эта книга стоит денег. Книга Фишера и Юри. Переведено Яной Велигуриной httpsvk comyanaveligurina
Скачать 0.92 Mb.
|
9 ПРАКТИЧЕСКИЕ ШУТКИ Конечно, ни одна книга по комедии не будет полной без обстоятельной дискуссии о практических шутках. 80 10 КОМЕДИЯ И ОПАСНОСТЬ Существует сильная причинная связь между комедией и опасностью чем больше опасность, тем лучше комедия. Чем больше проблему вашего комедийного персонажа и чем больше они ставят на карту, тем больше у вас шансов создать реальные и стойкие комедийные моменты. Если вы мне не верите, то лишь вспомните о том, как в последний раз выкатались на американских горках. Что выделали, когда поездка заканчивалась Держу пари, что смеялись. Или, возможно, блевали. Причина этого кроится в понятии, которое я вводил ранее, напряжение и разрядка. Также как небольшое напряжение сможет вызвать слабый смех, таки целая груда напряжения может создать большую груду смеха. Это правда, хотя мы говорили о Барте Симпсоне, сбежавшем от отца в смертельном ужасе, или о Дороти Майклз, отражающей попытку изнасилования Джонатана Ван Хорна, или Юссориана, столкнувшегося лицом со смертью во Второй Мировой войне, или Голдене Колфилде, испытывающего экзистенциальный психологический кризис в книге Над пропастью во ржи. Если вы действительно хотите рассмешить ваших зрителей, заставьте вашего героя попотеть. Сильно. В Смертельном оружии 3» есть эпизод, в котором Денни Гловер, застрявший в несущемся грузовике скрепкой женщиной-водителем грузовика, которая запала на него. Шутка строится вокруг её чрезмерно несоответствующей реакции, её преувеличенной страсти в комедийном противоречии сего страхом. Но по-настоящему смешной её делает то, что она происходит в контексте борьбы не на жизнь, а насмерть. Зрители чувствуют невероятное напряжение, недоумевая, выживет ли Денни. Это напряжение подчеркивает и наполняет сцену, делая каждую озабоченную фразу водителя намного смешнее. Денни Гловер отвратительно проводит время, но для всех нас это увеселительная поездка. Парни из Охотников за приведениями открывают безвредную мелкую кантору по исследованию паранормальных явлений. Под конец фильма гигантский зефирный человек разрушает Манхэттен, и безопасность целого города в опасности. Это называется повышение ставок. Делайте это при любом удобном случае. Если вы хотите, чтобы персонаж получил награду, приложить к ней также денежный приз. Если ваш персонаж знает кого-то с обезображивающей болезнью, сделайте его лучшим другом персонажа, или ещё лучше мамой персонажа. Если ваш персонаж мошенничает с налогами, убедитесь в том, что он мошенничает по-крупному, его ловят с поличным ион теряет всё при проверке. Вы видите это постоянно в комедиях положений. Позвольте мне придумать сейчас новую комедию положений и показать вам, что я имею ввиду. В воображаемом ситкоме Люди как мы комедийными противоположностями оказываются уличный дитя городских улиц и его родственник из деревни. В этом эпизоде, родственник из деревни пытается лечить простуду домашним средством от простуды, которое делает его «ТВ- наркоманом. Это плохо, ноне так плохо, как могло бы. Предположим, городской житель нанимается на работу и приводит своего нового потенциального начальника домой на ужин. Теперь поведение деревенского родственника имеет огромное и непосредственное влияние на будущее городского родственника. Это повышает ставки истории. Есть два общих способа поднять ставки для вашего героя. Первый способ – увеличить цену провала, и второй способ – увеличить цену успеха. В Поменяться местами Уинторп Дэна Эйкройда лишается привилегий. На карту поставлен, как минимум, весь его образ жизни, он может многое терять. В тоже время, Билли Эдди Мерфи переходит из аутсайдеров в члены общества, превращается из жулика в компетентного человека. На карту поставлена, как минимум, его новая прекрасная жизнь, он может многое выиграть. Ставки повышены в обоих направлениях одновременно, и всякий раз как они повышаются, история становится богаче в комедийном плане. Давайте посмотрим, как это делается. 81 ЦЕНА НЕУДАЧИ Возьмем, к примеру, следующую ситуацию парень играет в рулетку в казино в Лас- Вегасе. У него есть два доллара, поставленных на двойное зеро, штука баксов в кошельке, любимая жена сбоку от него, и возвращение в дом, полноправным владельцем которого он является. Мы не беспокоимся о судьбе его ничтожных двух долларов потому, что это мелочь для проигрыша. Неважно, что случиться, если наш парень не проиграет там больше двух баксов, а для него два бакса – это ничего. Нет напряжения в сцене. Нет напряжения – нет разрядки. Нет разрядки – нет смеха. Теперь, предположите, что парень поставил на кон не два доллара, а две тысячи долларов. Ион уже потеряет в тысячу раз больше. Но постойте, давайте сделаем ситуацию ещё хуже. Предположите, что это последние две штуки баксов, которые у него остались в мире. Затем предположим, что он задолжал морякам за тунец шестьдесят косарей, и единственный способ сними рассчитаться – это сорвать джек-пот. Чтобы ещё больше ухудшить его дела (всегда, всегда ухудшайте дела, введите в действие громилу, ждущего его снаружи, а громилу зовут Палец потому, что это первое, что он предпочитает ломать. Но и этого недостаточно этот несчастный парень пообещал своей дочери отдать её в балета поскольку ситуацию не спасёт, ни операция на колене, ни трансплантация легкого, то как ему теперь расплатиться за это всё? Теперь перед нами человек, который поставил всё на карту. В этой сцене присутствует такое сильное напряжение, что зрители практически начинают смеяться просто для того, чтобы снизить напряжение. Именно это вами нужно. По возможности, поместите ваших комедийных персонажей в ситуации, в которых они, если теряют, то теряют всё. Это работает не только для комедийного повествования. Помните пример, который я приводил в восьмой главе о стендапере, который притворяется, что боится задир Что, если комик прояснит своим зрителям, что его цена неудачи, в самом деле, действительно высока Если выбудете задирать меня, то у меня случится нервный срыв, и я проведу свои следующие пять дней взаперти, следующие пять лет в кабинете психиатра и следующие десять жизней, пытаясь преодолеть психологическую травму, которую вы нанесли бы мне здесь вечером. Он поднял бы ставки. Он бы создал напряжение. Когда неизбежное задирание наступит, разрядка от взрывного смеха будет намного сильнее. В фильме Доброе утро, Вьетнам забавность ежедневной радиопередачи Эдриана Кронауера прямо зависит от возрастающей жары, от которой он изнывает в Армии, и от растущего эмоционального вклада в его вьетнамского друга ив женщину, которую он любит. В фильме Кошка Балу Джейн Фонда становится ответственной не только за себя, но и за своих недавно обретенных друзей. Таким образом, цена неудачи возрастает. Таким образом, ухудшить и без того плохую ситуацию означает мысленно сходить в магазин за как можно большим количеством способов, с помощью которых ваш персонаж может быть ранен неудачей. Неудивительно, что этот инструмент хорошо работает в форме списка. Предположим, что ваш персонаж пытается получить деньги в банкомате. Чтобы повысить цену неудачи, вам нужно увеличить плохие последствия от его неудачи получить эти деньги. Он не сможет купить последний выпуск журнала «People». Он не сможет пригласить свою девушку. Он не впечатлит своего начальника. Он пропустит выплату алиментов (которые он итак уже изрядно задержал. Люди на улице будут тревожить его. Его убьет бандит. Мир, такой, каким мы его знаем, прекратит своё существование. 82 Вы, вероятно, не смогли увидеть прямую связь между наличными деньгами и концом света. Я мог бы показать эту связь (что-то, связанное с терроризмом, плутонием и с картой сокровищ в магазине подержанных книг, нов этом нет необходимости. Логика и комедия не всегда бывают как близкими друзьями, таки даже случайными знакомыми. Всегда помните о том, что подлинное повышение ставок происходит на эмоциональном уровне. Чем ближе вы коснетесь глубоких внутренних страхов персонажа, тем больше будет его или её реальный риск. В приведённом выше примере, я перечислил грабителя и бывшую жену в качестве возможных угроз для нашего героя. В то время как грабитель несёт большую физическую угрозу, бывшая жена, возможно, имеет более эмоциональное влияние. Намекаю Чтобы получить лучшее из всех возможных вариантов, сделайте бывшую жену и грабителя одними тем же лицом. Попробуйте. Отставив логику в сторону, и стремясь к эмоциональному центру, рассмотрите ситуацию, в которой молодая женщина примеряет платьев бутике. Какие десять ужасных вещей могут произойти, если платье не подойдет Давайте возьмём другую ситуацию. Выпишите скетч об актрисе, которая боится сцены. После того, как вы поместите её на сцену, как вы можете ещё сильнее ухудшить её неприятную ситуацию Что, по вашему мнению, может ранить её сильнее всего, если она подастся страху перед сценой Сначала, давайте преувеличим её страх перед сценой пусть это будет непросто волнение, а полномасштабный каталептический страх. Затем, поместите важных людей в зрительный зал агентов, продюсеров, друзей и родственников. Чем больше будет людей, которых она хочет впечатлить, тем сильнее будете катастрофический коллапс. Дайте ей помощников, людей, которые напрямую заинтересованы в её выходе. Если будут другие актёры и, возможно, писатель или директор, который рассчитывает на то, что она прекрасно выступит, то она может потерять намного больше, разочаровав их. Всё ещё не удовлетворены Введите в действие упорного преследователя, который держите дочь в заложниках за кулисами и убьёт е, если он не будет взволнован её выступлением. Теперь мы говорим о риске Попробуйте ещё раз. Есть фотограф, который хочет сфотографировать звезду, ведущую затворнический образ жизни. Как вы можете поднять ставки, чтобы сделать цену его неудачи ужасно высокой Не всегда бывает понятно, как нить ужасных обстоятельств движет комедийную сцену. Возможно, нить только предполагается. Гиллиган, например, сталкивается с непосредственной угрозой не покинуть остров, но он также сталкивается с предполагаемой угрозой не понравиться Капитану. Поскольку эта вторая угроза ближе его эмоциональной сущности, она дает чувство опасности, которая движет комедию вперед. Когда мы говорим об опасности, тем не менее, мы не всегда подразумеваем конкретно неприятности. Чем больше надежды, также как и страха, ваш персонаж вкладывает в последствия, тем большую опасность он чувствует. Наделение вашего персонажа более сильной потребностью или надеждой на благополучный исход называется повысить цену успеха. ЦЕНА УСПЕХА В мультфильме «Кейси в Бат» Майти Кейси шагает по плите с постоянным ожиданием того, что ему повезти он навечно впишет своё имя в пантеон героев. У него нет страха потерпеть неудачу, но его потребность в успехе практически нестерпимо высокая. Не только его надежда, но и надежда его товарищей по команде, фанатов, последователей в Мидвиль Найне, надежды здравомыслящих людей повсюду держатся прямо на его широких плечах. Конечная победа для него и для всех – только повернуть время вспять. 83 В Дне сурка жизнь превращается в ад для Билла Мюррея не потому, что он боится проживать один и тот же день снова и снова, а потому, что он сильно надеется завоевать любовь Энди МакДауелл. И события становятся смешными для нас в прямой зависимости оттого, насколько они адские для него. Помните, что мы говорили ранее о несмешном моменте для того человека, который находится в этом моменте Часто у такого человека есть такая сильная надежда и потребность, вложенные в этот момент, что он даже не замечает шутки. Это печальное душераздирающее место, в которое, по причине изложенной выше, вы и хотите привести вашего персонажа. Давайте вернемся к сцене у банкомата. Мы рассуждали о том, как повысить цену неудачи. Могли бы мы также поднять цену успеха Какие хорошие последствия могли бы произойти, если наш герой получит деньги из этого банкомата? Он купит выигрышный лотерейный билет. Он возьмет своего ребенка на игру в баскетбол. Он выплатит ипотеку за свой дом. Он пойдет в музей, встретит там артистку, вступит с ней в глубокую эмоциональную и духовную связь, женится на ней, и будет жить с ней счастливо до конца дней своих. И всё потому, что он вынул деньги из банкомата. Вау. Теперь вернемся и посмотрим снова на вашего фотографа. Как вы можете повысить цену успеха таким образом, чтобы успех в съемке этого фотографа способствовал бы его огромной и пожизненной выгоде Сложно отыскать юмор сцены, просто спросив В чем заключается юмор этой сцены Но легко спросить Что на кону А когда вы узнаете, что на кону, вы узнаете также и что смешного. Люди смеются потому, что они сопереживают потому, что они чувствуют настойчивость и желание вашего персонажа. Если в сцене нет ничего на кону, если же он просто достает деньги из банкомата наеду и напитки, тов сцене будет недостаточно поводов для смеха. Надежда на успехи страх потерпеть неудачу идут рука об руку из сцены в сцену. Вы можете сказать, например, что персонаж, который боится столкнуться с гангстером, также надеется избежать подобной участи. Это правда. Бывает, что надежда и страх – это две стороны одной медали. Лучшие ситуации из всех – это, когда непреодолимая, невыносимая мучительная надежда и дурманящий угнетающий животный страх существуют бок о бок водном и том же персонаже водно и тоже мгновение. В Уловке бедный Юссориан назойливо повторят в надежде, что наконец -то совершит достаточно полётов, чтобы его отправили домой. Ив тоже время он боится, что они снова увеличат количество полётов, ион умрёт, прежде чем достигнет своей цели. Надежда и страх живут бок о бок в наших персонажах, также как ив нас самих. Как говорится, искусство заменяет жизнь. ЛОГИКА ИСТОРИИ ПРОТИВ ДИНАМИКИ ИСТОРИИ Как только вы попытаетесь ухудшить неприятные ситуации ваших персонажей, вы столкнетесь с тупым страхом, что вы не будете логичны. В конце концов, всякий раз, когда выговорите Будет ли этого достаточно, вы, по меньшей мере, допускаете возможность того, что этого достаточно. Рано или поздно вы начнёте преувеличивать и злоупотреблять правдоподобием. Или вы уже им злоупотребляете Разве ваш читатель или зритель действительно хочет, чтобы ваша история была логической и целесообразной Вспомните, что каждая комедийная предпосылка представляет ранее существовавшую разницу между действительной реальностью и комедийной реальностью. В некотором смысле логика исключается из уравнения и правдоподобие расщепляется ещё даже до того, как история начнётся. Если ваша предпосылка заключается в том, что русалочка может перемещаться 84 по Манхэттену (Большой всплеск, то ваш зритель уже предполагает, что это невероятно. Им ненужна логика, им нужен смех. Таким образом, когда вы сталкиваетесь с выбором между логикой истории и динамикой истории, всегда делайте самый смелый, самый яркий, самый динамичный выбор, даже если он превосходит правдоподобие. Преувеличивайте надежду и страх, опасность и риск, точно также как вы преувеличиваете поведение персонажа или его характерные признаки. Вы можете подумать, что вы зашли слишком далеко, но спорим на цену этой книги, что вы ошибаетесь. Слишком сильно никогда не бывает достаточным вы всегда можете ухудшить неприятную ситуацию ещё больше. Читатель или зрители могут отреагировать двумя разными способами на конкретный комедийный момент. Они могут сказать Меня это не подкупает или они могут сказать Яне могу поверить в это. Первое бросается с призрение, второе с изумлением. Очевидно, что вы скорее предпочтёте вызвать изумление, чем призрение. Отлично, логика истории не служит изумлению возмутительные повествования служат. Есть классический эпизод в фильме Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега, в котором Индиана Джонс сталкивается с арабом с кривой турецкой саблей. Поразительное искусство фехтования араба сулит гибель нашему герою, но Инди спокойно вынимает оружие и поражает парня. В этом моменте нет никакой логики – когда это оружие появилось из неоткуда – но это смелый и динамичный выбор. Это вынуждает зрителей смеяться, задыхаться и говорить да я не могу поверить в это. Тоже самое, присутствует в сцене Волшебников из Вэйверли Плэйс» Ральфа Бакши, в которой волшебники сталкиваются друг с другом один с черной магией, а другой с утешительной магией кольта сорок пятого калибра. Мы делаем логические выборы потому, что мы предполагаем, что зрители хотят их, но это ложное предположение. В лучших историях столько много дерзости в их выборах повествования и поворотов сюжета, которые игнорируют или прощают логические ляпы. Комедия – это не только формальное письмо. Если вы создаете что-то действительно смешное, то никого не будет волновать, есть ли в нём эпизоды, выпадающие из логики повествования. Таким образом, суммируя всё вышесказанное о комедии и опасности, возьмите беспредметный непродуктивный вопрос Как я могу сделать сцену смешной и замените его на более простой более мелкий детализированный вопрос Как я могу поднять ставки Затем, разбейте этот вопрос на два Как я могу поднять цену неудачи и Как я могу поднять цену успеха Разбейте эти вопросы на более специфические Каких серьезных последствий мой герой может опасаться Каких серьезных последствий он может страстно желать Испрашивая и отставляя вопрос Логично ли это Ещё раз повторюсь, мы взяли загадку и представили её достаточно понятно, спрашивая и отвечая на правильные типы вопросов. Чёрт побери, если вы всё ещё не смешны к настоящему времени Возможно, вам просто нужно ещё несколько инструментов. 85 11 ЕЩЁ БОЛЬШЕ ИНСТРУМЕНТОВ ИЗ ЯЩИКА С ИНСТРУМЕНТАМИ Большую часть из того, что я знаю, я узнал из просмотра Опасности. Проблема в том, что почти всё, что я знаю из не, существует в форме вопроса. Кто были Исида и Осирис?» Что было Преступлением и наказанием Где находится зал славы по Регби Когда был 1789?» Прошлой ночью Опасность научила меня тому, что есть пять так называемых простых механизмов рычаг, шкив, наклонная плоскость, колесо с осью и винт. После этих простых механизмов появились более сложные и замысловатые бензопилы, пылесосы, механизмы, которые включают и выключают свет по хлопку, и т.д. Таков порядок вещей схватив основы, мы, люди, неизбежно начинаем трюкачить. Всё- таки поскольку я не уверен, что мир действительно нуждается в беспроводном шуруповёрте (поскольку отвертки итак уже беспроводные (игра слов screwdriver – 1. Шуруповёрт, 2. Отвёртка)), то мне кажется, что продвинутый набор инструментов полезен для практикующих специалистов любого ремесла. Конечно, существует тонкая-тонкая связь между продвинутыми непонятным. Таким образом, вот маршрутизатор и шило, универсальные гаечные ключи, так сказать, из вашего Комедийного Ящика с инструментами. |