Главная страница

ПС.чел. (Панферов). Панферов В. Н. Психология человека. Учебное пособие. Спб., 2000. 160 с


Скачать 0.85 Mb.
НазваниеПанферов В. Н. Психология человека. Учебное пособие. Спб., 2000. 160 с
АнкорПС.чел. (Панферов).doc
Дата08.03.2018
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПС.чел. (Панферов).doc
ТипДокументы
#16409
страница2 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ПРИЗНАКИ ЧЕЛОВЕКА

объектные


определения человека


Субъектные


признаки




признаки


тело конечность смертность


универсальная форма жизни компонент природы микрокосм мера всех вещей причина всех следствий


душа бесконечность бессмертие




определения человека - индивида




дитя -


млекопитающее


психологическая


взрослый


(класс животных)


проекция


рука


примат (отряд животных)


осязание


индивид- стадо


атропоид (семейство животных)


коммуникативный и эмотивный потенциал


прямохождение


гоминид (род человекоподобных)


пространственно-ориентировочный по­тенциал


голосовой аппарат


Homo Sapiens (вид человеческий)


речь учебный


мозг




потенциал


половые


мужчина - женщина


психология пола


признаки






возрастные


возраст


психология возраста


признаки этические признаки


этнофор


психология этноса




определения человека - личности




социально-


член общности людей


групповая


групповые




психология


признаки






социальные


член социальной организации


статусная


роли род занятий


преобразователь жизни


психология профессиональная пси-








социальное положение


социально значимый человек


психология авторитета




определения






человека -индивидуальности




пропорции


неповторимость


стиль


дерматогли-фика


единичность уникальность


Характер гениальность


асимметрия экспрессия


самоидентичность


самосознание



академик Дубинин вполне правомерно употребляет это неожидан­ное словосочетание, потому что рассматривает человека как объект, абстрагируясь от свойств его души. В поле его внимания остаются только биологические, т.е. объектные свойства человека.

Таким образом, в науке по отношению к человеку как предмету по­знания правомерны оба вопроса. Эти два вопроса принципиально раз­деляют подходы к человеку в научном познании. Они разделяют подход биологический, объектный, и подход психологический, субъектный.

Вопрос — кто такой человек — адресован к душе, к психике че­ловека, к тому, что делает его субъектом. Вопрос — что такое чело­век — направлен к телесной, соматической организации человека, к тому, что характеризует его как объект природы.

Итак, человека можно рассматривать в рамках объектных и субъектных свойств, которые между собой находятся в сложных взаимосвязях. Это предопределяет три ракурса рассмотрения про­блемы человека и понятия о нем.

Первый ракурс связан с материальными свойствами человека.

Здесь человек рассматривается как сгусток энергии, как одна из форм существования материи, как физическое тело и биологическое существо. В рамках психологической науки речь здесь пойдет о кон-статуциональных особенностях человека.

Второе направление связано с идеальными свойствами человека. Человек в этом случае рассматривается как духовное существо с осо­бой психической организацией, психологией и душой, которые отли­чаются от материальных свойств тем, что идеальные качества души не даны нашему непосредственному восприятию также осязаемо, как любая вещь предметного мира.

Главное свойство материальности состоит в том, что материаль­ное ощутимо, вещественно, это — то, что можно взять в руки, то, с чем можно соприкоснуться органами чувств. Идеальное нельзя взять в руки, осязать, конкретно чувствовать.

Третий аспект проблемы, самый важный и самый сложный, пред­полагает вопрос о взаимосвязях материальных и идеальных своиств человека. Именно в их взаимосвязи более определенно открывается специфика тех и других. Более того, все идеальные свойства чело века остаются непознаваемой тайной без материальных форм их выражения. Получается парадокс: психика—это «ничто» без мате риальных форм жизни, но в тоже время она «нечто» определенное.

Это «нечто» составляет главное качество человека как существа разумного. Идеальное как противоположность материальному как бы и не существует в привычных, наглядных формах бытия. Но в то же время мы говорим о психике и изучаем ее. Следовательно, психика нечто такое, что все же существует. Как же она существует? Как вооб­ще мы можем узнать о существовании этого «ничто»-«нечто», если его нельзя ни ощущать, ни видеть, ни трогать руками. Идеальность как особое субъектное свойство существует мысленно, то есть как бы внутри нас, материального объекта, который сам себя мыслит. Но как мы узнаем о том, что мы мыслим?

Мысль проявляется, прежде всего, в речи, а речь — это деятель­ность, это материальный процесс, физический процесс. В речи мы озвучиваем мысль, идею. Речь — это средство выражения мысли. выразить — это значит придать материальную форму нашей мысли, внутреннему психическому состоянию, внутреннему психическому

переживанию, внутренней психической работе.

Итак, идеальное существует в многообразных видах материаль­ной предметно-практической деятельности, в которой внутренний мир человека находил определенные формы своего существования, фор­мы материализации. Благодаря этому, человек догадался о существо­вании собственного внутреннего мира. Вместе с этой догадкой он понял, что внешний и внутренний мир не совпадают, и даже проти­воречат друг другу.

Противоречивость материального и идеального является источни­ком парадоксов человеческой психологии. Благодаря двойственности человека как материального и идеального существа возникают слож­ные коллизии нашего поведения. Житейская формула, отмечающая этот парадокс человеческой психологии, состоит в следующем: человек ду­мает одно, говорит другое, а поступает по третьему. Он может это де­лать и сознательно, но часто это происходит неосознанно, в силу есте­ственных различий мысли про себя и ее речевого выражения, в силу несовпадения речевой формы «как надо делать» и реальных условий конкретной деятельности. В результате мы всегда получаем не совсем то, что хотели бы получить. Связано это со сложной игрой противоре­чий идеального и материального в нашей биологической организации. Как это все происходит, мы и рассмотрим в дальнейшем.

В человеке материальное и идеальное выступает в противоречи­вом единстве, что отражено в многочисленных сентенциях и научных понятиях о человеке. В то же время наука аналитически разделяет объектные и субъектные качества человека, определяя их попарно связанными понятиями-антиномиями. Например: «тело-душа», «ма­териальное-духовное" «смертность-бессмертие», «конечность-беско­нечность». Телесность, материальность, смертность, конечность — это объектные качества человека. Душа, духовность, бессмертие, бес­конечность — это субъектные качества человека. Через анализ этих антиномий и соответствующих им сентенций попытаемся раскрыть специфику человека как особого явления природы.

В ряду известных в науке сентенций о человеке для нас первооче­редной интерес представляют следующие: «человек —универсальная форма организации жизни на Земле», «человек — компонент приро­ды», «человек—микрокосм», «человек—мера всех вещей», «чело­век— причина всех следствий», «человек— преобразующая сила природы». В этих определениях интегрируется смысл антиномий, ко­торые мы рассмотрим как объектные и субъектные качества человека.

Человек — универсальная форма организации жизни на Земле.

Что это означает?

В учебниках встречается другое определение: «человек— выс­шая форма организации материи». Следует обратить внимание на раз­ницу между словами «универсальная» и «высшая». Сказать высшая — это сказать очень самонадеянно, это значит заявить о том, что чело­век как продукт эволюции является высшим достижением и выше его ничего быть не может. Но мы не знаем все формы жизни, которые присутствуют в космосе, во вселенной.

Если мы говорим «универсальная», то мы подчеркиваем другое качество человека, не то, что он абсолютен, а то, что он способен адаптироваться к различным условиям жизни на Земле. Это сохраня­ет ему жизнь и обеспечивает дальнейшее эволюционное развитие с выходом в космос. В этом смысле его адаптационные и адаптивные возможности универсальны.

Адаптационные возможности человека предопределены его те­лесной организацией. Строение тела, устройство его органов, мор­фология нервной системы человека позволяют ему приспособиться к любым природным условиям жизни на Земле, что доказано практи­кой выживания людей. В этом смысле человек наиболее совершен­ный биологический вид на Земле в ряду других животных.

Адаптивные возможности человека связаны с духовным потенциа­лом его психики, который позволяет человеку изменить условия его су­ществования посредством преобразовательной деятельности под свои интересы. В результате он может создать искусственную среду жизни, которая оградит его от опасных природных воздействий. Этот потенци­ал наиболее ярко проявит себя при расселении человечества в Космосе. В этом смысле психика человека является наиболее эффективным инст­рументом адаптации человека к изменяющимся условиям жизни, инст­рументом взаимодействия человека с природой и ее преобразования.

Здесь мы вплотную соприкасаемся с сентенцией о человеке как преобразующей силе природы.

Преобразовательная деятельность связана с культивированием зе­мель, лесов, пустынь, рек, животных, с разработкой недр, строитель­ством жилья, хозяйственных и промышленных объектов, с создани­ем новой предметной среды. Эта деятельность изменяет и самого человека, развивает его способности, формирует новое содержание жизни. Все это оказывает влияние на психологию человека. Послед­ствия этого влияния сказываются и положительным, и отрицатель­ным образом. Положительные результаты преобразовательной дея­тельности очевидны, отрицательные — обнаруживают себя позднее, когда их разрушающее воздействие сказывается на потерях здоро­вья, психических нарушениях и ранней смерти.

Все это дает основание рассматривать человека как элемент и ком­понент природы. В процессе взаимодействия с природой человек выступает не только как субъект преобразовательной деятельности, но и как органически встроенный в природу элемент, который, как и природа испытывает на себе последствия собственного вмешатель­ства в биологическую среду обитания,

Свидетельством того является переживаемый сегодня «экологичес­кий кризис», к которому привело варварское отношение человека к природе. Это отношение возникло из идеологии противопоставления человека природе, которая, в свою очередь, родилась из необходимос­ти борьбы за выживание все увеличивающегося народонаселения.

Возможно, что угроза экологической смерти вернет нас к пони­манию единства человека с природой. Эта угроза переживается на индивидуальном уровне как потеря стратегического мотива к жизни, что приводит отдельно взятого человека к вседозволенности или к апатии в поведении. Если воля к жизни сохраняется, то человек ме­няет свою позицию на бережное отношение к природе.

В экологическом кризисе проявляется еще один парадокс мате­риального и духовного в человеке. Суть этого парадокса в том, что человек един с природой как ее элемент, и в этом всецело зависим от нее. Но в то же время в качестве ее внутреннего компонента он акти­визирует развитие природы в направлении жизни или смерти.

Взаимозависимость человека и природы находит отражение не только в научном мировоззрении экологов, но и в народной мудрос­ти, выраженной, например, известной русской пословицей: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться». Понимание этой взаимозави­симости добавляет в практическую плоскость жизни людей пробле­му экологического воспитания, охраны природы как своей жизни.

Особая субъектная активность человека как компонента приро­ды ставит в зависимость от него все его окружение. В этом смысле человек превращается в причину всех следствий. Это означает, что результат нашей общественной и частной жизни в конечном счете, предопределен всеми и каждым в отдельности. «Человек— кузнец своего счастья» — гласит народная мудрость.

Следовательно, и ответственность за результат своей жизни каж­дый из нас должен принять на себя. Главным «автором» собственных удач и неудач следует считать себя, а не друг их. Однако мы все склон­ны в своих неудачах винить других, а свои успехи приписывать себе. Такое поведение проистекает из потребности человека находиться во внутреннем согласии с самим собой. Перенос вины на других за ре­зультаты своей жизнедеятельности является для слабовольных лю­дей своеобразной защитой своего достоинства.

Признание себя причиной собственных неудач означает призна­ние за собой своих недостатков, пороков, слабостей, и в то же время стремление человека к самосовершенствованию.

Обстоятельства общественной жизни никогда не являются безуп­речным и благоприятными во всех отношениях, и мы сами делаем свой выбор из того, что нам предлагается в конкретной ситуации, поэтому не обстоятельства определяют нашу судьбу, а мы сами. Че­реда индивидуальных поступков вычерчивает линию жизни челове­ка, его личные достижения и провалы. Человек не всегда правильно предвидит конечный результат своего поступка, поэтому его ожида­ния могут и не оправдаться.

Поиск критериев правильности поступка выводит нас на проблему нравственного поведения. Это — проблема высших ценностей человеческой жизни. С ней связана философская сентенция о том, что «человек — мера всех вещей». Она впрямую указывает на чело­века как на самую большую ценность. Ничто не стоит так дорого, как Человек. Поэтому каждый свой поступок следует соизмерять с по­следствиями добра и зла не только для себя, но и для окружающих. Коли поступок наносит моральный или материальный ущерб друго­му человеку, то такой поступок расценивается как безнравственный, несмотря на то, что поступок совершался из благих побуждений.

Нравственная антиномия добра и зла приводит нас к выводу о том, что суть человека как высшей ценности заключена не столько в нем самом как индивиде, сколько в его отношениях с другими людьми. Это означает, что человек всегда — партнер других людей. Следовательно, он всегда находится в партнерской зависимости. Поэтому свой посту­пок человек вынужден соотносить с окружающими его людьми. В этом смысле индивидуальный поступок всегда находится под влиянием об­щественных установок и внешних обстоятельств, которые задают гра­ницы самореализации человека в общественно признаваемой деятель­ности. Эти границы предопределены потребностью наших партнеров в реализации индивидуального потенциала субъектов взаимодействия в совместной деятельности и жизни. Получается, что человек не имеет абсолютной свободы выбора, хотя и может ее осуществить. Этот му­чительный парадокс лежит в основе конфликтов человека с самим со­бой и с другими людьми. В конце концов — это выбор между одиноче­ством и общественным признанием.

На этом можно было бы закончить основные определения человека. Но есть еще одна формула сущности человека, которая дошла до нас из древнегреческой философии. Речь идет об определении че­ловека как «микрокосма». Эта метафора вмещает в себя допущение о тождественности человека Космосу, что трактуется в частных случа­ях жизни весьма произвольно.

На этом допущении выросла астрология, мистифицирующая вли­яние Космоса на частную судьбу человека, происходит неоправдан­ное преувеличение значимости космических воздействий на психи­ческие образования конкретного человека.

Конечно же, человек существо космическое, конечно же, он под­вержен влиянию космических процессов, конечно же, он вобрал в свою телесную и психическую организацию все свойства материи, конечно же, он воплощает в себе весь мир, являясь уникальной транс­формацией всех свойств большого мира, внешнего по отношению к нему. И в этом макромире человек сам является особым индивидуа­лизированным миром, который живет еще и по своими внутренним психологическим законам, нередко вопреки законам макромира.

Человек — это самоуправляемый и относительно замкнутый в себе мир, но в то же время мир, открытый для конструктивного взаимо­действия с другими, такими же как он, мирами.

В человеке парадоксальным образом соединены материальные и идеальные свойства его организма. Эта парадоксальность заклю­чена в единстве и противоположности его объектных и субъектных начал. Объектные начала скрываются в его телесной организации, а субъектные — в его психической организации. Соотношение этих начал раскрываются в философских воззрениях на взаимозависи­мость души и тела.

В первобытном мифологизированном мировоззрении считалось, что душа поселяется в любом материальном теле, живет в нем до его смерти, что она может покидать тело во сне на время и переселяться в другие материальные объекты с наступлением телесной смерти. Та­ким образом, душа в отличие от тела считалась бессмертной.

Убежденность в бессмертии души сохраняется до сих пор, и че­ловек постоянно ищет этому доказательства. Мотив этого поиска заключен в психологическом неприятии человеком смерти. Поэто­му он стремится найти внетелесные формы вечной жизни, то есть бессмертия. Сам же этот мотив обусловлен точным знанием конеч­ности любого материального объекта, в том числе и тела человека, а также пониманием бесконечных возможностей своего разума. Именно бесконечность разума обеспечивает человеку бессмертие. Но чистый разум как «вещь в себе», как не выраженная мысль, уми­рает вместе с его носителем.

Духовная деятельность, с которой связано бессмертие человека, должна материализоваться в значимый для других людей результат. Этот результат опредмечивается человеком в каждодневных трудах праведных и остается людям как памятник себе. Человека нет. а дело его живет, и вместе с ним живет его душа. Она переселилась в пред­метный мир. который создавал человек при своей жизни. Так чело­век достигает бессмертия.

Осознание духовного бессмертия облегчает человеку пережива­ния его физической смерти. В то же время осознание трудного пути к бессмертию через повседневное духовное самосовершенствование, через творчество, через служение людям напрягает человека, так как требует от него мобилизации всего психического потенциала, жизни на пределе своих возможностей. Но игра стоит свеч, так как будет что ответить на последний вопрос жизни: «Что после меня осталось?»

Парадоксальное единство смертности и бессмертия является источником многочисленных парадоксов поведения человека и его психологии.

Душа — это духовное пространство нашей психики, которое за­полняется работой нашего разума, посредством которого человек мо­жет переходить границы реального бытия, вторгаясь в бесконечность Космоса и бесконечность своего «микрокосма». Человек познает и ос­ваивает эту бесконечность, расширяя тем самым перспективы собствен­но жизни. Это находит отражение в научной и житейской фантастике.

Разум наш настолько изощрен и изворотлив, что он может пред­ставить себе любую невероятную перспективу. На этом качестве ра­зума зиждется творческий потенциал нашей психики, потому что суть творчества в бесконечном преобразовании предметного мира, в кото­ром мы живем.

Суть бесконечности — в самом процессе творческого преобразо­вания собственной жизни, собственного бытия. Суть бесконечности человека — в бесконечности перспектив его развития. Это качество и обеспечивает нам бессмертие, но, правда, бессмертие духовное.

В этой связи интересно вспомнить Евангелие, благовестие Христа. Он призывает людей посвятить себя духовным ценностям. Он связыва­ет идею бессмертия с духовным поведением человека, и даже в некото­рых своих проповедях и притчах противопоставляет духовный интерес материальному интересу. Он подсказывает через десять нравственных постулатов, как нужно себя вести в обыденной жизни, чтобы приобщить­ся к духовным ценностям. Конечно, он в своих проповедях несколько упрощает идею духовного бессмертия, делая скидку на мироощущение простых людей, далеких от этой сложной философской проблемы.

Итак, бесконечность человеческого разума дарует нам духовное бессмертие. Как это происходит в нашей реальной жизни?

Первый простейший способ — воспроизвести потомство, воспитать детей. Дети — носители духа своих родителей, так как они изначально являются нашей духовной проекцией. Но, к родительскому сожале­нию, в процессе жизни дети в своем духовном развитии постепенно уходят от них. Почему они вдруг начинают отличаться от родителей в духовном отношении? Потому что мы — общественные существа, живем мы в социумах, человеческих общностях, группах. И каждая такая общность является хранителем и созидателем своих духовных ценностей. Дети так же, как и мы, включаясь в разные группы с раз­личными духовными ценностями, усваивают эти ценности. А мы, родители, с этими группами не очень тесно связаны. У каждого— свои групповые отношения, следовательно, и духовные отличия. Они естественны, и дети начинают отдаляться от духовного багажа своих родителей. Но часть духовного богатства родительского поколения они обязательно сохраняют и проносят через всю свою жизнь. Таков закон социальной преемственности. Все, что дети от себя привно­сят, они привносят на почву родительской пашни. Однако полная идентификация их души с родительской оказывается невозможной. Поэтому у старшего поколения остается чувство неудовлетвореннос­ти. Однако существуют другие формы реализации нашего духовного потенциала.

Среди них наиболее распространенной является профессиональ­ная деятельность, связанная с искусством, наукой, педагогикой, ре­лигией и культурой в целом. Пополнение духовной культуры проис­ходит через многообразные формы народного творчества.

Каждый человек в большей или меньшей мере является хранителем культуры и «вкладчиком» в нее своего личного духовного потенциала.

В этом отношении очень интересен, как исторический пример, армянский народ. Армяне за свою многовековую историю неоднок­ратно подвергались геноциду со стороны своих соседей, их история прошла под угрозой насильственного исчезновения. Но после всех бедствий они возрождались на прочных основах своей духовной куль­туры, которую оберегали ценой физической смерти. Сам умри, но книгу спаси — вот кредо их жизни в эти трудные времена. Так они спасали великие писания с древних времен, сохраняя духовное на­следие нации. Этим обеспечивалось не только выживание, но и бес­смертие народа.

Духовное влияние личности на других людей усиливается в доступ­ной для всех роли учителя, если она признается окружающими за тем или иным человеком. Речь идет о неформальном признании человека в

этой роли. Пожалуй, эта самая ценная роль в обществе с точки зрения духовного статуса личности, так как учитель — это наш Земной бог.

Учитель по профессии должен соответствовать этому неофициальному статусу. Для этого ему следует, прежде всего, заниматься проблемой формирования духовного потенциала у своих учеников. Учитель— это главный хранитель и созидатель духовного состоя­ния общества. Но, к сожалению, учитель мыслится только как репро­дуктор и коммуникатор духовных ценностей. Учителя по профес­сии — это огромный отряд проповедников, продолжателей, образно говоря, дела Иисуса Христа, но только в светской форме. Учителя должны заниматься духовным воспитанием нации, рода, своего по­коления, поколения детей. В этом учителя обретают свое личное бес­смертие. Как каждому человеку по плодам воздается, так и учителям воздается от учеников своих.

По результатам деятельности проверяется ценность человека. Даже если мы занимаемся не чисто духовным, а материальным твор­чеством, созданием материальных ценностей, потребительских цен­ностей, вплоть до продуктов питания — во все это мы вкладываем себя с душой или без души. Если мы вкладываем душу, то эта душа вместе с хорошо приготовленной едой достигает бессмертия, так как говорят о человеке и вспоминают человека, который эту еду пригото­вил. Мы все время проецируем свое оценочное отношение к предме­там на отношение к их создателям. Вся предметная сфера— это от­крытая книга человеческих отношений и духовного потенциала народов. Нет Трезини, но есть Петропавловский собор, и он будет вместе с автором долго-долго украшать Петербург, одухотворять нашу жизнь, вдохновляя нас на новые творческие дерзания.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта