Главная страница

Уч. пособие История педагогики и образования (1). Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование, направление 050100 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование Начальное образование Ишим 2013


Скачать 1.78 Mb.
НазваниеПедагогическое образование, профиль Дошкольное образование, направление 050100 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование Начальное образование Ишим 2013
АнкорУч. пособие История педагогики и образования (1).doc
Дата22.12.2017
Размер1.78 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУч. пособие История педагогики и образования (1).doc
ТипУчебное пособие
#12571
страница3 из 22
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Альбин Алкунин (735-804гг) – ирландский богослов, автор «Письма об изучении наук» и трактата «Всеобщее увещевание», в которых обосновал необходимость всеобщего обучения и подготовки учителей для этой цели.

До XII-XVIвв педагогическая мысль развивалась в недрах схоластики (от лат. scola – школа) – универсальной философии и теологии. Она способствовала становлению типа культуры, ориентированного на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие. Цель схоластики: предоставить вероучение в форме научного знания. Главный представитель – Фома Аквинский (1225-1274гг) – философ, педагог. Преподавал в Париже, Кельне, Риме. Основной трактат «Сумма теологии» - попытка подчинить светское знание вере, опираясь на Аристотелеву этику и логику, несколько столетий сочинения Фомы Аквинского служили основным источником изучения богословия в коллегиях и университетах.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Определите особенности исламского образования и назовите его основные центры.

  2. Охарактеризуйте типы мусульманских школ в странах Ближнего и Среднего Востока.

  3. Каково содержание образования в мектебе и медресе?

  4. Каковы педагогические идеи известных Вам мыслителей средневекового Востока?

  5. Как, по вашему мнению, удавалось туркам из иноземных мальчиков воспитать янычар: безгранично преданных султану, непоколебимо стойких с железной волей; людей, угодных Востоку, искренне любящих и считающих эту жизнь – счастьем и судьбой?

  6. Опишите средневековую систему образования и основные типы школ в Западной Европе (V – XIV, XV в.в.)

  7. Что вы знали о рыцарском воспитании в средневековую эпоху и какие эмоции вызвала у вас эта информация?

  8. Откуда произошли городские школы? Каково содержание и методы образования в этих учебных заведениях?

  9. Изучив дополнительную литературу, расскажите о возникновении первых европейских университетов. Какие мысли возникли в ходе изучения этого материала?

  10. Оцените степень своего понимания сущности схоластики, идей ее представителей по следующим критериям:

    • понятно и могу использовать знания в своем выступлении на семинаре;

    • понятно но вызывают затруднение понимание идей ее представителей;

    • сущность схоластики понятна недостаточно, требуется разъяснение преподавателя.


ПЕДАГОГИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНСА)
XIV – XVI вв – прогресс науки и культуры, рост интереса к знаниям, возрождение интереса к античному наследию, становление гуманистической идеологии.

Две педагогические концепции: 1) – церковно-христианская (человек рожден во грехе, цель воспитания – подготовка к искуплению этого греха во имя загробной жизни). Идеал – аскетизм, покорность, фатализм;

2) – гуманистическая («Самая великая вещь в мире – умение быть человеком» /М.Монтень/). Цель воспитания – всестороннее развитие и совершенствование.

Витторино да Фельтре (1378-1446гг) – школьный учитель нового типа – гуманист, выдающийся математик. Реализовал на практике педагогические идеи гуманизма, создав школу в поместье герцога Мантуанского. В этой школе обучались как дети знатных родителей, так и неимущие ученики, как мальчики, так и девочки. Школа давала гуманитарное образование. Обстановка школы – доброе отношение учителей к воспитанникам, уважение к ним, поощрение самостоятельности; гармоническое развитие воспитанника – его тела, ума, характера.

Школа в Мантуе (Италия), по определению ее автора «Дом радости» - школа на природе, изобилие света и воздуха; отсутствие физических наказаний; игры и прогулки на лоне природы. Витторино жил со своими воспитанниками как отец со своими детьми, не имея других интересов кроме детей.

Цель: заложить у воспитанников фундамент общей культуры.

Школьная программа: «семь свободных искусств», классические языки и литература, музыка, пение, танцы и физическое развитие.

Венец гуманистического образования – Неоплатоновская Академия во Флоренции (Италия)

Методы: диалоги, беседы, диспуты философов, ученых, поэтов и политиков


Цель: серьезное изучение и восстановление духовного наследия античности; развитие гуманистической педагогики, «разрушение схоластики изнутри», превращение

философии из «школьного» предмета в ведущее явление европейской мысли.



Франсуа Рабле (1483-1553гг) – французский писатель-гуманист.

Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - сатира на средневековую ученость и создание системы нового воспитания. Для педагогических взглядов Ф. Рабле характерен энтузиазм возврата античности и отрицание средневековой системы воспитания: методы обучения, зубрежка, пренебрежение к изучению природы крайне не произвольная трата времени, наполнение голов не нужным знанием; дурное часто жестокое обращение с детьми.

Система нового воспитания

Физическое воспитание

Эстетическое воспитание

Нравственное и умственное воспитание

Борьба, прыжки, игры, плавание, метание копья, стрельба из лука, гимнастика, верховая езда. Средства: режим, прогулки, физические упражнения.

Игра на нескольких музыкальных инструментах, пение; приучение воспитанника к гигиене, культуре; поэтическое восприятие природы

Труд, религиозные убеждения – изучение древнееврейского языка, как первоисточника священного писания; чтение греческих и римских классиков. Каждая вещь – тема урока.


Преподавание предметов: латынь, математика, астрономия, музыка и др.,– велось в живой, игровой форме, на лоне природы (экскурсии).

Пантагрюэль – учитель нового типа, учитель-гуманист; его принцип: чем больше человек трудится, тем реальнее у него возможности раскрыть свои способности найти себя; сначала он изучает воспитанника, отыскивает его естественное призвание, помогая попутно избавиться от недостатков. Играя, Гаргантюа постигает начала арифметики, геометрии, астрономии, музыки; своими руками делает модели и инструменты для измерений; посещает с учителем мастерские, типографии, аптеки и т.п.

Система домашнего воспитания Ф. Рабле переживет второе рождение в трудах Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо и других мыслителей.

Мишель де Монтень (1533-1592гг) – французский философ.

Сочинение: «Опыты»

- Вера в неисчерпаемые возможности человека;

- Необходимость образования с раннего возраста;

- Ребенок – самостоятельное, индивидуальное природное существо.

  • Цель обучения – помочь детям научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Девиз: «Ценны те знания, которые получены опытным путем».

    • Школа должна воспитывать не ум, не тело, а всего человека, т.е. всестороннее развитие детей и воспитание потребности к самопознанию и самосовершенствованию.

Содержание воспитания

Умственное воспитание

Физическое воспитание

Нравственное воспитание

Чтение, письмо, арифметика, геометрия, физика, история, логика, риторика, языки (латинский и греческий), родной язык+языки народов, с которыми имеет дело.

Закаливание, владение оружием, воспитание выносливости, поддержание здоровья посредством физических упражнений

Воспитание хороших манер, умения держаться в обществе. Против слепого подчинения авторитету. Развитие самостоятельности в атмосфере доброжелательного отношения к ученику.


Средства воспитания и развития –




Самовоспитание

Труд

Развитие самостоятельности суждений

Дисциплина

Пример

Самодеятельность

Нравственные упражнения

Активность ученика

Дискуссия



Требования к учителю:



ласковая строгость, исподволь тренируй знания преподноси

строгая нежность душу ученика в меру, чтобы больше

говорил ученик

Девиз: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал – то твое»

Женское образование может повредить естественным прелестям женщины.

Эразм Роттердамский (1469-1536гг) – голландский философ-гуманист, писатель, педагог.

Сочинения: «Похвальное слово глупости»;

«О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам» (1529г);

«О методе обучения» (1511);

«О приличии детских нравов».

Выступал против средневекового догматизма и схоластики, показал их отупляющее влияние на человека.

  • Выдвинул принцип активности воспитанника – «врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд».

  • «Воспитание начинается с колыбели в привлекательном виде для приобщения ребенка к добродетелям и знанию».

  • Требования к учителю: нельзя доверять детей грубым учителям; нельзя наказывать детей физически; нельзя слишком обременять учащихся – у них пропадает желание учиться.

  • Ребенок готов к обучению с семилетнего возраста независимо от пола.

  • Программа женского и мужского образования должна быть одинаковой. Однако женское образование должно быть по преимуществу – классическое языковое и в очень малом объеме естественно-научное.

Педагогические взгляды ранних социалистов-утопистов.

Провозглашали идеи бесклассового общественного устройства с обязательным участием всех граждан в производительном труде и о соединении его со всеобщим образованием.

Томас Мор (1478-1535) – ученый, поэт, лорд-канцлер Англии, гуманист.

«Золотая книжка о наилучшем строе и новом острове Утопия»

  • Всеобщее обязательное обучение – залог прочности любого общества.

  • Социальная гармония начинается с любви к детям. Только любовью можно искоренить чувства тщеславия, эгоизма, а счастье может достичь только образованный человек.

  • Человек имеет право на всестороннее развитие.




Умственный труд – Физический труд -

величайшее наслаждение обязанность всех

чтение, письмо, арифметика, геометрия, земледелие, специальное

астрономия, музыка, диалектика, естествознание ремесло

Воспитание высокой нравственности – первостепенная социальная задача

- воспитать в духе морали, отвечающей интересам общества и каждого человека;

- изживать тщеславие;

- свобода вероисповедания;



  • Образование осуществлять в форме ученичества и посредством государственных школ.

  • Преподавание вести на родном языке.

  • Физическое воспитание – Афинская система физического воспитания.

  • В свободное от работы время – музеи, библиотеки, широкая организация самообразования.

Томмазо Кампанелла (1568-1638гг) – итальянский философ-гуманист, коммунист-утопист, за убеждения 27 лет провел в тюрьме.

Основное сочинение: «Город Солнца» - образец общества экономического и политического равенства

  • Все граждане обязаны трудиться и каждый получает по потребности.

  • Мужчины и женщины равны в правах, свободное время проводят в прогулках, занимаясь любимыми делами, развиваясь умственно и физически.

  • Верховный правитель фантастической республики – священник, Солнце; соправители; Мощь (руководит военным делом); Мудрость (ремесла, науки, искусства, учебные заведения); Любовь (деторожение, воспитание малышей, врачевание и др.).

Воспитание и образование носит общественный характер в общественных учреждениях
Умственное Трудовое Физическое

с 2-х лет дети обучаются ремесла бег, гимнастика, игры,

азбуке, языку с наставниками земледелие борьба, закаливание

и наставницами скотоводство

с 8 лет – изучение всех С 12 лет – военная

естественных и мастерские, поля, подготовка мальчиков

прикладных наук пастбища; все и девочек, мужчин и

постепенно включаются женщин

к 17 годам – завершают в трудовую Нравственно-эстетическое

общее и профессиональное деятельность все виды искусства;

образование свободные вероисповедания
Методы обучения и воспитания:

  • Каждый учебный предмет преподает отдельный педагог.

  • Наглядность (7 концентрических кругов, «Стена почета» и др.).

  • Экскурсии (отказ от «книжности» и слепого подражания).

  • Обучение на родном языке.


Общая характеристика педагогики гуманизма эпохи Возрождения:

    1. Интерес к личности ребенка, его индивидуальности; прорыв средневекового нивелирования наклонностей ребенка (школа радости В. да Фельтре, педагогические идеи Т.Мора, Т.Кампанеллы).

    2. Забота не только об умственном и нравственном развитии детей, но и об эстетическом и физическом воспитании в противоположность средневековой боязни плотской красоты.

    3. Новое отношение к женщине, к ее образованию; вовлечение ее в общую систему общественных требований (Т.Мор, Т. Кампанелла).

    4. Изменение отношения к проступкам, поведению детей: отмена телесных наказаний, что считается унизительным для личности ребенка.

    5. Утверждение тезиса об эмансипации личности от духовной опеки католической церкви; в связи с этим появление светской школы, в содержании которой изучение гуманитарных и естественных дисциплин, проникнутых духом античности.



Вопросы для самоконтроля:

  1. Возрождением чего можно считать эпоху, получившую такое название? Почему изменилось отношение к науке и образованию? В чем состояли принципы гуманизма и как они повлияли на образование?

  2. Раскройте содержание педагогических идей мыслителей эпохи Возрождения, назовите труды, где они изложены. Назовите труды утопистов и их основные идеи.

  3. Определите в чем сходство и различие гуманистических идей, теорий мыслителей эпохи Возрождения? Усвоение, каких гуманистических теорий вызвало затруднение? Выскажите замечания себе, которые в дальнейшем помогут вам в усвоении материала.



Воспитание у восточных славян (VI-IX вв)

Сохранение родоплеменного общества.

Четыре социальных слоя:

Племенная феодальная знать

Языческое жречество

Общинники, земледельцы

Ремесленники

Цель: подготовка к руководству жизнью общины и к войне.

От 0 до 5 – воспитание в своей семье.

5-7,8 лет – «Кормильство». Воспитание умственное, нравственное, военно-физическое (вне родной семьи)

8-12 лет – воспитание в семье соответственно привилигированному социальному статусу.

С 12 лет в гридницах проходили начальную военную подготовку


Цель: овладение священными религиозными знаниями. ритуалы связывали людей с силами природы, богами, духами. Ритуальные действия направлялись жрецом, ведуном. Воспитывали человека – мудреца, владеющего магической «хитрой наукой», умеющего общаться с богами, предсказывать судьбу; общеобразовательная подготовка, владение пиктографическим письмом и т.д.

Цель: трудовое воспитание, подготовка к сельско-хозяйственной деятельности. Форма: обряды и языческие обычаи, создавали основы трудового и нравственного воспитания. Цель обрядов – дать детям советы, закрепляющие нормы и правила поведения. Воспитание осуществлялось в практике повседневной жизни: чем раньше дети будут привлечены к труду на земле, тем лучше они будут воспитаны. «Горька работа, да сладок хлеб»

Цель: подготовка к ремесленной деятельности. Форма: ремесленное ученичество усвоение обрядов и обычаев. Мастер обучал специальным умением и навыкам, знакомил с культовыми знаниями. Ремесленников называли «чародеями».


Воспитательные традиции Древней Руси.

  • Мать – первая воспитательница – уважение к матери первая нравственная заповедь детства… «Укоряющего старость матерню, да исклюет его вранове, да съедят орли», «Держи матерь в чти и в матерстве», т.е. почитай, чти свою мать.

Воспитанность детей измерялась их заботой о старости, прежде всего матери.

Человека достигшего зрелости называли словом «матерый» т.е. воспитанный матерью.

  • Выделение возрастных групп: «дитя» - от 0 до 3 лет; «молодой» - от 3 до 6 лет, т.е. воспитываемый матерью; «чадо» - до 7-12 лет, т.е. начавший обучаться; «отрок» - подросток 12-15 лет, проходивший специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены общины или рода.

  • Языческая культура не знала письменности, все знания передавались устным путем; в VIII в использование пиктографического письма при языческих святилищах.

  • Содержание воспитания:

- труд составлял основу жизни славян. Детей рано включали в трудовую деятельность. В 3-4 года в семьях крестьян и ремесленников дети выполняли посильную работу, помогали старшим, особенно матери. Детей знати до 7-8 летнего возраста отдавали в другую семью. Обычай получил название «кормильство»;

- забота о здоровье и физическом развитии детей. Средства – закаливание, подвижные игры, физический труд;

- нравственное воспитание – усвоение нравственных заповедей – о почитании матери, старших, главенствующей роли отца, беспрекословном повиновении отцу, обязанности беречь достоинство матери, осознавать сыновний долг, быть благодарным людям.

  • Средства воспитания:

- праздники – особая форма воспитания – включали игры, устное народное творчество (мир перед ребенком представал в образах, звуках и красках);

- народная педагогика;

- различные обряды, связанные с жизнью славян;

- инициации.

IXв – первое древнерусское государство. Столица – Киев.
Воспитание и школа в Древней Руси и русском государстве (X –XVIIвв)
X в. (988г.) – Русь приняла православное христианство (в период расцвета Византии). Население Киевской Руси называют крестьянами, т.е. христианами. Древняя славянская культура соединилась с восточным христианством и породила древнерусское православие.

Модель воспитания: патриархальный семейный уклад с непререкаемым авторитетом отца, подчиненном положении женщины и детей, строгой домашней дисциплиной, в то же время… «отличавшаяся ореолом святости и утверждающаяся на слове Божьем» - ветхозаветный идеал.

Главная книга – ветхозаветная Псалтырь. Язык богослужения, литературы и школы – славянский. Братья Кирилл (827-869гг) и Мефодий (815-885гг) – создатели славянской азбуки – открыли первую школу с преподаванием на славянском языке – этот язык стал единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии и предназначался для «книжного учения».

Киевский период (X –XIIIвв) – становление древнерусской народности и государственности.

Памятники педагогической литературы (X –XIIIвв)

  • «Изборник» Святослава (1076г.)

  • «Притчи Соломона», «Премудрость Иисуса, сына Сирахова», «Математический трактат Аристотеля» и др.

  • «Пчела» - сборник изречений, цитат, афоризмов, составлений в Византии, переведен на Руси в конце XIвека – содержалось 2500 высказываний греческих и римских философов, поэтов, историков, политических деятелей – это был проводник идей античной философии – этики и педагогики в древнерусскую среду. Пособие для педагогов, а в школах высшего типа – для учащихся. «Пчелу» переписывали до XVIIIв русские книжники и вносили существенные изменения в содержание.

  • «Слово о законе и благодати» Иллариона – философско-политический трактат, утверждавший место Руси в мире, прославлявший русскую землю и ее князя Ярослава Мудрого. В «Слове» идея красоты познания мира: «Истиною обут, смыслом венчан»; о Киеве как центре просвещения.

  • «Житие Феодосия Печерского» - (ок 1036-1074гг) – автора посланий к князьям Изяславу и Святославу Ярославичам, писателя, одного из первых игуменов Киево-Печерского монастыря; автора молитв и поучений морально-драматического содержания. В «Житии» Феодосия впервые зафиксировано слово «учитель» ни как проповедника христианства вероучения, а как педагога – этот факт отразия начало формирования русской педагогической терминологии.

  • XII век «Поучение Владимира Мономаха детям» (1117 г.) Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого, великий Киевский князь, государственный деятель и писатель Древней Руси – глубокие суждения о связи воспитания с образованием, о роли опыта и примера старших в становлении личности, о средствах и способах воспитания нравственного поведения детей. «Поучение» адресовано не столько родным детям, сколько потомкам широкого княжеско – боярского круга. В качестве образа – примера автор ставит свою биографию и показывает себя с разных сторон – как человека и государственного деятеля, как отца и воспитателя, ценителя красоты и природы и любителя книжности. Ориентирами в поведении для молодого поколения он называет – повиноваться старшим, уважать равных себе и младших, приносить пользу другим, быть верным данному слову, не позволять сильным обижать слабых, не лениться, сочувствовать горю других, относиться чистосердечно к окружающим, уметь подавлять в себе гнев, творить добро, уклоняться от зла – критерии истинной воспитанности.

Красоту природы и красоту человека Мономах противопоставил идеологии православия с ее идеалом красоты загробной жизни.

Особое место в «Поучении» отведено воспитанию долга защиты Родины, стойкости в борьбе с ее врагами.

«Поучение» - первое педагогическое произведение в средневековой Европе, принадлежавшее светскому лицу, не имеет аналогов ни в одной литературе своего времени.

Первые образовательные учреждения

  • Первая школа «учения книжного» в Киеве (988 г.) при князе Владимире Святославиче – учебное заведение повышенного типа (дворцовая школа), приблизительно насчитывала 300 детей. *(название «школа» в древнерусской письменности встречается впервые в 1382г). Содержание обучения (структура учебных предметов) с учетом опыта византийских и болгарских школ, дававших высшее образование.

  • Школа «учения книжного» в Новгороде в 1030г создана Ярославом Мудрым – второе учебное заведение повышенного типа на Руси для детей старост и священнослужителей. Главная задача – подготовка грамотного городского управленческого аппарата и священников.

  • В 1086 г. дочь Киевского князя Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха – Анна открыла первое в Европе женское училище при Андреевском монастыре.

  • В XIIв. (1143г) Ефросиния Полоцкая – дочь полоцкого князя – открыла женское монастырское училище в пригороде Полоцка.

  • К XIII в школы существовали в Переяславле, Суздале, Владимире, Муроме, Чернигове, Полоцке, Ростове и других городах. Обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Содержание обучения: тривиум (грамматика, риторика, диалектика), церковное пение, нравственное воспитание («учили чести»), некоторые сведения из математики, истории различных стран, сведения о природе (флоре и фауне).

  • Начальное обучение на Руси осуществляли мастера грамоты. Письмо, счет, чтение, основы профессии, знакомство с грамотой с помощью буквослагательного метода, заимствованного из Византии. Обучение арифметике – овладение цифровым алфавитом (а-1, б-2 и т.д.), т.е. с буквенной записью цифр и счет на абаке; основание действий: удвоение, раздвоения, вычитания, сложения, умножения и деления.

Монастырское воспитание и образование

Монастыри – центры образования того времени (XI – XIIIвв).

Так, Киево-Печерский монастырь – центр подготовки миссионеров для христианизации Древнерусского государства. Обучение грамоте, самостоятельная работа с книгой завершалось – диспутами (прениями). Обучение хоровому пению; иконописи, «врачевской хитрости», способности делать прогнозы погоды; религиозное воспитание.

Монастырь располагал крупной библиотекой; имел земельные владения, развивал ремесла (переплетное дело, чеканка серебряных окладов, книжная миниатюра и др.).

Сущность воспитания – воздержание, терпение, смирение, бесстрастие телесное, покорность и безропотность, созерцание собственной души.

Система воспитания: старец-монах приучал инока побеждать свои желания путем усердного молитвословия, постов, самоограничения, проповедей о подвигах религиозных деятелей, - не было ни минуты без дела или молитвы (12 раз молиться днем, столько же вечером и ночью). За непослушание – духовное наказание, за другие проступки – телесное.

Обучение соединялось с ремесленным ученичеством, трудом на монастырских землях.

В XI – первой половине XIIIв. на Руси в крупных монастырях воспитывались королевичи из Англии, Болгарии, Венгрии, Дании, Польши, Чехии и др. Так, в монастыре на Афоне русские книжники обучали юного сербского княжича Савву средневековым наукам.

  • Древнерусская педагогическая мысль являлась составной частью общеевропейской педагогической культуры.

  • С развитием экономических, культурных и церковных связей Руси с Византией феодальная знать стремилась к обучению в Царьграде или русском монастыре на Афоне (Святой Горе).

  • В системе воспитания XI –XIIIвв. народная педагогика формировала ценностную ориентацию детского сознания, выполняя функцию стимулов к учению, наставлений о пользе книжных знаний и активизации познавательных способностей детей:

- «Ученье – свет, а неучение – тьма» - известна на Руси с XIвека;

- «Корень ученья горек, да плод его сладок» (берет начало от Демокрита);

- «Не учись до старости, а учись до смерти»;

- «Маленькое дело лучше большого безделья»;

- «Как в дырявые меха лить, так и глупого учить»;

- «Век живи – век учись» и другие.
Воспитание и обучение в XIVXVIвв, XVIIв в Московском и Русском государстве
Татаро-монгольское нашествие, длившееся четверть тысячелетия, уничтожает и тормозит развитие культуры, образования (конец XIII  до первой половины XVвв Русь выдержала более 16 крупных сражений). До конца XVI века обучение происходило по преимуществу в семье, оно было сословным по целям и содержанию.

Свидетельством быта и воспитания в средневековой Руси является «Домострой» - свод поучений, норм и предписаний об организации быта, взаимоотношениях между поколениями, мужем и женой, о воспитании детей, состоящий из 67 глав. Три главы – 15, 16 и 17 посвящены проблеме воспитания детей.

Наиболее знаменит «Домострой» XVI в. в обработке протопопа Сильвестра (советника Ивана Грозного), образованного публициста и писателя.

В центре внимания – отдельное, замкнутое хозяйство зажиточного горожанина – заботливого хозяина, домовитого человека, имеющего зависимых домочадцев и слуг. Он предан царю как наместнику бога на земле и также воспитывает своих детей в строгости, любви, настойчивости, трудолюбии, бережливости, хозяйственности. Методы воспитания суровы: «…плетью постигати.», «сокрушать ребра…», «казнить сына своего от юности…»; особое место уделено трудовому воспитанию.

Однако 64 глава «Домостроя» - авторское произведение Сильвестра – завещание и поучение сыну Анфиму – гуманнейшее произведение. Моральные заповеди Сильвестра – трудиться, помогать нищим и скорбным, учиться грамоте, рукоделью, мастерству, делать добро, жить правдой, лаской и любовью, а не гордостью и ложью; здесь не упоминается о физических наказаниях, видимо, автор был их противником.

Обучение

Светские учили у себя на дому, либо нанимаясь в

мастера грамоты домашние учителя, чтению, письму, счету

Училища при церквях, счет, чтение, письмо, чтение часослова и

в домах священников псалтыри.

Монастыри – образовательные обучение грамоте, книгописанию,

центры иконописи, религиозное воспитание
Русскому государству нужны грамотные для обеспечения государственного аппарата и управления крупными вотчинами.

Во второй половине XVIв развитие сословно-представительных учреждений стимулировало рост грамотности. Обучение грамоте ребенка начиналось примерно с 7 лет; дети князей, бояр, посадских и крестьян проходили одинаковый курс начального обучения; в каждом сословии свои традиции профессионального обучения.

Конец XVIв – первые печатные учебники.

Иван Федоров Трехкратное повторение 45 букв алфавита с целью

1574г. твердого усвоения каждой буквы; нравоучительные

«Азбука» тексты для закрепления и развития навыков чтения и

письма. Буквослагательный метод обучения и советы

о воспитании детей в милости и благоразумии, в

кротости и долготерпении…

Карион Истомин Наглядность и занимательность – буквы славянского

1694г. алфавита – изображения в виде одного или

«Букварь» нескольких людей; даны слова, начинающиеся на

эту букву; приводятся наряду со славянскими

греческие и латинские прописные и строчные буквы.

Обучение чтению с заучивания двух-трех буквенных

слогов. Наряду с изображением реальных предметов

помещены фантастические звери и птицы; содержит

информацию о природе, мифологии и др.

XIV-XVII вв - В качестве учебных книг, в них содержалось

грамматики, изложения понятий, сведения из различных

азбуковники, источников, рассказы о выдающихся деятелях -

учительские это были своеобразные энциклопедии,

евангелия, прописи, снабженные рисунками. Многие книги касались

потешные книги вопросов воспитания и обучения , моральных норм и

поведения детей.

Братские школы на Украине и в Белоруссии (конец XVI – XVII вв). (Львовская, Киевская, Луцкая и др.)

Устав – обязанности ректора, его помощников, учителей, учеников и родителей:

  • Ректор и учителя избирались общим собранием братства;

  • Избирали попечителей – общественных наблюдателей;

  • Заключали договор между родителями и ректором о пребывании ребенка в школе до конца обучения;

  • Организация учебных занятий: классно-урочная форма обучения;

  • Школа из 3-х классов, в каждом обучались один год.


Содержание образования:

Славянский В крупных городах:

греческий славянский

латинский тривиум

риторика квадривиум

пение

народное творчество

На их основе открывались высшие учебные заведения:

1615г школа Киевского Богоявленского братства




1645 – первое высшее учебное заведение в России – Киевская братская коллегия – позже (при Петре 1)- академия

Обучались лица всех сословий в 1819 г.- духовная академия

младшие средние старшие

классы (2 года) (2 года)

(4 года)
Со средины XVII ученики Киево-Могиленской коллегии выступают в Москве как учителя, организаторы школьного дела (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Арсений Сатановский, Феофан Прокопович) – сыграли важную роль в становлении Московской славяно-греко-латинской академии (1687г).

Цель: подготовка образованных людей, умеющих вести борьбу с ересью.

Преподавание велось на трех языках. Содержание: гражданские и духовные науки

Грамматика

Логика

Физика

Диалектика

Философия

Юриспруденция

Латинский

языки

Греческий

Политика

Все светские науки подчинялись богословию

8 классов

1. обучение начиналось с подготовительного класса. Азбука, Часослов, Псалтырь, письмо

2 этап – «школа греческого книжного учения»


Методы обучения включали диспуты (в старших классах они заменяли экзамены); большие диспуты – два раза в год в присутствии посетителей; религиозные представления.

Учителя: русские и православные греки.

Выпускники: поэты Антиох Кантемир, и Карион Истомин, математик Леонтий Магницкий; М.В.Ломоносов и другие.

Московские школы повышенного типа: Типографское училище (1681г.) (на первом этапе (до 1683г.) начальное учебное заведение; на втором – и начальная школа и училище для подготовки переводчиков Печатного двора).

Богоявлеская школа и училище;

Андреевская школа (при Андреевском монастыре);

Патриаршея школа в Кремле учитель Арсений Грек – создатель учебника греческого и латинского языков; школа Спасского монастыря (учителя – Симеон Полоцкий; Сильвестр Медведев).

Содержание: классические языки, предметы тривиума; специальные знания и навыки своей будущей профессии в Приказах.

Во второй половине XVII века сложилось четыре основных подхода к воспитанию и образованию:

I Латинофильский: представитель Симеон Полоцкий (1629-1680гг) – общественный деятель, просветитель, педагог.

Педагогические взгляды изложил более чем 200 произведений и поучений: «Букварь», «Рифмологион», «Вертоград», «Комедия притча о блудном сыне» и др.

Основные идеи:

  • необходимость гражданского воспитания;

  • основное значение в формировании взглядов и привычек играет воспитание и среда;

  • воспитание привычки с первого года жизни ребенка;

  • учитель может сделать из ребенка, как из воска, все, что угодно;

  • ценил домашнее воспитание – вся жизнь человека зависит от воспитания, полученного в детстве;

  • физическое наказание – одно из главных средств воспитания.

II-ой подход – византийско-русский: представитель Епифаний Славинецкий (1600-1675гг) – теоретик и практик воспитания.

Труды: «Краткий латинско-славянский словарь»; «Лексикон филологический», «Рассуждения об учении греческому языку»; «Гражданство обычаев детских» - содержит 164 правила поведения детей в семье, школе, на улице, со старшими и т.д. В форме вопросов и ответов. Вопросы (4-68) посвящены мимике лица, жестекуляции, осанке ребенка, гигиене; 69-78 – одежде; 79-81 – поведению детей в церкви; 82-125 – о поведении за столом во время еды дома и в гостях; 126-142 учат детей как здороваться и вести себя при встрече с родителями, учителем, сверстником язычником, незнакомым человеком и т.д., а также о содержании беседы; 143-145 – о поведении в училище и по возвращении из училища домой; 146-158 посвящены играм; к играм отнесена и музыка; 159-164 – о правилах поведения и гигиены, относящихся ко сну ребенка.

Книга рассчитана на детское восприятие, в подтверждение правил приводятся высказывания писателей, философов – это первая книга обучения детей «нравам благим» - культуре поведения. И первый западноевропейский переводной памятник «чисто» педагогического характера (перевод с немецкого сочинения Эразма Роттердамского «Гражданство»).

III – ий подход к воспитанию и образованию – славяно-греко-латинский.

Представители – братья – греки Лихуды: Иоанникий (1639-1717гг) и Софроний (1652-1730гг). Авторы учебных книг: «Учебник логики», «Учебник риторики», «Учебник физики» (естественной философии); «Алфавитарь – преднаказание детям» и др. – ученики старших классов переводили с греческого на славянский труды братьев Лихудов.

IV –ый подход – старообрядческий – начетнический: представитель протопоп Авакум (1621-1682гг) занимал резко отрицательную позицию о допустимости светского знания. Выступал против мирской мудрости, содержавшейся в латинских и польских переводных книгах; против изучения «внешних наук» и иностранных языков; убеждал отказаться от латинского и греческого образования в пользу православия.

Таким образом, в России XVII веке появились образовательные учреждения нового типа, при их организации учитывался опыт западноевропейских средневековых школ, усилилось внимание к светскому знанию, поворот в сторону европейской образованности XVII в. с его развитием школ нового типа подготовил образовательные реформы начала XVIII века.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем особенности воспитания детей у восточных славян (VI –IX вв)?

  2. Какова роль народной педагогики в воспитании восточных славян?

  3. Что Вам известно об истории создания славянской письменности?

  4. Какую роль сыграло в образовании принятое православие?

  5. Что Вы знаете о памятниках педагогической литературы XI – XIII вв и о первых образовательных учреждениях Киевской Руси?

  6. В чем отличие и преемственность между «учением книжным» и у мастеров грамоты?

  7. Какова роль монастырей в сохранении и развитии образования в период татаро-монгольского ига?

  8. Каковы результаты школьного обучения в Русском государстве XIV – XVI вв.?

  9. Проанализируйте деятельность образовательных учреждений в том числе Славяно-греко-латинской академии?

  10. Какие типы учебных заведений XVII века существовали на Украине и в Белоруссии? Охарактеризуйте особенности их возникновения, содержание программ.

  11. В чем проявилась взаимосвязь между культурой и образованием славян и европейских народов?

  12. В чем состояла самобытность воспитания и обучения в Киевской Руси и Русском государстве?

Прочитайте текст еще раз, составляя свой план. Найдите в каждой выделенной части главную мысль и выпишите эти положения. Сформулируйте эти положения своими словами или найдите адекватные формулировки в тексте. Составьте тезисный план. Часть тезисов может быть записана виде цитат (при условии дополнительного обращения к источникам по данному разделу).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


написать администратору сайта