эта книга стоит денег. Книга Фишера и Юри. Переведено Яной Велигуриной httpsvk comyanaveligurina
Скачать 0.92 Mb.
|
15 МЕТАЛЛОЛОМ И ПОНЧИКИ Только что закончив колледж, вооруженный поистине никчемной степенью по творческому письму, стремящийся к такой не возвышенной цели, как делать мир безопасным для рекламы, я пошел на собеседование на работу в качестве копирайтора. Сказать, что зарплата была мизерной, значит приукрасить слово мизерный, ноя был полон желаний испытать свой корпоративный характер, поэтому я торжественно заявило своей готовности работать, как я тогда выразился за металлолом и пончики. Яне знаю, что впечатлило их больше мой изящный оборот речи, или моя явная страсть к долговому рабству. В любом случае, я получил работу, продержался в рекламном бизнесе пролетевшие как метеор одиннадцать месяцев, назвал три автоответчика, написал компанию по набору кадров для бортпроводников, потерпел полное эффектное фиаско и перешёл к проблеме безработицы. Но эта фраза металлолом и пончики всегда оставалось в моём сознании, и всегда возникали в моём сознании остатки и уголки, которые упускают из виду. Таким образом, в этой главе собраны металлолом и пончики комедийного ящика с инструментами, материал, которому я не смог найти места в других главах книги, и не хотел оставлять для продолжения. ФАКТОР СМОРЩИВАНИЯ Моя подруга – песенник всегда использовала этот прим, чтобы проверить тексты своих песен. Она пела их самой себе и слушала слова, которые заставляли её морщиться. Она представляла, что если они заставляют морщиться е, то, вероятно, они окажут тот же эффект и на других. Она использовала фактор сморщивания для редактирования своей работы. Я делаю тоже самое, также как можете делать ивы. Это нужно не столько для того, чтобы делать так, чтобы быть смешным, сколько для того, чтобы не делать так, чтобы быть несмешным. Когда вычитаете свою работу для оценки её качества и стиля, обратите внимание на ваш собственный фактор сморщивания. Если выбудете дальновидны и честны в своей оценке вашей работы, вы поймёте, когда шутка плоская или реприза работает со скрипом. Будьте строгими. Не позволяйте себе сорваться с крючка. Если вы совсем неуверенны в том, будет ли что-то работать, потратьте немного времени и испарины на лбу и сотрите эту неуверенность. В случае с фактором сморщивания нужно иметь ввиду, что вы можете его использовать для превращения плохого эпизода в хороший. Научитесь гордиться вашей способностью отыскивать слова, заставляющие морщиться, прогонять их и менять их на строчки, которые вам нравятся. Вы даже могли бы вести счет. Более того, запомните это намного лучше для строчки заставить вздрогнуть вас сейчас, чем потом заставить вздрогнуть кого-то ещё. Устройте вашей прозе полицейскую проверку. И говоря о полиции, позвольте мне представить вам ПОЛИЦИЯ ПО ДЕЛАМ МОШЕННИЧЕСТВА Когда я впервые преподавал этот курс, я оказался перед большой группой студентов, которые ожидали, что я буду смешным, остроумным, интересным, знающими умным. Поскольку я боялся, что это не так, то у меня создалось огромное напряжение, подобное электрическому разряду в генераторе Ванде Граафа. Это напряжение было очевидно для всех и заставило весь класс чувствовать себя неловко. Это, конечно, сделало меня более стеснённым, что в свою очередь сделало их более стеснёнными, что сделало меня ещё более стеснённым итак далее и тому подобное до тех пор, пока мы все не стали кучкой Маленьких Цыплят, сидящих кружком и ждущих, что небо свалиться на землю. Я испытывал глубокий первобытный страх из-за того, что кто-то обнаружит, что я не имею права преподавать тот курс, который меня наняли преподавать, как в тех снах, в которых вы оказываетесь голыми неподготовленным к выпускным экзаменам в средней 118 школе. У меня также было подозрение о том, что пока я пытался бы скрыть мой страх, он бы преследовал меня, принижал бы мои действия и, возможно, разрушал бы класс. Таким образом, я был пойман страхом. Я сказал моим студентам, что это было моё первое занятие, которое я вёл, что я плавал в неизвестных водах и, действительно, ждал, что полиция по делам мошенничества выломает дверь в любой момент и потащит меня прочь в тюрьму для мнимых учителей. Ну, вы теперь знаете, что я говорил ложь для комедийного эффекта, используя преувеличение и детализацию, чтобы сделать шутку круче и понятнее, и разряжая накопившееся общее напряжение. Я вызвал смех, но, кроме того, я наткнулся на правду и боль, общую для творческих людей мы все боимся полиции по делам мошенничества. Почему Потому, что творческие люди естественно ищут вызовы более крупные и более устрашающие, чем те, которые они преодолели ранее. Это значит, что мы всегда плаваем в неизвестных водах. Это означает, что полиция по делам мошенничества никогда не бывает далеко. Но и здесь опять-таки, дав явлению ярлык, мы сможем конструктивно справиться с ним. Также как мы призываем фактор сморщивания для борьбы с плохим письмом, мы вызываем полицию по делам мошенничества для разоблачения наших страхов. Как только выскажете людям, чего вы боитесь, вы больше не будете беспокоиться о том, как они отнесутся к этому. Они уже знают. А поскольку они по большей части боятся того же самого, они симпатизируют и сочувствуют. Вы становитесь их героем. Всякий раз, когда вы оказываетесь в незнакомой ситуации, присутствует страх. Это должно быть основывается только на новизне ситуации. Если вы отрицаете или подавляете этот страх, то он становится скрытым напряжением. Он повышает вашу тревогу и ухудшает ваше исполнение. Но как только вы признаете ваш страх, напряжение уйдёт, тревога уменьшится, и исполнение улучшится. Предположим, что вы в первый раз выступаете со стендап комедией. Предположим, что зрители знают, что это ваше первое выступление. Они осознают, что вы можете ужасно обломаться и что им, возможно, придётся быть смущённым свидетелем вызывающего отвращения беспорядка, который вы создаёте. Они чувствуют напряжение. Разрядите это напряжение, и они станут вашими друзьями на всю жизнь. Скажите эти слова Будьте милосердны ко мне, это мой первый раз. Зрители будут смеяться из-за расхождения с контекстом, но важнее то, что они будут благодарны вам за признание полиции по делам мошенничества. Вы поймаете их на крючок. Им больше не придётся судить, теперь они могут только наслаждаться. Это ситуационный оксюморон чтобы отвлечь полицию по делам мошенничества, пригласите её в ваш дом. Если вы откроете ваш секрет, никто не сможет его узнать. Это сильно раскрепощает как вас, таки ваших зрителей. Наконец, признайте вашу собственную внутреннюю полицию по делам мошенничества. Подумайте о них, как о надёжной бригаде вашего скверного редактора, всегда готового судить и осуждать, судить и осуждать, чтобы притащить вас в маленькую комнату, в которой происходят неприятности. Они скажут вам по секрету, тихими голосами, что вы не имеете права заниматься тем, чем вы хотите заниматься больше всего на свете. Они попытаются заставить вас признать, что вы недостойный. Но если вы уже знаете, что вы недостойный, то они потеряют всю свою власть над вами. Нанесите упреждающий удар по полиции по делам мошенничества, и полиция станет вашим другом. КЛЮЧИК ПЕРСОНАЖУ Ключик персонажу – это мелкие привычки поведения персонажа, которые говорят нам также и о его крупных привычках. Думайте о ключах к персонажу как о пересечении микроконфликта и комедийной перспективы. Ключик персонажам – это полезные способы представления персонажей читателю или зрителю вначале истории или 119 сценария. В лучшем случае, они мгновенно расскажут нам о том, что мы можем ожидать от донного персонажа почтив любой ситуации. Если, например, мы имеем дело с персонажем, сильная комедийная перспектива которого, наивность, то мы можем встретить её в тот момент, когда она открывает свою почту, читает письмо от Союза издателей, возвращается к мужу и взволнованно кричит Посмотри, дорогой Эд МакМахон говорит, что я, возможно, уже победила Через эти ключик персонажу, это мелкое, разоблачающее действие, мы знаем, что этот персонаж будет наивным, не от мира сего, почти глупым. Таким образом, нас не удивит то, что мы обнаружим, что эта наивность сообщает нам о всех её действиях. В «Тутси» мы впервые встречаем персонажа Санди на вечеринке Майкла Дорси по случаю его дня рождения. Она заканчивает свой поздравительный тост со словами Мне жаль, это действительно глупая речь. В этот момент, мы узнаём, что Санди будет нервной и ненадёжной. У насесть представление о линии её поведения. В той же сцене сосед Майкла по комнате Джеф, торжественно заявляет, что ему ненужно, чтобы людям нравилась его игра. Он хочет, чтобы люди говорили Я видел вашу игру, парень. Что случилось Его авторская позиция становится кристально ясной сразу же и надолго. Чтобы создать верность аудитории на ранней стадии вашей истории или сценария, запаситесь точными и мощными ключами к персонажу, которые дадут читателям или зрителям немедленное схватывание отношений и характерных признаков вашего персонажа. Вы можете сказать, что я делал это на первой же странице книги, представляя себя, как кого-то, кто высказывается прямо. Разве это не так Разве я всё ещё не высказываюсь прямо Разве я не высказывался прямо всё это время Ключик персонажу это мелкое, определяющее действие. В качестве упражнения, выберете персонажа, которого вы создали заранее и опишите одним предложением некое действие, которое сделает его комедийную перспективу яркой и понятной для нас. О, чёрт, сделайте пару. СФЕРА ЗНАНИЙ Комедия – это популярная форма искусства. Чтобы преуспеть в комедии, вам нужно быть популярным. Это означает, что ваш юмор должен работать для широкой аудитории, или, по крайней мере, для целевой аудитории. Осваиваясь со сферой знаний ваших зрителей, следует иметь ввиду следующие два момента что ваши зрители знают и что ваши зрители принимают. Мы уже говорили о знании того, что знают ваши зрители и о разнице между классным клоуном и классным батаном. Но то, что ваши зрители знают, является динамичным явлением. Она постоянно меняется. Новая информация становится доступной, а старая информация становится пресыщенной истирается. Сегодняшняя горячая тема – вчерашние новости завтрашнего дня. С другой стороны, если тема вашего юмора настолько горячая и новая, что ваши зрители ещё о ней не слышали, вы останетесь в одиночестве, идя впереди планеты всей. Расскажите о самых последних открытиях в Новом английском журнале по медицине, ивы, вероятно, столкнетесь с пустыми взглядами, в лучшем случае, и с пустыми стульями, в худшем случае. Вы должны найти баланс. Как вы можете узнать о текущей сфере знаний ваших зрителей Вы не можете, не всегда и никогда полностью. Лучшее, что вы можете сделать – это догадаться и предположить и, более того, проверить. Исследуйте ваш материал на как можно большем количестве людей и узнайте, что они находят смешным, а что нет. Будьте готовы изменить ваш материал, как в структуре, таки в содержании, чтобы достичь вашей цели. Вот ещё один сильный аргумент в пользу того, чтобы не влюбляться в ваши шутки Если вы в них влюбитесь, выбудете продолжать рассказывать их ещё долго после того, как они перестанут быть смешными. Таким образом, знайте, что в данном случае я говорю не только о стендаперах и зрителях. Если выпишите комедию на странице или рисуете комиксы, вам следует быть 120 намного строже в утверждении, что ваш материал не забудется. Пойдёте за дешевыми актуальными сведениями, ивы только посадите семена своей собственной гибели. Великий потоп 1993 года. Вы поняли, что я имею ввиду Что зрители примут Это касается вопросов вкуса и табу, приличия и политкорректности. Например, помните ли вы, когда наркотики были смешными В ранние е гг. вам ненужно было бы долго искать эпизод ТВ ситкома о кокаине и марихуане. Начиная с ранних х гг., мода на наркотики прошла, и каждый, кто принимался шутить о наркотиках вовремя встреч по поводу показа ситкомовской истории, выставлялся за дверь. Вещи меняются. Вкусы меняются. Вам следует меняться вместе со временем. Значит ли это, что вы не должны стремиться оскорблять Конечно, нет. Ваш юмор – это ваш юмор, и то, что для одного оскорбление, для другого уморительная шутка. Это нормально, оскорбить часть ваших зрителей при условии, если вы согласны с оставшейся частью зрителей. Если же вы оскорбляете слишком многих и забавляете слишком малое количество зрителей, то у вас не будет зрителей совсем. А юмор требует зрителей. Нормально, если некоторые люди ненавидят ваш материал. Это означает, что они серьёзно относятся к этому, и это допускает возможность того, что другие люди будут любить его также сильно. Вам следует избегать многочисленной успокаивающей золотой середины, в которой ваш юмор оказывается осторожным безобидным никого не оскорбляющим – а, значит, неинтересным никому. Вы хотите, чтобы ваш юмор волновал людей, а этого не случится, если ваш выбор не будет смелым. Таким образом, не бойтесь оскорблять. На самом деле, вы можете превратить оскорбление в ваше преимущество. Представьте стендапера, который нападает и оскорбляет задиру. Конечно, он оскорбит задиру, но, поступая так, он создаёт сильную связь между собой и остальными зрителями. Это менталитет мы против него, который мы можем назвать эффектом Саддама Хусейна: лучший способ объединить людей, дать им общего врага. Этот задира оказывается общим врагом всех зрителей, и комик, который нападает на задиру, может быть так жесток к задире, как хочет, не теряя своих зрителей. Вы можете написать комедийное эссе, направленное, скажем, на страховых агентов. Вы можете сказать, всё, что вам хочется о страховых агентах (Как будто страхование жизни работает) потому, что ваши зрители – не страховые агенты, а скорее их несчастные жертвы. Вы и ваши зрители объединяетесь против общего врага. Они съедят всё, что вы предложите на тарелке. Только не пытайтесь публиковать это эссе в Ежеквартальном журнале страховых агентов. В качестве упражнения выберете что-то или кого-то, кто действительно- действительно досаждает вам – налоги, семья, плохое вождение, практические книги – и ополчитесь на это в форме комедийного эссе. Будьте как можно грубее и агрессивнее. Но будьте осторожны с теми, кому вы его показываете. Мне бы не хотелось, чтобы вас избили. В заключение, конечно, вам нужно порадовать себя. Таким образом, всегда убеждайтесь в том, что ваш юмор восхищает самого важного зрителя из всех. Если вы действительно находите ваш материал смешным, есть шанс на то, что некая определённая доля процентов оставшегося мира тоже найдёт его смешным. И, эй, если вам он не нравится, то худшее, что вы сможете сделать – это проигнорировать себя. Или, возможно, повеситься. В самом деле, чего бы вы потеряли ВАШ КОМЕДИЙНЫЙ СЛОВАРЬ Не каждая шутка, о которой выдумаете, полезна для вас сейчас. От многих хороших шуток отказались ради более сильной истории. Многие комедийные понятия показывают прекрасные предпосылки, ноне могут выдержать груза развития. Иногда вы просто опережаете понимание зрителей. В течение вашей карьеры вы накопили достаточно много такого комедийного ненужного материала. Начните собирать его сейчас. Представьте, что 121 это прекрасный шарик из фольги вашей жизни. Всё становится ценным, если вы держитесь за это достаточно долго. У меня есть папка с названием «1001 умных мыслей, которые я придумал сам или которые я украл у нескольких моих близких личных друзей. В эту папку помещается смешной материал, для которого я не смог найти применения шутки, написанные на салфетках (Кофе лучше, чем секс потому, что вы может сразу выпить много кофе, слова мудрости (Правила не ограничивают, они определяют, вдохновляющие лозунги Потакание своим слабостям – это его собственная награда, оксюмороны, смешные названия, бальзам в уши, и т.д. Стоит ли сохранять этот материал В худшем случае, он займёт (минимальное) место на вашем жестком диске. В лучшем случае, это всё выльется в ценный ресурс, называемый моим комедийным словарём. Ярлыки в моём комедийном словаре могут пролежать годами прежде, чем они обретут новую жизнь и новый дом в историях или в сценариях или в стендап номерах или в комиксах. Когда у меня возникают проблемы с идеями или шутками, я возвращаюсь назад и пересматриваю свой комедийный словарь. Возможно, я найду что-то прямо подходящее, или, возможно, я наткнусь на что-то, что приведёт к возникновению новой идеи. Возможно, простой акт чтения старых шуток (или мыслей, которые я когда-то считал шутками) направит мой ум в новом продуктивном направлении. Мой комедийный словарь является и инвентарём, и стимулом. Также как и ваш. Начните сейчас создавать свой комедийный словарь. Введите себе в привычку записывать смешные фразы, которые выговорите или думаете. Не переживайте, если они не кажутся смешными на странице, что касается вашего комедийного словаря – это очень личная папка, которую больше никто не увидит (возможно, до тех пор, пока вы не умрёте, а потом, действительно, о чём вам волноваться. Также не переживайте, если этим кускам не достаёт структуры и контекста. В конце концов, если бы у них была структура и контекст, вы бы их уже где-нибудь использовали бы. В качестве упражнения, попробуйте добавлять пять или десять новых шуток или шуткоподобий в папку каждый день. У вас будет громадное хранилище собранных остроумий (или наполовину собранных полоумок) (игра слов collected wit – half-collected half- wit) намного раньше, чем выдумаете. ПАРАДИГМА УЭЙДА БОГГСА Уэйд Боггс играл на третьей площадке в бейсболе за команду «Boston Red Sox» (и попутно заметим, если вы хотите узнать о комедии, правде и боли, то попытайтесь стать фанатом Red Sox при жизни. У Уэйда Боггса был ошеломляющий общий уровень подготовки. Он каждый год попадал в число 300 человек и, возможно, был лучшим безупречным нападающим в бейсболе. Ион каждый день тренировался орудовать битой. Лучший безупречный нападающий в бейсболе чувствовал необходимость ходить каждый день на тренировочную бейсбольную площадку и делать свою профессиональную рутинную работу. Теперь смотрите, вы и я не так сильны в создании комедии, как был силён Уэйд Боггс в бейсболе. И никогда не будем. И всё же мы не практикуем наше ремесло каждый день. Почему-то мы вбили себе в голову, что нам это ненужно. Целью парадигмы Уэйда Боггса является напомнить нам, чтобы мы делали это. Она заключается в следующем если Уэйд Боггс занимается каждый день ион лучше в своем деле, чем мы в своём, то тогда разумно предположить, что мы могли бы тоже заниматься каждый день. Это неплохая новость. Потому что, когда вы практикуете ваше ремесло, вы не только становитесь сильнее в нм, вы также создаёте план работы, материал, который вы можете использовать, чтобы впечатлить ваших родителей, рассмешить ваших друзей, возможно даже стать популярным однажды. Но всё это случится только, если мы сядем на стулья, или схватим этот рейсфедер или встанем здесь на этой холодной темной сцене и сделаем это. Разве вы не хотите стать таким же сильным как Уэйд Боггс? Это как в той старой шутке о том, как попасть в Карнеги Холл. Практикой, сынок, практикой. 122 Если вы не тот комедийный создатель, которым хотите быть, то я готов поспорить, что это не потому, что вы несмешной. Черт, если бы вы действительно небыли бы смешным, то я думаю, вы бы об этом знали, ивам изначально не хотелось бы быть комедийным создателем. Также как вы бы не поменяли твёрдую валюту на эту книгу. Если вы не настолько смешны, как вам хочется, то, вероятно, что выработали недостаточно усердно. Ноне переставайте думать о том, что где-то кто-то другой работает достаточно усердно, работает в два раза усерднее, чем вы. Если вы хотите быть успешным, то вам нужно заниматься практикой намного больше, чем вы даже воображали. Ивы никогда не должны останавливаться, даже тогда, когда становитесь успешным. Потому что как только вы перестанете заниматься практикой, ваши навыки начнут исчезать. Таким образом, как вам практиковаться в юморе Легко. Если вы писатель, выпишите. Если вы карикатурист, вы рисуете карикатуры. Если вы комедийный актер, то выиграете комично. Если вы юмористический фотограф, то выделаете забавные фотографии. Не проверяйте это, выделаете больше и больше и больше фотографий и надеетесь и верите в то, что некое малое их количество проявятся в довольном смешке или двух. Помните, что даже й нападающий даёт подачу в два раза чаще, чем попадает по мячу. Примите неудачу и сделайте практику частью вашей жизни. Если это достаточно полезно для Уэйда Боггса, то это достаточно полезно и для вас. О, и посмотрите на светлую сторону по крайней мере, вы не фанат Red Sox. О, вы их фанат О, боже СТРУКТУРА ЗАДАЧ Как выделаете шутку Как вы физически действительно сознательно создаёте комедийный момент из метафорического разрежённого воздуха Просто ли высидите под яблоней и ждёте, что шутка-фрукт упадёт вам наголову Нет, если только у вас не было больше времени и терпения, чем здравого смысла. Вот другая стратегия относитесь к шутке как к задаче, которая требует решения. Иногда это требует только применения инструментов к ситуации. Вы можете, например, применить расхождение с контекстом к призрачному городу, и получить ночной клуб Манхеттена или авианосец посреди пустыни Мохаве. Вы можете применить преувеличение к телевизионной рекламе в ночное время и найти такую фразу как Если вы позвоните сейчас, мы включим в ваш заказ целый штат Род-Айленд без дополнительной оплаты Вы можете прикладывать дико несоответствующую реакцию к школьной группе поддержки и получить капитанов болельщиков, показывающих стриптиз, иди группу, играющую похоронный песни. Вы можете изогнуть крылатую фразу и обнаружить разницу между оптимистом и пессимистом Оптимист смотрит на стакан и говорит, что он наполовину полон. Пессимист смотрит на стакан и говорит Если я начну это пить, то я, вероятно, всё пролью на себя и испорчу свою рубашку. Как только вы добьётесь этого эффекта, то это станет как жонглирование подсознательными автоматическим. И тогда вы сможете стать даже более изощрённым и сложным в построении ваших структур задач. Предположим, я хочу придумать несколько комедийных фобий. Сначала я создаю структуру задач. Я обнаруживаю, что эта структура состоит их четырёх задач 1) Что такое тривиальный и абсурдный страх 2) Какое слово для этого страха хорошо звучит с суффиксом – фобия 123 3) Точно ли моё решение будет понятным для большинства читателей или зрителей или слушателей 4) Искажает ли и усиливает ли моё определение значение слова фобия Вот несколько возможных решений этой проблемы Анахрофобия – страх отстать от времени. Филатофобия – боязнь коллекционеров марок. Метафорофобия – страх поэтических намёков. Педестрофобия – страх ходячих вещей. Профилактофобия – боязнь презервативов. Чихуахуафобия – боязнь маленьких собачек современных успешных бизнеследи. Птеродактофобия – боязнь летающих динозавров. Интоксифобия – боязнь противных пьяниц. Библиофобия – боязнь десятичной системы Дьюи. Дафнофобия – боязнь потолстеть от угощений на завтрак. Когда я решаю все четыре задачи структуры задач, шутка работает, но если бы я решил только три задачи или меньше, то шутка бы провалилась. Если бы я сказал агорафобия, то я бы имел дело с настоящим страхом, страхом пересекать открытые пространства, а нетривиальным или абсурдными шутка не сработала бы. Если бы я сказал «Аграфафобия – боязнь ранних христианских писаний, слово звучало бы прекрасно, но значение было бы потеряно для большинства читателей или зрителей. Если бы я сказал «Ангорафобия – боязнь свитеров из ангорской шерсти, то страх был бы тривиальным, слово звучало бы прекрасно, шутка понятная, но определение не меняло бы и не усиливало бы значения. Заметьте, что вы получите дополнительный отскок от шутки, если в ней присутствует также бальзам в уши, если она звучит как подлинная ранее существовавшая фобия, как анахрофобия для арахнофобии. Но поскольку вовсе необязательно, чтобы шутка ещё и лила бальзам в уши, то потребность в бальзаме в уши не является задачей структуры задач. Если это кажется слишком аналитическим способом, то, возможно, так оно и есть. Многое из этого процесса происходит автоматически, и давайте посмотрим правде в глаза, вам необязательно знать, как работают часы, чтобы показывать время. Но когда вы в затруднении ивы не знаете, куда ещё обратиться за комедийной идеей, полезно иметь структуру для отвлечения, а рассмотрение шуток в контексте проблем и их решений является надёжным применением структуры. В качестве упражнения, составьте список комедийных голиков (скотчоголик, шопоголик, акваголик и т.д.). Сначала перечислите условия вашей структуры задача затем подберите решения, которые удовлетворяют этим условиям. Затем сделайте другое упражнение, в котором выставите и проблемы и условия их решения. Стратегия использования структуры задач для создания шуток является особенно эффективной, когда вы используете правило девяти и силу списка потому, что это является немного механическими вы не всегда получаете великолепные результаты. Такова природа инструментов. |