Главная страница

эта книга стоит денег. Книга Фишера и Юри. Переведено Яной Велигуриной httpsvk comyanaveligurina


Скачать 0.92 Mb.
НазваниеПереведено Яной Велигуриной httpsvk comyanaveligurina
Анкорэта книга стоит денег
Дата19.08.2022
Размер0.92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКнига Фишера и Юри.pdf
ТипДокументы
#649192
страница12 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
12 КОМЕДИЯ ПОЛОЖЕНИЙ Некоторые люди считают, что комедии положений легко писать. Некоторые люди смотрят действительно-действительно плохие ситкомы по телевизору и говорят Эй, я мог бы сделать это лучше. И знаете что Они вероятно правы. Они, вероятно, могли бы написать ситкомы лучше, чем написаны плохие ситкомы. Проблема в том, что телевизионная индустрия уже почти до отказа наполнена писателями, которые могут писать плохие ситкомы. Дело в том, что если вы хотите преуспеть в этом засилье сорняков, то нужно писать ситкомы лучше, чем лучшие из них, а нечем худшие из них. Если это ваша стезя, то я надеюсь, что эта глава поможет вам проложить дорогу. НЕЗАВИСИМЫЙ СЦЕНАРИЙ Типичный паспорт в страну ситкомовских надежд и мечтаний – это независимый сценарий. Это пробный эпизод существующего телевизионного сериала, который выпишете для того, чтобы показать вашу способность уловить голоса персонажей, структуру истории, и шутки, и ритмы, данного сериала. Выбирая, для какого сериала писать независимый сценарий, нужно иметь ввиду следующую пару моментов. Вы хотите выбрать модный сериал. Нет смысла писать независимый эпизод глупой плохой или производной комедии положений потому, что никто из тех, кто мог бы нанять вас, не заинтересуется хотя бы чуть-чуть прочитать независимые сценарии для подобных сериалов. Вам нужно выбирать среди модных свежих сексуальных сериалов, которые популярны в то время, когда выпишете сценарий. Сейчас в 1994 году к наиболее часто востребованным сериалам для написания независимых сценариев относятся
«Фрейзер», Большой ремонт и «Сейнфелд». Но вам нужно знать, что к тому времени, когда выбудете читать эту книгу, все эти сериалы будут забиты независимыми сценариями до смерти существовавшей ранее вселенной ситкомов, на которых стоит быть похожими. Вам нужно опередить кривую, выбрать и написать независимый сценарий к сериалу до того, как он станет хитом, и затем размолоть в мельнице для ситкомовкских независимых сценариев. Смотрите новые ситкомы. Старайтесь быть первым в вашей группе, чтобы написать независимый сценарий для новомодного сериала. В худшем случае, вы напишете независимый сценарий для сериала, который не станет успешным. В таком случае вы потеряете только время, которое вам потребовалось, чтобы написать этот сценарий, но приобретёте опыт в этой работе. По-моему, это выгодная сделка. Как только вы выберете мишень для написания независимого сценария, спросите себя, нравится ли вам сериал, для которого выпишете независимый сценарий. Достаточно сильно ли вам нравится смотреть его и изучать его и писать его, чтобы тратить недели и месяцы работы, нужные для того, чтобы проделать хорошую работу по вашему независимому сценарию Не обманывайте себя нет смысла писать независимый сценарий для сериала, который вам не нравится, в независимости оттого насколько он популярен и моден, по той простой причине, что вы не напишите независимый сценарий хорошо. У вас может быть очень эффективный искусный подход к написанию этого независимого сценария, но какого-то существенного энтузиазма будет недоставать, и это отсутствие всегда заметно. Используйте свои сильные качества. Есть ли у вас навыки гэгов? Тогда вам нужно писать независимый сценарий для сериала, движущей силой которого являются гэги. У вас есть чувства Тогда вам нужно писать образец для сериала, в котором много прочувствованных моментов. Можете ли вы хорошо писать для детей Пишите независимые сценарии для детских сериалов. Цель независимого сценария заключается в том, чтобы сразить их наповал вашей опытностью на странице. Делайте всё, что вы можете, чтобы дать себе преимущество в этом направлении. С этой точки зрения, это может быть полезным для того, чтобы обратить внимание на ваши сильные (и слабые) стороны как писателя. Это не только поможет вам выбрать правильный сериал для

95 написания независимого сценария, это также покажет вам в общих чертах, где ваше искусство нужно доработать. Наконец, можете ли вы найти вашу душу в сериале Это действительно один из ключевых вопросов. По своему опыту могу сказать, что ни один сценарий для ситкома не будет достаточно хорош, если писатель не вложит своё настоящее сердце, настоящие чувства и настоящие эмоции в работу. Предлагает ли вам эту возможность сериал, который вы выбрали Если вы не чувствуете никакой связи с персонажами или ситуацией сериала, то как вы можете вложить своё подлинное я в работу Также как и недостаток энтузиазма, отсутствие прочувствованных моментов уничтожит даже самые лучшие экземпляры независимых сценариев. УЧЕНИЕ ПРАВИЛ Чтобы придать вашему независимому сценарию блеск, вам нужно изучить правила сериала, для которого выбудете писать, а затем следовать этим правилам в вашем независимом сценарии. В предыдущей главе, например, я упомянул правило для Женатых с детьми, в соответствии с которым Эл Банди всегда проигрывает. Чтобы хорошо написать независимый сценарий эпизода этого сериала, вам нужно знать и следовать этому правилу. В «Мерфи Брауне» часто присутствует гэг, или даже фирменный гэг, о секретаре, но сюжет никогда не строиться вокруг секретаря. Не следование этому правилу выдаст ваше незнание внутренних механизмов сериала. Правило сериала Без ума от тебя сводится к тому, что история всегда показывает конфликт между Полом и Джейми. В сериалах Боба
Ньюхарта почти всегда есть телефонный монолог, чтобы продемонстрировать сильную фирменную фишку Боба с этим гэгом. В Острове Гиллигана
» есть правило, в соответствии с которым никто никогда не покинет остров. Можете ли вы вообразить, что пишите независимый сценарий эпизода Острова Гиллигана
», в котором они все уезжают Чтобы узнать больше о правилах сериала, подумайте о том, какой тип комедийной истории рассказывает сериал. Воспоминания о том, что Такси имеет структуру центральный персонаж – эксцентрические персонажи, приведёт вас к выбору истории, которая поместила бы Джуда Хирша в центр эксцентрического конфликта. Затем воспоминание о том, что Такси больше не показывают, привело бы вас в первую очередь к тому, чтобы выбрать другой сериал для написания независимого сценария. Вы изучаете правила сериала, читая образцы сценариев этого сериала и просматривая записанные эпизоды. Читайте эти сценарии и смотрите эти эпизоды снова и снова до тех пор, пока у вас не появится понимание не только формы и структуры сериала, но и его скрытой логики, его склонностях к тому или иному типу истории и его чувства юмора. Правила сериала распространяются на все аспекты этого сериала. Какого персонажа взять для основной сюжетной линии Кого взять для второстепенных сюжетных линий Является ли кто-то партнёром комедийного персонажа Рассказывают ли персонажи шутки или делают саркастические замечания или весь юмор исходит из комедийной перспективы персонажа Какой язык используют эти люди Какие темы запретны? Ссылаются ли они на внешний мирили они живут в плотно закрытом ситкомном пузыре Будут ли персонажи прикидываться дураками Чтобы правильно написать независимый сценарий, вам нужна вся эта и ещё некоторая дополнительная информация. Просто это не повод для того, чтобы приготовиться, прицелиться и запустить пирогом. СТРУКТУРА СЮЖЕТА СИТКОМА Комедии положений строятся также как и двухактные или трехактные сказки. У Без ума от тебя, Чертовой служба в госпитале Мэш» и «Женатых…с детьми двухактная структура «Мерфи Браун» и «Симпсоны» играются в три действия. Каждый акт заканчивается перерывом в действии, крупным драматическим моментом, который как некоторые надеются) создаёт чувство ожидания и страхом достаточно сильным для

96 того, чтобы поддерживать интерес зрителей вовремя рекламной паузы и вернуть их обратно к дальнейшему просмотру. В двухактных структурах ищите такой момент для вашего перерыва в действии, который бы был моментом максимального страха. В перерыве в действии всё должно быть для ваших персонажей настолько плохо, насколько это возможно. Если ваша история о ссоре мужа с женой, тов перерыве в действии мужа прогоняют на кушетку или в гараж или в дом лучшего друга. Если ваша история о персонажах, запертых в подвале, то перерывом в действии станет момент, когда они пробивают большую трубу и начинает подниматься вода. Если ваша история о персонаже, которого застукивает с лекарством от кашля его приехавший новый босс, то перерывом в действии будет момент, когда босс приходит как разв тот момент, когда подействует лекарство от кашля. Несколько лет назад у некого гения появилась прекрасная идея поделить сериал натри части, и тем самым создать место для дополнительной рекламы. Следуя этой логике, у нас скоро появятся четырехактные и пятиактные и вероятно даже двенадцатиактные ситкомы с перерывом на рекламу каждые две минуты. Как бы тони было, в трехактной структуре, также как ив двухактной структуре, для момента перед каждой рекламной паузой важно иметь некую реальную драму и срочность, чтобы перенести зрителя через паузу. Мне нравится думать о моих трехактных перерывах в действии в терминах опасность приближается и опасность наступила. В конце первого акта персонажи знают, что неприятности не за горами. На втором перерыве в действии осознаются последствия этих неприятностей. Эта вторая пауза примерно соотносится с моментом максимального страха в традиционной двухактной структуре. В эпизоде «Мерфи Брауна» опасность может приближаться в форме повесток, которые требуют, чтобы Мерфи появилась в суде и выдала секретную информацию. Опасность появляется, когда её бросают в тюрьму зато, что она не выдает информацию. В эпизоде «Симпсонов» опасность приближается, когда Барт узнает, что он должен написать доклад к завтрашнему утру, а опасность наступает, когда он просыпается на рассвете, заснув в процессе своей работы. В любом случае, ваш перерыв в действии должен создавать ожидания, сильное пронизывающее о, нет чувство у вашего читателя или зрителя. Вот здесь-то ваши умения делать неприятности хуже как рази пригодятся. Снова мы сталкиваемся с удивительным мнением о том, что комедия не столько о смехе, сколько об умышленном упорном разрушении безмятежности и спокойствия персонажа. Сохраняйте это упорство и используйте его в вашем письменном труде если выбудете использовать его в реальной жизни, то вас бросят в тюрьму. Неважно, что происходит в вашей истории, не забывайте о том, что комедии положений по существу циклические всё всегда заканчивается примерно также, как и начиналось. Если персонажа достаёт его семья, ион уезжает из дома, ясно, что перерывом в действии является момент, когда он уезжает. Также понятно, что история закончится тем, что персонаж вернётся домой. Почему это так связано с эпизодической природой коммерческого телевидения В основном, зрители возвращаются к ситкому каждую неделю, чтобы увидеть их любимых персонажей, делающих почти тоже самое, что они делали на прошлой недели и на позапрошлой неделе. Это не означает, что в сюжете ситкома нет изменений. На самом деле, есть трудноуловимые и интересные изменения в каждом эпизоде ситкома, и понимание этого изменения – ключ к пониманию структуры сюжета ситкома. АРКА СТАБИЛЬНОСТИ Истории ситкома начинаются сточки старой стабильности, проходят через растущую нестабильность и, наконец, прибывают в точку новой стабильности. Вы можете иметь дело с эпизодом, в котором, например, старая стабильность связана стем, что отец не пускает дочь на свидание. Через растущую нестабильность у отца с дочерью

97 развивается конфликт на этой почве. Отец запрещает, дочь оказывает неповиновение, отец обнаруживает это, дочь лжёт и т.д. Наконец, вы достигаете новой стабильности, в рамках которой отец и дочь приходят к соглашению о том, что свидания хороши в рамках надежных и оговоренных границ. (Если это звучит как обыкновенные ситкомовские нравоучения, то так оно и есть, нов таком случае опять-таки ситком – только зеркало в мир он рассказывает людям именно то, что они хотят услышать. В противном случае, его снимают с эфира)
Приведём другой пример старой стабильностью может быть отказ персонажа взрослеть. Нестабильность может проявляться в форме несчастного случая или болезни или смерти родственника или друга. Новая стабильность может быть осознанием персонажа того, что она действительно повзрослела и это классно. Арка прохождения от старой стабильности к новой стабильности часто является путешествием от отрицания к принятию. Заметьте, как тот тип истории течет от точки отправления в точку максимального отдаления и опять назад к точке очень близкой к первоначальной точки отправления. Также заметьте, что рассмотрение вашей истории на этом уровне – это форма абстракции. После того, как вы определите интересную старую стабильность, нестабильность и новую стабильность, вы найдете буквально дюжину историй для исследования, построенных в той же самом направлении. Сделайте себе одолжение и исследуйте все эти варианты подробно. Не допускайте, что первое решение – самое лучшее решение всегда оставляйте место для новой идеи. Теперь потратьте несколько минут и посмотрите, сможете ли вы построить несколько историй по пути от старой стабильности через нестабильность к новой стабильности. Я начну для вас. СТАРАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Мужи жена любят друг друга. НЕСТАБИЛЬНОСТЬ Они чувствуют взаимно нелюбимыми недооцененными и принимаемыми как должное. НОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Они возрождают свой роман и снова любят друг друга. СТАРАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Мальчик-подросток живет дома. НЕСТАБИЛЬНОСТЬ Он чувствует себя сытым по горло радетельскими правилами и переезжает в холостяцкую квартиру со своими приятелями, в которой он обнаруживает, что независимость не так хороша, как принято считать. НОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Он возвращается домой с новым отношением к своей семье. СТАРАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Девушка не принимает смерть своих родителей. НЕСТАБИЛЬНОСТЬ Домашний питомец умирает и на его похоронах девушка сходит сума и, наконец, открывается горю. НОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Девушке удается принять смерть своих родителей. СТАРАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ У мужчины есть работа. НЕСТАБИЛЬНОСТЬ Мужчину увольняют. НОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Мужчина получает новую работу. Этот последний пример может показаться нелепо элементарным, но он говорит лишь о том же. Если вы не можете свести вашу историю к чему-то такому же простому, то вы ещё не полностью понимаете это. Также как и Комедийная Сквозьлиния, этот тип

98 кратчайшего пути служит как точкой отправления для более глубокого исследования истории, таки средством проверки для того, чтобы понять, что у вашей истории есть подлинная аутентичная дуга перемен. Попробуйте. СТАРАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ НОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ СТАРАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ НОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ СТАРАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ НОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ В заключение, структура без содержания подобна шоколадному яйцу без начинки с нугой. Чтобы сделать перемены состояния ваших персонажей интересными для публики, вам нужно рассказать стоящую историю – или две – и связать их с заданной или, по крайней мере, заказанной темой.
ИСТОРИЯ-А, ИСТОРИЯ-Б И ТЕМА Многие, хотя и не все, комедии положений делятся на историю - аи историю – б. История – а – это главная сюжетная линия, крупная проблема, тяжелый эмоциональный проблемы, которыми данная получасовая телевизионная реальность предпочитает заниматься. Как правило, история – ада тся звезде сериала, главному персонажу. Также история – а исследует тему эпизода. Неважно является ли темой сериала рассказать правду или быть верным своей школе или не совершать глупых поступков, она проигрывается в самом широком, самом глубоком и самом драматическом смысле в истории – а. История – б намного мельче и легче, чем история – а. Обычно, вовлекая второстепенных персонажей, она несет на себе намного меньше эмоционального груза и занимает меньше экранного времени, чем история – а. В хорошо продуманных ситкомах присутствует тематическая связь между историей – аи историей – б, в которой история – б объясняет и расширяет значение истории – а. Я предпочитаю думать об истории – а, как о мелодии, а об истории – б, как о гармонии. Если в вашей истории – а есть некий М-р Уэки, спорящий, например, со своим боссом о повышении, то ваша история – б может затрагивать детей Уэки, требующих у него больше карманных денег. Если ваша история – а затрагивает попытки Уэки завязать с героином, история – б может затрагивать его девушку борющуюся с злоупотреблением кофе. Нужно ли историю – аи историю – б связывать таким образом Нет, конечно, нет в истории – а Уэки попадает в тюрьму, в истории – б у его кузины появляются прыщи. Или можно так история – аи история – б пересекаются только, когда одна из них решает проблему другой. Например, если перед м-ром Уэки стоит дилемма, стоит ли ему отмывать налоги, он может найти ответ, заставив свою дочь самой делать свою домашнюю работу, вместо того, чтобы списывать у подруги. Являются ли истории сильнее, если они тематически связаны Думаю, да. Такую работу сделать сложнее, но награда стоит усилий.

99
ЕЩЁ ОДИН СПОСОБ СОЗДАНИЯ ОСНОВ СИТКОМОВСКОЙ ИСТОРИИ Поскольку не все стратегии работают для всех писателей, то я предпочитаю ввести ещё один быстрый и эффективный способ узнать о вашей ситкомовской истории. Чтобы использовать этот способ создания основ, думайте в следующих терминах введение, осложнение, следствие и значимость. Введение к ситкомовской истории – это явление, которое способствует возникновению проблемы или приводит рассказ в движение. Приезжает гость из провинции. Появляется бывшая девушка. Наступает первое свидание. Истекает срок водительских прав. Начинаются каникулы. Осложнение – это явление, которое ухудшает неприятную ситуацию. Если во введении один персонаж принимает лекарство от кашля, то осложнением окажется то, что другой персонаж приводит своего босса домой на ужин. Если во введении один персонаж участвуют в выборах на должность школьного учителя, то осложнением окажется то, что другой персонаж начинает предвыборную гонку. Если во введении персонаж сочиняет ложь в английском эссе, осложнением окажется то, что эссе выигрывает главный приз. Если во введении М-р Уэки идёт к врачу, то осложнением окажется то, что он узнаёт, что ему осталось жить только три недели. Следствие – это результат конфликта, созданного введением и осложнением. Если два человека участвуют в выборах на одну и туже должность, то следствием будет результат выборов. В истории о лекарстве от кашля, следствием окажется тот момент, когда лекарство от кашля брызнет так сказать в лицо босса. Следствием того, что м-р
Уэки столкнулся со смертью, является то, что он примиряется со своей смертностью только для того, чтобы обнаружить (поскольку мы предпочитаем, чтобы серии шли ещё лет пять или даже дольше, что по истечению обозначенного доктором срока он всё ещё живой. Значимость – это просто формулировка темы истории. И, кстати, тема лучше всего выражается как императив и инструкция, как призыв к действию. Защищайте ваших друзей. Поступайте правильно. Не бойтесь будущего. Остановитесь и понюхайте розы. Примите свою собственную смертность. Засыпайте людей, которых вы любите, любовью. Вот как можно разбить эпизод из Острова Гиллигана
»: Введение Инопланетный космический корабль приземляется на остров. Осложнение Гиллиган становится другом инопланетян, которые соглашаются отвезти его домой. Следствие Гиллиган боится того, что инопланетяне будут его использовать и позволяет им улететь без него. Значимость Поступайте правильно, чего бы то вам это ни стоило. Или предположим, вы имеете дело с ситкомом с названием Полупансион о конфликте супружеской пары по поводу того, как управлять их маленькой гостиницей. Ничего не зная об этих персонажах и их жизни, вы, тем не менее, можете составить о них краткую маленькую историю из четырех предложений. Введение Бадди приглашает в Полупансион своих старых приятелей со студенческой скамьи для игры в покер. Осложнение Бэт приглашает группу благовоспитанных девушек нате же выходные. Следствие Всё выходит из-под контроля, и Бэт и Бадди вынуждены объединиться, чтобы справиться с толпой. Значимость общайтесь Вы можете подумать, что такого рода повествование не является сложным – всё поверхностно, нет содержания. Конечно, вы не узнаете всего, что вам нужно об истории в четырех предложениях. Но всё, что вам нужно знать заключается в этих четырех предложениях – если они правильные. В качестве упражнения возьмите существующую комедию положений или придумайте свою собственную, и посмотрите, сможете ли вы сделать несколько резюмированных историй для этого сериала. Мой сериал называется «М-р Уэки». ион о бывшем воспитателе детского сада, который в настоящее время содержит дом престарелых для бывших актёров.

100
Уэки открывает нелегальное казино, чтобы собрать деньги для уплаты налогов. Полиция опечатывает казино и бросает Уэки в тюрьму. Впечатляющая защита Уэки в зале суда разбивает как обвинение в злоупотреблении азартными играми, таки обвинение налоговой проверки. Тема Борьба с мэрией. Доктор м-ра Уэки говорит ему сесть на диету. Уэки пытается, но терпит неудачу с диетой ив конце концов, с ним случается сердечный приступ. Зато время, что он был при смерти, он понимает ошибки своей жизни. Тема Подвести итоги жизни.
Уэки приходит на азартную игру, в которой он крупно выигрывает. Потом он обнаруживает, что игра подстроена. Жертвуя своей новообретённой славой и богатством, Уэки завязывает с нечестной игрой. Тема Быть верным самому себе. Этот инструмент создания историй на скорую руку (который работает для всех типов историй, а не только для ситкомов) особенно полезен, когда вы ищите идеи для истории. Если вы составите длинный список историй, разворачивающихся только на уровне введения, осложнения, следствия и значимости, то вы почти сразу же узнаете, какие из них хорошие, не делая лишней работы. Есть ещё один элемент, который нужно искать в создании основ, который я называю предполагаемый сценарий фейерверка. Хорошо составленная ситкомовская история часто предполагает или включает в себя крупную кризисную сцену, в которой все салюты взрываются или все пироги брошены или всё тайное стало явным. Также как следует научиться проводить линию от старой стабильности к новой стабильности, в хорошо составленной истории вы можете нарисовать четкую линию от введения вашей истории к её предполагаемому сценарию фейерверка. Если во введении вашей истории персонаж принимает лекарство от кашля, приготовленного по домашнему рецепту, то предполагаемым сценарием фейерверка будет момент, когда персонаж действует возмутительно в присутствии самого худшего из возможных людей в самое худшее из возможного времени. Если ваша история начинается со лжи, любой лжи, то предполагаемым сценарием фейерверка будет момент, когда правда, наконец, рассказана. Повторяю снова, вы не можете узнать подробностей предполагаемого сценария фейерверка лишь из одного предложения, но упоминание о ней скажет вам, где искать ответы. Часто предполагаемый сценарий фейерверка зависит отрешения, которое оказывается ключевым моментом всей истории. Предположим, у вас есть ситком о профессиональном футболисте в отставке. В данном эпизоде он может получить шанс вернуться к игре. Не зная больше ничего об этом эпизоде, вы можете быть почти точно уверенными в том, что предполагаемый сценарий фейерверка будет тем моментом, когда футболист решает рази навсегда, что делать сего давнишней профессиональной мечтой. Старая стабильность Персонаж чувствует, что его карьера закончена. Нестабильность Персонаж получает последний шанс. Новая стабильность Персонаж принимает тот факт, что прошлое - это действительно прошлое. Теперь потратьте немного времени для работы с этими инструментами для создания истории, и поймите, какой из них является для вас самым эффективным. КОНСПЕКТ ИСТОРИИ Прежде чем писать сценарий для ситкома, вам нужно написать полный и подробный конспект истории. Этот документ является презентацией, рассказывающей о вашей истории, включающий так много деталей, так много настоящих эмоций итак много смешных случаев, как вы сможете вместить на странице. Обычно, это проза занимает примерно десять страниц, ноне существует твердого правила по объему. Вам нужно

101 просто рассказать историю как можно подробнее, для вас конспект истории будет планом, на основе которого выбудете писать сценарий. Внимание Если вы новичок в написании сценариев к комедиям положений, то именно над этой частью процесса вам нужно больше всего работать. Может быть, выскажете Конспект Мы не нуждаемся нив каких противных конспектах, ивы погрузитесь прямо в ваш сценарий, уверенный в том, что создадите историю, если будете следовать вашему сценарию. Люди, поверьте тому, кто там был, этот путь к безумию. Если вы уделите недостаточно времени конспекту, то это только вернёт вас обратно к следованию сценарию. Зачем Проблемы истории. Переписывая и переписывая и переписывая ваш конспект много раз, выбудете обнаруживать проблемы в вашей истории, а затем решать их по мере появления. Во много раз легче обнаружить проблему в конспекте, чем в сценарии по той простой причине, что вам придётся исправлять меньше слови намного меньше страниц. Сделайте себе одолжение помучьтесь из-за конспекта убедитесь, что история работает прежде, чем вы приступите к сценарию. Вот как может выглядеть типичный абзац из конспекта истории АКТ ПЕРВЫЙ/СЦЕНА ПЕРВАЯ – ГОСТИНАЯ УЭКИ – ДЕНЬ
М-Р УЭКИ переключается с канала на канал, восхищаясь тем, что все пятьдесят шесть каналов отрегулированы таким образом, чтобы синхронизировать их рекламные паузы. Его сын-подросток, ДУАЙТ, возвращается из школы, ведя себя беззаботно, но явно что-то скрывая. Уэки давит на Дуайта до тех пор, пока Дуайт не признается в том, что девочка пригласила его на свидание. Разве это плохо удивляется Уэки. Есть ли что-то, касающееся сексуальной ориентации Дуайта, чего
Уэки должен знать Нет, нет Дуайт – производитель просто эта девочка имеет ветреную репутацию и Дуайт слышал, что она интересуется только его телом.
Дуайт чувствует себя использованным. Уэки важно согласился стем, что никто не заслуживает того, чтобы к нему относились как к сексуальному объекту, но как только Дуайт покидает комнату, Уэки качает кулаком с ликованием Да Мой сын – жеребец Как только вы составите черновик вашего конспекта истории, вам нужно подробно исследовать его по двум направлениям проблемами возможностям. Проблемы – это смысловые и логические ошибки вашей истории. Возможности – это все бесчисленные способы, с помощью которых вы сможете сделать вашу историю сильнее и интереснее, а его сцены смешнее, ярче и глубже, до того как перейти к составлению сценария. Когда вы имеете дело с проблемами истории, вам нужно думать в контексте двух типов логики логики сюжета и логики истории. Логика сюжета – это внешняя логика, последовательность событий, которые вы, писатель, включаете в вашу историю. Логика истории – это внутренняя логика ваших персонажей, причин, по которым они ведут себя тем или иным образом. Всё, что движет вашей истории должно удовлетворять как логику сюжета, таки логику истории. Иными словами, ваши персонажи должны делать то, что они делают, чтобы двигать историю вперёд, но их действия должны иметь смысл для самих персонажей. Если они этого не делают, то у вас появятся сюжетные роботы, персонажи, которые служат только для продвижения истории вперёд. Предположим, выпишите независимый сценарий эпизода «М-ра Уэки» (Вы Я польщен, ивам нужно, чтобы М-р Уэки рассмотрел необходимость в вазектомии. Он не может просто проснуться и сказать Вот такт к Я думаю, что было бы лучше, чтобы мою мошонку вскрыли. Скорее, что-то в истории должно подвести его к этому мнению. Если его девушка боится забеременеть, то Уэки может решить, что пришло время попрощаться со Старым М-ром Сперманом. Эта последовательность удовлетворяет как

102 логику сюжета, таки логику истории вы, писатель, хотите, чтобы Уэки лег в эту больничную палату, а теперь и Уэки тоже хочет туда лечь. Если логика сюжета и логика истории не согласуются друг с другом, то ваши читатели или зрители почувствуют себя неудовлетворенными. Таким образом, когда выбудете переписывать ваш конспект истории, убедитесь в том, что любое движение, которое делает любой персонаж, оправдано тем, кем является этот персонаж, чего он хочет, и как по-вашему мнению, он должен себя вести. Возможности в вашем конспекте истории появятся тогда, когда вы сможете применить ваши комедийные инструменты к работе. В вышеприведенном примере, я поместил циничного м-ра Уэки перед телевизором и позволил ему действовать цинично со всеми теми рекламными паузами на ТВ. Переписывая конспект, я могу увидеть в этой сцене возможность преувеличить реакцию Уэки или применить расхождение с контекстом к комедийной перспективе Уэки или даже использовать абстракцию, чтобы найти лучшего телевизионного врага. Магазин на диване Телепроповедники? Как я могу сделать его неприятную ситуацию хуже Именно благодаря переписыванию вашего конспекта, ваша история становится лучше и смешнее. И вот почему каждый раз, когда вы переписываете ваш конспект, вы продвигаете дальше вашу историю, вы понимаете её лучше, ивы можете добывать её комедийный потенциал более эффективно. Я могу, например, набросать три или четыре черновика моей истории прежде, чем я пойму, что уже достаточно много смешного вытянул из того, что за Дуайта борются две девочки или из того, что Уэки увлекся мамой девочки или из того, что Уэки и его сын собираются на двойное свидание. Простой акт переписывания конспекта неизбежно делает историю богаче, а персонажей содержательными, подлинными и интересными. Чтобы вытянуть максимум из вашего конспекта истории, вам нужно писать приемлемые рассказы и писать их снова и снова и снова до тех пор, пока не исчезнут все проблемы и не появятся все возможности. Теперь потратьте немного времени – не минута часов или дней или недель – на то, чтобы написать и переписать конспект для вашего следующего сценария для ситкома. Чем больше времени вы потратите на конспект, тем лучше будет ваш возможный сценарий. ИСТОРИЯ ДЛЯ СЦЕНАРИЯ Если вы сделали свою работу по написанию конспекта вашей истории, то вам должно быть намного проще писать последующий сценарий. Ну, может быть, легко - это слишком сильное слово. Возможно не невозможно как раз то выражение, которое нами нужно. Но подумайте об этом Писать сценарий из основательного и подробного конспекта – только акт преобразования истории из одной формы в другую. Писать сценарий без подробного конспекта – это как промывать золото через вилку для креветок. Гарантирует ли хорошо проработанный конспект отсутствие проблем истории в сценарии Хотелось бы. К сожалению, переходя от истории к сценарию, мы часто испытываем то, что я называю эффект Большого Каньона. Неважно как хорошо смотрится каньон с края, вам не удастся, в действительности, узнать это до тех пор, пока вы не спуститесь по этой ослиной тропе. Неважно насколько основательно вы разработали вашу историю, вы не обнаружите все её проблемы до тех пор, пока не окунетесь с головой в сценарий. Ваш сценарий для ситкома должен быть примерно такой же длинный как тот сериал для которого вы собираетесь писать. Однажды я спрашивал редактора сценарного отдела киностудии, насколько длинным должен быть мой сценарий, ион сказал Настолько длинным как вам хочется, настолько длинным, чтобы он не был менее сорока страниц и не более сорока двух. В настоящее время я предпочитаю более систематизированный подход. Пишите вашу историю как можно полнее и подробнее. Вырезайте всё, что не относится к истории. Почти всегда вам, в конце концов, удастся сценарий, который написан правильно.

103 Если вам всё ещё не удается написать правильный сценарий, отобразите сценарии сериала, для которого выпишите. Просто составляйте его в том же формате и объеме, в котором составляют его они, ивы не слишком ошибётесь. Важна профессиональная презентация. Ваш независимый сценарий – это ваша визитная карточка вам нужно, чтобы он был вашей витриной. Это значит, что имена ваших персонажей орфографически правильно написаны, что ваша разметка страницы плотная и ровная, что ваши ксерокопии чёткие и что опечатки устранены. Как минимум, вам ненужно никому давать простых оправданий для того, чтобы вам отказать. Они найдут уйму причин сделать это по-своему. Понимаете, есть такой феномен в Голливуде (и где-нибудь в том месте, которое вы вообразите, называемый черная дыра независимых сценариев. Когда вы отправляете ваш убедительно составленный независимый сценарий агенту или продюсеру или телевизионному сериалу, он присоединится к дюжинам, возможно даже сотням других, также убедительно составленных независимых сценариев. Это помогает сформировать кучу сценариев, которую можно было бы использовать для строения дорических колонн. В конечном счете, кто-нибудь вытащит ваш сценарий из этой быстрорастущей Вавилонской башни. Если первое, что они увидят, будет опечатка, или имя звезды, написанное с орфографическими ошибками, или ксерокопии, скрепленные скрепками, то они бросят ваш сценарий обратно в кучу и вытащат вместо него сценарий кого-нибудь ещё. Жестоко, но факт ваш сценарий может лежать нетронутым на месте до тех пор, пока сериал не отменят, или продюсер не умрет, или агент не будет сыт по горло делом и не уйдёт в отставку на Пальм Спрингс. Вам нужно дать вашему сценарию любое преимущество в соревновании зато, чтобы быть прочитанным. Начните с того, чтобы сделать его аккуратным на вид. Сделать его хорошо читаемым – это намного более сложная задача. В последнее время, когда любой желающий дантист пишет независимые сценарии для ситкомов, ваш сценарий могут даже не прочитать полностью. Возможно, они откроют его на одной из страниц наобум и будят судить обо всей работе потому, что они прочитают на этой странице. Вспомните о том, что я говорило микромире и макромире. Можете ли вы понять, что для того, чтобы ваш сценарий воспринимался как целое, он должен восприниматься как целое на каждой странице Иногда, к сожалению, одна страница – это всё, что вы получите. Приучитесь тщательно проверять ваш сценарий и убедитесь в том, что каждая страница воспевает и показывает вашу настоящую силу как писателя. Значит ли это, что вы получите работу в телевизионной комедии положений Возможно. Возможно, нет. Это неравенство, к сожалению, длиться долго, и оно не стремиться стать короче в ближайшее время. Тем не менее, кому-то же нужно писать сценарии для этих проклятых сериалов, как для плохих, таки для хороших, и если у вас есть талант и упорство, вы можете стать одним из сценаристов. Только не обманывайте себя, думая, что комедия положений означает только шутки. Как вы видите, она означает что-то намного большее.

104
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта