Главная страница
Навигация по странице:

  • В.А.Сластенин

  • I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ Педагогическая профессия и ее роль в обществе

  • Пед практикум ОП Морозова. От редактора


    Скачать 3.56 Mb.
    НазваниеОт редактора
    АнкорПед практикум ОП Морозова.pdf
    Дата03.05.2017
    Размер3.56 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПед практикум ОП Морозова.pdf
    ТипДокументы
    #6792
    страница1 из 23
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

    ОТ РЕДАКТОРА
    Инновационные процессы, происходящие сегодня в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к профессиональной подготовке будущего учителя, важным средством которой являются учебно-познавательные задачи (задания).
    В настоящее время пособия, реализующие идею задачного структурирования образовательного материала, подготовлены во многих педвузах и успешно реализуются в практике обучения студентов.
    Особенность данного пособия в том, что оно включает комплект учебно-познавательных заданий, содержание которых представляет педагогику во всей широте и полноте современных научных взглядов, концептуальных позиций, альтернативных суждений, отражающих преодоление теоретико-методологических стереотипов педагогического сознания, особенности эволюции педагогического знания, обогащение методологического и понятийного аппарата педагогики, развитие различных школ и направлений, поиск новых образовательных стратегий и др.
    Наряду с теоретическими вопросами студентам предлагается найти свое решение конкретных проблем, с которыми сталкивается учитель в своей практической деятельности. В связи с этим основное назначение пособия - побудить студентов к осмыслению общих и специфических характеристик воспитания и обучения с позиций обновления, расширить и углубить тем самым их представление о педагогике как науке.
    Текст учебных задач вводит обучаемого в сложный мир педагогической профессии, в содержание технологии педагогического труда, в определенные ситуации межличностного общения и др.
    Логика решения задач ставит студента в положение исследователя, дает возможность более глубоко и основательно изучить процессы и явления, происходящие в современной педагогической действительности, принимать ответственность за судьбу общеобразовательной школы.
    Автор попытался отойти от жестких и категоричных формулировок вопросов, тем самым предоставляя обучаемому многовариантность выбора решений.
    Это, несомненно, потребует от выпускников педвуза самостоятельности, оригинальности мышления, находчивости, роста познавательной деятельности.
    Мы убеждены, что активное стремление будущих учителей разобраться в сложном и большом объеме научной информации, найти эффективные решения тех или иных педагогических проблем, вступить в диалог с современными учеными и определить свою позицию будет способствовать формированию у выпускников педвуза системного видения целостного педагогического процесса, развитию нового стиля профессионального мышления, обновлению ценностных установок, воспитанию творческого подхода к своей профессиональной деятельности.
    В.А.Сластенин

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Резкая смена образовательных парадигм на современном этапе развития общества привела к необходимости существенного пересмотра ведущих концептуальных основ педагогической науки на уровне ее предмета, категориального аппарата, методологии, теоретических и прикладных аспектов.
    Интенсивно разрабатывая новые образовательные стратегии, ученые и научные школы в русле разнообразных философских воззрений пытаются осмыслить по-новому или в новых понятиях процессы, происходящие сегодня в педагогической теории и школьной практике, обозначить перспективы развития основных направлений образования.
    Увеличивающийся объем педагогических инноваций требует от будущего учителя способности к целостному, системному рассмотрению возникающих преобразований, восприимчивости к новому, адекватному отражению, отслеживанию и прогнозированию изменений, происходящих в научном знании и образовании, свободному самоопределению в них.
    Совершенно очевидно, что такого рода готовность не может быть обеспечена лишь за счет расширения научного кругозора студентов, элементарного ознакомления с фундаментальными трудами и публикациями ученых. Здесь возникают иные, более сложные задачи. Необходимы диалектичность мышления, критичность взглядов, способность самостоятельно увидеть пробле- му, проявление надситуативной активности, определенный уровень методологической культуры и др.
    Проведенный нами контент-анализ многочисленных работ современных педагогов, психологов, философов показал, что они включают в себя самые разные профессионально-педагогические задачи. В дидактических целях мы преобразовали их в учебные задачи, построение и решение которых непосредственно связано с лекционными, семинарскими, лабораторно-практическими занятиями по педагогике, с педагогической практикой, а также с учебно- и научно-исследовательской деятельностью будущих учителей.
    Предлагаемое учебное пособие содержит различные по характеру задания, направленные на корректировку обыденных педагогических представлений, сопоставление различных точек зрения, иллюстрацию того, что студенты изучали в курсе педагогики, на развитие профессиональной рефлексии, самостоятельную постановку проблемы, ретроспективный анализ собственного школьного детства, прогнозирование развития педагогических явлений и др.
    Успешное выполнение заданий основано на прочном знании психолого-педагогической теории, творческом подходе, умении владеть такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, доказательство, опровержение и др.
    Данные задачи могут быть использованы в процессе самостоятельной работы студентов, а также стать предметам коллективного обсуждения будущих педагогов.

    I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
    Педагогическая профессия и ее роль в обществе
    1.
    «Настоящий учитель во все времена сохранял неповторимость своей личности, питаясь из неиссякаемых источников общечеловеческих ценностей.
    Верный своему общественному призванию, он являет высоконравственный пример практического действия, утверждает гуманистические принципы добра и справедливости, крепит духовную связь поколений. Рост масштабов и динамизм социальных преобразований постоянно обостряют требования к учителю, усложняют его задачи.
    Однако какие бы реформы и модернизации ни проводились в области народного образования, какие бы научно обоснованные пути его перестройки ни намечались, все они в конечном счете замыкаются на учителе. Потому что не существует чудодейственных систем. Существует учитель, вооруженный прогрессивной системой, сформированный как творческая, социально активная личность, умеющий нешаблонно мыслить, профессионально действовать, создавать общественные ценности. Школа - живая клетка общественного организма, а учитель - ее ядро.
    С другой стороны, школа оказывает на общество огромное влияние, либо воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереотипы, либо работая на его совершенствование. Но школа такова, каков учитель. Передавая от поколения к поколению социальный опыт, учитель не только выполняет свои профессиональные функции, но и выступает объектом общественного прогресса. Не случайно он назван ключевой фигурой перестройки».
    Сластенин В. А. Учитель и время // Советская педагогика. -
    1990.-№ 9.-С.З.
    Раскройте гуманистический смысл профессии учителя.
    2.
    «...За последние 20-30 лет учительство в массе своей не изменилось, оно не стало культурнее, тоньше, умнее. Образ учителя- просветителя, подвижника, интеллигента остался в далеком прошлом. Сегодня немало педагогов, которым мешают стереотипы мышления, неуверенность в своих силах. Речь идет не только о негативных последствиях деформации сознания, а также об отсутствии у части учителей необходимой профессиональной подготовки, моральной надежности и желания повести дело принципиально по- новому. Идеалы профессии растеряны.
    Учительство в значительной части превратилось в урокодательство, исключающее постоянное духовное общение с ребенком. Уровень развития педагогической культуры учителей данной категории таков, что заставляет их сознательно избегать внеурочного общения, творческого взаимодействия, нестандартных методов обучения и т.д. Это своеобразный инстинкт самосохранения, обеспечивающий, по глубокому убеждению большинства учителей, поддержание их авторитета.
    На словах осуждая командно-бюрократический стиль управления школой, многие сделали его
    основным методом в работе с учеником. Дело в том, что применяемые до настоящего времени педагогические системы в силу известных исторических и идеологических причин заостряли внимание на развитии когнитивной сферы личности. Целью учебного процесса стали знания, в основном далекие от реальной жизни ребенка. В результате учение потеряло смысл, что, в конечном счете, привело к отчуждению ребенка от школы.
    Сегодня ценностные ориентации во многом изменились. Появление нового педагогического мышления продвинуло процесс обновления образовательной политики и основных подходов к конструированию педагогических систем.
    Однако учитель продолжает воспроизводить стиль, отражающий специфику далеко не лучших традиций отечественной школы: стрессовую педагогику, авторитарный нажим, силовые методы и т.д. Поначалу у молодых учителей тактика педагогической деятельности выглядит как набор вынужденных мер адекватного реагирования на сигналы, поступающие из школьной среды. Потом
    - как система привычных способов профессионального поведения ...».
    Захарчеико Е. Ю. Учитель глазами ученика // Педагогика. - 1999. -№ 1.-С. 61-62.
    Справедливы ли эти нарекания?
    Может ли такой учитель успешно функционировать в контексте новой образовательной парадигмы? Способен ли он осуществить деятельность, направленную на развитие и поддержку ребенка? Почему?
    Каким вам видится педагог в структуре личностно ориентированного образования?
    3. «Стоит только представить себе облик современного учителя, профессионального, воспитанного-перевоспитанного учителя, и вы увидите сразу, что это - воспитатель, вернее, воспитательница. Не только в классе, в школе, но и дома - всюду его (ее) поведение демонстрирует некую внутреннюю основу, свидетельствующую о том, что всякое действие этого человека совершается не просто так, - он (она) действует как орган общества, осуществляющий опять-таки всеобщий интерес».
    Михайлов Ф. Т. Что скрывает разум под словом «воспитание»? // Вестник высшей школы. - 1989. - № 10. - С. 24.
    Подтверждает ли ретроспективный анализ вашего школьного детства правомерность данного утверждения?
    В чем, на ваш взгляд, причины такого явления? Обоснуйте свои выводы.
    4.
    «Специалист-предметник, не умеющий или, того хуже, не желающий быть организатором активности ученика, не помогающий школьникам строить свою жизнь на основах ученического самоуправления, для нынешнего этапа развития народного образования не годится. Учитель, что бы он ни преподавал, должен учить главному предмету - постижению смысла жизни и подлинного человеческого счастья.
    Педагогику вызубрить нельзя, сотворить раз и навсегда - тоже. Суть деятельности педагога - творчество, исследование. Успешная работа сегодня не дает никакой гарантии, что завтра она будет такой же. Ибо завтра - новое испытание».
    Щетинин М. П. Объять необъятное: Записки педагога. - М., 1986.-С 107.
    Докажите правомерность этого утверждения.

    Какими качествами необходимо обладать современному учителю?
    5.
    «...Воспитателем может стать каждый человек, независимо от обнаружения педагогических способностей к моменту поступления в вуз.
    (Исключение составляют лица, страдающие серьезными физическими и психическими недугами, препятствующими полноценному взаимодействию с другими людьми, а также индивиды со стойкими асоциальными установками и проявлениями.) Отсюда потенциально возможна подготовка каждого студента к успешному осуществлению педагогической деятельности с учетом вариативно- сти сферы реализации своей педагогической позиции. Предвидя возражения, напомню, что, как и потребность в отцовстве и материнстве, стремление заботиться о потомстве, охранять его, передавать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности свойственно большинству живых существ и принимает у человека специфические формы, упорядоченные с развитием человечества в различных модификациях воспитательно-образовательной системы. Нам при- суща также потребность в эмоциональном контакте, общении, взаимодействии с другими людьми, "доминанта на лицо другого" (А.А.Ухтомский). Возможность и право каждого быть воспитателем для другого обусловлена социально-психологическими предпосылками, в частности, способностью индивида быть личностью, преобразующей эмоциогенную, волевую, поведенческую сферу других людей (А.В.Петровский). Это заложено в каждом из нас, но не всегда осознается и реализуется. Большинство просто не заду- мывается о себе как о Человеке - созидателе Человека (абитуриенты педагогического вуза в данном отношении не исключение)».
    Колесникова И. А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы // Педагогика. - 1992. - № 5-6.
    Согласны ли вы с мнением автора? Дайте аргументированный ответ.
    6.
    «В прежнем мире учитель был деталью информационной системы, причем заранее предполагалось, что он знает меньше, чем вся система. Его пытались подменить то компьютером, то телепроцессором.
    В новом идущем веке с прекращением информационного бума учителю возвращается мандат на право говорить и производить впечатление. Теперь учитель не тот человек, который сообщает о теореме Пифагора, а тот, кто смог произвести впечатление своим рассказом о необыкновенной теореме великого грека Пифагора».
    Наш век - век информации // Первое сентября. - 1992. - 1 сентября. - С. 1.
    Как вы понимаете суть этого утверждения?
    7.
    Один из основоположников и лидеров гуманистической психологии Карл
    Роджерс, выступая на конференции учителей, сформулировал вопросы, которые он задал бы себе, если бы взял на себя ответственность за детей, к которым пришел в класс, чтобы помочь им учиться.
    «1)Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог бы ли я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог бы ли я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?

    2)
    Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений?
    3)
    Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?
    4)
    Смогу ли я помочь моим ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, - сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?
    5)
    В достаточной ли степени я сам творческий человек, который сможет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний - с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?
    Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм учения и активности?
    Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?
    Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи - чувства?».
    Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем:
    Доклад на конференции учителей в 1973 году // Семья и школа. - 1987. -№ 10. - С.
    22-24.
    4.
    «Мы убеждены, что педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом "педагогический".
    Педагогическая деятельность, являясь сплавом науки и искусства, по обоим своим компонентам всегда предполагает творчество».
    Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. - М., 1987.-С. 4.
    Познакомьтесь с вопросами. Как бы вы ответили на них? Попытайтесь это сделать.
    Проанализируйте свои ответы и сделайте соответствующие выводы.
    Солидарны ли вы с мнением автора?
    Как вы считаете, чем педагогическое творчество отличается от других видов творчества?
    Творчество и мастерство - это одно и то же или нет?
    Могут ли дети заниматься педагогическим творчеством? В каких ситуациях это происходит?
    5.
    «Ученые придумали специальный термин для того, что происходило с российским учителем в последние десять лет. Они назвали это "потерей профессиональной самоидентификации". Действительно, до середины восьмидесятых годов все было ясно: хорошая успеваемость по предмету определяла не только качество работы учителя, но и давала самому учителю профессиональные ориентиры своей работы. Иерархия ценностей была
    известной: будь хорошим предметником, декларируй вечные ценности, веди себя интеллигентно. Для поколений учителей всего мира быть хорошим предметником означало быть в ладу со своей совестью. Этого было достаточно.
    И вдруг что-то странное начинает происходить с детьми, когда суперкачественное обучение предмету не дает учителю того морального спокойствия, какое было раньше».
    Адамский А. Бегство от Коменского // Первое сентября. - 1998.-Хо 14.-С. 2.
    Что случилось? В чем причины такого явления?
    Каков выход из сложившейся ситуации?
    6.
    Обобщая свой опыт и опыт работы своих коллег-учителей, Ш.А.
    Амонашвили сформулировал следующие идеи:
    «...Основные установки учителя гуманного педагогического процесса»:
    «Законы учителя: любить ребенка; понимать ребенка; восполняться оптимизмом к ребенку. Руководящие принципы учителя: принцип очеловечивания среды вокруг ребенка, принцип уважения личности ребенка, принцип терпения в становлении ребенка. Заповеди учителя: верить в безграничность ребенка; верить в свои педагогические способности; верить в силу гуманного подхода к ребенку. Опоры в ребенке: стремление к развитию; стремление к взрослению; стремление к свободе. Личностное качество учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность».
    Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.-С.
    476-477.
    Созвучны ли эти идеи с моделью современного учителя?
    7.
    «Настоящий учитель никогда не отделен от собственного детства. В нем, в детстве, - первоистоки его духовности, корни жизни от рождения до конца дней. Те нравственные, эстетические - шире - духовные ценности, которые он приобрел в самые ранние годы, крепко влияют на него в течение всей жизни.
    Детству и молодости больше свойственны чистота, цельность, непо- средственность восприятия жизни, пылкость воображения, максимализм, ощущение полноты мира и его гармонии. Но это совершенство молодости по отношению к более зрелым возрастам чаще всего утрачивается. Не с чувством ли сожаления Н.В.Гоголь восклицал: "О, моя юность! О, моя свежесть!"
    Писатель справедливо констатировал: все может статься с человеком. Ны- нешний пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Отсюда - мудрый призыв: "Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете по- том!.."
    Учитель-артист не просто награжден вечным детством - он сознательно умеет возвращаться назад, в детство, сохраняет до преклонных лет молодость души, которая сочувственно отзывается на то, что близко молодости.
    Сознательно потому, что панически боится утратить детский уровень восприятия жизни».
    Гончарова Т. И., Гончаров И. Ф. Когда учитель - властитель дум.-М., 1991.-С.
    120.
    А вам удалось сохранить свою сопричастность детству?

    Но перед педагогом стоит еще и другая, не менее важная задача - сделать этот личный, довузовский опыт объектом своего профессионально-педагогического анализа, постоянно обращаться к нему. В связи с этим при изучении курса педагогики будущий учитель должен подчинить этот опыт определенным педагогическим установкам, т.е. включить его в обучение, сделать педагогически организованным. Попробуйте следовать этой целевой установке, изучая нормативный курс педагогики.
    8.
    «Немалая часть людей обладает в р о ж д е н н ы м педагогическим даром
    - важнейшей предпосылкой успешности на поприще обучения и воспитания.
    Такого человека видно еще задолго до его взрослости. Уже в раннем детстве он
    (она) соглашается и "командовать" в играх, и "подчиняться"; став подростком - с удовольствием возится с малышами не из престижа лидера, но из интереса к ним; старшеклассником - не по поручению, а с интересом идет в младший класс проводить экономическую игру. ... Ребята любят таких, тянутся к ним, в том числе трудные подростки, болезненно воспринимающие власть старших. Потом, уже учась в педагогическом учебном заведении, они больше других занимаются педагогикой и психологией, особенно активны в периоды практики: не боятся ребят, охотно идут на контакт с ними.
    Когда склонности и реальность совпадают, получается педагог "от Бога".
    Многое им получено в ходе профессионального обучения: было бы нелепо недооценивать важность общих и специальных знаний, влияние факультета, студенческой среды, общения с преподавателями, первые уроки за учительским столом. ... Однако есть немалая разница между сознательным освоением учебного материала из интереса к будущей профессии, к детству - и запо- минанием механическим, только для зачета или под экзамен, неизбежным для будущего ремесленника, без желания залетевшего в педшколу. И здесь решающую роль играют не столько внешние факторы, вплоть до качества преподавания, сколько внутренняя установка, рефлексия выбора и его оснований. Педагогом "от Бога" становится тот, кто к этому с т р е м и т с я ! » .
    Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1997. - С. 77.
    Встречали ли вы в своей жизни таких учителей - педагогов «от Бога»? Дайте подробную характеристику одного из них.
    А что вы можете сказать о себе? Обладаете ли вы, по вашему мнению, врожденным педагогическим даром?
    Стремитесь ли вы стать педагогом «от Бога»? Что предпринимаете в связи с этим?
    9.
    С появлением альтернативных школ изменился некогда стандартный, одномерный образ учителя.
    Предлагаем вам познакомиться с размышлениями Леонида Костюкова о своем прошлом и недавнем опыте учительствования.
    «В империи, где жизнь была хорошо регламентирована, у профессии было несколько ключевых признаков. Ей соответствовали загадочные буква и цифры
    КЗоТовского кода, она значилась в дипломе, ее можно было выбирать - ориентировочно на всю жизнь. Ее полагалось хвалить или клясть, рекомендовалось любить (иначе жить было бы невыносимо), в редчайших случаях ее меняли на соседнюю или противоположную.

    И была такая профессия - учитель. Ей предшествовал выбор соответствующего института, а ему, обыкновенно, - семейная традиция или трезвая оценка своих способностей. Шестнадцатилетняя девушка или тем более юноша редко осознанно любят детей или способны оценить свою терпимость по отношению к ним. Чаще судьба учителя химии возникала как ослабленная альтернатива судьбе химика, и пословица насчет того, что «кто умеет, тот делает, а кто не умеет, тот учит», наполнялась реальным содержанием.
    Молодого учителя охватывала сперва легкая оторопь, почти необъяснимая с логической точки зрения, потому что у него хватало времени понять, что такое школа, и почти не было шанса это забыть. <...> Учитель прививался к готовой школьной жизни, как мичуринский черенок к стволу, - через отторжение, провалы, неудачи. Метафизически один незрелый умеренно романтический человек противостоял, а точнее сказать, соприкасался с данностью много больше его - Системой, где все было расписано с самого начала, вплоть до поминутного плана каждого урока, отягощенной об»ильной бумажной отчетностью и постоянно поминаемым призраком ответственности - ведь дети! <...>
    Школа, как и все остальные звенья Системы, была в первую очередь звеном
    Системы, и ее социальная функция опережала образовательную. <...>
    Школа рухнула как часть Системы - т.е. с шумом, но не окончательно. <...>
    Если представить себе молодого исполнительного учителя, отмороженного комсомольца семидесятых, чудом явившегося в современную школу и собирающегося влиться в нее, то он затруднится это сделать: поток обмелел и как бы не имеет твердого направления. Нет той единой данности, на которую можно равняться или с которой можно спорить. Тебе не передадут опыт или передадут противоположные инвективы в качестве опыта. Старшие товарищи оглушены происходящим. Школа требует твоей личной активности и твоего личного сообщения, точнее сказать, школа не требует ничего, потому что ей нечем требовать.
    Грубый анализ ситуации: раньше все интеллигентные специальности оплачивались примерно одинаково, и на их фоне специальность учителя была живой, востребованной и слегка выигрышной в плане рабочего времени <...>, т.е. умеренно престижной. Сегодня профессия учителя практически безоплатна и вызывает в народе чувство, среднее между уважением и брезгливостью, т.е. непрестижна. Непрестижная профессия имеет одно явное преимущество: сегодня учитель может диктовать свои условия, потому что его некем заменить.
    Делает, что хочет - остается хотеть. <...>
    Сейчас в школу приходят странные, нестандартные учителя (возможно, уместнее сказать - учители). Это люди, никогда не мечтавшие о такой карьере и просто накопившие в себе некий заряд, который намереваются передать следующему поколению. Часто мотивом преподавания является благодарность своим учителям. <...>
    Бескорыстие и чистота помыслов учителей нового призыва не могут не восхищать нас. Более того, их миссию нельзя назвать иначе как культурной.
    Честь им и хвала. Но новой школе недостает других учителей, условно говоря, учителей старой формации, но не таких, какие они теперь, а таких, какими они были тогда. Недостает духа консерватизма. Возможно, даже тех крашеных стерв,
    которые играли в старой школе ту же роль, что графитовые стержни в атомном реакторе. <...> Если все же взяться отстраивать новое здание, то нужны традиции. И тут, по-моему, не подойдет ни опыт Запада, ни Востока, ни царской
    России - по умозрительности, невещественности его. Тут нужен здоровый опыт старой советской школы - при всех сложностях этого подхода».
    Костюков Л. Учителя и учители // Частная школа. - 1997. - No 3.-С. 7-10.
    Согласны ли вы с позицией автора?
    Раскройте взаимосвязь традиций и новаторства в строительстве новой школы.
    Современный учитель... Каким он вам представляется?
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта