Главная страница
Навигация по странице:

  • Композиция 5 КОНСТРУКТ МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

  • КЛАССИФИКАЦИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ

  • ПС.чел. (Панферов). Панферов В. Н. Психология человека. Учебное пособие. Спб., 2000. 160 с


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеПанферов В. Н. Психология человека. Учебное пособие. Спб., 2000. 160 с
    АнкорПС.чел. (Панферов).doc
    Дата08.03.2018
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПС.чел. (Панферов).doc
    ТипДокументы
    #16409
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    Глава 4 СТРУКТУРА ПСИХИКИ

    АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПСИХИКИ

    Вопрос о структуре психики — это вопрос о ее строении, общем виде и внутренней организации, об элементах и блоках, о том, как они связаны друг с другом, образуя нечто целое и завершенное. Простей­шие элементы трансформируются в компоненты разной сложности, которые, в свою очередь, объединяются по некоторым общим основа­ниям, задавая определенность структуре по ее отдельным блокам.

    Элементы, компоненты и блоки являются строительным матери­алом для создания целостных конструктов любых объектов, в том числе и психической организации человека. Поэтому необходимо определиться в вопросах о том, что считать элементами структуры психики, в какие компоненты психической организации они транс­формируются, и какие блоки они образуют в целостных композици­ях структурных представлений о психике человека.

    Поиск ответа на эти вопросы пересекается с проблемой основа­ний (фундамента) для разработки таких композиций. В науке — это проблема ее основных категорий, в данном случае, вопрос о главных понятиях, в логике которых рассматриваются психические явления.

    К числу таких понятий относятся следующие: психические свой­ства, психические функции, психические процессы, психические со­стояния, психические образования, психические образы, сознание и самосознание. Все они отражают разные формы существования пси­хических явлений. Каждое из них представляет своеобразие взгля­дов на психическую организацию и на построение ее структуры. Но ни одно из них в отдельности друг от друга не позволяет сделать ис­черпывающее описание структуры психики.

    Чтобы этого достичь, необходимо рассмотреть содержательные соотношения между этими понятиями в связи с вопросами о первич­ных элементах структуры и компонентах, в которые эти элементы транс­формируются. Иначе говоря, какие из этих понятий относятся к обо­значению первичных элементов, какие — к обозначению компонентов (вторичных элементов), какие — к явлениям трансформации. В то же время необходимо найти и более общие (базисные) понятия по отно­шению к этим, чтобы на их основе построить здание психической организации человека.

    Если психику рассматривать в качестве инструмента взаимодей­ствия человека с внешним миром в целях его жизнеобеспечения, то в числе базисных понятий окажутся следующие: «взаимодействие», дифференцированное на понятия «психическая деятельность» и «предметно-практическая деятельность»; «субъект взаимодействия», дифференцированное на понятия «субъект познания», «субъект об­щения», «субъект труда»; «объект взаимодействия», дифференциро­ванное на понятия «мир вещей», «мир людей», «внутренний мир человека».

    Следовательно, выше названные, категории психологической на­уки (психические свойства, психические процессы, психические со­стояния, психические образования, психические функции, сознание и самосознание) и их соотношения необходимо рассматривать в кон­тексте взаимодействия, определяя их место в этом процессе. Но преж­де чем перейти к этой задаче, следует определиться с принципиаль­ной моделью психического взаимодействия человека с миром вещей, людей и самим собой.

    Психическое взаимодействие с миром вещей предстает как пред­метно-практическая деятельность человека в роли субъекта труда. Результатом субъектной активности человека в этом направлении вза­имодействия с внешним миром является преобразование предметной среды в целях материального жизнеобеспечения, а также реализация и развитие своего психического потенциала. Это происходит благо­даря возможностям трансформации первичных свойств (элементов) психики в более сложные (вторичные) деятельностно-психологические свойства, что приводит, например, к формированию трудовых навыков и профессиональных способностей человека, как особых психических образований, которые в структуре психики приобрета­ют значение ее компонентов.

    Психическое взаимодействие с миром людей предстает как со­циально-психологическая деятельность человека в роли субъекта об­щения. В этом направлении субъектной активности человека про­исходит преобразование общественных отношений в целях социального жизнеобеспечения, а также трансформация первичных свойств психики в социально-психологические свойства, которые

    превращаются в психологические качества личности, интериоризируясь в соответствующие психические образования, которые так­же являются структурными компонентами психики.

    Психическое взаимодействие человека в качестве субъекта позна­ния дифференцировано в трех направлениях. Одно из них связано с органическим самочувствием, которое определяется человеком по­средством психофизиологического отражения соматических процес­сов внутри организма. Другое — с психофизическим отражением свойств объектов внешнепредметного взаимодействия. Третье — с психорефлексивным отражением собственной психической деятель­ности, где человек познает самого себя.

    Психофизиологическое, психофизическое, психорефлексивное отражение порождают три класса первичных психических свойств (пси­хофизиологические, психофизические, психорефлексивные), которые трансформируются в соответствующие психические образования (структурные компоненты психической организации человека). Их пер­вичность обусловлена возможностями телесного потенциала человека осуществлять такое отражение.

    В результате вырисовывается модель психического и предметно-практического взаимодействия как целостного процесса жизнедеятель­ности людей, где психическое вплетено в любой акт телесного движе­ния человека, одухотворяя предметно-практическое взаимодействие.

    Композиция 5 КОНСТРУКТ МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    психофизическое взаимодействие с внешним миром;

    субъект познания

    деятельностно-психологическое взаимодействие с миром вещей;

    субъект труда

    психорефлексивное взаимодействие с внутренним миром человека;

    субъект познания

    социально-психологическое взаимодействие с миром людей;

    субъект общения

    психофизиологическое взаимодействие с организмом;

    субъект познания

    Композиции структурных представлений о психической органи­зации должны отражать, прежде всего, содержательную релевант­ность (соответствие) между элементами, компонентами и блоками, -которая позволит развернуть гипотезы по определению иерархичес­ких зависимостей между ними, нацелив, таким образом, эмпиричес­кие исследования на систематизированную разработку законов транс­формации психических свойств в более сложные явления психологии человека. Именно эта модель отвечает данному требованию. На нее адекватно налагаются все пять классов психических свойств (психо­физиологические, психофизические, психорефлексивные, деятельностно-психологические, социально-психологические), охарактеризо­ванные во второй главе. Эти свойства можно рассматривать в качестве простейших элементов структуры психики.

    Если психическое явление рассматривается как свойство, то мы, по сути, определяем его главное качественное своеобразие по про­стейшим элементам, из которых данное явление возникло.

    Так психофизиологические свойства возникли из взаимодействия человека с собственным организмом в результате психического само­отражения его соматических процессов и состояний. К ним могут быть отнесены свойства нервной системы, темперамента, эмоций, воли, вни­мания, чувств, телесных движений (моторики), голоса и речи. Эти свой­ства трансформируются в соответствующие психические образования, которые можно рассматривать в качестве более интегративных компо­нентов психической организации человека по сравнению со свойства­ми (первичными элементами структуры психики). Первоисточником психофизиологических свойств и образований являются «органичес­кие» и «кинестетические» ощущения (термины по Ананьеву) или «ин-тероцептивные» и «проприоцептивные» (термины по Шеррингтону).

    Психофизические свойства возникли из взаимодействия человека с объектами внешнего мира, совершаемого посредством органов чувств, которые используются человеком в качестве органов позна­ния материальных свойств (физических, химических, биологических) предметов его актуальных и потенциальных потребностей. Это — свойства познавательных психических процессов (ощущений, воспри­ятия, памяти, представлений, мышления, воображения) и соответству­ющих им психических образов. Первоисточником психофизических свойств и образований являются «экстероцептивные» ощущения (по Шеррингтону) или «дистантные» и «тактильные» (по Ананьеву).

    Психорефлексивные свойства обязаны своим происхождением внутрипсихическому взаимодействию человека с самим собой как с психологической реальностью, которая рефлексируется им во внут­реннем плане сознания посредством способности человеческой пси­хики к отражению отражения. Отражение отражения является ис­точником психорефлексивных свойств, которые интегрируются в психических образованиях сознания и самосознания человека. К их числу следует отнести Я-образы, духовные психические образования, состояния души, нравственные переживания, веру, надежду, любовь, совесть. Бога. Первоисточником психорефлексивных свойств и обра­зований являются психологические переживания человека.

    Деятельностно-психологические свойства проистекают из пред­метно-практического взаимодействия человека с реалиями внешнего мира. Суть этого взаимодействия состоит в преобразовательной дея­тельности человека, которая направлена на превращение естествен­ных объектов природы в предметы своих потребностей. Деятельность эта приобретает инструментально-опосредствованный характер, который проявляется в употреблении вспомогательных средств в виде орудий, специально изобретенных человеком для усиления своего потенциала воздействия на вещественную и общественную среду обитания. В этот процесс включены все три группы психических свойств человека (психофизиологических, психофизических, психо­рефлексивных). В этом процессе происходит трансформация этих психических свойств в качественно выраженные деятельностно-психологические свойства и, соответствующие им психические образо­вания, к числу которых относятся общие и специальные способнос­ти, опыт человека, его знания, умения и навыки, интересы, мастерство, талант, гениальность, искусство.

    Социально-психологические свойства возникают в процессах общения людей по поводу удовлетворения взаимных потребностей. Через общение происходит привлечение группового потенциала для решения индивидуально-общественных задач жизнедеятельности.

    Психический потенциал психофизиологических, психофизичес­ких и психорефлексивных свойств используется для взаимосвязи, со­общения, взаимопознания, взаимоотношения, согласования, взаимо­влияния людей. В результате происходит трансформация этого потенциала в качественные формы человеческих отношений, кото­рые проявляют субъекты взаимодействия. Все это ассимилируется в характерологических особенностях человека и соответствующих пси­хических образованиях, в числе которых следует рассматривать ус­тановки личности, стереотипы социального поведения, качества ха­рактера как проявленные субъектные отношения к другим людям, к себе, к деятельности и ее результатам, к природе и предметному миру.

    Простейшие элементы структуры какого-либо объекта, вещества, явления (а психика это — явление) представляют набор дробных единиц, которые еще не создают целостной определенности явле­ния. Они сродни диффузному состоянию вещества. Например, бро­уновское движение молекул, или не локализованное возбуждение в коре головного мозга, или неуправляемое поведение людей в толпе. Простейшие элементы структуры — это то, из чего складываются многообразные ее компоненты и строение в целом. Например, кир­пичи по отношению к зданиям и его частям. Однако, первичный строительный материал (кирпичи, молекулы, свойства и другие) качественно отличаются друг от друга, что, безусловно, скажется на своеобразии предмета и его компонентов. При этом компоненты будут сродни по своему происхождению качественному своеобра­зию элементов, особенно в структуре психики.

    Каждый из компонентов психической организации человека вби­рает в себя все многообразие психических свойств по законам их трансформации при естественном доминировании какого-либо одного из классов этих свойств. Это доминирование будет предопределяться одним из пяти векторов взаимодействия как общего источника пси­хических свойств и психических образований (более сложных ком­понентов структуры психики).

    Следовательно, модель психического взаимодействия может ис­пользоваться как фундаментальное основание для разработки конст­руктов психической организации человека в структурном отображе­нии. Весь вопрос теперь сводится к проблеме классификации психических явлений, выступающих в качестве психических образо­ваний. Такая классификация должна производиться по конструкту модели психического взаимодействия, то есть по основным векторам реальной практики психологической деятельности человека как субъек­та познания, общения и труда.

    Но прежде возникает еще один вопрос — о соотношении простей­ших элементов и более сложных компонентов в психической органи­зации человека.

    Если за простейшие элементы психической организации человека можно принять психические свойства, дифференцированные по источ­никам их происхождения, в роли которых выступают пять основных направлений психической деятельности человека, существующих в процессах взаимодействия человека с внешним миром и с самим со­бой, то за компоненты структуры психики следует признать психичес­кие явления, выступающие в качестве психических образований.

    Если психическое явление рассматривается как психическое об­разование, то речь идет о феномене, в котором оно предстает как ре­зультат трансформации всех психических свойств человека.

    Психические образования рассматриваются в качестве интегративных компонентов психической организации человека. Они воз­никают как результат двух взаимосвязанных процессов интериоризации и экстериоризации.

    Интегративность психических образований заключается в том, что каждое из них, являясь частью психической организации чело­века, вбирает в себя все многообразие свойств психики, репрезен­тируя ее целостность. Эту особенность психических образований как компонентов структуры психики можно выразить формулой — часть равна целому. Следовательно, каждое психическое образова­ние можно рассматривать в качестве системообразующего явления психологии человека, посредством которого можно реконструировать особенности психической организации человека в виде комплекса ощущений, сводя все другие явления психики к онтологическим фор­мам чувствительности (сензитивности), или в виде комплекса эмо­ций, сводя все другие явления психики к онтологическим формам переживания (чувствам), или в виде комплекса способностей, сводя все другие явления психики к онтологическим формам деятельнос­ти (мастерству), или в виде комплекса нравственных отношений, сводя все другие явления психики к онтологическим формам харак­тера (отношениям), или в виде комплекса духовных состояний, сво­дя все другие явления психики к онтологическим формам психи­ческого самоотражения (рефлексии), или в виде любого другого психического образования, в котором результируются процессы пси­хической деятельности человека.

    Результирующий эффект психической деятельности человека, зак­люченный в психических образованиях, делает это явление наиболее удобным компонентом для строительства психической организации

    человека. В нем есть завершенность, интегративная целостность, он­тологическая осмысленность качественного своеобразия, возможнос­ти индивидуальной психологической интерпретации и научно-гносео­логического анализа в качестве макроединицы психического.

    С понятием «психическое образование» легко установить смыс­ловые отношения с понятиями «психические свойства», «психичес­кие процессы», «психические состояния», «психические функции», «психические образы», «сознание и самосознание», «психологи­ческие качества».

    Психические состояния, психические образы, сознание и само­сознание, психологические качества вполне подпадают под понятие «психические образования», поскольку они являются результатом психической деятельности.

    Психические состояния — это такие психические образования, в которых ассимилируется субъективный результат переживания реаль­ных отношений человека с объектами своего взаимодействия. Резуль­татом этих переживаний являются эмоции и чувства, создающие пси­хологический фон отношений человека с миром вещей и людей. Биполярная природа психических отношений служит основанием для дифференциации психических состояний на положительные и отри­цательные в зависимости от удовлетворенности-неудовлетвореннос­ти потребностей человека, а амбивалентная природа психических отношений позволяет считать их в разных ситуациях либо положи­тельным, либо отрицательным фоном психической деятельности. Психические состояния как фоновая характеристика психической деятельности ничего не меняют в принципиальной композиции струк­турной организации психики. Однако они ассимилируются в каче­ственных формах проявления элементарных психических свойств и интегративных психических образований, то есть в психологических качествах личности.

    При этом все психические состояния можно классифицировать по пяти векторам модели психического взаимодействия человека. Так, психофизиологические состояния можно рассматривать как резуль­тат трансформации соответствующих свойств нервной системы, на­пример, в возбужденное или тормозное состояние. Психофизические состояния можно рассматривать как результат трансформации психо­физических свойств, например, в состояния повышенной или понижен­ной чувствительности к разным объектам познания. Психорефлексивные состояния можно рассматривать как результат трансформации соот­ветствующих свойств, например, в состояния душевного спокойствия или тревожности. Деятельностно-психологические состояния можно рассматривать как результат трансформации соответствующих свойств, например, в состояния активности или пассивности. Соци­ально-психологические состояния можно рассматривать как резуль­тат трансформации соответствующих свойств, например, в состоя­ния свободы или подавленности.

    Психические образы представляют собой внутрепсихический облик объекта взаимодействия, ассимилируя в себе его целостную структуру. Психический образ — это наиболее обобщенная и пред­метно выраженная форма существования психических образований, представленная во внутреннем плане сознания. В конечном счете — это наиболее концентрированный продукт психической деятельнос­ти, заключающий в себе весь психический потенциал человека.

    При трансформации психофизиологических свойств формируют­ся образы тела, болезней, здоровья. При трансформации психофизи­ческих свойств возникают образы объектов взаимодействия. При трансформации психорефлексивных свойств возникают Я-образы и картина мира. При трансформации деятельностно-психологических свойств формируются образы предметных потребностей. При транс­формации социально-психологических свойств возникают образы межличностных отношений и групповых эффектов.

    По этим же основаниям дифференцируются эффекты сознания и самосознания, представленные в понимании соответствующих тру­довых и общественных связей человека, его отношений с природой, в понимании своей психологии и антропологической идентичности.

    Психологические качества являются предметно выраженной формой ассимиляции всех пяти классов психических свойств. Они (качества) обнаруживаются в зримых поступках, в поведении и де­ятельности человека.

    Это — внешняя форма существования психических образований на уровне единичного признака личности. С ними связана индивиду­ализация обнаруженного потенциала человека как субъекта позна­ния, общения, труда.

    Эти аналитические достоинства психических образований при конструировании психической организации человека не снимают других научно-гносеологических проблем, связанных с поиском

    оснований для классификации многочисленных психических обра­зований, а также с их конкретизацией (содержательно-смысловой наполненностью), что предполагает выстраивание иерархии между психологическими явлениями в рамках категории «психические об­разования».

    Эта категория упоминается в трудах Л.С.Выготского в связи с проблемами развития психики, которое трактуется как приобрете­ние человеком «новообразований» в результате интериоризации внеш­ней предметно-действенной активности субъекта. В дальнейшем эта категория становится основным понятием возрастной психологии и психологии развития, с помощью которого объясняются качествен­ные изменения психической организации человека в онтогенезе и особенности индивидуальной психологии личности.

    С. Л. Рубинштейн писал о том, что любой психический процесс заканчивается психическим образованием как своеобразным продук­том психической деятельности человека.

    Если психическое явление рассматривается как процесс, то мы отвечаем на вопросы его пространственно-временной протяженнос­ти, механизма происхождения и трансформации. Это — вопросы за­кономерностей формирования психических образований, возникно­вения их во внутренней структуре психической организации человека и проявления их человеком вовне при взаимодействии с миром ве­щей, людей и самим собой. Психические процессы — это формы ди­намического проявления психических образований во внутреннем и внешнем плане психической деятельности человека.

    Психические процессы также как и психические образования могут классифицироваться по основным векторам модели взаимодей­ствия на психофизиологические, психофизические, психорефлексив­ные, деятельностно-психологические, социально-психологические процессы. При этом нужно иметь в виду, что данная онтологическая классификация психических процессов не отменяет их гносеологи­ческой дифференциации, например, на конкретно-чувственные, кон­кретно-логические, абстрактно-логические и другие.

    Психические процессы на практике являются в виде психической и психологической деятельности человека. При этом психическая дея­тельность рассматривается как деятельность мозга, в структуре кото­рой выделяются конкретно-чувственные, конкретно-логические, абст­рактно-логические процессы, дифференцированные по доминирующим

    способам отражения. В то же время психические процессы подразде­ляются на познавательные (гностические), эмоциональные (аффектив­ные), волевые (регуляторные), дифференцированные по функциональ­ному предназначению.

    В этой по сути гносеологической стратегии познания психики доминирует логика и принципы естественнонаучных исследований, которые стоят на позициях жесткой органической или/и средовой детерминации психики, абстрагируясь от субъектной произвольнос­ти человека. Это приводит к исчезновению психологии человека как главного и практически целесообразного предмета из содержания академической науки психологии.

    Психологическая деятельность производив от субъектной актив­ности человека, которую он проявляет как акт личной инициативы при предметном взаимодействии с реалиями внешнего мира. В психологи­ческой деятельности человек самопроизволен, хотя и не всегда подот­четен сознанию. Это говорит о том, что психическая деятельность че­ловека индетерминирована его психологической деятельностью, которую человек совершает по собственной инициативе.

    В этой деятельности выделяются коммуникативные, информаци­онные, когнитивные, эмотивные, конативные, креативные процессы, которые сродни эксплицитным функциям психики. Это указывает на содержательную близость процессуального и функционального под­ходов в изучении психики.

    Если психические явления рассматриваются со стороны их фун­кций, то предполагается ответ на вопрос о том, чему служит конкрет­ное явление в жизнедеятельности человека, какие жизненные задачи решает человек с помощью психики как инструмента взаимодействия с внешними и внутренними условиями своего существования.

    Все психические функции дифференцированы по целям психи­ческой деятельности (см. главу «Функции психики»). С их выполне­нием связаны процессы трансформации психических образований в сложнейшие явления человеческой психологии.

    Функциональная характеристика психических образований и процессов раскрывает онтологическое содержание психологической деятельности людей.

    В связи с этим возникают главные вопросы для современной на­учной психологии. Это — проблема соотношения детерминизма и индетерминизма в психологии человека, проблема соотношения

    гносеологической и онтологической стратегии познания психологии человека, проблема фундаментальных оснований для интегративных моделей психической организации человека, которые позволили бы делать, с одной стороны, содержательную интерпретацию психичес­ких явлений как психологии человека, с другой стороны, служили бы методологической основой для проектирования содержательно валид­ных эмпирических исследований.

    В качестве основного строительного материала интегративных моделей целесообразно использовать психические явления в поня­тии «психические образования», поскольку они доступны и онтоло­гической интерпретации, и гносеологическому анализу.

    Все конкретные процессы психической деятельности являются механизмами трансформации психических свойств, в результате ко­торой происходит интериоризация психических образований во внут­реннюю структуру психической организации человека.

    В то же самое время в контексте психологической деятельности конкретные процессы субъектной активности человека трансформи­руют его внутрепсихический потенциал в особенности предметных действий, поступков, поведения, которые экстериоризируются как психологические качества личности.

    Следовательно, психический процесс представляет собой единство экстериоризации-интериоризации психических свойств и пси­хологических качеств человека. Поэтому в структуре психического процесса целесообразно выделить два основных — процесс экстериоризации и процесс интериоризации, циклическая взаимосвязь кото­рых предопределяет целостность психической и психологической деятельности человека. Результатом всех этих процессов являются психические образования — наиболее определенный продукт психи­ческого взаимодействия человека с реалиями его существования.

    В этом продукте результируется психическая активность челове­ка и вместе с тем его психологический потенциал в качестве субъекта предметно-практической деятельности и социального поведения, ко­торые в своих многочисленных формах заключают материализован­ный аналог психических образований, который, в свою очередь, мож­но рассматривать как результат экстериоризации всех потенциалов психической организации человека.

    Следовательно, любой объект, преобразованный человеком в пред­мет своих потребностей, содержит в себе материализованную форму

    существования не только психического потенциала, но и особеннос­ти психической организации индивида. Такой предмет, замыкая на себе процессы экстериоризации-интериоризации, запечатлевает в сво­ем облике структурное своеобразие психической организации как внутреннего явления психики и индивидуально-типологическое сво­еобразие психологии человека как внешнего явления психики.

    Структурное своеобразие психической организации человека как внутреннего явления состоит в том, что до непосредственного кон­такта человека с объектом взаимодействия или его воображаемым прототипом психика находится в диффузном состоянии, то есть не имеет сколько-нибудь определенную структурную организацию. Но стоит только появиться в поле психического взаимодействия какому-либо предмету, как ее структура выстраивается в соответствии с ме­ханизмами интериоризации и экстериоризации.

    При этом субъект отражения в психическом образе предмета вза­имодействия уподобляется его (предмета) структуре, то есть воспро­изводит в себе свойства, состояние и форму предмета, достигая тем самым большей или меньшей адекватности. Однако к предмету от­ражения всегда направлена субъективная амбивалентная волна отно­шения, которая экстериоризирует актуальные мотивы взаимодействия с конкретным предметом внешнего мира. Это означает, что человек, с одной стороны, стремится к уподоблению с внешним миром, а, с другой стороны, стремится уподобить внешний мир себе.

    Следовательно, можно предположить две типовые структурные организации психики. Одна из них связана с психической деятельно­стью, протекающей по законам интериоризации. Другая — с психо­логической деятельностью, протекающей по законам экстериоризации. Поэтому необходимо рассмотреть две принципиальные композиции структурной организации психики, одну в процессе ин­териоризации, другую в процессе экстериоризации.

    Но прежде необходимо рассмотреть вопрос классификации са­мих психических образований как строительного материала струк­турных моделей психики.

    КЛАССИФИКАЦИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ

    Сами психические образования должны быть дифференцирова­ны, с одной стороны, по категориям свойств, которые предопределя­ют природу их происхождения, с другой стороны, по степени их кон­кретности-обобщенности.

    По категориям свойств все психические образования можно раз­делить на психофизиологические, психофизические, психорефлексив­ные, деятельностно-психологические, социально-психологические. Эта классификация связана с процессами интериоризации и будет рассмотрена в дальнейшем.

    Логическая последовательность предполагает сначала рассмотреть эту проблему по степени конкретности-обобщенности психических об­разований. По этому критерию их можно дифференцировать на общие, особенные и единичные (См, композицию 6)

    Композиция 6
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта