Главная страница
Навигация по странице:

  • ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА

  • ПС.чел. (Панферов). Панферов В. Н. Психология человека. Учебное пособие. Спб., 2000. 160 с


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеПанферов В. Н. Психология человека. Учебное пособие. Спб., 2000. 160 с
    АнкорПС.чел. (Панферов).doc
    Дата08.03.2018
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПС.чел. (Панферов).doc
    ТипДокументы
    #16409
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



    СОМАТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА

    Соматические свойства человека изучаются анатомией, физиоло­гией и биохимией. Анатомия изучает строение организма; биохимия — состав и обмен веществ в организме; физиология —функции организ­ма и его отдельных органов. Соответственно и речь может идти об ана­томических, биохимических и физиологических свойствах человека.

    Анатомические свойства человека производны от роста и разви­тия костных, мышечных и других тканей организма. Они определя­ют величину и пропорции частей тела, его массу, общее строение, абрис, габитус, в целом телосложение и внешний облик. С ними, в первую очередь, связаны физические возможности человека. Но в то же время они обусловливают и психическое развитие человека.

    Биохимические свойства человека обусловлены жидкостным со­ставом его организма, который представляет собой своеобразную хи­мическую фабрику. Этот состав произведен от деятельности желез внутренней секреции и питательной среды организма. В результате ассимиляции и диссимиляции веществ в организме возникает соот­ветствующая питательная среда для всех его тканей, в том числе и для нервных клеток. Через питательные функции биохимические свойства влияют на нервную и психическую деятельность человека.

    Физиологические свойства человека, производные от деятельности органов тела, выполняют многочисленные функции, связанные с жизне­обеспечением организма в целом. Физиология мозга и органов чувств самым непосредственным образом обеспечивает успешность всей пси­хической деятельности человека, включая и его психическое здоровье.

    Все три класса соматических свойств человека получили в психо­логии определение конституциональных свойств, которые рассмат­риваются в качестве биологических детерминант его психической деятельности. В результате в научной психологии появились, так на­зываемые, конституциональные теории личности, в рамках которых изучается причинно-следственная зависимость психологических осо­бенностей человека от его телесной организации.

    Яркими историческими примерами конституционального подхода к психологии человека являются: гуморальная теория темпераментов Гиппократа, физиологическая теория психической деятельности Пав­лова, конституциональная теория личности Кречмера. Список имен можно продолжить. Здесь названы те из них, чьи научные изыскания имели безусловный положительный эффект, так как опирались на экс­периментальный материал собственных исследований.

    В частности, Гиппократ различал четыре типа темпераментов в зависимости от преобладания в организме хорошей крови, светлой или черной желчи, флегмы (слизи). Человек с преобладанием хоро­шей крови по Гиппократу является сангвиником, с преобладанием светлой желчи — холериком, с преобладанием черной желчи — ме­ланхоликом, с преобладанием слизи — флегматиком. Так ли это?! Сказать трудно, так как никто до сих пор не проверил этих зависимо­стей строгими научными методами. Тем не менее, идея такого подхо­да принята наукой и продолжает развиваться.

    Например, русский эндокринолог Н. А. Белов в 1924 году пред­ставил книгу «Физиология типов», где изложил свою концепцию обус­ловленности личности функциями желез внутренней секреции. Он считал, что от повышенной или наоборот пониженной функции той или иной железы, выделяющей соответствующие гормоны, зависит не только соматическое развитие человека, но и его психические со­стояния, вплоть до вполне определенных психических свойств лич­ности. В частности, описывая «гипогипатический» тип человека, у которого понижена функция печени, Н. А. Белов отмечал, что такой человек предрасположен к токсическим психозам. Такому человеку достаточно выпить чашку кофе или крепкого чая, чтобы наступили явления повышенной раздражимости, вспыльчивости, придирчивос­ти и т.п. Если же питание их соответствует наименьшему образова­нию токсических продуктов в кишечнике, то они вполне нормальные люди и могут быть талантливыми и даже гениальными.

    По числу желез внутренней секреции Н. А. Белов, следуя той же логике, описывает свыше двадцати физиологических типов. В его ти­пологии вполне очевидно прослеживается зависимость анатомических особенностей (величины, массы, пропорций) различных частей тела человека от интенсивности секреторной деятельности желез. Уже с большими допущениями прописывается влияние желез на физиологи­ческие состояния, и с еще большей приблизительностью обозначается связь секреторной активности желез с нервно-психическими процес­сами. О влиянии же секреторных функций на личностно-психологическне образования человека говорится уже совсем произвольно.

    Эта работа выполнена в логике описательного плана научного ис­следования, основанного на наблюдениях, опыте и интуиции автора. Она не отвечает требованиям научного эксперимента, который предпо­лагает измерение и математическое описание изучаемых зависимостей. Тем не менее научную ценность здесь представляет сам ход рассужде­ний о связях, как внутри организма, так и о зависимости его состояний от внешней и внутренней питательной среды. Всю цепочку этих взаи­мозависимостей можно представить следующим образом:

    1 — пища (ее биохимический состав);

    2 — гормоны желез внутренней секреции;

    3 — вегетативная реакция организма;

    4— изменение питательной среды нервной клетки;

    5 — динамика нервно-физиологических процессов;

    6 — психофизиологические состояния;

    7 — психофизические реакции человека;

    8 — психологические свойства человека;

    9 — социально-психологические свойства человека;

    10 — духовные свойства человека.

    В каждом звене этой цепочки происходит своеобразная трансфор­мация внешних и внутренних воздействий, результатом которой явля­ются новые качественные изменения организма в виде приобретения им своеобразных биохимических, анатомических, физиологических и психических свойств.

    Н. А. Белов по сути дела пытается прочертить возможные пути трансформации биохимических свойств организма, прежде всего в анатомические качества телесной организации человека. Но в то же время он отмечает биохимическую детерминацию (обусловленность) нервно-психических процессов, которые, в свою очередь, предопре­деляют психологические особенности человека. Это означает, что трансформация биохимических свойств человека происходит по двум направлениям. Одно из них воплощается в анатомических качествах человека, а другое — в его психологических особенностях. Следова­тельно, цепочка взаимосвязей раздваивается от ее третьего звена.

    Анатомические и психологические качества человека (объектные и субъектные свойства) представляют собой конечный результат слож­ной трансформации всех других свойств организма в процессах его взаимодействия с конкретными условиями внешнего мира. Отсюда, для психологической науки центральной проблемой должна стать пробле­ма трансформации различных объектных и субъектных свойств чело­века в качества его внешнего облика и психологические особенности

    личности. Для этого ей приходится использовать не только достиже­ния естественных наук и позитивистской методологии познания, но и интуитивное прозрение, свойственное общественным наукам и искус­ству, где аналитическая детализация уступает место метафорическому Синтезу и доказательству по аналогии.

    Дело в том, что аналитическая прямолинейность связей, которые открываются в позитивистской логике исследования, не вполне соответ­ствует парадоксальности трансформации психических свойств челове­ка. Например, уравновешенность — это и свойство нервной системы, которое впрямую связано с балансом процессов возбуждения и тормо­жения в нервных тканях; но это — и свойство характера человека, кото­рое может проявляться за счет способности к саморегуляции вопреки природной неуравновешенности нервных процессов. Подобных явле­ний в психологии человека не счесть, и раскрыть их реальность в рам­ках методологии естественных наук не представляется возможным. По­этому в современной психологии все заметнее просвечивает тенденция к объяснениям по аналогии, к метафорическим понятиям, к логике ве­роятностного исхода в поведении человека, к закономерностям индиви­дуального проявления личности. Это позволяет хоть в какой-то мере объяснить парадоксальность качественного своеобразия психологии че­ловека, главным источником которой является его субъектная основа, предопределяющая произвольность и непредсказуемость его поведения.

    Однако в методологии гуманитарного познания присутствует много допущений, которые невозможно обосновать строгими вык­ладками экспериментальных доказательств, что дает основание для скептического отношения к положениям и выводам гуманитарных наук. Тем не менее каждое из таких допущений проливает дополни­тельный свет на познание сложных явлений человеческой психоло­гии. В то же время к каждому из таких допущений не следует отно­ситься как к единственно установленной закономерности.

    В смешенном лесу естественнонаучной и гуманитарной методо­логии блуждает конституциональный подход при объяснении взаи­мосвязей телесных и психических свойств человека.

    Наиболее ярким представителем конституционального подхода в психологии XX века оказался Э.Кречмер. Он пытался обосновать свои интуитивные прозрения о своеобразии психологии психически больных людей строгими методами естественнонаучного познания. В книге «Стро­ение тела и характер», опубликованной на русском языке в 1924 году,

    Э.Кречмер подробно излагает результаты своих исследований зави­симости психологии человека от строения его тела. В частности им было изучено 260 больных, которых он, по данным антропологических измерений, разбил на семь групп, различаемых по особенностям анатомического строения тела. Трем из них, наиболее многочислен­ным, он уделил особое внимание. Это были, названные им, «астени­ки», «атлетики», «пикники».

    Астеник, по описанию Э.Кречмера, —худой, тонкий человек, кажу­щийся выше, чем он на самом деле, с бедной соками и кровью кожей, с узкими плечами, с сухими тонкомышечными руками, с тонкокостными кистями, с длинной, узкой, плоской грудной клеткой, на которой можно пересчитать ребра, с тонким, лишенным жира животом, с такими же руками и ногами. У мужчин очень резко выступает отставание веса тела от длины его (50,5:186,4) и объема груди от объема бедер (84,1: 84,7).

    Атлетик — человек среднего или высокого роста с особенно ши­рокими плечами, статной грудной клеткой, упругим животом, с фор­мой туловища, уменьшающейся к низу, так что таз и статные ноги кажутся иногда тонкими. Плотная высокая голова прямо держится на трапециевидной шее. Над линиями тела выдается брюшко мышц. Костный рельеф особенно резко вырисовывается в чертах лица. Гру­бое строение костей можно видеть особенно на ключице и запястьях.

    Пикник характеризуется сильным развитием внутренних полос­тей тела, особенно живота. Склонность торса к ожирению. Это сред­него роста плотная фигура, с мягким широким лицом на короткой массивной шее. Конечности мягкие и округлые, короткие и широкие. Плечи круглые, несколько приподняты и сдвинуты вперед. Голова опускается вперед между плечами, так что короткая, толстая шея по­чти исчезает. Туловище бочкообразное.

    Среди больных астеников, также как и среди атлетиков, чаще встречались шизофренические расстройства, а среди пикников чаще были отмечены циркулярные психозы. Таким образом, установленные статистические совпадения дали основание считать анатомичес­кие особенности телесной организации диагностическими признаками предрасположенности к психическим заболеваниям двух типов (шизоидного и циклоидного).

    Однако 81 больной из 260 обследованных не укладывались в эти три классических типа анатомического строения тела. Тем не менее, Э. Кречмер, вдохновленный фактами совпадения конституциональных особенностей и психических расстройств, описывает своеобразие тем­перамента и характера шизоидов и циклоидов, распространяя свою картину психологических типов больной личности на здоровых людей. В результате Э. Кречмер подразделил всех людей на «циклотимиков» и «шизотимиков», которые, по его мнению, в случаях психичес­ких расстройств предрасположены к соответствующим видам заболеваний. В норме же «циклотимиков» и «циклоидов», «шизоти­миков» и «шизоидов» объединяют схожые темпераменты и характеры.

    У циклотимиков, по Э. Кречмеру, могут проявляться три следую­щих сочетания характерологических качеств: — 1) общительность,, добросердечие, ласковость, душевность; —2) веселость, юмористич­ность, живость, горячность; — 3) тихость, спокойствие, впечатлитель­ность, мягкость.

    Если они поэты, то они, как правило, реалисты и юмористы. Если они исследователи, то они — наглядно описывающие эмпирики. Если они вожди, то они — смелые борцы, ловкие организаторы, умные посредники. Тип строения тела у них ближе к пикническому. Настро­ение меняется от повышенной веселости до глубокой печали. Темпе­рамент колеблется между подвижным и флегматичным. Моторика закругленная, естественная, мягкая, адекватная раздражению.

    Шизотимики могут иметь следующие характеры: — 1) необщи­тельный, тихий, сдержанный, серьезный (лишенный юмора), чуда­коватый; — 2) застенчивый, боязливый, тонко чувствующий, сенти­ментальный, нервный, возбужденный, друг книги и природы; — 3) послушный, добродушный, честный, равнодушный, тупой, глупый.

    Если они поэты, то они — патетики, романтики, художники фор­мы. Если они исследователи, то они — люди тонкой логики, систе­мы, метафизики. Если они вожди, то они — чистые идеалисты, дес­поты, фанатики, люди холодного расчета.

    Тип строения тела у них или астенический, или атлетический, или диспластический, включая их комбинации. Настроение меняется от раз­дражительного до холодного. Темперамент колеблется между порывис­тостью и тягучестью. Чувствам и мышлению свойственен максимализм. Моторике присуще «задержанность», «параличность», «деревянность», неадекватность раздражению.

    В этих описаниях представлена хорошо дифференцированная картина двух психологических типов, позволяющая ориентиро­ваться в циклоидных и шизоидных предрасположениях человека.

    Нетрудно заметить, что картины этих типов альтернативные. Они обозначают крайние случаи проявления психологии человека. Все же остальные возможные вариации типов личности остаются за преде­лами данной классификации. Эти типы указывают нам на один из возможных векторов биполярной психической организации человека, допускающей и другие альтернативные типологии личности.

    Поиск таких типологий приводил к открытию других организмических детерминант психической деятельности человека. В част­ности, И. П. Павлов изучал нервно-физиологические основы дина­мики психических процессов и экстраполировал свои данные на объяснение взаимосвязи свойств высшей нервной деятельности с ху­дожественным и мыслительным типами личности.

    Появилась также теория физиологических основ четырех гиппократовских типов темперамента. Однако в реальности не было выяв­лено ни одного «чистого» нервно-физиологического типа из четырех классических темпераментов. На практике исследователи сталкива­ются с перекрестным смешением этих типов.

    Все это дает основание считать, что в человеческой природе между телесной и психической организацией нет прямолинейных связей, но есть взаимная обусловленность объектных и субъектных свойств человека.

    Следовательно, эти и многие другие типологии психологическо­го склада личности, произведенные на основании соматических свойств человека не в состоянии выполнять диагностическую функ­цию в целях практической психологии. Они всего лишь ориентиру­ют нас в возможных тенденциях трансформации соматических свойств человека в его психологические качества.

    Сам же процесс развития тех и других свойств представляет со­бой постоянное динамическое пересечение относительно независи­мых линий жизни души и тела. Давид побеждает Голиафа не за счет физического превосходства телесной организации, в которой он ус­тупал Голиафу, а за счет духовного настроя и сообразительности ума, то есть за счет субъектного превосходства.

    ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА

    Субъектная активность приводит к трансформации природных ос­нов психики, усложняя всю психическую организацию человека от у ров­ня психофизиологических свойств до духовных. Она действует в каче­стве саморегулирующего фактора, настраивая организм человека на эффективное и целесообразное взаимодействие с внешним миром. В этом процессе формируются психофизиологические, психофизические, пси­хологические, социально-психологические и духовные свойства психи­ки человека.

    Психофизиологические свойства человека производны от нервно-физиологической деятельности его мозга и организма в целом. Их изучает психофизиология, которая является разделом психологичес­кой науки. Она зародилась в середине XIX века стараниями физиоло­гов, которые экспериментально изучали рефлексы головного мозга.

    Психофизиология человека обращается в первую очередь к свойствам высшей нервной деятельности. Далее на их основе она рассматривает такие сложные психические образования человека, как темперамент, сенсомоторику, эмоции и потребностно-органический уровень мотива­ции. Эти психические образования ближе других находятся к физиоло­гическим процессам организма. Поэтому возникает соблазн трактовать |их генетическую зависимость прямолинейно и неукоснительно, без дол­жного внимания к саморегулирующей субъектной активности человека. В ряду базисных психофизиологических свойств человека можно назвать следующие: раздражимость, сензитивность, реактивность, возбудимость, инертность, заторможенность, ригидность, подвиж­ность, пластичность и другие. Все они характеризуют нервно-психи­ческую деятельность мозга, то есть являются его функциями.

    В процессах взаимодействия человека с внешним миром эти свой­ства могут трансформироваться в своеобразные качественные признаки его личности. Например, раздражимость нервной системы при со­ответствующей форме поведения может превратиться в возбудимый вспыльчивый характер или в обидчивый и плаксивый характер. Сензитивность, как общая чувствительность органов чувств к физичес­ким воздействиям объектов внешнего мира, трансформируется в пси­хофизические свойства психической организации человека.

    Психофизические свойства человека производны от деятельности органов чувств, которых, судя по теории ощущений Б. Г. Ананьева, у человека одиннадцать. Это — зрительные, слуховые, вибрационные, кожно-осязательные (тактильные), температурные, болевые, мышечно-суставные (кинестетические), равновесия и ускорения (статико-динамические), обонятельные, вкусовые, общеорганические (интероцептивиые). В результате взаимодействия органов чувств с физическими свойствами внешнего мира возникают психические образы его объектов. Свойства психических образов и процессов, в резуль тате которых они возникают, изучаются психофизикой —еще од ним разделом психологической науки, которая начала формироваться во второй половине XIX века на основе экспериментальных;

    исследований ощущений, восприятия, памяти, представлений, мышления, воображения, масштабно развернутых в лаборатории В. Вундта. Все эти свойства подразделяются на сенсорные, пер­цептивные и апперцептивные.

    К сенсорным свойствам относят свойства ощущений, к перцеп­тивным — свойства восприятия, к апперцептивным — свойства выс­ших психических процессов, основанных на мышлении и вторичном отражении явлений окружающего человека мира. Все эти свойства функционируют в сложных переплетениях друг с другом.

    Психофизические свойства связаны с отражением внешних усло­вий и воздействия на человека других объектов, в то время как пси­хофизиологические свойства по большей части направлены на отра­жение внутренних состояний организма и интегрируются в феноменах самочувствия. Психофизические свойства проистекаю из психичес­ких процессов, а психофизиологические — из психических состоя­ний человека. Психические процессы связывают человека с внешним миром, а психические состояния — с самим собой. Психические про­цессы развиваются по вектору адекватного-неадекватного отражения предметного мира, а психические состояния отражают биологичес­кий комфорт-дискомфорт организма.

    Психофизические свойства обязаны своим происхождением био­физическому взаимодействию человека с различными свойствами ма­терии, а психофизиологические — биохимической ассимиляции и дис­симиляции свойств питательной среды организма. Главным эффектом психофизического отражения является образ объекта, а главным эф­фектом психофизиологического процесса является психическое состо­яние, переживаемое как удовлетворенность-неудовлетворенность ин­дивидуальным самочувствием.

    Психофизиологические свойства трансформируются в психофизи­ческих процессах, придавая этим процессам субъективную окраску, зак­люченную в эмоциональном реагировании на объект взаимодействия и в дальнейшем переживании субъективного отношения к этому объекту.

    Эмоциональные реакции на предметный мир трансформируются в субъектную направленность человека. Этой ступени трансформации психические свойства достигают под влиянием целенаправленной, осознанной предметно-практической деятельности человека, то есть тогда, когда он отдает себе отчет в своих действиях, поступках, пове­дении и деятельности; тогда, когда он управляет собой и делает про­извольный выбор между многими вариантами. При этом выбор мо­жет оказаться совсем не на пользу себе, а во имя высшего блага, а может быть и всем во вред, в чем, собственно, и проявляется субъек­тная парадоксальность человека. В результате обнаруживаются спе­цифические психологические качества его как субъекта активного взаимодействия с внешним миром и отношения к себе.

    Психологические качества человека представляют собой новый уровень трансформации психических свойств под влиянием обще­ственно-трудовой деятельности, где человек рассматривается как субъект познания, общения, труда, отдыха, учения, игры. Именно в этой роли наиболее полно раскрывается психический потенциал че­ловека, а психофизиологические и психофизические свойства впер­вые приобретают определенность свойств личности, производных от самоотношения и саморегуляции человека в предметно-практичес­ком взаимодействии с внешним миром. В этом процессе человек об­наруживает для себя и окружающих качества своих действий, каче­ства своих поступков, качества своего поведения, качества своей деятельности. Через констатацию этих качеств человеку приписыва­ются соответствующие психологические свойства как более или ме­нее успешного субъекта взаимодействия с внешним миром.

    Психологические свойства человека раскрывают в нем его субъек­тный потенциал, и поэтому они ближе других к актуальным способ­ностям его психической организации, то есть к тем способностям, которые он уже реализовал в своем активном самовыражении.

    Психологизм этих свойств проистекает из самоотражения, само­понимания, самооценки качественной стороны результатов собствен­ной деятельности. Человек в этих процессах выполняет функцию прак­тического психолога по отношению к самому себе, так как он по плодам труда своего определяет собственные способности. Он, как судья, вы­носит приговор личной значимости. Всегда ли этот приговор справед­лив?! Субъективная природа человека здесь проступает на передний план. Она начинает доминировать над непроизвольностью психофи­зиологических и психофизических свойств в виде саморегулируемой активности личности. Индивидуальная воля захватывает власть над всеми психическими процессами и состояниями человека, трансфор­мируя их в идеальные качества образа «Я».

    В результате психологические свойства дифференцируются натри группы психических свойств: деятельностно-психологические, соци­ально-психологические, рефлексивно-психологические.

    Деятельностно-психологические свойства проистекают из пред­метно-практического взаимодействия человека с реалиям и внешнего мира. Суть этого взаимодействия состоит в преобразовательной дея­тельности человека, которая направлена на превращение естествен­ных объектов внешнего мира в предметы своих потребностей. Дея­тельность эта приобретает инструментально-опосредствованный характер, который проявляется в манипулятивной деятельности руки и в употреблении вспомогательных средств в виде орудий, специаль­но изобретенных человеком для усиления своего потенциала воздей­ствия на вещественную и общественную среду обитания. В этом про­цессе все другие психические свойства трансформируются в свойства человеческих способностей, а также в свойства его опыта, знаний, умений, навыков, мастерства, таланта, гениальности, интересов и др.

    Данная группа свойств обязана своим происхождением и разви­тием субъектной активности человека, в процессе которой он реали­зует психоорганический потенциал своей телесной организации. В этом процессе человек сам разворачивается к внешнему миру своим интеллектуальным и креативным потенциалом.

    Однако жизнедеятельность связывает человека не только с неоду­шевленными объектами внешнего мира. Она обязательно включает его в контекст общения с себе подобными. Взаимодействие человека с че­ловеком является мощнейшим фактором преобразования психических свойств, трансформируя их в новые явления психологии людей: в груп­повые эффекты и социально-психологические свойства личности.

    Социально-психологические свойства человека возникают в про­цессах общения людей по поводу их совместной жизнедеятельности. Эти свойства проявляются как отношения людей друг к другу. По сути — это качества человека как субъекта общения. В их числе — об­щительность-замкнутость, откровенность-скрытность, отзывчивость-равнодушие, альтруизм-эгоизм, доброжелательность-враждебность и многие другие. Этих качеств не может быть без партнера. Поэтому они носят характер взаимоотношений. Это означает, что каждое из них сотворено обеими сторонами взаимодействия. Общительность или

    замкнутость человека — это не прямой результат индивидуальных свойств человека, а результат трансформации субъективных устано­вок партнеров друг на друга и целевых задач взаимодействия. В этом смысле взаимоотношения людей являются групповыми эффектами. Поэтому было бы несправедливо перекладывать всю ответственность за развитие взаимоотношений на противоположную сторону процесса взаимодействия и общения, в равной мере, как и принятие на себя всей тяжести вины за неблагополучие групповых эффектов. Правильнее стре­миться к поиску компромисса.

    Социально-психологические свойства человека ближе других нахо­дятся к характерологическим особенностям личности, в которых транс­формируются всевозможные векторы человеческих отношений, вклю­чая и самоотношение личности. Социально-психологические свойства возникают в результате трансформации субъективного психического отношения человека к человеку в психологически произвольное субъек­тное отношение к партнеру и через него в качества взаимоотношений.

    Субъективное психическое отношение базируется на непроизволь­ной эмоциональной реакции на внешний облик партнера по вектору «нравится-не нравится». Психологически произвольное субъектное отношение возникает в результате контроля (рефлексии) непроизволь­ной эмоциональной реакции и ее психологической коррекции в сто­рону одного из полюсов вектора психического отношения. Если парт­нер заинтересован в сотрудничестве, то коррекция осуществляется в сторону положительного полюса вектора взаимоотношений, если нет, то наблюдается смещение субъектного отношения к отрицательному полюсу взаимоотношений.

    Социально-психологическая трансформация личных отношений в результате развивается по вектору «согласие-кон4гпикт». Успех здесь возможен при взаимном стремлении партнеров к согласию. Если одна из сторон этого не хочет, то сотрудничество обречено на провал.

    В совместной жизнедеятельности личные отношения неизбежно превращаются в межличностные, которые зависят не только от ин­дивидуальных устремлений, но и от распределения ролей и функций между партнерами в общественной структуре и в социальных орга­низациях, то есть от того места, которое занимает человек в обще­стве по стечению обстоятельств жизни в процессе социализации.

    Социальный статус играемых ролей, задает человеку норматив по­ведения при взаимодействии с другими, и человек должен соблюдать этот норматив, чтобы соответствовать запрограммированным меж­личностным отношениям, которые ограничивают произвольность личного отношения к партнерам. В силу этого обстоятельства инди­видуальные свойства психической организации человека трансфор­мируются в социально одобряемые качества личности. С этого мо­мента начинается идеализация образов общественно значимого человека в соответствии с иерархией ролевых функций личности.

    Процесс идеализации собственной личности и других людей вы­ливается в формулирование нравственных требований друг к другу. При этом, как показывают исследования, к другим мы склонны завы­шать эти требования, к себе же оказываемся более снисходительны­ми. Возникает своеобразное ощущение себя среди других людей.

    Это ощущение становится предметом самосознания и духовной работы человека над собой. В результате социально-психологичес­кие свойства человека начинают трансформироваться в духовные качества личности, производные от психорефлексивной деятельно-» ста мозга, как процесса отражения отражения. В результате возни­кает еще одна группа психических свойств — психорефлексивных свойств, которые обязаны своим происхождением внурепсихичес-кому взаимодействию человека с самим собой как психологической реальностью. Она рефлексируется человеком во внутреннем плане сознания, порождая нравственные переживания личности.

    Психорефлексивные свойства трансформ и руются в сложнейшие явления человеческой психологии, к числу которых относится душа и совесть, сознание и самосознание, вера, надежда, любовь, Я-кон-цепция и мировоззрение, сила духа и Бог. Все это проявляется в ду­ховных и нравственных качествах человека.

    Духовные качества производны от идеальной деятельности сознания. В них находят отражение нравственные ожидания людей друг от друга. Для этих ожиданий характерны завышенные требования к реальному или потенциальному партнеру. Чем выше стоит человек на пирамиде социаль­ной организации, тем строже требования к его нравственному идеалу. Ему приписывается абсолют общечеловеческих качеств, так как он призван олицетворять ум, честь и совесть своих сподвижников.

    Духовные качества человека определяются, как правило, в обоб­щенных понятиях о личности. Такие понятия метафоричны по фор­ме. Они адресованы к душе и совести человека, к его нравственным и

    волевым свойствам, а также к интеллектуальному потенциалу. На­пример, в исследовании образа российского политика в 1993 году 434 респондента, представлявших все возрастные группы от 17 лет до 60 лет и старше, в открытых высказываниях называли следующие ду­ховные качества известных им политиков: «русский дух», «духовно сильный», «душевный», «добродушный», «прямодушный», «доб­росовестный», «самоотверженный», «уверенный в себе», «сильный характер», «самообладание», «самоконтроль», «самоотдача», «ин­теллигентность», «скромность», «человечность», «переживает за отечество», «внушает уверенность», «вызывает надежду», «пользу­ется доверием», «добрый», «ответственный», «справедливый», «че­стный», «порядочный», «смелый», «открытый», «романтик», «убеж­денность», «надежда России», «символ нации». В этих понятиях отражены стержневые свойства человека, определяющие нравствен­ный каркас личности. В них заключены главные ценности, ожидания и требования, предъявляемые политическому лидеру в идеализиро­ванном пространстве духовных отношений в обществе.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Организмический потенциал человека, представленный в его те­лесной организации, трансформируется в процессах взаимодействия с внешним миром в психофизиологические, психофизические, деятельностно-психологические, социально-психологические, психореф­лексивные свойства его психической организации. Это означает, что, так называемые, социальные качества человека являются всего лишь новыми формами существования его биологического потенциала.

    Постепенно в недрах генетической детерминации вызревает социокультурная детерминация развития психических свойств челове­ка. Человек в этом процессе приобретает все большую власть над собой, и становится субъектом, творящим свой психологический и телесный облик. Под влиянием субъектной активности человек пре­вращает процесс своего психического развития в процесс самосовер­шенствования. Высшей целью саморазвития становится формирова­ние духовного потенциала личности.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта