ПС.чел. (Панферов). Панферов В. Н. Психология человека. Учебное пособие. Спб., 2000. 160 с
Скачать 0.85 Mb.
|
ПОНЯТИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ-ИНДИВИДЕ Человек как индивид, чаще всего, рассматривается в биологическом аспекте, то есть понятие «индивид» используется при рассмотрении человека как биологического существа. В антропологических концепциях человека чаще определяют как индивида. Индивид — это представитель человеческого рода как вида животных. Через понятие «индивид» мы относим человека к миру животных. Через это понятие мы рассматриваем эволюционные приобретения человека. Через это понятие мы рассматриваем зависимость психической деятельности от телесной организации. Человек в качестве индивида может быть рассмотрен по принадлежности к какому-то классу животных, к отряду животных, к семейству, к роду и виду — это рубрики классификации животных. Человек принадлежит к классу млекопитающих. Что это открывает нам в вопросе взаимообусловленности объектных и субъектных характеристик человека? В числе объектных характеристик человека-млекопитающего нас, психологов, интересует одно важное качество, я имею в виду объектные отношения новорожденного с родителями. Ребенок как биологическое существо не может выжить вне связи с родителями. Потому что он должен кормиться матерью, ее телом, производящим молоко. Зависимость от родителей у детенышей млекопитающих жизненно необходима. Что из этого следует для развития субъектных особенностей человека? Оказывается, у него удлиняется период детства. Детство — это период развития и становления человека как индивида. За период детства особь должна приобрести все свойственные виду биологические характеристики, и в этом ему помогают родители. У человека в сравнении с другими животными этот период самый долгий, и это откладывает отпечаток на его психическое развитие, которое идет под диктовку родителей. Зависимость ребенка от родителей ставит человеческую особь перед необходимостью взаимодействовать с себе подобными. Процесс такого взаимодействия протекает в форме общения, что предполагает непроизвольное развитие антропологических средств коммуникации между родителями и детьми, то есть органов чувств и системы выразительных движений, а также психических механизмов воздействия и усвоения этих воздействий, в числе которых следует в первую очередь назвать подражание. Способность к подражанию является важным для человека приобретением субъектного свойства. И образ жизни человека-млекопитающего в раннем детстве стимулировал развитие этой замечательной способности, что, в свою очередь, создало новые уникальные предпосылки для очередного скачка в психическом развитии человеческого индивида. Человек как индивид относится к отряду приматов. В их телесной организации присутствуют свободные от опорной функции передние конечности, с помощью которых приматы способны не только захватить какой-нибудь предмет, но и манипулировать им. Это принципиальным образом меняет функциональные отношения приматов с предметным миром, открывая большие возможности субъектного воздействия на объекты природы. В свою очередь, эти возможности реализуются у человека в виде ручной предметно-практической деятельности, которая развивает руку в орган познания и труда. Таким образом, у человека возникает новое субъектное качество — осязание — комплексный вид конкретно-чувственного отражения предметных свойств и отношений внешнего мира. В осязании соединяются двигательная и кожная чувствительность человека, которая привела к качественному изменению всей системы восприятия человеком объектов его взаимодействия. Он стал более точно различать форму объектов, их физические свойства, получил возможность видоизменять естественные объекты природы по своему усмотрению. Так возникли предпосылки преобразовательной деятельности и творчества человека. Появление руки в телесной организации человека задействовало морфологический потенциал его мозга и привело к колоссальному скачку в психическом развитии человека-примата. Рука превратила человека в хозяина предметного мира и его творца, поэтому развитию осязания у ребенка следует уделить повышенное внимание. Человек относится к семейству антропоидов, для которых характерен групповой образ жизни и в то же время обособление индивида в условиях стадно-семейных отношений. Это обстоятельство, с одной стороны, формирует коллективистские формы поведения, с другой стороны, закладывает основы индивидуального развития особи. В результате у человека в ряду субъектных приобретений появляются коммуникативные и организационно-управленческие способности, назначение которых состоит в регуляции взаимодействия с себе подобными индивидами. На их основе развиваются особые взаимоотношения между членами сообщества, и человек приобретает новые для себя качества субъекта социально-психологических отношений. В этом качестве он приобретает свойства социального индивида. Дальнейшая эволюция антропоидов связана с появлением прямохождения. Прямоходящих антропоидов относят к роду гоминидов, которые за счет вертикальной постановки тела изменяют положение человека в пространстве, что дает толчок к развитию ориетировочно-исследовательской деятельности и соответствующих способностей. Перпендикулярное положение гоминида расширило для него обозримое пространство до линии естественного горизонта Земли, открыло перспективу его передвижения, заложило основы для развития опережающего отражения и способностей к пространственно-временным представлениям. Отметим, что именно эти способности являются фундаментальными для всех видов профессиональной деятельности человека, в том числе и учебной. Например, неуспевающие младшие школьники не справляются с правилами пространственного расположения учебного материала на тетрадном листе. В результате эволюции из рода гоминидов выделился вид Homo sapiens, который в своей телесной организации приобрел голосовой аппарат и морфологически более созревший мозг. Это обеспечило человеку развитие речи, повысив тем самым его учебный потенциал для ассимиляции опыта соплеменников. Появление речи сыграло решающую роль в возникновении духовного бытия человека, в обеспечении преемственности знаний от одного поколения другим, в создании предпосылок для реализации субъектного бессмертия. Благодаря речи возник процесс культурной эволюции человека, появилась своеобразная автономия психического развития человека от биологических детерминант. Таким образом, мы видим, что каждое субъектное приобретение человека обязано биологической эволюции его телесной организации. Однако с появлением речи человек освобождается от жесткой зависимости от телесных законов жизни в качестве субъекта духовной деятельности. Более того, духовные преобразования начинают оказывать влияние на биологические процессы телесного существования человека. Вид Homo sapiens благодаря половому диморфизму дифференцирован на мужчин и женщин. Телесная организация тех и других биологически специализирована для выполнения специфических функций в деле воспроизводства вида. Функциональная специализация особей по полу породила и своеобразную психологию мужчин и женщин. Однако в общественно-трудовой деятельности нашего исторического времени социальные роли мужчин и женщин распределяются без учета биологических функций их организмов. Как следствие этого — происходит фениминизация мужчин и маскулинизация женщин. В результате возникает взаимная неудовлетворенность вследствие психологических изменений характеров. Это сказывается на воспроизводстве потомков, воспитании детей, сексуальных интересах и влечениях. Разрыв между биологическими (телесными) функциями и социальными ролями у мужчин и женщин приводит к психологическим конфликтам не только между полами, но и к внутреннему напряжению. Нередко родители не удовлетворены полом своего ребенка (хотели мальчика, а вышла девочка, или наоборот). Родители под влиянием этого желания выстраивают свое отношение к ребенку, и вольно или невольно формируют у него стереотипы поведения противоположного пола. Бывает, что девочку одевают как мальчика, или наоборот. В результате вырастает человек с телесной организацией одного пола, а с психологией и формами поведения другого пола. Это несоответствие как всякая неадекватность вызывает раздражение у окружающих, а вслед и отрицательное отношение. Жить при постоянном нерасположении к тебе окружающих становится трудно. Мораль здесь очевидна— не надо нарушать функциональную гармонию телесной и субъектной организации полов в общественно-трудовой жизнедеятельности человека. В противном случае возникает нарушение адекватности в половой идентификации индивида и, как следствие, невротизация поведения. Прижизненные возрастные изменения телесности человека также влияют на формирование специфических особенностей его психологии. На изучении этой взаимозависимости утвердился возрастной принцип объяснения индивидных различий в психологии человека, сложилась специальная отрасль психологической науки —возрастная психология, которая сегодня больше внимание уделяет детским и юношеским периодам развития человека. Индивидные различия возрастной психологии предопределяют субъектные различия поколений по доминирующим формам их жизнедеятельности. Эти различия вечны, — они являются источником конфликтов «отцов и детей» — конфликтов поколений. Избежать разрушительных последствий этих конфликтов удается при условиях исторической преемственности всех общественных деяний, мягкой передачи лидирующих функций от одного, более старшего поколения, другому, вслед идущему поколению. Каждый из возрастов имеет свои неоспоримые преимущества, и, пренебрегая «потерянными поколениями», общество наносит себе существенный ущерб в прогрессивной динамике своего развития. Современное общество, осложненное в своей организации ростом народонаселения, массовым производством и потреблением, практически не принимает во внимание половую и возрастную специализацию субъектного потенциала индивида. Оно нагружает современного человека всеми имеющимися проблемами и информацией без учета психологической чувствительности пола и возраста индивида. В результате происходят неадекватные трансформации психологии человека, проявляющиеся в отклонящемся от норм поведении, в неврозах и других психических нарушениях, К чести первобытных сообществ половые и возрастные особенности индивидов строго учитывались в организации совместной жизнедеятельности людей. Мужские и женские функции учитывались при распределении бытовых обязанностей, более того, существовали женские и мужские хижины, а в семейном доме — женская и мужская половина. Мальчики до 3-х — 5-ти лет сначала воспитывались на женской половине, после они полностью отдавались на мужское воспитание, Все это находилось в соответствии с телесным предназначением организмов и своеобразием женской и мужской психологии. Возрастные возможности физического и психического потенциала первобытного человека строго учитывались в общинах при наделении его новыми функциями и правами. Каждый член общины проходил через обряды инициации, своеобразные экзамены на зрелость, и связывались они с возрастным развитием индивида. Например, в папуасских племенах маринданим все члены общины каждый год проходили через обряд инициации, в результате чего они могли приобретать права на исполнение новых более значимых функций в жизнедеятельности общины. Это определялось как социальный возраст индивида, который в случае неудачи на этих экзаменах оставался в своем возрасте как бы на второй год. Через обряды инициации происходила своеобразная диагностика психического развития индивида и оценка его социальной значимости для общины. В этом заключался своеобразный механизм регуляции человеческих отношений и адекватной реализации половозрастного потенциала индивидов, что обеспечивало в целом выживаемость первобытной общины. Общинный образ жизни людей привел к формированию этносов как естественных социальных организмов, которые в процессе исторического развития трансформировались в нации. Национальные качества индивида заключены как в антропологических, так и в психологических особенностях людей разных этнических групп. Различия во внешнем облике и психологическом складе людей разных национальностей являются тому очевидными доказательствами. Однако, если телесные признаки внешнего облика наследуются генетически, то психологический склад личности формируется под влиянием образа жизни этнической общности, в которой человек оказался после рождения. Например, Пушкин по генам — эфиоп, по психологии — русский. Следовательно, этническая принадлежность важна не столько по крови, сколько по реальным социальным контактам. Но разрыв генетической и социальной принадлежности человека по этническому признаку может стать источником психологического напряжения при самоидентификации и конфликтного поведения в обществе. Изучением фактора этничности в психологии человека занимается этнопсихология — специальная отрасль психологической науки, которая исследует влияние обычаев, ритуалов, традиций, языка, этнической культуры в целом на психологический склад личности. Приобретенные под этим влиянием субъектные свойства человека проявляются в стереотипах его поведения. Через этническую принадлежность человеку открываются возможности личностного развития. ПОНЯТИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ-ЛИЧНОСТИ Следующая категория, которой пользуется наука, анализируя проблемы человека— это личность. Есть множество определений личности. Сколько исследователей этой проблемы, столько и определений. Личность настолько многогранна и бесконечна в своих характеристиках, что каждый исследователь находит что-то свое, свой ракурс, свои проблемы. Исходя из вычлененной проблемы, он и определяет личность. Все эти определения носят операциональный характер, они удобны для конкретного исследователя и конкретной постановки проблемы. Если говорить о личности вообще, то мы можем выделить, пожалуй, три важнейших характеристики. Личность — это компонент общности людей. Понятие о человеке как о личности связано с рассмотрением человека в связи с другими людьми. Когда мы хотим сказать о человеке в связи с другими, мы употребляем понятие— личность. Через понятие «личность» подчеркиваются социальные качества человека. А его социальные качества связаны с характеристикой тех общностей, в которые он входит, и является компонентом этих общностей. В объектных характеристиках это отражается в социально-групповой принадлежности человека, которая является первой личностной характеристикой. Поэтому вопросы: «С чего начинается личность?» и «Когда она начинается?» — могут быть рассмотрены под углом зрения социально-групповой принадлежности человека, который от рождения включен в определенную социальную среду. Первой социальной группой для человека является семья, где новорожденному принадлежит роль ребенка и ее личностные предписания, регламентирующие функции человека как личности в качестве члена семейной общности. В процессе онтогенетического развития человек проходит через множество общностей, включаясь в них как компонент этих общнос-тей и как элемент структуры этих общностей. В качестве элемента общественной структуры он несет в эти общности свое индивидуально-личностное содержание, и в то же время является объектом оценочного отношения со стороны других людей. Оно проявляется в житейских высказываниях. Мы говорим: «Вот это — личность!», вкладывая смысл восхищения данным человеком. Он необычен, он значим для нас, он несет в нашу общность что-то важное для нас. Поэтому важна групповая значимость личностного потенциала человека. Мы можем рассмотреть себя как элемент общностей. Для этого мы должны задать себе вопрос: «Кто я такой?» — «В какие общности я вхожу?» Перечислите все общности, в которые вы входите, начиная от семьи и далее. Сделайте это упражнение для себя. Оно нужно для самосознания себя как личности. Определите себя как личность с точки зрения связей с различными общностями людей, скажите себе, насколько они значимы для вас. Проранжируйте эту значимость. Это поможет Вам сориентироваться в Ваших отношениях с обществом через группы, которые и обеспечивают нам связь с обществом в целом. На субъектном уровне мы, как губка, впитываем систему отношений, которая сложилась и складывается в каждой группе людей, куда мы вхожи. В результате у нас формируется, так называемая, социальная психология. Она складывается через освоение и приятие уклада жизни этой общности. Мы принимаем правила игры этой общности, усваиваем стереотипы ее поведения, нормы-отношения. Следующий важный момент для человека как личности состоит в том, что он может быть охарактеризован в качестве компонента социальной организации, где протекает главная наша деятельность. Социальные организации создаются для того, чтобы упорядочить наше взаимодействие в общественно-профессиональной или общественно-трудовой деятельности. Социальные организации существуют для того, чтобы оформить наше взаимодействие в общественно-трудовом процессе. Поэтому социальная организация, прежде всего, связана с нашей профессиональной деятельностью, причем в социальных организациях нами представлены различные социальные общности. К примеру, парламент: это — социальная организация, в которой депутаты являются представителями различных социальных общностей (партийных, классовых, профессиональных, национальных и других), из которых состоит наше общество в целом. В социальной организации мы уже играем роли, поэтому в объектных характеристиках человека как личности важнейшей является его роль. Каждый из нас играет множество ролей, по числу социальных организаций, с которыми мы связаны своей жизнедеятельностью, и все эти роли мы должны совместить в себе, что является сложной психологической задачей. Роль — это социально-объектная характеристика человека. Она определяется по функциям, которые мы выполняем в той или иной общности людей. Например, по родительским функциям мы являемся матерью или отцом, по учебной деятельности — преподавателем или студентом, по должностным функциям — начальником или подчиненным. Человек в социально-психологическом аспекте характеризуется хорошим или плохим исполнением своих ролей. С этой оценкой связано явление, которое называется — статус личности. Статус личности — это субъектная характеристика человека, так как качественное исполнение роли предопределено психологическим потенциалом индивида. Статус — явление производное от успехов нашего взаимодействия с членами групп, в которых мы играем свои роли. Поэтому он зависит не только от субъектного потенциала человека, но еще и от того, как оценен наш вклад в общие дела группы другими ее членами. Они же могут расценить наши усилия как бесполезные для них. Тогда статус нашей личности упадет. В то же время человек может приобрести незаслуженный статус вместе с полученной им социальной ролью. Возьмем, для примера, человека с самым высоким по роли статусом в обществе. Кто это? Глава государства. Общество, государство, народ наделяет этой ролью какого-то человека, и этой роли, безотносительно к человеку, приписан наивысший статус личности, и человек, выполняющий эту роль, становится самой значительной фигурой в обществе. Поэтому все по мотиву самоутверждения стремятся к властным ролям, с тем, чтобы обрести максимально высокий статус, статус предельно значимой личности. Это связано, именно, с мотивом самоутверждения. Но если человек плохо справляется с этой ролью, то статус его личности понижается, что говорит о большой динамичности статусных характеристик индивида. В конечном счете, статус личности определяется результатами деятельности, успехами и достижениями, которые высоко оцениваются в обществе. Сама же оценка зависит от потребительского спроса и потребностей людей в продуктах данной деятельности. Это объясняет, например, почему существует элитарное искусство. Поэтому для оценки человека важен не только плод его труда, не только актуальная потребность в этом плоде, но и понимание значимости его для жизни людей вообще. Зависимость личностной определенности от той деятельности, которую человек совершает, требует от нас объектной конкретизации этой деятельности. Личностная сущность человека сливается с тем, что он делает и как он это делает. Ответ на вопрос «что делает человек?» определяет его социальные качества и, в основном, раскрывает его объектные свойства. Ответ на вопрос «как он это делает?» адресован к субъектным качествам личности, в частности, к его способностям, оценка которых связана с социальным успехом человека. Поэтому он стремится к популярности и признанию его деяний. В психологии существует типологизация личности по разнообразию видов человеческой деятельности. Фактически такая классификация личности может быть сведена к перечню всех известных профессий. Такая типологизация будет раскрывать профессионально-психологический склад личности. Для практической психологии она может оказаться полезной в деле профессиональной ориентации человека. Личность— это человек, включенный в социальные отношения своей деятельностью. Успешность этой деятельности предопределяет значимость личности и ее влиятельность для других людей. Мера этой влиятельности может устанавливаться по шкале «активность-пассивность» личности. По этой шкале человек может быть определен как продукт социальных отношений. Это означает, что человек усвоил принятые в его окружении стереотипы взаимодействия с другими людьми и ничего не меняет в социальных отношениях с ними. Он живет как все. По мере активизации своего психического потенциала человек может стать выразителем специфических профессионально-групповых интересов, которые формируются в социальных организациях, и не могут по объективным причинам полностью совпадать с общественным интересом. В этом случае личность отстаивает групповые интересы, включается в напряженные, если не конфликтные, социальные отношения с представителями других социальных организаций. Такая личность принимает на себя тяготы коллективной ответственности и в какой-то мере «наступает на горло» своим индивидуальным интересам. Это жертвенное поведение человека начинает выделять его из ряда таких как все. Значимость его как личности возрастает. Дальнейшее нарастание активности личности приводит человека к позиции преобразователя социальных отношений и стереотипов взаимодействия между социальными организациями и другими общностями людей. В этом случае человек достигает предельной личностной значимости. Вместе с тем человек реализует себя в новом качестве, в качестве индивидуальности. ПОНЯТИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ-ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Индивидуальность рассматривается в психологии как вершина развития личности. Достижение индивидуальности означает наиболее полную реализацию психического потенциала индивида, в результате чего человек превращается в уникальное явление, единственное и неповторимое существо в ряду себе подобных. Уникальность предполагает не только непохожесть на других, но также качественно новую значимость человека, его особую ценность для сообщества людей. Эта ценность определяется тем, что человек-индивидуальность содержит в себе качества, обеспечивающие оригинальные решения общечеловеческих проблем. Такой человек всегда ценен для общества, потому что он видит новые перспективы его развития. В то же время уникальность выделяет и отделяет человека от других, что становится предпосылкой его одиночества, которое переживается как негативная сторона жизни. Индивидуальность с трудом находит понимание со стороны окружающих людей, потому что человек-индивидуальность думает, говорит и поступает не так, как все, а это нарушает взаимоотношения в человеческом сообществе. Человек «не такой, как все» воспринимается в психологическом контексте как «не наш». Он вызывает раздражение и отвергается. Вокруг него возникает атмосфера всеобщего нерасположения со стороны людей «обычных» и жесткой конкуренции со стороны других индивидуальностей. Жить при постоянном нерасположении со стороны окружающих людей — это тяжелое испытание для любого человека. Выход из этого противоречия человек вынужден искать сам. Это предполагает обращение к себе как самодостаточному человеку. Связано это с самосознанием и самоотношением человека. Здесь важно для каждого из нас достигнуть эффекта тождественности самому себе. Эта проблема обозначена в психологической науке как проблема самоидентификации. Достижение самотождественности предполагает самореализацию психического потенциала человека в его общественно полезной деятельности, что связано с ощущением состоявшейся личности и чувством собственного достоинства, которое не в последнюю очередь обусловлено превосходством одного человека над другими. Однако стремление к превосходству ставит человека в позицию соперника по отношению к другим людям, в результате чего возникает состояние повышенной напряженности. А здесь кроется еще один источник конфликтных отношений и с окружающими людьми, и с самим собой. Выход из этого состояния может быть найден через трудоемкий процесс самосовершенствования. Самосовершенствование предполагает концентрацию психической и физической энергии человека на преодолении собственных недостатков, на поиск и реализацию внутренних резервов. Постоянное обращение к себе посредством внутреннего диалога позволяет человеку шаг за шагом убедиться в своих возможностях и соответствии их своим притязаниям. Уменьшение разрыва между ними лежит в основе чувства самодостаточности и достижения тождественности самому себе. Однако осознание этого разрыва порождает одновременно чувство неудовлетворенности собой и обстоятельствами жизни. Неудовлетворенность собой стимулирует активность человека в отношении к себе, а неудовлетворенность обстоятельствами — в отношении к условиям жизни. И в том, и в другом случае человек вынужден совершать преобразовательную работу, если он хочет достигнуть внутренней гармонии и личного счастья. Следовательно, индивидуализация —это многотрудный путь человека к самому себе. На этом пути он открывает миру свой субъектный потенциал, заключенный в его способностях и характере — основных результирующих компонентах психологической структуры личности. Поэтому индивидуализация приводит к обнаружению талантов и незаурядных характеров человека. В свою очередь, они проявляются в своеобразном стиле поведения и деятельности, по которым мы с наибольшей убедительностью различаем друг друга как индивидуальности. Например, писателей-классиков трудно спутать по стилистике их письменной речи, а живописцев по манере письма. Тексты и картины классиков нами легко угадываются именно в силу их ярко выраженной индивидуальности, то же самое можно сказать о музыкальном искусстве и архитектуре. Итак, индивидуальность человека проступает в субъектных качествах его способностей, характера, стиля поведения и деятельности, в опредмеченных результатах его труда. Но вместе с тем возникает вопрос об индивидуализации объектных качеств человека. Происходит ли индивидуализация его телесной организации? И если да, то в чем она проявляется? Иными словами, запечатлевается ли субъектная индивидуализация во внешнем облике человека? Задаваясь этим вопросом, мы сталкиваемся с проблемой распознавания человека по его антропологическим признакам и конституциональным особенностям его внешнего облика. В практической плоскости этой проблемой более других озабочена криминалистика, которая занимается вопросами опознания преступников, жертв, свидетелей. Она формулируется как проблема идентификации участников происшествия по элементам их внешности. Это нашло отражение в «словесных портрета», а также в дерматоглифике, изучающей дактилоскопические узоры кожи на пальцах и кисти руки. В настоящее время антропологическая медицина пытается установить связи между дактилоскопическими узорами руки и предрасположенностью человека к различным видам заболеваний. Для психологии важен факт неповторимости дактилоскопического узора, который можно рассматривать как выражение генетически обусловленной индивидуальности человека в ряду его объектных особенностей. Однако установить прямую зависимость способностей и характера человека от своеобразия кожных узоров на руке человека оказывается весьма проблематично, хотя хиромантия как гадание по руке это делает с завидной легкостью. Наука отвергает достоверность подобных предсказаний из-за их не доказанности. Тем не менее дактилоскопия полностью себя оправдала в рамках проблемы опознания людей. В то же время криминалистика не оставляет без внимания лицо человека, особенности его строения (пропорции). Разрабатываются специальные технологии антропологических измерений и расчетов пропорциональных отношений между элементами лица человека. В этом деле достигнут значительный прогресс благодаря трудам антрополога М. М. Герасимова, который разработал точнейшую технологию восстановления лица по черепу. Благодаря этой технологии были восстановлены лица многих исторических личностей. Например, в числе недавних работ экспертов-антропологов можно отметить восстановление по останкам черепа внешности Николая 11, что позволило идентифицировать его личность и место предполагаемой гибели. Особый интерес для психологии развития индивидуальности представляет явление асимметрии левой и правой половин лица. На это обращал внимание М.М. Герасимов, который связывал асимметрию лица с индивидуализацией внешнего облика. Асимметрия лица усиливается с возрастом человека, и обусловлено это не только изменениями костной основы, но и функциональной асимметрией парных органов человеческого тела, в том числе дифференцированной работой левого и правого полушарий человеческого мозга. Б. Г. Ананьев считал проявление яркой асимметрии в человеке признаком высокого уровня его индивидуализации. Исследования этой проблемы позволяют считать данную гипотезу устоявшимся научным положением, которое открывает обнадеживающие перспективы для разработки практической диагностики индивидуализации личностного роста и психологического развития человека. Другим важнейшим показателем объектно-субъектной индивидуализации человека, обнаруженным в моих опытах на опознание людей по фотографиям, является экспрессия лица, заключенная в его мимике. Наиболее успешные испытуемые при опознании лиц ссылались на выразительные особенности мимики, определяя ее эмоционально окрашенными словами с явной психологической нагрузкой. Например, грустное, злое, веселое и т. п. Это свидетельствует о том, что наиболее надежными признаками идентификации человека при опознании являются экспрессивные компоненты его внешнего облика. Именно в них заключена предельно возможная индивидуализация объектных особенностей человека. Но вместе с тем в них включены данные о психологических качествах субъектного содержания. Это свидетельствует о более целостном отражении человека при опознании, что и обеспечивает высокий уровень эффективности этого процесса. Экспрессия мимики и пантомимики человека содержит в себе не только объектное своеобразие личности, но и субъектно приобретенные черты выразительного поведения. Она воспроизводит в себе объектно-субъектную целостность человека и служит надежным признаком его индивидуализации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Телесная организация человека представляется наиболее совершенной формой жизни на Земле. Она возникла в результате эволюционного синтеза физических, биологических и психических свойств живых существ. Трансформация этих свойств привела к появлению человека — существа разумного. Разум инициировал развитие идеальных свойств психики, которые составили основу для возникновения и развития субъектных качеств человека. Субъектность предполагает произвольность человека в его действиях, поступках, в поведении и деятельности, свободу самовыражения. В ней заключена возможность выбора своего пути не только в соответствии с обстоятельствами, но и вопреки им. Такая возможность превращает субъектность в субъективность, которая, в свою очередь, является источником противоречивости, конфликтности и парадоксальности человека. Благодаря субъектной активности человек превращается в преобразующую силу природы, общества, самого себя. В этом процессе он заряжает и разряжает свой психический потенциал, самосовершенствуясь и самоутверждаясь. Успехами в преобразовательной деятельности определяется индивидуальная значимость человека и роль его личности в истории, в обществе, среди близких ему людей. По мере развития психического потенциала человека и личностного роста духовная деятельность становится приоритетной. Она дарует человеку бессмертие в общественном сознании людей при условии материализации его субъективной картины мира и признания ее современниками или потомками. В результате человек достигает самоидентичности, преодолевая трагический разрыв между своими желаниями и возможностями. Способности и характер достигают максимума в своем развитии, а человек в целом равновесного психологического состояния. Возникает ощущение счастья и состояние умиротворения в момент тяжкого ответа за свою жизнь перед смертью. Глава 2 ОРГАНИЗМ И ПСИХИКАВ предыдущей главе объектные и субъектные свойства человека рассматривались в связи с системой понятий о человеке. Говорилось о том, какие из этих свойств в большей мере связаны с понятиями «человек вообще»,«человек-индивид», «человек- личность», «человек-индивидуальность». Эти свойства являются предметом изучения многих наук. В ряду объектных —телесные (соматические) свойства человека изучаются биологическими науками, в то время как субъектные (психические) свойства — психологическими науками. В свою очередь те и другие науки занимает вопрос о взаимосвязях и взаимовлиянии соматических свойств человеческого организма и психических свойств человека. Особое внимание этому вопросу уделено в психологии в связи с проблемой, так называемой, биологической обусловленности психического развития и психической деятельности человека. Поэтому и я сделаю акцент на проблеме взаимодействия соматических и психических свойств человека. (См. композицию 2.) Композиция 2 СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА
|