|
Уч. пособие История педагогики и образования (1). Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование, направление 050100 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование Начальное образование Ишим 2013
РАЗДЕЛ IV. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ Становление Нового времени
Новое время – эпоха, сменившая Возрождение, его отчитывают с XVII века. Устами Фрэнсиса Бэкона Новое время возвестило: «Знание-сила». Идея выведения законов общества из природы – лейтмотив общественной мысли XVII века. Соответственно обосновалось единство познания природы и природного воспитания. При всем различии педагогических концепций XVIIв. в их основе лежит одна ведущая идея – идея природосообразности.
Французский философ, математик и физик Рене Декарт (1596-1650) рассматривал природу как совершенный механизм, доступный постижению математически вооруженному разуму. Важнейшее значение придавал развитию у учащихся способности к суждениям, самостоятельного и верного осмысления окружающего мира и собственных поступков. Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) в своих сочинениях выразил научные и передовые педагогические представления Нового времени. Исходя из своих философских представлений, он утверждал: «Из всех людей с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или нет - благодаря воспитанию». Воспитание должно строиться на гармоническом единстве всех составляющих и быть непременно природосообразным. К середине XVII века выдвигается установка Я.А.Коменского «Всем знать все обо всем», а в качестве универсального закона мироздания представлена природосообразность
Ян Амос Коменский – педагог нового времени
Ян Амос Коменский (1592-1670гг) – основоположник научной педагогики, философ – гуманист, общественный деятель. Чехия. Труды: «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках», «О развитии природных дарований» и др.
Цели воспитания: 1. Воспитание мудрого человека, умеющего оказать помощь другим.
2. Подготовка к загробной жизни
Задачи воспитания:
1. Познания себя и окружающего мира (умственное воспитание)
2.Управление собой. Воспитание 4-х добродетелей: мудрости, умеренности, мужества и справедливости к людям (нравственное воспитание).
3. Стремление к Богу (религиозное воспитания)
Методы воспитания:
Личный пример Наставление-разъяснение Упражнение Поощрение Наказание
Возрастная периодизация. Система школ. «Великая дидактика» Я.А.Коменского «универсальное искусство учить всех всему….Кратко, приятно, основательно».
Принцип природосообразности реализует в возрастной периодизации, в системе школ, в разработке содержания обучения и его организации.
Возраст
| Тип школы и содержание
| Место
| От рождения - до 6 лет. Детство Физический рост и развитие органов чувств.
| Материнская школа
Содержание: элементарные трудовые навыки, умения; первоначальные знания о мире.
основы нравственного воспитания.
| В каждой семье. Мать - главная воспитательница.
| 6-12 – отрочество. Развитие памяти, совершенствование языка и руки.
| Вторая ступень. Школа родного языка для совместного воспитания юношества. Школа элементарная и народная.
и народная.воспитания
| В каждой общине, городе, местечке или деревне.
| 12–18 – юность. Развитие «понимания и суждения», т.е.развитие ума.
| Третья ступень. Латинская школа или гимназия. Содержание: латинский язык, реальные предметы, риторика, диалектика.
| В каждом городе.
| 18-24 - возмужалость. Развитие воли, способности управлять собой.
| Четвертая ступень. Академия и путешествия. Содержание: философия, медицина, юриспруденция, богословие.
| В каждом государстве и даже в значительной провинции.
|
Разница между школами троякая.
В 1-х, в материнской и школе родного языка все будет преподаваться в более общих и элементарных чертах, а в последующих – все более подробно и отчетливо …. «как дерево с каждым годом пускает все большее число корней и ветвей, все более крепнет и приносит больше плодов».
Во 2-х, в материнской школе дети приучаются обращаться правильно с окружающими предметами и распознавать их – упражняются преимущественно внешние чувства; в школе родного языка – упражняются более внутренние чувства, воображение, память вместе с языком и рукой; в гимназии – развитие понимания и суждения о науках и искусстве; в академии развивается воля, способности, которые научат сохранять гармонию.
В 3-х, в материнской школе и школе родного языка будет получать образование вся молодежь обоего пола; в латинской – те, у кого стремление выше, чем быть ремесленниками; в академии – будущие ученые и руководители других.
Материнская школа – прекрасная весна; школа родного языка – лето; гимназия – осень, академия – зима.
Идеи пансофии (всеобщей мудрости) реализуются в задачах воспитания, в содержании образования и обучения:
принцип природосообразности (природа выступает как образец для подражания; через всю «Великую Дидактику» проходят три образа, характеризующие процесс обучения – яйцо, из которого вылупился птенец; птичка – мать; садовник, иногда строитель. Идея подражания природе (естественный метод образования). На основе природных дарований осуществляется воспитание, с помощью которого происходит совершенствование человека;
принцип наглядности и золотое правило дидактики: «…все что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схватываться несколькими чувствами»;
принцип легкости обучения (современное понимание доступности, посильности и учета особенностей возраста) обеспечивает интерес ребенка к учению, желание учиться;
принцип прочности знаний (последовательность изложения, переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от общего к частному);
глава 19 «Великой дидактики» - основы кратчайшего пути обучения. Подражая природе, в школе надо разделить учеников по классам и «никого не следует обучать отдельно, но всех вместе». Классно-урочная система, несмотря на попытки отказа от нее в 20-21 вв. во многом сохранилась в своих основных параметрах в школах многих стран мира. «Великая дидактика» Я.А.Коменского охватывает все проблемы, которые являются предметом изучения современной педагогики.
Стержень педагогики Я.А.Коменского вера в человека «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение». Задания и вопросы для самоконтроля:
Изучите главы (9,12, 16-19, 23, 26) «Великой дидактики» (Хрестоматия по истории педагогики: Том 2, Новое время / Под ред. А.И. Пискунова – М., 2006 – с. 10-40) и ответьте на вопросы:
Какие 6 способностей выделяет Я.А.Коменский и какие дает рекомендации учителю, исходя из них?
Каковы особенности обучения (6 последовательных классов)?
Какие требования предъявляются к методу упражнения?
Выпишите в конспект рекомендации к каждому принципу данные Я.А.Коменским?
Какие требования Я.А.Коменский выдвигает к личности учителя?
Каково отношение Я.А.Коменского к женскому образованию?
Изучите и проанализируйте «Материнскую школу» как первый источник по дошкольной педагогике:
В каких занятиях должны упражняться дети с самого рождения?
Каким образом развивать у детей здоровье?
Каким образом упражнять детей в понимании вещей?
Каким образом приучать детей к постоянным занятиям и деятельной жизни?
Каким образом упражнять детей в нравственности и добродетелях?
Каким образом родители должны готовить своих детей к школе и какие признаки свидетельствуют о готовности ребенка к школе?
К какому сезону года относит Я.А.Коменский материнскую школу и почему?
Какие мысли возникли у Вас в ходе выполнения этих заданий?
Удовлетворены ли Вы ответами на вопросы (вашими и однокурсников, если работали в группе)?
В чем Вы утвердились, а с чем не согласны и готовы вступить в полемику с Я.А.Коменским?
Какие советы и рекомендации Я.А.Коменского, на Ваш взгляд, не утратили своей актуальности в современной школе?
Достижением Я.А. Коменского считается создание классно-урочной системы обучения. Является ли она ведущей системой в современной педагогике?
Педагогические взгляды Джона Локка Джон Локк (1632-1704гг), Труды: «Мысли о воспитании»,
Философ, просветитель, педагог. «Об управлении разумом»
Англия. Выпускник и преподаватель
Оксфорда. Цель воспитания: создание новой породы людей, джентльменов, наилучшим образом приспособленных к обществу. Джентльмен – предприимчивый человек, процветающий в обществе, утонченный в обращении, высшая мудрость которого – умение приумножать свое богатство
Задачи воспитания:
физическое выработка воли.
закаливание, укрепление здоровья, здоровая пища, верховая езда, танцы.
нравственное – умение сдерживать неразумные желания; управлять собой.
Средства: авторитет родителей, похвала, наказание, пример, среда, приучение.
умственное воспитание реальное образование, вооружающее
полезными знаниями.
новые языки, рисование, астрономия, Основной дидактический
география, этика, математика, принцип: опора на интерес
законоведение, бухгалтерия и др. и любознательность детей.
Заканчивается путешествием.
Изучение и овладение несколькими ремеслами. Трудовое воспитание: занятие столярным, охотничьим ремеслом, садоводством, сельским хозяйством, парфюмерным делом, гравированием.
Такое воспитание и образование джентльмена должно быть организовано в семье.
Д.Локк выступал против теории «врожденных качеств», он считал, что «человек родится с душой чистой как доска». В развитии ребенка решающее значение имеет воспитание. Вопросы для самоконтроля:
Каковы социально –политические и философские взгляды Д.Локка?
В чем заключается сущность его проекта «Рабочие школы»?
Задание: Прочитав «Мысли о воспитании» ответьте на вопросы:
Что является основой воспитания твердого характера?
Какие нравственные качества ценит Д.Локк?
Почему пример является важным средством воспитания?
Как следует, по мнению Д.Локка, относиться к капризам детей?
Согласны ли Вы с рассуждениями Д.Локка о поощрениях и наградах?
Что имел ввиду Д.Локк, утверждая «Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств»?
Какое значение придавал Д.Локк опыту? Почему?
Какие мысли, идеи Д.Локка Вы поддерживаете или, напротив, не разделяете и готовы вступить в полемику с автором «Мысли о воспитании»?
Проанализируйте свои ответы, зафиксируйте для себя, какие вопросы требуют дополнительной информации?
Какие вопросы Вы хотели бы обсудить на занятии?
ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII век вошел в историю под названием века Просвещения. Просвещение охватило страны Западной и Восточной Европы, Россию, а также Северную Америку. Приметой времени выступил Энциклопедизм. Энциклопедически образованные люди стали создавать и издавать энциклопедии: Германская энциклопедия в 64 томах, Великая французская энциклопедия и др. Педагоги Просвещения стремились приблизить образование к меняющимся социальным условиям, учитывая в полной мере природу человека. Деятели французского Просвещения:
Основатель Энциклопедии и автор многих статей Дени Дидро (1713-1784) – Философ, писатель, композитор, педагог.
Энциклопедист Клод – Адриан Гельвеций (1715-1771гг)
Философ – энциклопедист Франсуа Вольтер (1694-1778гг).
Особое место среди деятелей французского Просвещения занимает философ, писатель, композитор, критик Жан-Жак Руссо. Теория естественного свободного воспитания Жан-Жак Руссо
Ж.Ж.Руссо (1712-1778гг) «Эмиль, или О воспитании», «Юлия, или Новая
Элоиза», «Общественный договор», «Исповедь»
Цель воспитания Воспитание настоящего человека, свободного от предрассудков, гуманного, который бы жил плодами своего труда, ценил бы и умел защищать свою свободу, уважал свободу других, основанную на труде.
Задачи воспитания
Воспитание способности иметь свою точку зрения.
Воспитание добрых чувств, суждений, воли, ненависти к рабству.
Воспитание привычки к труду.
Факторы воспитания:
Природа – то есть наследственность, с которой ребенок приходит в жизнь. Она развивает способности и чувства.
Вещи – это среда, которая окружает ребенка.
Люди – они создают возможность для воспитания.
Главный фактор - природа Все вместе эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка.
Естественное воспитание – это воспитание сообразно с природой: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми».
Возрастная периодизация- четыре книги «Эмиль или О воспитании» посвящены каждому из периодов воспитания (до 2 лет; с 2 до 12 лет; с 12 до 15 лет; с 15 до 25 лет).
Периоды
| Идеи
| Содержание
| 0-2-младенческий возраст
1 период
| Идея свободы. Никакого режима, никаких пеленок, никаких привычек. Не потакать капризности. Не заставлять – пусть говорит и ходит, когда хохочет
| Физическое воспитание и развитие ребенка. «Не мешайте природе! Дайте телу возможность свободно развиваться!»
| 2-12 лет – детский возраст «Сон разума»
2 период
| Идея собственности того, что приобретено собственным трудом. Метод естественных последствий. Идея развития органов чувств – основы развития ума; особенно развития зрения и тонкого, точного слуха, осязания
| Физическое воспитание – укрепляет здоровье. Познание ограничивается самостоятельным измерением, взвешиванием, сравнением; слушанием музыки, игрой, занятиями музыкой. Включение в жизненные ситуации, позволяющие понять идеи собственности и дисциплины. Нет специального обучения грамоте.
| 12-15 лет – отрочество
3 период
| Идея умственного воспитания:
– основа учения – интерес:
– практическая ценность знаний и поисковый путь их получения.
Идея трудового воспитания: труд – обязанность каждого гражданина.
| Критерий выбора предметов – интерес ребенка. Эмиль увлечен географией, природоведением, астрономией – он исследователь. В процессе обучения важен живой мир. Обучение ремеслом: плотницкое, кузнечное, сельское хозяйство.
| 15-18 лет – юношеский
«Период бурь и страстей»
4 период
| Идея нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, суждений и воли. Половое воспитание. Знакомство с религией в ее «естественном» варианте.
| 1 этап – формирование доброго чувства опытным путем.
2 этап воспитание добрых суждений – знание истории, литературы.
3 этап – воспитание воли – правильные поступки. Возвращение в систему общественных отношений.
| с 18-20 лет
| Познание жизни, народов, стран людей
| Путешествия
|
Человек будь человеком, это твоя первая обязанность.
Вам не удается никогда создать мудрецов, если будите убивать в детях шалунов.
Уметь ничего не делать с воспитанниками – вот первое и наиболее трудное искусство воспитания.
Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника.
Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь.
|
|
|