Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Тенденции развития местной, региональной и общероссийской печати

  • 7. Типологические приоритеты аналитических печатных изданий.

  • 8. Типология онлайн-изданий.

  • Оглавление. Прям как в дипломе Даже интервал полуторный


    Скачать 291.97 Kb.
    НазваниеОглавление. Прям как в дипломе Даже интервал полуторный
    АнкорGosy.docx
    Дата16.04.2018
    Размер291.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGosy.docx
    ТипДокументы
    #18123
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    5. Медиаменеджмент: сущность и главные направления.

    Учитывая сложность представлений об экономической природе и социальных функциях СМИ, мы предлагаем рассматривать менеджмент СМИ как комплексную сферу, включающую в себя процесс принятия решений на макро- и микроэкономическом уровне для обеспечения эффективного функционирования СМИ одновременно и как экономического, и как социального институтов, а также для эффективного функционирования отдельных фирм. Исходя из этого, в управлении СМИ можно выделить два основных направления. Управление СМИ как социальной системой – макроуровень – предполагает деятельность людей, принимающих решения, по достижению желаемого результата деятельности СМИ. Используемые инструменты – это преимущественно законодательная деятельность, включающая законы о свободе слова, антимонопольное регулирование, регулированиедоступа к информации и формы выборочной экономической поддержки СМИ. Основная цель такого управления - формирование рамок для информационных потоков внутри общества, встраивающее СМИ как индустрию содержания в систему институтов национального государства. Национальные отличия макроуровней определяют и особенности медиаполитики, т. е. политики государства по отношению к СМИ. Эту политику можно рассматривать как рамки для социального управления медиаиндустрией. В условиях рыночных демократий, медиаполитика распространяется прежде всего на экономические аспекты деятельности СМИ, преследуя те базовые ценности, которые свойственны данному обществу и данной предпринимательской культуре. Так, в США чрезвычайно актуально понятие рынка, и потому СМИ рассматриваются не столько как социальный институт, сколько как «рынок идей». Поддержание конкуренции на нем это важнейшая задача медиаполитики, т. е. макроуправления СМИ. Примеры находятся легко. Антимонопольное законодательство, основанное на законе Шермана еще 1890 г ., препятствует появлению монополистов на конкретных географических рынках. Совсем недавний Закон о телекоммуникациях 1996 г. расширяет доступ на телекоммуникационный рынок любых компаний, свидетельствуя о стремлении американских законодателей поддержать рост индустрии новых СМИ. В Западной Европе, напротив, макроуправление СМИ обращает особое внимание на сохранение социального и культурного значения масс-медиа, и потому практически до конца 1980-х гг. медиаполитика была направлена на поддержание экономической и технологической монополии общественного ТВ. Именно по этой причине не выдавались лицензии на коммерческое вещания, и рекламный рынок концентрировался прежде всего в печатных СМИ. В отличие от традиционных рыночных демократий – двухпартийных, как в США или Великобритании, многопартийных, как в Германии, Франции, Италии или Скандинавии, Россия долгое время жила в условиях плановой экономики. Это не могло не отражаться на медиаиндустрии, которая действовала во внерыночных условиях. По этой причине достижение желаемого результата деятельности медиапредприятий сводилось к политическим и идеологическим эффектам, а экономические показатели медиаиндустрии не имели существенного значения. Управление предприятиями СМИ (микроуровень) совпадает с традиционными представлениями о менеджменте как управлении производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли. Это представление учитывает прежде всего экономические мотивы в деятельности СМИ. При данном подходе кажется, что не существует различий между управлением компаниями вообще и медиафирмами. Однако это неверно по существу. Производя два товара – содержание и аудиторию – для реализации на разных рынках (аудитории и рекламодатели), предприятия СМИ нуждаются в более сложных управленческих подходах, учитывающих специфику двух, столь разных рынков «реализации». Менеджеры СМИ поставлены перед необходимостью изучать аудиторию, что происходит по двум причинам. Во-первых, предлагая содержание в качестве товара аудитории, медиапредприятия нуждаются в «портрете» своих потребителей. Информационные нужды аудитории, ее потребности в развлекательном или образовательном контенте непосредственно влияют на то, о чем пишет пресса или что вещает ТВ и радио. Парадокс же заключается в том, что большинство СМИ не получают доходов от продажи содержанияаудитории. В лучшем случае – как с газетами – доходы от реализации тиража позволяют на половину (Франция) или на четверть (США) покрыть производственные затраты. Основная же часть средств на деятельность СМИ поступает от рекламодателей. Именно они и есть «вторая причина», по которой медиаменеджеры должны постоянно изучать свою аудиторию. Только предлагая рекламодателям точные и конкретные данные о демографических и потребительских характеристиках своей аудитории, СМИ могут надеяться на экономический успех. Таким образом, цель менеджмента в медиакомпаниях двояка: удовлетворить аудиторию и рекламодателей. Достигается она, однако, разными средствами. «Западная» модель медиаменеджмента. В современных концепциях управления предприятиями СМИ можно отчетливо выделить две традиции. Первая, англосаксонская, обращает внимание на управление денежными потоками и персоналом медиакомпаний, ведущее в результате к созданию соответствующих содержательных стратегий и вытекающих из них решений в сфере управления персоналом. Как подчеркивает известный американский исследователь газетного менеджмента К. Финк, «руководитель высшего звена должен быть квалифицированным в двух основных направлениях газетного менеджмента – текущей деятельности и стратегии». Автор многихтрудов по менеджменту электронных СМИ Э. Элбаран обращает внимание на то, что для управленцев СМИ прежде всего важны навыки финансового менеджмента и управления персоналом. Первые – для того, чтобы «осуществлять фискальный контроль и достигать финансовых целей, поставленных перед ними владельцами и инвесторами». Необходимостьполучения вторых обуславливается не только важностью взаимодействия с персоналом, что существенно для всех секторов, но особенно потому, что «в электронных СМИ работаетмножество профессионалов, в том числе творческих и креативных специалистов». Эти положения одинаково универсальны для менеджеров всех медиакомпаний, вне зависимости от сектора, в котором они действуют. Большинство экспертов считают, что медиаменеджеры должны уметь справляться с такими управленческими задачами, как анализ проблем (определение трудностей до того момента, как они заявят о себе) и принятие решений (накопление необходимой информации, обмен мнениями и разработка плана/стратегии действий). Подобная традиция, оставляя за журналистами определенную свободу в производстве материалов (выбор темы, ее трактовка в конкретном материале), базируется на основной экономической особенности СМИ – принципе конструирования аудитории для последующего предоставления доступа к ней рекламодателям. Многообразие конкурирующих источников информации и производителей содержания (пресс-синдикаты, фрилансеры, продюсерские компании, звукозаписывающие студии и т.п.), существующее в этой традиции, не должно обманывать. Конструирование конечного содержательного продукта возложено именно на плечи топ-менеджмента медиапредприятий. На журналистском уровне этот подход унифицирует принципы работы с новостями и аналитикой, устраняя из содержания СМИ мнения журналистов. Здесь четко проявляется процесс стандартизации, лежащий в основе англосаксонской традиции менеджмента: поскольку политически ангажированная журналистика сегодня одинаково неинтересна аудитории и рекламодателям, политические оценки и высказывания «лидеров общественного мнения» дозируются, исходя из ожиданий аудитории. Не политические силы, а потребительский рынок, с его пристрастиями и стилем жизни, диктует содержательные стратегии медиапредприятий. Медиаменеджмент в условиях политизированных обществ. Второй подход к управлению СМИ − это преимущественное выполнение политического заказа, осуществляемое на похожих принципах конструирования содержания. Однако это происходит в условиях более четкого формулирования управленцами СМИ заказа журналистам и ограничения числа конкурирующих источников новостей. Это традиция азиатская и отчасти восточно-европейская, в которой политическая власть сохраняет за собой значительную роль в прямом финансировании СМИ. Такой подход был также связан и с тем, что в плановой советской экономике формулирование государством задач, стоящих перед экономикой в целом и перед отдельным предприятием, оставалось ключевой чертой экономической жизни. В результате в условиях социализма интегрированная политико- экономическая элита и ставила перед медиакомпаниями политические задачи, и гарантировала им экономическую основу деятельности. В соответствии с данной традицией, менеджерам СМИ существенно менее важно было стремиться к достижению финансовой независимости, что особенно явно проявилось в условиях переходной экономики. Во многих пост-социалистических странах медиакомпании или дотировались новыми промышленными владельцами, или финансировались государственными структурами, в собственности которых они продолжали находиться. Скрытой формой государственного финансирования стали прямые или косвенные дотации политически лояльным СМИ. Подобная практика, однако, не является исключительно восточноевропейским опытом: во многих азиатских и латиноамериканских странах, из-за отсутствия прозрачности в медиабизнесе, предприятия СМИ часто не ориентируются на финансовый успех, а выступают неявными рупорами корпоративных интересов. Подобные формы субсидирования, естественно, не требуют от медиаменеджеров значительных навыков в сфере финансового менеджмента, но оставляют за ними ключевые функции управления информационными потоками и человеческими ресурсами. Однако по мере развития либерализации экономики потребность в таких менеджерах, которые стремятся не только выполнить политический заказ, но добиться финансовых успехов, становится все выше. А, следовательно, и эта традиция медиаменеджмента будет все больше ориентироваться на развитие более рыночных навыков у управленцев СМИ.
    6. Тенденции развития местной, региональной и общероссийской печати.

    От вертикальной и партийной – к горизонтальной и коммерческой структуре. Преобразование вертикальной и партийной парадигмы было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры советской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большинство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов. Во-вторых, распалась административно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевидения. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газеты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, соответствующая современным демократическим принципам (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций). Ставшие независимыми издания, ранее входившие в структуру центральной прессы, такие, как «Труд», «Комсомольская правда», «Известия», распространяются по всей территории России, но тиражами, во много раз меньшими, чем в начале 90-х гг. Тип центральной газеты трансформировался, утратив директивность.Получившие независимость газеты недолго оставались в руках журналистских коллективов и скоро в большинстве своем стали добычей банков и корпораций. На смену партийной прессе пришли коммерческие издания, принадлежащие различного рода холдингам, банкам, корпорациям, а это в свою очередь привело к появлению новых типов и видов изданий. Новые грани и границы типологии: пресса финансовая и бульварная. Появилось новое деление прессы, которое отсутствовало в советское время или было обозначено пунктирно: пресса элитарная, прежде всего финансово-экономическая, и пресса массовая, которая перешла по существу в категорию бульварной. Эти изменения не во всем соответствуют тем переменам, которые произошли и в мировой печати. Больше становится качественных газет, рассчитанных на более образованные круги населения. Это связано с несколькими причинами и прежде всего с изменением социального статуса многих групп в обществе, с возрастанием роли так называемых белых воротничков, которые предпочитают серьезную во всех отношениях прессу. В то же время сама качественная пресса также меняется, расширяя круг своих интересов и охватываемых проблем: наряду с традиционными разделами, посвященными искусству, печатаются материалы о возможности приобретения произведений искусства, которые могли бы представлять интерес для богатых читателей, появляются многочисленные публикации о спорте, музыке, телевидении и кино. То есть происходит некое опрощение элитарных газет. Сейчас Россия переживает бум финансовых газет, и некоторые из них по своему уровню приближаются к элитарным изданиям, выпускающимся на Западе. Первой попыталась занять нишу элитарной прессы газета «Коммерсантъ», но она не сумела объединить вокруг себя читателей из кругов финансовой элиты и стала газетой более массовой, рассчитанной в том числе и на тех, кто просто интересуется финансовыми вопросами. Попытку пересадить на российскую почву совместный продукт двух элитарных качественных газет предприняли крупнейшие западные финансово-экономические и издательские концерны – американский Доу Джонс и английский Пирсон. Газету «Ведомости» издают соперники, объединившиеся для совместных действий в России, – «Financial Times» и «Wall Street Journal». И этим подтверждается, что типология российской прессы, в первую очередь газеты, развивается примерно в том же направлении, что и в международной практике, – сказываются изменения, которые происходят в мире и в России. В мире нашей прессы, в ее типологии наряду с некоторым увеличением числа качественных изданий наблюдается процесс бульваризации, «пожелтения» многих газет, даже таких, как «Комсомольская правда» и «Известия». Бульварной в полном смысле этого слова ежедневной газеты нет, зато существует множество бульварных еженедельников весьма примитивного уровня типа «Мегаполис Экспресс». Особое место занимают издания, объединяющие в себе несколько типов, – газеты, включающие как серьезные информационные и аналитические блоки, так и разделы, граничащие с бульварщиной, рассчитанные на широкие массы читателей, позволяющие обслуживать разные слои населения и тем самым привлекать рекламу и широкий набор рекламодателей. К типу таких газет можно отнести «Московский комсомолец», который сегодня пользуется вниманием самой большой читательской аудитории в Москве и Московской области. Реклама стала настолько важным действующим фактором в мире российских СМИ, что способствовала появлению нового вида бесплатных газет, в свою очередь распадающихся по крайней мере на два типа – чисто рекламные, как «Экстра-M» и «Центр-Плюс», и информационно-рекламные, как «Метро». Глобализация и СМИ. Многие тенденции международной типологии связаны с влиянием глобализации и развития новых технологий, которые позволяют ускорить передачу сигнала в разные точки земного шара. С одной стороны, создаются глобальные газеты. Их немного, всего четыре: «Wall Street Journal», «Financial Times», «USA Today», «International Herald Tribune». Все они издаются на английском языке – языке общения международного бизнеса. Не возникло пока глобальных газет на французском, немецком и других языках. Нет такой газеты и на русском языке. Интернет и СМИ. В России пока относительно мало подключений к Интернету, но его влияние на деятельность средств массовой информации уже весьма велико. Интернет позволил многим российским газетам, радиостанциям, телевизионным каналам приобрести доступ к широкой аудитории. В качестве примера можно сослаться на владимирскую газету «Молва», имеющую тираж всего 8 тыс. экз., которая представлена электронной версией в Интернете и благодаря этому стала и общероссийской и, может быть, даже в каком-то смысле глобальной, международной газетой, которую читают в 35 странах мира. Ресурсы Интернета – открытое информационное пространство. Интернет заставляет пересмотреть отношение редакций к рекламе. Та же газета «Молва» имеет во Владимире магазин, где продаются картины местных художников, а в Интернете расположила на своем сайте репродукции этих картин, которые затем продаются виртуальным посетителям данного сайта. И этот бизнес развивается достаточно успешно. Таким образом, Интернет дает новые возможности газетам, выводя их за пределы только местных интересов. Значительную роль в российском информационном пространстве играют не только электронные версии газет, но и издания, которые существуют только в Интернете, как, к примеру, Gazeta.ru, имеющая широкую аудиторию в России и за ее пределами. Меняющиеся типологические параметры. Изменения типологических характеристик нашей прессы в целом позволяют сформулировать некоторые общие положения. Исчезла партийная пресса, появились независимые коммерческие издания, газеты мнений, элитарные газеты и массовые издания бульварного типа, которые часто относят к «желтой» журналистике, а также электронные газеты и электронные версии газет в Интернете. Эти перемены связаны с изменениями социальной структуры нашего общества, с отказом от командно-административной системы управления, с переходом нашей прессы к горизонтальной структуре и с развитием новых информационных технологий. Сейчас в прессе практически нет вертикальных структур, и новые типологические характеристики теперь связаны с ее горизонтальным разделением. Географический принцип типологии – общероссийская, центральная или национальная, региональная пресса и пресса местная – продолжает, конечно, действовать, но нет вертикали молодежной, профсоюзной прессы и т.д. Каждое издание функционирует в рамках своего региона, взаимодействуя с другими принадлежащими, например, тому же холдингу и той же компании изданиями, но в плане не столько политической, сколько экономической вертикали. На состояние современной типологии прессы оказали влияние экономические трудности. Разрушение системы городской доставки и распространения печати практически убило вечернюю прессу. Газеты, которые носят название вечерних, распространяются в основном в розницу и издаются в течение дня. В этом плане типологическое отличие «Московского комсомольца» от «Вечерней Москвы» трудно обнаружить. «Московский комсомолец» продается как вечерняя по существу газета, и уже в 7–8 часов вечера ее можно купить на станциях метро и в других местах у распространителей. Важным фактором, определяющим специфику информационной структуры, является экономическая ситуация в стране. По-прежнему рыночная экономика недостаточно развивается в сфере средств массовой информации. Практически не действуют антимонопольные законы; нет того, что называется добросовестной конкуренцией. Монополизм, в разной форме сохранившийся и в распространении прессы, и в полиграфической сфере, и в бумажном производстве, снижает возможность, а практически делает нереальным издание рентабельной серьезной газеты. Большинство изданий живет за счет дополнительных спонсорских денег, получаемых от их владельцев, поэтому тираж и популярность газет на информационном рынке не так важны, как успех в контактах с владельцами. Эта искаженная экономическая ситуация не способствует развитию журналистики и облегчает ее использование в интересах экономических группировок, основными из которых являются крупные корпорации, банки, с одной стороны, и государство – с другой. При этом государство действует на общефедеральном уровне как регулятор деятельности и владелец средств массовой информации, а на местном уровне его влияние осуществляется через местные власти – губернаторов, мэров городов и т.д. Все это препятствует выработке той объективности, которая необходима прессе, чтобы пользоваться доверием своих читателей, слушателей, зрителей. Сказываются и недостатки наших правовых документов, касающихся средств массовой информации. В закон о СМИ включено много интересных и полезных положений, но в нем не прописаны отношения журналистов с собственниками. Проблема права собственности СМИ остается невыделенной из других сфер экономики и политики. К СМИ применяются те же законы, что и к продукции пищевой, легкой или тяжелой промышленности. Между тем информационный продукт имеет принципиальное отличие. И в данном случае владелец не может не нести ответственности за соблюдение интересов общества, всех слоев населения. Наше законодательство достаточно четко очерчивает права журналиста, главного редактора, но не определяет места владельца издания в структуре средств массовой информации. Журналист защищен юридически от давления редактора. Однако в российском законодательстве отсутствуют нормативные документы, определяющие взаимоотношения редакции и владельца издания. Обращает на себя внимание обеднение жанровой палитры нашей прессы. Почти нет очерков, фельетонов. Кроме других причин, это объясняется и отсутствием профессионалов, острой нехваткой квалифицированных кадров. Особенно остра проблема журналистской квалификации сегодня, когда пресса вступает в период более стабильных отношений и появляются газеты, которые выживают и завоевывают аудиторию. Аудитория и типологический вектор региональных и местных СМИ. Высокая степень влияния на типологию средств массовой информации осуществляется через аудиторию. Значительная часть российских граждан не выписывает газеты, не покупает их в киосках, обходится только телевизионной информацией, прежде всего из-за высоких цен на газеты и журналы. Конечно, это не единственная причина падения тиражей газет и журналов. Немалое значение имеет и определенная потеря доверия к ним со стороны аудитории. Вместе с тем и низкая покупательная способность населения мешает развитию тесных контактов между газетами, журналами и массовой аудиторией. Отсутствие регулярного взаимодействия с аудиторией обедняет прессу, делает ее еще большей заложницей в политических играх, которые ведут владельцы некоторых изданий. В рамках регионов наблюдаются очень любопытные тенденции структурного характера. Местные газеты в большинстве случаев как бы распадаются на две категории: газеты для области, рассчитанные не только и не столько на областной, краевой или республиканский центр, сколько на города и поселки, находящиеся в пределах этой области, края или республики, и газеты городские. И они часто очень серьезно отличаются друг от друга, во-первых, аудиторией и, во-вторых, методами своей работы. Городская газета имеет большие преимущества для поддержания контактов с аудиторией: постоянного читателя проще приобрести в рамках города, чем области. В условиях регионализации мы видим как бы два среза, два типа СМИ. Если в Москве при всем влиянии государства на средства массовой информации эти различия не так заметны, то в рамках региональной, местной прессы деление ее на независимую, коммерческую, частную и государственную рождает существенные отличительные признаки. И поскольку в России пока не приживается принцип создания средств массовой информации, отражающих интересы всех слоев и групп населения и носящих общественно-правовой характер, то это развитие ведет к известной поляризации прессы частной и государственной, что не приносит в целом успеха газетам ни той, ни другой ориентации. В сфере телевидения конкуренция идет более живо и активно. Развитие региональной прессы требует уточнения типологических характеристик областной, республиканской, краевой газеты, всех региональных СМИ, для того чтобы обеспечить единство российского информационного пространства, когда общероссийская пресса не в состоянии доходить до читателей в регионах. На смену региональному изданию, посвященному, прежде всего местным проблемам, должны прийти такие типы изданий, которые, делая основной акцент на проблемах края, области, республики, могли бы вместе с тем активно освещать участие своего территориального образования в решении общероссийских проблем, способствовать приобщению региональной аудитории к событиям и процессам общероссийского и международного характера. В современных условиях, когда региональная пресса играет все более значительную роль и начинает укрепляться экономически, а иногда становится рентабельной, разумно было бы добиваться уточнения ее типологического статуса с тем, чтобы она могла в большей степени объективно информировать население обо всем происходящем в мире и в России. В современном же виде регионализация средств массовой информации часто по объективным причинам не способствует интеграции России и может стать одним из факторов сегментации не только информационного пространства, но и России как государства. В связи с этим уточнение, детализация, развитие типологии местных газет имеет очень важное значение. Аудитория и типологические характеристики общероссийских СМИ. Развитие общероссийских средств массовой информации имеет два направления. Одно из них связано с попыткой доставлять газеты во все регионы, что характерно для многих изданий. Другое представлено двумя московскими газетами – «Комсомольской правдой» и «Московским комсомольцем», которые стремятся издавать свои особые приложения в тех городах, где они печатаются. «Комсомольская правда» выпускает во многих регионах такие приложения. К этому же стремится и «Московский комсомолец», который перешел на выпуски своих еженедельных изданий в различных регионах России. Новым типологическим направлением является содержательная структура этих изданий – стремление соединить московское видение общероссийских, федеральных, общенациональных проблем и международной жизни с проблемами региона. Складывается принципиально иной подход, чем тот, который существовал в Советском Союзе, когда центральные газеты были сосредоточены исключительно на общесоюзных и международных вопросах. Сегодня подобные издания могут получить развитие только лишь при условии существенного повышения материального благосостояния граждан и более тесного экономического и информационного обмена внутри России. В этом смысле перспективы развития общероссийских СМИ тесно связаны с учетом региональных интересов, с созданием в общероссийских газетах некоего подобия телевизионных сетей, когда газеты, предназначенные для распространения в регионах, будут иметь, по крайней мере, свой специальный раздел, посвященный местным новостям и проблемам. Если говорить о векторах развития российской прессы, то прежде всего следует обратить внимание на необходимость установления нормальных отношений между владельцами изданий и журналистскими коллективами. От этого зависит доверие к прессе, к СМИ со стороны населения. Политизация и защита узкокорыстных интересов отдельных лиц ведут к дискредитации СМИ, к тому, что меньше смотрят, слушают, читают общероссийские СМИ. Наиболее здоровый путь совершенствования средств массовой информации – дальнейшая их деполитизация и формирование нового понимания роли СМИ как общественного института, который не может отражать взгляды и пристрастия только владельца и послушных ему журналистов.
    7. Типологические приоритеты аналитических печатных изданий.

    Аналитическая печать призвана не ограничиваться констатацией фактов, а давать их глубокую интерпретацию: объяснять причину того, что произошло, рассматривать происшедшее в контексте других событий, предлагать аудитории точный профессиональный прогноз. Аналитические публикации отражают явления с максимальной полнотой, воссоздают максимально объективную панораму событий. Благодаря тому, что аналитические материалы образуют самостоятельный корпус сложных и социально значимых публикаций, они выделены в специальную группу соответствующего жанрового направления и размещаются в печатных изданиях, адаптированных именно для решения аналитических задач. В связи с этим правомерно выделить род газетно-журнальной периодики, в которой явно превалирует объем аналитических публикаций. В числе изданий данного рода следует идентифицировать, прежде всего, такую категорию, как «большая» и «влиятельная» аналитическая пресса, отражающая эволюцию качественной печати. Необходимо рассмотреть генезис, формирование и развитие качественной газеты, ее социальное значение, место в системе деловой газетной периодики, выделить типологические признаки, подтверждающие идентичность качественного издания, а именно содержательные и формальные стороны его функционирования. За последнее десятилетие XX века произошли кардинальные изменения в типологической структуре газетно-журнальной периодики, обусловленные глубокими социально- политическими преобразованиями в стране. На информационном поле появились принципиально новые по своим целям и задачам масс-медиа. К их числу относятся информационно-аналитические еженедельные журналы: «Коммерсантъ-Weekly», «Деньги», «Эксперт», «Итоги», «Профиль», Коммерсантъ-Власть» и «Компания»1. Их новизна прежде всего определяется основополагающей задачей - анализировать сложные процессы в экономике и политике страны. Эта детерминирующая функция и определяет особое место информационно- аналитических еженедельников в системе российской журнальной периодики. Типологический подход предполагает рассмотрение объекта на трех уровнях. Прежде всего проводится типизационный анализ, позволяющий достаточно полно описать изучаемый объект с точки зрения основных типизационных черт, таких, как особенности аудитории, целевое назначение, передаваемой информации, сфера отражения, периодичность, объем, место и время выхода и др. Типизационный анализ также дает возможность определить совокупность типологозначимых для конкретного СМИ признаков. Затем по одному или двум признакам осуществляется классификационный анализ объекта5. Третий уровень предполагает структурно-функциональный анализ объекта, результаты которого указывают на его основные функции в системе СМИ. Типологический анализ в целом позволяет рассмотреть процесс становления и развития объекта - исследуемых еженедельных журналов - во взаимосвязи с информационными потребностями и ожиданиями аудитории. еженедельным журналам найти свою постоянную аудиторию и занять устойчивые позиции на информационном рынке. В условиях жесткой конкуренции эти издания в течение целого десятилетия демонстрируют успех спроектированных моделей. Новая типологическая группа представляет объект научного интереса по причине особого места и роли этой группы изданий в системе российской журнальной периодики, которые обусловлены детерминирующей задачей анализа и приоритетными сферами освещения. Информационно-аналитические еженедельники сумели найти свое лицо; стали серьезными конкурентами другим периодическим изданиям в борьбе за рекламный и PR-бюджеты ведущих отечественных и зарубежных компаний; вошли в число авторитетных изданий, оказывающих влияние на формируемую средствами массовой информации картину мира. В условиях информационного рынка, когда вопрос проектирования успешной модели издания становится жизненно важным, изучение типологических особенностей информационно- аналитических еженедельных журналов, имеющих устойчивые позиции на рынке, представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. Теоретический анализ позволяет определить типологическое своеобразие новой группы журналов в системе СМИ. Практическая ценность связана с изучением оснований их внутригрупповой дифференциации. Эти методики можно использовать при проектировании новых изданий и своевременной коррекции концепций уже существующих. В настоящее время ощущается и дефицит исследований, позволяющих выделить особенности аналитического способа отображения действительности в средствах массовой информации. Тип информационно-аналитического журнального еженедельника объединил в себе параметры еженедельника и журнала. Поэтому для анализа и корректного описания эмпирических объектов исследования, их характерных черт было важно учитывать существующие подходы к анализу аналогичных объектов. Информационно-аналитические еженедельные журналы "Коммерсантъ-Weekly", "Деньги", "Эксперт", "Итоги", "Профиль", "Коммерсантъ-Власть" и "Компания" правомерно рассматривать как единую типологическую группу. Типологозначимыми признакими для данной совокупности изданий являются: особенности аудитории, целевая задача, характер информации, синтетический формат еженедельного журнала. Эти признаки определили своеобразие новой типологической группы, ее место и роль в структуре журнальной периодики России. Появление информационно-аналитических еженедельников журнального типа является ответом на потребность широких слоев общества в практически значимой аналитической информации, выполняющей функции ориентирования в проблемных ситуациях. Отсюда и главная целевая задача этих изданий - оперативно анализировать процессы политической и экономической модернизации. Формат журнального еженедельника наиболее адекватен для решения главной целевой задачи. Повышенная для журнала периодичность -еженедельные выпуски - необходима для оперативного, актуального анализа наиболее значимых событий недели. Объем журнала также работает на решение главной целевой задачи - анализа. Он позволяет более глубоко исследовать отдельные, наиболее важные для конкретной аудитории проблемы, детально освещать значимые для нее темы и раскрывать их на страницах издания, одновременно представлять различные экспертные оценки. Сосуществование еженедельных журналов в рамках одной информационной ниши стало возможным благодаря наличию особенных, профильных черт у каждого из изданий. Они явились основаниями для внутригрупповой дифференциации и проявляются на следующих уровнях: в приоритетных для каждого издания аудиториях, темах-доминантах и сферах анализа; в разных акцентах на уровне главной целевой задачи. Особенное также находит отражение в соотношении объемов, которые занимают публикации аналитического и информационного плана в каждом из журналов; при сравнении долей публикаций, где в тексте осуществляется анализ события или явления и где представлены только результаты. В 90-е годы происходило зарождение и становление информационно-аналитических еженедельных журналов. Начало XXI века связано с их активным развитием. Издания этой новой типологической группы востребованы рынком. Уже более десяти лет на них есть устойчивый платежеспособный спрос со стороны аудитории. Наблюдая такой успех, бизнесмены инвестируют средства в аналогичные новые проекты. Зарубежные издания, близкие по основным типообразющим признакам к информационно-аналитическим журнальным еженедельникам, такие, как "The Economist", "Newsweek", "Fortune", "Business Week", "Time", "Der Spiegel", демонстрируют стабильные лидирующие позиции на информационных рынках своих стран уже не одно десятилетие. Такие устойчивые тенденции позволяют сделать вывод о том, что и в России информационно-аналитические еженедельные журналы будут активно развиваться. Однако каждому вновь прибывшему предстоит доказывать свою самодостаточность, предоставив аудитории принципиально новый проект.
    8. Типология онлайн-изданий.

    После общей постановки проблемы электронных сетей как нового вида СМИ и типологической характеристики периодических изданий Интернета пришла пора несколько глубже проникнуть в типологическую природу сетевых изданий. Первым шагом на этом пути может быть попытка рассмотреть типологические признаки, предложенные рядом исследователей печати для традиционных периодических изданий, применительно к электронным сетевым газетам и журналам. При первом же знакомстве с последними становится очевидным, что часть признаков, присущих печатным периодическим изданиям или характеризующих их, ничем не отличаются от тех же признаков в сетевых СМИ. Однако некоторые отличаются существенно, причем вполне возможен пересмотр самой типологической матрицы и даже метода исследования. Но об этом несколько позднее. Типоформирующие признаки сетевого издания в целевом отношении остаются неизменными. Поучительно обнаружить тот факт, что главный редактор известного сетевого издания - "Русского журнала" - за полгода до выхода первого номера (в январе 1997 г.), вряд ли знакомый с научными исследованиями в области журналистики, Г. Павловский в статье "К предварительной концепции журнала" определяет главные, на его взгляд, "черты модели": "журнал - КОГО, журнал - О ЧЕМ, журнал - ДЛЯ КОГО". Нетрудно заметить, что это и есть типоформирующие признаки издания - издатель, целевое назначение, читатель. Издатель как типологический признак сетевого издания в сущностном отношении остался без изменения. Его значение по-прежнему определяется в связке с другими типоформирующими признаками - целью издания и читателем. Издателями сетевой периодики (компоненты признака "Издатель") являются: учреждения, например, Институт коммерческой инженерии ("Московский либертариум"); компании - "Digital Projects Int." ("Intellectual capital"), "Advance Magazine Publishers/Condй Nast" ("Wired Magazine"); ЗАО "Специальная информационная служба" ("Факт", С.-Пб.), Издательская корпорация "Федоров" ("Кофе", Самара); частные лица - Ольга Таевская ("WWWoman", Иркутск), Иван Паравозов "Паравозов-news" и т. п. [4]. Целевое назначение по отношению к печатным изданиям в Сети также не изменилось, да и не могло измениться: СМИ есть СМИ. Основные направления те же - информирование читателей, популяризация знаний, просвещение населения, пропаганда идей и взглядов, публикация результатов профессиональной и научной деятельности и т. п. Читатель изданий сетевой журналистики отличается главным образом тем, что должен быть пользователем электронных сетей. Это накладывает отпечаток на структуру аудитории. Она пока, вследствие малодоступности к источнику информации, неадекватно отражает состав общества. Так, по возрастным категориям явно преобладают люди молодого возраста, по полу - мужчины, по территории - жители крупных городов, по профессии и интересам - программисты и пользователи-любители ("чайники"), по социальному положению - творческая интеллигенция, учащиеся и студенты. Однако, так или иначе, все категории общества все-таки представлены, речь идет лишь о диспропорциях, которые последовательно уменьшаются. В дальнейшем, с расширением доступа путем увеличения государственных вложений в информатизацию общества, расширения мест коллективного бесплатного пользования электронными сетями в библиотеках и учреждениях, снижения платы за интернет-услуги (во многих развитых странах она символическая, в некоторых отсутствует вовсе), повышения уровня компьютерной и сетевой грамотности, структура читательской аудитории сетевых изданий не будет отличаться от структуры аудитории печатных изданий. (Во всяком случае, в смысле доступа: это будет вопрос выбора). В России, как стране, стремительно развивающейся по пути сетевого прогресса, эти процессы идут исключительно интенсивно. Внутренняя структура он-лайн изданий также мало отличается от структуры печатных. Прежде всего, это исходит от единства целей и традиционного подхода издателей, создающих сетевые журналы и газеты "по образу и подобию" традиционных бумажных. Деление публикаций внутри одного выпуска производится, прежде всего, по тематическому, жанровому и проблемно-целевому принципам. Например: "Политика и жизнь", "Экономика и жизнь", "Медицина и здоровье", "Новости Сети" ("Вечерний Интернет") [5]; "Деловой мир", "Домашний очаг", "Наука/Техника", "Культура/Искусство", "Спорт" ("Листовка.Ру") [6]; "Новости", "Связь", "Настольные и мобильные системы", "Мнения", "Интервью" ("ZD Net- экспресс") [7]; "Культура", "Образование", "Ростовские портреты", "Интересные встречи", "Работа для молодежи", "Муза дальних странствий" ("Ростовская электронная газета") [8]; "Бизнес", "Культура", "Технология", "Политика" (Wired News) [9] и т. п. Жанры сетевой периодики практически ничем не отличаются от жанров бумажной прессы, о чем мы подробно уже говорили [10]. Вследствие специфики сетевой журналистики как вида СМИ несравненно более значительное место занимают краткие информационные сообщения. Среди писем преобладают письма-сообщения, письма-вопросы (запросы), письма-ответы, письма-консультации, в связи с чем, возможно, письмо в Сети перестает быть жанром аналитической публицистики, превращаясь в информационный жанр. Речь идет о преобладающей тенденции, а не об абсолюте, так как публицистическое открытое письмо также существует. В пропорциональном отношении по сравнению с бумажной прессой значительно больше обзоров и обозрений, что объясняется спецификой изданий, вынужденных выполнять навигационные функции до той поры, пока в Сети установится сложившаяся система поиска, легко доступная рядовым пользователям, а не только сетевой элите. Впрочем, в определенной степени это связано и со спецификой сетевого гипертекста. В любом случае жанры как категорию для сетевой журналистики следует исследовать отдельно. Оформление сетевых изданий, не отличаясь по функциональной направленности, имеет новые, более совершенные формы. Главная особенность в оформлении как отдельных сетевых публикаций, так изданий в целом заключается в неизмеримо больших возможностях при минимальных затратах. Фотографии черно-белые и особенно цветные в сетевом варианте выглядят значительно эффектнее. Поэтому иллюстрации электронной версии печатных изданий несравненно богаче тех, которые могут быть достигнуты в их печатных оригиналах. Полиграфическая технология не способна передать всю палитру оттенков цвета, которые позволяет воспроизвести техника компьютерного дизайна. Вероятно, нанесение красок на бумагу никогда не сможет передать, например, сто тысяч цветовых и 256 черно- белых оттенков, как это реально существует в сетевой практике. Кроме того, количество иллюстраций, включая сложные коллажи, практически неограниченно, что никакие бумажные издания не выдержат просто в силу высочайших затрат и, как следствие этого, нереально высокой себестоимости. Наконец, компьютерная технология дает огромные возможности в подборе шрифтов (несколько сот видов по сравнению с несколькими шрифтами, имеющимися в данной типографии), выделении элементов текста, верстке и макетировании. Все это дает издателю огромные возможности в осуществлении самых смелых художественных замыслов. Однако тут художественному редактору не должно изменить чувство меры: излишне перегруженные графическими элементами, даже самыми эффектными и красивыми, сайты не всегда воспринимаются читателем адекватно и часто не способствуют восприятию основной информации. (Если речь не идет о развлекательных изданиях, где часто пестрое оформление является самоцелью). Конечно, оформление должно соответствовать назначению издания. Увы, в сетевой практике техническое и художественное редактирование часто не соответствует специфике периодических изданий. Это происходит, на мой взгляд, оттого, что профессиональные технические и художественные редакторы, имеющие высшее полиграфическое образование и владеющие знаниями психологии восприятия текста, в своем большинстве уступили место самоучкам-программистам, в лучшем случае имеющим художественные способности, что, естественно, недостаточно. Наука есть наука. Разумеется, со временем это положение изменится, и новое поколение специалистов в области компьютерного художественного конструирования (а не просто компьютерного дизайна) успешно решат задачу профессионального издательского оформления. (Кстати, вышесказанное относится не только к сетевым изданиям, но и к печатным, верстка которых производится на компьютере). Стоит добавить также, что излишнее насыщение сайтов цветными иллюстрациями (например, "Журнал.Ру") затрудняет чтение вследствие длительной загрузки. Издатели никак не могут понять, что это раздражает серьезных читателей, интересующихся содержанием информации (а не картинками), особенно если они не владеют совершенным оборудованием и имеют ограниченный доступ в Интернет. Авторы сетевых периодических изданий - это, безусловно, новая категория журналистов. Точнее их следует назвать сетевыми журналистами (сами себя они называют сетевыми писателями) вследствие специфики сетевого текста, о чем разговор особый. Специфика текста заключается в хорошем знании интернетских и компьютерных терминов, различных элементов программирования, сетевого языка, представляющего собой причудливую смесь словообразований из аббревиатур, усеченных вариантов русских и английских слов. Однако главной особенностью является знание (предполагается не только авторами, но также и читателями) внутрисетевой жизни, что позволяет создавать текст экономно и рационально с точки зрения максимального выражения содержания при минимальных затратах лексического материала. Поэтому читателю, привыкшему к чтению бумажной журналистики, новичку в сетевом сообществе, нужен достаточно продолжительный промежуток времени для адаптации в новой для него среде. Уровень текстов лучших сетевых изданий весьма высок. Иногда здесь выступают и журналисты офф-лайн изданий, освоившие интернет на уровне начинающего пользователя. Некоторые из последних со временем полностью переходят в Сеть, небольшая часть совмещает авторскую деятельность и в он-лайне, и в офф- лайне. Однако основная часть авторов сетевой прессы все же являются чисто сетевой пишущей элитой. Это, как правило, большей частью все же гуманитарии, по преимуществу историки, философы и филологи, имеющие высшее образование, свободно владеющие, как минимум, английским, но часто несколькими языками. Часть авторов - из гуманитарно ориентированных программистов и математиков. Сетевая элита заботится об охране авторских прав и стремится собирать и хранить сведения о них. Делается это как в структуре самих изданий в отдельных файлах, так и на специальном сайте Содружества он-лайн изданий - "Физиономии Российского Интернета", где собраны фотографии и биографии ведущих деятелей Сети - редакторов, дизайнеров, но более всего - авторов. На сервере "Русского журнала" (как и "Журнала.Ру", и ряда других) выделен специальный сайт, посвященный авторам, где можно познакомиться с анкетными и биографическими данными, а также перечнем всех его публикаций (наименование каждой из них содержит активную гиперссылку, то есть нажатием кнопки мыши можно тут же ее прочитать целиком, независимо от того, когда она была вышла в свет. Редактор "Журнала.Ру" Е. Горный и А. Шерман в одном из сетевых изданий опубликовали статью "Инфократия, или Конец отчужденного труда", где дали характеристику сетевой элите и привели список под названием "Лучшие люди Русской Сети". Перечислю, без ссылки на авторитеты, часть сетевых авторов, работы которых произвели на меня сильное впечатление. Они просто запомнились (что, согласитесь, бывает не так часто). Это А. Андреев, Е. Вайнер, М. Гельман, С. Дацюк, Л. Делицын, Д. Иванов, С. Корнев, С. Кузнецов, В. Курицын, А. Левкин, Р. Лейбов, Д. Манин, М. Мошков, А. Носик, Г. Павловский, А. Травин и др. Разумеется, как и в бумажной прессе, кроме профессионалов выступают и простые читатели. Периодичность - один из важных и спорных признаков сетевых изданий. Его отличие в сети заключается, прежде всего, в резком сокращении сроков выхода в свет, что естественно. Число ежедневных и еженедельных изданий по отношению ко всему их количеству в процентном отношении во много раз выше того же соотношения в бумажной прессе. Но есть одна существенная особенность, которая заставляет задуматься. Как определить периодичность издания, в котором один раздел обновляется ежедневно, другой - еженедельно, третий раз в месяц, а четвертый хранит публикации по нескольку месяцев и даже годы? Среди всех видов периодичности сетевых изданий самая распространенная - еженедельная. Объем сетевых изданий отличается большим различием отдельных выпусков и неограниченностью. Издатель сетевого издания, в отличие от бумажного, может позволить себе публикацию материалов одного выпуска, в несколько раз превышающую по объему другой выпуск. Подсчитывается объем не в печатных знаках или листах, а в килобайтах, что при публикации иллюстраций и особенно музыкальных фрагментов резко увеличивает число бит информации, то есть объем не текстовой, а электронной информации. Следовательно, увеличивается время прочтения издания. С целью сокращения оплачиваемого времени сетевой связи возможна переброска полученного издания (в результате поиска в Сети или по сетевой подписке) на жесткий диск компьютера с тем, чтобы чтение (а, возможно, сохранение и печатание фрагментов) производились в любое избранное для работы время, уже вне сети. Тираж, если под ним подразумевать число читателей издания, пока представляет собой достаточно неопределенный признак. Каким образом можно подсчитать число читателей изданий? Единственный способ такого подсчета дает установка счетчика на сервере или сайте издания. Счетчики имеются и в информационно-поисковых системах, например, в популярной системе Rambler, обеспечивающей подсчет рейтинга издания по числу входов на сайт издания в сутки и числу компьютеров, с которых ведется чтение. Однако, увы, эта методика не отражает истинного числа читателей. Ведь счетчик фиксирует один компьютер, с которого осуществлен вход в издание, как одного читателя в сутки. Но в местах коллективного пользования, например, в библиотеках, одно и то же издание могут прочитать в течение дня много разных людей, а счетчик зафиксирует только одного читателя. При этом часто компьютеры объединяются в сеть, а регистрируются в системе статистики как один. Есть много и других нюансов в подсчете реального числа читателей сетевых изданий, что требует дополнительного изучения. Типологические признаки сетевых изданий в целом соответствуют принятым для печатной прессы, однако многие вопросы требуют доработки и детализации, что должно стать предметом серьезных исследований.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта