Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для самоконтроля

  • Й оахим Генрих Калепе

  • К ристиан Готхильф Зальцман

  • Задания и вопросы для самоконтроля

  • Иоганн Генрих Песталоцци

  • Основные принципы обучения.

  • Учебные книги при Петре I 1701г. «Букварь» Федора Поликарпова

  • «Арифметика сиречь наука числительная» Леонтия Филипповича Магницкого

  • «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его Императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечно достойная памяти»

  • «Духовный регламент» Феофана Прокоповича

  • Иван Тихонович Посошков

  • Уч. пособие История педагогики и образования (1). Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование, направление 050100 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование Начальное образование Ишим 2013


    Скачать 1.78 Mb.
    НазваниеПедагогическое образование, профиль Дошкольное образование, направление 050100 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование Начальное образование Ишим 2013
    АнкорУч. пособие История педагогики и образования (1).doc
    Дата22.12.2017
    Размер1.78 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУч. пособие История педагогики и образования (1).doc
    ТипУчебное пособие
    #12571
    страница5 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    Воспитание женщины

    Чувствительное сердце _____ покорность и повиновение, забота о

    здоровье своем и детей
    Проницательный ум _____ развивается в общении с родителями,

    в процессе наблюдений за людьми;

    знании тонкости хозяйства.
    Легкий характер ______ нравиться мужчинам, делать их жизнь

    приятной, быть кроткой, не болтливой
    Вопросы для самоконтроля:

    1. В чем сущность естественного и свободного воспитания в педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо?

    2. Раскройте сущность метода естественных последствий. приведите примеры из второй книги «Эмиль, или О воспитании».

    3. Какими видами ремесла должен овладеть воспитанник?

    4. Изложите основные положения концепции Ж.-Ж.Руссо. Вы поддерживаете эту концепцию или готовы вступить в дискуссию с ее автором?


    Педагогические взгляды представителей педагогического течения филантропизма, утверждавшие гуманизм в педагогике
    Иоганн Бернгард Базедов (1724 – 1790) – немецкий педагог, основатель филантропизма (от греч. «Любовь к людям»); большое влияние на педагогические воззрения оказали сочинения Ж.-Ж. Руссо.




    Труды: «Книга методов», «Элементарное руководство»




    Цель воспитания: подготовка детей к полезной для всех, патриотической и счастливой жизни.
    Задачи воспитания:

    • домашнее воспитание нравов, свободной деятельности ума маленьких и старших детей, юношества;

    • раннее обучение, основанное на игровом методе;

    • нравственное воспитание и воспитание ловкости движений и приятных манер.

    1774г. – год основания учебного заведения - филантропин – школы человеколюбия.




    Принципы воспитания: конфессиональная терпимость (от лат. «признание, исповедание»); принцип дружбы и согласия между природой, школой и жизнью.
    Методы воспитания и обучения:

    • разнообразные игры;

    • поощрение к самостоятельной деятельности;

    • методы, способствующие доступности учебного материала детскому сознанию;

    • активные методы обучения;

    • физические упражнения.




    Содержание обучения:

    языки, философия, мораль, история, география, математика, рисование, музыка, ручной труд, танцы, верховая езда.
    Педагоги-филантрописты

    Христиан Генрих Вольке Книга «Наставление

    для матерей и воспитателей»

    (1741-1825) – немецкий педагог, методист
    Природосообразное воспитание и обучение

    подготовка матери

    Женская школа. Задача воспитания:

    подготовка воспитательниц добрых и понятливых, способных изучить телесную и духовную природу ребенка
    Йоахим Генрих Калепе (1746-1818) – педагог, Книга «Что

    филолог, детский писатель. такое душа?»

    Задача воспитания в дошкольном возрасте: Беседы с детьми о

    обучение благоразумию, укрепление здоровья психологии с

    и привитие вкуса объяснительными

    картинками

    Кристиан Готхильф Зальцман (1744-1811) – Книга «Руководство

    пастор, преподаватель в филантропине к разумному воспитанию

    И.Б.Базедова, учредитель филантропина в детей»

    Тюрингии (1784)
    Цель воспитания:

    всестороннее развитие детей
    Задачи воспитания: Содержание обучения:

    учитывающее особенности и знакомство с достопримечательностями

    потребности детского возраста; родного края,участие в археологических

    • физическое развитие; раскопках, знакомство с различными

    • нравственное воспитание; ремеслами, сбор лекарственных трав,

    • совершенствование внешних работа в огороде и саду, уход за скотом.

    чувств: слуха, зрения, обоняния,

    вкуса.
    Свой социальный долг И.Б.Базедов и другие последователи филантропизма выдели в освобождении детей от традиционной системы воспитания и обучения, призывая следовать природе ребенка, доставляя ему радость и обеспечивая свободное развитие в процессе образования и воспитания. Через 15 лет после смерти Базедова «Филантропин» был закрыт, но подобные учреждения стали открываться не только в Германии, но и в других странах Европы. Видными филонтропистами Англии XIX века были Р. Оуэн и Т.Д. Бернардо (основатель колонии для беспризорных детей).

    Задания и вопросы для самоконтроля:

    1. Кто был основателем педагогического течения филантропизма в Западной Европе? Изложите основные положения этого течения.

    2. Перечислите имена немецких педагогов – филантропистов конца XVIII начала XIX века. Охарактеризуйте их педагогическую деятельность и педагогические сочинения о воспитании детей.

    3. Изучите педагогические сочинения педагогов-филантропистов по «Истории зарубежной дошкольной педагогики». Хрестоматия /под ред. С.Ф.Егорова, - М, 2000. – С. 170 – 197:

      • Определите, усвоение каких педагогических сочинений вызвало у Вас затруднения?

      • При затруднении обратитесь с вопросами к преподавателю.

      • Какие мысли и чувства возникали у Вас в ходе знакомства с педагогическими идеями филантропистов о воспитании и обучении детей?

      • В чем Вы утвердились, какие новые идеи появились у Вас?


    Педагогику Просвещения в Западной Европе завершает Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – швейцарский педагог, основоположник дидактики начального обучения.
    Труды: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Наглядное учение о числе», «Лебединая песнь».
    Цель воспитания: гармоничное, разностороннее развитие природных сил.




    Задачи воспитания:

    • формирование деятельной любви к людям;

    • развитие природных способностей, заложенных в каждом ребенке;

    • физическое и трудовое воспитание, начиная с простейших телодвижений и навыков



    Принципы воспитания:

    • согласие с природой;

    • учет индивидуальных особенностей;

    • «Час рождения ребенка есть первый час его обучения»


    Средства воспитания: труд, игра, обучение.
    Теория элементарного образования И.Г.Песталоцци – это система развития способностей ребенка, система упражнений для матери и учителей начальной школы

    Воспитание начинается с простых элементов и восходит к более сложным.
    Простейшие элементы знания:

    число-счет: единица; форма-измерение: линия; слово-речь: звук.

    Основные принципы обучения.

    Обучение должно быть природосообразным:

    • строгая последовательность или связанность ступени обучения «…соблюдать последовательность в приобретении познания, последовательность, при которой каждое новое понятие есть небольшое…добавление к прежним знаниям, очень хорошо усвоенным и ставшим неизгладимыми»;

    • постепенность; обучение должно начинаться с самого легкого и постепенно переходить к более трудному, соответственно каждому возрасту;

    • принцип самодеятельности обуславливает ясность познания, воспитывает способность самим себе помогать во всем.


    Естественное развивающее обучение должно быть постепенно -последовательно – элементарно - наглядно – самодеятельно – все принципы вместе, их нельзя отделять друг от друга.


    Содержание элементарного образования___________



    Нравственное Умственное Физическое Трудовое







    Начало в семье – естественная любовь к матери, затем к окружающим и ко всему человечеству. Закрепляется в действиях, постоянных упражнениях, в нравственных делах и поступках, приносящих пользу другим. Является центром воспитания, развития умственных сил ребенка.

    Умение измерять, считать, владеть речью. Система специальных упражнений (для каждой ступени обучения), которые развивают интеллектуальные силы и способности. Основа - наблюдение и опыт.

    Развитие и укрепление физических сил и возможностей, основано на естественном стремлении к движению (игры, упражнения, походы, строевые занятия, гимнастика).

    Практический труд развивает силы, ум, формирует нравственность, вырабатывает точность, правдивость, расчетливость, аккуратность и бережливость. Соединение обучения с производительным трудом. Труд – средство развития умственного, физического и нравственного воспитания.

    Задания и вопросы для самоконтроля:

    1. Составьте конспект научно-педагогического сочинения И.Г.Песталоцци «Лебединая песнь».

    2. Определите, какие затруднения у Вас вызвала педагогическая теория И.Г.Песталоцци:

    • Каким должно быть развивающее и воспитывающее обучение? Каковы его принципы?

    • Охарактеризуйте основные положения теории элементарного образования.

    • Какова роль матери и педагога в развитии и обучении детей?

    • Оцените степень своего понимания педагогической теории И.Г.Песталоцци:

    • понятно все, могу использовать знания, активно участвуя в семинаре;

    • теория в основном понятна, но вызывали затруднения определенные разделы материала;

    • теория недостаточно понятна, требуются разъяснения преподавателя.

    1. Дайте характеристику воспитательно-образовательных учреждений И.Г.Песталоцци. Разработайте проект «Один день в приюте И.Г.Песталоцци» по его системе (на основе чтения и анализа его сочинения).

    2. Определите, какова актуальность и действенность мыслей и экспериментов Песталоцци для нашей современности?


    Российское Просвещение
    С.Соловьев «Народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали; ждали вождя, и вождь явился».

    XVIII век – век создания абсолютной монархии и мощного государственного аппарата, рост промышленности и торговли, строительство регулярной армии выдвинули настоятельную потребность в подготовке кадров, в проведении просветительских реформ.

    История первой трети XVIII века – просветительские реформы Петра I и его сподвижников (Иван Тихонович Посошков, Василий Никитич Татищев и другие).

    История второй трети XVIII века – это десятилетнее правление Анны Иоанновны, отличающееся засилием иностранцев в экономической и культурной жизни страны. Правление дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741 – 1761) отличается созданием учебно-воспитательных закрытых заведений для дворян.

    Просветительская деятельность М.В. Ломоносова (1711 – 1765).

    Последняя треть XVIII века – правление Екатерины II - концепция просвещенного абсолютизма. Реформы в образовании. Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795). Федор Иванович Янкович де Мириево (1741 – 1814).
    Реформирование системы образования в России первой трети XVIII века.

    Культурные реформы Петра I:

    1. Введен новый гражданский алфавит.

    2. Возникла периодическая печать (газета «Ведомости»).

    3. Ликвидирована монополия духовенства в области образования.

    4. Создаются публичные театры, библиотеки, музеи.

    5. Создаются учебно-воспитательные учреждения с учетом реальных нужд государства:

    • 1701г. «Школа математических и навигацких наук, т.е. мореходных хитростно наук учению» - профессиональная подготовка на основе широкого общего образования (в г.Москве). За 14 лет подготовила 1200 специалистов морского дела.

    В 1715г. на ее базе открыта Морская академия (старшие классы этой школы переведены в г.Петербург). Существует и поныне.

    • 1701г. Москва – школа переводчиков;

    • 1704г. Петербург - школа переводчиков (разноязычные школы);

    • 1707г. Петербург – медицинская школа при военном госпитале;

    • 1712г. Москва – инженерная школа для дворянских детей;

    • 1719г. Петербург – инженерная и артиллерийская школы;

    • 1714г. Указ об открытии во всех губерниях при архиерейских домах и монастырях цифирных школ и училищ: обязательное обучение дворянских и приказного чина, дьячих и подьяческих детей 10-15 лет; обучение грамоте, письму, арифметике, элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии.

    К 1718г. открыто 42 цифирных училища.

    • 1717г. Указ об обучении «плотничьих, матросских, кузнечных и прочих мастеров всех записных учить русской грамоте и цифире»;

    • 1721г. «Духовный регламент» - широкая сеть школ для подготовки духовенства: архиерейские школы, духовные семинарии.

    • 1721г. – горнозаводские школы готовят специалистов горнорудного дела + общее образование



    Обучение во всех учебных заведениях на русском языке.
    Учебные книги при Петре I


    • 1701г. «Букварь» Федора Поликарпова (писатель, переводчик, издатель, педагог для первоначального обучения грамоте; можно обучать сразу трем языкам, тексты на старославянском, греческом и латинском.




    В «Букварь» включен славяно-греко-латинский словарь, где впервые помещались слова «о училищах и книгах»; новые слова: академия, школа, учитель, книга, летописец, хроника.
    «Букварь» прекрасно оформлен, красным цветом выделены буквицы, слоги, слова, названия частей. Страницы украшены гравированными вставками.


    • 1703г. «Арифметика сиречь наука числительная» Леонтия Филипповича Магницкого (1669-1739) ( русский математик, педагог; преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук). Сведения из практического приложения к алгебре, геометрии, астрономии, геодезии, навигации.


    Энциклопедия математических знаний с методикой преподавания.




    Написан учебник в форме вопросов и ответов. М.В.Ломоносов называл его «вратами учености».
    Многие задачи и примеры в современной серии Я.И.Перельмана («Живая математика», «Занимательная геометрия» и др.)


    • 1717г. «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его Императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечно достойная памяти»




    Состоит из двух частей: 1- Букварь и краткое нравоучение из Священного писания. Новый гражданский шрифт облегчает усвоение грамоты и письма; 2- основная часть, где изложены правила внешней культуры и поведения дворянина в обществе, поведения девушек из дворянского сословия.




    «Зерцало» написано в форме 63 рассуждений, правил. Так, 14 правило. «Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: В-первых, обрежь себе ногти, да не явится, якобы оныя бархотом обшиты. Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри как свинья и не дуй в ушное, чтобы везде брызгало, не сопи ягды еси. Первый не пей, будь воздержан и избегай пьянства; …. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари его. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем и не пей, пока пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одной рукою прикрой рот, когда зубы чистишь; хлеба приложа к грудям не режь, ешь, что перед тобою лежит, а инде не хватай… не чавкай как свинья, головы не чеши; не проглотя куска, не говори…Часто чихать, сморкать и кашлять негоже… Не заморай скатерти, и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего…»




    Поведение девушек изложено в правилах «Девичья честь и добродетелей венец», «Девичье целомудрие», «Девичье смирение» - проповедуют смирение, покорность семье, будущему мужу.

    • 1721г. «Духовный регламент» Феофана Прокоповича - план устройства высшей духовной школы – академии.


    Цель: общеобразовательная подготовка «к разным делам», не только церковным, но и гражданским.
    Обучение детей духовенства, приказных и дворян.




    Вопросы организации «домов училищных», духовной семинарии, содержание обучения и воспитания в них.
    Просветители Петровской эпохи
    Иван Тихонович Посошков (1652-1726) – известный экономист и публицист.

    «Книга о скудности и богатстве», «Завещание отеческое»

    Педагогические взгляды, идеи:

    • Развивал идею о создании в России школы для каждого сословия, в том числе и для крестьян: «…не худо б крестьян и поневолить, чтоб они детей своих… отдавали в научные грамоты… не худо бы так научить, чтобы не было и в малой деревне безграмотного человека».

    • Считал, что книги нужно печатать на русском языке, упростить церковнославянский алфавит.

    • в 1705г. в «Завещании отеческом» большое место отводил нравственному, патриотическому и трудовому воспитанию.




    Воспитывать человека надо с малых лет, ибо если «в юности научится злу, то в старости добрым человеком не будет».



    Родители должны следить, чтобы сын «никогда празден не был». Дети должны быть заняты или чтением книг, или художественным делом.




    С одной стороны И.Т. Посошков излагает в духе «Домостроя», как требовал воспитывать детей «в великой грозе», в духе религиозности и покорности; наказывать, если сын впадает в блуд «…ребра ему сокруши, без всякого милосердия накажи его», не балуй роскошью, а с другой стороны, призывает к воспитанию нравственности, к светскому образованию. «Украшать себя надо не золотом и серебром, а храбростью… правдивым и твердым словом, а также книжным учением»; «Никогда празден не сиди: либо какое художественное дело делай, либо книги читай…».


    • Подчеркивал необходимость создания учебных книг, построенных по принципу самоучителя, которыми учащиеся могли бы пользоваться без помощи учителя.

    Произведения и проекты И.Т. Посошкова носили прогрессивный характер и после смерти Петра I были истолкованы как опасные для государства.

    Посошков был заключен в Петропавловскую крепость, где и умер.

    Василий Никитич Татищев (1686-1750) – русский историк, государственный деятель, организатор горнозаводских школ на Урале. «Разговор о пользе наук и училищ», «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах», «Духовная моему сыну» и др.

    Педагогические взгляды, идеи:

    • Отстаивал идею не только промышленных училищ, но и открытия школ для крепостных крестьянских детей обоего пола, которых с 5 до 10 лет учить грамоте, с 10 до 15 – ремеслам. Сам организовал горнозаводские школы на Урале основы общеобразовательной и профессиональной подготовки с весьма демократичным составом учащихся.

    Учителя и руководители должны сочетать ремесленное обучение с обучением счету, письму, чтению.

    • Трактат «Разговор о пользе наук и училищ» написан в форме 119 вопросов и ответов. Затрагивает почти все стороны общественной жизни России. Излагает свой взгляд на необходимость образования для детей дворян и простого народа.

    В 49 вопросе и ответе своеобразно классифицирует науки на нужные, полезные, щегольские или увеселяющие, любопытные или тщетные, вредительные (по степени полезности).

    50 вопрос: которые науки нужны? К ним относит медицину, нравоучение, законоучение, домоводство, логика, богословие.

    51 вопрос: которые науки полезные?

    Ответ. Письмо, красноречие, иностранные языки, арифметика, геометрия, механика, архитектура, ботаника, анатомия, физика, химия, география, история.

    51 вопрос. Какие науки щегольские?

    Стихотворство или поэзия, музыка, танцы, езда верхом, рисование, черчение.

    Любопытные или тщетные науки – это астрология, физиогномия, алхимия, хиромантия.

    Завершается трактат 120-м вопросом. Автор призывает всех, кто желает извлечь из сочинения пользу, внимательно «выслушать разговор».

    • Предъявлял высокие требования к учителям, которые должны учить по совести, надзирать за детьми «как отец», показывать достойные примеры, быть благоразумным, кротким, не пьяницей, не блудливым, не воровать, не лгать.

    • В «Духовной моему сыну» выступал против ранних браков (желательно после 30 лет), «должно в супружестве не искать богатства, …ищи главного, то есть жены, с кем бы можно в веселии век свой препроводить… Главнейшее в жене – доброе состояние, разум и здравие…».


    Образование и просвещение во второй трети XVIII в.


    • 1725г. открытие Академии наук в Санкт-Петербурге, университета и гимназии.

    • 1731г. – Кадетский корпус в Петербурге – первое среднее учебное заведение для дворян, готовящее офицеров и государственных чиновников.

    • Узаконивалась узкосословная сеть учебно-воспитательных закрытых заведений для дворян.

    Кадетские корпуса, срок обучения 10-12 лет.



    Гуманные методы воспитания: 4 класса, обучение в каждом от 2 до 4 лет. В младших классах изучали общеобразовательные предметы: словесность, математика, история, география. В старших – специальные. Выбор профессии от склонности и желания. Обязательно физическое и эстетическое воспитание: верховая езда, фехтование, танцы, музыка, театр, библиотека.

    • 1744 г.Указом Елизаветы Петровны объединены в губерниях и провинциях арифметические и гарнизонные школы.

    • 1752 г. Морской кадетский корпус (Бывшая Морская академия).

    • 1752 г. Артиллерийский и инженерный дворянский корпус.

    • 1759 г. Пажеский корпус в Петербурге.


    Педагогические идеи и просветительская деятельность М.В.Ломоносова
    М.В.Ломоносов (1711 – 1765) – великий, выдающийся русский ученый – естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель, сторонник бессословной системы образования.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта