Белухин Д.А. Педагогическая этика. Педагогическая этика желаемое и действительное
Скачать 470.5 Kb.
|
Творчество как сущность педагогической деятельности Сущностью педагогической деятельности учителя можно назвать постоянное творчество как процесс создания нечто нового с использованием уже имеющихся знаний, умений, навыков. Данный принцип продолжает принцип предыдущий и тот же тезис о положительных возможностях личности человека, всегда имеющей некий потенциал, который учителю необходимо обнаружить в ребенке и далее приложить усилия к его росту и развитию. Тогда именно способность учителя к постоянному творческому поиску поможет ему прояснить те разнообразные цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в педагогическом взаимодействии с учениками. Все люди разные и все прекрасны в своем потенциале (в творческом потенциале своей личности), и именно поэтому их можно любить и оказывать им дружеское расположение. Представляется, что способность человека к творчеству (креативность) должна являться результатом педагогического взаимодействия ребенка с педагогами буквально с самых первых моментов вхождения ребенка в учебное заведение. Как общеизвестно, все дети талантливы и довольно рано проявляют свою предрасположенность к творчеству. Поэтому следует развивать и поощрять развитие творческих способностей у детей, практически не ограничивая сферы их применения. Тогда можно с уверенностью говорить о равенстве и партнерстве детей в педагогическом взаимодействии, поскольку каждый ученик обязательно найдет в нем себя, если будут существовать условия для различных видов его творческой деятельности. То же самое в полной мере относится к учителю и его руководству, от которого как раз и зависит развитие творческого потенциала учителя и, следовательно, его учеников. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для: - авторитарного стиля руководства педагогическим взаимодействием и вообще всей педагогической деятельностью учебного заведения;
Поэтому здесь:
Анализ особенностей исторических процессов развития общества и учет их практических результатов Если понимать процесс педагогического взаимодействия как составную часть обширного социально-экономического процесса развития государства, становится очевидным, что эффективность профессиональной деятельности педагога возможна только при знании и понимании им тех социальных явлений, которые определяли и определяют суть и характер политических, экономических, социальных и идеологических потребностей государства. Образно говоря, ошибки прошлого, равно как и его успехи, необходимо должным образом изучать и на этой основе строить конкретную воспитательную и учебную деятельность. Этот принцип может показаться парафразой принципа «Связь с жизнью и практикой коммунистического строительства» в советской педагогике. Это действительно так, но и не совсем так. В прошлые времена, как уже говорилось, общественно-политическая, экономическая, социально-культурная жизнь страны представляла собой лакированную действительность. Очень многое из желаемого выдавалось за действительное. Поэтому и тот принцип о связи с жизнью и практикой коммунистического строительства являлся слепком с той общественно-исторической эпохи. И взрослые, и дети в разной степени замечали несоответствие лозунгов и планов реальным свершениям в стране. И тогда получается, что школа должна не отставать от той самой, зачастую неполноценной, ущербной жизни, впереди которой шли красные полотнища, зовущие в коммунизм. То есть, образно говоря, данный принцип воспитания и обучения призывал брать пример с практики коммунистического строительства как практики приписок, формализма, громких слов, расходящихся с делом, и т. п. Что ж, это и происходило. Если вся жизнь СССР была политически идеологизирована, то и учебно-воспитательный процесс был также идеологизирован. Политическая подоплека в школьной жизни обнаруживалась везде: во всех внеклассных мероприятиях, на уроках истории и литературы и даже на уроках арифметики в начальной школе. Идеологи «страны развитого социализма» присвоили себе право замалчивать факты прошлого и настоящего или односторонне их освещать, запрещали читать определенные книги и смотреть конкретные фильмы, спектакли (вплоть до привлечения к уголовной ответственности «за клевету, пропаганду и распространение порочащих жизнь советских людей фактов и домыслов»). Практически все это видели, понимали и по мере сил и уровня умственного развития старались нарушить навязываемые правила жизнедеятельности. Однако яд навязываемых политических, идеологических, социальных установок и морально-нравственных ценностей все-таки проникал в сознание людей, причем иногда очень и очень незаметно. Поэтому действительно хорошие учителя искренне верили в то, что, повторяя (транслируя) некоторые идеологические догмы, они совершают благое дело. Как следствие формализма, авторитарности, нетерпимости к отличной от официальной позиции точке зрения, откровенной лжи в официальной политике тогдашнего государства школа и вузы вполне успешно научали своих воспитанников делать то же самое. И студенты, и школьники лихо лицемерили, обманывали педагогов, прикрываясь кто фальшивой справкой, кто хитроумными оправданиями, увиливали от бесконечных субботников и собраний, то есть приводили в действие механизмы инстинкта самосохранения. Эти механизмы существуют и поныне практически в любом учебном заведении, хотя уже сознательно живет и действует поколение, родившееся после декабря 1991 года. И именно в школах они продолжают получать сильные «дозы»- для выработки такого поведения, которое позволяло бы им выжить в нашем далеком от стабильности обществе. Принцип анализа событий исторического прошлого и их учет в педагогической деятельности предусматривает не подражание событиям прошлого, а именно изучение их и их последствий для того, чтобы не повторить их уже в настоящем. Государство, забывшее свое прошлое, не имеет будущего - примерно так звучит эта мысль кого-то из великих людей. Но помнить о прошлом - одно, а проанализировать его, сделать правильные выводы и учесть в своей педагогической деятельности - это совсем другое. Представляется, что многое негативное, что существует сейчас в нашем обществе, не есть та самая демократия, к которой стремилось наше общество, а именно непродуманные, непроанализированные и неучтенные последствия периода «развитого социализма». И прежде всего в психологии поведения людей от простых смертных до высших эшелонов власти. Тогда тезис о том, что любить - значит утверждав неповторимое существование другого, приходится претворять в жизнь с учетом того, что все люди и старые и молодые несут в своем поведении, в восприятии окружающего мира остаточные явления прошлого. Отсюда любовь учителя к своим ученикам и вся деятельность несет в себе дополнительные трудности последовательной, но ненасильственной перестройки сознания поколений, включая и самого учителя как первого из тех, кто должен четко представлять себе сущность и содержание происходящего и психологически осваивать то новое, что является объективным требованием изменившегося мира. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для
- программирования установок и поведения детей. Поэтому здесь:
Принцип актуализации Любая информация, в том числе и научная, в системе обучения, умственного развития и воспитания должна иметь в себе некую объективную значимость и проецироваться на конкретные жизненные обстоятельства. Актуальность знаний и умений, как и обладание какими-то индивидуально-личностными особенностями, представляется в виде осознания их значимости и пользы для развития человека вообще и применительно к конкретным условиям окружающей реальности. При соблюдении этого принципа деятельность учащихся в процессе педагогического взаимодействия становится реально сознательной и активной. Действительно, просто знания и умения как таковые, сформированные, выученные, закрепленные, будут бесполезными и вскоре забытыми, если нет и в ближайшее время не будет найдено их конкретное применение. Более того, уже в самом процессе урока учитель должен сделать так, чтобы его ученики осознавали бы объективную необходимость и пользу того, чем они сейчас занимаются. Это об обучении. А об оказании содействия ребенку в формировании отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру и к своей собственной деятельности («воспитание» в контексте личностно ориентированной педагогики) можно вообще говорить очень долго. Здесь принцип актуализации срабатывает не только как следование модным направлениям в одежде и прическах, но и проясняет ситуацию с формированием и развитием таких индивидуальных качеств личности, которые «в моде» практически всегда. Прежде всего это те нравственные позиции Христовых Заповедей, которые учителю следует именно актуализировать для детей применительно к реалиям современного общества. Почитай родителей, не убивай, не кради, не лги и другие - эти заповеди должны стать очевидными ценностями для детей, а не набором заученных фраз, которые в таком случае напрочь теряют свой смысл и значение. Главное - понимание того, что любовь актуальна всегда, жизнь создается любовью, равно как и все сопутствующее ей: дружба, уважение, принятие ближнего, терпение, терпимость и многое, многое другое. Это все то конструктивное, что создается человеком и должно приносить пользу и радость обществу, а также самому человеку, благодаря тем своим личным усилиям, которые он прилагает, созидая что-либо материальное или духовное, в том числе и какие-либо черты своей личности. Следует понимать, что актуально именно сейчас и будет актуально еще очень долго. Или, другими словами, что есть в поведении человека вечное, незыблемое, то, что и делает человека человеком. Сейчас (и есть серьезные подозрения в том, что так было и раньше) на поверхности общественных отношений явственно проступают такие черты личности, как лидерство, напористость, ловкость, стремление к материальному достатку, которое иногда выражается в антиобщественных и противозаконных действиях. А вот доброжелательность, терпимость, сопереживание и так далее как бы «немодны», их сейчас «не носят», они устарели. Однако любой крутой бизнесмен, попав в нештатную ситуацию, а то и просто переутомившись, как раз и ищет у окружающих именно человеческого тепла, сочувствия, терпимости, доброжелательности, готовности принять его и, может быть, даже утешить. Эти черты личности человека, эта его готовность принять, посочувствовать, морально поддержать, помочь, хотя бы просто внимательностью к проблемам другого, всегда были и будут высоко цениться в обществе, но далеко не всякому по плечу. Здесь проявляется тот самый пробел в воспитании общечеловечески ценных качеств личности, который был допущен в те годы, когда общественное было выше личного, когда все мы имели «общую высокую цель», когда парткомы и месткомы решали семейные проблемы и следили за моральным обликом советского человека. Отголоски этих настроений слышны и поныне, может быть, уже не в контексте страны в целом, но уж в контексте отдельно взятой коммерческой фирмы (концерна, банка, ассоциации) и особо ярко проявляются в так называемой корпоративной этике (не выносить сор из избы, всегда быть патриотом своей фирмы, не делать ничего такого, что строжайше запрещено внутренним распорядком). Представляется, что, подготавливая детей к вхождению в непростой мир взрослых, педагогу не требуется проводить специальных тематических классных часов о нравственных категориях, не нужно «читать мораль» на те же темы. Ему достаточно просто действовать соответствующим образом, чтобы в каждом жесте, взгляде, слове ученики воспринимали учителя как носителя «разумного, доброго, вечного». А эти качества всегда «в моде», всегда актуальны, даже если на первый взгляд незаметны и не представляются значимыми в настоящее бурное время. Педагогу требуется не критиковать существующую действительность, а самому искать пути и способы достойного существования в ней, тем самым давая наглядный пример возможного поведения в достаточно жестком мире противоречий, иллюзий, соблазнов. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для:
Поэтому здесь:
Принцип идентификации Его сущность - сделать некое знание, некую информацию, некое умение для ученика его собственным, то есть сделать так, чтобы ученик освоил его, сделал своим личным достоянием, увидел в нем себя. Нужно сделать так, чтобы ученик увидел в информации свой личный смысл, в котором он почувствовал бы какие-то созвучные его жизненному опыту мысли, переживания, образы, идеи, влечения, потребности. Это своеобразная адаптация знаний и умений непосредственно к своей индивидуальности. Нет единого для всех знания и единого для всех умения - все это индивидуально и личностно обосновано. В успешном функционировании принципа идентификации большую роль играют ассоциативные связи, возникающие в воображении, а также особенности темперамента, природных задатков и способностей, моменты личного опыта и многое другое. Такого рода освоенные знания лучше запоминаются и эффективней применяются. Можно идентифицировать себя с героем литературного произведения, с овладением каким-либо умением (решать задачи, делать творческие работы), с пониманием какого-либо научного закона и явления, с просто какой-либо информацией, имеющей, например, отношение к хобби ребенка, к некоему увлечению или просто к повышенному интересу относительно какого-то учебного предмета или неких его отдельных тем. Знание само по себе не имеет никакой ценности. Только при осознании человеком индивидуально-личностной значимости некой информации для него самого и всего, что с этим связано в его жизни, знания усваиваются и формируются в систему, отвечающую потребностям человека в его достойном существовании и развитии. Принцип идентификации связан с принципом актуализации и проявляется, если учитель в своей деятельности руководствуется принципом разнообразия целей педагогического взаимодействия, когда одна и та же тема урока или коллективное творческое дело изначально имеют сущностную и содержательную вариативность для удовлетворения разных потребностей разных детей - каждый из них должен найти в них нечто созвучное своей индивидуальности, В сущности, это именно то, что мы говорим о гуманистической направленности педагогической деятельности как о свободном развитии задатков и способностей ребенка. Представляется, что данный принцип напрямую формирует отношение ребенка к себе, к окружающей действительности и к своей деятельности, что уже само по себе увеличивает потенциал его любви, уважения к самому себе, формирует адекватную самооценку. В эти отношения в значительной степени вовлечены и другие люди: родители, учитель, одноклассники, друзья, коллеги. И тогда есть все основания полагать, что имеются шансы для того, чтобы люди не навязывали другим своей точки зрения, идеала человека и нравственных ценностей в своем понимании. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для:
- стандартизации педагогической деятельности. Поэтому здесь: - этика индивидуализации педагогической деятельности;
|