Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ. Глава 1. ДУША И ТЕЛО

  • Глава 2. ОРГАНИЗМ И ПСИХИКА Соматические свойства человека Психические свойства человека Глава 3. ФУНКЦИИ ПСИХИКИ

  • Глава 4 СТРУКТУРА ПСИХИКИ

  • интериоризации

  • Глава 1. ДУША И ТЕЛО

  • ПОНЯТИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

  • ПС.чел. (Панферов). Панферов В. Н. Психология человека. Учебное пособие. Спб., 2000. 160 с


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеПанферов В. Н. Психология человека. Учебное пособие. Спб., 2000. 160 с
    АнкорПС.чел. (Панферов).doc
    Дата08.03.2018
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПС.чел. (Панферов).doc
    ТипДокументы
    #16409
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    Панферов В. Н. Психология человека. Учебное пособие. СПб.,

    2000.— 160 с.

    В данном учебном пособии излагаются авторские взгляды на человека и его психическую организацию, на соотношение телесных и психических свойств, на предназначение психики в жизни людей, что составляет содержание нескольких тем интегративной учебной дисциплины под названием «Психология человека». В дальнейшем планируется публикация других тем этой обширной дисциплины.

    Пособие написано по материалам лекций, которые читаются с 1991 года студентам отделения практической психологии в РГПУ им. А. И. Герцена и с 1997 года на Психолого-педагогическом факультете. Оригинальность авторских взглядов на предмет психологии позволяет надеяться на интерес широкой публики к этой публикации.


    Содержание

    ПРЕДИСЛОВИЕ.

    Глава 1. ДУША И ТЕЛО

    Понятие о человеке

    Понятие о человеке-индивиде

    Понятие о человеке-личности

    Понятие о человеке-индивидуальности
    Глава 2. ОРГАНИЗМ И ПСИХИКА

    Соматические свойства человека

    Психические свойства человека
    Глава 3. ФУНКЦИИ ПСИХИКИ

    Имплицитные функции психики

    Эксплицитные функции психики
    Глава 4 СТРУКТУРА ПСИХИКИ

    Аполитические основания структуры психики

    Классификации структурных компонентов

    Структурная организация психики в процессе интериоризации

    Структурная организация психики в процессе эстериоризацш


    ПРЕДИСЛОВИЕ

    «Психология человека» представляет собой интегративную учеб­ную дисциплину, предназначенную для общетеоретической подготов­ки практических психологов, профессионально работающих в раз­личных сферах человеческой деятельности. Программа этой учебной дисциплины была опубликована в 1992 году. Это не отрасль какой-то отдельной психологической науки, а синтез психологических знаний о человеке из различных ее отраслей и других наук.

    Практический психолог — специалист широкого плана. Его ра­бота связана не только с детьми, но и со взрослыми, не только со школой и детскими образовательными учреждениями, но и со всеми другими социальными организациями, так как ни школа, ни дети не изолированы от общества. Более того, хорошо известно, что все про­блемы детей — это наши проблемы, которые мы на них проецируем. Именно с этими проблемами имеет дело психолог на практике. Но, чтобы разбираться в них профессионально, ему необходимы фунда­ментальные знания о психической организации человека, что, соб­ственно, является главным предметом моих лекций.

    Практический психолог в своей профессиональной деятельности имеет дело с целостным проявлением психологии человека, и поэтому он нуждается в интегрированном представлении о многообразных пси­хических свойствах, которые психологическая наука изучает по отдель­ности, поставляя нам частные знания о психических процессах, функ­циях и состояниях. Поэтому главная задача данной учебной дисциплины состоит в выработке целостного представления о психологии человека.

    Для решения этой задачи необходима методология, которая обес­печивала бы реализацию целостного подхода к проблеме человека. Такая методология предполагает философские допущения в рассуж­дениях о человеке с опорой на систему аналитических знаний о нем, содержащихся в частных науках.

    Соединение философской и частно-аналитической методологии, в свою очередь, предполагает поиск новых принципов и посылок для ин­тегральной систематизации знаний о человеке. Именно это предопреде­лило особенности изложения психологии человека в данной работе.

    Во-первых, пришлось отказаться от скрупулезных характерис­тик частных явлений психики, как это принято в позитивистской традиции экспериментальной психологии. Частные знания о психи­ке включаются здесь в широкую картину образа человека, его пове­дения и деятельности. Такой принцип изложения я назвал бы прин­ципом образно-психологической реконструкции. Однако не в смысле художественной образности, а в смысле воспроизводства целостного представления о психологии человека по частным данным о его раз­личных свойствах. Примерно так, как это делают в антропологии, археологии и других исторических науках. И тем не менее такая ре­конструкция стремится к художественному образу, что несомненно усиливает эффект целостного воспроизводства научных знаний и ди­дактический эффект в образовании. Употребление метафорических понятий и аргументации по аналогии позволяет обобщать частные знания в образах-понятиях о человеке как индивиде, личности, ин­дивидуальности; субъекте познания, общения, труда.

    Во-вторых, пришлось искать методологические принципы самой психологической реконструкции образов человека. В их числе я оп­ределил для себя следующие:

    — принцип жизненной детерминации психологии человека,

    принцип парадоксальности психологии человека,

    — принцип объектно-субъектного единства человека,

    — принцип взаимодействия человека с природой и обществом,

    — принцип трансформации свойств человека в психологичес­кие качества его личности.

    Принцип жизненной детерминации психического развития чело­века. формирования его психологии и становления личности заклю­чается в обусловленности этих процессов задачей собственного жиз­необеспечения. Человек использует свой психический потенциал для сохранения собственной жизни, воспроизводства себе подобных, под­держания здоровой биологической, предметной и социальной среды. Он неустанно ищет пути к физическому долголетию и духовному бес­смертию. Психика в этих процессах жизнедеятельности человека яв­ляется своеобразным инструментом универсальной адаптации к из­меняющимся условиям жизни.

    Принцип парадоксальности психологии человека обнаруживает себя в противоречивой природе его чувств, разума, совести. В нем, как в двуликом Янусе, соединены радость и печаль, блеск ума и мрак безумия, добро и зло. Благими намерениями человек мостит дорогу в ад: атом превращается в бомбу, лекарства в яд, воспитание в насилие,
    свобода в волю, смех в слезы. Эта естественная двойственность нату­ры человека обусловлена субъектной произвольностью поведения и деятельности человека, субъективностью восприятия и понимания окружающего мира и себя в нем.

    По этим причинам затруднен научный прогноз поведения реаль­ных людей, перспектив их развития и способов воспитания детей, что дает основания считать практическую психологию не только на­укой, но и искусством.

    Принцип объектно-субъектного единства человека обозначает взаимосвязь и взаимообусловленность телесной и психической орга­низации человека. Телесные состояния влияют на психическую дея­тельность человека, а психические состояния — на деятельность орга­низма. Это единство запечатлено во внешнем облике человека, морфологические и динамические элементы которого являются при­знаками психологических качеств личности.

    Принцип взаимодействия человека с природой и обществом, дан­ностями внешнего мира, указывает на основной процесс проявления индивидуальной активности, в ходе которого происходит материали­зация и опредмечивание его психических возможностей, актуализация творческого потенциала, самосовершенствование и развитие индиви­дуальности. Именно процесс взаимодействия человека с объективной реальностью порождает феноменологический ряд психологических явлений, доступных обыденному наблюдению и научному познанию.

    Принцип трансформации телесных и психических свойств в пси­хологические качества человека призван объяснить закономерности и причины возникновения новых явлений в его психической органи­зации. Трансформация происходит в процессах ассимиляции внешних воздействий и высвобождения психической энергии организма. В результате человек усваивает (интериоризирует) свои отношения с предметным миром и проявляет (экстериоризирует) свои свойства в действиях, поступках, поведении и деятельности, что придает этим свойствам качественную определенность. Человек в пределах психи­ческого образа уподобляется объекту взаимодействия и через это как бы присваивает его качества. Субъектная активность и субъективность отражения делают этот процесс уникальным в каждом конкретном случае. Неограниченная степень свободы в преобразовании психи­ческих свойств бесконечно расширяет адаптивные возможности че­ловека при взаимодействии с любым объектом окружающего мира.
    В-третьих, изложение глубинных основ человеческой психологии неизбежно соприкасается с малоприятными сторонами человеческой натуры, что может затронуть моральные чувства читателя. Избегать этого в анатомическом театре человеческой души было бы большой погрешностью перед правдой. Истинное знание о психологии чело­века всегда натыкается на темные и нелицеприятные факты нашего поведения. Поэтому я не могу оставить их незамеченными, но и вы­пячивать особенно не намерен.

    В-четвертых, принцип образной целостности в изложении пси­хологии человека вынуждает обратиться к трем известным источни­кам психологических знаний — к научной психологии, к произведе­ниям искусства, к народному и личному опыту психологического познания. Я буду иллюстрировать отдельные психологические зако­номерности «картинками» из этих сфер.

    В-пятых, я избегаю возможных многочисленных ссылок на науч­ную литературу по тексту, боясь утопить в них логику собственных рассуждений. Однако в конце дастся список трудов различных авто­ров, к которым может обратиться читатель при желании расширить свой кругозор по обсуждаемым в этом учебном пособии проблемам.

    Наконец главное, образ психической организации человека дается в разных вариантах. Каждый из вариантов представляет собой авторс­кую композицию психических явлений человека. Это — своеобразные научно-логические «картины» психической организации человека. Каждая из картин представляет взгляд на строение психики человека с разных сторон ее рассматривания. При этом следует отметить, что каж­дый из ракурсов уже имеет место в психологической науке, но ни в одном из них нет целостно-логической завершенности в описании пси­хической организации человека, хотя многие ее элементы обозначены.

    В этом курсе лекций я стремлюсь выполнить задачу композици­онного синтеза известных явлений психологии человека в целостных картинах его психической организации, прописывая в них логичес­кую взаимосвязь известных категорий психологической науки, уточ­няя при этом смысловое содержание понятий.

    Первая «картина» психической организации человека написана при взгляде на нее через соотношение объектных и субъектных при­знаков человека (см. композицию 1). Объектные признаки относятся к материальным (телесным) особенностям человеческого организ­ма, а субъектные — к духовным (психическим). При этом они дифференцированы по основным понятиям о человеке (человеке-ин­дивиде, человеке-личности, человеке-индивидуальности).

    Основными элементами этой композиции являются признаки че­ловека, которые составляют его специфическое своеобразие. Этому посвящена первая глава книги.

    Вторая «картина» психической организации человека написана при взгляде на нее через понятие о свойствах человека (см. компози­цию 2). .3десь дана дифференциация свойств человека на соматичес­кие и психические. Психические свойства рассматриваются как ре­зультат трансформации природного потенциала человеческого организма в процессах субъектного взаимодействия с миром вещей и людей. Это позволило выделить в ряду психических свойств — пси­хофизиологические, психофизические, психологические, социально-психологические, духовные свойства, которые отличаются друг от друга по происхождению и качественному проявлению. Этому по­священа вторая глава книги.

    Третья и четвертая «картины» психической организации человека написаны при взгляде на нее через функции психики (см. композиции 3 и 4). Композиция 3 представляет имплицитные (внутренне прису­щие) функции психики и их качественную трансформацию в процес­сах психической деятельности человека.

    Композиция 4 посвещена эксплицитным (внешне обусловленным) функциям психики и их психологической, социально- психологичес­кой и социальной трансформации, а также их личностной ассимиля­ции в процессах предметно-практического взаимодействия и обще­ния людей. Этому посвещена третья глава книги.

    В четвертой главе рассматриваются композиции структурной орга­низации психики. Композиция 5 представляет модель психической деятельности в процессах взаимодействия человека с миром вещей, людей и самим собой. Композиция 6 посвещена классификации ком­понентов структуры психики.

    Композиция 7 дает представление о структурной организации пси­хических образований в процессе интериоризации. Композиция 8 рас­крывает структурную организацию психики в процессе внешнего про­явления субъектной активности человека.
    Глава 1. ДУША И ТЕЛО

    Психика и психология человека связаны с явлениями его души и тела. Что такое тело — всем понятно. Это — человеческий организм, представленный в его внешних физических формах. Он обладает множеством биологических, химических, физических и эстетичес­ких свойств. Совокупность всех этих свойств характеризует челове­ка как своеобразный объект материального мира.

    Главное своеобразие человеческого организма состоит в том, что он продуцирует психические свойства через взаимодействие человека с другими объектами внешнего мира. Вне этого взаимодействия пси­хических свойств как бы и не существует. Они обнаруживаются имен­но в этом процессе, в котором человек может отдавать себе отчет, оце­нивая успешность своего взаимодействия в конкретных ситуациях и условиях среды. В этих оценках отражаются достоинства и недостат­ки человека, которые определяют особенности его психологии.

    Психика — это данность организма, результат эволюционного развития биологических объектов на Земле. Психология человека — это данность осознания наших качеств, которые мы проявляем в сво­ей активной деятельности и в поведении, направленных на объекты внешнего мира и на самих себя. Психология человека — это резуль­тат его индивидуального развития как субъекта познания, общения, труда, отдыха, учения, игры.

    Человек в качестве субъекта способен выбирать в Сложившихся и предлагаемых обстоятельствах свою линию поведения. Это означает, что человек может проявлять относительную независимость от кого-либо или чего-либо. В этом смысле он является хозяином своей судьбы.

    Субъектная активность человека проявляется в произвольности его действий, поступков, поведения, деятельности, а также в субъективности психических образов и личного отношения к миру вещей и людей, к само­му себе. Субъектность, как главное свойство индивидуальности, обязана своим происхождением высшим психическим функциям (мышлению, воображению, сознанию, воле, чувствам), которые трансформируются в духовные качества, определяющие состояние души человека.

    Душа— это явление человеческой психологии, таинственное и недоступное прямому познанию, например, как познание тела.

    Таинственная душа прячется в глубинах внутреннего мира чело­века, который труднодоступен для познания со стороны. Да, и сам человек только догадывается о качествах своей души. И тем не ме­нее, она является центром мироощущения, главным качеством лич­ности, определяющим судьбу человека.

    Основным образованием души является совесть, которая контро­лирует поведение человека изнутри. Совесть регулирует нравствен­ные отношения людей и выполняет роль верховного судьи собствен­ных поступков. Она формируется в глубинах самосознания личности через приятие высших ценностей человеческой жизни, связанных с духовным самосовершенствованием личности.

    В этом процессе душа выходит за пределы чисто материального существования телесной организации человека, даруя ему духовное бессмертие и внутреннюю свободу. Это становится возможным бла­годаря бесконечности человеческого разума, который способен угнать­ся за бесконечно расширяющимся пространством Вселенной. Имен­но в этом смысле душа покидает наше тело и становится бессмертной.

    Идея независимости души от тела была не чужда людям, находя­щимся на этапе первобытного развития своей жизни. Эта идея могла прийти к первобытному человеку через сны, в которых он видел себя, как и мы, в новых и необычных обстоятельствах, не похожих на ре­альную и знакомую обстановку повседневной жизни. Человек не мог оставить этот факт без объяснения, как и все другие таинственные явления. Первобытный человек осмыслил этот факт в концепции пе­реселения душ, и наделил душой все вещественные объекты природ­ного окружения. При всей наивности этой концепции, названной в науке панпсихизмом, она сыграла положительную роль в решении экологических отношений человека с природой. В силу такого взгля­да первобытный человек более бережно относился к природным объектам, нередко обожествляя их, и поклоняясь им. Например, культ дерева был характерен для всех народов, живших на Земле. Он в пре­вращенной форме сохраняется до наших дней (новогодняя елка, вер­бное воскресенье и другие праздничные ритуалы).

    Отчужденная от тела, душа живет по своим идеальным законам в форме общечеловеческого коллективного разума, который превраща­ется в независимую от отдельного человека властную силу, диктую­щую и путь развития человечества, и судьбу отдельного человека. Кол­лективный разум не только открывает перспективы общественной жизни, но и контролирует, и судит поведение каждого из нас. И мы с верой и надеждой, а иногда и с любовью принимаем эту божествен­ную волю коллективного разума.

    Однако в душе каждого человека живет еще и «протестант», кото­рый ищет свой путь в жизни, пытается укрепить свою волю над собой и утвердить ее в других людях. Примером тому может быть Святой Франциск в католицизме и Сергей Радонежский в православии.

    Соотношение души и тела является центральной проблемой пси­хологического познания, которая рассматривается здесь через взаи­мосвязь объектных и субъектных свойств человека. Именно субъектно-объектное единство и в то же время различие субъектных и объектных свойств человека является источником парадоксальных явлений че­ловеческой психологии. Именно через анализ этой проблемы можно прояснить вопросы о том, кто же такой человек, чем он отличается от других природных объектов, в чем он с ними един, почему он проти­воречив и непоследователен. Именно в контексте этой проблемы я буду раскрывать понятия о человеке и его психических свойствах. (См. композицию 1.)

    ПОНЯТИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

    Здесь мы с вами должны обратиться к основным категориям на­уки, посредством которых принято рассматривать понятие о челове­ке. Имеются в виду следующие категории: человек, индивид, лич­ность, индивидуальность. Разумеется, эти категории не являются сугубо психологическими, их широко использует любая наука, кото­рая занимается проблемами человека.

    В понятии о человеке все эти знания соединяются, а сама категория приобретает значение родового понятия. Следовательно, три другие ка­тегории выполняют функцию видовых понятий, посредством которых подчеркиваются особые свойства человека. Какие это свойства? Как они определяются? Но вернемся к вопросу о человеке вообще.

    По этому поводу можно обратиться к книге генетика Н.П. Ду­бинина, которая называется «Что такое человек?» Вопрос «Что?» предполагает обозначение неодушевленного объекта. По отноше­нию к человеку это звучит парадоксально и может быть воспри­нято как безграмотность, потому что человек существо одушев­ленное. И здесь более уместен вопрос «Кто такой человек?» Однако

    Композиция 1
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта