Главная страница
Навигация по странице:

  • Модуль № 7 «Музыка театра и кино»

  • Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»

  • ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 213 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Гражданско-патриотического воспитания

  • Духовно-нравственного воспитания

  • Эстетического воспитания

  • Ценности научного познания

  • Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоци- онального благополучия

  • Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • . Овладение универсальными познавательными действиями

  • Овладение универсальными коммуникативными действиями

  • Овладение универсальными регулятивными действиями

  • Модуль № 1 «Музыкальная грамота»

  • Модуль № 2 «Народная музыка России»

  • Модуль № 3 «Музыка народов мира»

  • Модуль № 4 «Духовная музыка»

  • Модуль № 5 «Классическая музыка»

  • Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»

  • Основная образовательная программа начального общего образования (проект) 2 Содержание


    Скачать 2.85 Mb.
    НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования (проект) 2 Содержание
    Дата25.06.2022
    Размер2.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаProgramma-NOO-22.pdf
    ТипОсновная образовательная программа
    #614604
    страница24 из 37
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   37
    Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
    Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, ду- ховная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно вы- делить в отдельный пласт современную музыку.
    В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа и т. д.), для восприятия кото- рых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. По- этому в начальной школе необходимо заложить основы для последующего разви- тия в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков, суще- ственным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания.
    Содержание
    Современные обработки классической музыки. Джаз. Исполнители современной музыки.
    Электронные музыкальные инструменты.
    В данном блоке по выбору учителя может быть представлено как творчество всемирно известных джазовых музыкантов — Э. Фитцджеральд, Л. Армстронга,
    Д. Брубека, так и молодых джазменов своего города, региона.
    Модуль № 7 «Музыка театра и кино»

    212
    Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем «Классическая музы- ка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мю- зикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты, музыка о войне).
    Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и вне- урочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучаю- щихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.
    Содержание
    Музыкальная сказка на сцене, на экране. Театр оперы и балета. Балет: хореография - ис- кусство танца. В данном блоке могут быть представлены балеты П. И. Чайков- ского, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, В. А. Гаврилина, Р. К. Щедрина. Конкрет- ные музыкальные спектакли и их фрагменты — на выбор учителя и в соответствии с мате- риалом соответствующего УМК «Школа России».
    Опера: главные герои и номера оперного спектакля. Сюжет музыкального спектакля.
    Оперетта, мюзикл. Кто создает музыкальный спектакль? В данном тематическом блоке могут быть представлены фрагменты из опер Н. А. Римского-Корсакова
    («Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»), М. И. Глинки («Руслан и
    Людмила»), К. В. Глюка («Орфей и Эвридика»), Дж. Верди и др. Конкретизация — на вы- бор учителя и в соответствии с материалом УМК.
    Патриотическая и народная тема в театре и кино. В данном блоке могут быть освещены такие произведения, как опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки; опера
    «Война и мир», музыка к кинофильму «Александр Невский» С. С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского и др.
    Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
    Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного исследо- вания обучающимися психологической связи музыкального искусства и внут- реннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта школьников, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к сопережи- ванию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном об- щении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выра- зительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача мо- дуля — воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических по- требностей.
    Содержание
    Красота и вдохновение. Музыкальное единство людей – хор, хоровод.
    Музыкальные пейзажи. Музыкальные портреты. Портреты, выраженные в музыкальных интонациях.
    Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спор- тивном празднике. Танцы, игры и веселье.
    Музыка на войне, музыка о войне. Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы. Главный музыкальный символ – гимн России. Традиции исполнения гимна России.
    Искусство времени. Музыкальные образы движения, изменения, развития.
    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
    НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    213
    ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
    Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориен- таций, в том числе в части:
    Гражданско-патриотического воспитания:
    осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных тра- диций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям оте- чественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
    Духовно-нравственного воспитания:
    признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уваже- ния и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопо- мощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музы- кальной и учебной деятельности.
    Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, насла- ждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
    Ценности научного познания:
    первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любо- знательность и самостоятельность в познании.
    Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоци-
    онального благополучия:
    соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, ар- тикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физиче- ского утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
    Трудового воспитания:
    установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическо- му изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
    Экологического воспитания:
    бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
    Метапредметные результаты освоения основной образовательной про- граммы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
    1. Овладение универсальными познавательными действиями
    Базовые логические действия:

    214
    —сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; уста- навливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
    —определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);
    —находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях му- зыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным ма- териалом на основе предложенного учителем алгоритма;
    —выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгорит- ма;
    —устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
    Базовые исследовательские действия:
    —на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и же- лательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собствен- ных музыкально-исполнительских навыков;
    —с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации с вместного музицирования;
    —сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
    —проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);
    —формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
    —прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
    Работа с информацией:
    —выбирать источник получения информации;
    —согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике ин- формацию, представленную в явном виде;
    —распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
    —соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных пред- ставителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
    —анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
    —анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предло- женному учителем алгоритму;
    —самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

    215 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
    Невербальная коммуникация:
    —воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стре- миться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
    —выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в кол- лективе);
    —передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
    —осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, по- нимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
    Вербальная коммуникация:
    —воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целя- ми и условиями общения в знакомой среде;
    —проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ве- дения диалога и дискуссии;
    —признавать возможность существования разных точек зрения;
    —корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
    —строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
    —создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
    —готовить небольшие публичные выступления;
    —подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
    Совместная деятельность (сотрудничество):
    —стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуаци- ях совместного восприятия, исполнения музыки;
    —переключаться между различными формами коллективной, групповой и индиви- дуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффектив- ные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
    —формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учё- том участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
    —принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и ре- зультат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
    —ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий ре- зультат;
    —выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
    3. Овладение универсальными регулятивными действиями
    Самоорганизация:
    —планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
    —выстраивать последовательность выбранных действий.
    Самоконтроль:
    —устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

    216
    —корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
    ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
    Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятель- ности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
    Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруп- пированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
    Модуль № 1 «Музыкальная грамота»:
    —классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
    —различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.) , уметь объяснить значение соответству- ющих терминов;
    —различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
    —различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
    —понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
    —ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
    —исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
    —исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
    Модуль № 2 «Народная музыка России»:
    —определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов
    России;
    —определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инстру- менты;
    —группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: ду- ховые, ударные, струнные;
    —определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагмен- тов к композиторскому или народному творчеству;
    —различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
    —создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполне- нии народной песни;
    —исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
    —участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танце- вальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
    Модуль № 3 «Музыка народов мира»:

    217
    —различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
    —определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
    —различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культур- но-национальных традиций и жанров);
    —различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, тан- цевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
    Модуль № 4 «Духовная музыка»:
    —определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
    —исполнять доступные образцы духовной музыки;
    —уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
    Модуль № 5 «Классическая музыка»:
    —различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;
    —различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочи- нениях композиторов-классиков;
    —различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и сим- фонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
    —исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения компози- торов-классиков;
    —воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осозна- вать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко опи- сать свои впечатления от музыкального восприятия;
    —характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
    —соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, ли- тературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
    Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»:
    —иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;
    —различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки
    (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);
    —анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально- выразительными средствами при исполнении;

    218
    —исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культу- ру звука.
    Модуль № 7 «Музыка театра и кино»:
    —определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
    —различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фраг- менты) и их авторов;
    —различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), темб- ры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектак- ля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сце- нарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   37


    написать администратору сайта