Главная страница
Навигация по странице:

  • ОТЛИВКА ИЗ ГИПСА

  • Отливка бюста

  • Намыливание формы и смазыва­ ние ее жиром. Я

  • Э.Лантери Лепка. Перевод с английского А. Е. Кроль издательство В. Шевчук москва 2006


    Скачать 18.38 Mb.
    НазваниеПеревод с английского А. Е. Кроль издательство В. Шевчук москва 2006
    АнкорЭ.Лантери Лепка.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер18.38 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭ.Лантери Лепка.pdf
    ТипДокументы
    #6851
    страница22 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24
    445
    Скелет передней конечности быка — правой и левой (вид с внутренней поверхности)
    1 — плечевая кость (os humerus); 2 — локтевая кость (os ulnar, 3 — лучевая кость (os radius);
    4 --- гороховидная кость запястья (os pisiforme):
    5 — клиновидная кость запястья (os cuneiformei;
    6 — ладьевидная кость запястья (os naviculare):
    7 — крючковидная кость запястья (os unciforme):
    8 — большая кость запястья (os magnum); 9 -- рудиментарная пястная кость; 10 — основная пястная кость (metacarpus); 11 — верхняя сеса мовидная кость; 12 — первая фаланга; 13 — вто рая фаланга; 14 — нижняя сесамовидная кость;
    15 — третья фаланга

    446
    Мышцы передней конечности быка — правой и левой
    (вид спереди)
    1 — сосцевидно-плечевая мышца (m. mastoido — hu- meralis); 2 — трехглавая мышца (m. triceps brachii):
    3 — передняя плечевая мышца (m. brachialis anterior):
    4 — большая грудная мышца (m. pectoralis major):
    5 — лучевой разгибатель запястья (m. extensor carpi radialis): 6 — общий разгибатель пальцев (m. extensor digitorum communis): 7 — косой разгибатель пясти:
    8 — сухожилие разгибателя внутреннего пальца; 9 — сухожилие общего разгибателя пальцев: 10 — сухо­
    жилие разгибателя мизинца
    447
    Скелет передней конечности быка — правой и левой
    (вид спереди)
    1 — плечевая кость (os humerus): 2 — лучевая кость
    (os radius): 3 — клиновидная кость запястья (os cu neiforme); 4 — ладьевидная кость запястья (os navicu- lare); 5 — полулунная кость запястья (os lunatum):
    6 — большая кость запястья (os magnum); 7 — крюч ковидная мышца (os hamatum); 8 — основная пястная кость (metatarsus): 9 — первая фаланга; 10 — вторая фаланга; 11 — третья фаланга

    448
    Мышцы задней конечности быка — ле­
    вой и правой (вид спереди)
    1 — полусухожильная мышца (m semi- iendinosus); 2 — наружная широкая (m. vastus externus): 3 — большая ягодичная мышца (m. glutaeus maximus); 4 — двугла­
    вая мышца бедра (m. biceps femorisi; 5 — икроножная мышца (m. gastrocnemius); 6 — камбаловидная мышца (m. soleus); 7 — пе­
    редняя большеберцовая мышца (m. tibialis anterior); 8 — длинная малоберцовая мыш­
    ца (m. peronaeus longus); 9 — короткая ма­
    лоберцовая мышца (m. peronaeus brevis);
    10 — длинный разгибатель пальцев (m. extensor digitorum longus); 11 — длинный сгибатель большого пальца (m. flexor poi­
    n d s longus); 12 - передняя болынеберцо вая мышца (m. tibialis anterior); 13 — су­
    хожилие короткого сгибателя пальцев;
    14 — сухожилие длинного сгибателя боль­
    шого пальца; 15 — поддерживающая связ ка «щитка»
    450
    Мышцы задней конечности быка — левой и правой (вид сзади)
    1 — полуперепончатая мышца (m. semimembra nosus); 2 — нежная, или грациозная, мышца (m. gracilis); 3 — полусухожильная мышца (m. serai tendinosus); 4 — двуглавая мышца бедра (m. bi ceps femoris); 5 — икроножная мышца (m. gas­
    trocnemius); 6 — короткая малоберцовая мышца
    (m. peronaeus brevis); 7 — длинный сгибатель большого пальца (m. flexor pollicis longus); 8 - длинный сгибатель пальцев (m. flexor digitorum longus); 9 — сухожилие передней большеберцо вой мышцы; 10 — сухожилие длинного сгибателя большого пальца; 11 — сухожилие короткого сги­
    бателя пальцев; 12 — поддерживающая связка
    «щетки»
    449
    Скелет задней конечности быка — левой и правой (вид снаружи)
    1 — бедро (os femur); 2 — надколенная чашечка (patella;; 3 — большая берцовая кость (os tibia); 4 — пяточная кость (calca­
    neus); 5 — венечная кость (os coronoidea);
    6 — надпяточная, или таранная, кость
    (talus); 7 — кубовидно-ладьевидная кость
    (os cuboldo — naviculare); 8 — клиновид ная кость (os cuneiforme); 9 — рудимен тарная плюсневая кость; 10 — основная плюсневая кость (metatarsus); 11 — верх­
    няя сесамовидная кость; 12 — первая фа ланга; 13 — вторая фаланга; 14 — нижняя сесамовидная кость: 15 — третья фаланга

    Скелет задней конечности быка — левой и правой (вид сзади)
    1 — бедро (femur); 2 — большая берцовая кость
    (os tibia); 3 — пяточная кость (calcaneus); 4 — венечная кость (os coronoldea); 5 — надпяточная, или таранная, кость (talus); 6 — кубовидно-ладь­
    евидная кость (os cuboido — naviculare); 7 — малая клиновидная кость (os cuneiforme minor);
    8 — рудиментарная плюсневая кость; 9 — ос­
    новная, или главная, плюсневая кость (metatar­
    sus); 10 — верхние сесамовидные кости; 11 — первая фаланга; 12 — вторая фаланга: 13 — нижняя сесамовидная кость; 14 — третья фа­
    ланга
    452
    Мышцы задней конечности быка — правой и левой (вид с внутренней стороны)
    1 — полуперепончатая мышца (m. semimembra­
    nosus); 2 — прямая мышца бедра (m. rectus fe. morls); 3 — внутренняя широкая мышца (m. vastus lnternus); 4 — портняжная мышца (m. sartorlus); 5 — нежная, или грациозная, мышца
    (m. gracilis): 6 — полусухожильная мышца (m semitendinosus); 7 — икроножная мышца (m. gastrocnemius); 8 — подколенная мышца (m. рар- liteus); 9 — длинный сгибатель пальцев (m. fle­
    xor digitorum longus); 10. — длинный сгибатель большого пальца (m. flexor pollicis longus): 11 — передняя большеберцовая мышца (m. tibialis an terlor); 12 — сухожилие короткого сгибателя пальцев; 13 — сухожилие длинного сгибателя пальцев: 14 — поддерживающая связка "щитка";
    15 — сухожилие длинного разгибателя пальцев

    453
    Скелет задней конечности быка — правой и левой (вид с внутренней стороны)
    1 — бедро (femur); 2 — надколенная чашечка
    (patella); 3 — большеберцовая кость (tibia); 4 — пяточная кость (os calcaneus); 5 — надпяточная, или таранная, кость (talus); 6 — кубовидно-ладье­
    видная кость (os cuboido — naviculare); 7 — малая клиновидная кость (os cuneiforme minor);
    8 — большая клиновидная кость (os cuneiforme major); 9 —- рудиментарная плюсневая кость;
    10 — основная, или главная, плюсневая кость;
    11 — верхняя сесамовидная кость; 12 — первая фаланга; 13 — вторая фаланга; 14 — нижняя сесамовидная кость; 15 — третья фаланга
    454
    Мышцы задней конечности быка — правой и левой (вид спереди)
    1 — трехглавая мышца бедра (m. triceps femo- ris); 2 — большая ягодичная мышца (m. glutaeus maximus); 3 — передняя большеберцовая мышца
    (m. tibialis anterior); 4 — длинная малоберцовая мышца (m. peronaeus longus); 5 — короткая ма- лоберцовая мышца (m. peronaeus brevis); 6 — длинный разгибатель пальцев (m. extensor digl- torum longus): 7 — передняя большеберцовая мышца-передняя порция; 8 — сухожилие разги­
    бателя внутреннего пальца: 9 — сухожилие об­
    щего разгибателя пальцев; 10 — сухожилие раз­
    гибателя наружного пальца
    455
    Скелет задней конечности быка — правой и левой (вид спереди)
    1 — бедро (femur); 2 — надколенная чашечка
    (patella); 3 — большеберцовая кость (tibia); 4 — пяточная кость (os calcaneus) — верхняя ее часть; 5 — венечная кость; 6 — надпяточная, или таранная, кость (talus); 7 — пяточная кость — нижняя ее часть; 8 — кубовидно-ладье­
    видная кость (os cuboido — naviculare); 9 — большая клиновидная кость (os cuneiforme ma­
    jor); 10 — основная, или главная, плюсневая кость; 11 — первая фаланга; 12 — вторая фа­
    ланга; 13 — третья фаланга

    ГЛАВА VIII
    ОТЛИВКА ИЗ ГИПСА
    Я ограничусь здесь описанием распространенного способа отлив­
    ки бюста, фигуры и горельефа. Хотя ни одно объяснение не дает надежды достичь совершенства в работе, которое является делом чистой практики, я все же надеюсь, что эти заметки окажутся по­
    лезными. Я пытался не упустить ничего, ибо только величайшее вни­
    мание к деталям позволит получить хороший слепок.
    Отливка бюста
    Ч л е н е н и е б ю с т а . Метод членения бюста не меняется, рабо­
    таете ли вы над бюстом в натуральную величину или делаете бюст какого-нибудь другого размера. Когда моделировка бюста закончена, его следует окружить полосами глины, шириной 1 1
    /
    4
    дюйма и тол­
    щиной
    1
    /
    4
    дюйма (рис. 457).
    Эту полосу глины приготовляют следующим образом.
    Сделайте из глины ролик толщиною в 1 дюйм и по крайней ме­
    ре в 1 фут длиною, в зависимости от размера бюста. Положите этот ролик на прямую и гладкую доску, ударяйте по нему рукой, пока он не станет совершенно плоским и достигнет толщины
    1
    /
    4
    дюйма. За­
    тем проведите большим ножом по его поверхности, чтобы он стал совершенно гладким, и разрежьте его ножом по длине так, чтобы ширина каждой полосы была повсюду в 1 1
    /
    4
    дюйма. Сделав это, на­
    лепите полученную полосу на поверхность бюста (на бока и верхуш­
    ку) таким образом, чтобы бюст был разделен ею на две половины — переднюю и заднюю. Начинайте с середины головы и заведите по- 301
    лосу на
    1
    /
    2
    дюйма за уши, затем изогните ее и спустите вдоль сторон шеи к базе бюста; таким образом задняя часть бюста будет более плоской, чем передняя. Эта полоса глины должна плотно прилегать к поверхности бюста; ее, однако, не следует сильно прижимать, что­
    бы она не прилипла слишком крепко; но между нею и бюстом не должно быть просветов. Укрепите ее с помощью нескольких малень­
    ких комочков глины, которые вы положите сзади (рис. 458). Поверх­
    ность этой полосы будет краем передней части формы.
    Теперь покройте всю заднюю часть бюста мягкой, смоченной в воде бумагой; это делается для того, чтобы капли жидкого гипса не попали на заднюю сторону бюста, когда вы будете заливать им ли­
    цевую часть (рис. 459).
    Р а з в е д е н и е г и п с а , Бросьте в ведро горсточку красной или желтой охры и наполните его до половины чистой водой, которая со­
    ответственно окрасится; хорошенько перемешайте смесь и затем — для бюста в половину натуральной величины и без плеч, как изобра­
    женный на рисунке, перелейте в таз около четырех пинт этой ок­
    рашенной воды и насыпьте в нее гипс. Делая это, старайтесь, чтобы гипс не был высыпан сразу, а падал в воду тонким порошком. Чтобы
    То, что необходимо для отливки
    А — большая чашка для разведения гипса; В — малая чашка для использования в руках; С — ложка для размешивания гипса; D — малая кисть для смазывания маслом деталей формы; Е — большая кисть для мытья формы; F — шпатель для работы с гипсом; G — шпатель для удаления глины из формы; Н — мягкая кисть для намыливания формы; I — маленькая стамеска для обтесывания формы; J — нож для чачистки краев формы; К — инструмент для сверления отверстий; L — кусок твердого дерева, употребляемый как колотушка; М — большая стамеска для обте­
    сывания
    302

    457 458
    Глиняная лента вокруг бюста Куски глины, поддерживающие ленту добиться этого, лучше всего возьмите полную горсть гипса и, шевеля пальцами, просыпайте через них гипс; двигайте руку над водой, что­
    бы гипс падал не на одно место. Когда гипс начнет оседать под по­
    верхностью воды, значит, его достаточно, ибо разведенный в воде гипс должен быть достаточно жидким, чтобы проникнуть в мельчай­
    шие углубления модели. Затем хорошенько размешайте смесь, опуская ложку до самого дна сосуда; мешайте до тех пор, пока не получите 303

    304
    равномерной смеси и пока консистенция ее не станет по­
    ходить на жидкие сливки.
    П е р в ы й с л о й ж е л ­
    т о г о г и п с а . Налейте гипс в небольшой сосуд и исполь­
    зуйте его немедленно; держа сосуд в одной руке, выгребай­
    те гипс другой и набрасывай­
    те его на бюст. Нужно делать это с достаточной силой, что­
    бы он проникал в мельчайшие извилины. Начинайте с вер­
    хушки бюста и постепенно спускайтесь вниз, к базе, идя вдоль обеих сторон глиня­
    ной полосы. Первый слой не должен быть слишком тол­
    стым; достаточно, если он бу­
    дет от
    1
    /
    8
    до
    3
    /
    8
    дюйма толщи­
    ной, так как назначение жел­
    того слоя — только предуп­
    реждать при разбивке формы, что приближается поверх­
    ность отлива. Сначала этот желтый слой должен быть со­
    вершенно ровным по всей по­
    верхности бюста; лишь около полосы глины его делают зна­
    чительно толще; затем, когда гипс начнет застывать, до­
    бавьте небольшие комочки на выступающих местах, на но­
    су, подбородке, прядях волос и т. д.; затем накладывайте комочки и на других частях — таким образом, поверхность этого первого слоя будет не гладкой, а, напротив, станет как можно более шерохова­
    той; иначе может случиться, что во время последующих операций он оторвется от второго слоя (который будет состоять из белого гипса): шероховатая поверхность лучше свяжется со вторым слоем (рис. 406).
    Когда вы закончите наложение первого слоя, смочите его неболь­
    шим количеством глиняной воды, которая приготовляется следую­
    щим образом: положите на тарелку ком глины размером примерно в кулак, уплотните его и вылейте на него стакан воды; окуните боль-
    459
    Задняя сторона бюста, защищенная влажной бумагой

    460 461
    Первый слой гипса (желтого) Железная арматура (передняя сторона) шую кисть в воду и потрите ее о глину, отчего вода сделается гряз­
    ной, затем легко проведите кистью по слою желтого гипса, избегая краев формы, т. е. частей около глиняной полосы; необходимо, чтобы в этих местах оба слоя были плотно связаны между собой и не было бы опасности, что они разойдутся до съемки формы. Этот легкий по­
    кров из глиняной воды на большей части желтого слоя облегчит от­
    деление белого слоя при съемке формы.
    305

    462 463
    Подготовка края передней части Первый слой гипса (желтого) на задней стороне бюста
    В т о р о й с л о й и ж е л е з н ы е с к р е п ы . Приготовьте гипс для второго слоя таким же образом, как и для первого, но без охры, не забывая сыпать его в воду тонким порошком, хорошо размешивая смесь и опуская при этом ложку до самого дна сосуда. Налейте гипс на первый слой; толщина второго слоя должна быть примерно
    1
    /
    2 дюйма, и по сторонам он должен захватить всю толщину глиняной
    306 полосы, чтобы края формы были особенно крепкими. На этом белом

    308
    После этого налепите не некото­
    ром расстоянии друг от друга на реб­
    ре формы в промежутках между от­
    верстиями кусочки глины, в виде клинышков, имеющих
    1
    /
    2
    дюйма в поперечнике и
    1
    /
    4
    дюйма толщины; узкий конец должен отстоять на
    1
    /
    4 дюйма от бюста, а толстый конец должен выступать над краем формы
    (рис. 462).
    Эти глиняные клинья делаются для того, чтобы, когда форма будет готова и придется отделять друг от друга переднюю и заднюю ее части, на место глиняных клиньев могли быть помещены деревянные, по кото­
    рым достаточно будет слегка посту­
    чать, чтобы отделить части формы одну от другой.
    Теперь передняя часть формы го­
    това.
    З а д н я я ч а с т ь ф о р м ы . Те­
    перь остается сделать для задней ча­
    сти бюста то, что уже было сделано для передней — покрыть глину слоем желтого гипса, предварительно стара­
    тельно смешав охру с водой и мед­
    ленно насыпая гипс; следует налить разведенный гипс на глиняную мо­
    дель и сделать его поверхность ше­
    роховатой, чтобы первый слой хоро­
    шо приставал ко второму. Точно так же, как и прежде, смочите первый слой глиняной водой, оставляя толь­
    ко края несмоченными, чтобы в этих местах оба слоя крепко соединялись; слой гипса следует делать толще по краям (рис. 463).
    На желтый слой наложите слой белого гипса, укрепите железные по­
    лосы (рис. 464) и свяжите все послед­
    ним слоем белого гипса, как делалось при изготовлении передней части формы. Теперь вся форма готова.
    О т к р ы в а н и е ф о р м ы . Раньше, чем сделать это, дайте гипсу застыть по крайней мере в течение получаса. Теперь следует при­
    менить деревянные клинья, которые необходимо сделать тупыми.
    Если они будут слишком острыми, они могут при вбивании вдавиться в глину бюста, не разделив частей формы, а если они будут слиш­
    ком тупыми, то при вбивании они выщербят края отверстий и раско­
    лют форму. Деревянные клинья вставьте на места, заполненные ку-
    465
    Открывание формы

    466 467
    Передняя часть формы Задняя часть формы сочками глины; затем слегка ударяйте по каждому из них и капайте немножко воды через верхушку бюста, стараясь направить ее между глиной бюста и формой; этим путем вы легко отделите заднюю часть формы от глины оригинала (рис. 465).
    Когда снята задняя часть формы, вам останется лишь освободить переднюю часть от глины и каркаса.
    О б м ы в а н и е ф о р м ы . Когда обе части формы разделены, по­
    ложите их под кран; пусть вода попадает внутрь формы, а вы мягкой 309

    468 кистью тщательно очищайте ее, чтобы на ней не осталось следов глины. Если на форме есть части, куда не проходит кисть, удаляйте глину с помощью ка­
    кого-нибудь маленького инструмента, а затем пройдите по ней тонкой кисточ­
    кой. Когда форма очищена, дайте ей посохнуть около получаса, пока по­
    верхность ее не станет матовой. На рис. 466 и 467 показаны обе промытые части формы и видно, что отверстия, сделанные в передней части формы, вышли в рельефе на второй части.
    Намыливание формы и смазыва­
    ние ее жиром. Я уже описал в разделе о медалях, как приготовлять мыло для этой цели. Однако я по­
    вторю это здесь.
    Налейте в кастрюлю пинту кипящей воды и влейте в нее две полных столо­
    вых ложки нефальсифицированного чер­
    ного жидкого мыла. Пусть смесь кипит; помешивайте ее, пока мыло не распу­
    стится совершенно. Остывшую смесь храните в закрытой бутылке. Я настой­
    чиво советую вам не пользоваться ни­
    каким другим составом; если вы не вскипятите мыло, на отливе будут не­
    ровности, ибо жидкое мыло никогда не раствориться в холодной воде. Не советую я также, пользоваться твер­
    дым мылом, натирая его с помощью мокрой кисти и покрывая пеной фор­
    мы; это вызовет излишнее утолще­
    ние формы и соответственную грубость отлива.
    Можно применять кипяченое мыло и в холодном, и в горячем виде; это без­
    различно; главное — оно должно быть жидким, и если состав окажется слиш­
    ком густым, разведите его кипятком.
    Теперь налейте в каждую из частей формы примерно по чашке мыла, мо­
    жет быть немного больше и с помощью большой мягкой кисти раз­
    мажьте его по всей поверхности гипса, введите во все углубленные части формы, повторяя этот процесс несколько раз. Четверть часа нужно работать над формой, чтобы мыло повсюду проникло в гипс.
    Затем вылейте жидкость и, подождав, пока форма впитает мыло, оставшееся на поверхности, снимите мягкой кистью следы мыла,
    310 оставшиеся в углублениях. Дайте форме полежать, пока она не ста-
    Наполнение связанной формы
    нет выглядеть сухой, на это уйдет около четверти часа. Налейте не­
    много оливкового масла себе на ладонь и опустите в него кончики волосков сухой мягкой кисти. Если на кисть наберется слишком мно­
    го масла и оно образует мелкие капельки на ее конце, снимите их чистой полотняной тряпочкой. Осторожно проводите этой кисточкой по поверхности намыленной формы, пока на поверхности гипса не появится легкий блеск.
    Когда обе части формы хорошо вымыты, все следы глины сняты, и когда она покрыта мылом и маслом, положите ее в воду минут на двадцать, а если нет под рукой достаточно большого сосуда, облейте ее снаружи и изнутри водой из шланга. Если вы этого не сделаете, в отливе появятся мелкие отверстия, обусловленные тем, что сухая форма будет впитывать влагу из отлива и на нем образуются пузырь­
    ки воздуха. Многие форматоры не учитывают этого, а в результате, когда они обрабатывают отлив, поверхность которого кажется совер­
    шенно гладкой, при соскабливании тонкого верхнего слоя, на нем появляются ямочки, образованные пузырьками воздуха, а это достав­
    ляет скульптору много неприятностей.
    Ясно, что нельзя класть в воду очень большие по размеру части формы; поливая же их из шланга, нужно следить, чтобы они полу­
    чили такое количество воды, какое способен впитать гипс. Несколько пузырьков воздуха на большой статуе не имеет такого значения, как на бюсте или, особенно, на таком маленьком произведении, как медаль.
    Выньте части формы из воды, поставьте их на несколько минут, чтобы стекли все капли и поверхность оказалась совершенно сухой; затем сложите эти части вместе и свяжите их крепко веревкой. Для того чтобы веревка была туго натянута, подсуньте под нее несколько клиновидных кусков дерева или плотно прижмите части формы друг к другу каким-нибудь иным способом.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта