Главная страница
Навигация по странице:

  • «через сознательную технику - подсознательное творчество»

  • Вам привет от Станиславского!

  • Кокорин.Вам привет от Станиславского.. Оглавление Стр


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеОглавление Стр
    АнкорКокорин.Вам привет от Станиславского..doc
    Дата28.12.2017
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКокорин.Вам привет от Станиславского..doc
    ТипДокументы
    #13395
    страница10 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Классический. Он основан на ор­ганических закономерностях по­строения произведения, опираю­щихся на его сюжет, тему, идею...

    Следовательно, и способ реализа­ции классической композиции дол­жен быть... органическим, то есть естественно вытекающим из авторской темы и идеи, из авторского способа отбора действий, событий и фактов произведения, его жанра, конфликта...

    Конечно же, при поиске и реализации композиционного решения, как и при мизансценировании, без предварительной «разведки умом» не обойтись. Но в обоих случаях излишняя «теоретизация» может оказать творческому процессу медвежью услугу - перегрузить (или «засушить») композицию (и мизансцену тоже). Правильнее будет - «мыслить действенными категориями», то есть думать и действовать «пластическими средствами вырази­тельности» (на площадке, в движении, вместе с актерами).

    Много задач необходимо решить, рабо­тая над композицией.

    Выделим основные:

    средствами построения добиться четкого, выразительного разви­тия действия, согласно авторс­кой идеи, природы конфликта произведения, его жанра... исключить «сюжетные излишест­ва», тормозящие развитие сквоз­ного действия, и не допустить своих собственных ненужных «декоративных украшений»... выделить художественными средствами выразительности ударные кульминационные моменты, работающие на идею и образ спектакля, фильма.

    Одним из самых действенных, эф­фективных приемов композиционного выделения является повтор. Вспомним еще раз сцену из кинофильма «Баллада о солдате»: дорога, уходящая за гори­зонт, не сводя с нее глаз, смотрит вдаль мать солдата. Так начинает свой фильм режиссер-постановщик. И по­добной же сценой заканчивает его.

    Убедительный пример уместного, профессионального использования од­ного из главных приемов композици­онного выделения «ударного кульмина­ционного момента, работающего на идею и образ фильма». Благодаря по­втору мизансцены «мать ждет сына-солдата», образ матери в финале под­нимается до высокого обобщения: это Родина-мать ждет своих сыновей...

    Прием повтора очень разнообразен средствами исполнения. Он может быть проявлен в словесном действии («репризы»), в музыкальном оформле­нии («возвращение к теме», «акцент»), в живописи и архитектуре спектакля, фильма...

    И последнее: композиция может быть законченной, как, например, у Шекспира в трагедии «Ромео и Джуль­етта». Но если не поставлена «точка», это вовсе не значит, что композиция не доработана. Почти все пьесы Чехова заканчиваются многоточием, а то и вопросом. Вроде бы, сюжет, действие «не исчерпали себя», но композиционно произведения завершены, их авторская идея нам ясна.

    Такие композиции и считаются (называются) незаконченными, но завершенными.

    Пора и мне завершать свою работу. Конечно, «законченной» её считать нельзя. Хотя бы потому, что «Познание и развитие "системы Станиславского", - как говорила Мария Осиповна Кнебель, - бесконечный процесс познания и развития законов творчества, самосовершенствования». Моя же задача была более скромной: изложить основные элементы «системы» в их естественной связи и последовательности как единую программу для удобства её изуче­ния и практического применения.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Мы неоднократно и справедливо подчеркивали значение «системы Станиславского» - как важно знать ее и умело ею пользоваться на профессиональном уровне. Иначе и быть не должно: режиссерам и артистам нужно знать законы своего искусства, законы творчества. Только овладев методом действенного анализа, всеми основными элементами «системы», ее главнейшим приемом «через сознательную технику - подсознательное творчество»,- только тогда можно подняться на вершину своей творческой профессии! Только тогда режиссерам станет подвластно создание глубоких по содержанию и классических по форме спектаклей и фильмов, актерам - перевоплощение, создание образов!

    Обходиться сегодня без «системы Станиславского» - это непростительная «бесхозяйственность». Это значит жить по старинке, это все равно, что иметь самые современные высококлассные летательные средства, но пытаться летать на крыльях Икара.
    Если кто-то из вас ошибался - не страшно. Страшно повторять, множить свои ошибки. Никогда не поздно начать работать по-новому. Только для этого необходимо волевое усилие и твердое решение: «Сегодня - первый новый день всей моей оставшейся творческой жизни!»

    Не верьте бреду иноверцев, будто в своем отечестве пророков нет. Есть у нас пророк - Станиславский! Берегите его учение, не позволяйте искажать, владейте им и развивайте его!

    Желаю удачи, творческих побед! Вам привет от Станиславского!




    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта