Главная страница

Кокорин.Вам привет от Станиславского.. Оглавление Стр


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеОглавление Стр
АнкорКокорин.Вам привет от Станиславского..doc
Дата28.12.2017
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКокорин.Вам привет от Станиславского..doc
ТипДокументы
#13395
страница4 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


«Оценить события и факты - это значит найти в них скрытый внут­ренний смысл, их духовную сущ­ность, степень их значения и воз­действия, найти ключ для разгадки многих тайн «жизни человеческого духа» роли, скрытых под фактами пьесы».

Сразу не терпится выяснить: как определяются события и что значит их скрытый внутренний смысл».

Прислушаемся к совету М.О. Кнебель:

«Оценивать события и факты нужно через конфликт».

Следовательно, именно сейчас, на подступах к событиям и фактам, нам необходимо задержать свое внимание на конфликте.
КОНФЛИКТ
«В каждой пьесе, - продолжает раз­вивать свою мысль Кнебель, одни дей­ствующие лица стремятся к одному, другие - к другому, разные цели. Вследствие этого происходят столкно­вения. Определить причины их столк­новений, понять цели и мотивы поведения тех и других персонажей - значит, понять пьесу, верно определить идею произведения».

Сделаем первый вывод: Конфликт - это столкновение противоборствующих сторон, каж­дая из которых заинтересована в удовлетворении своих интересов.

Стало быть, конфликту, его обострению, вспышке, должна предшес­твовать такая ситуация, в которой и обнаруживается, что мнения персона­жей, их взгляды по какой-то причине диаметрально противоположны. С этой «ситуацией», как известно, мы знакоми­лись в предлагаемых обстоятельствах.

Итак, зафиксируем, от чего за­висит сила напряжения конфликт­ной ситуации:

- от предлагаемых обстоя­тельств, которые мотивируют причину разногласий;

- от исходного события, которое обостряет конфликтную ситуа­цию;

- от значения проблемы для каж­дой из сторон, заинтересованных в ее решении в свою пользу;

- от характеров персонажей: чем «южнее и ярче характеры, тем острее борьба.

Безусловно, следует учитывать и возрастные данные персонажей, их умственный и культурный уровень развития, что не в малой степени определяет способ решения кон­фликтной ситуации, способ ведения борьбы.

И еще запомним:

Конфликт - это опора действия. Конфликт, как правило, является причиной события, но может быть и следствием события, свершившегося "действенного факта".

Раньше мы уже говорили о «беспре­рывности» развития действия

о сквозном действии. Упоминали и о контрдействии, которое «питает и усиливает сквозное действие, придает своей конфликтной неизбежностью остроту и динамизм драматическому развитию событий».

Думаю, вы уже поняли, почему именно здесь, находясь в «зоне конф­ликта», я вспомнил о контрдействии. Потому что все, что касается кон­фликта, в полной мере относится и к контрдействию. Оно находится в та­кой же прямой зависимости и от пред­лагаемых обстоятельств, и от исходного события, от характеров персона­жей, и т.д.

Нужно особо отметить еще один важный фактор: этих двух анта­гонистов (действие и контрдействие) «объединяет» один общий конф­ликт, который вспыхивает в исход­ном событии и угасает (разре­шается) лишь в главном событии, в кульминации.

В дальнейшем эти взаимозависимые «спутники» будут постоянно «выходить с нами на связь» при анализе примеров на ту или иную тему. А сейчас, в заключение данной темы, еще раз, коротко о сути конфликтной ситуации.

Конфликтную ситуацию создают острые разногласия двух сторон. Эти разногласия, по природе своей, настолько противоречивы, конфликтны, что готовы проявиться, вспыхнуть в любой момент. Остается поднести спичку - и бочка с порохом взорвется. Этой «спичкой» и является событие.
ВИДЫ СОБЫТИЙ
Напомню предупреждение Стани­славского, оно уместно и здесь:

«Разбирая пьесу, избегайте опасной ошибки — не отвлекайтесь на мелочи, которые могут увести в сторону. Прежде всего, на основе анализа нужно определить и понять крупные события».
Вот они - КРУПНЫЕ СОБЫТИЯ:
исходное; основное; главное.
Как их определять?

Что значит «исходное»? Ну, скажем, исходная позиция»» в танце - чего

проще: позиция, с которой начинается движение, танец. То есть в данном

случае - «начальная позиция», первая. Или возьмем «исходные рубежи»:

"войска вышли на исходные рубежи" - те рубежи, с которых начинаются,

"исходят" военные действия.

Следовательно, в буквальном смысле:

- Исходное событие - это перво­начальное (первое, начальное) событие, от которого исходят все последующие действия и другие события.

Следует постоянно помнить, что от точности (меткости) определения исходного события зависит весь даль­нейший анализ литературного произведения, установление единственно верных побуждений всех персонажей, попадание в главный конфликт, в жанр... Исходным событием, как «ком­пасом», можно и следует контролиро­вать, не ушло ли действие в сторону, не допущена ли ошибка в определении последующих событий.

Предположим, если опять обратить­ся к нашей басне, что «Бороне где-то Бог послал кусочек сыру» - это и есть исходное событие.

Проверим свое предположение. Для этого воспользуемся простейшим спо­собом - «вычитанием»: не было бы сы­ра - не было бы этой басни, или она была бы совсем о другом, другой была бы и фабула, согласитесь. Сделаем проверку анализом. Чем продикто­ваны, мотивированы действия персо­нажей? Конфликт возник из-за чего? Ответ бесспорен: все связано со зло­получным сыром - все действия персо­нажей, главное событие, мораль басни (идея автора). Значит, делаем вывод: исходное событие мы определили вер­но.

А может, найдется сомневающийся и предположит: «А не встреча ли плу­товки с вороной - исходное событие?»

Л тоже задам ему встречный во­прос: «А если бы у вороны не было в клюве «кусочка сыру», что бы привлекло внимание лисицы, «пустая» ворона? Ведь в этом случае изменились бы предлагаемые обстоятельства, исчез бы конфликт - получилась бы другая басня, с другой идеей...

Так вот, если вороне где-то (за кулисами) удалось раздобыть на завтрак "кусочек сыру" - исходное событие басни, то встреча с лисицей - будет основным событием, потому что именно во время этой встречи и происходит основное действие: поединок двух персонажей, завершающийся в своей кульминации главным событием - во­рона, так долго упорно молчавшая, каркает, разевает рот и теряет сыр, которым завладевает лисица. На этом примере мы легко убеждаемся, что главное событие «совпадает» с кульминацией. Скажем более категорично: главное событие всегда находится в кульминации. Пора сделать некоторые выводы:

исходное событие может про­изойти вне границ прописанного сюжета («за кулисами», «за кадром», что, заметим, бывает крайне редко).

- исходное событие, как правило, происходит непосредственно в «гра­ницах» произведения.

Какой вариант лучше для произведения и для его анализа, судить об этом «вообще» - нет смысла, пустое занятие. Но при любых вариантах местона­хождения исходного события, следует помнить:

- исходное событие должно быть конфликтным для всех пер­сонажей;

- исходное событие мотивирует все последующие действия всех персонажей (именно это исходное событие вызвало именно эти их действия);

- от меткости определения исход­ного события зависит вся последующая работа по анализу данной пьесы, произведения.

Что мы еще узнали на данный момент?

О главном событии:

ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ - это такое событие, в котором конфликтность отношений между персонажами достигает наивысшего напряжения, после разрешения которого кар­динально меняются их последующие действия, их взаимоотношения.

Главное событие заключено в кульминации пьесы, произведения.

Если исходное событие и главное событие являются, как мы уже можем констатировать, решающими для дра­матического произведения, то какое же значение имеют основные собы­тия? И еще напрашивается вопрос: а что, помимо основных событий, разве нет иных событий, которые, скажем, "не тянут" на основные, не столь значи­тельные? Разумеется, есть и не мало.

Приступая к анализу пьесы (сцена­рия), мы, по настойчивому совету Станиславского, должны, прежде всего, определить и оценить наиболее круп­ные события - в их последовательно­сти и взаимодействии. На этом, на­чальном этапе анализа, все события как бы уравниваются одним общим по­нятием: основные, крупные. Но в дальнейшем, после углубленного анализа поступков персонажей и причин, побудивших их к тем или иным дейст­виям, мы можем установить, что, на­пример, событие, послужившее для всех персонажей объединяющим кон­фликтным фактором, предопределив­шее те действия, которые они совер­шают, и является исходным событием. А событие, в результате которого в корне изменились взаимоотношения персонажей, их последующие дейст­вия, - главное. Все остальные события (основные и не основные) так и оста­нутся в своей прежней «должности», что ни в коем случае «не унижает» их достоинства, не умаляет важности их непосредственного значения для пье­сы, для ее анализа.

А сейчас, приближаясь к примеру, дадим слово М.О.Кнебель, чтобы она обобщила, подытожила пройденную нами тему:

«Все подробности жизни героев, их прошлое, обстановка, в которой они живут или жили, все то, что составляет их внутренний мир, их поведение, их мысли и чувства, все, что постепенно формировало их индивидуальность, все это - предлагаемые обстоятельства жизни героев. Но вот в этой жизни случается что-то, что все меняет, - вы­зывает новые мысли и чувства, застав­ляет по-новому всматриваться в жизнь, меняет русло этой жизни. Это проис­шествие мы и называем событием. Наиболее крупные, наиболее значимые события, выстраивающие, обусловли­вающие основные вехи в развитии драматургического действия произве­дения, являются основными события­ми».

Чтобы не путать событие с предла­гаемыми обстоятельствами, следует - для контроля - пользоваться «факто­ром времени».

М.О.Кнебель объясняет это так:

«Пережитые события, подернувшись пеленой времени, из событий превратились в предлагаемые обстоятельства».

Возьмем такой пример: рождение ребенка. Сколько трудностей (предла­гаемых обстоятельств) должны пре­одолеть ОН и ОНА, прежде чем в их жизни произойдет событие - рожде­ние ребенка! Но, постепенно «пережи­тое событие, подернувшись пеленой времени, из события превращается в предлагаемые обстоятельства», кото­рые, опять же «со временем», по мере роста ребенка, непременно будут ме­няться. И вот наступает время, такие предлагаемые обстоятельства, когда ребенок впервые идет в школу. Собы­тие? Для семьи - конечно!..

Но воспользуемся данным примером и немного разовьем эту ситуацию. Итак, рождение ребенка стало для се­мьи событием, возможно и главным, по крайней мере, на этом этапе жизни. А для соседей? Ну, если представить, что они живут за хорошо прослушиваемой панельной стеной, и плач ребенка до­нимает их каждый день? При таких предлагаемых обстоятельствах, ока­жется, что и для соседей «рождение ребенка» станет событием... исходным. Исходя, начиная с которого у них нач­нется совершенно другая полоса жиз­ни. Какая именно - необъятный про-

стор для фантазии, направить которую сможет в первую очередь знание ха­рактеров персонажей. Так, кстати, ут­верждают и психологи: только познав характер человека, можно с опреде­ленной долей уверенности предсказать его поведение.

Итак, приступая к анализу произ­ведения, определяя и оценивая со­бытия (и основные моменты дейст­вия), необходимо обращать самое пристальное внимание на постоян­ную «изменчивость» жизненных кол­лизий, предлагаемых обстоятельств, на изменения в поведении персона­жей, на проявление в связи с этим все новых и новых «конфликтных факторов», являющихся решающими «двигателями» драматургической ос­новы литературного произведения.

И еще следует помнить: возникно­вение и накопление целого ряда определенных обстоятельств подго­тавливает (и провоцирует) появле­ние последующих за ними тоже оп­ределенных событий. Такие события, развивающиеся в динамике драматур­гического действия, Станиславский на­зывал действенными факторами. Смена этих действенных факторов (од­них - другими), происходящая в сюже­те по мере его развития, и помогает нам установить границы событий, если они умышленно «не размыты» автором. Это же правило (условие) в полной мере относится и к «основным момен­там действия», что подчеркивает их неизбежную «творческую взаимосвязь» основных событий и основных мо­ментов действия.

Режиссеры театра и кино, знающие "систему", метод действенного анализа, давно уже оценили практическую выго­ду от этой «творческой взаимосвязи»: параллельно с основной аналитической работой по содержанию произведения, они, режиссеры, как бы по пути, подспудно изучают и самую форму произведения, принцип его построе­ния, познают закономерности развития его сюжета, темпо-ритма, жанра, нако­нец. Режиссеры знают важнейший закон диалектики: «Организация со­держания - это и есть переход со­держания в форму». Следовательно, изучая форму, познаешь содержание.

Что же нам поможет «изучить форму» произведения?
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ:
- экспозиция;

- завязка;

- развитие действия;

- кульминация;

- развязка.

Еще раз, пожалуйста, взгляните на этот столбик. А теперь - на его вари­ант, расположенный ниже:

- экспозиция и завязка;

- развитие действия;

- кульминация и развязка.

Сравните. Разница не велика. Она лишь в том, что в первом варианте -пять позиций, во втором - три, причем они не сокращены, их объединили: первую со второй, четвертую с пятой. Принципиального разночтения здесь нет. Указал второй вариант только по­тому, что некоторые режиссеры счи­тают его более удобным в работе. Главное - не допустить ошибку в опре­делении основных моментов действия, не перепутать их местами. Такое случа­ется, когда режиссеры неверно опре­деляют основные события.

В одном из своих «отступлений» я уже «конфликтовал» с кинорежиссером А.Миттой по поводу его учебника для студентов ВГИКа.

Теперь у меня более конкретная причина продолжить развитие «кон­фликтной ситуации».

Разбирая в своем учебном пособии трагедию «Ромео и Джульетта», Митта определяет исходное событие так: "Вражда двух родов - Монтекки и Капулетти", то есть совершает грубейшую ошибку. И далее, опираясь в своих рассуждениях на ошибочно уста­новленное им исходное событие, он гак же ошибочно, что уже вполне закономерно, определяет и главное событие пьесы: «Примирение двух враждующих родов».

Конечно, если ставить спектакль (фильм) о вражде, то тогда Митта прав, и тогда в его спектакле (фильме), во всех основных моментах действия, в центре всех основных событий - конфликтные перипетии Монтекки и Капулетти: их беспрерывные козни, постоянные встречные выпады, дуэли и т.п., а Ромео и Джульетта, с их любовью и борьбой за нее - на за­дворках режиссерского внимания! Тогда и название пьесы Митта должен изменить на «Монтекки и Капулетти». Но ведь у Шекспира в центре его внимания - любовь! И главным, дви­жущим все действия персонажей, явля­ется конфликт двух влюбленных мо­лодых людей с дикими феодальными устоями своих родов, представителями которых они и являются. И стало быть исходное событие этой (шекспиров­ской) трагедии — любовь (а не вражда), вспыхнувшая любовь Ромео и Джульетты! Вот прежде всего по какой линии идет развитие сквозного дейст­вия у Шекспира. Все «родовые козни» (препятствия) - в контрдействии. А «вражда двух родов» - это предлагае­мые обстоятельства! Монтекки и Капулетти ведь не вчера стали врагами. Да, когда-то между ними прошла «черная тень», возникла взаимная ненависть, произошло первое (возможно, крова­вое) столкновение. Это и был тот «дей­ственный фактор» - исходное событие, повлиявшее на их дальнейшие взаимо­отношения. Но сколько воды утекло с тех пор? Да и по поступкам всех пер­сонажей совершенно ясно «читается», что вражда эта многолетняя (если не вековая)!

Митте стоило лишь проверить «свое» исходное событие «фактором времени», и он бы избежал ошибки.

Извлечем и мы соответствующий урок из этого примера.

А теперь дальше, по нашей теме. Сделаем необходимые обобщения и краткие выводы.

В экспозиции и завязке автор, как правило, прописывает предлагаемые обстоятельства и дает одно из основ­ных крупных событий - исходное со­бытие, являющееся конфликтным источником. «Узелок на память»: от точности по­падания в исходное событие зависит точность определения всех последую­щих действий, событий, авторской идеи и т.д.

Пример определения исходного со­бытия в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»: встреча героев на балу, вспыхнувшее взаимное чувство любви. Предлагаемое обстоятельство уже из­вестно: вражда семей Ромео и Джуль­етты.

В развитии действия (что в любом произведении занимает большую часть) - дальнейшее обострение конфликтной ситуации: тайное венчание Ромео и Джульетты, смерть Тибальта, бегство Ромео из города; Джульетте грозит венчание с ненавистным ей графом Парисом; Джульетта по совету монаха Лоренцо принимает сильнодействую­щее снотворное, ее «хоронят» в скле­пе...

В кульминации, являющейся самой острой фазой в развитии конфликта, происходит решающее переломное событие по линии сквозного дейст­вия: Ромео, не получив от монаха «пре­дупреждающего письма», оказывается в склепе раньше, чем просыпается Джульетта; утратив смысл жизни без возлюбленной, Ромео принимает яд; ожившая Джульетта, увидев мертвого Ромео, тоже убивает себя. Теперь они вместе навсегда, теперь их никто не сможет разлучить. Бот оно, главное событие трагедии: смерть во имя люб­ви! Они не отказались от любви, не предали свои чувства, друг друга, не­смотря ни на что! Они ушли из жизни со своей любовью! Их смерть - вызов родовой вражде, феодальному мрако­бесию, даже - победа!

В развязке, заключительной стадии сюжетного развития, обычно заканчи­ваются, находят «свой финал» все дей­ствующие лица, происходит, по тео­рии драмы, «окончательное разре­шение», проще - завершение расска­занной истории.

Шекспир завершает свою историю тем, что сталкивает лбами сбежавших­ся в склеп родственников Ромео и Джульетты. Раньше-то они видеть и слышать друг друга не могли, а теперь столпились, сблизились над телами своих детей плечом к плечу - общее горе их объединило. И они дают клятву жить в мире. Какая страшная цена это­го примирения! Какое за ним звучит мощное шекспировское проклятье людским распрям, вражде - «губителям любви и счастья!»

Прежде чем закончить разговор об основных моментах действия и основ­ных событиях, считаю необходимым привести еще один пример, когда ав­тор умышленно сокращает экспози­цию. Почему? С какой целью?

Только давайте сменим жанр - об­ратимся к комедии, к «Ревизору» Нико­лая Васильевича Гоголя.

Помните, как автор лихо начинает свою комедию: господа, мол, мои хо­рошие, в смысле, ворюги ненасытные, сволочи порядочные, хочу пощекотать нервишки ваши ожиревшие - к вам, к нам, едет... инспектор... налоговой полиции! Ха-ха, гы-гы!

Надеюсь, к моему шутливому на­строению вы отнеслись снисходительно: над комедией ведь работаем - в комедийном жанре и надо ее анализи­ровать.

Нет, согласитесь, каково начало, на каких рысаках въезжает Гоголь в сю­жет без всякой предупредительной экспозиции. Сразу, как из ружья, бабахает конкретной завязкой! И мэр у не­го, то бишь городничий, тоже без вся­кой деликатности, взял да и шарахнул всем по кумполу исходным событием! Ну, конечно-конечно, это для нас с ва­ми оно «исходное» (мы ведь сразу по­няли, что приезд инспектора налоговой полиции - это и есть тот самый собы­тийный фактор, который будет мотивировать все последующие поступки всех без исключения персонажей и повяжет их конфликтным узлом), а для Тяпки-ных-Ляпкиных, Земляникиных, Бобчин-ских и Добчинских и прочих «парази­тов на больном теле нашего общества» - это официальное объявление о конце света, не меньше! Во как взвинчивает Гоголь развитие действия! Ах, какими ненормальными становятся действую­щие лица, их поступки, что они начинают вытворять! Не зря поди современники Гоголя говаривали: что­бы достойно автору сыграть «Ревизо­ра», необходимо артистам предвари­тельно принять специальный допинг «гоголин»! Бот что значит четкий и яркий, соответствующий жанру, «дейст­венный фактор», исходное событие!

Не будем в подробностях наслаж­даться гоголевским шедевром - у нас другая цель. Но вспомнить о главном событии мы просто обязаны, вернее, о главном подвохе Гоголя.

Б тот момент, когда городничий и его команда, избегавшись до одышки, изрядно опустошив свои кошельки на ублажение свирепости «инкогнитого ревизора», решили, что «приручили» его, когда уже замаячил было просвет на грозовом, нависшим над головами небом, когда уже радостно заекало-застучало сердчишко, Гоголь вновь подкидывает им сюрприз, да еще более событийный» - в город приезжает «на­стоящий ревизор»! Какое замечатель­ное, какое игривое главное событие! Какая кульминация! И стремительная за ней развязка! Ах, какая цена у этой развязочки! Без единого слова, на вы­сочайшем мастерстве Гоголь свершает заключительную фазу всех драматур­гических перипетий», когда вся свора нечестивцев замирает в «немой сцене». Как сильно по контрасту, после энер­гичного стремительного действия, «срабатывает» это безмолвие, этот столбняк! Словно действие встало на дыбы, а действующие лица застыли в карикатурном изваянии, лишившись в одно мгновение каких-либо движений. Кто-то из них еще что-то хотел сказать, куда-то пойти, но автор безжалостно, на полуслове затыкает им рты, парали­зует руки, ноги, словно прокричал им: «Замрите, окаянные!», и сам ушел, чтоб больше не видеть их! И не сказал «отомрите», чтобы они не ожили и не разошлись - не разбежались по белу свету!

Если вам показалось, что меня «за­несло», прошу прощения, виноват, но, как бы оправдался на моем месте Пуш­кин: чертовски люблю Гоголя!

И Гегеля. Да, да, Гегеля! Я не огово­рился, я уже подвожу наш разговор к Гегелю. Б моем резком переходе нет противоречия, нет и шалости по пово­ду сближения этих «схожих» фамилий. Я не случайно вернулся к Гегелю. Да­вайте, в заключение этого раздела, еще раз вспомним его «закономерное ут­верждение» о логической взаимосвязи формы и содержания, чтобы Гегелем и подвести итог нашему разговору по этой теме:

«Всякое содержание, бла­годаря своему сюжетному развитию, всегда имеет свой собственный спо­соб построения, свою форму, свой­ственную лишь данному содержа­нию», что и помогает нам грамотно и безошибочно проанализировать лите­ратурный материал.

Поблагодарим за помощь Гоголя и Гегеля, Шекспира и Митту, и вернемся опять к Станиславскому - к его ошибке из актерской практики, что послужит нам поводом для перехода к следую­щей теме - жанру.
ЖАНР
Помните тот случай, когда неверно была определена сверхзадача роли Аргана в «Мнимом больном» и Станислав­ский играл не комедию Мольера, а чуть ли не трагедию? Вспомним и вывод, какой тогда был сделан: ошибка в оп­ределении сверхзадачи приводит к ис­кажению не только линии поведения персонажа, но и идейного содержания всей пьесы.

Все так и есть. Но смущает какая-то... «недомолвка», и возникает вопрос: а через что, через каких «посредников» реализуются подобные ошибки?

Прежде всего, через жанр.

Жанр - это наш друг и помощник, если мы при его «выборе» не допустили ошибку, но жанр также может стать и нашим врагом, вредителем, если мы окажемся не очень-то разборчивы при знакомстве с ним.

Значит, если искусство — это ху­дожественно-образное отражение действительности, то жанр — это способ отражения действительности, угол зрения писателя, режиссера, ар­тиста на жизнь, «преломленный», запе­чатленный в художественном образе.

А что такое способ отражения, угол зрения? Почему, например, один автор над «отраженной действительно­стью» смеется, как Гоголь в «Ревизоре», а другой - как Шекспир в «Ромео и Джульетте» - так горько переживает за своих героев, вместе с ними мучается, страдает? Да потому что авторы не безразличны к отражаемой ими действительности - вот в чем «секрет». За их смехом или страданием мы видим, чувствуем (а если чувствуем, то и понимаем) их взволнованное, глубоко ими пережитое отношение к тем явлениями жизни, которые они «живописуют» в своих творениях, придавая им соответствующую форму: «Ревизору» - комедийную, «Ромео и Джульетте» - трагическую.

Но жанр - не только признак формы. Еще - и содержания!

Разве, скажем, допустимо описание высоких трагических проблем в жанре «низкой» бытовой комедии? Аналогич­ное требование должно предъявляться и к режиссерскому методу работы, и к способу актерской игры. Кстати, суще­ствующая «подмена» понятия жанра «правилами игры», внедренная в театральную практику такими ученика­ми учеников Станиславского, как А.А.Гончаров и Г.А.Товстоногов, во многом упорядочила теоретические споры вокруг жанра - как его определять, из чего при этом исходить?

Сейчас все знают:

- из природы литературного материала;

- из способа отбора предлагаемых автором обстоятельств;

- из способа отношения театра к зрителю.

Остановимся, разберемся.

Что значит «из природы литератур­ного материала»? А кто создает эту «природу»? Автор. Следовательно, с че­го надо начинать «выяснять» жанр, чтобы не ошибиться в его определе­нии? Конечно же, с автора, с тщатель­ного изучения его пьесы, сценария -литературного материала. Необходимо уяснить для себя, осознать, над чем, над кем и по какому поводу смеется автор, если ему смешно, или - в связи с чем автор негодует, разрывается его сердце? Значит, необходимо (мы уже неоднократно об этом говорили), как можно больше узнать о самом авторе, досконально проанализировать его произведение: вскрыть и оценить по­ступки персонажей, причины, мотивы, побудившие их именно к этим действи­ям, определить сверхзадачу, стремя­щееся к ней сквозное действие, пре­пятствующее ему контрдействие и т.д. Только после такой скрупулезной ра­боты над литературным материалом, вы почувствуете (поймете) его «приро­ду», только после этого начнете «угады­вать» его жанр.

А вот чтобы утвердиться в своих «жанровых догадках», вам еще пред­стоит освоить «способ отбора предла­гаемых обстоятельств». Напоминаю: «авторский способ отбора». Ваша ре­жиссерская и актерская фантазия за­бурлит позднее, а пока нужно как можно больше взять у автора, от авто­ра: автор прежде всего помогает нам в отборе предлагаемых обстоя­тельств с учетом жанровых особен­ностей его произведения.

Ничего сложного в этой «процедуре» нет. Автора не надо бояться, если вы с ним считаетесь, если верите в его «способ отбора».

Бот пример авторского отбора предлагаемых обстоятельств. Возьмем опять две крайности - для наглядности примера - Хлестакова и Ромео. Если мы легко и охотно можем поверить, что Хлестаков, в экстазе проявления (де­монстрации) своих чувств, вполне обоснованно мог юркнуть под подол женского платья, то вряд ли возможно представить, чтобы Ромео был спосо­бен совершить подобный (для него безобразный) поступок. Согласны?

О «способе отношения к зрителю» - тоже, полагаю, не впервые слышите, поэтому - совсем коротко.

Под «способом отношения к зрителю» следует понимать «степень включения зрителей в сценическое действие».

Известно, как у древних греков «вмешивался» в сценическое действие ХОР, который подготавливал зрителей к восприятию происходящего на сце­нической площадке, во время действия актеров акцентировал «идейные мо­менты», вел «разъяснительную работу» по содержанию представления, то есть помимо того, что ХОР сам выступал в роли действующего лица, он еще вы­полнял и функцию «культурного про­светителя» - как представительное ли­цо театра.

В японском театре, например, тоже искали свои национальные способы общения со зрителями, дополнитель­ные приемы воздействия на него («до­рога роз», специальное декоративное украшение зрительного зала).

Немецкий театр Брехта также мно­го (и даже дерзко, порою) эксперимен­тировал в этом же направлении.

Позволю себе привести пример из своей режиссерской практики.

В 1967 году в спектакле «Судебная хроника» (пьеса Я.Волчека) мы с художником и артистами, в полном со­гласии с жанром пьесы, так «обозначи­ли правила игры», что во время суда (на сцене) зрительный зал театра не­вольно становился залом судебного за­седания, а зрители - соучастниками су­дебного процесса. Причем «лобовых», прямых обращений к зрителям не бы­ло, никого «не привлекали» из сидящих в зрительном зале и со сцены в зри­тельный зал никого «не выпроважива­ли». Пьеса, особенно в то время, «зву­чала» очень остро, но мы не боялись и не хитрили, мы старались быть дели­катными в «отборе средств вырази­тельности», чтобы не было излишней «экзальтации» в способе включения зрителей в сценическое действие. Тем не менее, «эффект присутствия» зрите­лей в «настоящем суде» срабатывал очень эмоционально, в нужном жанре.

Да, от способа отношения к зрите­лю, от степени включения зрителя в сценический процесс зависит очень многое: и культура подачи спектакля, и его идейное звучание, успех или про­вал. Неумелое и беспомощное, бесша­башное и бесцеремонное «подключе­ние» зрителей к участию в спектакле действует губительно: разлагает и раз­вращает - как публику, так и сам театр. Если вы посещаете современный те­атр, то, очевидно, нередко становитесь свидетелями чрезвычайно вольного (без какой-либо жанровой необходимости) разгуливания артистов спек­такля по зрительному залу, несусветной текстовой «отсебятины» (советов и нравоучений сомнительного содержа­ния), панибратского похлопывания зрителя по плечу, рассиживания у него на коленях. Какая-то агония пошлятины и низкопробных чувств. Такое впечатление, будто эти театры, их режиссеры и артисты вообще за­были о своем истинном предназначе­нии. Грустная тема, и в своем крити­ческом развитии, как я понимаю, сей­час неуместна, бесперспективна. Поэ­тому отставим ее и вернемся к сверх­задаче нашего творческого общения, продолжим знакомство с «системой».

Но прежде, как обычно, подведем итоги по жанру, только теперь - спрессуем» их, и, уже в сжатом виде, сделаем полезные для себя выводы.

Жанр - это:

способ отражения действи­тельности, угол зрения автора, режиссера, артистов на отра­женную ими действительность, их отношение к ней; - признак формы и содержания; правила игры (средства выра­зительности), соответствующие идее произведения, способ­ствующие наиболее полному ее выражению.

Жанр определяется из:

природы литературного материа­ла;

способа отбора предлагаемых обстоятельств;

способа отношения к зрителю;

степени включения зрителя в сце­ническое действие.

Повторим также, чтобы запомнить наверняка, и такую полезную истину: жанр - наш друг и помощник, если мы относимся к нему внимательно и уважительно; жанр может стать и нашим врагом, вредителем, если мы при знакомстве с ним проявим к нему пренебрежение...

Если кто-то сочтет, что жанр у нас возник раньше времени, что его место ближе к заключительной стадии работы над спектаклем, я не соглашусь. В своей практике я не раз убеждался, когда подключение жанра к «застольному периоду» работы не только оживляло «теоретический процесс», но и в значительной степени облегчало анализ поступков персонажей, помогало точнее определить их характеры, сверхзадачу, сквоз­ное действие...

Продолжим осваивать метод действенного анализа. Напомню: первый его основной этап - анализ действия («Застольный период») - подразделяется на «Разведку умом» (этот раздел мы только что закончили) и «Роман жизни», к изучению которого мы сейчас и приступаем.

«РОМАН ЖИЗНИ»
«Роман жизни» - это пересказ ар­тистами литературного материала по линии действий своих персонажей,

но - непременное условие - «через се­бя», от своего имени, приближая тем самым роль к себе, себя — к роли».

Уже из краткой «аннотации» Стани­славского вполне понятен смысл «рома­на жизни», его предназначение. Однако хочется предупредить молодых и начи­нающих режиссеров, чтобы они не торопили артистов заводить скоро­спелые «романы», а самих артистов - быть предельно внимательными, осо­бенно при встрече с «незнакомцами». Только после предварительного анализа пьесы, когда наметится хотя бы пунктирная линия роли, линия по­ведения вашего персонажа, когда по­чувствуете, что к незнакомцу возник уже вполне осмысленный живой инте­рес, - только после этого ваши отно­шения с ним могут стать более довери­тельными. И вы уже станете «встре­чаться и общаться» с ним не только в репетиционной комнате. И на улице, и дома. Но все равно, не торопитесь пе­реходить на «ты», тем более, «гулять под ручку, в обнимку» - рано! Вы же пока судите о том, что он говорит, что делает, как ведет себя, довольно по­верхностно. Чтобы понимать его луч­ше, вам нужно (мысленно) поставить себя на его место, «побывать» в тех ситуациях, в которых ему довелось по­бывать (опять же мысленно, если эти ситуации... чреваты последствиями). Так и действуйте впредь: а что я бы де­лал (делала) в его (ее) положении, а как бы я повел (повела) себя, случись это со мной, а я поступил (поступила) бы так же, как мой герой (моя героиня)?

И здесь наступает в вашей работе очень интересный момент (интересный - со стороны познания самого себя, своего характера, своего творческого воображения): вы начинаете «внедрятъ» в роль, собственное «я»! И, пожалуйста, не стесняйтесь «якать»: в данном случае вы демонстрируете не бескультурье, наоборот - высокий уро­вень культуры профессионального от­ношения к своему делу. Так и «якайте», пересказывая «роман жизни» своего героя (своей героини). Так и говорите, к примеру, поставив себя в положение Хлестакова: «Я продулся в карты. Я не могу выехать к своему дядюшке. Я голодный, как бездомная собака. Меня приняли местные идиоты за столичную шишку, и я решил отыграться»...

Чем больше вам будет удаваться такое «вживание» в роль, тем глубже будет ваше «погружение» в нее, тем скорее «срастетесь» с ней. И вот здесь-то более действенным помощником в этом процессе «взаимовыгодного сбли­жения» для вас станет второй этап работы методом действенного анализа - этюдный метод!
ЭТЮДНЫЙ МЕТОД (анализ действиЕМ)
Теперь все свои «разведданные» о персонаже, о его жизни, полученные в результате «застольной разведки умом», вы подвергаете проверке и разработке уже в условиях, максимально прибли­женных к авторским (выгородки, рек­визит и т.п.), то есть на сценической площадке, реальными (уже не мыслен­ными) физическими действиями.

Коротенькая «историческая справка» - для сведения.

Создатели МХАТ, Станислав­ский и Немирович-Данченко, ввели новый репетиционный прием - «Застольный период» - уже при работе над своими пер­выми спектаклями. Уже тогда возникли «Разведка умом» и «Ро­ман жизни», как способы более глубокого познания пьесы, что немедленно сказалось на воз­росшем качестве спектаклей. Однако это, явно прогрессивное «начало новой театральной ре­формы», совершенно неожи­данно для всех, вскоре повергло Станиславского в уныние: он почувствовал «однобокость, пе­рекос, ограниченность этого приема и даже... опасность его применения».

Да, «застольный период», со­вместная умственная работа благотворно влияет на актерский ансамбль - объединяет, повышает творческую актив­ность, но... этого мало. И Стани­славский делает очень важное открытие: «Работа за столом будоражит у артистов только психическое самочувствие. Но ведь связи между физической жизнью и духовной нераздели­мы. Следовательно, нельзя разъединять процесс творче­ского анализа внутреннего и внешнего поведения челове­ка. Психическое действие и физическое связаны нераз­рывно!»

И появляется в «системе» но­вое понятие: «психофизическое самочувствие артиста, «артистороли», и дополнительная ступень действенного анализа - «этюд­ный метод».

Вот как Станиславский определил, что такое ЭТЮДНЫЙ МЕТОД:

«Это — поиск артистом верного психофизического самочувствия (персонажа на сценической площад­ке, но не в образе, не прикидываясь кем-то, не подлаживаясь под кого-то, а оставаясь самим собой, при этом действуя не текстом роли, а своими словами».

Таким образом, артист из «застоль­ного аналитика», как бы со стороны изучавшего поведение своего персо­нажа, превращается в активно дейст­вующего, то есть сам становится дей­ствующим лицом, и уже невольно ис­пытывает то психофизическое само­чувствие, какое должен испытывать его персонаж в данных автором пред­лагаемых обстоятельствах. В этом прежде всего и заключается главная задача этюдного этапа работы дейст­венным анализом, в этом и его огром­ное преимущество перед начальными репетициями с уже готовым, зазубрен­ным текстом. «Зубрежные репетиции» Станиславский считал «преждевремен­ными и вредными, потому что они при­водят только к штампам».

«Лишь вооруженный своим понима­нием произведения в целом и своего места в нем, актер имеет право пере­ходить к авторскому тексту, - дополня­ет своего учителя М.О.Кнебель и сооб­щает основные правила этюдной рабо­ты: - Все этюды должны делаться ис­полнителем только на собственном им­провизационном тексте. Это значит, что работа этюдным порядком ставит актера в условия, когда он до поры до времени подменяет слова автора своими словами, но обязательно сохраняет при этом авторские мысли... Тотчас после этюдной репетиции необходимо, чтобы актеры вновь перечитали репе­тировавшийся эпизод или сцену, про­веряя авторским текстом все то, что было сделано в этюде».

Некоторые режиссеры и актеры, не понимая, недооценивая всех преиму­ществ этюдного метода, если еще с ка­кой-то натяжкой, робко пытаются "этюдить" в современных пьесах, то в классических, считают они, подобное своеволие» недопустимо. Они очень заблуждаются. Станиславский, напри­мер, приступая к репетициям «Отелло», прежде всего, что сделал, отобрал у артистов текст, заставив говорить своими словами. Эксперимент удался на славу: у актеров не только речь ста­ла значительно активнее, действенней, но зажила и заработала психофизика «артистороли». Объяснение: в этюдах быстрее и продуктивнее, более осознанно и эмоционально вскры­ваются сверхзадача и сквозное дей­ствие, как самой пьесы, так и каж­дого действующего лица, что и обеспечивает органический творче­ский подъем. Помните кредо Стани­славского: «В нашем искусстве позна­вать - значит чувствовать»! Поэтому не следует нарушать органику взаимосвя­зи двух процессов - анализ действия (за столом) и анализ действиЕМ (на сценической площадке), нельзя разрывать единство существования жизненно необходимых психичес­кого самочувствия и физического. Далеко ли ускачешь на одной ноге? Долго ли будешь испытывать интерес к рассказчику, довольно умному, но лишенному способности сопереживать тому, о ком и о чем он делится своим впечатлением?

Надеюсь, что теоретическая основа этюдного метода вполне ясна, и нам следует идти дальше. Но я предлагаю сделать небольшой перерыв, после которого и продолжим знакомство с «системой Станиславского». Восполь­зуйтесь паузой, оглянитесь на пройден­ный нами путь: зафиксируйте, что для вас стало новостью, событием из того, что вы узнали; отметьте также моменты, в которых вы и «сами с усами», то есть «на уровне» и даже выше.

А я еще раз, всего лишь простым перечислением, напомню пройденные темы в их естественной связи и последовательности:

- главные принципы «системы Станиславского»;

- практическое учение об органических законах творчества;

- что такое «метод действенного анализа»?

- предлагаемые обстоятельства;

- автор и его эпоха;

-
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта