Белухин Д.А. Педагогическая этика. Педагогическая этика желаемое и действительное
Скачать 470.5 Kb.
|
Но нигде и ни у кого нет раздела об отношении педагога к самому себе, нет практической философии восприятия учителем самого себя как человека, как личности, как индивидуальности, как педагога в педагогическом взаимодействии со своими учениками, их родителями и т. д. Очень жаль, что об этом никто не подумал и не написал... Как представляется, все подобные публикации страдают еще и отсутствием того самого конкретизированного реально жизненного фундамента, на котором и основывается вся практическая философия профессиональной деятельности и который должен быть усвоен, освоен каждым учителем, принят им; и уже на этом фундаменте каждый учитель выстраивает свою индивидуально-личностную и неповторимую линию этического поведения и всей своей профессиональной педагогической деятельности. Тогда-то и получается, что, владея основой нравственного поведения на базе принятых и освоенных моральных норм в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями, педагог сам устанавливает специфические черты своих норм и правил профессионального поведения в общении и в совместной деятельности с учащимися, с коллегами и руководством. Эти нормы и правила будут нести в себе отпечаток неповторимой личности учителя, его индивидуальности, что отличает его от других учителей, но, вместе с тем, данные нормы и правила есть суть высоконравственного понимания учителем самого себя, детей, других людей, окружающей действительности, своего достойного места в ней и истинного понимания сущности и смысла всей своей профессиональной деятельности. И все это, заметьте, не противоречит Естественному нравственному закону, тому самому, который подробно описан в Священном писании, и практически цитирует его. Вот и возникает проблема для овладения педагогической профессией - познать суть высоконравственных этических понятий и освоить их, то есть сделать своими личными в такой степени, в которой они будут органично существовать в сознании педагога и также органично проявляться в его педагогической деятельности уже не как свод предписанных свыше норм, требований и правил, а как индивидуально-личностная уникальная система взглядов, убеждений, нравственных ценностей, моральных норм, естественная для данного педагога в его педагогическом взаимодействии с детьми, их родителями, с коллегами, с руководством. Здесь, думается, стоит закончить специальный разговор о нравственных основах деятельности педагога, так как, продолжая его, мы будем лишь углубляться в теоретизирование и философствование на темы добра и зла в педагогической деятельности. Представляется уместным поговорить о конкретных требованиях и правилах, которые предъявляются и предписываются для исполнения учителю в его профессиональной деятельности. А рассуждений о морально-нравственных нормах все равно не избежать, но поговорим о них в контексте реальных обстоятельств педагогической действительности. Глава 2 Педагогическая этика как совокупность провозглашенных требований, норм и правил 1. Требования к педагогу как желаемое и должное Отношения, которые возникают у педагога с учащимися, их родителями, коллегами, с дирекцией учебного заведения, разнообразны по содержанию, формам и уровням этих отношений. Поэтому очевидно, что необходимо нечто, регулирующее эти отношения. И вот появляется свод требований, норм и правил, которым педагог обязан неукоснительно соответствовать, следовать и которые он должен выполнять. Так и появляется педагогическая этика как свод требований, норм и правил поведения учителя. В некоторых изданиях появляется такая фраза: «Педагог должен соответствовать принятым нормам и правилам педагогической этики». Это уже требование! Очень интересное слово - «соответствовать»! По С. И. Ожегову данный термин означает «заключать в себе соответствие {согласованность, равенство в чем-нибудь) с кем-нибудь, с чем-нибудь». И далее, уже как пример, «соответствовать своему назначению». Каково «назначение» или, если хотите, «великое предназначение» педагога, учителя до сих пор не ясно: то ли передать знания, то ли передать общественно-исторический опыт, то ли воспитать «достойного гражданина своей страны» (список бесконечен, разнообразен и с точки зрения понимания сути безграмотен, так как бессмыслен в силу абстрактности употребляемых терминов). Опять-таки мы не будем здесь приводить высокопарных выражений типа «учитель - доверенное лицо общества, так как...». В одном учебном пособии по педагогической этике мы находим утверждение о том, что уникальность и исключительность предмета педагогической деятельности заключается в том, что ее предметом является живая человеческая душа. А далее следуют утверждения о том, что это большая ответственность - получить право формировать мысли и чувства мальчиков и девочек. А вот далее ничего конкретного нет: ни что такое душа, ни по какому (чьему?) образу и подобию формировать мысли и чувства, ни разъяснения о том, кто дал педагогу такое право, и вообще существуют ли какие-то границы этого права. А между тем стоит перевести фразы высокого звучания на человеческий язык, всего-то обратившись к научной терминологии. Наука на то и наука, чтобы давать принятое в данной науке определение содержания понятий. Посвященные в науку понимают друг друга, так как говорят на одном языке. Непосвященные - не понимают друг друга, так как вкладывают в общеизвестные слова свое собственное житейско-бытовое их понимание. Кстати, здесь-то и находятся своеобразные «капканы», «ловушки» и «волчьи ямы» психологической и педагогической наук - они оперируют общеизвестными терминами: «психика», «воспитание», «обучение», «образование» и т. п. В эти ловушки непонимания и попадают люди, далекие от профессиональной психолого-педагогической деятельности в разговоре с профессионалами - свое понимание понятий, выстраданное с детства, они искренне принимают как верное и единственно возможное. Например: «Пороть нужно почаще - вот и все воспитание, а то развели здесь разговоры да уговоры!». Это непростая задача - разговаривать с взрослыми людьми на темы воспитания и обучения. Их уже воспитывали и обучали, у них уже есть проверенный жизнью опыт, и они уже точно знают, что к чему - «А учительница-то молоденькая совсем! Что она знать-то может?». Итак, душа (в переводе - психика) - это совокупность процессов, происходящих в мышлении, воображении, памяти, эмоциях, волевой сфере человека, данная ему в ощущениях. Другими словами, все то, что ощущается человеком, отражается в его сознании. Отсюда предметом педагогической деятельности следует считать сознание ребенка, то есть его мысли, образы, память, эмоции, волю, а также темперамент, характер, способности и многое другое. Очевидно, что педагог в своей деятельности оказывает некое воздействие на сознание ребенка. Здесь уместно прояснить понятие «воздействие». Воздействие - это целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому. Следовательно, имеет смысл говорить не о формировании мыслей и чувств человека, а об организации результативного процесса вхождения в его сознание некой информации от педагога. Поэтому учитель всегда должен понимать следующее:
И вот здесь мы выходим на постоянно встречающееся требование авторов учебных пособий по педагогике о том, что педагог ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ. Требование «любить детей» (или «любовь к детям») является обязательным условием для поступающих в педагогические учебные заведения, оно вынесено в профессиограмму учителя, и оно же якобы является тем самым фундаментом, на котором строится вся педагогическая этика учителя. С такими понятиями, как «любовь», «любить человека», «любить детей», и тому подобными мы имеем, образно говоря, сущую неразбериху. Есть трактовка любви как взаимного и глубокого чувства, устремленного на другого. Есть - как чувство самоотверженности, привязанности. Есть - образно-парадоксальное, когда любовь трактуется как своеобразная болезнь психики, при которой одержимый любовью человек «теряет голову» и становится неадекватным в своем поведении. И, конечно же, существует великое множество определений, что такое любовь, в художественных произведениях: в прозе, в стихах, в торжественных одах и вообще в возвышенных выражениях. А вот с глаголом «любить» все оказывается гораздо проще: любить - испытывать чувство любви к кому-то или к чему-то. Ну, уж теперь-то вам понятно, что такое «любить детей» из всего того, что было сказано выше? По-моему, нет, не понятно. Особенно сейчас, в наше довольно-таки циничное время (рушится старое, привычное и создается новое, непривычное), когда ходит анекдот о разнице между педагогом и педофилом. В том анекдоте разъясняется, что педофил действительно любит детей, а вот любит ли их педагог? Появление этого анекдота объясняется еще и увеличением количества иностранных слов, особенно английских, с их содержательным акцентом в нашем русском языке. A makeloveпо-английски переводится как «заниматься любовью» и означает акт совокупления человеческих особей, то есть сексуальный акт. Представляется, что ни одно из приведенных определений не подходит к педагогической профессии, так как ничего не объясняет, ничего не проясняет, а только ставит в тупик: как это - «взаимное и глубокое чувство» между учителем и учеником? Как понимать «самоотверженность» в плане педагогической деятельности? Целый день торчать в школе, жертвуя всем и вся? Могу предложить понятие «любить человека» в трактовке гуманистической психологии и психотерапии: Любить человека - утверждать его неповторимое существование. Как это можно понимать? Если у нас гуманистическая направленность, то это означает свободное развитие задатков и способностей ребенка при условии, что учитель поощряет эти процессы у тех детей, кто уже осознал себя в известной мере и способствует поиску ребенком самого себя, то есть раскрытию своих «спящих» талантов. Подробнее об этом в следующей главе, а сейчас следует вернуться к классическим требованиям теоретической педагогической этики, которым должен соответствовать педагог. Во-первых строках идут требования этики по отношению педагога к своему труду. Но перед этим нас знакомят с «полифункциональным характером педагогической деятельности». (Здесь и далее мы будем опираться на материалы учебного пособия Т. В. Мишаткиной. Татьяна Викторовна Мишаткина - кандидат философских наук, профессор кафедры философии, социологии, экономики Международного государственного экологического университета им. А. Н. Сахарова, г. Минск)1. «Полифункциональный характер педагогической деятельности» проявляется в трех ее основных функциях: селекции, консервации и трансляции (ретрансляции) знаний. Далее автор поясняет сущность и содержание этих трех понятий. Селекция - отбор из всего, постоянно увеличивающегося культурного наследия тех необходимых фундаментальных знаний, которые могут лечь в основу дальнейшего развития цивилизации. ' См. Мишаткина Т. В. Педагогическая этика: учебное пособие. - Ростов-на-Дону, Минск, 2004. Сразу же возникает вопрос, при чем здесь педагог? Здесь идет речь об учителе, преподавателе, так как налицо так называемый «отбор учебного материала для урока». И далее говорится о том, что специально уполномоченные чиновники министерств и ведомств решают, чему следует учить школьников и студентов, «определяя тем самым к забвению или сохранению те или иные пласты знаний». В этом пункте нельзя не согласиться с Т. В. Мишаткиной, показывающей насколько вредны и опасны для молодого поколения «решения чиновников от педагогики». Мое поколение школы 60-х годов по сей день имеет пробелы в знании истории России, фактически не знакомо с поэзией Серебряного века и свято верит во всеобщее равенство, которое с учетом опыта развития СССР превратилось во всеобщую уравниловку всех и вся, кроме партийно-комсомольских лидеров и вожаков. Если и говорить только об обучении, то некий отбор знаний, конечно же, должен быть. Или, может быть, не столько отбор знаний, сколько расстановка акцентов в учебном материале. А вот какой объем знаний, под каким углом рассматривать природу вещей - это уже личное дело каждого учителя. Государственные образовательные стандарты - всего лишь ориентиры, а не поурочные планы учебных занятий, они - руководство к творческой деятельности учителя, обращение к его индивидуальности с призывом раскрыть все свое личностное и духовное богатство, поделиться знаниями, умениями и помочь в освоении культуры общества. Относительно же развития нравственных качеств личности школьника и студента термин «селекция», на наш взгляд, подходит не в значении «отбор», а в значении «приоритетность». Всегда приоритетны общечеловеческие качества личности: доброжелательность, терпение и терпимость, чувство собственного достоинства и уважительность по отношению к другим людям. Этот список можно продолжать и продолжать, но есть такие качества личности, на которые следует делать особенный акцент, если говорить об индивидуализации процесса того же воспитания и развития ребенка. Эти личностные качества уже ориентированы на будущую профессию ребенка, являясь его своеобразными, уже существующими задатками или способностями, или, выражаясь очень модным в системе образования словом, на профориентацию школьника. Это не та формальная профориентация, когда приходят в класс дяди или тети разных профессий и битый час рассказывают о том, как они счастливы работать токарем или швеей. Это и не экскурсии на фабрики, заводы, в поля и на фермы, где детям покажут, в лучшем случае, парадный фасад той или иной профессии, а в худшем - дети увидят такое, что лучше бы не видели этого никогда. Речь идет о психофизической предрасположенности мальчика или девочки к различного рода деятельности, в которой обязательно потребуется нечто такое, что в других профессиях совсем не обязательно востребовано. Коммуникабельность - прекрасное личностное качество, но оно стоит далеко не на первом месте, например, в профессиях шофера, шахтера или ткачихи. Зато учителю, врачу, журналисту без них не только трудно, а просто невозможно делать что-либо хотя бы на приличном уровне, не говоря уже о высоком профессионализме в своей деятельности. Или такое личностное качество, как педантичность. Оно может быть катастрофой для учеников, если у них воспитатель в высшей степени педантичен, и наградой для пациентов аптеки, если аптекарь - педант. А чистоплотность как профессионально обязательная черта специалиста, а не как просто необходимое личностное качество? Сравните профессии медсестры или хирурга с профессиями строителя и бульдозериста. Представляется, что именно в школе, во время учебной деятельности, при выполнении классных работ и домашних заданий уже можно обнаружить задатки и склонности к этому и ко многому другому у детей класса. Конечно, педагогу как учителю и воспитателю следует отбирать и учебный материал, и виды деятельности учащихся, чтобы проявить в них все то, о чем говорилось выше. (А вот интересно: если учитель может и должен отбирать (выбирать) материал, то его ученики тоже могут отбирать что-то из того, что выбрал для них учитель? Или им этого не положено, так как учитель взрослый человек, специально обученный, и знает лучше, что нужно, а что не нужно? А как насчет нравственных ценностей? Те нравственные ценности, которые учитель отобрал для «формирования мыслей и чувств своих учеников», должны ли они обязательно стать моральными ценностями его учеников во всей их полноте? Или допускаются какие-то «погрешности» ?) Консервация - сохранение и закрепление отобранного человечеством знания, признанного на определенном этапе развития высшей культурной ценностью. Вполне понятно, что данная функция педагогической деятельности есть, следствие первой - селекции. Действительно, необходимо закреплять все то положительное, что школьник узнал, чему научился, то радостное для себя и для окружающих, что обнаружил в себе самом. Сама по себе консервация необходима и для педагога, учителя, воспитателя, если иметь в виду его знания умения, привычки, способы действий. Однако здесь кроется и опасность: однажды успешное при многократном повторении превращается в штамп, стереотип, то есть в неживое, заданное поведение. И тогда очень понятны слова К. Д. Ушинского о том, что злейший враг педагога - его опыт. Практически все в знаниях, в умениях, в личностных качествах человека должно сохраняться, но обязательно при этом развиваясь, поднимаясь на более высокую ступень своего проявления в его поведении, в отношении, в конкретных действиях. Поэтому в педагогической деятельности нет места консерватизму как некой неизменяемой величине, будь то какие-то знания, точки зрения, убеждения или особенности личности. Более того, педагогу следует потрудиться, чтобы и в его учениках возникла потребность как острая нужда в развитии, в изменении, в совершенствовании самих себя. Сделать это очень просто - сам педагог должен постоянно испытывать эту потребность, постоянно проявлять это свое качество и ожидать от учеников, когда они поймут, что происходит с их любимым учителем, а вслед за этим поймут, что и как им самим следует думать и делать. {Но ведь бывает и так, что человек наблюдает за поведением другого человека, и, поразмыслив и взвесив все «за» и «против», решает действовать как раз наоборот. Это хорошо или плохо? В каких случаях хорошо, а в каких - плохо?Какой «продукт» хорош для консервирования, а какой нет? Да и вообще, есть ли однозначно правильные ответы на эти вопросы?) |