Главная страница
Навигация по странице:

  • Ч А С Т Ь В Т О Р А Я

  • Э.Лантери Лепка. Перевод с английского А. Е. Кроль издательство В. Шевчук москва 2006


    Скачать 18.38 Mb.
    НазваниеПеревод с английского А. Е. Кроль издательство В. Шевчук москва 2006
    АнкорЭ.Лантери Лепка.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер18.38 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭ.Лантери Лепка.pdf
    ТипДокументы
    #6851
    страница8 из 24
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24
    135 136
    с) m. vastus medialis 1. К внутренней стороне задней поверхности бед- внутренняя широкая мьшща ра бедра 2. Общим сухожилием к коленной чашке и далее к бугристости большой берцовой кости. Обе широкие мышцы являются частями квадрат­
    ного разгибателя голени
    75

    Н а з в а н и е м ы ш ц
    М е с т а п р и к р е п л е н и я
    76
    т) m. sartorius мышца портных у) m. ileo psoas подвздошно-поясничная мышца ф) m. pectineus гребешковая мышца х) m. adductor longus длинная приводящая мышца ц) m.obliquus abdominis externus наружная косая мышца жи­
    вота ч) m. tibialis anterior передняя большеберцовая мыш­
    ца ш) m. peronaeus longus длинная малоберцовая мышца щ) m. gastrocnemius икроножная мышца (две голов­
    ки трехглавой мышцы голени) э) m. salus глубокая головка трехглавой мышцы голени (камбалообраз­
    ная мышца) ю) m. flexor digitorum longus длинный сгибатель пальцев я) m. supinator longus длинный супинатор предплечья
    (или плечелучевая мышца)
    1. m. extensor carpi radialis longus длинный лучевой разгибатель кисти
    2. m. flexor carpi radialis лучевой сгибатель кисти
    3. m. palmaris longus длинная ладонная мышца
    1. К передней верхней ости подвздошной кости
    2. К внутренней стороне передней поверхности большой берцовой кости
    1. К внутренней поверхности и гребню подвздош­
    ной кости, к основанию крестца, к суставной сумке тазобедренного сустава, а также к две­
    надцатому грудному и к пяти поясничным позвонкам
    2. К малому вертелу бедренной кости
    1. К верхней ветви и гребешку лобковой кости
    2. Позади малого вертела на бедренной кости
    1. К лобковой кости (посредством узкого плоско­
    го сухожилия)
    2. К средней трети задней поверхности бедра
    1. Вставлена вверху между зубцами передней зубчатой мышцы; снизу — между зубцами широчайшей мышцы спины, прикрепляется к нижним восьми ребрам
    2. К передней половине гребня подвздошной ко­
    сти и брюшного апоневроза
    1. К верхней половине наружной поверхности и наружной бугристости большой берцовой ко­
    сти
    2. К внутренней и нижней сторонам клиновидной и первой плюсневой костей
    1. К верхней трети и головке малоберцовой ко­
    сти. Пересекает в косом направлении подошву
    2. К нижней стороне плюсневой кости большого пальца
    1. Обеими головками к задней поверхности мы­
    щелков бедра
    2. К задней поверхности пяточной кости посред­
    ством ахиллова сухожилия
    1. К задней поверхности головки малоберцовой кости и к верхней четверти большой берцовой и малой берцовой кости
    2. К задней поверхности пяточной кости
    1. К задней поверхности большой берцовой ко­
    сти под трехглавой мышцей голени
    2. К третьей фаланге четырех пальцев от 2-го до 5-го
    1. К боковой поверхности плечевой кости
    2. К основанию шиловидного отростка лучевой кости
    1. К боковой поверхности и боковому мыщелку плечевой кости
    2. К основанию второй пястной кости
    1. К внутреннему мыщелку плечевой кости, к фасции предплечья
    2. К передней поверхности основания второй пястной кости
    1. К внутреннему мыщелку и фасции предплечья
    2. К ладонному апоневрозу

    137 138 4. m. flexor carpi ulnaris локтевой сгибатель кисти
    1. К внутреннему мыщелку плечевой кости, к внутренней стороне локтевого отростка — и к верхним двум третям заднего гребня лок­
    тевой кости
    2. К гороховидной кости запястья и ладонной фасции
    77

    Н а з в а н и е м ы ш ц
    5. m. extensor digitorum commu­
    nis общий разгибатель пальцев
    6. m. extensor carpi ulnaris локтевой разгибатель кисти
    7, m. semitendinosus полусухожильная мышца бед-
    8. m. biceps femoris двуглавая мышца бедра
    9. m. semimembranosus полуперепончатая мышца
    10. m. flexor hallucis longus длинный сгибатель большого пальца
    11. m. peronaeus brevis короткая малоберцовая мышца
    12. m. gracilis нежная мышца
    13. m. rhomboideus major большая ромбовидная мышца
    14. m. infraspinatus подосгная мышца
    15. m. teres minor малая круглая мышца
    16. m. teres major большая круглая мышца
    17. m. extensor carpi radialis brevis короткий лучевой разгибатель кисти
    18. m. coracobrachial клювовидно-плечевая мышца
    М е с т а п р и к р е п л е н и я
    1. К наружному мыщелку плечевой кости
    2. Четырьмя сухожилиями к задним поверхно­
    стям оснований последних фаланг пальцев
    1. К наружному мыщелку плечевой кости
    2. К задней поверхности основания пятой пястной кости
    1. К задней поверхности седалищного бугра
    2. К передней поверхности большой берцовой кости
    1. Длинной головкой к задней поверхности се­
    далищного бугра; короткой к нижним двум третям задней поверхности бедренной кости до наружного мыщелка
    2. К головке малой берцовой кости
    1. К задней поверхности седалищного бугра
    2. К задней поверхности внутреннего бугра боль­
    шой берцовой кости
    1. К задней поверхности малой берцовой кости под камбаловидной мышцей
    2. К краю основания ногтевой фаланги большого пальца
    1. К наружной поверхности малой берцовой ко­
    сти под длинной малоберцовой мышцей
    2. К бугристости пятой плюсневой кости
    1. К лобковой кости (нисходящая ветвь), вблизи лонного сращения
    2. К внутренней поверхности большой берцовой кости — к ее бугристости
    1. К пяти верхним грудным позвонкам
    2. К основанию лопатки вдоль всего ее заднего края
    1. К внутренним двум третям надостной впадины лопатки
    2. К большому бугру плечевой кости
    1. К верхним двум третям наружного (подмышеч­
    ного) края лопатки
    2. К большому бугру плечевой кости
    1. К нижнему углу лопатки близ наружного ее края
    2. К плечевой кости — к гребешку ее малого бугра
    1. К наружному мыщелку плечевой кости
    2. К основанию третьей пястной кости
    1. К клювовидному отростку лопатки
    2. К гребню, находящемуся посредине плечевой кости на внутренней ее стороне
    78

    139
    140
    19. m. extensor hallucis longus длинный разгибатель большого пальца
    20. lig. cruciatum крестообразная связка
    1. К внутренней поверхности малой берцовой кости и межкостной перепонки
    2. К второй фаланге большого пальца
    1. Состоит из двух пучков: верхний расположен на ноге вертикально над ахиллесовым сухожи­
    лием; нижний расположен наискось над самой высокой частью предплюсны: эта связка охва­
    тывает сухожилия
    79

    142
    80
    21. m. anconaeus локтевая мышца
    1. К задней поверхности наружного мыщелка плечевой кости
    2. К наружной поверхности локтевой кости в ее верхней четверти
    141

    144 1 — собственно жевательная мышца (m. masseter):
    2 — грудино-ключично-сосцевидная мышца (m. sterno-cleidc-mastoideus); 3 — трапециевидная мышца (m. trapezius); 4 — дельтовидная мышца
    (m. deltoideus): 5 — двуглавая мышца плеча (m. biceps brachli); в — плечевая мышца (m. brachia lis); 7 — трехглавая мышца плеча (m. triceps brachii); 8 — большая грудная мышца (m. pecto- ralis major): 9 — широчайшая мышца спины (m. latissimus dorsi); 10 — передняя зубчатая мышца
    (m. serratus anterior); 11 — прямая мышца жи­
    вота (m. rectus abdominis); 12 — мышца, натя­
    гивающая широкую фасцию бедра (m. tensor fas­
    ciae latae)
    81
    143

    145 13 — средняя ягодичная мышца (m. glu­
    teus medius); 14 — большая ягодичная мышца (m. gluteus maximus); 15 — пря мая мышца бедра (m. rectus femoris); 16 — наружная широкая мышца (m. vastus latera­
    lis): 17 — мышца портных (m. sartorius): 18—
    19 — подвздошно-поясничная мышца (m. ileopsoas): 20 — гребешковая мышца (m. pectineus); 21 — длинная приводящая мыш­
    ца (m. adductor longus); 22 — наружная ко сая мышца живота (m. obllquus abdominis externus); 23 — передняя большеберцовая мышца (m. tibialis anterior); 24 — длинная малоберцовая мышца (m. peronaeus longus)
    146

    147 25 — две поверхностные головки трехглавой мыш­
    цы голени (m. gastrocnemius); 26 — глубокая головка трехглавой мышцы голени (камбало видная мышца) (m. solus); 27 — поверхностный и глубокий сгибатели пальцев (m. flexor diglto- rum sublimis et profundus); 28 — длинный супи натор предплечья или плечелучевая мышца (m. brachlo-radlalls); 29 — длинный лучевой разги батель запястья (m. extensor carpi radialis lon gus); 30 — лучевой сгибатель запястья (m. flexor carpi radialis); 31 — длинная ладонная мышца
    (m. palmaris longus); 32 — локтевой сгибатель за­
    пястья (m. flexor carpi ulnaris); 33 — общий раз­
    гибатель пальцев (m. extensor digltorum commu­
    nis); 34 — локтевой разгибатель запястья (m. ex­
    tensor carpi ulnaris); 35 — полусухожильная мыш ца (m. semitendinosus); 36 — двуглавая мышца бедра (m. biceps femoris); 37 — полуперепончатая мышца (m. semitendinosus) (все три мышцы ле­
    жат на задней поверхности бедра); 38 — длин­
    ный сгибатель большого пальца (m. flexor pollicis longus)
    83

    149 39 — короткая малоберцовая мышца (m. peronaeus brevis); 40 — нежная, или грациозная, мышца (m. gracilis); 41 — большая ромбовидная мышца (m. rhomboideus major); 42 — подостная мышца (m. infraspinatus); 43 — малая круглая мышца (m. te­
    res minor); 44 — большая круглая мышца (m. te­
    res major); 45 — разгибатель большого пальца
    (m. extensor pollicis longus); 46 — лучевой корот­
    кий разгибатель запястья (m. extensor carpi ra- dialis brevis); 48 — длинный разгибатель пальцев;
    50 — общий разгибатель пальцев (m extensor digitorum communis);
    84
    150

    151
    Мышцы торса
    П о в е р х н о с т н ы е м ы ш ц ы : 21 — дельтовидная мышца (m. deltoideus); 22 — большая грудная мышца (m. pectoralis major);
    23 — двуглавая мышца плеча (m. biceps brachii); 24 — широчайшая мышца спины (m. latissimus dorsi); 25 передняя зубчатая мыш­
    ца (m. sqrratus anterior); 26 — апоневроз наружной косой мыш­
    цы; 27 — наружная косая мышца живота (m. obliquus abdominis externus); 28 — белая линия живота (linea alba abdominis)
    Г л у б о к о л е ж а щ и е м ы ш ц ы : 1 — подключичная мышца
    (m. subclavius); 2 — малая грудная мышца (m. pectoralis minor);
    3 — двуглавая мышца плеча (m. biceps brachii); 4 — клювовид­
    но-плечевая мышца (m. coraco-brachialis); 5 — подлопаточная мышца (m. subscapularis): 6 — прямая мышца живота (m. rectus abdominis); 7 — внутренняя косая мышца живота (m. abliquus abdominis internus); 8 — сухожильная перемычка; 9 — пира­
    мидальная мышца (m. pyramidalis)

    152
    Мышцы спины
    29 — трапециевидная мышца (m. trapezius); 30 — дельтовид­
    ная мышца (m. deltoideus); 31 — подостная мышца (m. in­
    fraspinatus); 32 — большая круглая мышца (m. teres major);
    33 — малая круглая мышца (m. teres minor); 34 — большая ромбовидная мышца (m. rhomboideus major); 35 —- широчай­
    шая мышца спины (m. latissimus dorsi): 36 — наружная ко­
    сая мышца живота (m. obliquus abdominis externus); 37 — средняя ягодичная мышца (m. glutaeus medlus); 38 — большая ягодичная мышца (m. glutaeus maximur)
    Г л у б о к о л е ж а щ и е м ы ш ц ы ; 10 — пластырная, или ре­
    менная, мышца (m. splenlus); 11 — мышца, поднимающая ло­
    патку (m. levator scapulae); 12 — малая ромбовидная мышца
    (m. rhomboideus minor); 13 — большая ромбовидная мышца
    (m. rhomboideus major); 14 — передняя зубчатая мышца (m. serratus anterior); 15 — задняя нижняя зубчатая мышца (m. serratus posterior inferior); 16 — внутренняя косая мышца живота (m. obliquus abdominis internus); 17 — надостистая мышца (m. supraspinatus); 18 — подостная мышца (m. infraspi­
    natus); 19 — большая круглая мышца (m. teres major); 20 — малая круглая мышца (m. teres minor)

    153 154
    Мышцы ноги
    1, 2 — средняя и большая ягодичные мышцы (m. glutaeus medius et maximus);
    3 и 4 — подвздошно-поясничная мышца (m. ilio-psoas); 5 — гребешковая мышца
    (m. pectinaeus); 6 и 7 — длинная и короткая приводящие мышцы (m. adductor longus et adductor brevis); 8 — большая приводящая мышца (m. adductor mag- nus); 9 — наружная широкая мышца (m. vastus lateralis): 10 — внутренняя широкая мышца (m. vastus medialis); 11 — передняя большеберцовая мышца
    (m. tibialis anterior); 12 — глубокая головка трехглавой мышцы голени (камба- ловидная мышца) (m. soleus); 13 — длинный разгибатель пальцев (m. extensor digitorum longus); 14 — длинная малоберцовая мышца (m. peronaeus longus);
    15 — разгибатель большого пальца (m. extensor pollicis longus); 16 — длинная малоберцовая мышца (m. peronaeus longus); 17 — короткая малоберцовая мышца
    (m. peronaeus brais); 18 — длинный сгибатель пальцев (m. flexor digitorum lon­
    gus); 19 — малая ягодичная мышца (m. glutaeus minimus); 20 — внутренняя запирательная мышца (m. obturator internus); 21 — квадратная мышца бедра
    (m. quadratus femoris); 22 — большая приводящая мышца (m. adductor magnus);
    23 — наружная широкая мышца (m. vastus lateralis); 24 — внутренняя широкая мышца (m. vastus medialis); 25 — подошвенная мышца (m. plantaris); 26 — под­
    коленная мышца (m. popliteus); 27 — глубокая головка трехглавой мышцы го­
    лени (камбаловидная мышца) (m. soleus); 28 — ахиллово сухожилие (tendo achillis)*
    * Название «Ахиллово» было взято из древнегреческой мифологии. Ахиллес — сын фессалииского царя Пелея и богини Фетиды. Чтобы сделать Ахиллеса неуязви­
    мым на войне, мать искупала его в водах священной реки Стикс, при этом держала его за пятку. В пятку и поражен был Ахиллес стрелой Париса. 87

    Мышцы руки
    1 — длинная отводящая мышца большого пальца (m. abductor pollicis longus); 2 — короткий разгибатель большого пальца (m. extensor pollicis brevls); 3 — длинный лучевой разгибатель запястья (m. extensor carpi radialis longus); 4 — плечелучевая мышца (m. bra- chto-radialis): 5 — лучепой короткий разгибатель запястья (m. ex­
    tensor carpi radialis brovis); 6 — клювовидно-плечевая мышца (m. coraco-brachialis); 7 — двуглавая мышца плеча (m. biceps brachii);
    8 — плечевая мышца (m. brachialis): 9 — круглый пронатор (m. pro­
    nator teres); 10 — лучевой сгибатель запястья (m. flexor carpi ra­
    dialis); 11 — длинная ладонная мышца (m. palmaris longus); 12 —- локтевой сгибатель запястья (m. flexor carpi ulnaris)
    Мышцы руки
    1, 2, 3 — трехглавая мышца плеча (m. triceps brachii); 4 — локтевая мышца
    (m. anconeus); 5 — супинатор (m. su pinator); 6 — общий разгибатель пальцев (m. extensor digitorum соm munis); 7 — разгибатель мизинца (m. extensor digiti minimi); 8 — разгиба тель указательного пальца (m. exten sor indicis); 9 — длинная мышца, от водящая большой палец (m. abductot pollicis longus); 10, 11 — короткий разгибатель большого пальца (m. ex tensor pollicis brevis)
    88

    158
    Кости скелета человека. (Цифры и буквы обозначают одни и те же кости на всех последующих рисунках)
    1 — череп (cranium); 2 — подъязычная кость (os hyoi deus); 3 — ключица (clavicula); 4 — грудина (os sier num); 5, 6, — ребро; 8 — лопатка (scapula)
    9 — плечевая кость (os humerus); 10 — локтевая кость
    (os ulna): 11 — лучевая кость (os radius); 12 — запястье
    (carpus); 13 — пясть (metacarpus); 14 — фаланги паль­
    цев (phalanges digitorum):
    16 — подвздошная кость (os ilium); 17 —лобковая кость
    (os pubis); 18 — седалищная кость (os ischium); 19 — бедро (os femur); 20 — большая берцовая кость (os tibia); 21 — надколенная чашка (patella)
    89

    160 22 — малая берцовая кость (os tibula); 23 — предплюсна (tarsus);
    24 — плюсна (metatarsus); 25 — фаланги пальцев (phalanges digi- torum); 26 — седьмой шейный позвонок (promlnens — выступаю­
    щий); 27 — двенадцатый грудной позвонок; 28 — пятый пояснич­
    ный позвонок; 29 — крестец (os sacrum); 30 — копчик (os coccygis)

    Ч А С Т Ь В Т О Р А Я
    ГЛАВА I
    РЕЛЬЕФ С НАТУРЫ
    Когда мы лепим этюд в круглой пластике, то, как только нами выбрана поза и движение, мы должны установить размер и строение фигуры. Моделируя рельеф, который является интерпретацией на­
    туры, мы можем, напротив, лишь только постепенно, в процессе рабо­
    ты, воссоздать натуру.
    Эффект перспективы должен явиться следствием наложения пла­
    нов. Только они могут придать плоской поверхности иллюзию округ­
    лости, которой предмет обладает в натуре.
    Поэтому этюд в рельефе представляет гораздо большие труднос­
    ти, чем работа над круглой пластикой, являющейся чем-то реальным, в то время как в рельефе, кроме контура фигуры, остающегося таким же, как на модели, все остальное — условность.
    Серьезная ошибка позволять молодым начинающим скульпто­
    рам работать в низком рельефе, а как часто это делается! Чтобы делать рельефы, необходимо быть предварительно хорошо знакомым с конструкцией человеческого скелета (что дается только работой над круглой пластикой), чтобы быть способным создать представле­
    ние о строении тела теми, более или менее условными, средствами, которые применяются в рельефе.
    Благодаря существованию перспективы, которая нарушает реаль­
    ные размеры всех частей тела, измерения с помощью кронциркуля так же мало дают для рельефа, как и для рисунка.
    Чем проще рельеф, тем более трудно! Разве что учащийся удов­
    летворится тем, что нанесет контур на фон, заполнит его не некото­
    рым количеством глины, наложенной ровным слоем, а затем наме­
    тит несколько анатомических деталей. Этим способом каждый может сделать рельеф, но это не будет настоящим этюдом с натуры. 91

    161 Образцы поз, подходящих для изображения на рельефе
    162
    Для рельефа нет абсолютного закона, он может быть более или менее выпуклым, что зависит от места, для которого предназначена работа. Глубина рельефа, трактовка его и стиль должны определяться архитектурным окружением и высотой, на которой он будет нахо­
    диться.
    Рельеф ни в коем случае не должен нарушать впечатления от окружающей архитектуры слишком большой эффективностью или слишком сильным движением линий, ибо с декоративной точки зрения рельеф должен только усиливать впечатление от архитектуры.
    Я видел множество таких примеров, где скульптор, казалось, борется с архитектором, стараясь привлечь внимание только к своему произведению; он совершает грубую ошибку, ибо в результате всегда бывает нарушена гармония целого.
    Мне известны также несколько случаев, когда, для того что­
    бы усилить эффект рельефа, скульптор без колебания резал и почти прорезал стену, чтобы добиться резкой тени, более тем­
    ной, чем самая густая тень от всего архитектурного сооружения, которое он украшает; это так сильно нарушало единство и гар­
    монию здания, что зритель начинал тревожиться за прочность всего сооружения. Ибо, когда глаз не получает впечатления прочности и силы, то человека охватывает бессознательная тре­
    вога, мешающая художественному произведению вполне удов­
    летворить нас, как бы им ни восхищались.
    Греческие скульпторы эпохи расцвета никогда не делали таких ошибок; напротив, они более, чем все другие, уважали тот принцип, который говорит, что целое больше части.
    Поэтому в каждом рельефе, предназначенном для декора-
    тивных целей, мы дол­
    жны в первую очередь гармонизировать отноше­
    ния между светом и тенью рельефа, так же, как между его стилем и композицией, стилем и композицией окружаю­
    щей архитектуры.
    Начиная наш первый этюд с натуры в рельефе, мы должны думать толь­
    ко о том, какую высоту рельефа мы считаем наи­
    более подходящей для передачи позы и харак­
    тера модели. Для начала я советую выбирать вы­
    сокий рельеф, т. е. име­
    ющий около одного дюй­
    ма в самых выпуклых местах. Это позволит нам акцентировать те принципы, которые я по­
    пытаюсь объяснить да­
    лее.
    Наш этюд в рельефе имеет целью вызвать, на­
    сколько это .возможно посредством его легких выпуклостей, то пред­
    ставление, которое про­
    изводит натура, и не только во внешних кон­
    турах, но и вызывая ощущение круглой фор­
    мы.
    Не каждая поза пригодна для изображения на декоративном рель­
    ефе; например, передача конечностей в перспективе мало убедитель­
    на, ибо, хотя их и можно успешно изображать, на расстоянии их движение будет мало понятно, нечетко и неприятно для глаза.
    Заметьте, как старательно Фидий избегал ракурсов на своем
    Парфенонском фризе.
    И тем не менее, это будет хорошим упражнением, если после не­
    скольких сделанных вначале этюдов с простых движений вы сде­
    лаете и другие, с легкими ракурсами; потому что в композиционной работе всегда могут встретиться ракурсы, которых нельзя избежать без нарушения линий всей композиции.
    Для первого этюда я советую учащемуся придать модели очень простую позу, где конечности будут видны, насколько возможно, в 93

    Главная линия позы и линии контраста полную длину, но с некоторыми контрастами в круп­
    ных планах; например, в направлении плана верхней или грудной части фигуры с планом нижней или брюшной части торса, равно как направление плана головы в контрасте с направлением плана грудной клетки (примеры поз на рис. 161). Как бы проста ни была поза, трудности будут достаточно велики.
    Установив модель, сделайте глиняный фон око­
    ло 32 дюймов длины и такой ширины. Этот размер лучше всего для первого этюда, постепенно вы по­
    дойдете к натуральной величине.
    Прикрепите фон к подставке с помощью двух реек, приколотив их верхние концы к верхнему краю доски, а нижние — к станку (рис. 162). Очень важно поместить фон вертикально на станок, чтобы фигура была устойчива (рис. 163). Если нижний край
    94

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24


    написать администратору сайта