ПС.чел. (Панферов). Панферов В. Н. Психология человека. Учебное пособие. Спб., 2000. 160 с
Скачать 0.85 Mb.
|
Эмотивные функции психики Эмотивные функции психики проистекают из субъективного переживания воздействий объектов внешнего мира на человека. Побудителем этого переживания являются первичные эмоции, которые вызывает у нас объект взаимодействия. Любой объект внешнего мира, с которым мы соприкасаемся, вызывает положительную или отрицательную эмоцию в зависимости от состояния нашего организма. Психофизиологическое состояние в виде настроения предопределяет полюс эмоционального реагирования на объект взаимодействия. Однако когнитивный компонент психического отражения, связанный с осмыслением важности объекта, может перестроить первичное эмоциональное отношение к объекту и «убедить» нас на уровне чувств в привлекательности данного предмета с точки зрения житейской целесообразности. Здесь мы сталкиваемся с проблемой смысла и отношения в психической деятельности человека. Проблема смысла связана с определением нужды человека в данном объекте, а проблема отношения — с психологическим результатом субъектной интериоризации этого смысла. Например, предо мной — подгнивший кочан капусты. Он вызывает первичную отрицательную эмоцию. Но я умираю от голода, и этот кочан мне нужен. Я варю из него борщ и радуюсь тому, что буду сыт. Под влиянием осмысленной нужды как частной потребности первичная эмоция трансформируется в своеобразное субъектное отношение. На уровне чувств решается сложная проблема соотношения потребностей и возможностей человека. Она является коренной в формировании всей системы отношений человека с объективной реальностью. В этом заключена координирующая роль чувств в психической деятельности человека. Чувственная интериоризация этого соотношения предопределяет его субъектную активность на социальном поле жизни, заряжая ее энергией возникших чувств, которая обнаруживает себя в аффект-ном поведении человека. В этом можно усмотреть стимулирующую роль эмотивных функций психики. Итак, психологическими формами трансформации эмотивных функций являются первичные эмоции, эмоциональные состояния, настроение, чувства и аффекты как феномены их проявления. В них отражается индивидуальная целесообразность взаимодействия человека с тем или иным объектом. Она заключает в себе смысл и отношение субъекта, порожденные им самим, исходя из потребностей и возможностей человека. В них— источник субъективности нашей психической деятельности и поведения. Смысл контролирует полезность предмета взаимодействия для нас лично, а отношение проявляет этот субъективный смысл в поведенческих формах приятия или избегания предмета взаимодействия. Социально-психологическая трансформация эмотивных функций психики связана с миром человеческих отношений. Этот мир представляет собой субъективную реальность межличностных отношений, которые в процессах партнерского взаимодействия людей ассимилируются в различных видах взаимоотношений. Взаимоотношения —это результат психологического взаимодействия партнеров, а не простая сумма вкладов личного отношения друг к другу. Это групповой эффект, а не одностороннее явление. Например, личные отношения партнеров могут быть противоположными по симпатии, но из-за соображений общей выгоды им стоит работать вместе, и тогда между нами возникают взаимоотношения сотрудничества-соперничества, которые нивелируют антипатию одного из партнеров в групповом эффекте сотрудничества. Взаимоотношения представляют пеструю картину межличностных отношений, которая нуждается в научной систематизации. Они могут быть дифференцированы на десять классов (предметно-практические, ролевые, коммуникативные, коллективистские, когнитивные, эмоциональные, волевые, правовые, моральные, нравственные). Основанием для выделения предметно-практических и ролевых взаимоотношений послужила совместная деятельность, в процессе которой партнеры вынуждены вступать во взаимоотношения сотрудничества-соперничества, а также принимать роли ведущего-ведомого. Это предопределено социально-психологическими законами взаимодействия, из которых следует одновременная представленность обоих полюсов взаимоотношений. Это означает, что каждый из партнеров — и сотрудник, и соперник, и выступает то в роли ведущего, то в роли ведомого. Все это порождает сложную динамику межличностных отношений. Основанием для выделения коммуникативных и коллективистских взаимоотношений послужило общение, которое обеспечивает человеческие контакты в совместной деятельности. Общение порождает взаимоотношения общительности-замкнутости, раскрывая коммуникативный потенциал партнеров, и взаимоотношения дружбы-вражды, в которых ассимилируется коллективистская сплоченность. Положительные полюса этих взаимоотношений поддерживают групповую солидарность партнеров, в то время как отрицательные полюса — разрушают групповое единство. Основанием для выделения когнитивных, эмоциональных, волевых взаимоотношений послужила трехкомпонентная структура психического отражения, которая включает познавательные, эмоциональные и волевые процессы. Познавательные процессы ассимилируются во взаимоотношениях понимания-непонимания, раскрывая по сути различия самооценок партнеров, с оценками их друг друга. Эмоциональное отражение ассимилируется во взаимоотношениях любви-ненависти, раскрывая особенности субъектной привлекательности партнеров, друг для друга. При этом возможно возникновение такого парадокса, как любовь к партнеру за возможность кого-то ненавидеть. Волевые процессы между партнерами ассимилируются во взаимоотношения независимости-подчинения, раскрывая относительную автономность субъектов взаимодействия. Положительные полюса этих взаимоотношений характеризуют психологический комфорт, в то время как отрицательные полюса свидетельствуют о страдании и неудовлетворенности своим положением. Основанием для выделения правовых, моральных, нравственных взаимоотношений послужили социально нормативные виды человеческих отношений. Правовые отношения на уровне социально-психологического взаимодействия ассимилируются во взаимоотношения ответственности-безответственности, раскрывающие взаимные обязательства партнеров, регламентированные законом и чувством долга. Моральные отношения как неписаные правила соблюдения личностного суверенитета в группе ассимилируются во взаимоотношениях добра-зла, определяющих личную удовлетворенность-неудовлетворенность субъектов поступками партнеров. Нравственные отношения ассимилируются во взаимоотношениях справедливости-несправедливости, раскрывающих высший смысл человеческих отношений между партнерами с точки зрения абсолютных ценностей человеческой жизни. Разумеется, что этим не исчерпывается все многообразие взаимоотношений в совместной жизнедеятельности людей. Поэтому данная классификация остается открытой для появления в ней новых классов и видов человеческих взаимоотношений. Социальная трансформация эмотивных функций связана с массовыми общественными процессами, преобразующими индивидные формы психической деятельности и взаимодействия в явления общественной психологии и социальных отношений. Социальные отношения детерминированы общественно-трудовой деятельностью людей, укладом и образом жизни, способами ее организации, реальными предметно-практическими и информационно-коммуникативными средствами совместной деятельности по производству и потреблению материальных и духовных ценностей. Социальные отношения интегрируют в себе личные отношения партнеров под знаком общественной ценности индивидуумов, опредмеченной в результатах их совместной жизнедеятельности. При этом происходит материальное отчуждение личных вкладов в совокупном продукте коллективного труда. В результате не все получают по заслугам, так как личный вклад приобретает характер общественного товара и попадает во владение потребителям, где продолжает свою жизнь независимо от своего создателя. Вместе с тем и межличностные отношения, интегрируясь в социальные отношения, становятся внешней и относительно независимой силой, предопределяющей судьбу человека. Социальные отношения заключают в себе общественное содержание межличностных отношений, касающееся производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и других аспектов взаимодействия людей. По этим аспектам общественного взаимодействия людей принято различать и дифференцировать виды социальных отношений, которые воплощаются в функционально — ролевых связях между партнерами по совместной деятельности. Производственные отношения концентрируются в профессионально-трудовых ролях человека. Например, в ролях инженера или рабочего, руководителя или подчиненного и множестве других производственных ролей. Производственные отношения и роли предопределяются разделением труда и технологическими связями всех участников производственного процесса. Человек должен занимать место в технологической цепочке в соответствие со своей квалификацией. Однако не все и не всегда попадают на «свое место» из-за проникновения в производственные отношения других социальных отношений. Например, экономических, когда работа по специальности становится невыгодной. Экономические отношения реализуются в сфере потребления, которая представляет собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в ролях «продавца» и «покупателя», «хозяина» и «работника», «владельца» и «обездоленного». Доступ к этим ролям предопределен наличием собственности и деньгами. В условиях общественного разделения труда экономические отношения регулируются договорами и законами. Они устанавливают права личности на долю совокупного общественного продукта и на распоряжение собственностью в интересах всех членов общества. Правовые отношения закрепляются законодательным путем по общественному согласию. Предполагается, что каждый член общества должен иметь равные права со всеми другими на самореализацию своей личности в производстве и потреблении материальных и духовных ценностей. Эта задача связана с решением проблемы свободы и долга человека в обществе. По мере исполнения своих обязательств перед другими людьми человек попадает в позицию либо «законопослушного» гражданина, либо —«правонарушителя». Правовые отношения, закрепленные в законах, в конечном счете, обеспечивают или не обеспечивают возможности выполнения роли «социально активной личности». Законодательное несовершенство компенсируется неписаными правилами поведения человека в реальных сообществах людей. Эти правила базируются на этических принципах морального и нравственного поведения. Нравственные отношения— это результат духовной рефлексии общественного положения личности. В центре нравственных отношений находится проблема человека, который рассматривается как самоценность. Если правовые, экономические, производственные и другие социальные отношения нарушают самоценность личности, т.е. деморализуют ее, то общество не может быть признано нравственно благополучным. Нравственность — это главный оценочный критерий всех деяний человека и общества. Нравственная оценка открывает полезность или вредность всех общественных поступков для жизни людей. Однако и здесь нет единства по всем частным случаям. И, тем не менее, в религии нравственная рефлексия социальных отношений оформляется в заповедях жизни человеческой. При этом интересно то, что на этой основе вырастает мощный социальный институт церкви, который обслуживает потребность людей в нравственном примирении перед несовершенством реального бытия. Таким образом, нравственная проблема становится источником религиозных отношений. Религиозные отношения складываются под влиянием мировоззренческих представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о таинствах его души, о непонятном, но ощущаемом влиянии внешнего мира, о строении и возникновении этого мира, о саморазвивающейся природе, о невольной зависимости человека от обстоятельств, других людей, общества, о собственной слабости и невозможности решить своих проблем самому. Все эти тайны требуют объяснения простого и ясного, чтобы избавить себя от мучений неопределенностью. И тогда приходит идея Творца и правителя, отца и судьи, пророка и спасителя, который все может, все знает, все видит, одарит и воздаст. Идея Бога психологически плодотворна, так как она позволяет соединить разрозненные и смутные предчувствия случайных и закономерных событий в императивный фактор воли Божьей, придав хаосу гармонию. Идея Бога психологически благотворна, так как она помогает человеку согласовать порывы души с последствиями своих поступков и прийти к умиротворению. Идея Бога психологически спасительна, так как она вытесняет греховный помысел. Однако, идея Бога, как и все идеи, имеет разночтение у разных народов, что проявляется в специфике отдельных вероучений, в культовом и церковном оформлении религиозного поведения (в ритуалах, обрядах, обычаях, традициях, в именах и образах Бога). Это обстоятельство неизбежно приводит к борьбе идей и людей, принадлежащих к разным религиозным конфессиям, что и наблюдается в современном нам мире. Выход из религиозного конфликта возможен, либо через идею общечеловеческого Бога, либо через социальную терпимость к религиозному плюрализму. Религиозные отношения воплощаются в конфессиональных ролях (православных, исламистов, католиков, протестантов, иудеев, буддистов, ламаистов и многих сектантов). Все люди по отношению к идее Бога подразделяются на «верующих» и «неверующих», которые тоже не всегда миролюбивы друг к другу. Религиозное мировоззрение основано на иррациональной и бессознательной вере в то, что я чувствую и понимаю. Здесь есть место гениальным догадкам, но нет места научной доказательности. На веру человек принимает то, что соответствует его надеждам и актуальным потребностям. Вера приближает человека к самому себе. Она укрепляет его в своих убеждениях, способствует самоопределению и сохранению целостности личности. Идея Бога и вера — производные от духовной работы нашего сознания. Они вырастают из внутренних возможностей человеческой психики к саморефлексии собственных переживаний, предметом которых является ощущение гармонии или хаоса своих отношений с миром людей и вещей. Эта идея стоит в ряду рационально недоказуемых проблем, в числе которых также проблема происхождения человека, жизни, вселенной, души и другие, проистекающие из глубин Эмотивного сознания. В житейском контексте это может быть самая банальная проблема нашего честолюбия, толкающего нас на «необдуманные» поступки, или предпочтение одного человека другому по «непонятным» причинам. Такие проблемы могут иметь разные объяснения, принимаемые на веру, но не могут иметь исчерпывающих рациональных доказательств. Таким образом, идея Бога и вера психологически естественны и целесообразны для человека, но, с другой стороны, порождают в социальных отношениях конфессиональные противоречия, борьбу идей и конфликты. Поэтому не случайно гуманистически настроенные религиозные деятели призывают народ к терпимости по отношению друг к другу, несмотря на имеющиеся социальные различия между людьми. Терпимость и согласие регулируются личной и общественной волей людей, что переводит их социальные отношения в плоскость политической деятельности. Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти, с помощью которой общество стремится сохранить свою целостность как социального организма, обеспечивающего личное благополучие своих членов. Однако несбалансированные интересы различных слоев общества приводят их к соперничеству и противостоянию, что является социально-психологической почвой для борьбы за властные полномочия между общностями людей, разделенных по экономическим, профессиональным, возрастным, половым, этническим, религиозным, идеологическим и другим признакам. Поэтому главной задачей политической деятельности является достижение оптимального баланса интересов всех слоев общества. Однако эта задача все время вытесняется задачей борьбы за власть между политическими группировками. В результате власть становится самоцелью, а не средством разрешения социальных противоречий. От этого страдает народ, общество и государство. Народ нищает, общество деморализуется, государство разваливается. Такая подмена задач — следствие эмотивных процессов в психологии человека. Власть автоматически приводит к доминированию тех, кто ею располагает, и подчинению тех, кто ее лишен. Это позволяет удовлетворить притязания на общественную самореализацию индивида. Человек с психологией «ведущего» стремится занять лидерские позиции в совместной жизнедеятельности. При адекватном достижении лидерства человек должен отвечать требованиям «ведомых». Но это трудно и поэтому не всем удается. Неудачники в естественном движении к лидерству компенсируют свои потери за счет захвата власти через политическую активность. Удача им сопутствует благодаря психологии «ведомых», которые боятся принять на себя ответственность за судьбу других людей. Абсолютизация власти вредна для жизнеобеспечения сообществ точно так же, как и ее полное отсутствие. Гармония властных отношений достигается на пути разделения властных полномочий между лидерами и ведомыми, которым они передаются через распределение прав (свобод) и наложением ответственности (необходимости) в совместной жизнедеятельности. Политические отношения на этом пути неизбежно приобретают характер демократического процесса. Задача властных структур и лидеров в этом процессе заключается в поддержании баланса прав на свободу и ответственность каждого члена общества. В конкретных ситуациях эта задача требует своего оригинального решения с учетом многих обстоятельств жизнедеятельности сообщества. Это предполагает напряженную творческую деятельность в управлении общественными процессами и социальными отношениями. Однако субъекты политической деятельности отягощены собственными мировоззренческими представлениями о перспективах развития общества и его организации (идеологией). В то же время они связаны интересами тех общностей, к которым сами принадлежат. Одной из таких общностей является этнос. Этнические отношения возникают из различий-сходства образа жизни и культуры локальных групп населения, имеющих общие антропологические (родоплеменные) корни. Этносы появляются в результате эволюционного развития народонаселения, объединяя родственные племена на определенной территории по признакам кровного происхождения, антропологического сходства, единства культурных и религиозных традиций, из которых складывается специфический образ жизни, характерный для каждого из народов. Различия между этносами являются естественно-психологическими, так как в образе жизни этноса закреплен уклад социальных отношений, способствующих оптимальной адаптации человека и общности к конкретной природной (географической) и социальной среде. Этот уклад вытекает естественным образом из особенностей воспроизводства жизни в конкретных условиях бытия. Соответствующий природным и социальным условиям образ жизни этноса закрепляется в стереотипах поведения и деятельности, в языке, в ритуалах, традициях, обычаях, праздниках и других этнокультурных формах общественного бытия. Семья как первичная антропологическая общность является наиболее верной хранительницей этнической культуры, особенно по части уклада жизни и стереотипов семейного поведения, которые практически неискоренимы, потому что относятся к сфере коллективного бессознательного и воспроизводятся в непроизвольных формах человеческого поведения, хотя и подвергаются культурно-исторической трансформации. Этническая идентичность человека закрепляется в его национальном самосознании, которое входит в Я-концепцию личности, предопределяя социально-психологическую дистанцию с другими людьми по шкале «наш-не наш». Посягательство на этническую самость переживается людьми наиболее болезненно, так как воспринимается угрозой его личностным достоинствам. За этим видится угроза семье и народу, с которыми каждый человек связан «пуповиной жизни». Поэтому этнические конфликты протекают наиболее остро. Снять эти конфликты можно только полным и безусловным признанием и осуществлением равноправия всех народов в культурном, экономическом и политическом взаимодействии. Культура этнических отношений представлена в моральных нормах социального поведения и в эстетических эталонах человека и предметного мира. Моральные нормы и эстетические эталоны проистекают из эмотивного мироощущения членов сообщества. В них закреплены способы сохранения и поддержания жизни этноса как социального организма. Моральные нормы регулируют нравственные отношения. Эстетические эталоны символизируют и возбуждают чувственную привлекательность людей друг для друга. Они становятся своеобразными активаторами индивидуально-личностных взаимоустремлений. Поэтому имеет смысл особо выделить класс эстетических отношений. Эстетические отношения возникают из эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и вещественных объектов внешнего мира. Привлекательность объекта зависит от субъективной потребности в нем и эмоционального влечения к нему. Здесь важно, чтобы объект своим внешним видом возбуждал желание овладеть им, чтобы соприкосновение с ним сопровождалось положительными переживаниями. Эстетические отношения человека к человеку благодаря эмоциональной природе усиливают процессы объединения и разобщения людей. В отношениях между полами они связываются с сексуальными влечениями и отличаются парадоксальной этно-субъектной вариативностью. В результате то, что для одних народов может быть привлекательным, для других может оказаться отвратительным. Например, Арне Фольк-Ренне, изучавший в середине XX века обычаи папуасов в Новой Гвинее, писал следующее: «Мог бы ты влюбиться в девушку, которая. следуя законам племени, не умывается, чтобы как можно сильнее пахнуть «женщиной»? ... Девушку, натирающую бедра и зад мочой, которая хранится в специальном помещении...» Эталоны эстетической привлекательности имеют психобиологическую основу, которая связана с субъективностью человеческого сознания. Эти эталоны закрепляются в этнопсихологических формах социального поведения, подвергаясь социо-культурной обработке. Главенствующая роль в такой обработке эстетических эталонов принадлежит искусству, которое, с одной стороны, совершенствует идеальные представления о красоте и развивает эмоционально-эстетический потенциал личности, с другой стороны, канонизирует эти идеалы в стереотипах художественного образа. Все многообразие социальных отношений вырастает из психологии взаимодействия людей, их психического потенциала, связанного, прежде всего с эмотивными функциями психической деятельности. Личностная ассимиляция эмотивных функций приводит к трансформации внутреннего мира человека, в центре которого возникает важнейшее духовно-психологической образование — совесть. Она является нравственным стержнем личности, на котором крепятся ее отношения с окружающими людьми, и источником моральных переживаний личности, а также руководит поступками человека. Совесть — это эффект самосознания и самооценки личности, в которых запечатлены взаимоотношения с окружающими людьми. Она связана с верой в общественные идеалы и справедливость, в чистоту человеческих помыслов и отношений. Совесть как ангел-хранитель оберегает человека от дурных поступков. Но совесть и отягощает человека своими муками за проступки и преступления. Она находится в непримиримых отношениях с лживостью, лицемерием, амбициями и другими неблаговидными мотивами и намерениями личности. Совесть связана с миром интимных чувств. Она облагораживает и поэтизирует интимные переживания человека, поднимает его до божественной идентификации и одаривает всеобщим признанием и любовью. Таким образом, эмотивные функции трансформируют психический потенциал человека в бесконечное разнообразие его отношений с миром людей и вещей. Мир человеческих отношений является наиболее значимым, а потому и определяющим удовлетворенность нашей жизнью. Духовное содержание этих отношений, связанное с добротой, дружбой и любовью, становится самой желаемой ценностью человеческой жизни. Личность приобретает в результате важнейшее качество самосознания — совесть (Бога внутри себя). Конативные функции психики Термин «конативные функции» произведен от латинского слова соnаrе (стремиться, домогаться). Понятие «конативные отношения» встречается у В. Н. Мясищева в связи с обозначением основного отношения человека к внешнему миру, характеризующего «тенденцию овладения». Психологическая трансформация конативных функций психики задает изнутри направленность внешнему поведению и деятельности человека. Поэтому конативные функции связаны с внутренними побудителями психической активности человека, которые направляют его на необходимый или желаемый предмет взаимодействия. В числе таких побудителей находятся потребности, установки, интересы, влечения, склонности, желания и, в конечном счете, мотивы, в которых они интегрируются. Все они придают предметную определенность размытым эмотивным отношениям, наделяя явным или скрытым смыслом субъектную активность человека. Для проявления субъектной активности необходимо волевое напряжение, производящее селекцию эмотивных отношений в соответствии с потребностной сферой человека. Воля способствует концентрации внимания на предмете потребностей и мобилизации психической энергии на действиях достижения успеха. В конечном счете, в структуре субъектной направленности обнаруживается личностный, индивидный и индивидуальный смысл психической активности человека. Личностный смысл мотивирован социальными потребностями, установками и интересами человека. Он наиболее осознаваем и находится в сфере «Супер-эго», где подвержен социальному контролю и влиянию «коллективной воли». Индивидный смысл мотивирован организмическими потребностями, инстинктами, этнокультурными стереотипами («архетипами» поведения). Он может и не осознаваться человеком, скрываясь в сферах «Оно» и «коллективного бессознательного». Индивидуальный смысл мотивирован влечениями, склонностями, желаниями и намерениями, которые образуют структуру «подсознательных» и «предсознантельных» стимулов психической активности человека. Индивидуальный смысл появляется в сфере «Это» как смутное представление о смысле жизни и индивидуальном предназначении. Благодаря конативным функциям, связи человека, его знания, представления и отношения-приобретают смысловую направленность и проявляются в целесообразной субъектной активности. Таким образом, в процесс психологической деятельности человека включаются компоненты смыслообразования, связанные по преимуществу с его мотивационными психическими образованиями. Конативный процесс смыслообразования зиждется не столько на когнитивной рационализации побудительных мотивов, сколько на эмо-тивном иррациональном предпочтении своих отношений и желаний в данной конкретной ситуации. Например, вы — руководитель учреждения, и вам нужен хороший работник. Предположим, что у вас есть возможность выбирать. Рациональный мотив требует предпочесть наиболее компетентного работника, но вы выбираете более удобного для личных отношений, так как каждый руководитель испытывает бессознательный страх за свою естественную некомпетентность в специализированных аспектах профессиональной деятельности. Поэтому критерием выбора становится эмотивное отношение «доверия-недоверия», а не рациональная оценка по критерию «компетентности-некомпетентности». При этом публично заявляется именно второй критерий, по которому отклоненного специалиста дискредитируют, а выбранного восхваляют. Мы на каждом шагу сталкиваемся с такого рода социально-психологическим лицемерием. Оно особенно распространено в обществе, где господствует клановая психология. В глубинах клановой психологии скрываются групповые интересы, исторически закрепленные в традициях жизни общества и в организации социальных отношений. Например, рабовладельческое отношение начальников к подчиненным, укоренившееся на Руси со времен татаро-монгольского ига, до сих пор поддерживается властным и финансовым приоритетом метрополии (Москвы) над колониями (регионами). В принципах «разделяй и властвуй», «отбирай и распределяй», «я начальник—ты дурак», «что твое, то мое», «мне— вершки, тебе — корешки» и т.п. трансформируются способы реализации конативных функций, вызывающие социально-психологическое напряжение и в современной России. Социально-психологическая трансформация конативных функций связана с борьбой интересов и согласованием устремлений партнеров по совместной жизнедеятельности. Эти явления проистекают из индивидуальных различий партнеров взаимодействия, каждый из которых преследует свои цели. В этом заключена психологическая предпосылка разногласий и межличностных конфликтов, которые приходится решать в любой ситуации совместной деятельности. Данная проблема трансформируется либо в конфликтные формы поведения партнеров, либо в компромиссное согласование интересов обеих сторон. В первом случае разворачивается борьба идей и людей за приоритет одних над другими. Это приводит к подавлению, агрессии и вражде, которые разрушают единство взаимодействующих партнеров. В результате победа одной из сторон заканчивается общим поражением, так как неблагоприятная атмосфера вражды окутывает тех и других, затрудняя реализацию победивших интересов в более отдаленной перспективе. Путь согласования взаимоустремлений более продуктивен по перспективам развития дружественных межличностных отношений и результатам совместной деятельности. Однако и он не обходится без потерь, так как обеим сторонам приходится что-то уступать в пользу другой. Важнейшим условием достижения согласия является паритетность как равенство возможностей в самореализации партнеров по совместной деятельности. Это предполагает соблюдение интересов друг друга в режимах сотрудничества, взаимопомощи и диалога. Как это сделать? Психологически грамотно будет, если вы в начале взаимодействия с партером не просите его помочь вам, а, наоборот, предлагаете ему свою помощь, соответствующую его интересам. Но, это — только принцип, а реальное поведение в диалоге всегда многовариантно в зависимости от обстоятельств, в числе которых главное — личность партнера. Типовыми тактиками поведения для достижения согласия занимается психология общения и психология конфликтов. Социальная трансформация конативных функций приводит к необходимости координации групповых интересов больших и малых общностей людей, образующих социальную структуру общества. Для этого в процессах общественно-исторического развития создаются системы управления социальным взаимодействием людей, которые объединены в социальные организации по отдельным интересам общественно-трудовой жизнедеятельности. Например, такая социальная организация как семья объединяет людей по сексуальным, экономическим, культурным и другим социальным и личным интересам, по потребности воспроизводства жизни себе подобных, возникающей из биологического предназначения индивидов. Это не означает, что современная семья не может возникнуть по другим мотивам, таким как духовная или профессиональная близость. Задача социальных организаций заключается в создании оптимальных условий для реализации совпадающих интересов своих членов. Эти условия приходится выкраивать из макроструктуры социального взаимодействия с другими социальными организмами. Все это требует четкой координации взаимодействия социальных организаций. Эта потребность породила социальное управление как специфическую профессиональную деятельность, предназначенную для координации и согласования конативных отношений между субъектами социального взаимодействия. Следовательно, управленческая деятельность вытекает из естественных законов общественной жизни людей и индивидуального своеобразия психологии человека, то есть она внутренне присуща самой психической организации человека, и, в первую очередь регуляторным функциям психики. Личностная ассимиляция конативных функций воплощается в субъективной направленности человека на внешний мир, в его предпочтениях и ценностных ориентациях, в организаторских и управленческих способностях, в смысле жизни. Стремление к самореализации предполагает развитие настойчивости и других волевых качеств. Необходимость сотрудничества с другими людьми для достижения личных целей требует от человека терпимости в отношениях с партнерами, умения принять их интересы и согласовать со своими. Мотивационная противоречивость, свойственная каждому человеку, требует развития психологической устойчивости, способностей к саморегуляции и психической координации. Все это подводит человека к проблемам самоуправления, самовоспитания, самосовершенствования, которые решаются благодаря творческому потенциалу психики посредством ее креативных функций. Креативные функции психики Креативные функции психики связаны с творческими особенностями психической организации человека. Слово «креативный» означает творческий, и применяется для обозначения преобразовательной деятельности человека. Психологическая трансформация творческого потенциала психики происходит в процессах интериоризации (преобразования) предметно-практического действия человека во внутренние психические состояния и свойства, которые закрепляются в психологии человека по законам психофизиологического функционирования нашего организма, мозга и нервной системы, а также в процессах экстериоризации (проявления) внутренних возможностей человека, его психического потенциала во внешних действиях и поведении по законам психофизического функционирования всей телесной организации индивида. Интериоризация и экстериоризация представляют собой два противоположно направленных процесса целостного психического акта. Это означает, что они одновременно сосуществуют в любой ситуации взаимодействия человека с объективной реальностью. Здесь можно провести аналогию с двумя полюсами электрического тока, который возможен только при одновременном их наличии. Точно также и психический акт возможен только при одновременном функционировании этих двух процессов, которые научный анализ различает как процессы саморазвития психики, обеспечивающие креативные задачи психической деятельности человека. Понятие «интериоризация» используется при объяснении возникновения психических свойств во внутренней структуре психической организации человека под влиянием его внешней деятельности. Понятие «экстериоризация» употребляется при объяснении внешней самоактуализации психического потенциала как процесса высвобождения психической энергии и демонстрации человеком его психологических качеств. Интериоризация — это процесс перехода внешнего во внутреннее, который заканчивается ассимиляцией внешних воздействий и возникновением в психической организации человека различных психических образований в виде свойств ощущений, восприятия, памяти, мышления, эмоций и многих других, составляющих структуру психики. Экстериоризация — это процесс перехода внутреннего во внешнее, в котором проявляется психический потенциал человека в различных формах поведения и деятельности в виде его психологических качеств. Эти понятия широко использовались классиками психологии двадцатого века Ж. Пиаже и Л. Выготским при изучении и объяснении становления и развития психики детей, ее спонтанной и творческой аккомодации (приспособления) к условиям жизни. Преобразующие функции процессов интерио-экстсриоризации как раз и обеспечивают многообразную трансформацию всех психических явлений, завершая гносеологическую цепочку психологической деятельности человека психическими новообразованиями его личности. Сама же гносеологическая цепочка психологической трансформации разворачивается в проблемном поле «канал-знак-значение-отношение-смысл-личность». В качестве канала выступают органы чувств, обеспечивающие непосредственный контакт с объектами внешнего мира и взаимосвязь с партнерами взаимодействия. В качестве знака используются сигнальные признаки объектов взаимодействия, несущие информацию о свойствах этих объектов. В качестве значения выступают когнитивные конструкты объектов внешнего мира, сформированные во внутреннем плане сознания субъекта. В качестве отношения проявляются эмоции и чувства субъектов взаимодействия. В качестве смысла обнаруживается мотивация личности, а сама личность проявляет себя в использовании креативных функций психики в процессах ннтерио-экстериоризации. Социально-психологическая трансформация креативных функций происходит в контексте непосредственного взаимодействия партнеров, и проявляется она в феноменах взаимовлияния, которое оказывают люди друг на друга в процессе общения. Взаимовлияние людей в процессах общения осуществляется по законам подражания, психического заражения, внушения, убеждения, принуждения, побуждения, которые естественны для жизни людей в сообществе. Подражание проявляется в непроизвольном или осознанном копировании действий, поступков, форм поведения и способов деятельности партнера. Непроизвольное подражание обусловлено инстинктивным стремлением к единству с партнером (аффилиацией) и к достижению синтонности состояний (эмпатии), а также к усвоению паттернов импринтингового поведения. Непроизвольное подражание у детей является главным механизмом интериоризации навыков психической деятельности с момента рождения до развития произвольных движений, после чего подражание подпадает под осознанный контроль психической саморегуляции, хотя и не исчезает полностью. В дальнейшем дети посредством непроизвольного и осознанного подражания усваивают стереотипы социального поведения, которые проявляют партнеры по совместной жизнедеятельности. Большую роль в этом процессе играет субъективная привлекательность и авторитет личности партнера. Психическое заражение происходит в результате психофизиологической индукции (возбуждения и распространения) эмоционального состояния партнеров. За счет чего это происходит, сказать трудно, так как это явление составляет одну из тайн человеческой психологии. Психическое заражение наиболее ярко себя проявляет в интимном и массовом общении людей. В случаях интимного общения психическое заражение предопределяется неудержимой тягой (аффилиацией) партнеров друг к другу. Чаще это происходит между партнерами разного пола, что дает основание думать о сексуальном инстинкте как значимом факторе психического заражения. Однако в массовом общении психическое заражение сопровождает не только сексуальные оргии, имевшие место в культурных традициях всех народов и вытесненные современным массовым искусством, но и агрессивные формы поведения политизированной и бунтующей толпы. Внушение предполагает подсознательное влияние партнеров друг на друга. Это явление связывают с гипнозом, который применяется как психотерапевтическое средство. Тем не менее, внушение — это повседневное явление нашей жизни. Каждый человек может быть подвержен внушающему воздействию. Но более других человек поддается внушению, когда он находится в состоянии личной растерянности и неопределенности (эмоционально-психологического стресса), когда, если он болен, потерял надежду на собственное выздоровление. Внушающим воздействием обладают авторитетные личности, слово врача, коллективное и массовое мнение. Средства массовой информации в состоянии манипулировать общественным мнением, чем они с упоением и занимаются, наслаждаясь своей властью над неустойчивым общественным сознанием людей. Но в то же время они могут создавать и здоровый настрой в обществе, если хотят и умеют. В этом больше преуспевает искусство со своей очищающей (катарсической) функцией. Убеждение апеллирует к логике вещей. Оно построено на аргументах и доказательствах, развернутых суждениях и умозаключениях. Убеждать партнера всегда трудно, так как он имеет свои убеждения, выстраданные в муках жизни и интеллектуального творчества. В то же время принятие убеждения партнера формирует чувство собственной неполноценности, которое порождаем уже чувство протеста. «А чем я хуже!?» — восклицает человек и поступает вопреки здравому смыслу, причем, стремясь сохранить свои амбиции перед партнером, и теряет при этом свое лицо. Чтобы его сохранить, нужно искать новые доказательства своей правоты, что стимулирует процесс творчества и заставляет человека измениться, если не в сторону позиции партнера, то, по крайней мере, подвергая сомнению собственную позицию. Принуждение основано на волевом, правовом, административном давлении на партнера. Отношение человека к человеку — это, прежде всего отношение воли к воле, как считал Г. Мюнстерберг. Однако остается загадкой, почему один человек подчиняется воле другого. Самое простое объяснение, что воля одного сильнее воли другого. Но это не так, потому что для подчинения нужна воля на подавление собственных чувств. В этом случае уместнее предположить разнонаправленность мотивов, которые неожиданным образом совмещаются в совместной деятельности партнеров. Например, один из партнеров не хочет брать на себя ответственность за результат совместной деятельности. Боязнь ответственности снижает общее волевое напряжение в достижении общей цели и позволяет такому партнеру жить беззаботно. Именно экзистенциальный страх перед ролью ответственного человека переключает его волевые процессы на избегание неудач, и человек добровольно отдается в рабство. Другое дело — правовое и административное давление на партнера. В этом случае заранее очерчен приоритет одних людей над другими в иерархии групповых отношений. Тот, кто находится выше в этой иерархии, имеет своеобразное преимущество влиять на систему этих отношений, и через них на индивидов. Фактически руководитель использует механизм группового давления, ссылаясь, как правило, на общие интересы, и тем чаще он это делает, чем ниже становится его собственный авторитет. В качестве механизма принуждения используются различные санкции по отношению к «непокорным» партнерам. Их наказывают материально, морально, физически, чтобы обуздать их своеволие, наносящее ущерб своеволию «сильных мира сего». Из многочисленных исследований и реальной практики известно, что работа и любые другие виды человеческой деятельности по принуждению не достигают оптимального результата. В то время как добровольное участие в совместной деятельности полностью раскрывает творческий потенциал человека. Поэтому лучшей формой воздействия на партнеров является побуждение, которое предполагает пробуждение личной заинтересованности в совместной деятельности. Пробуждение личной заинтересованности исполнителей предполагает сложную психологическую деятельность руководителя (лидера). Она связана с мотивационной сферой психической организации человека и направлена на распознавание мотивов и поиск путей включения выявленной мотивации исполнителей в совместную деятельность. Индивидуальные мотивы весьма разнообразны, и это создает большие трудности для руководителя при согласовании индивидуальных интересов. Здесь без помощи профессионального психолога не обойтись. Суть побуждения к активной совместной деятельности состоит в управлении мотивационной сферой исполнителей, что предполагает своеобразную психологическую работу по формированию мотивов, стимулирующих индивидуальную включенность в решение общих задач. Социальная трансформация креативных функций связана с организованным общественным воздействием людей друг на друга в различных формах воспитания и обучения. Воспитание и обучение как специфическая социально-профессиональная деятельность вырастает из естественного процесса передачи опыта жизни от одного поколения другому, а затем дополняется обменом опытом между различными профессиональными группами с целью повышения эффективности общественно-трудовой деятельности людей в целом. Для обмена опытом созданы специальные образовательные системы в виде школ и институтов, где происходит внедрение общечеловеческих и профессиональных знаний в сознание учащихся, что приводит к формированию и развитию когнитивных структур психической организации человека. Однако обменом опытом не исчерпываются креативные функции обучения и воспитания, которые оказывают влияние на психическое развитие всех сторон личности. Поэтому школьный период обучения следует использовать главным образом для общего психического развития детей, а не для складирования всех имеющихся знаний в арсеналах памяти учащихся, к чему подчас сводится задача школьного образования. Современная система образования в основном решает задачи развития информационных и когнитивных функций психики и неправомерно мало уделяет внимания развитию коммуникативных, эмотивных, конативных и креативных потенциалов психической организации человека. В результате формируется человек-компьютер, который хорошо вписывается в информационное поле общественной жизни, но с большими затруднениями решает свои человеческие проблемы, связанные, прежде всего, с межличностными отношениями, чувствами, мотивами и общением. А это плохо согласуется с креативными мотивами самосовершенствования, саморазвития и самореализации личности. Отсюда проистекает индивидуальная неудовлетворенность общественным обучением и воспитанием человека. Эта неудовлетворенность может быть компенсирована самообразованием и самовоспитанием, к чему прибегают наиболее творческие личности, которые отличаются инициативностью и изобретательностью. Личностная ассимиляция креативных функций психики воплощается в роли творца. Эта роль органична психической организации каждого человека, но не каждый решается на ее исполнение. Тайна творческой личности до сих пор не раскрыта наукой ни по своему источнику, ни по закономерностям формирования. Биографии выдающихся творцов в различных областях деятельности свидетельствуют о страстной увлеченности какой-нибудь созидательной идеей, о невероятной целеустремленности в ее реализации, о непоколебимой вере в себя и в возможности свершения задуманного, несмотря ни на какие неблагоприятные условия, о способности к житейской самоотверженности, о трудолюбии, настойчивости и самостоятельности, о независимости от общественного мнения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Функциональное содержание психической деятельности раскрывает вопрос о предназначении психики в жизнедеятельности людей. Оно тесно связано со всеми аспектами взаимодействия человека в мире вещей и людей, органически вплетено психологическим подтекстом в реальные процессы индивидуального и социального поведения людей. Имлицитные функции психики проистекают из высшей нервной деятельности мозга и обеспечивают координацию жизнедеятельности организма в процессах его взаимодействия с предметным миром. Они обеспечивают познание объектов внешнего мира, переживание внешних воздействий и ответные действия субъекта. Эксплицитные функции психики возникают в результате трансформации имлицитных функций в процессах предметно-практического и социального взаимодействия людей. Они обеспечивают коммуникацию человека в мире вещей и людей, доставляют и перерабатывают информацию об объектах взаимодействия, формируют познавательные конструкты, генерируют чувства и отношения, задают направленность субъектной активности, преобразуют психическую организацию человека. Психологическая трансформация психических функций приводит к возникновению психических образований, составляющих структурную организацию психики человека. Социально-психологическая трансформация психических функций приводит к возникновению межличностных отношений и групповых эффектов, составляющих содержание общения людей. Социальная трансформация психических функций приводит к возникновению социальных отношений, общностей людей и социальных организаций, общественных информационных систем, идеологических, правовых, управленческих, воспитательных и образовательных институтов. Результирующим эффектом трансформации всех психических функций человека является личность. Личностная ассимиляция субъектной активности человека приводит к приобретению им психологических качеств коммуникативного, информационного, когнитивного, эмотивного, конативного, креативного свойства. |