», «Эхо Москвы», жанр комментарий. 4. Современная телерадиокомпания: структура, редакции, обязанности творческих сотрудников. Кузнецов Г.В.: так работают журналисты ТВ. Семь амплуа телевизионного журналиста: репортер, интервьюер, комментатор, обозреватель (нравственная, неангажированная политика), модератор, шоумен и, наконец, ведущий новостей. Репортер и продюсеры – организаторы творческого процесса. Репортерская работа это проникновение телевидения в реальную жизнь. Репортер – беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью. Суть профессионального мастерства репортера сводится к трем компонентам – оказаться вместе со съемочной техникой там тогда, где и когда происходит нечто общеинтересное, общезначимое. Вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркое представление о происходящем и наконец. Сопроводить кадры лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий. Телевизионный корреспондент – специальный, резерв редакции, многоопытный. Собственный – др. регион. Обозреватель – аналитик. Две функциональные группы: творческая и техническая. Творческая: звено руководства и управления ( директор, продюсер, главред и заместители, редакц.коллегия, секретариат), звено исполнения – корры, обозреватели и т.д. Техническая: системные администраторы и компьютерщики, звукорежиссеры, операторы и т.д. Коммерческий отдел – поиск рекламодателей, решение задач медиаменеджмента и т.д. Сейчас возрастает роль коммерции. Отделы и группы маркетинга и рекламы. 5. Документальность и драматургия в современном телепроизведении. - Документальность как принцип отражения действительности. Факт и экранный образ – критерий достоверности. -Хроника, синхронная речь, цитата, архивы – инструменты документалиста. -Существуют как документальные фильмы, показываемые на ТВ, так и документальные программы. -Публицистическое начало, взаимодействие документального и художественного. ОТСЮДА -Авторское я. Проблема доверия к документалистам из-за игровых приёмов. Документальный жанр открывает новый художественный язык (отклик на происходящее, стремление найти точки взаимодействия с реальным миром). Не только факт, но и его природа. Драматургия, основные категории теории драмы: композиция, герои, сюжет. Специфика экранной драматургии – действие и диалог. Важнейшим моментом является звуковое решение: звуковые доминанты, контрапункты и т.д. сценарий – это литературное произведение особого рода, это описание будущего экранного произведения. Сценарий, как перечисление кадров. Эмоциональный сценарий. Даже если операт.репортаж с места событий нужен сценарий для оператора. В сценарной записи должны присутствовать и литературные и экранные черты видео, аудио. Сценаристу важно знать: драматургия возникает там, где таится противоречие, конфликт. Одна из самых больших трудностей при создании произведения для экрана – это достижение цельности, внутреннего драматургического единства. Его необходимо найти на стадии написания сценария, чтобы в дальнейшем режиссер, оператор, звукорежиссер сохраняли и усиливали найденную органичность содержания и формы. Именно это качество любого творения помогает глубоко раскрыть тему, увлечь ею зрителя. Цельность произведения проявляется в таких элементах драматургии, как тема, идея и композиция. Тема – это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; Идея – это основная мысль произведения, с помощью которой автор выражает свою нравственную позицию. Тема шире, чем идея. Одной теме могут быть посвящены разные передачи, но идея у каждой будет своя. Композиция – это составление, соединение, связь, закономерное построение произведения, соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Композиция помогает справиться и с чисто техническими трудностями. Экранное произведение надо укладывать в определенные временные рамки; этому помогает членение на сцены и эпизоды. Примеры: Россия – Чужие тайны. Времена года. Докум-худ сериал, в основе которого – реальные факты. Военная тайна – рен тв, день секретных территорий – рен-тв, нло, наса. Документальные фильмы BBC – образец качественной документалистики. 6. Авторское «я» в современной телевизионной (радио) публицистике. Автор – физическое лицо, трудом которого создано произведение. Права и обязанности автора регулируются Законом РФ «О средствах массовой информации», в частности, главы 47 и 49. (47 – права, 49 – обязанности), а также авторским правом. Говоря об авторском «я», нужно выделить ряд ключевых понятий -Персонификация. Качество, присущее аудиовизуальному произведению. Инфа неотделима от произносящего текст человека. Наложение личностных качеств ведущего на инфу. Примеры – Екатерина Андреева, Соловьёв, Гордон. -Понятие авторской позиции. Ярко может быть выражена в произведениях аналитического жанра, в информационных – не настолько. Понятие авторской позиции напрямую связано с понятием журналистской этики. Главное – отделять факты от мнений, стремиться к объективности. -Понятие авторской программы. Авторская телепрограмма – программа, отмеченная печатью персонального таланта автора, в основе которой лежит авторский замысел. Для создание а.п. важно понимание журналистом своих профессиональных задач в их неразрывной связи с этическими законами и обязательствами перед огромной зрительской аудиторией, ведь важнейшей функцией публицистики является воздействие на общественное сознание. Важен аспект вовлеченности журналиста и, как правило, соединение нескольких ролей – ведущий, режиссер и т.д. Пример: «Женский взгляд» Оксаны Пушкиной, «Познер» - авторская программа-интервью, «Профессия-репортер», «Итоги», «Намедни». -В медиатексте всегда проявляется позиция. В публицистических жанрах – сатира, эссе etc. всегда явственен образ автора и авторский стиль. Средства выразительности, монтаж и прочее. 7. Стилистические тенденции современной аудиовизуальной журналистики. Рекреативная функция РТ актуализируется – развлекательный компонент усиливается, сказывается на стилистике. Инфотейнмент – как стилистическая характеристика современных текстов. В условиях усталости человека под напором информации особое значение для журналистики приобретают новые методы предъявления информации, позволяющие преодолеть состояние тревожности зрителя перед новыми сведениями. В связи с этим большой интерес представляет игровое начало, позволяющее преодолеть разрыв между журналистом и аудиторией. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей, и сегодня в науке существует множество теорий, объясняющих ее природу. Инфотейнмент (развлекательное начало) во всем – в новостях, аналитических программах и тд. С проникновением и водворением стиля инфотеймент на ТВ телевизионной инфе стали присущи фрагментация, клиповый монтаж, лексические и стилистические особенности, в частности: агрессия в стилистике. Связано с ритмом и использованием агрессивных образов в новостях, передачах, рекламе. -Характеристика диалогичности и разговорности (в связи с интерактивностью). Диалог, не как смысловой процесс, а как форма. -Стилистика зависит от политики канала и от особенностей формата программы, а также от того, на какую аудитории ориентирована (соц.группа, интеллек.уровень, гендер, возраст пр). «И так далее» с Михаилом Фишманом на Дожде – расчет на интеллектуального зрителя, сложная стилистика, лексические конструкции, «Поединок» Соловьева – агрессивная стилистика. Самые ярко выраженные процессы, происходящие в современной телевизионной речи — это демократизация языка и наполнение речи заимствованиями. Эти процессы обусловлены с одной стороны проникновением европейской и американской культуры в российский быт, с другой - упрощением ситуаций общения, преобладанием речевой спонтанности. Основными тенденциями в развитии языка и стиля телеречи информационных программ, складывающимися в период научно-технического прогресса и глобализации, являются: сокращение слов, использование аббревиатур, применение типизированных языковых конструкций, использование иноязычных заимствований и сниженной лексики. Все фонетические особенности телевизионной речи, как разновидности публичной, связаны с тесным взаимодействием телеречи с устным разговорным стилем. Особенно это касается норм произношения и ударения. Интонация, темп, ритм и другие суперсегментные средства языка зависят, как правило, не столько от степени приближения телеречи к обычной разговорной, сколько от жанровой принадлежности передачи. Здесь особую роль играют артикуляционные способности каждого конкретного ведущего и журналиста. 8. Тематическая и творческая специфика регионального телерадиовещания. Региональное ТВ – совокупность региональных каналов, охватывающих территорию. -Близость к зрителю. Темы – сочетание региональных и федеральных новостей, больше материалов о жизни. Соотв.проблематика, герои -Промежуточное звено между городским и федеральным вещанием. Конкуренция, соответственно. -часто – универсализм в работе журналиста (и оператор, и корреспондент, например) -Вступив на коммерческие рельсы, современное отечественное ТВ, и региональное в том числе, значительно растеряло традиции художественного и, что наиболее значимо, культурно-просветительского вещания. Ориентир – рейтинг. - Консолидирующая функция (связывает всю хуйню на местах) -Тематические особенности зависят от региона -Жанровая структура ограничена такими факторами, как географическое положение (ограничение доступа к источникам инфы), финансовое и кадровое обеспечение (часто продукт неконкурентный по отн.к федер.тв) Модели георграфического сотрудничества – (рег+фед) 1) прямая трансляция ВГТРК + местные новости 2) передача блоков тв с обязательствами трансляции в прайм-тайм 3) трансляция пакетов в удобное время Пример – Новгородское областное ТВ. Темы – акции, криминальная хроника, события местной администрации и т.д. Больше позитива. Телекомпания - единственный региональный ресурс, осуществляющий собственное ежедневное круглосуточное вещание в населенных пунктах Новгородской области. Принимает в Триколор ТВ. Сейчас появилось и радио, так что теперь это телерадиокомпания. Программы – об астрологии, жизни районов, судьбах прошедших через испытания людей и пр. |