Главная страница

Москва купеческая. П. А. Бурышкин москва купеческая 1954 Посвящается дочери моей О. П. Абаза оглавление


Скачать 1.22 Mb.
НазваниеП. А. Бурышкин москва купеческая 1954 Посвящается дочери моей О. П. Абаза оглавление
АнкорМосква купеческая
Дата11.11.2022
Размер1.22 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМосква купеческая.doc
ТипКнига
#782676
страница9 из 19
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19

Хочу, чтоб всюду плавала


Свободная ладья,

И Господа, и дьявола


Равно прославлю я.
Как далеки они от той среды, откуда вышел их автор!

Есть в русской литературе недавнего времени од­но имя, которое многие «выходцы» из купеческой сре­ды произносят с гордостью, памятуя, что этот писа­тель также сын московской купеческой семьи. Имя это — И. С. Шмелев.

Автор «Человека из ресторана» и «Няни из Моск­вы» происходит из среднего московского купечества. Это не та среда, о которой мне приходилось говорить на предшествующих страницах. Она не строила кли­ник, не создавала Научного института или Народного университета, не была связана с созданием Художест­венного театра или Третьяковской Галлереи, но она, в ее деловой рабочей массе, обеспечивала хозяйствен­ную жизнь Москвы, заведывала распределением все­го потребного для нужд первопрестольной столицы.

И. С. Шмелев в своих автобиографических воспоми­наниях дал яркую и живую картину этой, характер­ной для Москвы, среды и в этом большая его перед Москвой заслуга.
Скажу теперь о своей собственной семье, главным образом, о своем отце, который, несомненно, был под­линным русским самородком. Начав свою жизненную карьеру, в буквальном смысле, «без ничего», он своим упорным трудом и дарованием создал огромное дело и достиг большого материального благополу­чия. Учившись, как говорили в старину, «на медные деньги», он впоследствии, путем чтения и самообра­зования, стал действительно культурным человеком, хорошо знал Гегеля и Шопенгауэра и занял почетное положение и в московской торгово-промышленной среде, и в московской общественности.

Всюду, где ему приходилось действовать, его це­нили и уважали. Когда он скончался, сравнительно молодым — ему было 59 лет, — и мне удалось за­нять, и в делах, и в общественной работе, его ме­сто, — мне очень помогало то, что я был «сын Афа­насия Васильевича».
Отец мой родился в бедной крестьянской семье крепостных господ Базилевских, в селе Павлинове, Дорогобужского уезда Смоленской губернии, 15 ян­варя 1853 года, — сто лет тому назад. У него был брат и две сестры, но все они умерли в раннем воз­расте, умер вскоре и отец его, Василий Ерофеич. Мать его, Наталья Дмитриевна, вышла вскоре вторично за­муж, за Прокопия Яковлевича Суровцева, который в том же селе, у помещиков, служил садовником. Отца моего, когда ему было 10-11 лет, его двоюродный брат Иван Афанасьевич Розанов в буквальном смыс­ле слова привел в Москву и отдал в Мещанское учи­лище. Шли они за обозом, направлявшимся в Моск­ву, и отец, у которого воспоминания об этом путе­шествии остались на всю жизнь, потом рассказывал мне, что, идя за обозом, на ходу можно спать.

О Мещанском училище я уже говорил. Оно гото­вило торговых служащих. Таковая карьера и была предназначена моему отцу. Он учился очень хорошо, окончил училище первым и без труда поступил на место: сначала служил в деле Ушковых, но примерно через год перешел в фирму Красилыциковых (о них я говорил ранее) и стал доверенным по торговой части. Прослужил он в этом деле около двенадцати лет и дослужился до должности главного доверенного, после чего от Красилыциковых ушел и открыл в Моск­ве свое собственное дело. Это было в 1882 году.

Служа у Красилыциковых, он часто вынужден был ездить в Харьков, на украинские ярмарки. Там у Красилыциковых был покупатель, Федор Иванович Ширяев. Отец мой был с ним хорошо знаком, бывал у него в доме и в том же 1882 году женился на его дочери Ольге Федоровне. По тогдашним обычаям, «приданого» почти не было, и свое дело отец основал на свои собственные сбережения.

Дед мой — и крестный отец — умер восьмидеся­ти с лишним лет от роду, в 1893 году, когда мне было шесть лет, но я очень хорошо помню его. Каждый год мы ездили в Харьков к нему «гостить». Я ясно помню, что он очень любил вспоминать прошлое. Пом­ню один из его рассказов, как он, еще мальчиком, в своем родном селе Курской губернии, Щигровского уезда, ходил смотреть, как из Таганрога везли гроб Александра I, и что в толпе упорно говорили, что гроб везут пустой, и что Император не умер.

На своего деда я очень похож лицом и манера­ми. Оставил он мне в наследство и свою привычку ку­рить сигары, а мой отец никогда ничего не курил.

После смерти Федора Ивановича его единствен­ной наследницей была моя мать, но последние годы дед мой уже почти не занимался делами, и торговля его, как говорили, «дышала на ладан». В дальнейшем, однако, в твердых руках моего отца харьковское дело не только выправилось, но и пришло в цветущее со­стояние и впоследствии, когда было организовано пае­вое товарищество, стало главным его составным эле­ментом.

Московское дело также развивалось успешно и заняло солидное место на московском рынке, уступая, конечно, первенство фирмам Щукиных и Грибовых, а позднее — Понизовских.

Но дело считалось солид­ным и пользовалось неограниченным кредитом, при­чем наша фирма не выдавала векселей. Московским отделением руководил сам отец, входя во все мелочи и зная дело во всех деталях. В Харьков же постоянно наезжал, главным образом во время украинских яр­марок. Харьковским отделением руководил Иван Спи-ридонович Коломиец, еще помощник моего деда. Впо­следствии были открыты отделения в Нижегородской ярмарке, в Полтаве, в Нижнем Новгороде и в Воро­неже. В 1904 году было создано Товарищество ману­фактурным товаром А. В. Бурышкин (моя мать не по­желала включать своего имени, как бы следовало), где всё было объединено. Общий оборот был 15-18 мил­лионов.

Как я говорил, свадьба моих родителей имела ме­сто в 1862 году. 13-го апреля;, 1883 года родилась моя старшая сестра, Александра Афанасьевна. Отец мой счел благоприятным указанием, что первый его ребе­нок родился именно 13-го числа. Он был по-своему весьма суеверен и начинал все свои дела, в частно­сти торговые, 13-го числа.

В июне 1885 года родилась вторая моя сестра, Надежда Афанасьевна и, наконец, 9-го февраля 1887 года появился я на свет Божий. Жили мы сначала на Остоженке, во 2-ом Ильинском переулке, в доме, где был огромный сад, но сам дом был сравнительно небольшой. В 1896 году, 13-го де­кабря, мы переехали в большой, довольно парадный дом в Антипьевском переулке, на Волхонке, против музея Александра III, во время нашего переезда еще не существовавшего. В этом доме прошло наше счаст­ливое детство и молодость. Из него уходили мы, об­заведясь семьями. В этом доме, в 1912 году, скончал­ся мой отец.

С 1892 года лето мы проводили в нашем подмо­сковном имении Поварове, по Николаевской желез­ной дороге, в 46-ти верстах от Москвы. Оно ни по постройкам (дом строил мой отец), ни по природным условиям, не представляло ничего замечательного, но все мы очень любили деревенскую жизнь и жили там подолгу: летом пять месяцев, зимой, на Рождество, на месяц уезжали туда на «зимний спорт». Что же ка­сается моего отца, то он очень много времени прово­дил в имении. Он был страстный охотник и хороший стрелок, и постоянно был в Поварове, охотясь на зай­цев и лисицу, или ездил на «тягу» или на «ток». Впо­следствии он меньше ездил к нам в имение, но очень часто бывал на охотах, устраиваемых Охотничьим об­ществом Александра II.

В имении было небольшое хозяйство, которое, в сущности говоря, обслуживало нашу семью. Но все­го было вдоволь. Особое внимание обращалось на мо­лочные продукты, и была у нас замечательная фрук­товая оранжерея, где был ряд деревьев, купленных в соседнем имении Трубецких, Лыткине, когда они рас­продавались после краха. Я редко когда после ел та­кие персики или большие белые сливы. Они были в Москве известны, и не раз магазин Елисеева просил нас «продать» корзину слив или дюжину персиков для какого-нибудь особого торжества.

Всем домом, всем хозяйством заведывала моя мать, Ольга Федоровна. Когда я говорю о своем «счастливом детстве», я знаю, что именно ей мы обя­заны тем, что детство и юность наши были счастли­выми. Сколько я себя помню, всегда она жила своим домом и своей семьей. Она очень редко выезжала, — разве только в театр, в итальянскую оперу, но дома она, не покладая рук, работала, руководя всеми ме­лочами повседневной жизни. В особенности вспоми­наю ее заботы во время чьей-нибудь болезни. Она са­ма всегда за всеми ухаживала — и всех выхажива­ла, — так как одна из моих сестер в детстве была очень болезненной.

Свои заботы о детях она сохраняла до конца дней своих: когда уже все мы жили своими семьями, она почти каждый день бывала у нас и помогала устанав­ливать порядок. Она пережила моего отца только на три года, и ее светлая память живет во всех нас... Не знаю, где теперь ее портрет, написанный Н. К. Бодаревским.
Совсем иного уклада человеком был мой отец, память коего также чту благоговейно. Это был не­большого роста, коренастый, крепкий человек, не­обычайной внутренней силы, на первый взгляд суро­вый и даже необщительный. Я редко и после видел кого-либо, кто мог, как он, одним своим появлени­ем вселять такой сильный страх и в подчиненных, и в родственников.

Его многие боялись, хотя он никог­да не бранился и редко возвышал голос, но и крепко за него держались, так как знали, что он «не выдаст», поможет в беде, — и советом и в особенности вся­ким иным способом, и что его не нужно просить, а он и сам позаботится. Я не. помню, чтобы кто-нибудь пришел к нему за помощью и ушел бы, не получив ни­чего.

Отец мой умер от опухоли мозга, после опера­ции, которую делал знаменитый берлинский профес­сор Краузе. В то время головная хирургия была еще в зачатке, и его спасти не удалось. Опухоль у него получилась от того, что он упал навзничь в Киссингене, где лечился. Он сидел за столом в ресторане. Ми­мо проходила дама и уронила платок. Он вскочил его поднять, поскользнулся и упал. Это оказалось роко­вым.

По своему завещанию, мой отец назначил денеж­ные выдачи всем своим служащим, включая в это чис­ло и всех тех, кто служил в нашем торговом деле. «Включая сюда и всех служащих в учрежденном мною Товариществе А. В. Бурышкин», — было сказано в завещании. Выдачи исчислялись согласно числу лет службы, и отдельные выплаты были довольно высоки.

Все же вместе эти выплаты выразились в очень больших цифрах и для того, чтобы не трогать день­ги из дела, хотя бы путем займа, нам пришлось про­дать некоторые из наших имений.

Завещание моего отца не было «единственным в своем роде», но такие примеры бывали, по правде ска­зать, редко, и потому об этом деле довольно много говорили. Надо сказать, что провести всю эту опера­цию было совсем не легко.

Все трое детей, мы сначала учились дома. У нас была русская учительница, Наталья Васильевна Федо­рова, долгое время верный член нашей семьи. Мы бы­ли отлично подготовлены и потом всегда хорошо учи­лись, — сестры в известной в Москве Арсеньевской гимназии, я — в Катковском лицее. Перед поступле­нием в лицей я недолго был в Московской 10-ой гим­назии, на Якиманке.

О своих лицейских годах я уже говорил. По окончании лицея я поступил на юриди­ческий факультет университета, затем в Коммерческий институт и, наконец, в археологический. Всюду уче­ние шло успешно и я всерьез подумывал о научной карьере. Возможно, что это и осуществилось бы, ес­ли бы не началась война 1914 года, и я не ушел бы, с головой, в красно-крестную работу в городском управлении и в Союзе городов.

У моего отца была весьма своеобразная манера меня воспитывать: я пользовался абсолютной свобо­дой с очень молодого возраста и всегда имел много «карманных» денег. Все это делалось под молчали­вым условием, что я буду хорошо учиться, не попаду в какую-нибудь «неподходящую историю» с полицей­ским участком, что мое времяпрепровождение не ска­жется на моем здоровье и что я всегда буду во-время там, где быть должен. В студенческие времена я иног­да очень поздно возвращался домой, но если вовремя шел в университет, откуда, во второй половине дня, отправлялся в амбар, то был волен поступать, как мне нравилось. Больше всего этой свободой я поль­зовался, чтобы бывать в театре или в концертах, ку­да меня сначала «возили», а потом позволили ездить самому.

Помню, как, будучи студентом, я раз чуть не по­пал «за городом» в неприятную историю, о которой в Москве стало известно. Дело обошлось благополуч­но, но я все-таки ждал, что мне «намылят голову». Отец лишь посмотрел на меня, покачал .головой и сказал: «Неужели тебе это интересно?» — Это было хуже «разноса».
Я еще скажу два слова об общем укладе нашей жизни, чтобы дать представление о том, как жили «средней руки» купеческие семьи в Москве, так ска­зать, последние пережитки «темного царства». Уклад нашей жизни был очень простой, лишенный каких бы то ни было внешних проявлений богатства. В до­ме не было мужской прислуги, ели не на золоте и не на серебре. Был самый обыкновенный сервиз от Куз­нецова, но дом наш был «край, где всё обильем ды­шит». Мне до сих пор кажется, что нигде я не ел с таким удовольствием, как у нас дома, а главное ле­том и особенно весною — в Поварове.

Все были очень заняты. Вставали рано, но не в одно и то же время, и уходили по своим делам, вер­нее — по своим школам. Мои обе сестры были «кур­систки»: Шура — педагогичка, Надя — сначала есте­ственница, а затем медичка, на курсах Герье.

Вся семья собиралась за обеденным столом часов около семи вечера. Эти встречи носили своего рода ритуальный характер, так как обычно все были на ме­сте и не любили, чтобы кто-либо отсутствовал. За обедом всегда был кто-нибудь из близких нашей се­мье, чаще всего подруги сестер и некоторые из род­ственников, вернее — родственниц. Всегда ждали от­ца, который приезжал из «амбара», но этим сопри­косновение с «темным царством» и оканчивалось.

Обед был обильный, но вина почти не подавали, а о креп­ких напитках и помину не было. За обедом говорили большей частью о театре. Все были, как часто было в Москве, страстные театралы. Говорили о музыке (сестры учились у Д. С. Шора), о литературе. О по­литике — сравнительно меньше: настроения были все-таки немного разные: одна из сестер была с сильно народническим уклоном и предпочитала не спорить. После обеда расходились. Кто-нибудь, большей ча­стью я, — отправлялся в театр. Раньше, когда были детьми, собирались еще за вечерним чаем. Отец тог­да любил читать вслух книги исторического содержа­ния, вроде «Старой Москвы». Потом это бывало лишь летом, в имении.

Первые две трети своей жизни отец мой занимал­ся лишь своим делом и почти не принимал участия в общественной жизни. После пятидесяти лет он на­чал ею усердно заниматься и хотел вообще от дел отойти, передав их мне, что в сущности, он и сделал, как только я окончил университет. Он стал подолгу летом жить заграницей. Почти совсем не зная ино­странных языков, он отлично умел устраиваться, — жил сначала на курортах, Киссингене или Виши, по­том ездил на какой-нибудь музыкальный фестиваль, особенно любил ездить в Байройт. Раньше, когда я еще не был женат, я обычно сопровождал его, как он говорил, — в качестве переводчика. Благодаря это­му, я ознакомился почти со всей Европой, от сканди­навских стран до Италии. Путешествовать он умел очень хорошо.

Мой отец не был, в тесном смысле слова, коллек­ционером, но картины «покупал», и в большом до­ме, в Антипьевском, были неплохие вещи русских ху­дожников. После его смерти картины разделились нами троими. Дань коллекционерству отдал и я, но не успел начатого дела довести до конца. Я говорил о нашем доме, как о довольно парадном, добавлю, что он не был удобен для жилья: парадные комнаты были хороши, а жилые значительно хуже. По преда­нию, в нашем доме (он принадлежал какой-то ветви князей Оболенских) бывал Грибоедов.

В доме была большая лестница. Ею, будто бы, вдохновился Грибо­едов для четвертого акта «Горя от ума». Как бы то ни было, но когда Художественный театр начал по­становку «Горе от ума», к нам в дом не раз приезжа­ла из театра большая комиссия, сняла ряд фотогра­фий и сделала зарисовки. Эта лестница и была вос­произведена на сцене, но нужно сказать, что наш дом был не единственный, о котором сохранилась такая легенда, и отовсюду Художественный театр что-то по­заимствовал.

Дом в Антипьевском, как я уже говорил, не был удобен для жизни, вернее говоря, не соответствовал требованиям современной техники. Его нужно было либо перестраивать, либо определить на какую-ни­будь иную надобность. Так отец и решил, завещав его городу Москве, для устройства в нем либо музея, ли­бо библиотеки его имени, а в пожизненное пользова­ние — моей матери. Нужно сказать, что мать моя в этом доме одна прожила недолго и переехала в мой дом, в смежную со мною квартиру. Вскоре началась война, и в нашем доме был устроен лазарет, где стар­шим врачом стала моя сестра.

Возвращаясь к дому, должен сказать, что у меня в отношении его был определенный план. Моя дань коллекционерству заключалась в том, что я собирал с ранего времени «Россику» и, в особенности, все, что касалось Москвы. С течением времени коллекция ста­ла очень большой. Мне помогал — и в деле покупки, и в приведении ее в порядок — И. Э. Грабарь. Были необычайно ценные вещи, которые я приобрел с из­вестным собранием Аргутинского-Долгорукого. Свою коллекцию я и собирался передать городу, для орга­низации музея имени моего отца.

Ныне эта коллекция, как я знаю, составляет осно­ву Музея старой Москвы.

Как не было нами создано «музея», так и не бы­ло благотворительных учреждений, носивших наше имя. Были, как я говорил, аудитории и лаборатории в Коммерческом институте. Это отнюдь не значит, что благотворительность была чужда нашей семье. В кон­торе нашей фирмы был особый «стол», этими дела­ми только и занимавшийся.

Но делалось все это без всякого шума, даже я, при жизни моего отца, мно­гого не знал. Как человек, сам вышедший из народа, благодаря учению, отец мой, главным образом, имел большое количество стипендиантов, причем таковыми бывали люди, впоследствии достигавшие известности. Помогал он и престарелым и в особенности откли­кался на всякого рода несчастья, — «на погорелое место». Во время моих скитаний по России, после ре­волюции, мне постоянно приходилось сталкиваться с людьми, сохранившими по отношению к нему благо­дарную память.

Приведу один пример, довольно характерный для того времени: при нашем имении Поварово отец вы­строил и школу, приют для престарелых и фельдшер­ский пункт. Когда моя сестра кончала медицинские курсы, он предложил ей выстроить в деревне Поварове больницу, которой она должна была бы занять­ся. Сестра моя, кстати, была очень рада такой мыс­ли и начала подготовку. Но отец, как и все мы, счи­тал, что больницу надо строить или в самой деревне или поблизости, и предложил крестьянам — а деревня была одной из самых богатых в нашем Звенигород­ском уезде — отвести небольшой клочок земли. Со­брался сход и отказал. «Афанасий Васильевич хочет больницу устроить «для спасения своей души», — пусть и землю жертвует».

Небезинтересно сопоста­вить этот приговор с тем, как характеризуют «заботу о душе» современные советские историки. Вот что, на пример, пишет Лященко в «Истории народного хозяй­ства СССР»:

«Богатство растрачивалось на самые дикие некультурные выходки. Откупщик Кокорев купил у разорившегося князя дом и поставил около не­го на улице серебряные фонари, а дворецким сде­лал обедневшего севастопольского генерала. Один из владельцев фабрики Малютин прокутил в Париже за один год свыше миллиона рублей и довел фабрику до разорения.

«Заботы о душе» заставляли именитое купе­чество, при жизни, или после смерти, передавать миллионные состояния на благотворительность: на построение церквей, больниц, богаделен. Едва ли найдется другой город с таким числом «благо­творительных» учреждений купечества: Хлудовская, Бахрушинская, Морозовская, Солдатенковская больницы. Тарасовская, Медведевская, Ер-маковская богадельни. Елисеевский ночлежный дом, дешевые квартиры Солодовниковых и дру­гие»...
Вскоре отец умер. Мы продолжали его деятель­ность в этом направлении, но началась война и, вме­сто больницы, мы создали госпиталь.
Теперь несколько слов о семьях второго поколе­ния, то есть о моих сестрах и о моей собственной. Я женился рано, еще будучи студентом университета. Жена моя, Анна Николаевна, урожденная Орчанова, из судейской семьи Орчановых. Правда, ее мать, Вар­вара Павловна, была из семьи шерстяных фабрикан­тов Кавериных, и в первом браке была Чижова. Мой тесть, Николай Александрович, был одним из приме­ров русского суда, неподкупного и неподдающегося влиянию. Он всю жизнь провел в Москве, как следователь, и, после почти сорокалетней службы был сра­зу назначен в Московскую Судебную палату.

Когда бывший московский градоначальник Рейнбот был от­дан под суд, следствие должен был производить член Палаты. Естественно, предложили это моему тестю, причем приехавший из Петербурга эмиссар сказал, что ему своевременно укажут, какие должны быть выводы. «Выводы будут те, которые укажет следова­тель», — ответил мой тесть. Конечно, дело было по­ручено другому, и тестя «обошли звездой».

Жена моя, Анна Николаевна, была очень краси­вая и одаренная женщина. Хорошо читала стихи и танцевала; всегда устраивала благотворительные кон­церты; хорошо одевалась, — первая привезла в Моск­ву изделия Пуаре и надевала их к некоторому сму­щению тех, к кому мы ездили в гости.

Есть ее портрет, написанный художником Н. П. Ульяновым. Грабарь взял его в Третьяковскую Галлерею, но в нынешнем каталоге его нет. Что с ним сделалось и где он находится — не знаю. Жена моя скончалась в 1940 году.

У нас двое детей, проживающих теперь в Пари­же. Сын мой был участником французского подполья в годы немецкой оккупации Франции.

Старшая моя сестра, Александра Афанасьевна, бы­ла замужем за инженером Сергеем Александровичем Лузиным.

Другая моя сестра, Надежда Афанасьевна, женщи­на-врач, очень хороший хирург, была известна с не­сколько иной точки зрения. Еще гимназисткой, она бывала в теософском кружке Христофоровой, кото­рая была близка к Е. П. Блаватской, даже, кажется, состояла с ней в родстве. Потом, вместе с рядом дру­гих лиц, в частности с Андреем Белым, она перешла к Рудольфу Штейнеру и стала антропософкой. Она вышла замуж за моего университетского товарища Бориса Павловича Григорьева, который тоже был штейнерианцем. Они постоянно ездили к Штейнеру, в особенности, когда он читал свои циклы лекций.

Григорьев был назначен главным «гарантом» рус­ской антропософской группы. В квартире моей сест­ры происходили их собрания, где читались лекции и бывали собеседования. Все это, в некоторой сте­пени, описано Андреем Белым. Первая версия Гетсенума, еще в Мюнхене, была выстроена за счет моей сестры, точнее говоря, за счет нашей фирмы. Мы, дру­гие члены семьи, иногда приглашались на торжест­венные собрания, где порою встречались с такими людьми, как о. Сергий Булгаков, тогда еще не быв­ший священником, о. Павел Флоренский.
В заключение приведу анекдот про моего отца,, который сравнительно недавно мне довелось слышать. Вот в какой версии его мне рассказывали: приходят однажды к моему отцу из комитета помощи бедным студентам и предлагают билеты на спектакль в поль­зу комитета. Предлагают самый дорогой билет — в сто рублей. Отец будто бы отказался,, сказав, что до­рого. Ему предложили за двадцать пять, за десять рублей, — отец все говорил, что дорого, и взял за два рубля, и при этом прибавил: «О студентах вы не беспокойтесь, я утром им чек на двадцать пять тысяч послал, а в театре я и постоять могу».

Первоначально мне показалось, что это сплош­ная выдумка, так это не было похоже на моего отца. По тону рассказа, герой представляется персонажем в долгополом сюртуке, сапогах бутылками и посе­щающим театры вроде одного из героев рассказов И. Ф. Горбунова. На самом деле отец мой одевался либо заграницей, либо у Деллоса, который был совсем неплохой портной в Москве. В театре всегда, в осо­бенности когда бывал один, сидел в первом ряду.

Но отыскивая возможный источник этой «леген­ды», я вспомнил один эпизод, который, как я думаю, и был подлинной подкладкой выше приведенного рассказа. Дело происходило так: в 1907-08 году, в се­мье моего зятя, в Лузинской семье, — появился молодой художник, очень талантливый, которому предска­зывали большое будущее.

К сожалению, у него было плохое здоровье — начинался туберкулез. Сказали, что ему нужно ехать в Крым, и решили: так как у не­го самого денег не было, собрать ему необходимую сумму. Остановились на мысли устроить лотерею, ра­зыграть одну из его картин. Выпустили 30 билетов по 25 рублей, — сумма, для того времени немалая, — и распределили их между знакомыми. Один билет был назначен и моему отцу. Организацию розыгрыша взя­ла на себя С. М. Б... на, недавно ушедшая от своего мужа и жившая в гражданском браке с доктором Лео­нидом Лузиным.

Времена были тогда другие, нравы строгие, и в доме ее бывали не все, даже не все род­ственники. Розыгрыш лотереи был хорошим предло­гом для устройства «вечера». Вечер был устроен на славу, принимать она умела и, казалось, что все бу­дет очень удачно. Розыгрыш должен был состояться за ужином, но вдруг оказалось, что один билет не взят и не оплочен — билет моего отца. Тогда одна из приятельниц хозяйки, Е. И. В ... на, дама очень кра­сивая и интересная, с большой иронией обратилась к моему отцу и сказала: «Что же, Афанасий Василье­вич, четвертного жалко». — «Четвертного мне не жал­ко, — спокойно отвечал мой отец, — получите, по­жалуйста.

Жалко, пожалуй, что для того, чтобы со­брать небольшую сумму, устраивается такой доро­гой вечер, лучше бы деньги художнику дали. А впро­чем, о нем не беспокойтесь: сегодня он был у меня в конторе. Валентин Анатольевич нашел, что ему, дей­ствительно, пожить в Крыму нужно. Послезавтра он поедет. Пока отправляем его на год, а там дальше

посмотрим. А то, что вы собрали, тоже годится: семья у них очень бедная».

Художник прожил в Крыму около полутора лет, совсем поправился и умер сравнительно недавно, в эмиграции, где он составил себе крупное имя в спе­циальной области. До конца дней своих, он с волне­нием вспоминал Афанасия Васильевича.

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19


написать администратору сайта