Главная страница

Москва купеческая. П. А. Бурышкин москва купеческая 1954 Посвящается дочери моей О. П. Абаза оглавление


Скачать 1.22 Mb.
НазваниеП. А. Бурышкин москва купеческая 1954 Посвящается дочери моей О. П. Абаза оглавление
АнкорМосква купеческая
Дата11.11.2022
Размер1.22 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМосква купеческая.doc
ТипКнига
#782676
страница4 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

ГЛАВА II


Если бы мне пришлось печатать эту главу отдель­но, я бы прибавил еще один подзаголовок: «Очерк из истории русской культуры». Как видно будет ни­же, нет ни одной культурной области, где бы пред­ставители московского купечества не внесли своего вклада. Для подтверждения справедливости моего утверждения я приведу свидетельство одного из при­знанных во всем мире деятеля в области театра — К. С. Алексеева-Станиславского:

«Я жил в такое время, — пишет он, — когда в области искусства, науки, эстетики, началось большое оживление. Как известно, в Москве это­му немало способствовало тогдашнее молодое купечество, которое впервые вышло на арену русской жизни и, наряду со своими торгово-про­мышленными делами, вплотную заинтересовалось искусством.

Вот, например, Павел Михайлович Третьяков, создатель знаменитой галлереи, которую он по­жертвовал городу Москве. С утра и до ночи ра­ботал он или в конторе, или на фабрике, а вече­рами занимался в своей галлерее, или беседовал с молодыми художниками, в которых чуял та­лант. Через год-другой картины их попадали в галлерею, а они сами становились сначала просто известными, а потом знаменитыми. И с какой скромностью меценатствовал П. М. Третьяков...

Вот другой фабрикант, — К. Т. Солдатенков, посвятивший себя издательству тех книг, кото­рые не могли рассчитывать на большой тираж, но были необходимы для науки, или вообще для культурно-образовательных целей. Его пре­красный дом в греческом стиле превратился в библиотеку. Окна этого дома никогда не блиста­ли праздничными огнями, и только два огня ка­бинета долго за полночь светились в темноте ти­хим светом.

М. В. Сабашников, подобно Солдатенкову, тоже меценатствовал в области литературы и кни­ги, и создал значительное в культурном отноше­нии издательство.

Сергей Иванович Щукин собрал галлерею французских художников нового направления, куда бесплатно допускались все желающие зна­комиться с живописью. Его брат, Петр Иванович Щукин, создал большой музей русских древно­стей.

Алексей Александрович Бахрушин учредил на свои средства единственный в России теат­ральный музей, собрав в нем то, что относилось к русскому и частью к западно-европейскому те­атру.

А вот еще превосходная фигура одного из строителей русской культурной жизни, совер­шенно исключительная по таланту, разносторон­ности, энергии и широте размаха. Я говорю об известном меценате Савве Ивановиче Мамонтове, который был одновременно и певцом, и оперным артистом, и режиссером, и драматургом, и соз­дателем русской частной оперы, и меценатом в живописи, вроде Третьякова, и строителем мно­гих русских железно-дорожных линий.

Но о нем мне придется говорить подробно в свое время так же, как и о другом крупном ме­ценате в области театра, — Савве Тимофеевиче Морозове, деятельность которого тесно слита с основанием Художественного театра». (К. С. Станиславский, «Моя жизнь в искусстве», Ленин­град, «Академия», 1928.)

В этой очень верно схваченной картине имеется один, как говорится, «досадный» пропуск: Константин Сергеевич забыл упомянуть самого себя.
В родословии московского купечества была очень сложная иерархия и весьма своеобразное мест­ничество. Были семьи, которые всеми считались на вершинах московского купечества; были другие, ко­торые сами себя считали таковыми, с чем остальные не всегда были согласны; были такие, которые пре­тендовали на первенство, благодаря своему богатству или большой доходности своих предприятий. Но опять мне приходится повторить: как это ни стран­но, в старой Москве богатство решающей роли не играло. Почти все семьи, которые надлежит поставить на первом месте в смысле их значения и влияния, бы­ли не из тех, которые славились бы своим богатст­вом. Иногда это совпадало, но лишь в тех случаях, когда богатство служило источником для дел широ­кого благотворения, или создания музеев, клиник, или развития театральной деятельности.

Боборыкин ввел в обиход термин «купеческие ди­настии». Он умел хорошо наблюдать действитель­ность и обладал даром дать настоящую характеристи­ку. На самом деле, такие династии существовали. Каж­дая семья жила более или менее замкнуто, окружен­ная своими друзьями и приближенными, людьми «раз­ных званий», а не членами других равноценных ди­настий, и в общем говоря, не считалась ни с кем и ни с чем. Было бы ошибкой считать это проявлением пресловутого самодурства: жизнь текла в домашнем кругу, никто не искал, чтоб о нем говорили газеты.

Это было лишь последним пережитком того патриар­хального уклада, в котором, в прежнее время прохо­дила жизнь во всех почти слоях русского общества. В купечестве, может быть, этот уклад сохранился несколько дольше, но это никак нельзя принимать за признак какой-то «отсталости».

Весьма интересную попытку установить москов­скую торгово-промышленную табель о рангах дает В. П. Рябушинский.

«В московской неписанной купеческой иерар­хии, — говорит он, — на вершине уважения сто­ял промышленник-фабрикант; потом шел купец-торговец, а внизу стоял человек, который давал деньги в рост, учитывал векселя, заставлял ра­ботать капитал. Его не очень уважали, как бы дешевы его деньги ни были, и как бы приличен он сам ни был. Процентщик»...

Тут же автор отмечает, что и в Москве, и в Рос­сии начался процесс захвата промышленности банка­ми и, в связи с этим, появился антагонизм и между банкирами и промышленниками, так сказать, борьба за гегемонию.

Установляемая Рябушинским иерархия кажется мне совершенно правильной, с той лишь поправкой, что ее надо брать в определенных отрезках времени и места. Да еще можно сказать, что она верна не для одной России. Французский писатель Андрэ Моруа, сам происходящий из французской купеческой семьи, свидетельствует, что и во Франции наблюдается нечто подобное.

В московском купеческом родословии было два с половиной десятка семей, которые нужно поста­вить на самых верхах генеалогической лестницы. По­вторяю, это вовсе не всегда были «гости», или «пер­востатейные купцы», или миллионеры. Это были те, которые занимали почетное положение в народно-хозяйственной жизни и помнили о своих ближних: помогали страждущим и неимущим и откликались на культурные и просветительные потребности. Все эти семьи можно разделить на несколько категорий.

На первом месте надо поставить пять семей, ко­торые из рода в род сохранили значительное влия­ние, либо в промышленности, либо в торговле, посто­янно участвовали в общественной — профессиональ­но-торговой и городской деятельности, и своей жерт­венностью, или созданием культурно-просветительных учреждений обессмертили свое имя. Это были: Моро­зовы, Бахрушины, Найденовы, Третьяковы и Щукины.

Во вторую группу нужно отнести семьи, которые также играли выдающуюся роль, но которые, к мо­менту революции, сошли с первого плана, либо от­сутствием ярких представителей, что для этой груп­пы особенно характерно, либо выходом из купече­ского плана и переходом в дворянство. Это были семьи Прохоровых, Алексеевых, Шелапутиных, Куманиных, Солдатенковых, Якунчиковых.

Далее надо по­ставить семьи, в прошлом занимавшие самые первые места, но бывшие либо на ущербе, либо ушедшие в другие области общественной или культурной жиз­ни. Таковыми были семьи Хлудовых, Мамонтовых, Боткиных, Мазуриных и Абрикосовых. Следующую группу составляют семьи, которые в последние годы были более известны общественной деятельностью их представителей, чем свой коммерческой активностью. Это Крестовниковы, Гучковы, Вишняковы, Рукавиш­никовы, Коноваловы. Наконец, семьи, из коих каждая являлась по своему примечательной: Рябушинские, Красилыциковы, Ушковы, Швецовы, Второвы и Тара­совы.

В заключение я приведу характеристику этой ча­сти московского купечества, какую дает ей В. В. Ста­сов в своей известной статье, посвященной П. М. Третьякову и его Галлерее. Упомянув о существова-

нии Кит Китыча и Гордея Торцова, он свидетельст­вует, что, в течение первой половины настоящего столетия, выросла иная еще порода людей купеческой семьи, с иными потребностями и иными стремления­ми, людей, у которых, невзирая на богатство, всегда было мало охоты до пиров, до всякого жуирства и нелепого прожигания жизни, но у которых была, вместо того, великая потребность в жизни интеллек­туальной, было влечение ко всему научному и худо­жественному. И вот эти люди ищут себе постоянно товарищей и знакомых в среде интеллигентной, истин­но образованной и талантливой, проводят много вре­мени с писателями и художниками, интересуются соз­даниями литературы, науки и искусства. Одни из них накопляют в своем доме богатые собрания книг и рукописей, другие — не менее богатые коллекции картин и всяких художественных произведений. Одни сами становятся писателями, другие — людьми нау­ки, третьи — художниками и музыкантами, четвер­тые заводят типографский станок и печатают целые библиотеки хороших книг, пятые создают публичные галлереи, куда открывают доступ всем желающим. И всегда, во всем, стоит у них на первом месте обще­ственное благо, забота о пользе всему народу.

Эта деятельность лучшей части московского ку­печества в продолжение первой половины нашего сто­летия, такая светлая, такая благородная, такая изу­мительная, принадлежит важнейшим страницам исто­рии русского народа, и рано или поздно заставит ка­кого-нибудь интеллигентного человека сделаться ее историографом. Можно только удивиться, как до сих пор такого историографа у нас еще не нашлось.
Морозовы. С именем Морозовых связуется представление о влиянии и расцвете московской купе­ческой мощи. Эта семья, разделившаяся на несколько самостоятельных и ставших различными, ветвей, всегда сохраняла значительное влияние и в ходе московской промышленности, и в ряде благотворительных и культурных начинаний. Диапазон культурной деятель­ности был чрезвычайно велик. Он захватывал и «Рус­ские ведомости», и философское московское общест­во, и Художественный театр, и музей французской жи­вописи, и клиники на Девичьем Поле.

Морозовы были одной из немногих московских семей, где уже к началу девятнадцатого века насчи­тывалось пять поколений, одинаково активно прини­мавших участие и в промышленности, и в обществен­ности. Были, конечно, проявления и упадка, но в об­щем эта семья сохраняла долго свое руководящее влияние.

Основателем Морозовской семьи был Савва Ва­сильевич Морозов, начавший свою деятельность в на­чале XIX века, после московского пожара, когда сго­рел ряд прежних московских фабрик. С этого вре­мени, под влиянием благоприятного таможенного та­рифа, начался подъем в хлопчатобумажной промыш­ленности.

У Саввы Васильевича было пять сыновей: Тимо­фей, Елисей, Захар, Абрам и Иван. О судьбе послед­него известно немного, а первые четыре явились са­ми, или через своих сыновей, создателями четырех главных Морозовских Мануфактур и родоначальника­ми четырех главных ветвей Морозовского рода. Ти­мофей был во главе Никольской мануфактуры; Ели­сей и его сын Викула — Мануфактуры Викулы Мо­розова; Захар — Богородской-Глуховской, а Абрам — Тверской. Все эти мануфактуры в дальнейшем жили своей отдельной жизнью, и никакого «Морозовского треста» не существовало.

Тимофей Саввич был основателем одной из пер­вых Морозовских мануфактур, — Никольской, кото­рая была первой русской хлопчатобумажной фабри­кой, оборудованной конторой Л. И. Кноп. Акционерную форму она приняла сравнительно поздно, в 1873 году, и получила название: «Т-во Никольской ману­фактуры Саввы Морозова, сын и Ко». Это была пол­ная мануфактура, то есть покупавшая хлопок и про­дававшая готовый товар, зачастую из своих складов, непосредственно потребителям. Работали так назы­ваемый бельевой и одежный товар, и изделья ее сла­вились по всей России, и за рубежом, — в Азии и на Востоке.

Тимофей Саввич тратил немало средств на раз­ные культурные начинания, в частности на издатель­ство, которое он осуществил с помощью своего зятя, профессора Г. Ф. Карпова.

Жена Тимофея Саввича, Мария Федоровна, после его смерти, была и главою фирмы и главою много­численной семьи. Я ее хорошо помню, — мы были пайщиками Никольской мануфактуры. Это была жен­щина очень властная, с ясным умом, большим житей­ским тактом и самостоятельными взглядами. Подлин­ная глава семьи.

У Тимофея Саввича было два сына и три доче­ри, — Савва и Сергей Тимофеевичи, Анна, Юлия и Александра Тимофеевны. О Савве Тимофеевиче я ска­жу в дальнейшем отдельно. Сергей Тимофеевич до­жил до глубокой старости и умер сравнительно не­давно, в эмиграции. Он был женат на О. В. Кривошейной, сестре известного государственного деяте­ля. Сергею Тимофеевичу принадлежит честь создания в Москве Кустарного музея в Леонтьевском переул­ке. Он много содействовал развитию кустарного ис­кусства.

Савва Тимофеевич был женат на бывшей работ­нице Никольской мануфактуры, где она, в свое вре­мя, была «присучалыцицей».

( Присучальщица — это работница на прядильной маши­не, задача которой состоит в том, чтобы следить, как бы не прервалась нить и, в случае разрыва нити пряжи» соединять.)

Сначала она вышла замуж за одного из фабрикантов из семьи Зиминых, овдовела, и потом на ней женился Савва Тимофеевич. Я ее помню уже не молодой, но еще очень интерес­ной женщиной, весьма авторитетной и скорее надмен­ной. Она была своего рода русским самородком, и кто не знал ее прошлого, никогда не сказал бы, что она стояла за фабричным станком. Мне доводилось с ней встречаться по городским благотворительным делам.

Помню один комитет, где она с большим ис­кусством председательствовала. После смерти мужа она третий раз вышла замуж за бывшего московского градоначальника А. А. Рейнбота. Как известно, про­тив него было возбуждено уголовное дело, что на­несло большой удар ее самолюбию. От брака с Саввой Тимофеевичем у нее было четверо детей: Мария и Елена, Тимофей и Савва Саввичи. Мария Саввишна была замужем за И. О. Курлюковым (из семьи «бриллиантщиков»), но скоро с ним разошлась; зани­малась благотворительностью, была очень добрая, но какая-то странная, видимо не совсем нормальная: лю­била выступать на благотворительных вечерах в ба­летных танцах. Коронным ее номером была «русская», поставленная ей, как многим другим московским лю­бительницам, балериной Е. В. Гельцер, которая, ис­полняя ее, пользовалась огромным успехом. У Ма­рии Саввишны это дело не ладилось, над ней добро­душно подсмеивались и называли «Марья Саввишна, Вчерашна Давишна».( В семье Мамонтовых, где тоже были «Саввы», дочерей звали «Саввовна», а не «Саввишна)». Все это было уже после смерти ее отца.

Савва Тимофеевич в течение ряда лет был во гла­ве Никольской мануфактуры и хорошо знал фабрич­но-заводское дело. Кроме того, он много занимался и промышленно-общественной деятельностью. Мне уже приходилось говорить о его выступлениях, как председателя Нижегородского Ярмарочного биржево­го комитета. Там его очень ценили и любили. Мне пришлось вступить в состав этого комитета лет через пятнадцать после его ухода, но о нем всегда говори­ли и вспоминали.

Савва Тимофеевич был человек разносторонний и многим интересовался. Он сыграл большую роль в жизни Художественного театра. Вот как о нем вспо­минает Станиславский:

«Несмотря на художественный успех театра, материальная сторона его шла неудовлетвори­тельно. Дефицит рос с каждым месяцем. При­ходилось собирать пайщиков дела для того, что­бы просить их повторять свои взносы. К сожа­лению, большинству это оказалось не по средст­вам...

... Но и на этот раз, добрая судьба позаботи­лась о нас, заблаговременно заготовив нам спаси­теля.

... Еще в первый год существования театра, на один из спектаклей «Федора», случайно заехал Савва Тимофеевич Морозов. Этому замечатель­ному человеку суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, уме­ющего не только приносить материальные жерт­вы, но и служить искусству со всей преданно­стью, без самолюбия, без ложной амбиции и личной выгоды. С. Т. Морозов просмотрел спек­такль и решил, что нашему театру надо помочь. И вот теперь этому представился случай.

Неожиданно для всех он приехал на описы­ваемое заседание и предложил пайщикам про­дать ему все паи. Соглашение состоялось и, с то­го времени, фактическими владельцами дела ста­ли только три лица: С. Т. Морозов, Вл. Ив. Немирович-Данченко и я. Морозов финансировал театр и взял на себя всю хозяйственную часть.

Он вникал во все подробности дела и отдавал ему все свободное время... Савва Тимофеевич был трогателен своей бескорыстной преданноностью искусству и желанием посильно помогать общему делу»...
Не менее положительную характеристику дает хо­рошо его знавший Вл. Ив. Немирович-Данченко в сво­их воспоминаниях «Из прошлого Москвы»:

«Среди московских купеческих фамилий, — пишет он, — династия Морозовых была самая вы­дающаяся. Савва Тимофеевич был ее представи­телем. Большой энергии и большой воли. Не пре­увеличивал, говоря о себе: если кто станет на моей дороге, перейду и не сморгну. Держал се­бя чрезвычайно независимо... Знал вкус и цену простоте, которая дороже роскоши... Силу ка­питализма понимал в широком государственном масштабе».
В свое время в Москве очень много говорили об участии С. Т. Морозова в революционном движении, приведшем, в конце концов С. Т. к самоубийству. Не­мирович-Данченко дает по этому поводу любопытные подробности:

«Человеческая природа не выносит двух рав­носильных противоположных страстей. Купец не смеет увлекаться. Он должен быть верен своей стихии, стихии выдержки и расчета. Измена не­минуемо поведет к трагическому конфликту, а Савва Морозов мог страстно увлекаться.

До влюбленности.

Не женщиной, — это у него большой роли не играло, а личностью, идеей, общественно­стью. Он с увлечением отдавался роли предста­вителя московского купечества, придавая этой роли широкое общественное значение. Года два увлекался мною, потом Станиславским. Увлека­ясь, отдавал свою сильную волю в полное рас­поряжение того, кем он был увлечен; когда го­ворил, то его быстрые глаза точно искали одоб­рения, сверкали беспощадностью, сознанием ка­питалистической мощи и влюбленным желанием угодить предмету его настоящего увлечения.

Кто бы поверил, что Савва Морозов с вол­нением проникался революционным значением Росмерсхольма...

Но самым громадным, всепоглощающим увлечением его был Максим Горький и, в даль­нейшем, — революционное движение»...
На революционное движение он давал значитель­ные суммы. Когда же в 1905 году разразилась пер­вая революция и потом резкая реакция, — что-то произошло в его психике и он застрелился. Это слу­чилось в Ницце.

Вдова привезла в Москву, для похорон, закры­тый металлический гроб. Московские болтуны пусти­ли слух, что в гробу был не Савва Морозов. Жадные до всего таинственного люди подхватили, и по Моск­ве много-много лет ходила легенда, что Морозов жив и скрывается где-то в глубине России...

Легенда, действительно, по Москве ходила, но сомнений, что в Москву было перевезено и похоро­нено тело С. Т. Морозова, не было. Тело его из Ниц­цы привезла не вдова, а специально посланный его семьей его племянник Карпов. Он сам мне рассказы­вал, как выполнил эту миссию, и у него никаких сомне­ний не было.
Другая ветвь Морозовской семьи была «Викулычи». Им принадлежала другая мануфактура в том же местечке Никольском, под названием «Т-во Викулы Морозова сыновей».

Викула Елисеевич был сын Елисея Саввича и отец многочисленного семейства. Все они были старооб­рядцы, «беспоповцы», кажется, поморского согласия, очень твердые в старой вере. Все были с большими черными бородами, не курили и ели непременно своей собственной ложкой. Самый известный из них — Алексей Викулович, у которого была на редкость пол­ная и прекрасно подобранная коллекция русского фар­фора. В Москве эту коллекцию знали мало, так как владелец не очень любил ее показывать. Было у не­го и хорошее собрание русских портретов, но мне не пришлось его видеть.

Из братьев я знал еще Елисея Викуловича, кото­рый, как помнится, ничем особенно не отличался. За­то одна из сестер получила большую известность:

она была замужем за мебельным фабрикантом Шмид­том и мать известного революционера, покончившего с собой в московской тюрьме, после декабрьского восстания 1905 года.

Другая была замужем за крупным ткацким фаб­рикантом, В. А. Горбуновым, который был тоже «бес-поповец». Я помню, что на его похоронах церковная служба продолжалась более шести часов кряду.

Старообрядческой была и третья ветвь: Морозо­вых Богородско-Глуховских. Богородско-Глуховская мануфактура была одной из старейших русских ак­ционерных компаний, основанная в 1855 году Иваном Захаровичем, внуком Саввы Васильевича. У него бы­ло два сына, Давыд и Арсений Ивановичи. Первого я не помню, он давно уже умер, а Арсения Ивановича помню хорошо. Он был одним из главных персона­жей в старообрядчестве (рогожского согласия) и пользовался и среди них, и в промышленных кругах, весьма большим уважением. У него было два сына, Петр и Сергей Арсеньевичи, и дочь, Глафира Арсень­евна Расторгуева (ее муж был Николай Петрович, из семьи Расторгуевых — рыбников).

Оба брата, Арсений и Давыд Ивановичи, покро­вительствовали литературе, и некоторые журналы, — «Голос Москвы», «Русское дело» и «Русское обозре­ние» издавались, в значительной степени, на их сред­ства.

У Давыда Ивановича было также два сына и дочь, — Николай и Иван Давыдовичи и Ольга Давыдовна, по мужу Царская. Николай Давыдович был же­нат на Елене Владимировне, урожденной Чибисовой и дочери Ольги Абрамовны из семьи «Тверских» Мо­розовых. Детей у них не было.

Николай Давыдович был одной из самых приме­чательных фигур на московском торгово-промышлен­ном горизонте. Он долгое время стоял во главе дела, принадлежавшего их семье, и поставил Богородицко-Глуховскую мануфактуру на большую высоту. Это была одна из лучших, по своему техническому обо­рудованию, фабрик во всей Европе. Работала она, как и все фабрики Морозовых, бельевой и одежный то­вар, и некоторые «артикулы» пользовались большой и заслуженной славой.

Н.Д. долго жил в Англии, хо­рошо знал английскую хлопчатобумажную промыш­ленность и даже состоял членом английских профес­сиональных организаций. Н. Д. принимал участье и в работе Биржевого комитета, хотя и не любил за­нимать официально какие-либо должности. Но он был своего рода душою дела, к голосу его прислуши­вались и с мнением его считались. Он вел суровую борьбу против отдельных попыток всякого рода зло­употреблений и бесчестностей в торгово-промышлен­ном обиходе: неплатежей, невыполнения обязательств по контрактам, нарушения данного слова и пр. В этих случаях он был беспощаден к правонарушителю и своей горячностью и страстностью всегда умел заста­вить большинство следовать за ним.

Он был моим соседом по имению: он купил- у Белосельских-Белозерских их подмосковное имение, где построил прекрасный дом в стиле английского замка. Имение это было в десяти верстах от нашего, и мы часто ездили в Москву одним и тем же поездом. С этого началось наше знакомство, перешедшее по­том в дружбу. В дальнейшем, на Бирже, мы много вместе работали.

Брат его, Иван Давыдович, занимался сначала больше общественной деятельностью, и мы тоже с ним немало встречались. Он был и гласным Думы, и почет­ным мировым судьей, и принимал участие в городских благотворительных комитетах, например, по Вербно­му базару и Дню белой ромашки. Женат он был пер­вым браком на Ксении Александровне Найденовой. Они были радушными и хлебосольными хозяевами и я не раз у них бывал. Обычно играли мы у них в карты, в любимую когда-то в Москве игру, — преферанс. По­стоянная партия была: братья Н. Д. и И. Д. Морозо­вы, И. М. Любимов и я. Играли, надо сказать, очень крупно.

Последней ветвью Морозовской «династии» были «Абрамовичи», или «Тверские». Родоначальником этой группы был Абрам Саввич, основатель Тверской мануфактуры, женатый на Дарье Давыдовне Широковой, родная сестра которой, Пелагея Давыдовна, была замужем за Герасимом Ивановичем Хлудовым. Его сын, Абрам Абрамович, был женат на Варваре Алек­сеевне Хлудовой, дочери Алексея Ивановича Хлудова, т. е., иначе говоря, на своей двоюродной племяннице. У них было три сына: Арсений, Михаил и Иван Абра­мовичи.

У другого сына Абрама Саввича, Давыда Абрамо­вича, был сын, Николай Давыдович, ничем себя не проявивший и умерший сравнительно рано, и три до­чери: Серафима Давыдовна Красильщикова, Марга­рита Давыдовна Карпова и Антонида Давыдовна Алексеева. О Серафиме Давыдовне мне придется го­ворить в связи с семьей Красилыциковых.

В этой ветви морозовского семейства особенно известными были женщины, — не урожденные Моро­зовы, а морозовские жены. Варвара Алексеевна урож­денная Хлудова, и Маргарита Кирилловна урож­денная Мамонтова, сыграли, обе, огромную роль не только в московской, но и в общерусской куль­турной жизни. Варвару Алексеевну Боборыкин опи­сал в своем Китай-Городе. Но оригинал был гораздо примечательнее копии. Верно у Боборыкина лишь то, что ее деятельность широко развер­нулась после смерти ее первого мужа, А. А. Мо­розова. Вторым ее мужем был профессор В. М. Собо­левский, руководитель газеты «Русские ведомости».

По каким-то завещательным затруднениям она не мог­ла выйти за него замуж официально, и ее дети от Со­болевского, Глеб и Наталья, носили фамилию Моро­зовых. Глеб Васильевич был женат на Марине Алек­сандровне Найденовой. Варвара Алексеевна была — «классический тип прогрессивной Московской благо­творительницы». Не было начинаний, на которые она не откликалась бы. Но в ее активности была особая черта, являвшаяся, конечно, следствием ее близости к «Русским ведомостям», и в этом вопросе она пред­ставляла некоторое исключение среди других деяте­лей из московского купечества. Одним из ее главных созданий были так называемые Пречистенские курсы для рабочих, которые действительно были таковыми и, с течением времени, стали значительным центром для просвещения московских рабочих масс. Моя сест­ра, Надежда Афанасьевна, почти со времени их воз­никновения, была одной из деятельных сотрудниц В. А. в этом деле, в связи с чем и я, соприкасаясь с этим начинанием, был в общении с Варварой Алексе­евной и сохраняю благоговейную память о ее беско­рыстной и энергичной работе.

Беспристрастия ради, я приведу один отзыв, который дает о ней Вл. Немирович-Данченко в своей книге «Из прошлого»:

«Это была очень либеральная благотвори­тельница. Тип в своем роде замечательный. Кра­сивая женщина, богатая фабрикантша, держала себя скромно, нигде не щеголяла своими деньга­ми, была близка с профессором, главным редак­тором популярнейшей в России газеты, может быть даже строила всю свою жизнь во вкусе бла­городного сдержанного тона этой газеты. Под­держка женских курсов, студенчества, библио­тек, — здесь всегда можно было встретить имя Варвары Алексеевны Морозовой. Казалось бы, кому же и откликнуться на наши театральные мечты, как не ей. И я, и Алексеев, были с ней, ко­нечно, знакомы и раньше. Уверен, что обоих нас она знала с хорошей стороны.

Когда мы робко, точно конфузясь своих идей, докладывали ей о наших планах, в ее гла­зах был почтительно-внимательный холод, так что весь наш пыл быстро замерзал, и все хоро­шие слова застывали на языке. Мы чувствовали, что чем сильнее мы ее убеждаем, тем меньше она нам верит, тем больше мы становимся похожими на людей, которые пришли вовлечь богатую жен­щину в невыгодную сделку. Она с холодной, лю­безной улыбкой, отказала»...
Сын Варвары Алексеевны, Михаил Абрамович, был известен в Москве под именем «Джентльмен». Этим именем он был обязан тому, что с него, как говорится, списал героя своей известной пьесы того же наимено­вания А. И. Сумбатов-Южин. Эта пьеса очень хорошо шла в Московском Малом Театре, и в начале девятисо­тых годов, и в новой постановке, незадолго перед вой­ной 1914 года.

Вся Москва ее пересмотрела и о герое много гово­рили, хотя, в сущности говоря, сам по себе он этого, может быть, и не заслуживал. Был он человек образо­ванный, не без дарований, даже писал (под псевдони­мом М. Юрьев), но больше всего знали его в Москве, помимо Сумбатовской пьесы, еще по сказочному даже для Москвы, карточному проигрышу: в одну ночь в Ан­глийском клубе, он проиграл известному табачному фабриканту и балетоману, M. H. Бостанжогло, более миллиона рублей.

Жена его, Маргарита Кирилловна, была также очень известна в Москве, но совсем в иной области. В ее доме, при ее содействии и участии, устраивались рели­гиозно-философские собрания, и устраивались они московскими философами, начиная с кн. Сергея Нико­лаевича Трубецкого. Мне удалось, по протекции, ра­за два или три присутствовать на этих чрезвычайно интересных собраниях, являвшихся одной из значи­тельных достопримечательностей. Протекцией моей был Семен Владимирович Лурье, принадлежавший к промышленному миру, но исключительно грамотный в вопросах, как экономики, так и философии. Он был очень близок к делу устройства этих собраний.

М. К. Морозова тоже была выведена в театральной пьесе — в «Цели жизни» В. Немировича-Данченко, — в каррикатурном, но не слишком злом виде. О ней и о собраниях в ее доме не мало писал в своих воспомина­ниях за последнее время Степун. К его мемуарам мне еще придется вернуться: у меня впечатление, что автор «Николая Переслегина» не очень хорошо знал Москву.

Семьей Морозовых было создано много благотво­рительных учреждений, в частности университетские клиники. Самым значительным был институт для лече­ния раковых опухолей, при Московском университете. Про эту клинику Рябушинский говорит, что она пред­ставляла собой целый город. Далее были университет­ские психиатрические клиники, детская больница име­ни В. Е. Морозова, Городской родильный дом имени С. Т. Морозова, богадельня имени Д. А. Морозова. В. А.

Морозовой было устроено ее имени начальное ремес­ленное училище, и С. Т. Морозовым — упомянутый мною уже музей кустарных изделий. Наконец, Моро­зовыми был сооружен прядильно-ткацкий корпус при Московском Техническом училище и организована со­ответствующая кафедра по текстильному делу.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта