Главная страница
Навигация по странице:

  • КАРКАС ДЛЯ ЛЬВА; ДВИЖЕНИЕ И СТРОЕНИЕ

  • Э.Лантери Лепка. Перевод с английского А. Е. Кроль издательство В. Шевчук москва 2006


    Скачать 18.38 Mb.
    НазваниеПеревод с английского А. Е. Кроль издательство В. Шевчук москва 2006
    АнкорЭ.Лантери Лепка.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер18.38 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭ.Лантери Лепка.pdf
    ТипДокументы
    #6851
    страница19 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24
    ГЛАВА V
    ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ ЖИВОТНЫХ В СКУЛЬПТУРЕ
    В наше время, в противоположность практике древних египтян, изображение животных в скульптуре носит портретный характер и деталям уделяется большое место. Вместо грандиозного, лакониче­
    ского и величественного искусства, которое переходило от больших масс к большим планам, моделировало формы обобщенно и давало только их сущность, мы часто видим произведения скульптуры, в которых исполнение являет больше поисков, больше цветовых эф­
    фектов и которые пытаются передать неровности покровов, детали гривы, грубость волоса, пятна шкуры и т. д.
    Можно согласиться с тем, что эти поиски внешней реальности, проведенные критически и с тактом, могут увеличить силу образа и повысить его экспрессивность; но это получится только тогда, если художник умеет подчинить детали главным и акцентированным ли­
    ниям фигуры и знает, как заставить почувствовать под покровом деталей структуру животного, живую игру его мышц. Великий мас­
    тер в передаче животных — Бари делал это замечательно. В его ра­
    ботах чувствуется сила пластического силуэта и игра упругих мус­
    кулов; на его фигурах поверхность трактована широко, ибо она оста­
    ется простой, несмотря на все оттенки исполнения.
    Но если преувеличивать этот прием, он окажется вредным для монументального искусства, ибо он противоречит роли, которую долж­
    на играть скульптура в декорировке зданий. Чтобы гармонировать со стабильностью архитектуры, скульптура, как таковая, обязательно должна выбирать стабильные позы, твердые и устойчивые линии, только тогда она не будет нарушать величественную неподвижность
    256 большого здания слишком буквальной имитацией жизни, которая
    вызывает мысль о движении и может только ослабить монументаль­
    ное достоинство. Как беден был бы эффект декоративного мотива, изображающего коней Солнца или коней Нептуна, если бы скульптор стремился к рабской имитации деталей натуры, вместо того чтобы придать своему произведению более величественный характер, чем тот, который он находит у живых животных.
    Однако это не значит, что здесь можно пренебречь правдивым изучением натуры, напротив, только при глубоком знании индиви­
    дуального, мы будем способны создать обобщенный образ; почти под­
    сознателен процесс, посредством которого мы будем вносить те мо­
    дификации, которые отличают произведение искусства от произведе­
    ния природы. Я всячески подчеркиваю, что необходима великая ис­
    кренность, когда мы пытаемся понять натуру, какова бы она ни была, и что мы должны использовать каждый имеющийся в нашем распо­
    ряжении способ для того, чтобы сделать нашу копию точной.
    Циркуль весьма полезен в работе, но необходимо научиться поль­
    зоваться им. Не все умеют обмерять, и иногда, движимые лучшими намерениями, люди делают ошибки из-за своей неопытности и часто также и из-за некоторой самоуверенности.
    Остеология поможет нам понять структуру, а миология движение форм: однако несомненно, что если бы эти познания порождали ма­
    нерность исполнения, если бы под предлогом, что эти вещи сущест­
    вуют в действительности, мы стали бы показывать их такими, какими они являются на вскрытии, а не в бесконечном разнообразии их ха­
    рактера, то доверие к ним было бы потеряно. Но знание, расцени­
    ваемое как средство понять строение организма, необходимо для каждого, кто хочет изображать живые существа. Далеко не бесполез­
    но понимать то, что видишь, и то, что делаешь; это не противоречит тому «простодушию», которое не следует смешивать с невежеством.
    Альбрехт Дюрер дает следующие указания одному из своих уче­
    ников:
    — Наблюдай природу, подчинись ее руководству и не отходи от нее, чтобы следовать своей собственной воле, воображая, что ты сам сделаешь лучше. Ибо тогда ты собьешься с пути. Поистине, корни искусства лежат в природе, кто будет там искать их, тот их там найдет.
    Он же говорит дальше:
    — Остерегайся мысли сделать что-либо более совершенное, чем произведение, созданное богом.
    Ибо каждое произведение, сделанное с этой целью, будет лише­
    но сил и мощи, и мы можем утверждать, что нет людей, способных выразить красоту своим собственным разумом и одними своими мыс­
    лями; необходимо, чтобы красота, которую он, по своему предполо­
    жению, извлекает из себя, была предварительно вложена в него изу­
    чением и усердным и тщательным подражанием природе.
    Джошуа Рейнольдс говорит:
    — Изучение натуры — это начало и конец теории искусства; только в натуре можно найти ту красоту, которая является великой целью живописца и которую больше нигде нельзя найти. Также невозможно создать идею красоты, более высокой, чем та, которую 257
    являет природа, как невозможно вообразить шестое чувство или ка­
    кое-либо другое свойство, неизвестное человеческому разуму.
    «Природа есть и всегда будет, — говорит он также в одной из своих речей о живописи, — неисчерпаемым источником, которому все совершенства обязаны своим происхождением».
    Энгр, великий живописец, говорит нам:
    — В истине постигается великая тайна красоты.
    Карпо, один из величайших французских скульпторов, обладав­
    ший столь характерной индивидуальностью, сказал одному из своих учеников:
    — Пусть природа будет вашим постоянным руководителем, жи­
    вите с нею, изучайте ее неустанно; не делайте ни черточки каранда­
    шом, ни прикосновения стекой, не имея ее перед глазами; она одна создает жизнь.
    Среди животных лев, благодаря твердости своих контуров, опре­
    деленности и силе планов, является одним из самых пригодных для декоративной пластики животных и часто в ней используется. Его формы столь типичны и акцентированны, что предоставляют скульп­
    тору известный простор для преувеличения, не искажающего, а, на­
    против, подчеркивающего его характер. Чем более дики животные, тем большая идеализация допускается в их трактовке. Я повторяю: те животные, которые у нас всегда перед глазами, которые связаны с нашим бытом, требуют более интимного наблюдения и большего обаяния в манере исполнения. Но преувеличение или обобщение в передаче форм диких животных необходимо, чтобы подчеркнуть в них типичное и создать, с известного расстояния, эффектное впечат ление.

    ГЛАВА VI
    ЛЕВ
    Лев обладает внушительной внешностью и смелым взором, гордой осанкой и страшным голосом. Он не слишком велик, как гиппопо­
    там, и не слишком коренаст, как медведь: напротив, лев так пропор­
    ционально сложен, что тело его кажется образцом силы, соединен­
    ной с ловкостью; лев столь же крепок, как и энергичен, он не пере­
    гружен ни мясом, ни жиром, в нем нет ничего лишнего — он состоит из одних мышц. Эта большая мускульная сила находит внешнее выра­
    жение в поразительных прыжках и скачках, которые животное де­
    лает с величайшей легкостью; в быстрых извилистых движениях хвоста, удар которого достаточно силен, чтобы опрокинуть на землю человека; в легкости, с которой он собирает в складки кожу на морде, что сильно подчеркивает его особую физиономию, или, вер­
    нее, выражение бешенства на ней, и, наконец, в его способности шевелить гривой, которая не только встает, но и двигается во все стороны, когда в животном пробуждается гнев.
    Грива льва покрывает всю переднюю часть его тела; шерсть на гриве очень мягкая и гладкая, как и на всем теле; с возрастом длина ее увеличивается: Львица не имеет гривы.
    Лев ступает с большим достоинством, он делает длинные шаги, и его ноги скользят по поверхности земли. Во время ходьбы когти льва втянуты, и животное ступает только на подушечки, находящиеся на стопе, что создает впечатление бесшумной мягкости походки.
    Кэмминг в своей «Жизни охотника» говорит:
    «Есть нечто столь благородное и внушительное в облике льва, когда он идет, свободный и бесстрашный, по своей родной земле, что никакое описание не может дать представления об этом порази­
    тельном явлении». 259

    Когда лев приблизится к своей добыче, он припадает к земле, а затем прыгает на нее с такой силой, что почти всегда схватывает ее при первом же прыжке. Движение его напоминает движение кошки, я часто наблюдал за этой последней, желая передать дви­
    жения льва.
    Величина большого льва равна, примерно, 12 футам от носа до конца хвоста; высота его обычно значительно меньше 4 футов. Ден- хэм упоминает о львиной шкуре, присланной ему одним шей­
    хом, «размером от хвоста до носа 14 футов 2 дюйма». Лев — ночное животное, его зрение острее ночью, чем при дневном свете, и «его глаза темной ночью горят, как два огненных шара»
    (Кэмминг).
    Хвост льва очень длинен и заканчивается кисточкой волос, ко­
    торая, как и грива, достигает полного развития у животного, до­
    стигшего семилетнего возраста. Лев может дожить до значитель­
    ного возраста; известны случаи, когда в неволе лев доживал до 70 лет.
    Существуют два основные вида львов: африканский и азиатский; первый обладает большими размерами и более свиреп.
    Изучить льва далеко не так легко, как домашних животных; лучший путь — делать наброски с натуры, пока вы не познакомились хорошо с формами, а затем и с движениями; после этого следует изучить пропорции и анатомию. Для этого следует поступить, как при лепке маленьких детей, которые не могут позировать, т. е. нужно часто делать наброски, наблюдая различные обычные для них позы; иными словами, нужно проникнуться всем, что для них характерно, и таким образом постепенно научиться восполнять интуицией то, что ускользнуло от наблюдения. В настоящее время мы можем делать моментальные снимки, которые являются в высшей степени полез­
    ными, ибо они показывают с точностью, что естественно для дви­
    жений, и дают нам возможность акцентировать эти черты. Как я сказал в начале этого раздела, когда мы лепим льва, в нашу задачу обычно не входит изображение того или иного экземпляра с полной точностью, но мы стремимся передать сущность характерных черт животного.
    Хорошо также, перед тем как начать работать с натуры, ско­
    пировать несколько фигур этих животных, сделанных знаменитым скульптором Бари, который в этой области искусства лучше всех знал, как быть величественным и правдивым. По гипсовым моделям его работ нетрудно будет изучить всегда безукоризненно переданное строение, пропорции животных и, одновременно, усвоить уверенную трактовку больших плоских поверхностей и сильный и правдивый рисунок.
    Характер изображения льва с точки зрения декоративной отлич­
    но понимал наш великий скульптор Стивенс. Все мы знаем того льва, малого по размеру, но великого по характеру, которого он сделал для
    Британского музея; на нем он показал все характерные черты в са­
    мой упрощенной форме, и, если бы лев Стивенса был живым, он показался бы даже более внушительным, чем сама природа.
    260

    КАРКАС ДЛЯ ЛЬВА; ДВИЖЕНИЕ И СТРОЕНИЕ
    Принцип устройства каркаса для льва совершенно тот же, что и для лошади, но строиться он должен в иных пропорциях, ибо длина и высота животного будут меньше. Железная основа для статуи льва в натуральную величину должна равняться 3 футам от базиса до го­
    ризонтальной части, а длина горизонтальной части может равняться
    2 футам. Этот железный остов прикрепляется к плинту с помощью крестовины, перекладины которой следует плотно привинтить, как было описано выше.
    Если передние лапы льва должны стоять на более высоком уров­
    не, чем задние, то горизонтальная часть железного каркаса будет, конечно, изогнута соответ­
    ственно положению тела.
    Остальные части каркаса во всех отношениях совпадают с каркасом лошади, и ту же его конструкцию можно при­
    менить для устройства карка­
    сов для статуи любого четве­
    роногого животного (рис.
    390 — готовый каркас для льва в натуральную вели­
    чину).
    То, что я хочу сказать по поводу первой стадии работы над статуей льва, может быть лишь повторением того, что я уже сказал о работе над че­
    ловеческой фигурой и фигу­
    рой лошади; поэтому я буду делать эти замечания как можно короче.
    Начиная эскиз, в первую очередь поставьте каркас точно в желаемое положение, руководствуясь в качестве главного указателя линией спинного хребта при виде сверху; затем, смотря сбоку, установите в нужной позе свинцовые трубки для ног.
    Когда каркасу придана поза, наложите на него неко­
    торое количество глины и в общих чертах наметьте боль­
    шие планы, что позволит луч­
    ше судить о их взаимоотно- 390 шениях.
    Каркас для фигуры льва в величину нагуры 261

    391
    Размеры конструкции тела льва
    1 — от пола к вершине плеч: 2 — от точки передней конечности до точ­
    ки ягодицы: 3 — от пола до передней ости (выступа) подвздошной кости:
    1 — от передней ости подвздошной кости до точки ягодицы: 5 между точками ягодиц; 6 — от точки ягоди­
    цы (корень хвоста) до передней ости подвздошной кости: 7 между не редкими остями (выступами) под­
    вздошной кости к надколенной ча­
    шечке: 11 — от надколенной чашечки к пятке: 12 — от пятки до пола:
    13 — от точки передней конечности к локтю: 14 — от локтя до пола,
    15 — от точки плеч до основания гривы; 16 — длина морды; 17 ширина между скуловыми костями
    Сделав это, установите пропорции и точки, нужные для уточне­
    ния конструкции животного (рис. 391).
    Так как нельзя обмерять льва (это возможно только на мертвом животном), то пользуйтесь приводимой мной ниже шкалой пропор­
    ций; вы найдете их достойными доверия. Этими пропорциями поль­
    зовался такой художник, как Бари, для которого фигура льва не
    262 имела тайн. Как и в работе над фигурой лошади, руководитесь раз­
    мером головы для установления остальных размеров.
    Если мы предполагаем сделать льва размером 6 футов 3 дюйма от кончика носа до корня хвоста, в положении покоя, когда обе пе­
    редние ноги, как и обе задние, поставлены вместе, когда голова и шея находятся почти в одном горизонтальном плане с линией спины, то длина тела от головки плечевой кости до крайней точки зада дол­
    жна равняться 4 футам 4 дюймам. Эта длина равна трем головам.

    393
    Первый этап
    394
    Первый этап

    395
    Сравнительные, или относительна размеры тела льва (пропорции)
    1 — от пола до вершины плеча, 2 1
    /
    2 головы; 2 от головки плечевой кости к корню хвоста (точка ягодицы,
    3 головы): 3 — от точки ягодицы до наружного выступа подвздошной ко сти,
    7
    /
    8
    головы; 4 — между двумя наружными выступами подвздошной кости,
    1
    /
    2
    головы; 5 — от пола до пятки,
    3
    /
    4
    головы; 6 — от пятки до нижнего края надколенной чашечки.
    1 голова; 7 — от надколенной ча шечки до наружного выступа под вздошной кости, 1 голова (этот paз мер зависит от движения задней ко нечности и может быть значительно больше, если задняя конечность oто двинута назад); 8 — передние конеч ности: от пола до локтевого отростка локтевой кости (olecranon), 1 голова;
    9 — от точки плеча до головки пле чевой кости. 1 голова (и здесь опять, если передняя конечность вынесена назад, дистанция может быть отно сительно больше); 10 ширина го ловы на уровне глаз, почти 1 голова;
    11 — от головки плечевой кости до локтевого отростка локтевой кости
    (olecranon), около 1 головы; 12 наибольшая толщина грудной клетки около
    2
    /
    3
    головы; (длина хвоста около
    2 футов 9 дюймов)
    Разделите 4 фута 4 дюйма на три, и это даст 17 дюймов. Для длины головы от кончика носа до верхушки черепа эта мера — 17 дюймов будет использоваться, чтобы найти другие измерения для различных частей тела льва.
    Найдя эту меру — 17 дюймов, установите масштаб следующим образом: отложите по горизонтальной линии 4 фута 4 дюйма (длина от головки плечевой кости до основания хвоста) и разделите эту линию на 3 части по 17 дюймов каждая, затем каждую из них на половины, четверти и восьмые (рис. 392).
    Если мы будем считать для туловища 4 фута 4 дюйма, для шеи
    6 дюймов и для головы 17 дюймов, то вся фигура будет длиною в 6 футов 3 дюйма.
    Фотография с первого этапа работы (рис. 393, 394) и схема
    (рис. 391) показывают, какие обмеры нужно сделать в первую оче­
    редь, они обозначены на фотографии белыми точками, а на схеме
    (рис. 391) показан порядок, в котором их нужно производить.
    Если первый эскиз должен быть сделан, скажем, в четверть на­
    туральной величины, разделите 4 фута 4 дюйма (длину туловища в натуральный размер) на 4, что даст 4 фута 1 дюйм от головки пле­
    чевой кости до корня хвоста. Разделите линию в 1 фут 1 дюйм на
    264 3 части, как это делали при расчете для фигуры большого масштаба;

    396
    Второй этап
    397
    Третий этап

    398 Разные положения в первом этапе эта треть даст размер головы в четыре раза меньше натураль­
    ной, т. е. чуть больше 5 5
    /
    8
    дюй­
    ма. Разделив горизонтальную ли-
    399 нию на три части, а каждую треть — на 2, 4 и 8, пользуйтесь этой шкалой, как вы пользова­
    лись большой.
    Обмеры должны фиксироваться с помощью колышков, как и в предыдущих этюдах.
    Когда все обмеры сделаны и тщательно зафиксированы, наметьте резкими контурами большие планы, избегая деталей, как показано на рис. 393 и 394.
    Вторая стадия работы представляет из себя передачу анатомиче­
    ских масс, рисунок должен руководить поисками формы и одновре­
    менно характера и объема. Почти всегда случается, что наметка мы­
    шечных форм и их движений делает большие планы менее четкими, поэтому, когда работа продвинулась вперед, необходимо группиро­
    вать все детали в большие массы, заботясь о сохранении их относи­
    тельных пропорций (рис. 396, второй этап).
    На большой статуе льва, делаемой для декоративных целей, я предпочитаю преувеличивать пропорции в ширину, по сравнению с натуральными; можно допустить вместо половины длины головы между подвздошными костями примерно
    3
    /
    4
    длины головы, ширина груди должна быть также пропорционально увеличена. Это увели­
    чит силу пластического впечатления и не лишит его верности. Про-
    266 порции длины не должны меняться (рис. 397, третий этап).

    400
    Туловище льва. Поверхностные мыш­
    цы. Левая сторона (вид сбоку)
    1 —околоушно-ушная мышца m. ра- rotideo — auricularis); 2 —собственно- жевательная мышца (m. masseter);
    3 — височная мыщца (m. temporalis);
    4 — челюстно-губная (m. mахillо — labialis); 5 — щечная, или ланитная. мышца (m. buccinator); 6 — круговая мышца век (m. orbicularis palpebra­
    rum); 7 — круговая мышца рта ( т . orbicularis oris); 8 — носогубная мышца (m. naso — labialis); 9 — подъ­
    язычная мышца; 10 — дельтовидная мышца (m. deltoideus) — передний и задний пучки; 11 — прибавочный пу­
    чок к широчайшей мышце спины;
    12 — трехглавая мышца плеча (m. triceps brachii) — средняя головка;
    13 — трехглавая мышца плеча — на­
    ружная головка; 14 — малая грудная мышца (m. pectoralis minor); 15 — грудино-сосцевидная мышца (m. ster- nо — mastoideus); 16 — сосцевидно- плечевая мышца (m. mastoido — hu- meralis); 17 — лопаточно-трахеальная мышца (m. о т о — trachealis); 18 — трапециевидная мышца (m. trape­
    zius) — шейная порция; 19 — тра­
    пециевидная мышца-спинная порция;
    20 — широчайшая мышца спины (m. latissimus dorsi); 21 — наружная ко­
    сая мышца живота (m. obliquus ab­
    dominis externus); 22 — портняжная мышца (m. sartorius); 23 — мышца. натягивающая широкую фасцию бед­
    ра (m. tensor fasciae latae); 24 — двуг лавая мышца бёдра (m. biceps femo- ris); 25 — большая ягодичная мышца
    (m. gluteus maximus); 26 — длинная широкая мышца (m. vastus langus);
    27 - полусухожильная мышца (m. semi — tendinosus); 28 — полупере­
    пончатая мышца (m. semi — membra- nosus); 29 — верхняя крестцово-коп- чиковая мышца (m. sacro — соссу- geus superior); 30 — боковая крестцо­
    во-копчиковая мышца (m. sacro — coccygeus lateralis); 31 — нижняя крестцово-копчиковая мышца (m. sac­
    ro — ceccygeus inferior)
    400а
    Туловище льва. Поверхностные мыш­
    цы. Правая сторона (вид сбоку)
    1 — Околоушно-ушная мышца; 2 — собственно-жевательная мышца; 3 — височная мышца; 4 — челюстно-губ- ная мышца; 5 — щечная, или ланит­
    ная, мышца; 6 — круговая мышца век; 7 — круговая мышца рта; 8 — носо-губная мышца; 9 — подъязычная мышца; 10 — дельтовидная — пе­
    редний и задний пучки; 11 — при­
    бавочный пучок к широчайшей мыш­
    це спины; 12 — трехглавая мышца плеча (средняя головка); 13 — трех­
    главая мышца плеча (наружная го­
    ловка); 14 — малая грудная мышца;
    15 — грудино-сосцевидная мышца;
    1С — сосцевидно-плечевая мышца;
    17 — лопаточно-трахеальная мышца;
    18 — трапециевидная мышца — шей­
    ная порция; 19 — трапециевидная мышца — спинная порция; 20 широчайшая мышца спины; 21 — на­
    ружная косая мышца живота; 22 — портняжная мышца; 23 — мышца, на­
    тягивающая широкую фасцию бед­
    ра; 24 — двуглавая мышца плеча;
    25 — большая ягодичная мышца;
    26 — длинная широкая мышца;
    27 — полусухожильная мышца; 28 — полуперепончатая мышца; 29 — верх­
    няя крестцово-копчиковая мышца;
    30 — боковая крестцово-копчиковая мышца; 31 — нижняя крестцово-коп­
    чиковая мышца

    401
    Туловище льва, Глубокие мышцы.
    Левая сторона (вид сбоку)
    1 — подъязычная мышца; 2 — гpу дино-сосцезидная мышца (m. sterno] mastoideus); 3 — малая круглая мыш ца (m. teres minor); 4 — прибавоч ный пучок к широчайшей мышце спины; 5 — двуглавая мышца пле- ча (m. biceps brachii); 6 — передняя плечевая мышца (m. brachialis ante rior); 7 — малая грудная мышца
    (m. pectoralis minor): 8 — лопаточно трахеальная мышца (m. omo-tracheа lis); 9 — пластырная, или ременная мышца (m. splenius); 10 мышца, поднимающая угол лопатки (m. levа tor scapulae); 11 — ромбовидная мышца (m. rhomboideus); 12 — на- достная мышца (m. supraspinalustl
    13 — подостная мышца (m. infraspi­
    natus); 14 — большая круглая мыш ца (m. teres major); 15 — большая зубчатая мышца (m. serratus mag nus); 16 — длиннейшая мышца спи ны (m. longissimus dorsi); 17 — пoд вздошно-реберная мышца (m. ilio-cos talis); 18 — портняжная мышца (m. sartorius); 19 — прямая мышца бед­
    ра (m. rectus femoris); 20 — наружная широкая мышца (m. vastus externus);
    21 — средняя ягодичная мышца (m. gluteus medius); 22 — полусухожиль ная мышца (m. semitendinosus); 23- икроножная мышца (m. gastro-cne mius); 24 — камбаловидная мышца
    (m. soleus); 25 — прямая мышца жи вота (m. rectus abdominis); 26 - внутренняя косая мышца живота (m obliquus abdominis internus); 27 - поперечная мышца живота (m. trans versus abdominis)
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта