Артхашастра Каутильи (ред.). Артхашастра Каутильи (ред. Отделение литературы и языка ленинградское отделение института востоковедения литературные памятники
Скачать 4.7 Mb.
|
Глава 1 При совпадении известных затруднений2 может явитьсн необходимость выбора: начинать ли наступательные действия или же принимать меры обороны. Вот какие соображения могут возникнуть в отношении затруднений. Затруднения, касающиеся государственных факторов, могут быть ■ниспосланными судьбой3 или же причиняемыми людьми. Первые (т. е. посланные судьбой) происходят от неблагоприятных стечений судьбы.4 Вторые же происходят от плохой политики.5 Действия вопреки (установленным) методам политики,6 совершенное неприменение их, большие бедствия, разврат и притеснения— вот что вызывает затруднения (или является затруднением). Мы называем это затруднением потому, что этим затрудняется благополучное существование (государства). Если принимаются во внимание затруднения, которым подвержены: (1) государь, (2) министры, (3) сельское население, (4) укрепления, (5) казна, (6) войско, (7) союзники — то каждое предыдущее следует считать более тяжелым, чем последующие. Таково мнение учителей. 364 Восьмой отдел. О бедствиях в государстве Бхарадваджа считает, что это неправильно. Если мы примем во внимание затруднения, которым может подвергнуться государь, и затруднения, в которых могут оказаться министры, то затруднения министров более чреваты последствиями. Ведь совет (в государственных делах), использование результатов совета, исполнение государственных дел, производство расходов и получение доходов, посылка войск, подавление врагов и лесных племен, охрана государства, принятие мер против затруднений, охрана царевичей и их помазание на царство — все это находится в руках министров. При отсутствии последних все это становится невозможным. Государь, подобно птице с отрезанными крыльями, лишен в таком случае возможности действовать. При затруднениях (касающихся министров) 7 получают силу подговоры врага. Если же министры являются негодными, то возможно убийство (или опасность для жизни) государя, ибо негодные (министры) совершают дела, подвергающие опасности существование государя.8 Нет, говорит Каутилья. Государь сам вызывает к действию (руководит действиями) советников, домашних жрецов и прочего служилого люда (чиновников), направляет деятельность надзирателей за отдельными отраслями управления и принимает меры к предотвращению затруднений, могущих постигнуть государственные факторы, будь то люди или ценности, а также способствует благосостоянию этих последних. В том случае, если министры попадают в затруднения, он назначает на их место других, не подвергающихся затруднениям. Он (государь) может постоянно направлять свои действия к тому, чтобы оказывать должные почести заслуживающим этого (министрам) и карать негодных. Если государь сам находится в состоянии благополучия, то этим своим благополучием он способствует и процветанию своих подданных. Какого поведения будет государь, такого (поведения) будут и его подданные. Ведь последние находятся в зависимости от него, является ли он энергичным или бездеятельным. Действительно, государь занимает по отношению к ним главенствующее положение.9 Если принимаются во внимание затруднения в отношении министров и затруднения, претерпеваемые сельским населением, то Раздел 127 (Глава 1) 365 последние следует считать более тяжкими. Таково мнение Виша-лакши. Он говорит, что казна, войско, сырье, обязательный труд,10 перевозочные средства и продовольствие, — все это идет от сельского населения. При гибели (или отсутствии) последнего, получение всего этого делается невозможным. Вслед за этим (в смысле чреватости идут затруднения) в отношении государя и министров. Нет, говорит Каутилья. Ведь все мероприятия зависят от министров, как-то: устройство сооружений в сельских местностях,11 улучшение благосостояния (данной местности) средствами внутренними и внешними,12 предотвращение бедствий, заселение пустующих мест и забота об их преуспеянии, а также (получение) помощи в виде военной силы и налогов.13 Последователи Парашары говорят, что если рассматривать затруднения, которым может подвергнуться сельская местность, и затруднения в отношении укреплений, то последние следует считать более значительными. Действительно, создание казны и войска происходит в укрепленных пунктах. В них же сельское население находит убежище в случае бедствий.14 Кроме того, городские жители сильнее сельских и более верные помощники государю в несчастьях. Сельские же жители могут перейти на сторону врага.15 Нет, говорит Каутилья. Все мероприятия, касающиеся укреплений, казны, войск, сооружений, а также торговые операции находятся в зависимости от сельской местности. Помимо того, у сельского населения наблюдается храбрость, стойкость, ловкость и многочисленность. Укрепленные пункты, расположенные в горах и на островах, невозможно заселить, если (вблизи) нет сельской местности. Если население состоит большею частью из земледельцев, то испытываются затруднения в отношении укрепленных пунктов,16 если же сельская местность заселена большею частью воинами, то страдает сельская местность как таковая.17 Пишуна считает, что если сравнивать затруднения в отношении укреплений с затруднениями с казною, то последние являются более значительными. Ведь сооружение укрепления и охрана его находятся в зависимости от состояния казны. При помощи денег 18 возможно сеяние смуты врагом среди (войск) крепости.19 При помощи 366 Восьмой отдел. О бедствиях в государстве же (собственной) казны20 возможно держать в повиновении (подавлять) сельское население, друзей и врагов, побуждать к действию (союзников), отделенных промежуточными землями, и производит!, военные действия. Кроме того, взяв казну, можно в случае бедствия и оставить укрепления (последние же взять с собою нельзя). Нет, говорит Каутилья. (Благополучное состояние) казны находится в зависимости от укреплений. Также зависят от них войско, ведение негласной войны,21 удержание в повиновении своих собственных сторонников, ведение действий военными силами, получение подкреплений, а также принятие мер против вражеских войск и лесных племен. При отсутствии же укреплений казна может легко попасть в руки врага. Мы видим, что те (государи), которые имеют укрепления, не подвергаются совершенному уничтожению (ибо казна их в сохранности). Каунападанта считает, что если сравнить затруднения в отношении казны с затруднениями, претерпеваемыми войском, то последние следует считать более тяжелыми- Действительно, от войска зависит возможность держать в руках друзой и врагов, побуждать к действию войска других и предпринимать карательные меры в своих владениях.22 Далее, при отсутствии войска несомненна гибель казны. С другой стороны, если даже и нет казны (денежных средств), то создание войска возможно при помощи (платы) сырьем, землею ил я же путем присвоения чужой земли. Тот же, кто будет иметь войско, приобретает (при помощи его) и казну. Будучи в постоянной связи с государем, войско (по своим исполнительным функциям) может быть приравнено министру. Нет, говорит Каутилья. Ведь войско само зависит от казны. При отсутствии казны (т. е. денежных средств) войско переходит на сторону врага или убивает своего государя. Кроме того, казна обусловливает всякого рода предприятия и наличие ее служит основанием для желания (государя) посвятить себя благочестивым делам и т. д. Впрочем, в зависимости от места, времени или обстоятельств дела иногда войско, иногда казна могут играть решающую роль. Действительно, войско охраняет приобретенную казну.23 Раздел 127 (Глава 1) 367 С другой стороны, при помощи казны можно сохранить как саму казну, так и войско. Но так как при помощи казны совершаются все дела, то затруднения в отношении казны следует считать более тяжелыми. Ватавьядхи считает, что (при сопоставлении) затруднений в отношении войска с затруднениями, касающимися союзников, последние являются более значительными. Союзник (друг), хотя бы он и не имел вознаграждения и был отделен промежуточными землями, делает свое дело. Он оказывает противодействие врагу в тылу,24 союзнику последнего,25 основному врагу и лесным племенам. Равным образом он оказывает помощь казною, войсками и землею, если друг его попал в беду. Нет, говорит Каутилья. Если у кого есть войско, то не только друг его остается таковым, но и враг может стать другом. Если же имеется дело, в котором могут помочь одинаково как союзник, так и собственное войско, то тут выгода получается от приобретения самим (заинтересованным государем) подходящих места и времени для ведения боя. Когда представляется необходимость немедленных действий или имеют место внутренние беспорядки, вызываемые врагами или лесными племенами, союзник не может оказать помощи.-6 При совпадении же затруднений (у желающего победить и у врага),27 а также при усилении врага друг (союзник) поступает так, как ему выгодно. Вот соображения, касающиеся затруднений в отношении государственных факторов. При затруднениях, касающихся отдельных частей (тех или иных) государственных факторов,28 в связи с их особенностями можно исправить их благодаря многочисленности (подданных), их преданности или способности к действию.29 Если затруднения, испытываемые двумя факторами,,i0 одинаковы, то большая (или меньшая) важность зависит от качества данного фактора. Если после потерн (или ухудшения качества какого-либо фактора) другие продолжают проявлять свои высокие качества, то (такая неудача) не заслуживает упоминания. 368 Восьмой отдел. О бедствиях в государстве Если от затруднений, испытываемых одним фактором, возможна гибель всех остальных, то такое затруднение следует считать особо значительным безотносительно к тому, является ли фактор первостепенной важности или нет. Так в Артхашастре Каутилъи гласит первая глава «Затруднения, касающиеся государственных факторов» в восьмом отделе «О бедствиях в государстве». От начала сто семнадцатая глава. Раздел 128. Размышления о бедствиях, коим подвергаются царь и государство* Глава 2 Государь и государство — вот в двух словах все государственные факторы. Для государя (главным затруднением, бедствием) является смута внутренняя или внешняя.2 По сравнению с внешней смутой, внутренняя является более зловредной, так как при этом имеется опасность, подобная той, какая возникает при непосредственной близости змеи. Далее, смута, вызываемая особо приближенными чиновниками, опаснее всяких других внутренних смут. Поэтому (государь) должен держать в своих собственных руках как казну, так и войско. (Что хуже): двоецарствие3 или власть чужестранца?4 Учителя считают, что двоецарствие хуже. Из-за взаимной вражды и привязанностей партий, а также из-за взаимных трений происходит гибель (государства). При власти же чужестранца возможно, что такой чужестранный государь, завоевав расположение подданных, будет управлять страной в соответствии с ее укладом. Нет, говорит Каутилья. Если имеется двоецарствие, предположим отца и сына или двух братьев, то достигается одинаковое благополучие и подчинение (власти) сановников. При власти же чужестранца, последний отторгает (землю) от другого, еще живущего,0 и, считая, что земля (по существу) не его (и что ее не надо беречь), истощает и ослабляет ее или же продает. Потеряв же к ней интерес, он бросает ее и удаляется. Далее, возникает вопрос, что хуже: государь слепой (т. е. совершенно не знающий политической науки) или такой, который не- Раздел 128 (Глава 2) 369 правильно понимает ее?6 (Государь), лишенный совсем знаний в политике, что бы он ни предпринимал, будет упорствовать (в своем неправильном образе действий) или зависеть от других. Таким образом, неправильными поступками он приведет к гибели государство. Что же касается государя, неуверенного в методах политики, то если он отступит от правильных методов, то его можно наставить на правильный путь. Таково мнение учителей. Нет, говорит Каутилья. Слепой (т. е. совершенно незнакомый с политической наукой) государь может быть наставлен на путь истинный, в том случае если у него имеются одаренные политическими совершенствами помощники. Что же касается государя, который держится неправильных методов, то такой, имея неправильные, предвзятые взгляды и давая таким взглядам развитие, губит государство и себя самого. Далее, встает вопрос, что хуже: государь больной или новый. .Больной государь может привести к гибели государство, доверяя его министрам, или же может погибнуть сам от государственных факторов.7 С другой стороны, государь новый, исполняя свои обязанности, оказывая помощь подданным, освобождая от податей,8 делая подарки и воздавая почести, может действовать (подобными) средствами, вызывающими расположение подданных. Таково мнение учителей. Нет, говорит Каутилья. Больной государь продолжает управле-■ ние в соответствии с тем, как оно уже раз было начато. Новый же государь считает, что государство добыто им силою 9 и потому действует необузданно, по произволу. Или же, будучи притесняемым теми, с помощью которых он достиг царства, он должен будет сносить бедствия, коим подвергнутся его владения. Далее, тот, который не заручился любовью подданных,10 легко может быть уничтожен. Из больных же государей хуже считается тот, который болен вследствие, своих пороков,11 а не тот, у которого дурных заболеваний нет.12 Новый государь может быть благородным и неблагородным. Может быть благородный, но слабый и неблагородный, но сильный государь. Видя слабости первого (из двух таких государей), хотя 370 Восьмой отдел. О бедствиях в государстве бы он и был благороден, подданные с трудом уступят подговорам в его пользу. Что же касается государя сильного, хотя бы он и не был родовитым, то подданные, видя его силу, легко перейдут на его сторону. Таково мнение учителей. Нет, говорит Каутилья. Подданные сами (без принуждения) будут повиноваться высокородному (государю), хотя бы он и был слабым. Известно ведь, что правление государством приличествует высокородному, и поэтому подданные не уступят подговорам в пользу сильного, но не высокородного. Действительно, мы знаем, что если имеется привязанность (подданных к государю), то преимущество на его стороне. (Если мы рассматриваем гибель посевов), то более тяжелою следует считать гибель созревшего урожая, чем гибель зеленых всходов, ибо в первом случае пропадает и затраченный труд- Отсутствие дождей хуже, чем чересчур большое обилие дождей, ибо в первом случае не получается никаких средств к существованию. Таким образом излагаются относительная важность и неважность двух видов затруднений в отношении государственных факторов в последовательном порядке и причины, побуждающие к наступлению на врага (если од терпит такие затруднения) или же к выжидательному положению (если таких затруднений нет).13 Так в Артхашастре Каутилъи гласит вторая глава «Размышления о бедствиях, коим подвергаются царь и государство» в восьмом отделе «О бедствиях в государстве». От начала сто восемнадцатая глава. РАЗДЕЛ 129. БЕДСТВИЯ, ПРОИСТЕКАЮЩИЕ ОТ (ПОРОКОВ) ЛЮДЕЙ1 Глава 3 Причиною таких затруднений является отсутствие воспитания в науках.2 Действительно, человек недисциплинированный не видит пагубных следствий пороков. Это мы изложим, а именно: три вида, возникающих из гнева (злобы), и четыре вида — от страстей. Раздел 129 (Глава 3) 371 Из этих двух (т. е. гнева и страстей) гнев (злоба) влечет более тязкелые последствия. Действительно, гнев (злоба) распространяется на все. Нам известно, что в большинстве случаев государи, находившиеся во власти злобы, погибали от гнева своих подданных, те же, которые отдавались своим страстям, погибали от врагов и болезней, так как истощалась их казна и они сами физически ослабевали.3 Нет, говорит Бхарадваджа. Гнев свойствен сильным людям. (Гневом, суровостью) достигается прекращение вражды, месть за оскорбление 4 и устрашение людей вообще. Постоянное проявление гнева5 имеет целью обуздание пороков.6 Страсть (любовь) есть стремление к достижению желанного. (Она связана) с ласковым отношением, с присущей щедростью и любезностью. Тот, кто проявляет любовь (т- е. страсть), стремится вкусить плод затраченной работы. Нет, говорит Каутилья. Ненависть, приобретение врагов7 и постоянная связь со страданием — вот что приносит с собою злоба. Страсть же влечет за собой возможность быть объектом презрения, потерю богатств и сообщество с ворами, игроками, охотниками, певцами, музыкантами и прочими негодяями. Если мы сравниваем, (что хуже): быть предметом презрения или же предметом ненависти, то последний является более значительным. Презренный (только) угнетается своими и чужими, тот же, который является предметом ненависти, уничтожается. Если мы сравним потерю богатств с приобретением врагов, то последнее более тяжко. От потери богатств (только) страдает казна, приобретение же врагов вызывает жизненную опасность. Постоянная связь со страданием более тягостна, чем связь с негодными людьми. Последней можно в одно мгновение положить конец.8 Связь же со страданием вызывает долгие мучения. Поэтому злоба имеет более тяжкие последствия. (Следствием злобы) являются: оскорбление словами, повреждение имущества (другого) 9 и оскорбление действием. Если сопоставить оскорбление словами и повреждение имущества, то первое хуже. Таково мнение Вишалакши. Ведь вспыльчивый человек, которому нанесено оскорбление словами, яростно отве- 372 Восьмой отдел. О бедствиях в государстве' чает тем же. Острие оскорбительных слов впивается в сердце. Оскорбление разжигает огонь (гнева) и воспламеняет чувства. Нет, говорит Каутилья- Если чтить кого-нибудь (путем подарков) в виде ценного имущества, то этим самым можно удалить острие (оскорбительных) слов. Повреждение же имущества (неправильные поступки по отношению к таковому) есть уничтожение средств к существованию. Под повреждением имущества мы разумеем: неотдачу (того), что причитается другому, (присвоение) чужого имущества, уничтожение его или же бросание на произвол судьбы. Если сопоставить повреждение имущества и оскорбление действием, то первое есть более тяжкое зло. Так считают последователи Парашары. (Они говорят), что благочестивые деяния,10 равно как и жизненные удовольствия,11 одинаково основаны на богатстве (на имуществе).12 Мирская жизнь связана с деньгами. Поэтому гибель имущества, ценностей есть более тяжкая беда. Нет, говорит Каутилья. Никто не станет желать повреждения своему собственному телу, хотя бы и за счет получения больших богатств. С другой стороны, как раз, позволяя себе оскорбление действием, испытываешь то же самое зло и от других. Вот три вида (дурных последствий), возникающих от злобы. Следствием страстей (является привязанность к охоте, игре, женщинам и опьяняющим напиткам). Вот четыре рода (объектов страстей). Пишупа считает, что если сопоставить охоту и игру, то (страсть к первой) есть более значительный недостаток. Предающийся охоте подвергается опасности со стороны грабителей, врагов, хищников,13 лесных пожаров и падения, он теряет направление, терпит голод и жажду, всем этим создается опасность для его жизпл. При игре же только имеет место выигрыш, достающийся более искусному, как например в случае игры Джаятсоны м и Дурьйод-ханы.15 Нет, говорит Каутилья. Из двух (играющих) один несомненно терпит поражение, как это указано в случае с Налем 16 и Юдхишт-хирой-17 Самый предмет, приобретенный в игре, разжигает страсть (к дальнейшему приобретению). Игра вызывает вражду, потерю Раздел 129 (Глава 3) 373 честно приобретенного имущества и приобретение другого нечестным путем. (Приобретенное имущество) вновь теряется, прежде чем успеешь им насладиться. (В пылу игры) приходится воздерживаться от своевременного испражнения и испускания мочи и испытывать голод и пр. От всего этого возникают болезни. Вот все зло, связанное с игрой. При охоте же имеет место телесное упражнение, удаление слизи, желчи, жира и пота, приобретается искусство попадать в цель, будь то подвижное или неподвижное тело, а также знакомство с состоянием переживаний животных по их движениям, показывающим ярость или боязнь. Кроме того, (на охоту) нельзя ходить во всякое время, (и потому) исключена возможность постоянно ей предаваться. Каунападанта считает, что из двух пороков — страсти к игре и страсти к женщинам — первый есть большее зло. Игрок играет беспрестанно, ночью, при светильнике, и даже если собственная мать умирает. Если его в случае надобности просят (прекратить игру), то он приходит в ярость. Если же кто-нибудь одержим страстью к женщинам, то все же возможно (в отдельных случаях), когда такое лицо совершает омовение, одевается или ест, спрашивать его о делах, связанных с религией, и денежных. Далее, жепщипу можно сделать полезной для государя. Также возможно путем тайных средств устранения или, причинив женщине болезнь, устранить ее или заставить удалиться самой. Нет, говорит Каутилья. При игре возможно возвратить потерянное. Тот же, который имеет страсть к женщинам, пе может возвратить потерянного им (вследствие своей страсти). (С государем, постоянно увлекающимся женщинами), невозможно видеться (по государственным делам), он получает отвращение ко всякому делу, он упускает время и вследствие этого теряет выгоду, оп нарушает закон, проявляет слабость в управлении и предается пьянству. Если сопоставить страсть к женщинам и страсть к вину, то первая является более пагубной. Таково мнение Ватавьядхи. Ведь все глупости, возникающие из привязанности к женщинам, неоднократно упомянуты в главе о предписаниях для царского жилища.18 Если же кто пьет, то он вкушает вещи, приятные для чувств, как* 374 Восьмой отдел. О бедствиях в государстве например музыку, сам делает удовольствие другим, чествует слуг и прогоняет усталость работы. Нет, говорит Каутилья. При привязанности к женщинам ро ждается потомство и создается личная безопасность, если оставаться среди женщин своего дома.19 Противоположное наблюдается (при привязанности) к внешним (т. е. публичным) женщинам и полная гибель (при привязанности к таким), с которыми нельзя иметь сношения. И то и другое (зло) 20 может иметь место при пороке, выражающемся в пьянстве (при котором как раз бывают сношения с женщинами не своего дома и пр.). Полное следствие этого порока есть: потеря сознания, умопомешательство у того, кто не был ранее помешанным, смерть (или состояние, подобное смерти) у того, кто в действительности не умер (или не должен был умереть), выставление на показ такого, чего следует стыдиться, потеря знаний, ума, здоровья, богатства и друзей, отсутствие связи с положительными людьми, связь с негодяями и любовь к пению и струнной игре, которые приводят к истощению имущества. Согласно мнению некоторых, если сопоставить игру и пьянство, то игра есть более тяжкий порок. Победа или поражение (в игре), связанная с приобретением (или имеющая целью приобретение), причем объектами (игры) могут быть живые и неживые предметы,21 вызывает раскол партий и создает таким образом волнение среди подданных. В особенности среди объединений и семейств владетелей, имеющих сходство с объединениями, игра является причиной раздора, что ведет к гибели. Самый же дурной из всех пороков — это потворствование негодяям,22 так как этим вызывается ослабление государственных устоев. Страсть, заключающаяся в потворствовании негодным, и злоба, выражающаяся в подавлении праведных, — эти два фактора представляют собою безграничное зло, вследствие множества бедствий, (вызываемых ими). А поэтому (государь), почитающий мудрых советников, обуздывая свои страсти и проявляя стойкость, должен отбросить как страсть, так и злобу, которые вызы- Разделы 130—132 (Глава 4) 375 вают затруднения и подрывают корни (государственных устоев). Так в Артхашастре Каутилъи гласит третья глава «Бедствия, проистекающие от (пороков) людей» в восьмом отделе «О бедствиях в государстве». От начала сто девятнадцатая глава. РАЗДЕЛЫ 130—132. ВСЕОБЩИЕ БЕДСТВИЯ. ПРЕПЯТСТВИЯ. ЗАТРУДНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КАЗНОЙ1 Глава 4 Всеобщими бедствиями являются бедствия стихийные,2 как-то: пожары, наводнения, болезни, голод и чума. Если сопоставить пожары и наводнения, то против бедствий от пожаров невозможно принять мер — все делается добычей пламени.3 Что же касается бедствий от наводнения, то здесь можно прийти на помощь и спастись от повреждений. Таково мнение учителей. Нет, говорит Каутилья. Пожар может истребить одно селение или половину селения. Сила же воды может унести сотни селений. Если сопоставить болезни и голод, то болезнь делает невозможным исполнение работ, так как является препятствием для деятельности работающих, которые гибнут, болеют или увольняются. Что же касается голода, то он не вполне приостанавливает работы, и (при голоде все же) можно помочь деньгами и скотом. Таково мнение учителей. Нет, говорит Каутилья. От болезни страдает одна определенная местность, и против нее можно принять меры. Голод же есть бич всей страны и приводит к гибели всех живущих. Это в равной мере относится и к чуме. Если мы рассматриваем гибель мелких людей и гибель начальствующих лиц,4 то гибель первых создает невозможность для осуществления работ. Гибель же начальствующих лиц есть только препятствие к завершению работ. Таково мнение учителей. Нет, говорит Каутилья. Потери в мелких людях можно восполнить благодаря численности таких людей. С потерями же началь- 376 Восьмой отдел. О бедствиях в государстве ствующих лиц это не так-5 Действительно, среди тысячи людей может найтись только один начальствующий или совсем не быть та кового,6 ибо нужно иметь превосходство в личных свойствах и уме, чтобы быть опорой для мелких людей. Если рассматривать бедствия, причиняемые собственным и вражеским войском,7 то собственное войско притесняет (страну) чрезмерными насилиями и поборами, и воспрепятствовать ему нельзя. Против вражеского же войска можно сражаться и, вынудив его к отступлению или заключив мир, избавиться от него. Таково мнение учителей. Нет, говорит Каутилья. Притеснениям от собственных войск можно положить конец путем обуздывания и наказания рядовых и начальствующих лиц. Кроме того, (свое войско) причиняет вред одной определенной местности. Вражеское же войско причиняет бедствия всей стране грабежом, убийствами, поджогами, разрушениями и уводом (населения). Если сопоставить распри среди подданных с распрями (в семье) государя,8 то распри среди подданных приводят к расколу среди таковых и подготовляют почву для нападения врага. Раздор же в семье государя приносит (для подданных) пищу и плату в двойном размере и избавление от налогов. Таково мнение учителей. Нет, говорит Каутилья. Распрям среди подданных можно положить конец путем задержания вожаков или же устранения причины ссоры. Кроме того, враждующие между собою подданные могут своими взаимными трениями оказать и пользу (государю). Распри же в семье государя приводят к притеснениям и к гибели подданных, и нужны двойные усилия, чтобы с ними справиться. Если рассматривать общенародные увеселения9 и увеселения государя, то первые приносят вред результатам работы в настоящем, прошедшем и будущем.10 Увеселения же государя приносят выгоду ремесленникам, мастерам, жонглерам, сказителям, гетерам и торговцам. Таково мнение учителей. Нет, говорит Каутилья. Общенародные увеселения служат отдыхом от работ. При них съедается немного.11 Поев же, (люди) получат большую энергию к работе. При увеселениях же государя по- Разделы 130—132 (Глава 4)377 следний сам и его приближенные присваивают себе имущество, предъявляют требования, овладевают торговыми складами и вмешиваются в торговые дела (с целью приобретения необходимого для их увеселений). Этим самым приносится вред. Если сопоставить царевича и любовницу, то первый приносит вред тем, что он со своими приближенными присваивает себе имущество, предъявляет требования, овладевает торговыми складами и вмешивается в дела. Любовница же только присваивает предметы, необходимые для проявления своего кокетства. Таково мнение учителей. Нет, говорит Каутилья. Царевича можно удерживать от необузданных действий при помощи советника и домашнего жреца. Любовницу же трудно обуздать вследствие ее глупости и вследствие ее связи с разными негодяями. Если сопоставить (зло, причиняемое) объединениями и отдельными начальствующими лицами, то оказывается, что объединения. вследствие многочисленности (входящих в них людей), невозможно обуздать. (Объединения поэтому) причиняют зло воровством и грабежом. Что же касается отдельных главенствующих лиц, (то вред, причиняемый ими), сводится к задерживанию и прекращению дел. Таково мнение учителей. Нет, говорит Каутилья. Можно легко действовать против объедм нения, пользуясь тем, что (входящие в него) одержимы одинаковыми пороками. Также (можно справиться с ним) путем задержания части его вожаков.12 Надменный же главарь приносит вред тем, что представляет опасность для жизни и имущества других- Если сопоставить (зло, причиняемое) управляющим казначейством,13 и зло, причиняемое главным сборщиком налогов,14 то первый приносит вред тем, что (в своих выгодах) причиняет порчу выработанным ценным предметам 15 и взимает (незаконно) штрафы.16 Что же касается главного сборщика налогов, то он находится под надзором счетчиков 17 и пользуется (только) причитающимися ему доходами. Таково мнение учителей. Нет, говорит Каутилья. Управляющий казначейством принимает все, поступающее в казну под надзором других.18 Что же касается 378 Восьмой отдел. О бедствиях в государстве сборщика налогов, то таковой соблюдает свою собственную выгоду, а затем только думает о выгоде государя. Бывает даже, что он способствует гибели имущества последнего. Далее, при отбирании чужого имущества он поступает по произволу. Если сопоставить притеснения, чинимые пограничной стражей, и затруднения, создаваемые торговцами, то оказывается, что пограничная стража приносит вред торговле тем, что похищает имущество через подосланных ею же воров 19 и взимает чересчур большие пошлины. Торговцы же только способствуют торговле, заботясь о сбыте товара и получении за него платы. Таково мнение учителей. Нет, говорит Каутилья. Пограничная стража приносит пользу (торговле), содействуя накоплению товаров. Торговцы же по сговору вызывают повышение и понижение (цены) товаров, рассуждая: на один пана мы должны заработать сто и за один горшок приобрести 100 горшков. Так они пользуются торговлей в своих целях. Возникает вопрос: какую землю (лучше оставить), такую, которая чересчур заполнена разными посевными культурами,20 или же чересчур изобилующую пастбищами. Не следует оставлять землю чересчур загруженную культурами, хотя бы не приносящую больше выгоды,21 но оказывающую помощь военным мероприятиям. Не следует этого делать из боязни (возможных) бедствий. Землю же, чересчур изобилующую пастбищами, можно оставить, но такую, которая подходит и для посевов. Ведь пастбища сокращаются за счет (увеличения) пахотных полей. Таково мнение учителей. Нет, говорит Каутилья. Земля, перегруженная культурами, хотя бы она и приносила неизмеримо большие выгоды, может быть оставлена из боязни возможных бедствий. Земля же, чересчур изобилующая пастбищами, приносит пользу казне и упряжным животным. Ее не следует оставлять, за исключением тех случаев, когда это вредит посевам. Если сопоставить разбойников и дикие лесные племена, то первые действуют ночью, устраивают засады, представляют жизненную опасность, имеются постоянно, грабят (деньги) сотнями и тысячами и приводят в волнение богатых людей.22 Разделы 130—132 (Глава 4) 379 Дикие же лесные племена живут обособленно, в пограничных лесах, они на виду, передвигаются открыто и могут вредить только одной какой-нибудь местности. Таково мнение учителей. Нет, говорит Каутилья. Разбойники грабят только беспечных, они малочисленны, трусливы, и их легко узнать и схватить. Лесные эке племена находятся на собственной (известной им) земле, они многочисленны и храбры. Они дерутся открыто, совершают грабежи и убийства в целом ряде местностей, уподобляясь (вражеским) государям.23 Если сопоставить леса с оленями24 и леса со слонами, то оказывается, что олени приносят пользу тем, что дают много мяса и шкур, они едят мало и их легко обуздать. Противоположное же представляют слоны. Если их поймать и они окажутся злонравными, то они могут опустошить целую местность. Если сопоставить помощь, оказываемую в пределах (своей) данной местности, с помощью, получаемою из другой местности, то оказывается, что внутренняя помощь,25 выражающаяся во вспомоществовании сельскому населению хлебом, скотом, деньгами и сырьем, имеет результатом поддержание (благосостояния) данной местности. Противное наблюдается при оказании помощи извне. Вот что касается притеснений и затруднений-Препятствия2б могут быть внутренними, вызываемыми начальствующими лицами, и внешними, происходящими от врагов.27 Вот отдел препятствий. Благодаря этим препятствиям, а также вследствие только что указанных бедствий казна может терпеть ущерб, присваиваться начальствующими лицами, уменьшаться вследствие освобождения от податей,28 распыляться, накапливаться неправильно или же похищаться соседними владетелями и лесными племенами. Такие бывают неблагополучия с казной. Государь должен стараться, чтобы бедствия не возникали, а чтобы те, которые возникли, были бы устранены. (Он должен стремиться к этому), для того чтобы страна преуспевала и чтобы препятствия и неблагополучия с казной не имели места. 380 Восьмой отдел. О бедствиях в государстве Так в Артхашастре Каутилъи гласит четвертая глава «Всеобщие бедствия. Препятствия. Затруднения, связанные с казной» в восьмом отделе «О бедствиях в государстве». От начала сто двадцатая глава. РАЗДЕЛЫ 133 и 134. ЗАТРУДНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ВОЙСКА,1 И ЗАТРУДНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СОЮЗНИКОВ* |