Оглавление. Прям как в дипломе Даже интервал полуторный
Скачать 291.97 Kb.
|
Теория журналистики и массовой коммуникации1. Идейно-теоретические концепции журналистики и их взаимосвязь с моделями журналистской деятельности. Модели журналистики (феодально-монархическая, религиозно-клерикальная, буржуазная, социалистическая, рыночная) : 1. Феодально-монархическая пресса воплощает в себе главным образом авторитарную концепцию . Ей были свойственны подконтрольность редакционно-издательского дела — через лицензирование, цензуру, назначение руководителей, поощрение лояльных издателей и публицистов и наказание строптивых. Свобода печати фактически принадлежала правящему сословию, а не широким слоям населения. Россия в данном отношении не являлась исключением из общемирового правила. В условиях абсолютизма в Англии, Германии, Испании, Италии и других европейских странах частной прессе было запрещено касаться политических вопросов или, по меньшей мере, трактовать их по своему усмотрению. О политике могли говорить немногочисленные официальные издания, которые определяли единый общегосударственный «стандарт» объяснения важных общественных событий и процессов. Пресса рассматривалась как орудие государственного строительства и управления делами в стране в духе политики монархической власти. Так печатное слово служило обеспечению единства и целостности государства, в том числе с точки зрения взаимодействия столицы и отдаленных окраин. В идеологическом отношении монархическую журналистику отличает прославление трона. Феодализму присущ симбиоз светской и религиозной власти, обожествление правящего режима. Формула «православие, самодержавие, народность». Феодально-монархическая пресса насыщена пропагандистскими приемами и интонациями, высокопарна, безапелляционна при утверждении официально признанных духовных ценностей. 2. Религиозно-клерикальная модель прессы имеет самостоятельное значение в системах, где церковь фактически осуществляет политическую власть. В светских государствах, конфессиональная (церковная) печать — это одно из направлений специализации по интересам части аудитории. Религиозной журналистики присущи многие черты феодально- монархической.. Конечно, у клерикальной журналистики по сравнению с феодально- монархической заметно усилена собственно религиозная направленность. Происходит как бы замещение главных фигур: вместо монарха в центре внимания оказывается религиозный лидер, вместо национально-государственного патриотизма — ценность единоверия и т.п. Клерикальная пресса отчетливо догматизирована по содержанию и способам преподнесения материала. 3. Черты буржуазной модели На ранней фазе мы имеем дело с прессой, которая непосредственно «вытекала» из идеологии Просвещения и по своему социальному существу, по конечным устремлениям носила буржуазно-демократический характер. Заявившая о себе при феодализме, будучи оппозиционной к режиму власти, она имела заостренную антифеодальную и антиклерикальную направленность, выступала против монархической власти, за утверждение бессословного равенства и гражданских свобод. Сатиричность и полемичность вообще составляли характерные особенности демократической прессы в ее противостоянии дряхлеющему феодализму. Еще одна ее особенность выражалась в насыщенности текстов нравственно-философскими, а также экономическими, политическими рассуждениями, так что публицистические произведения нередко напоминали собой трактаты или ораторские речи. В идейно-политическом отношении печать выступает как критик действий конкретного правительства, но не как ниспровергатель основ государственного устройства. С экономической точки зрения пресса становится областью выгодного помещения капитала, материальная прибыль превращается в ведущий стимул деятельности . Ключевой фигурой в журналистике является не редактор или корреспондент, а собственник СМИ. 4. Социалистическую модель журналистики зарождается в буржуазном обществе . Признак этой прессы — служение социалистической идее. В свою очередь, ядром социализма как учения служит отрицание эксплуатации человека человеком, прежде всего на путях обобществления большей части средств производства. Таким образом, печать выступает против классического капитализма с его частнособственнической природой — за глубинное реформирование строя или за революционную смену господствующей формы собственности и политической власти. В. И. Ленин сформулировал программные установки для печати нового типа. Прежде всего, основные средства производства газет переходят из частного владения в руки победившего рабоче-крестьянского большинства населения, и печать таким образом обобществляется (точнее, огосударствляется). Выступает орудием идейно- политической борьбы — в программной постановке вопроса и тем более в реальной биографии советского общества. Правящая партия строжайшим образом следила за кадровым составом редакций и содержанием публикаций, с середины 20- х годов материалы подвергались официальной цензуре. Журналистика покорно выполняла идеологические заказы, даже если они противоречили нормам морали. В то же время огромен вклад печати в культурный рост населения, в его приобщение к большому миру, и особенно это справедливо по отношению к бывшим социальным «низам». Согласно директивам партии, за предвоенные годы фактически с нуля была построена всеохватная система изданий и радиовещания, включавшая в себя журналистику и для крестьянства, и для жителей национальных окраин, и для детей, и для работников различных областей хозяйства, и т.д. 5. Модель рыночного регулирования прессы ( современная Россия) - коммерциализации журналистики, об ущербе, который погоня за рекламой наносит публицистике. Частная собственность стала определяющим фактором ее организации и функционирования. Одновременно и государственные институты не утратили ни своего финансового влияния на редакции (по причине экономической слабости большинства из них), ни намерений использовать прессу в собственных интересах. Наконец, политические союзы и движения массовым порядком создают партийные издания. Таким образом, подконтролъность журналистики ее официальным или скрытым фактическим владельцам сохранилась. Но теперь она ведет не к идейно-политическому однообразию, а наоборот — к острому соперничеству в СМИ заинтересованных групп и лиц. 2. Социальные функции и дисфункции журналистики. Социально-ролевая характеристика прессы имеет прямое отношение к определению ее функций (от лат./functio — исполнение, совершенствование). В рамках определенной социетальной системы журналистика выполняет специфические ролевые функции, которые предписаны ей, как и другим участникам процессов, идущих в данной сфере. Так, в социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующую функции, свойственные всем идеологическим институтам. Как правило, исследователи предлагают перечень важных, на их взгляд, способов функционирования журналистики. В советской науке самое широкое хождение, практически официальное признание получила так называемая триединая функция, подробно описанная в сочинениях В. И. Ленина: «Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». В 1960-е годы некоторые социологи стали выделять информационную, просветительскую, воспитательную, регулятивную, гедонистическую функции. В начале 1990-х годов руководство тогдашнего Гостелерадиокоми-тета СССР в качестве основных функций называло информирование, убеждение и утешение. Избежать разноголосицы и взаимного непонимания между исследователями можно, если к анализу функций подойти с позиций их системной группировки. Тогда встанет вопрос о выборе основания для классификации. Один из вариантов такого подхода к проблеме можно найти в трудах профессора МГУ Е. П. Прохорова. Он исходит из различия конечных результатов, к которым ведет деятельность СМИ. Соответственно формируются следующие группы функций: идеологические__________, культурно-рекреативные и непосредственно- организаторские. Интеграция составных элементов общества. Она приобретает все большее значение по мере того, как в современном мире набирает силу тенденция к объединению не только в пределах государств, но и в межнациональном пространстве. Характерно, например, что процесс создания единой Европы подкрепляется осуществлением континентальной программы «Телевидение без границ»,Для России задача сохранения единого информационного пространства стала чрезвычайно актуальной. Тенденция к дроблению страны на отдельные территории — так называемый парад суверенитетов, — наметившаяся в государственно- политической сфере, не могла не отразиться на связях, которые обеспечиваются с помощью СМИ. Для примера: в начале 1990-х годов газеты «Труд», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» с тиражами 20 млн экз. и более попадали в книги мировых рекордов, их в буквальном смысле читала вся страна. Десять лет спустя крупнейшие общенациональные издания собирают миллион или сотни тысяч читателей лишь вместе с редакциями своих региональных выпусков, каждый из которых предназначен для распространения в пределах одной местности. Фактически это разъединенные самостоятельные издания, связанные между собой только общим «материнским» именем. Объединяющее значение журналистики хорошо видно на примере национальной прессы, издаваемой за рубежом, или эмигрантской прессы. Это не очень хорошо известная широкой публике, но весьма активная участница культурной, социальной и политической коммуникации. Она предстает в различных вариантах. Функция интеграции нацелена на достижение в обществе духовного единства и согласия, в особенности по чувствительным вопросам собственности на средства производства, личной безопасности граждан, межконфессиональных взаимоотношений и т.п. В России наших дней, на фоне раздирающих страну конфликтов (к возникновению которых причастны экстремистские или недальновидные СМИ) эксперты предлагают рассматривать журналистику как своего рода согласительную комиссию, подготавливающую общественное мнение к оптимальным и бескровным решениям. На терминологически более строгом языке это называется соблюдением баланса интересов. На потребность общества в развитии направлена функция познания (самопознания), которую для него выполняет журналистика. На эту задачу работают и событийная хроника, и аналитическая публицистика. Для успешного движения вперед недостаточно знать о фактах, событиях. Необходимо, чтобы пресса своевременно сообщала о противоречиях, которые пока что не получили разрешения и потому должны привлечь к себе общественное внимание. Как считает публицист и писатель Ю. Черниченко, необходимо анализировать само движение событий, ибо «постфактумная гласность слишком часто есть соло в пустыне». Наконец, познание в СМИ несет в себе прогноз — предвидение будущего. Исследователи журналистики обнаруживают в ней проявление так называемого «эффекта Эдипа» (образ из древнегреческой мифологии). Имеется в виду, что предсказание сбывается или, наоборот, разрушается в силу того; что было высказано и услышано. Главное, чтобы познание неизменно направлялось на подлинную злобу дня, на жизненно важные для социальной системы объекты, а не на третьестепенные явления и процессы. На уровне социальных институтов и групп первостепенными становятся потребности в усилении их влияния, привлечении единомышленников и союзников, а в политико- государственной сфере—в завоевании и удержании власти. Именно здесь актуальным является рассмотрение пропагандистской, агитационной и организаторской функций журналистики. Особенно ясно это видно на материале из политической жизни. У пропаганды сложные отношения со СМИ. Даже у части специалистов она вызывает ассоциации с тенденциозным, насильственным воздействием на аудиторию, с использованием нечестных приемов подачи информации, которые объединяются понятием манипулирования сознанием. Агитация (от лат. agitatio — приведение в движение) представляет собой воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания, а также с помощью призыва и морального стимула. Она побуждает к практическому действию, нередко указывая на объект и способ приложения сил. От пропаганды агитация отличается меньшим размахом теоретических обобщений, большей конкретностью материала и оперативностью. Организационная функция «устроена» во многом по-другому. Она непосредственно нацелена на достижение определенных сдвигов в социальной практике, в поведении социальных групп, организаций, людских масс. Добиваться эффекта такого рода можно с помощью публикации (например, предлагая рекомендации по устранению недостатков в деятельности какой-либо службы), и тогда организационное воздействие предварительно проходит через сознание аудитории. Но опыт прессы доказал возможность и другого пути — через организацию непосредственного общения и взаимодействия людей. Сама по себе многоплановая деятельность по выпуску периодического издания объединяет ее участников, причем не только редакцию, но и массу других, внередакционных сотрудников. Этот потенциал целенаправленно использовал Ленин, когда в начале XX в. сделал газету «Искра» организационным центром создания своей партии. Заложенные им теоретические основы и традиции нашли продолжение в практике советской журналистики. Упомянем некоторые из ставших популярными форм организационно-массовой работы редакций: газетные конкурсы и лотереи, телемарафоны, спортивные соревнования на призы редакции, рекламные фестивали, подписные кампании, предусматривающие разнообразные контакты журналистов с потенциальными читателями. Эту тему мы затрагивали в связи с изучением обратных связей прессы. Группа функций ориентации объединяет в себе такие виды журналистской деятельности, которые способствуют социализации индивида. Часть из них носит прикладной и даже утилитарный характер (рекламно-справочная информация). Другие нужны человеку для познания окружающей среды и корректирования своего поведения в ней. Здесь на передний план выходит прогнозирование развития ситуаций (например, оценка тех последствий, которые будут иметь для гражданина экономические нововведения правительства), а также трансляция морально-этических стандартов, принятых сегодня в обществе (например, изменение моральных оценок частного торговца — от безусловного осуждения в конце 1970- х годов к осторожному интересу в середине 1980-х и поощрению в 1990-х). Другая группа личностных функций формируется на базе понятия связи с обществом и конкретными людьми: идейной, эмоциональной, организационно-деятельной. Мы видели их проявления при анализе информационно-коммуникативной роли прессы. Журналистика способна помочь читателю в поиске единомышленников, идейных союзников, которых ему, возможно, не удается встретить в своем повседневном окружении. Но незримые связи устанавливаются и в более обыденной форме: человек по материалам прессы следит за карьерой бывших сослуживцев (что особенно характерно для ведомственных изданий — например военных) или за судьбой кумиров — актеров, политиков, спортсменов. Ничем не заменимо общение со своим поколением, особенно для людей старшего возраста, которое происходит в виде телевизионных встреч, публикации мемуаров, интервью с героями прежних лет и т.п. Отдельная группа функций объединяется понятием психологической разрядки. Здесь мы встретим развлечение и релаксацию (от лат. relaxatio — расслабление), чем, к сожалению, наша журналистика уже перенасытила аудиторию. Здесь же — упоминавшаяся выше гедонистическая функция (от греч. hedone — наслаждение). В этой группе находится и функция психогигиены, направленная на сохранение и укрепление нервно-психического здоровья читателя, зрителя и слушателя. Такое излечивающее от неверия миру и людям воздействие оказывает торжество справедливости, наблюдаемое после выступлений прессы: взяточник наказан, добросовестный труд вознагражден, вместо хаоса устанавливается нормальный порядок вещей — и пусть справедливость восторжествовала не рядом с читателем, окружающая жизнь уже не кажется ему беспросветной. Психогигиеническое значение имеет и переписка журналистов с читателями. Ответ из редакции на жалобу или просьбу о совете способен разрушить стену одиночества вокруг автора запроса, нередко повышает его оценку в собственных глазах, как бы наивно это ни выглядело для снобистски настроенных редакторов. Каждая функция может проявляться с «обратным знаком», то есть давать эффект, противоположный ожиданиям. Тогда ее правильнее именовать дисфункцией. В общении с личностью дисфункциональное поведение СМИ наносит чувствительный вред обеим сторонам. Раздражение, которое вызывает у читателя игнорирование его персональных интересов, не компенсируется победами редакции на других направлениях деятельности. Напротив, точный учет потребностей аудитории способен обеспечить устойчивый спрос на издание или программу. На языке маркетинга отыскание «своего» читателя называется сегментированием рынка. 3. Социологическая культура журналиста: содержание и формы проявления. Социология (наука об обществе) – одна из общественных наук, изучающая поведение людей и функционирование общественных институтов. Профессионализм творческого работника СМИ предполагает, говоря условно, двухуровневое восприятие социологического знания: а).усвоение общеметодологических принципов научного исследования действительности в целом, теоретических представлений о социальной структуре общества, месте и роли в ней журналистики в частности; б).конкретное применение результатов социологических исследований при повышенной требовательности к надежности источников информации, учете всей совокупности данных вне зависимости от позиции журналиста, отказе от «выборочного» цитирования документов, строгом различении факта и мнения о факте. Следовательно, условием продуктивного использования новейших знаний из сферы обществоведения в труде журналиста является синтез творческого и социологического освоения социальной реальности. В настоящее время журналисты принимают активное участие в социологическом информировании аудитории СМИ. Они популяризируют как свежие представления ученых о происходящих в обществе процессах, так и конкретные, имеющие числовое выражение результаты исследований, проведенных по определенной проблематике. Все это накладывает особую ответственность на редакции за достоверность распространяемой информации такого рода. В зависимости от канала поступления социологических данных определяется их достоверность. Начинать следует с оценки канала поступления социологической информации. В зависимости от него повышается или, напротив, понижается доверие к оказавшимся в распоряжении редакции сведениям. Таких каналов пять: авторы социологических исследований сами выступают в прессе; данные от социологов приходят в редакции в виде «выжимок» или информационных сообщений, затем используются журналистами, которые полученное приводят в тексте либо в собственной интерпретации, либо почти дословно; социологи проводят пресс-конференцию – либо сами, либо вместе с заказчиками исследования, на которой распространяют краткий отчет о выполненном проекте; редакции получают пресс-релизы из органов власти либо от фирм, которые заказывали исследование, в изложении сотрудников фирмы-заказчика; журналисты самостоятельно находят социологические данные по интересующей их проблематике в научной периодике, монографиях, Интернете и пр. Далее. Надо, конечно, хорошо знать свою аудиторию, ее возможности к самостоятельному анализу представленных в СМИ социологических материалов. Нельзя забывать, что читатели, слушатели, зрители все еще с доверием относятся ко всем сообщениям, исходящим из СМИ. В публикации обязательна дата проведенного социологами исследования, метод исследования, сведения о выборочной совокупности: чьи мнения или какая совокупность населения изучались авторами исследования. В публикациях должна присутствовать ссылка на исполнителей проекта:. Бесспорно, атрибуция __________публикуемой социологической информации очень важна, но столь же существенно определиться и с приемами изложения социологических данных в прессе. Выбор приема, с одной стороны, определяется вкусом журналиста, редакционными предпочтениями, зачастую связанными с оформительскими возможностями журнала, газеты, телевизионной программы. С другой – диктуется способностью конкретной аудитории воспринимать социологическую информацию, т.е. уметь ее прочитать, интерпретировать, сделать из нее какие-либо выводы. Один из способов публикации результатов социологического исследования специалисты называют «в чистом виде» – приводятся точные формулировки вопросов, которые в анкете предлагались респондентам, а далее следуют варианты ответов и процентное соотношение выбравших те или иные варианты. Социологическое обеспечение доказательной базы журналистского текста Для совершенствования профессионального мастерства журналиста очень многое значит развитие его способностей работать с результатами социологических исследований. Использование результатов исследований – еще одна грань практического применения журналистами знаний в области социологии. Результаты социологических исследований представляют собой основу для изучения журналистами действительности и одновременно фактический материал для подготовки текстов, носящих аналитический характер. В реальности проникновение социологических данных в ткань журналистских текстов осуществляется постоянно, поскольку в наше время без исследований социологов не обходятся ни пропагандистская кампания, ни обсуждение и принятие решений органами власти. К аргументации, почерпнутой из результатов соответствующих исследований, прибегают политики, политологи, психологи, ведущие телевизионных ток-шоу. Социологические данные как элементы доказательной базы в журналистских произведениях ценны и достоверны, если они: почерпнуты из надежного источника, коррректно используются в соответствующем контексте; цитируются полностью, без принципиально значимых умолчаний. Более внимательно следует отнестись к журналистским публикациям, которые полностью опираются на социологический эксперимент, организованный и проведенный творческими работниками СМИ. Здесь источником социологической информации выступает уже сам журналист, а точнее говоря, социальная реальность, которую он увидел, проанализировал и должным образом осмыслил. 4. Взаимодействие журналистики и политики: теоретические основания и современная практика. Проблема политической репрезентации – одна из ведущих проблем, изучаемых в области демократических исследований, поскольку аспекты политической репрезентации воли населения представляют собой в совокупности важнейший параметр развития демократии как типа политического режима. Традиционно репрезентация воли, интересов и выбора граждан отражается в наборе политических партий и движений, формирующегося на основе идеологии (комплексного описания идей и идеалов в экономической, политической, социальной и других сферах). Идеологии, а вслед за ними партии и движения конкурируют в политическом поле (сторонники концепции рыночной демократии сказали бы – на политическом рынке) за возможность полнее представлять интересы релевантной гражданской группы во властных институтах. Предложенная нами в Главе 1 схема медиатизированного политического процесса (см. рис. 14) предполагает шесть типов связи между акторами в рамках системного медиаполитического взаимодействия, а также то, что медиа вмешиваются в том числе в репрезентацию социальных интересов. При учете влияния медиасектора на процессы политической репрезентации важны как позиции отдельных СМИ, так и параметры всего медиасектора/медиарынка: его политическая поляризация, насыщенность, иные структурные параметры, а также аспекты, связанные с содержанием медиатекста. Если, сужая область исследования, исключить из схемы на рис. 24 распределение аудиторных предпочтений и оставить только строки «партийный спектр» и «медиасектор», то мы получим первое, весьма приблизительное представление о том, что в медиасистеме формируется своего рода кривое зеркало текущего политического спектра. Визуализация принципа позволяет наглядно (на двух прямых) соотнести позиции партий и соответствующие (или не соответствующие) им позиции медиакомпаний. В медиалогии Запада изучение этой проблематики закрепилось как изучение политического параллелизма в СМИ (см. рис. 25). Термин указывает на то, что распределение политических пристрастий в том или ином секторе медиасистемы (например, в газетах или на телеканалах) параллельно партийно-политическому спектру, в котором концентрируются основные социальные интересы. Именно поэтому мы предпочитаем задействовать в нашем исследовании две оси, а не одну, как в зарубежных работах (Hallin, Mancini 2004). Как пишет А. Прохоров (2010), исследования политического параллелизма в европейской журналистике ведутся с середины 1970-х гг. Сперва использовалась формулировка «печатно- политический параллелизм» или «печатно-партийный параллелизм». Эти термины используется, в частности, во влиятельных ранних работах по сравнительному анализу систем коммуникации (Seymour-Ure 1974; The Сrisis… 1995). Одной из первых попыток (в 1993 г.) эмпирически измерить политический параллелизм в различных медиасистемах принадлежит исследователям Т. Паттерсону и В. Донсбаху (Patterson, Donsbach 1993). Д. Хэллин и П. Манчини упростили термин до формулировки «политический параллелизм», под которым они понимают «степень параллельности структуры коммуникационной системы структуре политической системы» (Hallin, Mancini 2004: 27), и привели примеры параллелизма не только для периодики, но и для телесектора. Сегодня продолжают встречаться формулировки «пресс-партиный параллелизм», «теле-партийный параллелизм», «медиа-партийный параллелизм» (van Kempen 2006, 2007). Мы в качестве полных синонимов будем использовать термины «медиаполитический параллелизм» и «политический параллелизм в СМИ». Изучение политического параллелизма в СМИ имеет двоякую цель. Во-первых, политический параллелизм изучается как одна из характеристик медиасистемы – в том числе как параметр, позволяющий сравнивать медиасистемы разных стран (Hallin, Mancini 2004). Во-вторых, это определение демократических эффектов политического параллелизма в СМИ, поскольку особенности политического параллелизма закономерно считаются «одним из структурных условий, в которых СМИ производят и распространяют политическую информацию» (Voltmer 2000: 1 – электронная версия), а от нее, как уже сказано выше, зависят не только политическая репрезентация, но также и политический выбор, политическая вовлеченность и формы политического частия граждан. Нам особенно важна именно эта цель. Изучение демократических эффектов политического параллелизма в СМИ определено на нами как общая цель изучения самогО медиаполитического параллелизма. Прежде чем приступать к практическому исследованию политического параллелизма в СМИ, необходимо оценить уже сложившиеся подходы. В целом современные исследования политического параллелизма в СМИ направлены на выявление демократических эффектов параллелизма, состояние параллелизма в СМИ изучается в перспективе достижения медиасистемой либерально-демократического идеала работы СМИ. Развитие медиасистем в стремлении к идеалу мыслится в русле перехода новостной и общественно-политической журналистики от парадигмы адвокатирования к парадигме арбитража в производстве политически релевантного медиапродукта. Парадигмальный переход в работе журналиста. Парадигмальное отношение к политической пристрастности СМИ и к природе демократического разнообразия представляемых мнений менялось на протяжении нескольких столетий развития медиасистем в Европе и Америке. Как пишут Д. Хэллин и П. Манчини в «Сравнении медиасистем», в современных медиасистемах демократического ареала (примерно равного евроатлантической зоне) сегодня борются две одинаково популярные исторические парадигмы, или модели, политической пристрастности СМИ (Hallin, Mancini 2004: 26). Мы назовем их парадигмами адвокатирования и арбитража. Парадигма адвокатирования, условно называемая Хэллином и Манчини «парадигмой XVIII века», состоит в открытом признании тем или иным изданием/каналом своей политической позиции и открытом адвокатировании (артикуляции, продвижении) интересов, соответствующих этой позиции. Парадигма арбитража (или «парадигма XIX века»), напротив, состоит в том, что издание/канал открыто придерживается нейтральной позиции, вставая в позицию арбитра и предоставляя читателю/ зрителю самому решать, на чью сторону вставать в том или ином социальном споре. Обе позиции обладают парадигмальным характером, поскольку с ними связан широкий ряд черт в медиасистемах стран. Так, адвокатирование как базовый принцип вызывает развитие полемической публицистики и богатого риторического стиля изложения, разделение журналистского сообщества, более тесные формы сотрудничества журналистов и политиков. Арбитраж обычно связывают с телеграфным новостным стилем, балансом источников информации, высоким градусом противостояния журналистского и политического сообществ, доминированием в медиасреде теории социальной ответственности прессы. Смена парадигмы с адвокатирования на арбитраж, по словам многих аналитиков, произошла в XIX ве. именно этот период связывают с приложением идей классического либерализма к развитию медиасистем и медиадеонтологии, что и привело к формированию в публичном пространстве новой парадигмы в журналистике. Тем не менее в разных демократических странах соотношение обеих парадигм в журналистской практике неодинаково, и с точки зрения одной из парадигм наличие элементов второй всегда воспринимается как «противостояние идеала и суровой реальности»: «Разрыв между идеалом и реальностью намного больше в таких странах, как Италия или Испания, где журналисты высказывают приверженность либеральной модели нейтральности и объективности, однако действительная журналистская практика уходит корнями глубоко в традиции партийно- пристрастного адвокатирования» (Ibid.: 13–14). Или: в США период с момента появления первых изданий примерно до конца 1830-х гг. (появления массовой коммерческой прессы) исследователи «склонны называть Темной эпохой американской журналистики» (McChesney, Nichols 2005 – электронная версия), поскольку они воспринимаются в свете того, что в тот период в СМИ доминировала парадигма адвокатирования. Следует, однако, указать, что практическое влияние новой парадигмы (формирование и интериоризация работниками СМИ нового «практического идеала» журналистики) наступило в США не ранее конца XIX века, поскольку до этого момента «независимо от географии, размера издания и его типа (коммерческие, партийные газеты, пресса ассоциаций) газеты разделяли сходные конвенции» в сфере производства новостей: как и общественная жизнь США XIX в. вообще, газеты были «проникнуты ценностями ассоциации, аффилиации и партийной пристрастности» (Ryfe 2006: 60). И, как указывает Р. Каплан, справедливо будет отнести формирование парадигмы «арбитража» к периоду между 1865 и 1920 гг. (Kaplan 2006). Так у нас появляется возможность предположить, что политический параллелизм в СМИ тоже будет иметь две формы, соответствующие двум парадигмам. Точнее, параллелизма в парадигме арбитража возникать не должно, он должен быть как бы «нулевого уровня», если ни одно СМИ не заявит о своей политической пристрастности, соблюдая внутренний плюрализм. Но в реальности дело обстоит иначе – так же, как и в вопросе политической пристрастности. 5. Профессионально-психологические качества журналиста, факторы ее формирования. 6. Психологическая мотивация журналистской деятельности. 7. Психологическая культура журналиста, факторы ее формирования. Психологическая структура личности. Данный блок модели журналиста очень многообразен: сюда входят характеристика типа личности, темперамента, характера, особенности внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей. Тип личности Публичная, постоянно связанная с коммуникацией, общением с людьми, ситуативная и адаптивная журналистская профессия предполагает экстравертный, т.е. открытый, хорошо приспосабливающийся к обстоятельствам, тип личности. Но известно, что замкнутый, сосредоточенный интровертный тип личности часто характеризует творческих людей, какими и являются журналисты. Поэтому амбивертный (т.е. объединяющий экстравертные и интровертные черты) тип личности нередок в журналистике. По данным социопсихологических исследований, большая часть журналистов — экстраверты и амбиверты. Очевидно, что репортерская профессия, профессия ведущего- модератора на ТВ требует экстравертной организации личности. А вот аналитик, публицист, работник отдела культуры может относиться к интровертному типу. Исследования показали, что экстраверты преимущественно занимаются репортерской и организационной работой, интроверты — аналитикой*.Важно при ориентации в профессии определить свой тип личности и найти специализацию, в которой возможно продуктивнее ра- ботать. Но вообще журналистская профессия способствует тому, что интровертный человек может несколько экстравертироваться. Темперамент Существует четыре типа темперамента: уравновешенный экстравертный (сангвиник), неуравновешенный экстравертный (холерик) и два интровертных: уравновешенный (флегматик) и неуравновешенный (меланхолик). Для стрессовой, напряженной открытой публичной профессии журналиста конечно предпочтительней сангвиник. Однако для репортерства, для ведущего ТВ порой подойдет и холерик (особенно для молодежных передач). А для аналитика неплох будет и флегматик, для критика — меланхолик, потому что он лучше умеет замечать в нашей жизни негативные стороны, фиксировать проблемы. Определить тип своего темперамента можно, используя тестовые методики. Характер Характер человека складывается из большого количества качеств и черт, неподдающихся перечислению. Но о некоторых качествах следует сказать особо. Это работоспособность, желание работать, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, держать свое слово, т.е. волевые качества. По многолетним социологическим опросам студентов-журналистов, которые мы проводили, обнаруживается, что именно на недостаток силы воли, работоспособности особенно сетуют будущие журналисты. К сожалению, не может быть какой-то одной модели способностей для всех профессиональных специализаций. Для репортера особое значение приобретают такие качества, как оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчивость, быстрота реакции, умение быстро переключиться с одного на другое, находчивость, особый «репортёрский нюх» на интересную информацию, сенсацию, широкая информированность и любознательность, а также выносливость и настоящее мужество. Для аналитика важны глубокая компетентность в своей сфере, глубина постижения действительности, умение рассматривать отдельные явления в их связи с другими, их сложности и целостности, объективность, способность предоставить и объективно подмечать разные позиции, диалектизм, нестандартность, независимость суждений, политическая культура и культура ведения дискуссий, способность делать прогнозы. Публицист немыслим без яркой индивидуальности, высокой доли личностного начала в творчестве, умения привлечь внимание аудитории, убедить её. Ему нужны эрудиция, ярко выраженные литературные способности, образная метафорическая речь, творческая индивидуальность, нестандартность, аналитические способности, независимость суждений. Ведущий телевизионного ток-шоу, модератор, организующий общение в студии, - это человек артистичный, обаятельный, обладающий быстрой реакцией, находчивостью, импровизационностью. Он должен иметь своё «лицо», ярко выраженную индивидуальность, уметь общаться с людьми, пришедшими на передачу в студию, быть искренним, но и уверенным в себе, раскованным, но тактичным. И конечно, хорошо владеть устной речью, иметь приятный тембр голоса и телегеничную внешность, уметь работать в прямом эфире. Одной из важнейших черт является эмоциональность, способность к юмору, иронии, «игре» со зрителями и участниками передачи. Интервьюер немыслим без коммуникабельности, внимания и интереса к личности собеседника, умения «разговорить» его, способности ставить небанальные вопросы, умело направлять беседу, самому быть интересным собеседником. [3, 103] Короче говоря, каждая из специализаций требует определённой совокупности качеств. 3.2. Мотивы, цели, функции, результаты творчества В.Ф. ОЛЕШКО «ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ» Можно, к примеру, условно выделить три основных его мотива и характеризовать их следующим образом. 1. Потребность выразить в слове всякое явление жизни и связанная с этим потребность выразить самого себя. 2. Неосуществленные стремления. 3. Увлечение самим процессом творчества. 8. Свобода печати и журналистской деятельности: концепции и практика осуществления. Ключевым понятием для решения вопроса о том, что дозволено прессе и что не допускается, является свобода печати . Свобода печати стоит в одном ряду с такими великими ценностями цивилизации, как свобода духа, мысли, совести. Данная взаимосвязь отражена в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948г.: «Каждый человек имеет право на свободу своих убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Мы рассмотрим несколько концептуальных подходов к свободе печати, 1.революционно-демократический взгляд на свободу печати. Образцом выражения идей данной концепции является статья К. Маркса. Он излагает свое понимание свободы печати. Прежде всего, печать революционна по настроению и целям. Революция народов совершается сначала не в материальной, а в духовной сфере, а пресса — «самое свободное в наши дни проявление духа». Свободная печать исторична, она призвана честно отражать реалии своего времени и способствовать разрешению социальных противоречий. Революционность и историчность объединяются понятием народности. Пресса является «зорким оком народного духа», «духовным зеркалом», служащим для познания народом самого себя. Маркс имел в виду демократическое большинство граждан и общегосударственные, а не узкие сословные интересы. Основным препятствием для осуществления этого идеала служит цензура в различных ее формах, которая отдает журналистику в монопольное распоряжение правителей, но не всего народа. Революционно-демократическая концепция в данном случае противопоставлена авторитарной. Наконец, свобода печати должна быть абсолютной — в первую очередь, абсолютно независимой от власти. Революционно-демократические идеи о свободе и равенстве в реальной истории преобразовались в нормы буржуазной демократии, когда произошла смена общественных формаций. В частности, свобода слова закреплена в конституционных актах и специальных законах, действующих в развитых государствах. Буржуазно- демократический строй некоторое время существовал и в России, между Февральской и Октябрьской революциями 1917 г. 2. В противовес революционно-демократическому взгляду сформировался предпринимательский подход к свободе журналистской деятельности. свободу печати превосходной вещью и предложили приравнять ее к промысловой свободе. Собственник газеты подчиняет себе литераторов, которые привыкают смотреть на работу как на самоцель, а не средство выполнения обязанностей перед обществом. Но он не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать. 3. Классово-политический подход к свободе печати обычно выступает на передний план в моменты острых социальных столкновений. присутствует в идеологии пролетариата, стремящегося отнять власть и собственность у буржуазии. Отчетливее и острее других теоретиков это выразил В. И. Ленин заявил о принципиальной невозможности существования абсолютно свободной печати, как и иной духовно-творческой деятельности. Тогда же он потребовал, чтобы вся партийная литература (печать) была открыто подчинена партийному контролю. Здесь надо заметить, что, вопреки последовавшим позднее толкованиям, Ленин специально подчеркивал: речь идет именно о партийной литературе, а не о всякой печати вообще. Такое решение вопроса прямо было связано с идеями о диктатуре пролетариата, оно мотивировалось тем, что враги рабоче-крестьянского государства были в тот момент сильнее его — и внутри страны, и в мировом масштабе. Пока продолжается борьба классов, печать остается оружием, которым опасно было бы делиться с врагами. Нормативно-правовой подход к свободе печати предполагает точное определение взаимных обязательств, возможностей и ответственности прессы, государства, юридических лиц, граждан в процессе массово-информационной деятельности. Эти положения закрепляются в международных договорах, национальном законодательстве, административных решениях, этических кодексах и других регулятивных документах. Первое по значимости место среди них занимают законы. Такой подход принят в качестве главного в большинстве развитых стран, в том числе и в России. Первый в нашей стране закон о СМИ носил название «О печати и других средствах массовой информации». Он был принят в СССР в 1990 г. В основе его концепции лежали свобода массовой информации, отмена цензуры и правовое регулирование журналистской деятельности в различных ее видах. В РФ с 1992 г. действует, с дополнениями и изменениями. Закон «О средствах массовой информации». Он опирается на действующую Конституцию РФ.В Конституции закреплены принципиальные основы информационного права: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных ее проявлениях, беспрепятственное движение информации, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24) и др. Самое существенное положение, изложено в ст. 1: «В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации». Ограничение прав общества выражается, прежде всего, в том, что не допускается цензура СМИ, т.е. требование от редакции предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно — наложение запрета на распространение сообщений и материалов (ст. 3). Со стороны прессы не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны (ст. 4). 9. Система информационного права Российской Федерации. Чтобы разобраться в тексте Закона РФ 1992 г. «О средствах массовой информации», надо выделить те отношения, которые складываются между участниками информационного обмена. Структураотношений такова: общество и государство — СМИ; учредитель и издатель — редакция СМИ; редакция — автор; редакция и автор — «действующие лица» публикации (граждане и юридические лица); редакция и автор — источник информации; СМИ — население (граждане) и др. 1. Одним из важнейших является вопрос о взаимодействии редакции и учредителя средства информации. Действующее законодательство предусматривает, что учредитель имеет возможность влиять на содержание СМИ в пределах, допускаемых уставом редакции и (или) договором с ней. Этими документами может быть предусмотрено утверждение программы редакции, назначение и освобождение от должности главного редактора, участие учредителя в распределении прибыли, приостановка и прекращение выпуска издания. В остальном редакция работает на основе профессиональной самостоятельности. Какое-либо прямое вмешательство в ее производственную деятельность недопустимо и карается по закону. 2. В Закон включены положения, определяющие отношения редакции с аудиторией: граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, должностных лиц (ст. 38). Отступление журналистов от принципа правдивости. Законодательство освобождает редакцию от ответственности за распространение ложных сведений только в тех случаях, когда они были получены из официальных источников, от информационных агентств и пресс-служб, являются дословным воспроизведением выступлений на официальных собраниях или были публикованы без предварительного редактирования (например, в прямом эфире), а также если воспроизводят выступления других СМИ. Закон защищает права тех людей, кто становится объектом журналистского интереса. Ст. 152 Гражданского кодекса гласит, что гражданин или организация вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь и достоинство сведений, если распространитель не докажет, что они соответствуют действительности. Закон «О средствах массовой информации» является центральным звеном правового регулирования в области СМИ. Его содержание конкретизируется и развивается в других законодательных актах, которые затрагивают относительно частные аспекты журналистского производства. К их числу относится Закон «Об авторском праве и смежных правах» (1993), описывающий нормы взаимоотношений по поводу использования текстов произведений, включая их публикацию в прессе. На отношениях, регулируемых авторским правом. Редакция и автор связаны сложнейшей сетью взаимных обязательств. В Законе «О средствах массовой информации» перечислены права журналиста. В частности, он может отказаться от подготовки за своей подписью сообщения, противоречащего его убеждениям, излагать личные суждения и оценки в материалах, предназначенных к распространению за его подписью, использовать либо собственное имя, либо псевдоним и т.д. Детально отношения внутри редакции регламентируются трудовыми договорами, контрактами и иными соглашениями производственно-трудового характера. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» существенно дополняет и расширяет эти положения. Его действие распространяется не только на произведения журналистов, но и на другие материалы, включенные в редакционный производственный оборот. В общем плане в объект авторского права включаются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Сами по себе права образуют несколько групп. К личным неимущественным правам относятся: право авторства, право на имя, на обнародование произведения, на защиту репутации автора. Некоторые из них не переходят по наследству и не передаются другим лицам. Ссылка на автора обязательна при цитировании и воспроизведении текстов и изображений, даже когда не требуется его согласие на использование уже обнародованного произведения. Имущественные права включают в себя право на воспроизведение (повторную публикацию и др.), на распространение, на импорт, на передачу в эфир, на перевод, на вознаграждение (если таковое предусмотрено договором с редакцией), на переработку произведений и др. Любому объекту авторского права гарантирована неприкосновенность, если не получено согласие автора на внесение изменений. Авторское право действует в течение всей жизни создателя произведения и еще 50 лет после его смерти. Закон «О средствах массовой информации» находится в тесной координационной связи и с другими нормативными правовыми актами. Так, Закон «Об обязательном экземпляре документов» обязывает редакции бесплатно доставлять экземпляр своей продукции в библиотеки, фонотеки и другие хранилища Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ» определяет порядок использования средств информации официальными лицами и учреждениями, от президента до отдельного депутата. Важно уяснить, что ценность нормативно-правового подхода к свободе прессы должна обеспечивать баланс интересов всех социальных субъектов, причастных к деятельности СМИ. |