Главная страница
Навигация по странице:

  • Воспитание и школа в Византии

  • Система образования состояла из 3 ступеней

  • Философы – педагоги Византии и их взгляды на воспитание

  • Вопросы для самоконтроля

  • Образование и воспитание в исламском мире

  • Два уровня образования

  • Абу – Али – Хусейн ибн Абдаллах Сина

  • Джалалледдин Руми (1207-1273г.г.)

  • Воспитание и школа в странах Западной Европы

  • Рыцарская система воспитания

  • Уч. пособие История педагогики и образования (1). Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование, направление 050100 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование Начальное образование Ишим 2013


    Скачать 1.78 Mb.
    НазваниеПедагогическое образование, профиль Дошкольное образование, направление 050100 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование Начальное образование Ишим 2013
    АнкорУч. пособие История педагогики и образования (1).doc
    Дата22.12.2017
    Размер1.78 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУч. пособие История педагогики и образования (1).doc
    ТипУчебное пособие
    #12571
    страница2 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    РАЗДЕЛ III. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
    Исторический период от падения Римской империи (Vв) до первых буржуазных революций (нач. XVIIв.); в сфере образования – господство духовных феодалов («князья церкви»).

    Вопросы:

    1. Система образования и педагогическая мысль в Византии.

    2. Воспитание и образование в исламском мире.

    3. Воспитание и школа в странах Западной Европы.

    4. Воспитание и школа у восточных славян в Киевской Руси и Русском государстве (X – XVIIвв.).


    Воспитание и школа в Византии

    Византия – наследница эллинско-римской культуры. Домашнее воспитание и обучение – характерная черта византийской жизни: в простонародных семьях – трудовое и начальное христианское воспитание, передача от отца сыну знания определенного ремесла; от матери дочери навыков домоводства. В состоятельных и знатных семьях обучение мальчиков и девочек грамоте.

    Система образования состояла из 3 ступеней:

    Первая ступень – элементарное образование – школа грамоты (пропедиа). Начало обучения в 5-7-летнем возрасте. Срок обучения – 2-3 года. Для чтения учебные тексты античных школ (Гомер, басни и другие); Псалтырь – и жития христианских святых. Счет сначала на пальцах, затем – камушки и счетная доска – абак. Церковное пение. Отсутствие физической подготовки. Наказание розгами. Методика: заучивание текстов наизусть, буквослагательный метод; обучение – от простого к сложному, от известного к новому.

    Вторая ступень – школы повышенного типа – грамматические школы (педиа), церковные и светские (частные и государственные) обучение с 10-12 лет до 16-17 лет.

    Содержание обучения: грамматика, риторика, диалектика, поэтика; в некоторых школах изучали «Математическую четверицу» (арифметику, геометрию, музыку и астрономию).

    Цель обучения – формирование общей культуры и красноречия, развитие мышления. Важное средство обучения – состязание школьников в толковании текстов и риторике. Методика обучения: учитель читал, давал толкование, задавал вопросы, отвечал сам на вопросы учеников, организовывал дискуссии. Учащимся следовало много читать.

    Третья ступень – высшая школа – имела определенную специализацию (упор на изучение риторики или права, философии или медицины и др.). Обучали на греческом и латинском языках (с XII по XIII вв. только на греческом).

    Первая высшая школа – Аудиториум (от лат. audire – слушать) создана в 425г. в Константинополе (с IX в. переименована в Магнавру (Золотая палата)). Преподаватели – государственные служащие; существовали своеобразные кафедры, возглавляемые консулами философии, главами риторов и др. Высшие школы: юридические, медицинские, философские, патриаршие – подчинялись непосредственно императору. Монастырские высшие школы имели свой устав, в котором регламентировались порядок обучения и воспитания монахов.

    Философы – педагоги Византии и их взгляды на воспитание:

    • Иоанн Златоуст (около 344 – около 407гг) – проповедник идей восточной христианской церкви, «вселенский учитель и светитель»; порицал применение в воспитании авторитарного давления и принуждения; предпочтение отдавал увещеванию, совету, предостережениям. Основными методами считал беседу и наставление. Главным источником знания – Библию.

    • Иоанн Дамаскин (около 675 – 753гг) – первый средневековый учитель- схоласт. Идеи изложил в трактате «Источник знания» - это собрание философских, богословских и педагогических идей. Сторонник энциклопедического и богословского образования: «Нет ничего дороже знания, ибо знание есть свет разумной души; напротив, незнание – тьма…». В трактате рассматривал проблемы развития способностей, воображения, памяти и др., давал методические советы по работе с книгой и организации диспутов.

    • Михаил Пселл (1018 – около 1078 или около 1096гг) – государственный деятель, философ, ученый – эрудит, логик, учитель дворцовой школы, воспитатель наследника императорского престола, автор учебников. Произведения педагогического характера: Энциклопедическое сочинение «О всяческой науке»; «Обзор риторических идей»; «О стиле некоторых сочинений» и др. – изложил подходы к воспитанию в рамках христианской педагогической культуры. Его учебники – это диалоги со студентами по риторике, истории, философии, политике, физиологии и естествознанию.

    М. Пселл призывал к воспитанию идеального человека, не подвластного религиозному фанатизму, благородного и справедливого.

    • Гемист Георгий Плифон (около 1355 – 1452гг) – философ, педагог, представитель последнего периода философской и педагогической мысли Византии. Цель воспитания: это достижение совершенства, отклоняясь от которого человек впадает во зло. Образованность тесно связана с воспитанием. Достижение цели воспитания невозможно без усилий самого человека, без самообразования. Главная цель воспитания и обучения – подготовка человека прежде всего к земной жизни; путь победы зла в себе равен пути развития своих умственных способностей и душевных сил.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Почему Византию рассматривают как мост между античной и средневековой образованностью?

    2. Какой была школьная система и типы учебных заведений в Византии?

    3. Проанализируйте педагогические идеи византийских мыслителей и оцените степень своего понимания их сущности.

    4. Каково влияние византийской образованности на Русь и Западную Европу? (обратитесь к книге «Византийская культура (Х-ХIIвв.) – М., 1968г.). Проанализируйте свои ответы на вопросы, зафиксируйте, для себя, какие вопросы потребовали изучения дополнительной литературы? Оцените свои умения: осуществлять анализ; осуществлять синтез; выделить главное в изучаемом материале; структурировать информацию в следующих показателях – владею вполне; не уверен (в чем конкретно); не владею.


    Образование и воспитание в исламском мире
    Период с VIIXIVвв. – рассвет науки и образования в исламской или мусульманской (от арабского «муслим» - послушный, покорный) культуре.

    Семья – важный инструмент исламского воспитания. Отец нес ответственность за воспитание детей перед аллахом, общиной и своим домом. Любое проявление невоспитанности детей расценивалось как недостойный поступок отца. Основные качества воспитания: покорность, скромность и истинная вера. Воспитание мальчиков и девочек раздельное (две половины дома – мужская и женская). Девочек готовили к выполнению домашних обязанностей и к замужеству. Ислам ограничивал число жен четырьмя, уравнивая их в правах.

    Два уровня образования: первый – частные религиозные школы начального обучения. Занятия в мечетях или в доме. Учились 6 дней в неделю (кроме пятницы). Содержание: арабская грамота (тексты Корана), чтение и заучивание, переписывание текстов. Обучение начиналось с 6 лет. Детям феодалов нанимали домашних учителей. Образование включало чтение, письмо, счет, литературу, этику, историю, физические военные упражнения.

    Второй (высший) уровень – платное образование в специальных учебных заведениях или на дому. Два цикла предметов: 1 – религиозные дисциплины, в том числе, арабская филология и риторика; 2 – каллиграфия, логика, математика, астрономия, свод правил поведения, медицина и др.

    В VIII нач. IX вв. появились Дома мудрости – в них собирались крупные ученые для дискуссий.

    В XIXIIвв.  новые учебные заведения – медресе – это частные учебные заведения, существовавшие на средства богатых дарителей. Содержание образования - религиозное и светское: мусульманская теология, арабский язык, грамматика, право, философия, математика, астрономия, география и др.

    Медресе – средняя школа повышенного типа – готовила служителей культа ислама (муля и учителей для мектебов); а школа высокого типа выпускала судей, богословов, поэтов, философов и др.

    Исламский просветитель, «владыка наук», советник правителей Востока – Абу – Али – Хусейн ибн Абдаллах Сина – известен миру (в латинской транскрипции) как Авиценна (980-1037гг) – ученый, врач, педагог, Везир, создатель энциклопедического труда «Книга исцелений». Путь к всеобщему воспитанию и развитию видел в средствах музыки, поэзии и философии. В организации занятий поощрял дух свободного, открытого, здорового соревнования между учениками. Общее развитие должно предшествовать предпрофессиональному и профессиональному обучению.

    Идеи и практика воспитания и образования исламского мира во многом предвосхитили школьно-педагогические достижения Европы.

    Массовое приобщение детей к школе было глубокой традицией в странах Ближнего Востока на обширной территории Арабского халифата (с VII до начала XVII века).

    К IX в. окончательно сложилась многоступенчатая система образования:

    Начальная школа с 6 лет (Куттаба) при мечети или в самой мечети

    Школы: Мектебе, медресе - повышенного типа

    Университеты с общежитиями, аудиториями и спортивными сооружениями

    Элементарные навыки чтения и письма; Изучение Корана – священной книги мусульман (чтение и правописание текстов и заучивание наизусть). Трудовое воспитание. Учителя (муаллимы, факихи) люди низкого сословия

    Религиозное образование дополнялось светским (математика, астрономия, география, фармолкология, арабский язык, право). Учителя: муиды – высокообразованные люди.

    Студенты изучали Коран, законы шариата, грамматику, риторику, историю, этнографию, географию, логику, математику, астрономию и химию. Слушали лекции, участвовали в диспутах


    История школьного образования в Турции, Иране, Азербайджане и других

    Странах Ближнего Востока ведет отсчет от появления и распространения ислама на их территории.

    Так, в Турции принятие Ислама сопровождалось появлением – Мектебе для детей младшего возраста и Медресе для подростков и юношей. Эти учебные заведения просуществовали в Турции до начала XX века. Обучение шло на арабском и фарси (персидский язык).

    В 1277г. был издан специальный указ: обучение детей стало вестись на турецком языке.

    Содержание образования в Медресе состояло из четырех частей: религия и право, язык и литература, философия; естественные науки. В разделе «Религия и право» изучались предметы: чтение Корана, толкование изречений Мухаммада (основателя ислама от 570-632 г.г.), риторика. В разделе «Язык и литература» изучали предметы: литература на рабском и фарси, синтаксис, грамматика, ораторское искусство, стихосложение, искусство диспута, история языка. В разделе «Философия» - философия, педагогика. В разделе «Естественные науки» - медицина, хирургия, арифметика, алгебра, геометрия, естествознание.

    Это содержание образования доказывает, что на Востоке подрастающее поколение обучалось не только религии.

    Медресе содержались за счет налогов с населения и государственной помощи.

    Помимо мектебе и медресе молодое и старшее поколение получало знание в «Домах науки», библиотеках и книжных лавках.

    В воспитании молодых поколений большую роль сыграл турецкий мыслитель Джалалледдин Руми (1207-1273г.г.), которого любил, считал своим учителем и перед которым преклонялся весь Ближний и Средний Восток. Вся концепция Руми пронизана гуманностью по отношению к каждому человеку, независимо от религиозной, национальной и социальной принадлежности. Обращаясь к учителям, Руми наставлял: «… если ребенок неправильно написал букву или слово, нельзя его одергивать. Надо весьма осторожно, отечески исправлять ошибку и показывать, как следует писать правильно. Даже если он не выражает особых способностей к учению - все равно любой ребенок сможет познакомится со звездами, с окружающим его миром. Особенно хорошо развивается ребенок, если его будут учить танцам, игре на музыкальных инструментах».

    Педагогические идеи Руми изложены в его сборниках стихов и знаменательных притчах «Маснави», «Поэме о скрытом смысле», «Диван Шамса Табризского». Например, притча Руми о пожаре. Речь идет о том, что неумение ученика смирить свои дурные наклонности приводит к разжиганию в нем неуемного «пожара» страстей. Себелюбие, жестокость и иные дурные качества могут привести к «пожару», который может сжечь, уничтожить человека как личность.

    В другой притче «О Воре и больном» речь идет о том, что «больной» - это тот человек, который откладывает свое образование и не может взяться за ум в течение своей жизни, а спохватывается лишь тогда, когда («вор») смерть уносит его жизнь.

    Пять веков (XV-XX в.в.) просуществовала Османская империя, в состав которой входили весь Балканский полуостров, значительные территории на севере Африки, Месопотамия. Эпоху Османской империи называют «эпохой медресе» - резкое увеличение количества медресе, оттеснение религии на второй план, обогащение учебных планов предметами естественно-научного цикла.

    Начиная с XVIIв. создавались средние учебные заведения с профессиональным уклоном (рангом выше медресе) – медицинские организуемые при больницах. Начало XVIII в. называют в Турции «эпохой тюльпанов» - это время сближения с Европой, время расцвета образования и просвещения. Впервые турецкие – юноши (159 человек) направлены в учебные заведения Вены, Парижа и Лондона.

    Аналогично европейским странам в 1869г. в Турции принят Закон об образовании: обучение на родном языке; отмена физических наказаний учащихся; расширение содержания начального образования.

    В Османской империи сложилось парадоксальное и уникальное для истории педагогики - воспитание янычар.

    Первым шагом был отбор мальчиков для янычарского корпуса из покоренных народов балкинских стран. Каждые 3-5 лет рекруты султана отбирали здоровых, сильных и красивых мальчиков в возрасте от 8 до 12 лет (≈ до 300) из самых знатных и благородных семей. Не брали единственного сына в семье, детей-сирот: не брали из турецких семей; не брали детей евреев и армян. Набор шел в Болгарии, Албании, Словакии, Сербии, Боснии, Герцеговине и иных местах проживания христианских народов.

    Следующий шаг – семейное воспитание этих мальчиков в самых различных слоях турецких семей – знати, духовенства, ремесленников и крестьян (от 3 до 5 лет). Задача матери семейства: ласковое обращение, любовь к детям; не позволять им страдать из-за потери своих родных. Содержание обучения и воспитания в семье: турецкий язык, нравы и обычаи, чтение и почитание Корана; воспитание уважения к старшим, умения слушаться беспрекословно, оказывать всяческое внимание старшим.

    Следующий шаг – обучение мальчиков в медресе, либо в казарме, где проходила военная подготовка будущих янычар.

    Наиболее смышленые юноши направлялись для дальнейшего обучения в знаменитую янычарскую академию Эндерун при дворце султана. В Эндеруне готовили высших священнослужителей, высших сановников и янычар. Учащиеся получали академические знания и обучались военным навыкам: стрельба из лука, верховая езда, метание копья, борьба. Обучали и разным искусствам: музыке, поэзии, миниатюре, каллиграфии, переплетению книг и др.

    Воспитание янычар – одно из доказательств могущества воспитания в деле формирования требуемого типа личности. Янычары должны были стать идеальными личностями.

    Воспитание и школа в странах Западной Европы

    Церковные школы - преемники античной традиции. Язык образования – латынь.

    С V века типы школ

    Соборные (или кафедральные)

    школы


    Монастырские школы

    Приходские школы

    внутренние

    внешние

    «Семь свободных искусств» тривиум

    1- грамматика, диалектика, риторика квадривиум

    2-арифметика, астрономия, теория музыки, богословие

    Готовили служителей культа. Изучались: грамматика, диалектика;

    (с элементами философии); риторика (включая историю), география

    (с элементами геометрии); астрономия

    (с элементами физики); музыка; арифметика



    Обучали мирян. Изучались: грамматика, диалектика;

    (с элементами философии); риторика (включая историю), география

    (с элементами геометрии); астрономия

    (с элементами физики); музыка; арифметика


    Обучались мальчики, юноши, даже взрослые за плату закону божию на латинском языке, письму и церковному пению.

    Учились мальчики и юноши. В конце XII в. в малых школах один учитель – схоласт – обучал всем предметам. Физические наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело.

    С XII – XV вв.

    Цеховые школы Чтение, письмо, Гильдейские школы для

    для детей счет, религия, детей купцов

    ремесленников элементы геометрии и

    естествознания
    Обучение на родном языке. Содержались на средства ремесленников и купцов

    Городские школы содержались на средства магистрата

    Школа счета - элементарное образование

    Латинские (городские) – школы повышенного типа

    Эти школы для малоимущих слоев населения. Умение читать, писать и считать.

    Обучение велось на латинском и родных языках, включало арифметику, географию, естественные науки, технику, элементы делопроизводства.


    Одна из форм обучения:

    • Ученичество – мастер брал на обучение за определенную плату 1-2 учеников.

    • Параллельно церковной школьной системе и городским учебным заведениям самостоятельное развитие получила Рыцарская система воспитания, обслуживающая интересы феодалов. Мальчики 10-12 лет в доме знатного феодала или при дворе короля – роль пажа. В 14-16 лет- оруженосец. В 18-21 год – посвящение в рыцари.

    Идеал воспитания – юноша, овладевший различными умениями и навыками, широкой культурой и высокой нравственностью (впоследствии стал эталоном гуманистического воспитания эпохи Возрождения).

    Содержание образования – семь рыцарских добродетелей.

    - езда верхом;

    - владение копьем, мечом, щитом;

    - фехтование;

    - охота;

    - игра в шахматы;

    - умение слагать стихи, петь;

    - плавание.

    Педагоги – лица из служивой дворовой челяди, музыканты, поэты (менестрели, трубадуры, мейстерзингеры).

    Обряд посвящения в рыцари включал испытания на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах.

    Девочки воспитывались в семье. Дети знатных родителей в женских монастырях обучались грамоте, основам ведения хозяйства, иностранным языкам, музыке, чтению религиозных книг.

    В конце XI нач XII кафедральные и монастырские школы становятся крупными учебными центрами – затем первыми университетами.

    Первые университеты в Европе:

    Болонья (Италия)

    Солерно (Италия)

    Парижский (Франция)

    Оксфорд (Англия)

    Кембридж (Англия)

    Методы обучения: лекции, диспуты



    Факультеты или колледжи

    • артистический (подготовительный (5-7 лет)) «семь свободных искусств»;

    • богословский;

    • медицинский;

    • юридический.




    В 13 веке в Европе насчитывалось 19 университетов, в 14 веке – добавилось еще 25 университетов. Важной чертой европейских университетов являлся их демократизм (принимались люди всех возрастов из разных стран). Студент занимался у профессора от 3 до 7 лет и, если обучение было успешным, получал степень бакалавриата (первая ученая степень).

    Бакалавр посещал лекции других профессоров, был их помощником в обучении вновь поступивших студентов, готовил и защищал научную штудию, после успешной защиты получал ученую степень Магистра, доктора, лиценциата (получившего права читать лекции).


    Христианская идеология образования
    Главная книга – источник любых знаний для христиан – Библия (Ветхий Завет (XI в до н.э.) и Новый Завет (I – IVвв)). Новый Завет включал Евангелия (от греч. – благая весть) от Матфея, Иоанна, Луки, Марка.

    Идеал воспитания – подготовка к спасению души. Нравственные заповеди – любовь к людям, равенство, справедливость.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта