Главная страница
Навигация по странице:

  • , не изучающиеся в школе

  • Содержа тельная область Средства анализа и понимания художественного текста (понятия, представления ) Читательские действия

  • Эпичес кие произве дения

  • Лириче ские произвед ения

  • Область предметного содержания Общий массив Задания 1 уровня Задания 2 уровня Задания

  • «Кувшинчик», «Хитрый жук», «Совесть» 9 18 4 8 4 10 1 0 Лирика: «Старый скворец», «После грозы»

  • Примеры заданий разного уровня

  • 1-й уровень А

  • 2-й уровень А

  • 4.3.5. Тест грамотности чтения информационных текстов 15 Зачем тестировать то, чему не учили

  • Диагностика учебной успешности в начальной школе. П. Г. Нежнова, И. Д. Фрумина, Б. И. Хасана, Б. Д. Эльконина. М. Открытытй институт Развивающее


    Скачать 1.6 Mb.
    НазваниеП. Г. Нежнова, И. Д. Фрумина, Б. И. Хасана, Б. Д. Эльконина. М. Открытытй институт Развивающее
    Дата07.08.2020
    Размер1.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДиагностика учебной успешности в начальной школе.pdf
    ТипКнига
    #135303
    страница9 из 17
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17
    изученных литературных произведений, их авторов»,
    «делить текст на смысловые части, составлять его простой план», «различать элементы книги»; «пересказывать текст». Кроме того, в требования «Стандарта» включены такие, как: «читать стихотворные произведения наизусть»; «приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); «приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу». Совершенно очевидна ориентация всех этих требований не на становление читателя, способного к самостоятельному чтению и сотворчеству с автором-художником, а на репродукцию заученного материала, на приобретение некоторых навыков для воспроизведения любых текстов, на обращение с художественным текстом как с нехудожественным.
    А те читательские качества, которыми определяется настоящее понимание художественного произведения - понимание характера героя, его поступков и их мотивов, выделение языковых средств выразительности хотя и включены согласно «Стандарту» в содержание литературного образования, но не входят в число обязательных умений выпускника начальной школы. На наш взгляд, именно эти качества (разумеется, в определённой возрастной специфике) и должны свидетельствовать о читательской квалификации ученика, а значит – и выявляться с помощью теста.
    Определяя стратегию создания теста, мы ориентировались на мировую практику диагностики грамотности чтения – тесты PIRLS и PISA, в которых учащимся предъявляются тексты, не изучающиеся в школе, а также на результаты собственных многолетних исследований. Именно встреча с незнакомым ранее художественным произведением может выявить уровень читательского развития ребёнка, диагностировать его компетентность в понимании художественного текста.
    Отбор текстов для будущего теста осуществлялся на основе родовидового деления литературы (эпос, лирика, драма) и необходимости представления в материалах проверки хотя бы двух литературных родов, с которыми наиболее часто встречается маленький читатель. Мы включили в тест в качестве материала для чтения и эпические, и лирические произведения, потому что они требуют для понимания различных читательских стратегий и установок. Этим обусловлено структурное деление предметного материала на два раздела – «эпос» и «лирика».
    Дело в том, что ориентация на родовые черты произведения – необходимая установка для понимания авторской позиции. Если читатель приступает к чтению лирического произведения, он должен сосредоточиться на вычитывании переживаний, мыслей и чувств особого лирического героя, следить за развитием, изменением его эмоционального состояния, что требует понимания тех способов, которыми и само это переживание, и его изменения выражены. Если же текст эпический, читатель должен не просто следить за развитием сюжета, но воспринимать сюжет как средство раскрытия

    62 внутреннего мира героя (его характера, целей, мотивов) в оценке рассказчика. Он должен уметь находить эти оценки, адекватно реагируя на различные средства художественной выразительности.
    С учетом всего сказанного и была разработана матрица предметной основы тестирования.
    Таблица 8. Предметное содержание теста грамотности чтения художественных текстов
    Содержа
    тельная
    область
    Средства анализа и понимания
    художественного текста
    (понятия, представления)
    Читательские действия
    Эпичес
    кие
    произве
    дения отношение автора (рассказчика) выявление (нахождение) прямых и косвенных оценок автора (рассказчика) и обоснование своего понимания (текстом) жанр определение (узнавание) жанра произведения,
    «запускающего» определенную читательскую стратегию эмоциональный тон текста выявление эмоционального тона текста и обоснование своего понимания герой:

    внешние проявления
    (портрет, поступки, действия, речь), значимые для понимания внутреннего мира

    внутренний мир героя: характер, мотивы, причины, цели действий, позиция героя (точка зрения) эмоциональное состояние, настроение извлечение (выделение) соответствующих фрагментов текста, установление связей между ними и их интерпретация (толкование) сюжет: последовательность событий, их развитие, позволяющие герою проявить свои качества выделение последовательности событий, значимых для проявления внутреннего мир героя художественные детали: пейзаж, интерьер, название и др. нахождение и интерпретация (толкование) художественных деталей, значимых для проявления а) внутреннего мира героя и б) отношения автора (рассказчика) языковые средства выразительности выявление и интерпретация (толкование) языковых средств художественной выразительности, значимых для проявления а) внутреннего мира героя и б) отношения автора
    (рассказчика)
    Лириче
    ские
    произвед
    ения предмет, вызывающий наиболее сильный эмоциональный отклик рассказчика (лирического героя) нахождение по художественным деталям и др. выразительным средствам предмета, вызывающего наиболее сильный эмоциональный отклик рассказчика
    (лирического героя) ведущий эмоциональный тон выявление основного эмоционального тона текста и обоснование своего понимания художественные детали выделение и толкование (интерпретация) художественных деталей, значимых для выражения настроения

    63 языковые средства выразительности выделение и толкование (интерпретация) средств языковой выразительности, значимых для выражения ведущего настроения и его оттенков
    Приведенная технологическая матрица послужила ориентиром для разработки двух равноценных массивов задач, покрывающих ее основное содержание (см. табл.9).
    Таблица 9. Распределение задач по разделам предметного содержания и уровням опосредствования
    Область
    предметного
    содержания
    Общий
    массив
    Задания
    1 уровня
    Задания
    2 уровня
    Задания
    3 уровня
    14
    Закрытые вопросы
    Открытые вопросы
    Закрытые вопросы
    Открытые вопросы
    Закрытые вопросы
    Открытые вопросы
    Закрытые вопросы
    Открытые вопросы
    Эпос:
    «Кувшинчик»,
    «Хитрый жук»,
    «Совесть»
    9 18 4
    8 4
    10 1
    0
    Лирика:
    «Старый
    скворец»,
    «После грозы»,
    «Березы и ели»
    5 4
    0 0
    4 4
    1 0
    ВСЕГО
    14 22 4
    8 8
    14 2
    0
    Индикаторы уровней освоения предметного содержания (виды
    тестовых заданий, вопросов)
    Первый уровень (формальный) – ориентация на форму способа действия
    При определении грамотности читателя художественных произведений критерием первого уровня опосредствования выступает умение реконструировать содержание фактографического характера, явно или косвенно отображенное в тексте, а также явно выраженные отношения и оценки.
    Тестовые задания (или вопросы), которые могут использоваться как индикаторы достижения данного уровня, составляются на материале эпических текстов. Открытый перечень видов таких заданий включает:

    задания на поиск фрагментов текста, позволяющих идентифицировать: отдельные события или последовательность событий, отображенных в тексте, явно высказанное отношение автора к событиям и персонажам, действия персонажей и обстоятельства
    14
    Как явствует из таблицы нам не удалось в рамках экспериментального массива обеспечить достаточное количество задач третьего уровня. Решение этой проблемы, по-видимому, потребует поиска принципиально иного подхода к выбору адекватного литературного материала и построению таких задач.

    64 этих действий, непосредственно проявленные отношения между персонажами, обозначенные мотивы и т.п.

    вопросы, предполагающие воссоздание опущенных деталей в описании событий, обстановки, внешности или действий героев

    задания на установление очевидных логических связей между отдельными высказываниями автора

    задание на объяснение смысла идеом, фразеологизмов, общеязыковых метафор, использованных в тексте произведения.


    Ниже приведены несколько примерных заданий и вопросов, которые применимы ко многим текстам.
    Найди в тексте слова, которые описывают место действия
    Пронумеруй предложения в том порядке, в каком происходили события. № 1 уже
    поставлен (дается несколько фрагментов текста в перепутанном порядке)
    Какое чувство испытывал герой в тот момент, когда…? Найди в тексте слова,
    которые об этом говорят.
    Найди слова, которые говорят о том, что помешало персонажу…(что-то сделать)
    Что означают слова: « …» (приводится идеоматическое выражение или общеязыковая метафора, использованные автором)

    Второй уровень (предметный) – ориентация на существенное отношение в основе способа действия.
    Общим критерием этого уровня грамотности чтения выступает умение извлекать из текста смысловую сторону его содержания. В литературных текстах такое извлечение смыслов наиболее чётко проявляется при интерпретации художественных средств выразительности, начиная от композиционных особенностей произведения и кончая художественными деталями.
    Тестовые задания (или вопросы), которые могут использоваться как индикаторы достижения данного уровня, составляются на материале как эпических, так и лирических текстов. Перечень видов таких заданий включает:

    вопросы о роли, которую играют в авторском замысле композиция произведения, те или иные акцентировки, художественные детали и другие использованные автором литературные приемы и средства выразительности

    характеристика персонажей; ценностно-смысловая интерпретация их внешних и внутренних проявлений

    задание на выявление расхождений между внешним поведением и внутренними переживаниями героя

    задания на выявление тех или иных подтекстов

    определение основной мысли (послания)

    вопрос о ведущем эмоциональном тоне повествования

    вопрос об отношении автора к герою и событиям

    задание на выделение в лирическом описании факта, события или объекта, вызвавшего эмоциональный отклик лирического героя


    Ниже приведены несколько примерных заданий и вопросов.
    Зачем (для чего, с какой целью) так подробно в произведении описывается
    (роль детали в описании)

    65
    Как ты понимаешь выражение «…»? ( авторская метафора, метонимия, оксюморон и т.д.) Зачем автор использует его в тексте?
    Какое из явлений окружающего мира особо выделено в этом произведении?
    Определи эмоциональный тон (настроение) повествования
    Определи ведущие черты характера героя
    Как герой относится к (тому или иному событию, герою, явлению)?
    Зачем автор ввел в повествование того или иного второстепенного героя?
    Каково отношение автора к герою?
    Третий уровень (функциональный) – ориентация на границы способа действия
    Третьему уровню отвечают задания, которые предполагают реконструкцию содержания текста на основании его целостного восприятия и понимания. В этих заданиях тестируемый ставится в квази-авторскую или редакторскую позицию, предполагающую активное преобразование текстового материала под углом какой-то задачи (разумеется, задачи элементарного свойства).
    Тестовые задания, которые могут использоваться как индикаторы достижения данного уровня, составляются на материале эпических и лирических текстов. В наших разработках мы использовали следующие виды заданий:
     задания на реконструкцию «рассыпанного» текста в рамках заданного смысла
     изменение текста по смыслу (исключение фрагментов, не подходящих по смыслу)
     изменение текста по эмоциональному тону (исключение фрагментов, не подходящих по эмоциональному тону)
    Примеры заданий разного уровня
    А.ГАЙДАР
    «СОВЕСТЬ»
    Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
    Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
    Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
    А так как он в руке сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
    - Несчастный прогульщик! – строго сказала она. – И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
    - Нет! – удивленно ответил малыш. – Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
    Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
    А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
    Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
    Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

    66
    1-й уровень
    А
    Зачем Нина пошла в рощу?
    Ответь на вопрос словами из текста
    Ответ: «Чтобы знакомые случайно не увидели…»
    Чтобы ее никто не видел, как она «болтается по городу с книгами»
    Комментарий. Поиск фрагмента текста
    Б
    Почему Нина подумала, что малыш прогуливает уроки?
    Ответь на вопрос словами из текста
    Один из ответов или их сочетание:
    «так как он в руке сжимал букварь…»
    встретила малыша «в роще»
    встретила малыша «во время рабочего дня»
    Комментарий. Поиск фрагмента текста.
    2-й уровень
    А
    1) Сердилась ли Нина на малыша в начале разговора? ___________
    2) Поясни свое мнение словами из текста
    Ответ «Нет»
    + обоснование (один из ответов или их сочетание):
    она «решила над ним подшутить» (поэтому «строго» сказала: «Несчастный
    прогульщик».)
    «Смекнула» и «решила над ним подшутить»
    Комментарий. Интерпретация подтекста (расхождения внешнего выражения и внутреннего состояния героя)
    Б
    Зачем в тексте сказано «Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы»?
    Ответ:
    . Указание на контраст:
    Птицы поют весело, а у девочки все плохо и получает «контраст».
    Чтобы усилить чувство грусти Нины.:
    У нее было тяжело на сердце, а птицы так весело пел.
    Все хорошо вокруг, а она плачет
    Ее замучила совесть, и ей стало стыдно, а беззаботные птицы весело пели.
    Чтобы показать, что природа всегда равнодушна, а от этого становится еще тяжелее
    Комментарий. Интерпретация роли художественного приема (прием контраста)
    В
    1) Как рассказчик относится к Нине?
    1. Презирает
    2. Восхищается
    3. Сочувствует
    4. Осуждает
    Отметь все правильные ответы
    2) Поясни, почему ты так думаешь?
    Ответ: Сочетание ответов 3 (сочувствует) +ответ 4 (осуждает)
    + обоснование (один из ответов или их сочетание):
    Сочувствует + потому что Нина « сильно раскаивается» ( «добрая», « смелая», «с

    67
    юмором»)
    сочувствует + и « ее грызла совесть»
    осуждает + «пропустила уроки и бессовестно начала веселиться»
    Комментарий. Выявление амбивалентного отношения рассказчика к герою
    3-й уровень
    Восстанови из перепутанных частей текст «Берёзы и ели» так, чтобы в нём было выражено праздничное настроение. Учти, что среди перепутанных фрагментов есть два неподходящих
    Ч а с т и т е к с т а:
    ОСВЕЩЁННАЯ СОЛНЦЕМ
    СРЕДИ ТЁМНЫХ ЕЛЕЙ ОНА КАЗАЛАСЬ
    НАЛЕТЕЛ ВЕТЕР
    ОДИНОКОЙ ВЕЛИКАНШЕЙ
    А ЕЛИ ЗАКИВАЛИ ВЕРШИНАМИ, БУДТО КЛАНЯЛИСЬ ЕЙ
    ЗА ПОВОРОТОМ ДОРОГИ ПОКАЗАЛАСЬ БЕРЁЗА
    А ЕЛИ ЗАСКРИПЕЛИ, БУДТО НА ЧТО–ТО ЖАЛУЯСЬ
    НАРЯДНОЙ КРАСАВИЦЕЙ-ГОСТЬЕЙ
    И БЕРЁЗА ЗАСВЕРКАЛА МОЛОДЫМИ ЛИСТОЧКАМИ
    Ответ: За поворотом дороги показалась береза,
    Освещенная солнцем.
    Среди темных елей она казалась
    Нарядной красавицей-гостьей
    Налетел ветер,
    И береза засверкала молодыми листочками,
    А ели закивали вершинами, будто кланялись ей.
    Или:
    Освещённая солнцем, за поворотом дороги показалась берёза. Она казалась нарядной красавицей-гостьей среди тёмных елей
    Налетел ветер, и берёза засверкала молодыми листочками, а ели закивали вершинами, как будто кланялись ей
    Или:
    За поворотом дороги показалась берёза. Освещённая солнцем, среди тёмных елей она казалась нарядной красавицей-гостьей
    Налетел ветер, и берёза засверкала молодыми листочками ,а ели закивали вершинами, как будто кланялись ей
    Неподходящие фрагменты: «одинокой великаншей» и «а ели заскрипели, будто-то на что-то жалуясь», потому что они не соответствуют праздничному настроению
    Комментарий. Реконструкция текста по намеченному содержанию

    68
    4.3.5. Тест грамотности чтения информационных текстов
    15
    Зачем тестировать то, чему не учили?
    Воспитать в человеке умение учиться - главная задача современной школы, и каждая образовательная ступень вносит свой вклад в формирование этого умения. В частности, в сфере понимания текстов – этого основного средства самообучения, переход в основную школу осмыслен как переход от обучения чтению к чтению для обучения
    16
    Однако начальная школа не учит систематически приемам и методам понимания информационных
    17
    текстов вообще и текстов, описывающих естественнонаучные эксперименты, в частности. Почему возникает необходимость диагностировать понимание таких текстов у учеников, которых этому не учили?
    Потому что предварительная диагностика – обязательный элемент мониторинга обучающих и развивающих эффектов образования, который в целом должен состоять из трех частей. I. Перед началом обучения предметам естественнонаучного цикла полезно проводить диагностику исходного уровня понимания текстов, на основе которых обучение будет происходить. Это позволит учителю точно адресовать свои педагогические действия в каждом конкретном классе. II. В процессе обучения необходима система специальных диагностических вопросов, помогающих учителю оперативно и систематически замечать детское непонимание и своевременно корректировать его. III. В конце каждого этапа обучения важно соотносить полученные результаты с исходными и судить об эффектах обучения не только по достигнутому уровню (он может быть весьма заурядным), но прежде всего по тому, какой путь пройден каждым учеником (или каждым классом) за определенное время.
    Ясно, что исходная, промежуточная и итоговая диагностики должны производиться с помощью одного и того же измерителя
    18
    , точнее - набора измерителей, построенных по единому принципу. Ясно также, что для сравнения исходного состояния и итоговых эффектов обучения необходимы тесты «на вырост», измеряющие те уровни понимания текста, которые к концу начальной школы должны быть сформированы у большей части школьников, те уровни понимания, которые находятся в становлении, и те уровни, которых к этому периоду обучения достигают лишь некоторые «одаренные читатели».
    Далее будут изложены принципы построения теста, диагностирующего понимание информационного текста. Выделение трудностей понимания, типичных для неопытных читателей информационных текстов, для того, чтобы в дальнейшем найти средства для их преодоления – основная задача нашей диагностики.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17


    написать администратору сайта