Главная страница
Навигация по странице:

  • ОТЛИВКА ФИГУРЫ Полосы глины и первый слой (желтый).

  • Помещение наружных железных скреп.

  • Намыливание формы и смазывание ее маслом.

  • Установка железного каркаса для отлива в форме.

  • Э.Лантери Лепка. Перевод с английского А. Е. Кроль издательство В. Шевчук москва 2006


    Скачать 18.38 Mb.
    НазваниеПеревод с английского А. Е. Кроль издательство В. Шевчук москва 2006
    АнкорЭ.Лантери Лепка.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер18.38 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭ.Лантери Лепка.pdf
    ТипДокументы
    #6851
    страница23 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24
    Отливка слепка. Разведите такое количество гипса, чтобы его хватило на образование первого слоя на внутренней стороне формы.
    Для бюста с небольшой частью торса, какой дается здесь, будет до­
    статочно 5—6 пинт воды. Тщательно размешайте гипс ложкой, затем, поставив форму головой книзу, влейте в нее весь гипс (рис. 468), за­
    тем вращайте форму во всех направлениях, чтобы гипс проник во все углубления.
    Через 2—3 минуты вылейте гипс обратно в сосуд, снова налейте из сосуда в форму, не прекращая вращать ее, чтобы слой гипса был повсюду ровным; делайте так до тех пор, пока гипс не начнет засты­
    вать. Немедленно разведите такое же количество гипса и влейте его в форму, пока первый слой не совсем застыл, вращайте форму, как прежде, и переливайте гипс из формы в сосуд и обратно, пока он жидок. Это можно повторять 3—4 раза, в зависимости от того, какой толщины должен быть отлив. Когда желаемая толщина достигнута, дайте гипсу застыть в течение по крайней мере получаса; чем доль­
    ше, тем лучше. Если в форме есть очень углубленные места, в кото­
    рые гипс может не затечь, заполните их гипсом с помощью малень­
    кой кисточки до того, как свяжете части формы вместе; этот гипс сольется с тем, который будет влит позднее. 311

    469 470
    Частичное снятие белого гипса
    Частичное снятие желтого гипса. Под подбородком оставлен белый опорный гипс
    312
    Р а з б и в а н и е формы. Теперь начинается процесс снятия фор­
    мы, т. е. ее разбивание. Для осуществления этого необходимы стамес­
    ки разного размера и деревянный молоток.
    Поместите форму, в которой гипс заменил глину, на прочный стол или стул, стоящий совершенно прямо, чтобы форма, когда по
    ней будут ударять молотком, сохраняла полную устойчивость.
    Не следует брать очень острые стамески, иначе они слишком легко пробьют форму, и вы рис­
    куете задеть отлив.
    С помощью стамесок и мо­
    лотка начните отрывать желез­
    ные скрепления спереди и сзади; затем отбейте верхнюю часть формы, снимая весь белый гипс
    (рис. 469) — этот процесс очень облегчает глиняная вода, кото­
    рой предварительно был смазан желтый или первый слой гипса.
    Отбивайте белый гипс во­
    круг всего бюста, оставляя, одна­
    ко, некоторое его количество между грудью и подбородком, чтобы у головы была дополни­
    тельная поддержка во время этой работы. Когда снят весь бе­
    лый слой, возьмите другую ста­
    меску, более узкую и еще менее острую, чем первая; ставьте ее перпендикулярно к форме и от­
    бивайте желтый слой легкими и в то же время резкими удара­
    ми, так что гипс будет трескать­
    ся, а не резаться. Надо очень позаботиться о том, чтобы ста­
    меска не входила слишком глу­
    боко, ибо страшно затронуть от­
    лив (рис. 470). Когда отлив со­
    вершенно очищен от формы, уда­
    лите ту часть, которая была оставлена между грудью и под­
    бородком. Теперь остается толь­
    ко соскрести шпателем следы соединения обеих частей формы.
    ОТЛИВКА ФИГУРЫ
    Полосы глины и первый
    слой (желтый). Метод, приме­
    няемый для отливки фигуры, сложнее, но он остается тем же, что и при отливке бюста.
    471
    Глиняные ленты

    472 473
    Куски глины, поддерживающие ленту
    Покрытие первым слоем гипса (желтым)
    На рис. 471 показано, как укрепить вокруг модели полосы гли­
    ны, служащие для разделения формы на две части. Когда полосы наложены и укреплены сзади комками глины (ркс. 472), покройте всю заднюю сторону мягкой увлажненной бумагой, как показано на
    314 рис. 474.

    474 475
    Задняя сторона фигуры, защищенная влажной бумагой Установка железной арматуры (передняя сторона)
    Затем разведите в подкрашенной охрой воде достаточно гипса, чтобы покрыть переднюю сторону фигуры; когда гипс хорошо раз­
    мешан и имеет нужную густоту, одной рукой бросайте его на фигу­
    ру, делая это с достаточной силой, чтобы гипс проник во все части фигуры. Первый слой обычно делается от
    1
    /
    4
    до
    3
    /
    8
    дюйма толщиной. 315

    Когда гипс начинает застывать, помещайте комки его в разных мес­
    тах, чтобы сделать поверхность возможно более шероховатой, и утол­
    щите ее около полос глины (рис. 473).
    Если модель держит в руках палку, как на приводимом здесь этюде, ее можно оставить в форме; она застынет в гипсе и останется в том же положении, в каком была на глиняной модели.
    Когда желтый слой достаточно застынет, с помощью кисти смажь­
    те его глиняной водой, не касаясь наружных краев формы.
    Помещение наружных железных скреп. Так как очень существен­
    но, чтобы передняя часть формы была особенно крепкой, ибо она должна служить опорой для двух задних частей, ее придется укре­
    пить железными прутьями. Так, наложив на желтый слой слой бе­
    лого гипса толщиной около
    3
    /
    8
    дюйма и оставив его поверхность ше­
    роховатой, поместите поверх этого слоя железные прутья, как пока­
    зано на рис. 475, а затем укрепите их гипсом.
    На рисунке видно, что один из прутьев идет от середины фигуры и будет служить поддержкой для руки, это необходимо делать каж­
    дый раз, когда поза обусловливает наличие изолированной части например руки, как в нашем случае.
    Когда прутья укреплены, добавьте еще белого гипса поверх них в результате получится весьма крепкая масса.
    Обработка стыков. Когда гипс на передней части достаточно за стыл, удалите сзади полосу глины, ножом подчистите те части гипса, которые соприкасались с ней, и срежьте края под тупым углом; для этого срезайте больше гипса по наружному краю, начиная примерно с середины толщины слоя гипса. На рис. 168 ясно показано, как сле­
    дует подрезать край формы. Когда гипс по краю станет гладким, сде­
    лайте углубления по всему краю и вымойте его глиняной водой, что­
    бы приготовленные в дальнейшем задние части формы не пристали к передней части. Затем, как мы делали при работе над бюстом, по­
    местите кусочки глины в промежутках между углублениями для по­
    следующего введения в них деревянных клиньев при разделении час­
    тей формы (рис. 476).
    Задние части формы. Сначала обложите небольшим количеством глины часть железной штанги в том месте, где она входит в фигуру; штанга должна быть квадратной. Если ее не обложить глиной, она будет охвачена гипсом с нижней части формы, что затруднит снятие этой последней; добавленному куску глины следует придать более или менее округлую форму. Далее, на том уровне, где железные под­
    поры входят в глиняную фигуру, наложите полосы глины поперек фигуры, соединив оба края передней части формы (рис. 476); укре­
    пите эту полосу двумя комками глины. Затем в нижнюю часть про­
    странства, образованного полосой глины, поверхностью гипса и плин- том, налейте слой желтого гипса, оставьте его поверхность шерохо­
    ватой и, когда он застынет, смажьте его глиняной водой, отнюдь не затрагивая частей поблизости от мест соединения. Теперь остается добавить тонкий слой белого гипса, в котором будут укреплены 1—
    2 железных прута, и закончить работу последним слоем гипса, как показано на рис. 477.
    316 Теперь снимите полосу глины, выровняйте край гипса, но в этот

    476
    Разделение задней стороны глиняной лентой
    477
    Подготовка к отливке нижней части и разделение рук раз не делайте отверстий, которые только помешают снятию формы после окончания работы. Смажьте глиняну водой.
    На рис. 477 видно, что на руке также находится полоса глины, которая позволит в дальнейшем сделать особую форму для руки. Эта особая форма может понадобиться потому, что в руку, отстоящую на некоторое расстояние от остальных частей фигуры, гипс при заливке
    317
    может не проникнуть. Когда полоса глины на руке укреплена, сделай­
    те форму для верхней части спины, действуя таким же способом, как и для нижней: слой желтого гипса с грубой поверхностью, промывка глиняной водой, тонкий слой белого гипса, два железных прута, до-
    318 бавление гипса.
    478
    Открывание формы
    479
    Отделение нижней половины задней части

    480
    481
    Удаление глины и каркаса
    Передняя часть формы
    Когда гипс застыл, снимите полосу глины, охватывающую руку, выровняйте край гипса, не делая в нем отверстий, смажьте глиняной водой, и сделайте третью часть формы для руки, как делали все предыдущие; но здесь не понадобятся железные прутья.
    Теперь форма готова. 319

    482
    Задняя часть формы
    483

    Открывание формы. На рис.
    478 показано, что сначала сле­
    дует снять форму с руки, кото­
    рую, благодаря ее небольшому размеру, легко отделить, введя стамеску с места соединения, слегка нажимая на нее от вре­
    мени до времени и выдавливая губкой воду на те места, в ко­
    торые вы вводили стамеску.
    Затем следует снять форму с верхней части спины, вбивая деревянные клинья в те места, где находились кусочки глины.
    Ее легко будет отделить, ударяя легонько по клиньям и пользуясь водой. На рис. 478 показан так­
    же и этот этап работы.
    Сделайте то же с нижней частью формы.
    Если железная опора фигу­
    ры расположена слишком близ­
    ко к форме, то почти невозмож­
    но будет снять эту часть; в этом случае снимите переднюю часть формы, очистив ее заранее от глины и каркаса в верхней ча­
    сти; таким образом вы обнажи­
    те глиняную часть ног, которая может быть теперь удалена вме­
    сте с каркасом и освободит ниж­
    нюю заднюю часть формы; при этих условиях ее легко удалить.
    Но если железная опора нахо­
    дится на достаточном расстоя­
    нии от формы, все это не будет необходимо, и вы снимете ниж­
    ний раздел задней части формы с такой же легкостью, как и верхний. На рис. 479 показана эта часть формы, снятая с гли­
    няной модели.
    Там, где не понадобится применять описанный выше про­
    цесс, удаляйте глину обычным способом. Для этой цели пользуйтесь лопаткой, стараясь не всаживать ее слишком глубоко; в противном случае можно повредить отлив. Когда вы дойдете до трубок, состав­
    ляющих каркас, без колебаний ломайте их; пытаясь сохранить труб­
    ки, вы только затрудните процесс удаления глины и увеличите риск
    4 8 4
    Каркас, временно закрепленный с помощью глины
    321
    повредить форму (рис. 480). При работе над большой фигурой всегда приходится ломать каркас при удалении глины.
    На рис. 481 и 482 показаны все четыре части формы для статуи, законченные и вымытые, как это делалось с формами для бюста.
    Обратите внимание на то, что вокруг задней и передней частей формы руки сделаны желобки; глубина этих желобков около
    1
    /
    8
    дюй­
    ма, и они расположены примерно на расстоянии в
    1
    /
    8
    дюйма от уг­
    лубления в форме. Я позднее объясню смысл этих желобков, которые, однако, должны быть сделаны сейчас же. На этих рисунках (481 и
    482) видно также, что ребру передней части, где срез идет изнутри кнаружи, на задней части соответствует угол, подрезанный в обрат­
    ном направлении. Это вызвано необходимостью обеспечить полную неподвижность частей, когда они соединены; а если бы места соеди­
    нения были подрезаны прямо, части неминуемо сдвинулись бы.
    Перед началом отливки необходимо дать форме немного посто­
    ять; затем нужно с максимальной тщательностью связать все ее час­
    ти вместе, чтобы предупредить их набухание, ибо, если это случится, они перестанут правильно соединяться.
    Намыливание формы и смазывание ее маслом. Как и для бюста, обрызгайте все части формы мылом, приготовленным по описанному выше способу, пользуясь кистью большого размера и давая мылу впитаться в течение около четверти часа. Если гипс на форме очень сух и если форма стояла в готовом виде уже несколько дней, оставьте мыло на более длительное время. Нельзя намыливать форму до тех пор, пока внутренняя поверхность ее не просохнет окончательно после промывки. Когда оставшееся на поверхности мыло будет уда­
    лено кистью и не останется следов сырости, слегка смажьте форму маслом, пользуясь очень мягкой кистью и не набирая его слишком много. После этого поместите все части формы в воду по крайней мере на 20 минут.
    Установка железного каркаса для отлива в форме. На рис. 484 показано, какое направление должны иметь железные части каркаса внутри формы. Сначала изогните их так, чтобы они приходились в центре рук и ног; правильное положение может быть им придано с помощью поддерживающих комков глины. Нижние концы железно­
    го каркаса ног должны быть согнуты под прямыми углами, чтобы можно было прочно прикрепить их к плинту (рис. 483). Если этого не сделать, отлив, несмотря на наличие железного каркаса ног, легко будет ломаться; каркас ног будет обладать достаточной прочностью для поддержки фигуры только в том случае, если концы его доста­
    точно надежно укреплены в плинте.
    Когда их положение установлено, выньте и их, и куски глины, временно их поддерживавшие, и тщательно прочистите точки формы, к которым были прилеплены комки глины. Затем слегка накалите железо и покройте его слоем бруншвикской черной, чтобы не остав­
    лялось пятен ржавчины на отливе. Когда краска высохнет, покройте железо небольшим количеством гипса, оставляя его поверхность ше­
    роховатой, и дайте ему застыть, как показано на рис. 485.
    Затем поместите железный каркас в переднюю часть формы, на-
    322 чиная установку его с ног. Для этого покройте форму плинта слоем

    485
    486
    Каркас, покрытый гипсом и укрепленный в форме
    Связанная форма (передняя сторона) гипса, достаточным для того, чтобы укрепить концы каркаса; произ­
    водите это осторожно, не затыкая отверстий, через которые в даль­
    нейшем вы будете наливать гипс (рис. 483).
    Затем придайте железным прутьям нужное положение, поместив их в центре ног, и залейте их для прочности на уровне бедер гипсом который пристанет к форме. Сделайте то же самое с руками. Гипсо- 323

    487 488
    Связанная форма (задняя сторона)
    Частично снятая форма вые крепления должны быть во всех случаях помещены так, чтобы в дальнейшем не преграждать свободного пути потоку жидкого гипса при заливке.
    Когда установлены эти гипсовые крепления, соедините все части формы и свяжите их веревками, пользуясь деревянными клиньями для их натяжения, как в работе над бюстом. Помните, что эти клинья
    324 должны иметь противоположное направление в нижней и верхней
    части формы; иными словами, они должны быть направлены толстым концом вниз в верхней части и толстым концом вверх в нижней час­
    ти, на рис. 486 и 487 показано, как это следует делать.
    Если веревки сырые, они еще крепче свяжут части формы.
    Заполните глиной отверстие, сделанное железной штангой в фи­
    гуре, иначе при наливании в форму жидкого гипса он будет выте­
    кать в это отверстие.
    З а л и в к а г и п с а в ф о р м у . Когда форма хорошо смазана мы­
    лом и маслом, пропитана водой, железный каркас укреплен и все части крепко связаны, следует приступить к заливанию формы гипсом.
    Так как для начинающего очень трудно отлить полый отлив, я советую сделать сплошной, ибо это менее трудно.
    Прежде чем приступить к заполнению главной полости, необхо­
    димо отлить сначала мелкие части руки. Чтобы сделать это, разве­
    дите столько гипса, сколько нужно для заполнения передней и зад­
    ней части формы руки, называемых на техническом языке «мыс»; когда гипс дойдет до края свободной части и начнет застывать, до­
    бавьте еще немного и сложите обе части вместе. Смысл желобка, сде­
    ланного в этих частях, теперь ясен. Когда обе части плотно прижаты друг к другу, излишек гипса вытекает в желобки, и вы вполне увере­
    ны, что этот раздел формы целиком заполнен гипсом. После этого свяжите обе части формы руки вместе.
    Затем разведите столько гипса, сколько нужно для заполнения формы, поставьте форму головой вниз и влейте гипс через отверстие на месте стоп фигуры. Встряхивайте форму, поворачивая ее во всех направлениях, чтобы гипс проник повсюду, и через 3—4 минуты вылейте гипс обратно в сосуд. Все это должно быть сделано как мож­
    но быстрее. Снова налейте гипс из сосуда в форму, если он не слиш­
    ком загустел, заполняя и одновременно поворачивая форму. Дайте постоять минуту и, если форма не совсем заполнена, добавьте гип­
    са, пока уровень его не дойдет до краев плинта. Дайте гипсу застыть в течение получаса.
    С н я т и е ф о р м ы . Когда гипс застыл, поставьте фигуру на креп­
    кий стул и сначала снимите веревки, затем железные прутья, скалы­
    вая гипс вокруг них, затем остаток белого гипса и, наконец, — жел­
    тый слой. Оставьте немного белого гипса вокруг ног и под подбород­
    ком, пока не снята вся верхняя часть формы, — этим вы предупре­
    дите поломку этих частей, когда будете скалывать гипс с вышележа­
    щих частей (рис. 488).
    ОТЛИВКА ГОРЕЛЬЕФА
    После подробного описания отливки бюста и фигуры немного остается сказать об отливке рельефа, которой мы еще не касались.
    Глубина рельефа (рис. 489) равна примерно 2 1
    /
    2
    дюймам.
    Рельеф, не имеющий изолированных частей, будет отлит цели­
    ком. Поэтому нужно только покрыть его сначала слоем желтого гип­
    са, как мы это делали при отливке бюста и целой фигуры, делая его 325
    поверхность шероховатой и создавая более толстый слой над фоном, чем над изобра­
    жением (рис. 490). Промойте этот слой глиняной водой, не касаясь краев формы и ста­
    раясь сделать так, чтобы по­
    следующий слой хорошо сра­
    стался с предыдущим. Затем укрепите на слое белого гип­
    са железные прутья и добавь­
    те третий слой белого гипса, связывающий всю форму
    (рис. 491).
    Когда гипс достаточно за­
    стыл, то с такого рельефа, как наш, имеющего лишь три фута в высоту, форма сни­
    мается легко.
    Сделайте надрез в глине, в верхней части, глубиной от полутора до 2 дюймов, и на­
    полните его водой, которая проникнет между глиняной моделью и гипсовой формой и одним этим поможет отделить их друг от друга. В нижнюю часть формы введите стаме­
    ску и слегка нажмите на нее, поместив тонкий кусочек де­
    рева между лезвием и фор­
    мой, чтобы не повредить эту последнюю. Сделайте то же самое со всех четырех сторон, все время подливая воду в верхний надрез. Форма посте­
    пенно отделится от глины.
    Когда вы имеете дело с релье­
    фом большого размера и очень глубокого, то нельзя по­
    ступать так, как поступали с малым рельефом; когда фор­
    ма готова, необходимо уда­
    лить глину и каркас сзади, сначала убрав деревянную до­
    ску, затем поперечные рейки и, наконец, глину — и в результате останется одна форма. Но прежде чем делать все это, установите крепкие деревянные подпоры, приколотив их к полу и прикрепив к задней поверхности формы гипсом.
    Приготовив форму, смойте с нее все следы глины и, когда она вы-
    489
    Глиняный рельеф
    326

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта