Главная страница
Навигация по странице:

  • ПЕРВЫЕ УРОКИ

  • Э.Лантери Лепка. Перевод с английского А. Е. Кроль издательство В. Шевчук москва 2006


    Скачать 18.38 Mb.
    НазваниеПеревод с английского А. Е. Кроль издательство В. Шевчук москва 2006
    АнкорЭ.Лантери Лепка.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер18.38 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭ.Лантери Лепка.pdf
    ТипДокументы
    #6851
    страница1 из 24
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    Перевод с английского А. Е. Кроль
    ИЗДАТЕЛЬСТВО «В. ШЕВЧУК»
    МОСКВА 2006

    Лантери Э.
    Лепка / Перевод с английского А. Е. Кроль. —
    М: Издательство «В. Шевчук», 2006. — 336 с.
    Настоящее пособие по лепке написано ан­
    глийским скульптором-педагогом Эдуардом
    Лантери на рубеже XIX — XX столетий.
    В свое время этот курс получил призна­
    ние со стороны художников, в том числе и О. Родена, который называет Лантери
    «дорогим учителем» и «дорогим другом».
    Естественно, что в течение века многое изменилось в методах преподавания лепки, отдельные положения предлагаемой читате­
    лю книги нуждаются в серьезных коррек­
    тивах. Но и сегодня этот классический труд представляет несомненный интерес.
    Печатается по изданию издательства Акаде­
    мии художеств СССР, Москва, 1963 г.
    © Издательство «В. Шевчук»
    © Перевод с английского А. Е. Кроль
    ISBN 5-94232-035-7

    ВВЕДЕНИЕ
    Меня неоднократно просили опубликовать записи, которыми я пользуюсь для моих занятий в художественном колледже.
    Мне кажется, что если их несколько доработать, они будут полез­
    ны для тех, кто берется за обучение начинающих в этой области.
    Я не считаю, что мой метод является единственно правильным — непогрешимого метода не существует. Каждый разумный преподава­
    тель может выработать свой метод при условии, что он положит в его основу верные принципы. Таким образом, вместо того чтобы проводить один метод — даже если бы он был самым хорошим, лучше широко очертить главные, основные принципы обучения и предоста­
    вить преподавателю определенную свободу.
    Важно, чтобы каждый преподаватель вносил в принятый им метод такие изменения, которые позволяли бы ему считать этот ме­
    тод своим. Только это даст ему импульс в работе и настойчивость, необходимые для исполнения его трудной задачи.
    Вспомогательные средства преподавания не имеют сами по себе абсолютной ценности — они могут оказаться полезными или вред­
    ными в зависимости от момента и меры их применения. Чтобы быть полезными, они должны быть преподаны в методическом порядке.
    Этот порядок, может быть установлен лишь после точного выяснения цели, а также принципов, на которых должны базироваться средства достижения этой цели.
    Искусство по своей сущности индивидуально, именно индиви­
    дуальность и делает художника. Поэтому цель, к которой должен стремиться каждый преподаватель, обучающий изящным искусст­
    вам, — это развитие художественной способности каждого ученика.
    Лучшими методами и приемами будут те, которые вернее всего ве­
    дут к этой цели. Полное обучение каждого ученика мастерству, чтобы не сказать — ремеслу скульптора, не грозит ему потерей индиви­
    дуальности; напротив, добросовестно овладев мастерством, он приоб-
    3
    ретает уверенность и силу, необходимые для правдивого выражения личного чувства, которыми наделила его природа. Но если препода­
    ватель желает идти дальше этого, он рискует внушить ученику свой взгляд на вещи и лишить его индивидуальности.
    Эта моя небольшая работа преследует только одну цель — пред­
    ложить учащемуся ряд практических указаний, основанных исклю­
    чительно на анатомическом строении человеческого тела, а это стро­
    ение неизменно в своей основе. Когда учащийся овладеет методом, он будет применять его, не задумываясь о нем, как бы инстинктивно и без усилий. Применение этого метода научит его точно устанавли­
    вать основные конструктивные точки человеческого тела и анализи­
    ровать человеческую фигуру; все причины, вызвавшие к жизни ту или иную форму, будут ясными для него, и он сможет избежать того блуждания во тьме, тех неразумных поправок, которые всегда де­
    лают молодые художники, если эта сторона обучения была забро­
    шена. Настоящая книга содержит в кратких чертах сущность пред­
    мета; она является, так сказать, сводкой метода, чем-то вроде путево­
    дителя, указывающего первые пути.
    Я снова и снова должен указать на то, что целью преподавания искусства должно быть ознакомление учащегося со всем тем, что ему необходимо знать для выражения его мыслей самыми простыми, самыми правильными и самыми скорыми средствами. Преподавание должно в особенности обострить его наблюдательность, не слишком сильно влияя на его суждения; а когда суждение учащегося откло­
    няется от истины, его следует направить на верный путь, указывая на модель или образец, помещенный перед ним, и делать это таким образом, чтобы он не догадался о намерении преподавателя, иначе это может лишить учащегося способности иметь свое суждение.
    Поскольку рисование есть главная основа скульптуры, и каче­
    ство произведения скульптора в большой мере обусловлено хорошим рисунком, учащийся должен заниматься рисованием столько же, если не больше, чем человек, изучающий живопись (что, к несчастью, не всегда делается). Учащегося не следовало бы допускать в школе к лепке, пока он предварительно не займется серьезно рисованием; я строю настоящее руководство именно в этой плоскости — всегда обращаюсь к ученику, который способен видеть линию и правильно ее нарисовать. Другой важный пункт, на котором я должен настаи­
    вать, — это углубленное изучение анатомии. Вы должны начать ра­
    ботать, обладая некоторым знанием форм костей и мышц, и продол­
    жать изучение их за работой. На следующих страницах я перечислю, что вам необходимо знать, но, конечно, я могу лишь вкратце указать, что именно, а вам придется пополнять свои знания изучением насто­
    ящего скелета и анатомических фигур.
    Обратите внимание на то, что значение костей еще более важно, чем знание мышечной системы, и не упускайте из виду того факта, что «анатомия учит вас общим законам построения человеческих форм, а живая модель показывает эти же законы, примененные и видоизмененные индивидуальными особенностями».

    ЧАСТЬ П Е Р В А Я
    ГЛАВА I
    ИНСТРУМЕНТЫ
    1. Обзаведитесь двумя станками с вращающимися досками — один для вашей скульптуры, другой для модели; высота каждого от пола должна быть от 3 футов 4 дюймов до 3 футов 6 дюй­
    мов (рис. 1).
    2. Достаньте две деревянные доски около 18 дюймов в квадрате каждая или несколько шире, в зависимости от размера вашей скульп­
    туры. Чтобы доска не покоробилась от мокрой глины, скрепите доски с обратной стороны рейками, приколотив или привинтив их (рис. 2).
    3. Для начала достаточно нескольких деревянных инструментов предпочтительно простой формы; избегайте слишком тяжелых инст­
    рументов, равно как и маленьких и тонких, если только ваше про­
    изведение не должно быть очень малых размеров. Полезно иметь один инструмент с толстыми проволочными петлями на концах. Фор­
    мы инструментов показаны на рис. 3.
    4. Достаньте два больших железных циркуля или кронциркуля со слегка изогнутыми ножками, длиною около 10—12 дюймов. Их лучше всего сделать на заказ (рис. 4).
    5. Имейте под руками маленькую губку, чтобы обтирать ею паль­
    цы во время лепки, и какую-нибудь мягкую старую тряпку, чтобы закрывать ею фигуру по окончании работы. Иногда вам также может понадобиться небольшой насос или большая кисть, чтобы смачивать глину, когда она начнет затвердевать. В дальнейшем я буду описы­
    вать те инструменты, которые понадобятся по ходу работы; в начале нужны только названные выше. 5

    ПЕРВЫЕ УРОКИ
    Д е т а л и л и ц а
    Лучшими моделями для деталей лица я считаю отливки, сделан­
    ные с маски «Давида» Микеланджело. Детали выполнены здесь с та­
    кой точностью, таким большим знанием форм и анатомии, что, ко­
    пируя их, учащийся захочет узнать причины, обусловившие эти фор­
    мы, и таким образом получит импульс к изучению анатомии, столь необходимой для скульптора.
    Укрепите гипсовый слепок на такой же доске, на какой вы бу­
    дете работать. Поместите каждую доску на свой станок и укрепите
    6
    их с помощью деревянной подпорки, приколоченной к доске и стан­
    ку, или с помощью привинченной к доске и станку железной под­
    порки (рис. 5) таким образом, чтобы работа, равно как и гипсовая модель, была в вертикальном положении. Затем вбейте гвоздь в дос­
    ку примерно на уровне своих глаз. К этому гвоздю с помощью про­
    волоки (годится и гальванизированная железная проволока, хотя луч­
    ше медная) прикрепите небольшой деревянный крест («бабочку», рис. 5), который понесет на себе часть глины.
    Затем смочите губкой доску и сразу вотрите немного глины в смоченную часть, чтобы об­
    разовалось густое тесто, к которому будет при­
    липать глина. Если вы не сделаете этого, глина быстро отлипнет от доски и упадет, а тесто и бабочка будут удерживать ее на своем месте.
    Разрешите упомянуть, кстати, что чем боль­
    ше вы работаете над глиной руками, тем более пластичной, то есть тем лучшей она будет.
    Начиная работу, положите некоторое коли­
    чество глины на доску, тщательно приминая ее большим пальцем так, чтобы получить общую форму и контуры модели; при этом все время старайтесь, чтобы ваше произведение было не­
    сколько меньше по объему, чем модель, так что для получения пра­
    вильной формы вам придется докладывать глину, а не снимать ее.
    Прежде чем начать работать над этюдом, вы должны попытаться осмыслить то, что вы хотите воспроизвести; поэтому я буду предва­
    рять очерк каждой части лица наброском ее характерных особеннос­
    тей и анатомии.
    РОТ
    П е р в а я д е т а л ь
    Рот образован верхней и нижней челюстями; в е р х н я я че­
    л ю с т ь (maxilla), в свою очередь, состоит из двух костей, сросшихся между собой по средней линии и расположенных непосредственно под лобной костью. Посредством четырех отростков — с к у л о в о г о
    (processus zygomaticus), з у б н о г о (processus alveolaris), н ё б н о г о
    (processus palatinus) и л о б н о г о (processus frontalis), направленных в разные стороны, эти кости соединяются с другими костями лица. Ску­
    ловой отросток соединяет их со скуловой костью. Зубной отросток образует верхнюю а л ь в е о л я р н у ю д у г у , содержащую лунки для верхних зубов. Нёбный отросток направлен внутрь, образуя т в е р ­
    д о е н ё б о , а лобный отросток направлен вверх к глазным орбитам и острому отростку лобной кости (spina frontalis); лобные отростки образуют боковые поверхности носа и, соединяясь с лобной костью, создают посредине черепа глубокую впадину — так называемое г р у ­
    ш е в и д н о е о т в е р с т и е н о с а (apertura piriformis nasi).
    Н и ж н я я ч е л ю с т ь (mandibula) у зародыша также состоит из двух половин, которые очень скоро срастаются в одну кость. Она 7
    состоит из массивного тела подковообразной формы и уплощенных концов или ветвей челюсти (фото чере­
    па, рис. 6, 7 и 8).
    Задние кости каждой ветви переходят в продол­
    говатые суставные отрост­
    ки, которые входят в су­
    с т а в н ы е я м к и (fossa mandibularis) височных ко­
    стей и образуют нижне-че- люстной сустав, весьма прочный, позволяющий дви­
    гать нижнюю челюсть впе­
    ред, назад и в стороны.
    Место соединения тела ко­
    сти и ее ветвей образует закругленный угол, который в сущности определяет ве­
    личину и форму щеки. Не считая индивидуальных раз­
    личий, этот угол бывает у вполне развитого индиви­
    дуума более острым, чем у детей или у стариков, у ко­
    торых он обычно более ту­
    пой (рис. 9, 10 и 11).
    Точно так же зубные отростки у ребенка меньше выдаются, чем у взрослого. В старости, когда зубы выпадают, зубные альвеолы зарастают, и вся нижняя челюсть несколько выдвигается вперед.
    На нижней челюсти существуют различные отростки и выступы, служащие местами прикрепления мощных мышц; для нас имеет боль­
    шое значение п о д б о р о д о к (mentum), точнее его треугольная буг­
    ристость (protuberantia mentalis), к которой прикрепляются мимиче­
    ские мышцы лица. Подбородок расположен непосредственно под кожей, служит удобной точкой для измерения черепа и является весь­
    ма характерной чертой человеческого лица. Над подбородком прохо­
    дит вертикальная линия — место соединения двух костей нижней че­
    люсти. К подбородку прикрепляются следующие мышцы:
    1) m. levator labii superioris — поднимающая верхнюю губу, ко­
    торая поднимает губу и выдвигает ее вперед;
    2) m. levator anguli oris — поднимающая угол рта, которая под­
    нимает наружную часть верхней губы;
    3) m. zygomaticus major — большая скуловая, которая отодвигает угол рта назад и вверх и является мышцей смеха;
    4) m. zygomaticus minor — малая скуловая, которая двигает на­
    ружную часть верхней губы вверх, наружу и назад;
    5) m. depressor anguli oris (m. triangularis) — опускающая угол
    рта, которая двигает угол рта вниз и назад и придает лицу выраже­
    ние печали.
    6) m. depressor labii inferioris — опускающая нижнюю губу;
    7) m. levator labii inferioris — поднимающая нижнюю губу; ко­
    торая и поднимает и выпячивает губу:
    8) m. orbicularis oris — круговая мышца рта, которая окружает рот и придает форму губам. На верхней губе она образует носо- губную складку, спускающуюся от крыльев носа к углам рта (рис. 12 и 13). На середине верхней губы имеется бугорок, который спуска­
    ется в сторону нижней губы. На середине нижней губы бугорок от­
    сутствует, зато на ней рас­
    полагается небольшая во­
    гнутость, идущая в верти­
    кальном направлении. Ко­
    жа плотно обтягивает алый край губ. Благодаря тому, что губы лишены хрящевой основы, они отличаются большой эластичностью и могут принимать самые разнообразные выражения

    Мышцы лица и шеи
    1 — мышца, поднимающая верхнюю губу (m. levator labii superioris): 2 — мышца, под нимающая угол рта (m. levator anguli oris); 3 — большая скуловая мышца (m. zygoma ticus major); 4 — малая скуловая мышца (m. zygomaticus minor); 5 — мышца, опус кающая угол рта, или треугольная мышца (m. depressor anguli oris) (m. triangularis);
    6 — мышца, опускающая нижнюю губу (m. depressor labii inferioris); 7 — мышца, под нимающая нижнюю губу (m. levator labii inferioris); 8 — круговая мышца рта (m. orbicularis oris); 9 — пирамидальная мышца носа, или мышца гордецов (m. pyramida- lis nasi); 10 — сжиматель носа (m. compessor nasi); 11 — щечная, или ланитная. мыш­
    ца — «мышца трубачей» (m. buccinator); 12 — угловая мышца, или мышца, поднимаю щая верхнюю губу (m. angularis); 13 — мышца, поднимающая верхнее веко (m. levator palpebrae superior) (часть круговой мышцы глаза); 14 — слезная мышца (m. lacrymalis);
    15 — круговая мышца век (m. orbicularis palpebrarum); 16 — лобная мышца (m. fron­
    talis) (часть затылочно-лобной мышцы); 17 — височная мышца (m. temporalis); 18 — собственно-жевательная мышца (m. masseter): 19 — двубрюшная мышца (m. digastri cus) (переднее брюшко); 20 — двубрюшная мышца — заднее брюшко; 2l — грудино подъязычная мышца (m. sterno-hyoideus); 22 — лопаточно-подъязычная мышца (m. оmо hyoideus); 23 — щито-подъязычная мышца (m. thyreo-hyoideus); 24 — подбородочная мышца (m. mentalis); 25 — грудино-ключично-сосцевидная мышца (m. sterno-cleido-mas- toideus); 26 — трапециевидная мышца (m. trapezius)
    Существует еще одна маленькая поверхностная мышца, назы­
    ваемая м ы ш ц е й с м е х а (m. sartorius), которая совместно с боль­
    шой скуловой вызывает выражение смеха (рис. 12, 13).
    Ознакомившись с анатомическим строением рта и наложив на доску некоторое количество глины, прорисуйте на ней горизонталь­
    ную линию для обозначения места разделения губ; затем измерьте циркулем расстояние от одного угла рта до другого и нанесите это расстояние на горизонтальную линию. Поверните боком доску и гип­
    совую модель и вылепите мелкими комочками глины очертания про­
    филя средней части рта с его выпуклостями и углублениями; сде­
    лайте то же самое с другой стороны; затем станьте прямо перед своей работой и, руководствуясь тем, что вы вылепили при профильном
    10
    положении, доделайте остальное, все время держась несколько меньшего объема.
    Вы можете сразу же использо­
    вать ваши познания по анатомии и наметить поверхностные мышцы от­
    дельными четко определенными по­
    лосами, лучше преувеличивая, чем смазывая форму (фото рта в трех состояниях, рис. 14, 15, 16).
    А теперь вам следует продолжать по частям, то есть проверять вашу работу, смотря на нее снизу и сверху.
    При этом делать это надо так, чтобы можно было видеть и свою работу, и модель с одной и той же точки зре­
    ния. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность сравнивать их, стремясь получить одинаковые кон­
    туры с этих точек зрения. Таким об­
    разом вы поправите то, что вами уже сделано. Затем посмотрите на модель и на вашу работу в
    3
    /
    4
    и исправьте ее с этого положения.
    14

    Хорошо проработав основные формы со всех этих точек зрения, вы продолжите лепку, уделяя внимание свету, тени и многочислен­
    ным полутеням; я называю это цветом, и буду пользоваться в этом руководстве выражением «цвет» исключительно в смысле светотени.
    Вы должны следить, чтобы ваша работа была точно так же освещена, как и модель: сильным боковым светом, который создает большее разнообразие теней, чем прямой свет; при прямом свете остаются незамеченными многочисленные мелкие впадины, и в результате мо­
    жет получиться поверхность без жизни и движения.
    Работая цветом и часто поворачивая скульптуру и модель таким образом, чтобы получать разнообразные эффекты освещения и видеть вашу работу с различных точек, вы, наконец, найдете простые фор­
    мы модели. Коротко говоря, вы должны всегда проверять свою ра­
    боту рисунком и стремиться достичь простоты с помощью цвета, а выразительности благодаря знанию формы. Заметьте, что работа, сделанная при боковом свете, всегда будет иметь хороший вид в прямом свете; с другой стороны, работа, сделанная при прямом свете, при боковом освещении, будет всегда казаться нечеткой и неопре­
    деленной по планам.
    Старайтесь не слишком много пользоваться инструментом; это помешает вам приобрести гибкость рук и выработать хорошее туше.
    Человеческий палец, более стойкий и надежный, чем деревянный инструмент, лучше передает намерения художника и выражает их оттенки; палец — это умный, энергичный, я почти могу сказать — интеллектуальный инструмент, и вы должны пользоваться им всегда, когда можно. Пользоваться деревянным инструментом следует толь­
    ко там, где не помещается палец.
    НОС
    В т о р а я д е т а л ь
    Нос образован отчасти костями лицевого черепа, отчасти хряще­
    вой тканью. Две продолговатые носовые кости, примыкающие к че­
    репу, непосредственно под globella (надпереносьем) образуют пере­
    носицу, их подпирают по бокам направленные вверх отростки верхней челюсти; к их переднему краю прикреплены боковые хрящи носа.
    Существует пять главных хрящей: по верхнему и нижнему хрящу с каждой стороны и средний, находящийся между двумя сторонами носа (рис. 6 и 7).
    Нижние боковые хрящи образуют крылья носа. И у отдельных индивидуумов и у представителей различных рас наблюдается боль­
    шое разнообразие в формах носа; оно обусловлено как разным из­
    гибом дуги, так и различиями в формах хрящей. Мышцы очень мало скрывают форму кости. С точки зрения художника, главные мышцы носа следующие:
    9) m. pyramidalis nasi — пирамидальная мышца носа, которая является как бы продолжением лобной мышцы;
    12

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта