Главная страница
Навигация по странице:

  • Солдатенковы

  • Москва купеческая. П. А. Бурышкин москва купеческая 1954 Посвящается дочери моей О. П. Абаза оглавление


    Скачать 1.22 Mb.
    НазваниеП. А. Бурышкин москва купеческая 1954 Посвящается дочери моей О. П. Абаза оглавление
    АнкорМосква купеческая
    Дата11.11.2022
    Размер1.22 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМосква купеческая.doc
    ТипКнига
    #782676
    страница6 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    Шелапутины происходят из Покровских куп­цов. Переселились в Москву в конце XVIII столетия и в 1792 году торговали в «светочном» ряду.

    Внуки родоначальника, Прокофий и Антип Дмит­риевичи, были очень богатыми людьми и имели зва­ние коммерции советников. Прокофий Дмитриевич в 1811-1813 году исполнял обязанности Московского го­родского головы. За свое пожертвование «минераль­ного кабинета в пользу Московской Медико-хирурги­ческой академии» получил диплом на дворянское до­стоинство и был награжден орденом. Сын его, Дмит­рий Прокофьевич, уже не состоял в купечестве.

    Внук Антипа Дмитриевича, Павел Григорьевич, соорудил Гинекологический институт при Московском университете и построил гимназию имени Григория Шелапутина. Им же было создано ремесленное учили­ще имени Анатолия Шелапутина.
    Солдатенковы происходят из крестьян де­ревни Прокуниной, Коломенского уезда Московской губернии. Родоначальник их, Егор Васильевич, зна­чится в Московском купечестве с 1797 года. Но из­вестной эта семья стала лишь в половине XIX века, благодаря Кузьме Терентьевичу, внуку родоначальни­ка.

    О К. Т. Солдатенкове очень много говорит в своих воспоминаниях П. И. Щукин и приводит немало по­дробностей, характеризующих этого замечательного человека и современную ему эпоху и среду, в коей он вращался. Эту среду нельзя, в строгом смысле слова, назвать «купеческой» преимущественно. Там были представители интеллигенции. Были, конечно, и куп­цы, начиная с семьи Щукиных. С Иваном Васильевичем его связывала тесная дружба в течение более, чем пя­тидесяти лет.

    В былое время К. Т. торговал бумажной пряжей, но также занимался дисконтом. Впоследствии стал крупным пайщиком ряда мануфактур, банков и стра­ховых обществ.

    К. Т. снимал лавку в старом Гостином дворе, со­стоявшую из двух комнат, верхней и нижней. В верх­ней К. Т. обыкновенно занимался чтением газет, а в нижней Ив. Ил. Барышев, его конторщик и управля­ющий, стоял или сидел за конторкой и, если не было дела, то писал фельетоны для «Московского листка» под псевдонимом Мясницкий. Псевдоним этот был взят потому, что Барышев жил в доме Солдатенкова, на Мясницкой улице. В этом доме, где жил и сам К. Т., было несколько богато отделанных комнат, имелось много хороших картин русских художников, большая библиотека и молельня.

    В последней служил сам Козь­ма Терентьевич, вместе со своим дальним родственни­ком, торговцем церковными старопечатными книгами, Сергеем Михайловичем Большаковым, для чего оба надевали кафтаны особого покроя... Как пишет П. И. Щукин, «Солдатенков был старообрядец по Рогож­скому кладбищу, что не мешало ему жить с францу­женкой, Клемансой Карловной Дюпюи. Клеманса Кар­ловна очень плохо знала по-русски, а Козьма Терен­тьевич, кроме русского, не говорил ни на одном язы­ке».

    У К. Т. Солдатенкова была большая библиотека и ценное собрание картин, которые он завещал Москов­скому Румянцевскому Музею. Но самым главным вкла­дом его в русскую культуру была его издательская деятельность. Его ближайшим сотрудником в этой об­ласти был известный в Москве городской деятель, Митрофан Павлович Щепкин, отец Дмитрия Митрофановича, ближайшего, в свою очередь, сотрудника князя Г. Е. Львова по Земскому союзу и Временному Прави­тельству. Под руководством М. П. Щепкина было из­дано много выпусков, посвященных классикам эконо­мической науки, для чего были сделаны специальные переводы. Эта серия издания, носившая название «Щепкинской библиотеки», была ценнейшим пособи­ем для студентов, но уже в мое время — начало этого столетия — многие книжки стали библиографической редкостью.

    К. Т. оставил много средств на дела благотвори­тельности, в частности, для постройки городской боль­ницы.

    Коллекция картин К. Т. Солдатенкова является од­ной из самых ранних по времени ее составления, и са­мых замечательных по превосходному и долгому су­ществованию.

    Собирать картины он стал еще с конца сороко­вых годов, но решающим моментом была его поездка в Италию в 1872 году, где он сошелся, через братьев Боткиных, с знаменитым художником А. А. Ивановым и попросил его «руководства» для основания русской картинной галлереи. В дальнейшем К. Т, просил Ива­нова покупать для него, что тот заметит хорошего, у русских художников. «Мое желание, — писал он, — собрать галлерею только русских художников».

    Ива­нов охотно это поручение принял и постепенно у Сол­датенкова собралась огромная коллекция, где было не мало самых прекрасных образцов русской живописи, как например, эскиз картины «Явление Христа наро­ду» А. А. Иванова.

    К. Т. Солдатенкову принадлежало весьма живо­писное подмосковное имение Кунцево. Он там всегда проживал летом; там же было немало дач, сдававших­ся на лето. Жила там семья Щукиных, а по соседству находилась дача бар. Кнопа. У К. Т. постоянно кто-нибудь гостил, а иные приезжали обедать из Москвы, благо это было недалеко. Приезжал туда И. С. Акса­ков, историк И. Е. Забелин, М. П. Щукин, А. А. Козлов, в ту пору генерал-лейтенант и почетный опекун, ху­дожник Лагорио, врачи Кетчер и Пикулин и др. Бывал всегда и кто-либо из Щукиных. Хозяин принимал ра­душно, но без излишней роскоши. На одном таком обе­де Н. И. Щукин сказал: «Угостили бы вы нас, Козьма Терентьевич, спаржей», — на что К. Т. возразил:

    «Спаржа, батенька, кусается: пять рублей фунт».
    Я воспроизвел этот эпизод для того, чтобы по­казать, что пресловутое, легендарное московское хле­босольство состояло не в роскоши застольной трапе­зы. Оно выражалось в умении хозяина составить про­грамму обеда и в способности создать приятную для приглашенных обстановку. Незадолго до последней войны, в некоторых домах московских снобов, на боль­ших приемах, когда ужин готовил либо «Эрмитаж», либо «Прага», завели обычай давать карточку. Ужи­навший мог заказать, что угодно. Старые любители покушать строго осуждали это нововведение. «Если ты меня зовешь и хочешь приветствовать, — говори­ли они, — то избавь меня от заботы думать, чего бы вкусного я бы съел. А в трактир я и сам могу пойти, — денег хватит».
    Якунчиковы были также одной из москов­ских купеческих фамилий, которая довольно скоро от­стала от торгово-промышленной деятельности и ушла в дворянство. Их имя было известно с первой четвер­ти прошлого столетия, но почетное место в рядах мо­сковского купечества они заняли несколько позднее, благодаря Василию Ивановичу Якунчикову.

    В одном из писем В. А. Кокорева к В. И. Якунчи­кову содержится любопытная характеристика молодо­го Якунчикова. Вот, что писал автор «Русских про­валов» :

    «Ваше любезное письмо перенесло мои мы­сли к воспоминаниям о событиях бывших в 1846 году, в котором я в первый раз имел удовольствие познакомиться с Вами на откупных торгах в Яро­славле. Как сейчас представляю себе красивого юношу, с шапкой кудреватых волос на голове, с розовыми щеками и созерцательным взглядом на окружающее. Потом этот юноша уехал надолго в Англию, восприял там только то, что пригодно для России, и возвратился домой, нисколько не утратив русских чувств и русского направления. Этот юноша, — Вы, продолжающий свое коммер­ческое поприще с достоинством и честью для ро­дины. Много с тех пор протекло воды. Вы шли стопой благоразумной осмотрительности, а я без всякой сдержанности давал волю своим фанта­зиям».
    Якунчиковым принадлежала Воскресенская ману­фактура в местечке Норе Фоминской, Верейского уез­да, Московской губернии. Эту фабрику они продали Т-ву Эмиль Циндель, уйдя таким образом от актив­ной деятельности.

    Василий Иванович был женат на Зинаиде Нико­лаевне Мамонтовой, дочери Николая Федоровича и сестре Веры Николаевны Третьяковой, жены извест­ного создателя картинной галлереи.

    У Якунчиковых женская половина семьи была не менее известна, чем мужская. Зинаида Николаевна бы­ла одной из наиболее красивых и интересных в Мо­скве хозяек дома. Еще большей известностью пользо­валась ее невестка и племянница, Мария Федоровна.

    В 1881 году, во время сильного голода, она орга­низовала столовые в Тамбовской губернии; ей при­шла мысль раздавать бабам работы и скупать их ста­ринные местные вышивки. Дело это впоследствии при­няло обширные размеры и стало известно в Европе. Это было сделано по образцу Абрамцевского кустар­ного дела, о котором я буду еще говорить. М. Ф. Якун­чикова была племянницей Саввы Ивановича Мамон­това. Впоследствии, в 1908 году, М. Ф. взяла на себя управление Абрамцевской столярной мастерской и ку­старным складом в Москве.

    Одна из дочерей В. И., Мария Васильевна, по му­жу Вебер, была сама художница, а ее сестра, Наталья Васильевна, была женой известного художника В. Д. Поленова.
    Хлудовы происходили из экономических кре­стьян деревни Акатовой, Высоцкой волости, Егорьев­ского уезда, Рязанской губернии. Имя их упоминается уже в 1824 году.

    Родоначальником этой семьи был Иван Иванович Хлудов, человек чрезвычайно энергичный и предпри­имчивый, каковым свойством, впрочем, отличались жи­тели этого района, известные под именем «Гуслицов» или «Гусляков», по имени речки Гуслянки, протекаю­щей через город Егорьевск и впадающей в Москва-ре­ку.

    Иван Иванович переселился в Москву вскоре по­сле французского нашествия и начал там торговать. Жил он в своем доме, на Швивой Горке, где и роди­лись все его дети. В 1836 году приобретен был свой амбар в Старом Гостином Дворе, за № 93. Скончался Иван Иванович во второй половине тридцатых годов.

    После его смерти сыновья его продолжали отцов­ское дело под фирмой Торговый дом С., Н., Д., А. и Г. Ивана Хлудова Сыновья. Братья решили создать свое собственное фабричное производство.

    По постановлению Егорьевской городской думы, было решено сдать в аренду крестьянам Хлудовым за­речную часть городской земли, всего около 20-ти де­сятин, под постройку фабрики. Решение было приня­то потому, что это была низменная часть реки, боло­то с бугром и никуда не пригодная земля. Впоследст­вии эта земля была приобретена в собственность, бла­годаря хлопотам старшего брата, Савелия Ивановича. В дальнейшем была прикуплена земля соседних кре­стьян деревни Русанцево, и вся площадь земли под фабрикой была около 36-ти десятин.

    Механическая фабрика была открыта в 1845 году, 8-го ноября. Паевое Товарищество Егорьевской ману­фактуры было создано в 1874 году.

    По-видимому, создание фабрики представляло со­бою дело рискованное, потому что приглашало одно­го из местных тузов, Степана Галактионовича Князе­ва, «но они не пошли».

    Старший сын Ивана Ивановича, Савелий Ивано­вич, был холостяк, ходил в цилиндре и был приятелем Л. И. Кнопа. Они вместе пивали «из бочек»; в погреб­ке Бодега, на Лубянке, в доме Бауэр... Кноп потом го­ворил: «Немец русского перепил, а тот и умер...»

    Второй сын, Назар Иванович, был женат и имел сына Николая. Дочь последнего, Надежда Николаев­на, была замужем сначала за Абрикосовым, а потом за известным чешским политическим деятелем К. П. Крамаржем.

    Хлудов Алексей Иванович, третий сын основате­ля Хлудовского дела, родился в 1818 и скончался в 1882 году. По отзывам людей, близко его знавших, это был «человек неподкупной честности, прямой, пра­вдивый, трудолюбивый, отличавшийся силой ума и верностью взглядов». Одаренный большими природ­ными способностями и развивавший их вполне само­стоятельно, так как в молодости не получил почти ни­какого образования, Алексей Иванович, вместе со сво­им братом Герасимом Ивановичем, успешно руково­дил Хлудовским предприятием, работавшим в обла­сти хлопковой торговли и хлопчатобумажной про­мышленности. Принимал он участие и в других про­мышленных делах, в частности был одним из основа­телей Кноповской Кренгольмской Мануфактуры.

    Ал. Ив. известен также, как коллекционер древних русских рукописей и старопечатных книг, коих он составил бо­гатейшее собрание, включившее в себя вещи большой ценности, как например, «Просветитель» Иосифа Волоцкого, сочинения Максима Грека, творения Иоанна Дамаскина в переводе кн. А. И. Курбского с собствен­норучными его заметками, и многие другие. Общее число рукописей достигало 430-ти а старопечатных книг до 624-х.

    После его смерти собрание рукописей поступило согласно его желанию, в Никольский Единоверческий Монастырь в Москве.

    Ал. Ив. уделял очень много времени и обществен­ной деятельности. Он был членом коммерческого су­да, почетным членом совета Коммерческого училища; с установлением в 1859 году должности председателя Московского Биржевого комитета, был первым из­бран в это звание, каковое сохранил до 1865 года, а в 1862 году был выбран председателем московских от­делений департамента торговли и мануфактуры. Имея звание Мануфактур-Советника и орден Владимира 3-ей степени, в год коронации Александра II (1856), он был старшиной московского купеческого сословия.

    Герасим Иванович родился в 1822 году и скончал­ся в 1885 году.

    Вот любопытная характеристика Г. И. Хлудова, которую я нашел в «Историческом вестнике» за 1893 г., в статье Д. И. Покровского «Очерки Москвы» :

    «Дом свой Герасим Иванович вел на самую утонченную ногу, да и сам смахивал на англича­нина. У него не раз пировали министры финансов и иные тузы финансовой администрации. Сад при его доме, сползавший к самой Яузе, был отделан на образцовый английский манер и заключал в себе не только оранжереи, но и птичий двор, и даже зверинец. Прожил Гер. Ив. более полжизни в этом доме безмятежно и благополучно, преум­ножая богатство, возвышая свою коммерческую репутацию, и сюда же был привезен бездыхан­ным, от подъезда купеческого клуба, куда шел прямо из страхового общества, с миллионами только что полученной за сгоревшую Яузовскую фабрику премии.

    Замечательно, что и брат его, Алексей Ива­нович, умер такою же почти смертью, едучи на извозчике из гостей, и попал домой мертвым, не прямо, а сначала побывав в Тверской части»,
    Подобно своему брату Алексею Ивановичу, Ге­расим Иванович был коллекционером. Он собирал кар­тины и преимущественно русской школы. Его галлерея начала составляться с начала 50-ых годов. Он по­ложил ей основание, купив у юноши Перова, только что выступившего со своим могучим талантом, — его «Приезд станового на следствие» — в 1851 году и «Первый чин дьячковского сына» — в 1858 году. В те­чение 60-ых годов к ним присоединилось несколько других хороших картин: «Разборчивая невеста» Фе­дотова, «Вирсавия» Брюллова (эскиз), «Вдовушка» Капкова, пейзажи Айвазовского и Боголюбова, «Та­верна» и «Рыночек» Риццони. Коллекция эта более не существует: после смерти Г. И. Хлудова она была раз­делена между его наследниками.
    У Алексея Ивановича было четыре сына. Из них Иван Алексеевич был одним из самых выдающихся представителей своей семьи. Он родился в 1839 году и скончался в 1868 году, всего 29 лет от роду. Он по­лучил образование в С. Петербургском Петропавлов­ском училище и, после его окончания, был отправлен в Бремен, на службу, в контору, имевшую обширные торговые сношения со всеми странами света, а через два года отправился в Англию, где основательно изу­чил хлопковый рынок. В 1860 году был в Северо-Американских Соединенных Штатах, изучил на месте про­изводство хлопка и завел для Торг. Дома бр. Хлудо­вых торговые сношения с Америкой, но в самом нача­ле от этого получились убытки, так как в это время в Америке была гражданская война, и купленный хло­пок был конфискован и частью сожжен.

    Тогда Торговый дом Хлудовых открыл в Ливерпу­ле свою контору.

    Впоследствии, когда началась хлопковая торговля со Средней Азией, Иван Алексеевич отправился туда для изучения дела на месте и установил торговые сно­шения. Но в Самарканде он заболел и скоропостижно умер.

    У Алексея Ивановича было три дочери: Ольга Алексеевна Панина, Варвара Алексеевна Морозова и Татьяна Алексеевна Мамонтова. Две последних зани­мали видное место в московской купеческой иерар­хии, и в смысле жертвенности, и по своей поддержке культурных начинаний.

    Хлудовы наряду с Бахрушиными занимали видное место в деле устройства благотворительных учрежде­ний. Ими были созданы:
    Богадельня имени Герасима Ивановича Хлудова, Палаты для неизлечимо больных женщин, Бесплатные квартиры имени П. Д. Хлудовой, Бесплатные квартиры имени Г. И. Хлудова, Бесплатные квартиры имени Конст. и Ел. Прохо­ровых, Ремесленная школа,

    Детская больница имени М. А. Хлудова — явля­лась Университетской клиникой по детским болезням.
    Упоминавшееся ранее собрание старинных руко­писей А. И. Хлудова составило особую Хлудовскую библиотеку рукописей и старопечатных книг при Ни­кольском монастыре.
    Семья Боткиных, несомненно, одна из самых замечательных русских семей, которая дала ряд вы­дающихся людей на самых разнообразных поприщах. Некоторые ее представители до революции оставались промышленниками и торговцами, но другие целиком ушли в науку, в искусство, в дипломатию и достигли не только всероссийской, но и европейской известно­сти. Боткинскую семью очень верно характеризует биограф одного из самых выдающихся ее представи­телей, знаменитого клинициста, лейб-медика Сергея Петровича.

    «С. П. Боткин происходил из чистокровной великорусской семьи, без малейшей примеси ино­земной крови и тем самым служит блестящим до­казательством, что если к даровитости славян­ского племени присоединяют обширные и солид­ные познания, вместе с любовью к настойчивому труду, то племя это способно выставлять самых передовых деятелей в области общеевропейской науки и мысли». (С. П. Боткин, его жизнь и переписка». Биографический очерк д-ра Белоголового, СПБ 1892.)
    Боткины происходят из Торопецких посадских людей. Их род можно проследить по документам в непрерывной связи до половины XVII века. Первым перешел в Москву Дмитрий Кононович, повидимому в 1791 году. Потом его брат, Петр Кононович (1781-1853), основатель известной чайной фирмы. Этот дея­тельный и далеко не заурядный человек быстро до­стиг в Москве сначала зажиточного, а потом и бога­того положения. Он был женат два раза и от обоих браков имел многочисленное потомство. После него осталось в живых 9 сыновей и 5 дочерей.
    Боткин был один из пионеров чайного дела в Рос­сии, и в этой области заслуги его велики. Дело это, чисто семейное, акционировано было лишь в 1893 го­ду, когда было организовано Т-во чайной торговли Петра Боткина Сыновья. Их сахарный завод, — Т-во Ново-Таволжинский свекло-сахарный завод Боткина, — был акционирован в 1890 году.

    Старший из сыновей П. К. Боткина, Василий Пет­рович, являет собою характерный пример подлинных русских самородков. Трудно объяснить себе, как мог этот московский купеческий сын, предназначавшийся для торговли за прилавком в амбаре своего отца, не прошедший через ту, или иную высшую школу, так образовать и развить себя, что, не достигнув еще тридцатилетнего возраста, сделался одним из деятель­ных членов того небольшого кружка передовых мыс­лителей и литераторов начала сороковых годов, к ко­торому принадлежали и Белинский, и Грановский, и Герцен, и Степанов, и Огарев. В этой блестящей плея­де он пользовался репутацией одного из лучших зна­токов и истолкователей Гегеля, увлекавшего в то время эти молодые умы, искавшие света.

    Помимо его гегелианства, он славился, как знаток классической ли­тературы по всем отраслям искусств. Особенно харак­терны были его отношения с Белинским. Вот что пи­сал о В. П. Боткине «Неистовый Виссарион» в своем письме:

    «Меня радует, что я первый понял этого че­ловека. Его бесконечная доброта, его тихое упое­ние, с каким он в разговоре называет того, к ко­му обращается, его ясное гармоническое распо­ложение души во всякое время, его всегдашняя готовность к восприятию впечатлений искусства, его совершенное самозабвение, отрешение от своего я, даже не производят во мне досады на самого себя; я забываюсь, смотря на него... Меня особенно восхищает в нем то, что он столько же честный, сколько и благородный человек... Гармония внешней жизни человека с его внутрен­ней жизнью есть идеал жизни, и только в Васи­лии нашел я осуществление этого идеала»...
    Надо сказать, что для Белинского В. П. Боткин был не только другом, но и помощником. Он лучше его знал языки, читал в подлиннике Гегеля, занимался современной немецкой философией и давал ему ма­териал, в котором Белинский нуждался.

    Не менее характерно и свидетельство поэта Шен­шина-Фета, который был женат на его сестре. Вот что пишет он в своих воспоминаниях:

    «Во время оно я часто бывал у Василия Пет­ровича во флигеле, но ни разу не бывал в боль­шом Боткинском доме. Будучи на этот раз в ду­хе, Василий Петрович объяснил мне, что, соглас­но завещанию их покойного отца, он состоит одним из четырех членов Боткинской фирмы и, таким образом, одним из хозяев дома. Покой­ный П. К. Боткин оставил после смерти своей дела в порядке и далеко не огромный капитал... Безобидно для всех членов семьи, из числа де­вяти сыновей, он назначил членами фирмы толь­ко четырех: двух от первого и двух от второго брака...

    Василий Петрович пригласил меня в тот же день к семейному обеду. Изо всех членов фирмы наиболее очевидными представителями дома являлись меньшой брат Петр со своей же­ной... Даже самый ненаблюдательный человек не мог бы не заметить того влияния, которое Ва­силий Петрович незримо производил на всех окружающих. Заметно было, насколько все поко­рялись его нравственному авторитету, настолько же старались избежать резких его замечаний, на которые он так же мало скупился в кругу род­ных, как и в кругу друзей. Кроме того, все толь­ко весьма недавно испытали его педагогическое влияние, так как, влияя в свою очередь и на по­койного отца, Василий Петрович младших брать­ев провел через университет, а сестрам нанимал на собственный счет учителей по предметам, зна­ние которых считал необходимым»...

    К его характеристике В. П. Боткина можно еще добавить, что он сам не мало писал. Его сочинения составляют три тома. Особенным успехом пользова­лись его воспоминания о путешествии — а он объез­дил почти всю Европу — в частности его- «Письма об Испании».
    Что касается жизни и деятельности одного из са­мых знаменитых, а вернее — самого знаменитого рус­ского клинициста, Сергея Петровича Боткина, слиш­ком хорошо известны, чтобы мне нужно было долго на них останавливаться. Сергей Петрович был гордо­стью русской науки. И как врач, и как человек, он пользовался огромным уважением. Напомню только, что он окончил медицинский факультет Московского университета, был на Крымской войне и заграницей; потом поселился в Петербурге, где получил кафедру в Военно-медицинской академии и где прошла, вся его научная и врачебная деятельность. С. П. очень любил музыку, сам был прекрасный музыкант и с большим талантом играл на виолончели.

    Как многие из Бот­киных, он был общителен, и его дом, где гости бы­вали по субботам, являлся большим культурным центром. Его сын, дипломат, П. С. Боткин, в своих воспоминаниях «Картины дипломатической жизни», вышедших в 1930 г. в Париже, — описал свою моло­дость и жизнь в отцовском доме, где постоянно бы­вали и проф. Менделеев, и проф. Герьэ, и Салтыков-Щедрин, и Антон Рубинштейн, и И. Ф. Горбунов.

    Про Боткиных можно сказать, как и про Бахру­шиных, что коллекционерство было у них в крови. Почти каждый из братьев что-нибудь собирал. Но са­мым известным в этой области был Михаил Петро­вич, — художник, академик и тайный советник. Жил он в Петербурге, на Васильевском Острове, в своем собственном доме, где и помещалось его драгоценней­шее собрание. М. П. в течение примерно пятидесяти лет собирал старинные художественные вещи. Он по­долгу живал заграницей, в частности в Италии, где и приобрел немало сокровищ. Древний мир был у него прекрасно представлен расписными вазами, террако­товыми статуэтками, масками, светильниками. Была у него коллекция итальянских майолик XV, XVI и XVII веков, художественная резьба по дереву эпохи итальянского Возрождения, работы из слоновой ко­сти, большое собрание русской финифти и многое, многое другое.

    Из картин у него было много этюдов художника А. А. Иванова, жизнеописание которого он и издал.

    Сам он писал картины преимущественно религи­озного содержания.

    Коллекционером был и Дмитрий Петрович. Он был женат на Софии Сергеевне Мазуриной и жил в своем доме на Покровке. Там же помещалась и его прекрасная коллекция картин иностранных художни­ков, собранная им в течение многих лет. К сожалению, после его смерти эта коллекция не сохранилась в це­лом виде: частью была распродана, частью распреде­лена между наследниками. Он был близким другом П. М. Третьякова и помогал ему в его собирательстве, участвуя даже в покупке некоторых картин, но сам произведений русских художников не приобретал.
    Д. П. был чрезвычайно радушным хозяином и умел принимать своих друзей. Его воскресные обеды славились на всю Москву. Вообще вся семья его сла­вилась своим гостеприимством.
    В собирательстве и в составлении коллекций в семье Боткиных была одна особенность, которую нель­зя обойти молчанием: все симпатии и стремления бы­ли космополитичны и общеевропейски и не заключа­ли в себе ничего народнического, никакого стремле­ния к отечественному. Все картины, собираемые и Ва­силием Петровичем, и Дмитрием Петровичем Ботки­ными, бывали всегда иностранные, так что даже при распродаже этюдов и картин Александра Иванова, после его смерти, В. П. Боткин купил только итальян­ский пейзаж — «Понтийские болота» и копию Ива­нова, карандашом, с Сикстинской Мадонны Рафаэля.

    Д. П. Боткин имел в своей галлерее только такие кар­тины, которые носили характер вполне иностранный. Превосходная художественная коллекция М. П. Бот­кина, за исключением картин и этюдов Александра Иванова, имела характер «древний». Все художествен­ные статьи В. П. Боткина посвящены прославлению великих созданий искусства греческого, римского, средневекового, времени Возрождения, и стремились к изучению какого угодно искусства, только не рус­ского. В своей статье, помещенной в «Современнике» за 1855 г., об академической выставке 1855 года В. П. Боткин говорит:

    «Хранить чистоту вкуса, чистоту классиче­ских преданий, хранить святыни правды и есте­ственности в искусстве, — вот в чем заслуга на­шей Академии и благотворность ее влияния на русскую школу живописи... Идеалы искусства, в своем высшем развитии, всегда переходят за чер­ты, разделяющие национальности и становятся общими идеалами духа человеческого, но для этого необходимо, чтобы первоначально идеалы эти самостоятельно вырабатывались на нацио­нальной почве, прошли весь трудный и сложный процесс очищения от всего частного и из народ­ного возвысились до общечеловеческого».
    В этом отношении, в этом своеобразном запад­ничестве Боткинская семья занимает особое место сре­ди других московских фамилий, где, в то время, уклон в сторону национального был особенно силен.

    Говоря о семье Боткиных, нельзя не сказать не­сколько слов и об одном из сравнительно младших ее представителей, но получившим почетную и заслу­женную известность: это лейб-медик Евгений Сергее­вич Боткин, один из сыновей С. П.

    Во время русско-японской войны он был в действующей армии. Вско­ре после ее окончания он был назначен лейб-медиком царской семьи и проживал с семьею в Царском Селе. Там оставался он при ней до революции и был в чис­ле тех лиц царской свиты, которые не оставили цар­скую семью после февральского переворота. Он по­следовал за нею в Тобольскую ссылку и был расстре­лян в Екатеринбурге, оставаясь до конца дней своих верным своему долгу.

    С семьей Боткиных имеет много общего и семья Мамонтовых, которая также была весьма многочисленна, и также, в лице своих, и мужских, и жен­ских представителей, — дала много людей, получив­ших большую известность. Мамонтовы так же, как и Боткины, прославились на самых разнообразных поприщах: и в области промышленной и, пожалуй, в особенности в области искусства.

    Мамонтовская се­мья была очень велика, и представители второго по­коления уже не были так богаты, как их родители, а в третьем раздробление средств пошло еще далее. Происхождением их богатств был откупщицкий про­мысел, что сблизило их с небезызвестным Кокоревым. Поэтому, при появлении их в Москве, они сразу во­шли в богатую купеческую среду («Темное царство» Островского).

    Род Мамонтовых ведет свое начало от Ивана Ма­монтова, о котором известно лишь то, что он родил­ся в 1730 году и что у него был сын Федор Ивано­вич (1760). Видимо это он занимался откупным про­мыслом и составил себе хорошее состояние, так что сыновья его были уже богатыми людьми. Видимо так­же, что занимался он и широкой благотворительно­стью: памятник на его могиле в Звенигороде был по­ставлен благодарными жителями, за услуги, оказан­ные им в 1812 году.

    У него было три сына, — Иван, Михаил и Нико­лай. Михаил, видимо, не был женат, во всяком слу­чае потомства не оставил. Два других брата были ро­доначальниками двух ветвей почтенной и многочис­ленной Мамонтовской семьи.

    Вот что пишет о появлении Мамонтовых в Моск­ве одна из внучек родоначальников этой семьи А. Н. Боткина в своей книге «П. М. Третьяков»:

    «Братья Иван и Николай Федоровичи Мамон­товы приехали в Москву богатыми людьми. Ни­колай Федорович купил большой и красивый дом с обширным садом на Разгуляе. К этому време­ни у него была большая семья. Между 1829 и 1840 годами родилось шесть сыновей, В 1843 и 1844 годах — две дочери, Зинаида и Вера. Для родителей и для братьев эти две девочки были постоянным предметом заботы и нежности. И хо­тя после них было еще четверо детей, эти две остались всеобщими любимицами... Между собой они были дружны и неразлучны. Их даже назы­вали не Зина и Вера, а «Зина-Вера», соединяя их в одно. Характеры их, особенно впоследствии, ока­зались разными, как и их жизни: Зинаидой вос­хищались, Веру любили».
    Мамонтовская молодежь — дети Ивана Федоро­вича и Николая Федоровича, были хорошо образова­ны и разнообразно одарены. Больше всего во многих из них было природной музыкальности. Зинаида и Вера превосходно играли на фортепьяно. Особенно же музыкальны были Виктор Иванович и Савва Ива­нович, что сыграло большую роль в жизни и того, и другого.

    Оба брата, и Николай, и Иван Федоровичи, бы­ли, как сказано, близки с Кокоревым, а через него стали в добрых отношениях и с известным русским историком М. П. Погодиным, который не раз упоми­нает о них в своем дневнике. И Кокорев, и Погодин часто виделись с Мамонтовыми и постоянно у них обе­дали. А через Погодина Мамонтовым открывался ход и в редакцию «Москвитянина» и вообще ко всему ли­тературному и ученому миру Москвы.

    Погодин был знаком и с другими Мамонтовыми. Он упоминает Михаила Федоровича и Федора Ива­новича. Последний, по его поручению, виделся с из­вестным чешским ученым, Шафариком, о чем и пи­сал Погодину:

    «Найдя Шафарика дома, передал ему в каби­нет Ваше письмо, книги, чай и пр... Шафарик принял меня очень благосклонно, спросил как выговаривается моя фамилия и спрашивал, от чего она происходит и когда я не смог ему на это хо­рошенько ответить, то обещал мне сделать фи­лологическое исследование, и на другой день дал мне, в знак памяти, записочку, писанную его рукою, где он выводил мою фамилию от святого Мамонта».
    Из всех Мамонтовых самой выдающейся фигу­рой был Савва Иванович. В народно-хозяйственной жизни он был известен, как строитель Ярославской, потом Северной дороги, но больше его знали, как че­ловека, самыми разными путями связанного с искус­ством. Сам он обладал разнообразными талантами: был певцом — учился пению в Италии, — был скульп­тором, был режиссером, был автором драматических произведений. Но самое в нем главное то, что он яв­лялся всегда тем центром, вокруг которого группиро­вались все, кому дороги были артистические искания. И сам он много искал, и много находил; не малую роль сыграл он в «отыскании» Шаляпина. Как сказал В. М. Васнецов, «в нем была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других».

    Савва Иванович родился в 1841 году и скончался в 1918, уже после революции.

    К. С. Алексеев-Станиславский был другом Саввы Ивановича с самого детства. Он дает верную ему ха­рактеристику в своей книге «Моя жизнь в искусстве»:

    «Я обещался, — пишет он, — сказать не­сколько слов об этом замечательном человеке, прославившимся не только в области искусства, но и в области общественной деятельности. Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Се­вер, в Архангельск и Мурман, для выхода к океа­ну, и на юг, к Донецким угольным копям, для соединения их с угольным центром, хотя в то время, когда он начинал это важное культурное дело, над ним смеялись и называли его афери­стом и авантюристом. И вот он же, Мамонтов, меценатствуя в области оперы и давая артистам ценные указания по вопросам грима, жеста, ко­стюма и даже пения, вообще по вопросам созда­ния сценического образа, дал могучий толчок культуре русского оперного дела: выдвинул Ша­ляпина, сделал, при его посредстве, популярным Мусоргского, забракованного многими знатока­ми, создал в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко» и содействовал этим пробуждению его творческой энергии и соз­данию «Царской Невесты» и «Салтана», написан­ных для Мамонтовской Оперы и впервые здесь исполнявшихся.

    Здесь же, в его театре, где он по­казал нам ряд прекрасных оперных постановок своей режиссерской работы, мы впервые увида­ли, вместо прежних ремесленных декораций, ряд замечательных созданий кисти Поленова, Васне­цова, Серова, Коровина, которые, вместе с Репи­ным, Антокольским и другими лучшими русскими художниками, почти выросли и, можно сказать, прожили жизнь в доме и семье Мамонтовых. Наконец, кто знает, может быть, без него и ве­ликий Врубель не смог бы пробиться вверх, к славе. Ведь его картины были забракованы на Нижегородской всероссийской выставке и энер­гичное заступничество Мамонтова не склонило жюри к более сочувственной оценке. Тогда Савва Иванович, на собственные средства, выстроил целый павильон для Врубеля и выставил в нем его произведения. После этого художник обратил на себя внимание, был многими признан и впослед­ствии стал знаменитостью.

    Дом Мамонтовых находился на Садовой, не­далеко от Красных ворот и от нас. Он являлся приютом для молодых талантливых художников, скульпторов, артистов, музыкантов, певцов, тан­цоров. Мамонтов интересовался всеми искусства­ми и понимал их. Раз или два раза в год в его доме устраивался спектакль для детей, а иногда и для взрослых. Чаще всего шли пьесы собствен­ного создания. Их писал сам хозяин или его сын»...
    О своем отце немало говорит и Всеволод Саввич Мамонтов в своей книжке «Воспоминания о русских художниках». К характеристике Станиславского он прибавляет, что всем, что делал Савва Иванович, тай­но руководило искусство. И в Мурманске, и в Архан­гельске, и в оживлении Севера, было много жажды красивого, и в его философии и религии сквозило искусство, и в важном, таком страшном, толстом порт­феле пряталось искусство.

    С именем Саввы Ивановича и жены его, Елиза­веты Григорьевны, урожденной Сапожковой, тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое «Абрамце­во». Это имение, расположенное в 12-ти верстах от Троице-Сергиевской Лавры, на берегу живописной речки Воры, было куплено Мамонтовым в 1870 году у Соф. Серг. Аксаковой, последней представительни­цы семьи автора «Детские годы Багрова внука». Это была Аксаковская подмосковная усадьба. В новых ру­ках она возродилась и скоро стала одним из самых культурных уголков России.

    Об Абрамцеве много написано и я не имею воз­можности останавливаться на нем подробно. Напоми­наю только, что там был создан ряд мастерских и школ, которые дали мощный толчок развитию русско­го кустарного дела и популяризации всякого рода кустарных изделий.

    У гостеприимных хозяев Абрамцева собирался весь цвет русского искусства; музыканты, певцы и особенно художники, — Репин, Васнецов, Серов, Анто­кольский и др.

    «Направление старших, — пишет Н. В. По­ленова в своих воспоминаниях «Абрамцево», — не могло не отразиться и на молодом поколе­нии, — на детях Мамонтовых и их товарищах. Под влиянием Абрамцева воспитывались худо­жественно будущие деятели на разных поприщах искусства, — оттуда вышли Андрей и Сергей Ма­монтовы, их друг детства Серов, Мария Василь­евна Якунчикова-Вебер и, наконец, Мария Федо­ровна Якунчикова, урожденная Мамонтова, пле­мянница Саввы Ивановича, явившаяся преемни­цей в начатом Елизаветой Григорьевной деле ху­дожественного направления кустарных работ крестьян».
    Абрамцевым особенно занималась Елиз. Григ. Мамонтова, которой долгое время помогала художни­ца Ел. Дм. Поленова. Но и сам хозяин немало вложил своего в эти начинания. Его, как скульптора, интере­совала керамика, и он завел гончарную мастерскую, где наряду с другими художниками, сам лепил.

    В конце прошлого столетия, С. И. Мамонтову пришлось пережить тяжелое испытание и глубокую , внутреннюю драму: в постройке и эксплоатации Яро­славской железной дороги были обнаружены злоупот- ребления и растраты, и Мамонтову, как и его кол­легам по правлению, пришлось сесть на скамью под­судимых.

    Злоупотребления, несомненно, были, но, с другой стороны, вся эта «Мамонтовская панама», как тогда говорили, была одним из эпизодов борьбы ка­зенного и частного железнодорожного хозяйства. Чтобы осуществить выкуп дороги, министерство фи­нансов, скупавшее акции через Петербургский Меж­дународный банк, старалось сделать ответственным лишь Мамонтова за весь ход дела. В Москве общественые симпатии были на стороне Саввы Ивановича и его считали жертвой. Оправдательный приговор был встречен бурными апплодисментами, но все-таки это дело разорило этого выдающегося человека.
    Семья Абрикосовых в представлении жите­лей Москвы была связана с конфетным производст­вом. Абрикосовские конфеты, особенно Абрикосовская пастила, яблочная и рябиновая, пользовались за- служенной славой. Но заслуги этой семьи перед родным городом и родной землей шли гораздо дальше. Эта семья, как и другие московские купеческие семьи, дала немало представителей, получивших почетную известность на разных поприщах и даже в разных странах.

    Абрикосовы происходят из крестьян села Троиц­кого Чембарского уезда Пензенской губернии, кото­рое принадлежало Анне Петровне Балашевой. Фами­лию свою они получили в 1814 году.

    Родоначальником был Алексей Иванович Абрико­сов, организовавший конфетные фабрики в Москве и Симферополе. Паевое Товарищество А. И. Абрикосо­ва Сыновей было создано в 1880 году. В начале те­кущего столетия фирма переживала финансовые за­труднения. На первое место в Москве вышли фабрики Эйнем и Сиу.

    Абрикосовская семья была очень велика и, как это бывало обычно в больших купеческих семьях Москвы, многие члены семьи второго или третьего по­коления ушли или в науку, или в либеральные профес­сии.

    Алексей Иванович был известный доктор и, в част­ности, врач Городского родильного дома имени А. А. Абрикосовой.

    Борис Иванович был присяжный поверенный.

    Дмитрий Иванович — дипломат. Я помню его Сек­ретарем посольства в Токио, в 1920 году.

    С семьей Абрикосовых связано имя одного из крупнейших государственных деятелей Западной Ев­ропы, именно К. П. Крамаржа, известного чешского политика. Его жена, Надежда Николаевна, в первом браке была Абрикосова. Вот как рассказывает об этом браке Немирович-Данченко в своих воспоминаниях «Из прошлого»:

    «Пришел к нам и Крамарж, представитель национального объединения чехов; даже нароч­но приехал для этого из Вены... В антракте он ходил на сцену, к актерам, к Станиславскому, при­ветливый, улыбающийся...

    Он был с женой. Я встретился с ним однаж­ды давно в Москве, у нее же в салоне, когда она еще была Абрикосова. Она была урожденная Хлудова, из рода крупнейших миллионеров Хлу­довых, замужем за фабрикантом Абрикосовым. Как она сама, так и ее муж, принадлежали к той категории московских купцов, которые тянулись к наукам, искусству и политике, отправлялись учиться заграницу, в Лондон, говорили по-фран­цузски и по-английски. От диких кутежей их от­цов и дедов, с разбиванием зеркал в ресторанах, не осталось и следа.

    Абрикосов, кондитерский фабрикант, участ­вовал в создании журнала философии и психо­логии, а у его красивой жены был свой салон. Здесь можно было встретить избранных писате­лей, артистов, ученых. В ее полуосвещенной го­стиной раздавался смех Влад. Соловьева, тогдаш­него кумира философских кружков, — смех за­мечательный какой-то особой стеклянностью, и который мне казался всегда искусственным; в углу дивана можно было видеть этого характер­ного красавца с длинными волосами и длинной бородой, — сколько русских актеров пользова­лись его фотографией, когда им надо было иг­рать обаятельного ученого.

    И вот однажды в этом салоне появился блестящий молодой политический деятель из Праги.

    ... В моей памяти никогда не удерживались подробности романтических историй, о которых шумели в Москве. Поэтому не могу удовлетво­рить любопытных читательниц рассказом о том, как брат-славянин увлек красивую хозяйку мо­сковского салона, как она вышла за него замуж и как променяла Москву на «Златую Прагу»...
    Надежда Николаевна несомненно сыграла боль­шую роль в «русофильстве» своего мужа. Чехи даже считали, что для него Россия стала второй родиной. Крамарж часто приезжал в Россию и обычно лето про­водил в Крыму.

    Семья Абрикосовых имеет еще одну особенность: это, насколько я знаю, чуть ли не единственная мо­сковская купеческая семья, некоторые представители которой ушли в католичество. Об этом даже в Моск­ве было сравнительно мало известно, почему я и при­вожу одно из недавно появившихся сообщений из кни­ги К. Н. Николаева «Восточный обряд»:

    «В Москве организатором русского католи­чества являлась Анна Абрикосова, из известного богатого купеческого дома. После окончания гимназии в Москве она училась в Оксфордском университете и в Англии перешла в католичест­во. Замуж вышла она за своего дальнего родст­венника, Владимира Абрикосова, который затем тоже перешел в католичество. Анна Абрикосова была женщиной образованной, знала иностран­ные языки, имела интерес к богословским пред­метам, была женщиной властной и в то же время экзальтированной.

    Богатый и открытый дом Абрикосовых стал местом католической пропаганды в сердце пра­вославной Москвы. Бывало много православно­го народа из кругов высшего московского об­щества, бывали и люди бедные, студенты, кур­систки. Повидимому, многие даже толком не зна­ли, какую пропаганду ведет Абрикосова.

    Абрикосова часто ездила заграницу и дваж­ды была принята Пием X, который, вероятно, с любопытством смотрел на эту представительни­цу богатой православной Московии, — третьего Рима. Заграницей она вступила в третий орден Св. Доминика, и Анна стала Екатериной, отдав себя под покровительство Екатерины Сиенской.

    Жизнь Абрикосовой в Москве изменилась. Свой дом она обратила в подобие монастыря. Со­бралось несколько молодых русских девушек, — до десяти. Абрикосова и монахини принадлежали к латинскому обряду, к приходу католической церкви Петра и Павла. Так продолжалось до 1917 года.

    После революции католический Митрополит Шептицкий положил начало правильной органи­зации католиков восточного обряда и посвятил Владимира Абрикосова. Екатерина тоже перешла в восточный обряд. Екатерина отдала всю себя монашеской деятельности и пользовалась общим уважением.»
    В 1922 году, Владимир Абрикосов был выслан за­границу. Католический монастырь в Москве существо­вал до 1923 года. Екатерина была арестована, сосла­на сначала в Тобольск, потом переведена в Ярослав­скую тюрьму, где заболела раком. Она проявила боль­шое смирение; в тюрьме и ссылке оказывала возмож­ную помощь окружающим. Умерла она в Москве в 1936 году, пятидесяти лет от роду.
    О. Владимир Абрикосов указывается, как свидетельствующий о переходе Владимира Соловьева в ка­толичество. Этот вопрос, в свое время, очень интере­совал всех, знавших Соловьева. Интересовался им и о. Владимир, собравший ряд данных, которые как бы разрешают эту загадку в положительном смысле.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта