эта книга стоит денег. Книга Фишера и Юри. Переведено Яной Велигуриной httpsvk comyanaveligurina
Скачать 0.92 Mb.
|
3 КОМЕДИЙНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА Комедийная предпосылка – это разница между комедийной реальностью и действительной реальностью. Всякий раз, когда вы имеете дело с комедийным голосом, характером, миром, отношением, которые транслируют всё с искаженного ракурса, вы сталкиваетесь с разницей между двумя реальностями. Комедия живет в этой разнице. Комедийная предпосылка, например, в фильме Назад в будущее - это разница между комедийной реальностью мирах годов, показанная в этом фильме, и действительной реальности Марти МакФлая. Для него Рональд Рейган президент США для людей, живущих в 1950 году, Рейган всего лишь наёмный актер. Эта шутка типична для фильма и отражает его комедийную предпосылку. В Уловке 22», вы можете заметить комедийную предпосылку в разнице между мировоззрением Юссориана я здравомыслящий, но хочу быть сумасшедшими мировоззрением всех остальных мы сумасшедшие, но претворяемся здравомыслящими. В мультфильме Гроши приведен совсем другой пример, в нем присутствует разница между действительной реальностью Снупи – это собака – и его комедийной реальностью – он летчик высшего класса времён Первой Мировой войны. Вам ненужно смотреть фильм или читать книгу или комикс, чтобы обнаружить разницу, раскрывающую комедийную предпосылку. Она присутствует здесь в форме шутки, комедийного эпизода, забавной реплики. - У меня не было секса целый год. - Ты дал обет безбрачия - Нет, женился. Здесь разница – это различие между действительно значимой причиной отсутствия секса – обет безбрачия – и комедийной причиной – браком. Комедийная предпосылка существует во всех комедийных структурах как крупных, таки мелких. Даже скромный каламбур – это следствие разницы между действительной реальностью – ожидаемым её проявлением, и комедийной реальностью – проявлением её в шутке. Мужчина подошел ко мне и сказал - У меня не было ни куска целую неделю. Поэтому я его укусил (игра слов многозначное слово bite имеет два значения 1. кусок. 2. укус) . Мы предполагаем, что слово кусок относится кеде. Это действительная реальность. Но когда вместо этого оно неожиданно интерпретируется как повод к агрессивному поведению, это переходит в комедийную реальность. Это разница. Заметьте разницу. Будьте разницей. Используй силу, Люк. Телесериал «Морк и Минди» охватывает разницу между действительной реальностью Минди и комедийной реальностью Морка. В сериале Жизнь прекрасна двигателем юмора является то, что в нём присутствует взрослый рассказчик, вспоминающий своё детство. Здесь разница проявляется в различии между тем, что знает ребенок и тем, чему научился взрослый на собственном опыте. Можете ли вы обнаружить комедийную предпосылку в поздравительной открытке Готов поспорить, что можете. Прочитайте следующую Вдень рождение я произношу тост за лучший год твоей жизни затем ты открываешь открытку и читаешь «1976, верно Здесь разница проявляется в различии между действительной реальностью адресата, рассчитывающего на хорошие пожелания, и комедийной реальностью отправителя, выражающего вместо этого иронию. 18 В качестве литературного примера более высокого уровня приведем произведения Джеймса Тамбера, которые часто буквально описывают разницу между реальностью и фантастикой, в частности как представление персонажем окружающей реальности в комедийно фантазийном ракурсе. Что такое Тайная жизнь Уолтера Митти» если не отражение разницы между внутренним миром Митти и внешним миром, который он отказывается признавать Даже заголовки могут содержать комедийную предпосылку. Допустим, вы натолкнулись на загадочный роман, озаглавленный Спенли Хрустосвист, частный детектив. Вы жене ждете, что эта книга окажется юмористическим рассказом или, например, книгой для детей Если да, то происходит это из-за разницы между действительной реальностью (серьезные романы, серьезные названия) и комедийной реальностью (детектив со смешным именем. Сейчас вам может это показаться слишком сложным, но немного потерпите. Как только вы признаете существование разницы, скрывающей комедийную предпосылку, вы начнете замечать её в любой смешной ситуации, которая встретиться на вашем пути. А как только вы начнете замечать её в ежедневных ситуациях, вы начнете сами управлять процессом, не только замечая её в ожидаемых ситуациях, но и, вкладывая её в комичные ситуации, которые сами придумаете. Именно тогда комедийная предпосылка перестанет быть умственным упражнением, потворствующим вашим желаниями начнет проявляться как инструмент. Окай, давайте сделаем это. Давайте использовать комедийную предпосылку как инструмент для создания комедийных ситуаций. В действительности мы сделаем это дважды сначала прямо здесь и сейчас, а затем в главе, в которой мы научимся разбираться в составных частях комедийной предпосылки. Ниже на левой стороне страницы напишите десять действительных реальностей. Затем на правой стороне страницы напишите десять комедийных реальностей, которые противоречат им. Прежде чем вы начнете, запомните, важен процесса не результат. За это вы не получите награды, это не станет вашим личным рекордом, а аккуратность не считается. На самом деле, значение имеет только то, чтобы выполнить упражнение, так быстро, как вы сможете, чтобы вы смогли двинуться дальше. Я начну, чтобы вы поняли, как это делать. поход в магазин товаров для Святых полицейский останавливает грузовик он набит инопланетянами Великая хартия вольностей написана ее. Каммингсом (Эдвард Эстлин Каммингс – американский поэт, писатель, художник, драматург в) Сразу же мы начинаем искать что-то неожиданное для создания комедийной реальности. Действительно, единственный способ решить эту проблему – подумать о том, что ожидаемо, и затем ввести что-то ему противоположное. поход в церковь голым труд в старших классах ведёт Альберт Эйнштейн слушать симфонию танцы под симфонию Если это упражнение показалось вам легким, то вероятно потому, что вы отпустили себя и позволили вашему полету фантазии увлечь вас за собой. Если же, наоборот, вы нашли это упражнение трудным, то вероятной причиной этого является то, что вам не удалось привести ваши мысли в систему. 19 Бессистемный ум задаётся вопросом Что может быть смешным, отчего в голове создаётся туман, в котором все мысленные образы предстают сильно размытыми и с нечеткими очертаниями. Мало-мальски структурированный ум фокусируется на том, что мы здесь назвали комедийной предпосылкой и пытается волшебным образом прийти к какому-либо творческому завершению. Мысленные образы становятся менее размытыми, но всё ещё нечёткими. Чем больше системности присутствует в выполнении задачи, тем больше акт творения преобразуется в акт постановки и ответа на простые вопросы, и тем легче становиться справиться с задачей. В комедийную предпосылку входит не только разница между действительной реальностью и комедийной реальностью, но и любая другая разница. Все они сводятся к конфликту, а чем глубже конфликт, тем интереснее комедийные предпосылки. ТРИ ТИПА КОМЕДИЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В классической драматической структуре выделяется три типа конфликтов человек против природы, человек против человека и человек против самого себя. Поскольку комедийный конфликт зачастую является драматическим конфликтом, вызывающим смех, то вас не должно сильно удивлять то, что эти три уровня конфликта существуют также ив комедийной структуре. Вы обнаружите в вашей комедийной предпосылке один, два или даже все три уровня конфликта. Первый тип комедийного конфликта, так называемый глобальный конфликт – это конфликт между людьми и окружающем миром. Конфликт может заключаться как в присутствии обычного персонажа в комедийном мире, таки комедийного персонажа в обычном мире. Просто Педантично Ноне спешите с выводами Обычный персонаж в комедийном мире заменяет читателя, зрителя или слушателя и отображает действительную реальность. Ситуация, в которой он оказывается, отображает комедийную реальность. В фильме Назад в будущее Марти МакФлай – обычный человек в комедийном мире. Тоже самое мы наблюдаем в фильме Янки из Коннектикута при дворе короля Артура. Также обстоит дело и с мультипликационным персонажем Зигги. Тоже самое наблюдается ив случае с Биллом Косби, когда он приводит нас к своим чудаковатым друзьям Сумасшедшему Альберту, Престарелому чудаку Гарольду и др. С другой стороны, комедийный персонаж в обычном мире несёт комедийную предпосылку в самом себе. В фильме «Тутсу», когда Майкл Дорси становится Дороти Майклз, он превращается в комедийного персонажа. Окружающий его мир не изменился комедийную предпосылку создает факт его перевоплощения. В стендап комедиях, созданных Робином Уильямсом, его юмор, базируется на взгляде на обычный мир сквозь призму искаженного видения. Этим он отличается от Косби, который рассматривает искаженный мир сквозь призму обычного мировосприятия. В этом и заключается разница между комедийным персонажем в обычном мире и обычным персонажем в комедийном мире. Глобальный конфликт зачастую оказывается социальным конфликтом это проявляется в том, что он противопоставляет индивидуальную личность целой социальной структуре. В фильме Добровольцы поневоле Билл Мюррей противопоставлен армии США. В фильме Шоу Фила Сильверса» сержант Билко противопоставлен армии США. В фильме Частный детектив Бенджамин» Голди Хон противопоставлен армии США. Не создается ли у вас впечатления, что над армией США издеваются Зато они годами издеваются над нами. В фильме Полицейский из Беверли Хиллз» Эдди Мёрфи противопоставлен социальной элите. В фильме Мистер Смит едет в Вашингтон Джимми Стьюард по обыкновению противопоставлен политикам. Это и есть глобальный конфликт. Вернемся теперь к нашему последнему упражнению, и уточним его таким образом Создавайте комедийные ситуации, берущие свои предпосылки в глобальном конфликте. 20 Вы создаете обычного человека, скажем, бизнесмена, а затем создаете социальную структуру, которой он противопоставлен. И вот вам Налоговый аудитор из ада. Или наоборот. Позвольте налоговой аудиторской службе быть обычной, а проверяющего создайте чрезмерно враждебно настроенным (или чрезмерно наивным, или чрезмерно глупым, или чрезмерно каким-либо ещё). Позже мы поговорим о том, как извлечь больше остроты из этих ситуаций сейчас же вам достаточно знать, что такой тип конфликтов существует. Создайте несколько комедийных предпосылок, основывающихся целиком и полностью на глобальном конфликте, и посмотрите, станет ли упражнение легче оттого, что вы сузите центр средоточия. Спорю, что да. Неуклюжий ученый не в ладу с химической фирмой. Забытая рок звезда выступает против музыкального учреждения. Обычный парень защищает ратушу Город бьется с инопланетным вторжением. Учитель выступает на школьном совете Школа становиться жертвой нового странного директора. Заметьте, что не все эти конфликты комедийные. Это хорошо. Через несколько глав мы перейдем вплотную ко всем инструментам, которые нам понадобиться для того, чтобы научиться превращать любой конфликт в комедийный. Сейчас же, давайте, перейдем ко второму типу конфликтов, межличностному или локальному конфликту, который разворачивается между двумя личностями. Существует два типа локальных конфликтов. Первый противопоставляет комедийного персонажа обычному человеку, а второй ставит в противоборство двух комедийных персонажа. В обоих случаях, конфликт происходит между людьми, находящимися друг с другу в эмоциональной связи. Они заботятся друг о друге. Это не значит, что они любят друг друга или хотя бы нравятся друг другу. Они могут ненавидеть друг друга, но вынуждены заботится друг о друге. Именно это и отличает этот тип конфликта от конфликта, скажем, между полицейскими мошенником. Как говорится в объявлениях На этот раз это дело личное. Морк и Минди является прекрасным примером противопоставления комедийного персонажа обычному персонажу. Морк представляет комедийную реальность, а Минди – реальную. Разницы между их персонажами - это комедийная предпосылка всего сериала. С другой стороны, Феликс и Оскар в сериале Странная парочка являются примером противопоставления двух комедийных персонажей. В каждом из них ярко выражена комедийная реальность, и эти комедийные реальности с трудом уживаются друг с другом. Это станет понятно в следующей главе, в которой мы поговорим о комедийных персонажах и их сильных комедийных перспективах. Удобно, когда явления подходят под какую-либо определенную категорию, но что делать с явлениями, которые не подходят ни под одну категорию Например, фильм А как же Боб В этом фильме Ричард Дрейфус - психиатра Билл Мюррей – сумасшедший. Представлено ли в этом фильме противопоставление обычного персонажа комедийному персонажу или противопоставление двух комедийных персонажей Кто знает Если говорить более конкретно, кого это волнует Инструмент, который мы здесь используем, называется классификация. Это полезный, но сложный инструмент. Классификация часто помогает лучше понимать явления…но если отделение для бумаг забить до отказа, тов конце концов, вы получите только раздавленных голубей (игра слов pigeonhole – 1. Голубиные гнёзда. 2. Отделение для бумаг pigeon – голубь. Если рассказ, шоу или ситуация пренебрегает 21 классификацией, тоне волнуйтесь из-за этого. Как мы вскоре узнаем, самые лучшие комедии не вписываются в определённые рамки. Давайте проделаем наше упражнение по комедийной перспективе снова, только на этот раз выстроим комедийную предпосылку из противопоставления комедийного персонажа обычному персонажу и противопоставления двух комедийных персонажей. Наш пример с налоговыми службами сейчас не подходит потому, что это противопоставление персонажа и окружающего его мира, и никакой эмоциональной связи. Но если сделать налогового агента бывшей женой бизнесмена, то получим ярко выраженный локальный конфликт. Обычный парень связался с сумасшедшим соседом Солдат и пацифист идут на войну Астроном женится на астрологе Консервативный отец борется с либеральным сыном Безумный гений создает проблемы для своего учителя Блюститель нравов и сутенер объединяют усилия. Ещё раз обратите внимание на то, насколько проще делать выбор, когда задаются более точные вопросы. Начав с вопроса Что такое комедийная предпосылка, вы пойдете ко дну. А начав с вопроса В чем заключается конфликт между обычным персонажем и комедийным персонажем, вы ударитесь в детали. Вы продвигаетесь к деталям. На протяжении всей этой книги мы будем прикладывать все усилия для того, чтобы двигаться от общего к частному. Так легче жить. Не только в комедии, но и во всех повествованиях, наиболее разнообразным является внутренний конфликт. Нас, конечно, чуть-чуть интересует то, как Герман Манстер платит присяжными да, нам немного любопытно узнать о Феликсе и Оскаре и, о том, что нацарапано на обеденном столе, но истинный драматический зуду нас возникает только при наблюдении затем, как персонажи ведут борьбу с самими собой. Водном типе внутренних конфликтов обычный персонаж становится комедийным персонажем, а комедия корениться в смене состояний персонажа. В фильме «Тутси» Майкл Дорси появляется сначала в образе мужчины, а затем превращается в женщину. Его обычный персонаж, когда он находится в образе мужчины, а комедийный персонаж – когда в образе женщины. Фильм разворачивается на основе конфликта его обычного и комедийного я. Тоже самое мы наблюдаем в случае с Томом Хэнксом в фильме Большой. Он вначале появляется в обычном образе – ребенка – а затем становиться комедийным – ребенком в теле взрослого. Также можно вывести комедийного персонажа, находящегося не в ладу с самим собой, не подвергая его смене состояний. Мёрфи Бра ун – это человеческое существо, полное сомнений. Его сомнения преследовали егоза долго до того, как мыс ним познакомились и они будут сними после того, как мыс ним простимся. Это внутренний конфликт. Таким образом, чтобы ввести комедийную предпосылку во внутренний конфликт, нам можно рассматривать историю о зрячем человеке, который стал слепым, или о слепом парне, который не хочет признавать, что он не может видеть. Легче увидеть внутренний конфликт в рамках обычного персонажа, который претерпевает комедийное превращение. Вы сможете это сделать, беря какого-либо персонажа и превращая его в его противоположность. Мужчину в женщину, ребенка во взрослого, идиота в гения и т.д. 22 Ребенок становиться исполнительным директором Домохозяйка становиться Командующей НАТО Президент Парагвая становиться боксером в A & P Классическая пианистка становится рок-идолом Принц превращается в лягушку Гном становиться топ-моделью Футболист становиться звездой балета. Однако, действительный интерес в этих трех типах конфликтов представляет то, как они сочетаются и чередуются. В лучших комедийных повествованиях все три типа присутствуют одновременно водной и той же ситуации. Когда Уолтер Митти исчезает в фантастике, он – комедийный персонаж в обычном мире, но также он в конфликте со своей возлюбленной ив конфликте с самим собой в рамках той роли, которую он играет. Или возьмем другой пример, в фильме Поменяться местами Дэн Эйкройд и Эдди Мёрфи играют принца и нищего и становятся друг другом. У них глобальный конфликт – каждый ведёт борьбу за выживание в своем новом и опасном мире. У них также локальный конфликт друг с другом и с людьми вокруг них, люди их любят или ненавидят, выступают против них или бояться. К тому же, у каждого из них есть внутренний конфликт - борьба обычного персонажа, который, трансформировавшись, становиться комедийным персонажем и пытается примириться со своей новой личностью. В вашей комедийной предпосылке, вам нужно использовать ситуации, которые используют все три типа комедийного конфликта. Эти ситуации наверняка станут наиболее благодатной комедийной почвой для возделывания. Если вам не по душе мой пример, просто подумайте о ваших любимых стендаперах или фильмах или телесериалах или книгах или мультфильмах. Не нравиться ли вам сложность одних больше простоты других В фильме «Калвин и Хоббс» у Калвина глобальный конфликт (учителя, родители, инопланетяне, и другие авторитетные лица, локальный конфликт (Хоббс) и внутренний конфликт (неконтролируемые полёты фантазии. С другой стороны, Нэнси и Слагго сражаются с окружающим миром, друс с другом, но никогда не борются сами с собой. Какой эпизод самый интересный Стендапер может придумать банальную шутку о плохой еде, предлагаемой на борту самолета, иона может оказаться очень смешной. Но если он повернет эту тему так, что стюардесса окажется его старым врагом, который пытается его отравить и считает себя ужасным аэрофобом, который никогда бы не смог лететь в первых рядах самолёта, тогда материал, как говорится, может действительно взорвать зал. Попробуйте такое упражнение Представьте, что вам выпал шанс нарисовать комикс об отечественном синдикате. (Не умеете рисовать Неважно. Я тоже не умею, но давайте представим, ладно) Поразите эту проблему в рамках комедийной предпосылки Какой тип комедийного конфликта сделает комикс смешным Многострадальный школьный учитель справляется со своими священными страхами Молодожены сражаются с родителями, друг с другом и с самими собой Мальчик держит пузатую свинью в качестве домашнего питомца Находчивый шериф сбегает из окружной тюрьмы Мать-одиночка и её дочь подросток не могут поладить друг с другом Типичная семья из глубинки переезжает на космическую станцию Мультипликатор не может оживить своих персонажей. 23 Вы, вероятно, заметили, что я стараюсь делать свои комедийные предпосылки короткими, длиной в предложение или даже короче. Как говорится, краткость – сестра таланта точнее, она сестра понимания. Если вы не можете вместить ваши комедийные предпосылки водной строке, то вам вряд ли пока удастся справиться с этим упражнением. Стремитесь к простоте поскольку, это вам поможет сократить объем работы при использовании правила девяти для того, чтобы отделить зерна от плевел. И прежде чем мы продолжим, напоследок я скажу следующее. Комедийная предпосылка не только создаёт комедию, но и отражает правдивость выбранных ситуаций. Наиболее точно истина отражается в действительной реальности. Когда Снупи притворяется летчиком первой категории времен Первой Мировой войны, он раскрывает основною истину люди притворяются. Вернемся к нашему понятию правды и боли, и проследим, как наша обычная личность отражает значение нашей комедийной предпосылки и как наши комедийные персонажи отражают их юмор. Когда Дастин Хофман разоблачает себя в конце фильма «Тутси», комедийная личность (Дороти) вызывает смех, но нормальная личность (Майкл) демонстрирует правду и боль Мужчины и женщины плохо относятся друг к другу – пока жизнь их не заставит изменить отношение. Резюмируем всё вышесказанное комедийная предпосылка – это разница между действительной реальностью и комедийной реальностью. В любой форме юмора, начиная с маленькой шутки и заканчивая объемистым романом, присутствует некая разница или комедийный конфликт. Существует три типа комедийных конфликтов Глобальный конфликт возникает между личностью и окружающим миром. Локальный конфликт – это когда люди борются с людьми мы всегда раним тех, кого любим. Внутренний конфликт показывает персонажа в его борьбе с самим собой. Внутренний конфликт – всегда самый плодотворный и благодатный. Вспомните, например, Гамлета, или любого другого комедийного персонажа. О, вы не считаете Гамлета комедийным персонажем Ну, возможно, мне удастся вас переубедить |