Пед практикум ОП Морозова. От редактора
Скачать 3.56 Mb.
|
Организация единства учебно-воспитательного процесса Формирование мировоззрения учащихся в современной школе * 1. Сегодня все большее число исследователей отмечают острый мировоззренческий кризис и необходимость формирования нового мировоззрения: «Новая картина мира только начинает складываться, идет процесс объединения на основе нового политического мышления, приоритетности общечеловеческих ценностей, необходимости выживания людей в ядерный век. Под влиянием этих тенденций преобразуется наша философия, освобождаясь от устаревших идеологических, методологических и гносеологических стереотипов, все более ориентируясь на творческое основание всего многообразия философско-мировоззренческого арсенала человечества, его истории и современности. Проблемы духовности, как это широко признано сейчас, явно недооценивались в науке, что негативно отражалось в практике обучения и особенно воспитания. Не способствовало духовному развитию человека и длительное негативное отношение к философской антропологии, игнорирование ее возможностей в системе марксистского мировоззрения. Идеологическая замкнутость, закрытость сознания для других типов мировосприятия в образовании вела к тому, что, поневоле входя в мир других социальных ценностей, распространенных в реальном, а не в книжном мире, человек начинал утрачивать свою мировоззренческую одномерность, а то и саморазрушаться, теряя привычные позиции. Стал со всей остротой проявляться феномен разнотипности мировоззрения, когда в сознании человека сосуществуют разные, порой прямо противоположные типы воззрения (материалистический и идеалистический, научный и мифологический и др.). Все это обо- рачивалось разрушением целостности личности, усиливало из-за отсутствия раскованного мировоззрения общую ее невротизацию, снижало известный с древности "терапевтический эффект" философского начала. Само существование и выживание человечества стало проблемой, массовое общественное мнение приходит к исходной основе философствования - осознанию фундаментально философского феномена бытия, существования в мире. Понятие "существование" становится и педагогическим объектом: мы должны не только учить молодое поколение выживанию в экстремальных экологических и социально-экономических условиях, но и воспитывать в нем своеобразную культуру существования в мире, в обществе, включенным не только в глобальные, земные, но и космические, вселенские процессы. Такая ориентация побуждает внести значительные коррективы в педагогику, в практику обучения и воспитания, в частности в задачи формирования сознания человека. Педагогическая интерпретация человека с позиции предельно широкой категории существования дает возможность увидеть и понять его в целостной связи со всем миром. Все большую роль в содержании мировоззрения и его формировании начинают играть такие вечные ценности, как мир, жизнь, человек, жизнетворчество. Понятие мира, охватывая всю широту объективной и субъективной реальности и не подменяя материи, характеризует целостность и полифонию действительности. Понятие жизни концентрирует внимание на конечной одухотворенности, в которой воплощается отношение человека к миру, знаниям, самому себе. Жизнетворчество характеризует высшее качество жизни, конечный смысл нашего существования. Философское осмысление этих категорий может лечь в основу педагогического анализа человека, поскольку создает предельно обобщенный и однопорядковый мировоззренческий фон для восприятия его не только как земного, но и космического существа». Шубипский В. С. Философские подходы к педагогической теории // Советская педагогика. - 1990. - № 12. - С. 60 - 61. Какие изменения профессиональное мировоззрение учителя претерпевает в последние годы? Какое мировоззрение учитель должен формировать у учащихся сегодня? Правомерна ли, на ваш взгляд, постановка перед школой такой задачи, как формирование научного мировоззрения, ведь кроме науки, существуют и другие формы постижения действительности? 2. «О мировоззренческих аспектах сознания современных подростков позволяют судить следующие данные. На вопрос: "Нас окружает сложный мир. Что ты думаешь о нем?" 40% ответили с позиций материалистических. Варианты ответов: Уклонились от ответа - 1,07%. Человек - часть природы, он подчиняется всем ее законам - 24,9%. Человек выше природы, он не зависит от нее, господствует над ней-5,08%. И человек, и природа зависят от каких-то необъяснимых высших сил - 27,6%. Человек - это часть природы и ее преобразователь - 37,4%. Я не соглашусь ни с одним из этих ответов - 3,94%. По сравнению с 1990 г., возросло (с 20 до 27,6%) число тех ребят, кто считает, что и человек, и природа зависят от каких-то необъяснимых высших сил. Есть основание говорить о возрастании религиозного или потенциального религиозного мировоззрения. Четверть опрошенных школьников в 1992 г. считали себя верующими. Вдвое возросло по сравнению с 1990 г. число школьников, указывающих в анкетах, что они совершают религиозные обряды, посещают культовые заведения. Девочки делают это чаще, чем мальчики. Терпимее стала позиция по отношению к верующим ровесникам, лишь менее 3% ребят считают необходимым попытаться их переубедить. В целом можно отметить многообразие мировоззренческих позиций подростков». Цъшбаленко С., Щеглова С. Какие они, подростки девяностых? // Воспитание школьников. - 1996. - № 1. - С. 5. Проведите аналогичное исследование в школе, где вы проходите педпрактику, и обсудите его результаты. Какие задачи возникают перед педагогом в связи с выводами, сделанными вами? 3. Выскажите свое отношение к следующему тезису: «Человечеству нужно целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и ненаучное (включая и образное) восприятие его. Мир следует постигать, по выражению Гомера, и мыслью, и сердцем. Лишь совокупность научной и "сердечной" картины мира дает достойное человека отображение мира в его сознании и сможет быть достойной основой для поведения». Раушенбах Б. К рационально-образной картине мира // Коммунист. - 1989. -№ 8. 4. «Школа будет существовать в мире, где уже не подспудно, но явно взаимодействуют разные интересы, идеи. Ей еще предстоит определить себя в этой ситуации. Множественность картины мира, диалогичный характер культурного сознания с неизбежностью трансформируют самую ткань педагогической практики, приводят к утрате монологичности. Учитель должен будет перейти к размышлению вслух, к совместному отысканию истины, диалогу. Нельзя сказать, что на этом пути ничего не сделано, но предстоит сделать еще больше. Взгляд на господствующие ценности и модели как единственно приемлемые диктовал монопольное положение школы. Педагог учительствовал с позиций абсолютной моральной и социальной истины, так что все, не вписывавшееся в эту картину, воспринималось как нечто маргинальное, заведомо обреченное, изживаемое и объяснялось наследием темного прошлого или результатом влияния враждебных сил. Между тем, ребенок существовал в реальном, отличавшемся от предлагаемого в школе, мире. Социальное окружение, семья, группы сверстников несли в себе другие, иные ценности и ориентации. Острый конфликт различных механизмов рождает у детей тревожность и, в конечном счете, выливается в цинизм, навыки ритуального усвоения господствующих ценностей, манипулирования лозунгами. Преодолеть этот порок современной школы могут только новая позиция воспитателя, переход его от вещания с позиций должного к объяснению мира с позиций сущего. В последнее время мы стали свидетелями разрушения бесчисленных табу. Масса запрещенных прежде произведений искусства, самые различные закрытые сведения, статистика стали предметом общественного осознания и обсуждения. Это, пожалуй, одна из ярких перемен в жизни нашего общества. По сути, перед нами процесс тотального признания объективной реальности, обретения ею нового статуса. От искажения и сокрытия реалий в угоду устойчивости сложившихся представлений и идеологических конструкций таким образом, чтобы они были в состоянии обнимать собой всю полноту объективной реальности». Яковенко И. Г. Проблемы развития школы и новые формы ее социализации // Советская педагогика. - 1989. - № 7. - С. 95-96. Как принципиально меняется позиция педагога, когда перед ним возникает задача формирования у школьников современного мировоззрения? В какой степени учитель сегодня готов к решению данной задачи? 5. «Формирование у школьников основ мировоззрения: целостной картины мира (естественно-научной, социальной и художественной), представлений о единстве методов его познания и о процессе познания - главная задача школы. Естественно-научная картина мира - это интегральный срез научного знания на данном этапе его развития. В ней интегрируются основные идеи, положения разных научных теорий. Важнейшую часть естественнонаучной картины мира составляет физическая картина мира. Понятия физики пронизывают все современное естествознание - от астрономии до экологии включительно. В основе современной физической картины мира в школьном курсе лежат идеи теории относительности и квантовой механики, отраженные в учебниках физики. Но если мы хотим, чтобы наше образование было открыто будущему, т.е. формировался новый стиль мышления человека, влияющий на его поступки, то в содержание образования необходимо включить и новые идеи. Речь идет о самоорганизации. В результате ознакомления с идеями самоорганизации (синергетики) возникают новые представления о механизмах самоорганизации и эволюции, о времени; предопределенность в цепи при- чинно-следственных связей заменяется многовариантностью, аль- тернативностью, необходимостью выбора; случайность, оказывается, может иметь решающее значение в самопроизвольном возникновении нового. И когда говорят о нелинейности мышления, имеют в виду именно понимание многовариантности сценариев, веера возможностей в процессе неустойчивости в сильно неравновесной системе. Все это не может не отразиться на стиле мышления. (Нужно заметить, что идеи самоорганизации должны войти в школьную программу и для убедительного раскрытия программных вопросов биологии, физики, химии, экологии.)» Воспитательная система школы: проблемы управления. - М„ 1997.-С. 55-56. Выскажите свое отношение к проблеме включения идей синергетики в содержание образования. Какова роль синергетики в формировании мировоззрения? 6. Существуют различные точки зрения на процесс формирования мировоззрения школьников: «Для практического решения данной проблематики характерен дифференцированный подход, основанный на анализе, расчленении единого процесса на его составляющие: формирование мировоззрения при изучении отдельных наук, в общественно полезной деятельности, во внеклассной работе и т.д. По-прежнему доминирует декларативный тон официальных документов и, к сожалению, многих педагогических трудов. Зачастую программы по всем предметам предусматривают задачи формирования мировоззрения школьников, а учебники не содержат материала для их решения. С одной стороны, мировоззрение интегрирует знания, представления, взгляды, убеждения, идеалы, и при этом создается целостная картина мира. С другой, - мировоззрение каждого складывается дифференцированно, по крупице в процессе деятельности, воспитания и обучения. Таким образом, мировоззрение имеет двойственный характер, а названные его стороны можно рассматривать как проявление диалектического единства противоположностей. При всей обобщенности и сложности содержания отдельных элементов мировоззрения они могут быть выражены в виде конкретной идеи, проблемы, вопроса. Но к такой простоте человечество приходило трудно, затрачивая века на их постижение. Например, чего проще осознать, что основная идея гуманизма - внимание к человеку, к отдельной личности, признание человека самоцелью общественного развития. Но как далека от реализации эта идея! Или: давно ли мы пришли к пониманию того, что проблема выживания человечества, оказывается, важнее самых важных классовых интересов? Интегративный подход к формированию научного мировоззрения предполагает выделение ведущих мировоззренческих вопросов, которые составляют основу в системе миропонимания, определяют отношение человека к природе, обществу и к самому себе. При этом складывается структура мировоззрения, которая отражает систему общественных отношений в виде теорий, соответствующих определенной форме общественного сознания. В этих вопросах фиксируется квинтэссенция. Интегративный подход предусматривает систематическое решение проблемных вопросов экономического, социально-психо- логического, политического, правового, религиозного, научного и пр. содержания. <...> Интегральный подход к формированию мировоззрения учащихся основан на соблюдении принципов комплексности, системности, структурности, содержательности, целостности, множественности, межпредметности, перманентности деятельности. Важная дидактическая проблема возникает в связи с обманчивой простотой мировоззренческих вопросов: каким конкретным содержанием наполнить их в момент педагогического воздействия, как освещать их содержательно, избегая схематизма, упрощенчества, догматизма и вульгаризации, чем нередко грешат методические работы? Например, популяризуются законы диалектики на естественно-научном или математическом материале. Педагоги часто обращаются к следующему примеру: умножим положительное число дважды на отрицательное, снова получим положительное - и это якобы иллюстрирует закон отрицания отрицания (на самом деле лишь поясняет происхождение термина). Где же здесь развитие? И почему этот закон отрывается от остальных? В результате учащиеся вместо диалектики как метода и логики познания получают "диалектику в пробирке", шаблонные схемы законов диалектики. Воспитатель должен возводить "здание" мировоззрения школьника целиком ("личность не воспитывается по частям"), а не только заниматься одним каким-то фрагментом, постоянно иметь в виду, как формируются все элементы научного мировоззрения, все ли там согласованно завершается и нет ли пробелов. Если они обнаружатся, надо приложить все усилия, чтобы ликвидировать пробелы в первую очередь: без второго этажа не может быть третьего. Достижение целостности мировоззрения - это прежде всего преодоление разрывов между отдельными компонентами структуры научного мировоззрения, это формирование необходимых и достаточных ее компонентов. Каждый учитель-предметник создает свою модель процесса формирования мировоззрения школьника, отражающую лишь определенный аспект этого процесса, одну сторону. Процесс выявления мировоззренческих идей бесконечен, так как наука развивается, меняются ее предмет и метод, меняется общественная среда, окружающая подростка, меняется, наконец, его мировоззрение. Все это требует постоянного уточнения мировоззренческих вопросов каждого учебного курса. Очевидна необходимость интеграции знаний школьника о мире в единое целое». Фоминых Ю. Ф. Интегративный подход к формированию мировоззрения школьников // Педагогика. - 1993. -№ 4. - С. 26-30. Чем интересен предложенный автором подход к формированию мировоззрения школьников? Какие задачи возникают перед педагогом в связи с его реализацией? 7. Современная система образования переживает кризис. «Яркое проявление кризиса в том, что разные науки слабо связаны друг с другом, но они уже сложились, обрели социальный статус и определенным образом формируют современную жизнь и образование. Науки - учебные предметы создают для детей осколочную картину мира через множество образов, в принципе не сводимых к единству. В результате люди все глубже погружаются в незнание, конечно, хорошо маскируемое и большинством не осознаваемое. А то специфическое знание, которое мы получаем прежде всего в образовательной среде, характеризуется многими исследователями как внекритериальное, неопровергаемое, спо- собное только расширяться. Этими, все множащимися, расходящимися друг от друга путями познания можно идти бесконечно долго, причем под вопрос ставится даже относительная значимость результатов, получаемых на таком пути, а значит, и вообще его целесообразность, смысл. Многие ученые и учителя отмечают, что в основе этого кризиса лежат ограниченность миропонимания, неумение чувствовать и удивляться, стремление все объяснить только с помощью науки. Это стремление порождает кризис духа. Идет разрушение эмоционально-ценностной сферы ученика, учителя, руководителя образовательного учреждения. Мир технических приспособлений, электронных машин, всего квазичеловеческого разрушает многоплановую диалоговую структуру реальности. При этом образовательная среда, давая знание, все больше утрачивает свое основное предназначение - транслировать традицию, быть основным местом, где нам открывается "преданье старины глубокой"». Сулима И. И. Кризис духа - кризис образования / Мир образования. - 1997. - № 3. - С. 13 -14. Дайте развернутую характеристику мировосприятию как одному из этапов формирования мировоззрения школьников. Какова роль мировосприятия в преодолении современного кризиса образования? 8. «На протяжении всей истории человечество развивалось на основе принципа доминирования узкосоциальных ценностей, которые вошли в плоть и кровь людей и стали определять их поведение. При этом каждая социальная общность настолько изолировалась, что люди переставали чувствовать себя не только представителями отдельных стран и народов, но и членами мирового сообщества. В международных отношениях узкосоциальные ценности становились источником политического мышления, которое с полным правом можно назвать старым, отжившим и которое нужно заменить новым. Необходимость такой замены объяс- нялась многими причинами. Социальные общности разделяют политические и национальные, культурные и религиозные, эко- номические и военные, классовые и территориальные границы, где происходит противоборство, могущее привести к войне. И в прежние времена это противоборство приводило к большим трагедиям - истреблению народа. Но оно особенно опасно в ядерный век, когда многие страны овладели атомным оружием и применение его может привести к самоуничтожению человечества. По мнению специалистов, этой смертоносной техники столько, что жизнь на Земле можно уничтожить 20 раз. Война прежде и сейчас считается безнравственным явлением. И следовательно, более неприемлемы все те ценности, согласно которым любые международные проблемы можно решать только с позиции силы. Остается общий и единый для всех народов путь - мирное сосуществование и сотрудничество государств с различными социальными системами; сохраняется право руководствоваться своими особыми узкосоциальными, классовыми, национальными, идеологическими и другими ценностями во имя созидательных целей. Но в условиях взаимосвязанности, взаимозависимости современного мира этого недостаточно. Необходимо осознание и принятие общечеловеческих ценностей. Каковы их существенные признаки? Во-первых, это ценности общие для человечества. Во-вторых, они имеют приоритет перед другими социальными ценностями. В-третьих, их правомерно считать высшими, так как они занимают особое место в системе социальных ценностей. В-четвертых, эти всеобщие, высшие ценности приемлемы для всех людей, независимо от социальной принадлежности, они имеют интерсоциальный характер, интерсоциальную природу. Поскольку все они предназначены для регулирования поведения людей (и всегда определяют мировоз- зрение, мотивы действий), то можно с полным основанием признать, что их назначение - регулировать интерсоциальную деятельность людей. В системе выделенных признаков общечеловеческих качеств есть, конечно, и системообразующие, и вспомогательные. Первый из них, по нашему мнению, интерсоциальная природа общечеловеческих ценностей. Употребляя понятия "общечеловеческие ценности" и "интерсоциальные ценности", сравнивая их, убеждаемся в том, что они синонимичны, ибо ничто другое не лежит в основе различий или совпадений характеризуемых ценностей, кроме отношения к той или иной социальной общности. Эти ценности одинаково значимы для всех людей Земли, независимо от их социальной принадлежности - государственной, религиозной, национальной, классовой, идеологической. <...> Такие ценности - реальность. Все люди живут в целостном, взаимосвязанном мире. У всех единое общечеловеческое начало, одна Земля и среда обитания. В этом смысле у человеческого рода больше общего, чем различий, есть святое право на жизнь (пить воду, дышать воздухом), право на существование, развитие и самоопределение. Всем одинаково необходимо, чтобы вода и воздух были чистыми, чтобы была сохранена та природная среда, в которой возможно взаимосвязанное общечеловеческое существование. Самобытные культуры, дополняющие друг друга, ценные для каждого народа и для всего человечества, тайны природы, научные открытия, средства производства, связи - все это общее достояние человечества. Однако, достигнув высокого научно-технического прогресса, мы создали и средства самоуничтожения, технологии, разрушающие экологическую среду, и поставлены перед выбором - жизнь или смерть. Вот почему людям необходимо научиться понимать друг друга, независимо от социальных различий, объединяться в решении общих проблем, приобщаясь к интерсоциальным ценностям, которые должны быть для всех людей планеты Земля высшими, святыми. Выяснение системообразующего свойства общечеловеческих ценностей имеет не формальное, а сущностное значение. Воспринимая их как интерсоциальные, люди непосредственно приближаются к познанию истины о возможности общечеловеческого единения, вычленению ведущих идей, которые могут стать основополагающими в решении проблемы формирования нового политического мышления на уровне общечеловеческих критериев. Из этого следует, в этом процессе сквозной, системообразующей идеей может стать интерсоциальная концепция как составная часть общей теории воспитания. Это предполагает не отмену каких-либо положений сложившейся системы, а лишь их развитие с учетом современных условий. <...> Интерсоциальное воспитание составная часть идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, правового, следовательно, его цель не противоречит общим задачам обучения и воспитания молодого поколения. Воспитание людей в духе общечеловеческих ценностей целиком и полностью соответствует идеалам современного развития общества, задаче формирования нового политического мышления (в современном его понимании с позиций глобальных проблем). <...> В интерсоциальном воспитании можно предположительно выделить ряд специфических направлений. 1. Воспитание молодежи в духе единства человеческого рода, вооружение ее системой научных знаний о происхождении гомо сапиенс (человека разумного), о едином начале человеческого рода, о том, что человек - это высшая форма проявления жизни на земле и, следовательно, высшая ценность, о закономерностях развития мира по его расовым, этническим, национальным, культурным и другим признакам. Пропаганда идей закономерного социально-политического и общественного развития стран с учетом конкретных условий, права народов на выбор своего пути развития... 3. Воспитание уважительного отношения к общечеловеческой культуре, высшим достижениям, единству всех национальных культур, понимания исторической взаимообусловленности развития культуры других стран и народов; ответственного поведения за сохранение и развитие культурных ценностей, созданных народами мира. 4. Расширение знаний о взаимозависимости и взаимообусловленности хозяйственно-экономической жизни мирового сообщества, закономерностях интеграции хозяйственно-экономической деятельности всех государств на современном этапе, о жизненной необходимости и условиях международного хозяйственно-экономического сотрудничества, основанного на принципах равенства и справедливости. 5. Воспитание нравственной неприемлемости войн как способа решения международных проблем. <...> 6. Воспитание общей ответственности за сохранение окружающей экологической среды (интерсоциально-экологическое). <...> 7. Интерсоциально-правовое, религиозное воспитание призвано обогатить знаниями о нормах и развитии международного права, обязательности уважительного к ним отношения, неукоснительного их соблюдения и выполнения. <...> Названные направления в своей совокупности раскрывают со- держательные стороны интерсоциальной активности личности, являются базой формирования нового политического мышления. Они определяются структурой общечеловеческих ценностей и воспитательными задачами, связанными с современным уровнем развития мирового сообщества, а потому имеют самое прямое отношение к педагогике». Таланчук Н. М. Идеалы и реальность интерсоциального воспитания: примерная концепция исследования // Советская педагогика. - 1989. -№ 1. -С. 19-24. Обоснуйте важность формирования у современных школьников такого типа мировоззрения, о котором говорит автор статьи. |