Э.Лантери Лепка. Перевод с английского А. Е. Кроль издательство В. Шевчук москва 2006
Скачать 18.38 Mb.
|
* * * Глиняный плинтус надо сделать не менее 3 дюймов толщиной, так, чтобы в случае необходимости удлинения вы могли выиграть место внизу, делая плинтус тоньше, не разрушая остальной сделан ной работы. В самом центре этого глиняного плинтуса полезно укре пить маленький кусочек дерева так, чтобы он мог служить отправ ной точкой при обмерах. Проведем теперь на глине основную линию фигуры, начав от яремной впадины. Эта линия пройдет через центр грудины, затем вдоль белой линии живота (linea alba), повторяя изгибы, вызван ные движением фигуры, пере сечет пупок и опустится вниз, вдоль внутреннего контура не сущей тяжесть ноги к внут ренней лодыжке. Лучше преувеличить из гибы этой линии, так как мы всегда можем вернуться к вертикали. ОБМЕРЫ ФИГУРЫ Этих обмеров не следует делать до тех пор, пока нет уверенности в точности позы; обмеры не помогают вам най ти позу, они лишь облегчают нахождение конструкции (рис. 106). 1. Для получения первого обмера измерьте расстояние 106 Фигура, на которой показано, как производить обмеры 56 1 — от плинтуса до верхней точки надколенной чашечки (patella); 2 — от верхней точки (patellae) до переднего верхнего отростка подвздошной ко сти; 3 — расстояние между передними отростка ми подвздошной кости; 4 — от переднего верхне го отростка подвздошной кости до верхней точки надколенной чашечки на свободно стоящей ноге: 5 — от верхней точки надколенной чашечки до подошвы; 6 — от подвздошной кости на несущей тяжесть ноге до верхней точки грудины; 7 — от грудины до ушной раковины от плинтуса, т. е. от свода стопы несущей ноги до верхней точки коленной чашки (patella). 2. Второй обмер — от верхней точки коленной чашечки до пе реднего верхнего отростка подвздошной кости той же несущей тя жесть ноги (рис. 107). Чтобы определить, насколько отклоняется от вертикали верхний передний отросток подвздошной кости, станьте прямо против модели и одной рукой держите отвес таким образом, чтобы он проходил через центр коленной чашки, а другой — отмерьте расстояние от этой вертикальной линии до отростка подвздошной кости. Произведите измерение только после того, как вы определите это расстояние; сделав обмер, отметьте точку, причем запом ните рисунок выпуклой линии отростка подвздошной кости в профиль по отношению к коленной чашке. 3. Третий обмер опреде ляет расстояние поперек таза от одного передне-верхнего отростка подвздошной кости до другого (рис. 106). Прежде чем фиксировать этот обмер, проведите гори зонтальную линию через пе редний верхний отросток под вздошной кости на несущей тяжесть ноге и выясните, на сколько подвздошная кость на свободной ноге будет ниже этой вертикали; выяснив это, фиксируйте сделанный вами обмер (рис. 104). 4. Четвертый обмер дела ется от отростка подвздошной кости свободной ноги к верх ней точке коленной чашки той же ноги (рис. 106). 107 8 — от переднего отростка подвздош ной кости до зад него ее отростка; 9 — от верхней точки грудины до седьмого шейного позвонка 10 — расстояние между задними отростками под вздошной кости; 11 — от заднего отростка под вздошной кости ноги, несущей тяжесть тела, до седьмого шейного позвонка; 12 — от акромиаль- ного отростка лопатки до головки локтевой кости; 13 — от головки локтевой кости до первого су става указательного пальца 57 5. Пятый обмер производится от верхней точки коленной чашки свободной ноги до пятки той же ноги (рис. 106). 6. Шестой обмер определяет расстояние от передневерхнего от ростка подвздошной кости до верхней точки грудины, т. е. до яремной впадины (рис. 106). 7. Для седьмого обмера определите расстояние от яремной впа дины до уха, т. е. до углубления между козелком и противокозелком (рис. 107). 8. Для получения восьмого обмера определите расстояние между передним и задним верхними отростками подвздошной кости на не сущей тяжесть ноге при виде в профиль (рис. 107). Чтобы сделать этот обмер правильно, используйте горизонталь ную линию, проведенную вами через передний отросток, и заметьте, насколько выше него будет расположен задний отросток. Этот обмер следует делать так же и на свободной ноге. 9. Для получения девятого обмера определите расстояние от яремной впадины до седьмого шейного позвонка (рис. 107). Прежде чем зафиксировать этот обмер, следует провести гори зонталь через верхнюю точку грудины точно так же, как вы про водили горизонталь через отросток подвздошной кости; эта линия покажет вам, насколько седьмой позвонок возвышается над грудин- ной вырезкой. 10. Десятый обмер определяет расстояние между задними верх ними отростками подвздошной кости (рис. 108). Чтобы уточнить его, снова проведите горизонтальную линию и определите, насколько отросток, связанный со свободной ногой, рас положен ниже, чем отросток, связанный с ногой, несущей тяжесть тела (рис. 105). Четыре точки, полученные при обмерах отростков подвздошной кости, должны быть проверены с величайшей тщательностью, ибо от них в большой мере зависит структура не только торса, но и всей фигуры. Они являются, если воспользоваться архитектурным терми ном, ее планом. 11. Одиннадцатый обмер дает расстояние от верхнего заднего отростка подвздошной кости несущей ноги до седьмого шейного позвонка (рис. 108). 12. Для получения двенадцатого обмера определите расстояния от акромиального отростка лопатки (acromion) до головок локтевых костей (ulna) на обеих руках (рис. 108). 13. Тринадцатый обмер определяет расстояние от головки локте вой кости до первого сустава указательного пальца (на обеих руках) (рис. 108). Не стоит добавлять, что в течение всей работы вы должны по стоянно проверять эти обмеры, потому что очень часто случается, что в процессе лепки вы постепенно покрываете глиной намеченные точки, они теряются, и расстояния, фиксированные вами, начинают меняться без всякой причины. В результате работа разочаровывает скульптора, который чрезмерно устает и не получает удовлетвори- 58 тельных результатов. Я стремился к тому, чтобы избавить учащегося от такого тяж кого разочарования, введя в изучение фигуры положительную систе му, основанную на анатомической конструкции. Я настаиваю на том, что обмеры, данные мной и показанные на рисунках, имеют огромное значение. По мере продвижения работы вы можете делать ряд других обмеров, если они кажутся вам полез ными. Предостерегаю вас от одного — не делайте измерений одной мышечной ткани, такие обмеры вводят в заблуждение, можно пола гаться лишь на те обмеры, которые произведены на костях. Но особенно я настаиваю на важности обмеров, полученных на четырех отростках подвздошной кости, которые дают сечение тазо вого пояса и точность которых является обязательным условием успешности работы. На рис. 109 показано это сечение, являющееся и планом торса. Если эти четыре точки подвздошной кости, соотношение между которыми никогда не изменяется, фиксированы неправильно, то не может быть правильной и конструкция торса, и ноги не попадут на свое место. Обмер от верхней точки грудины до седьмого шейного позвонка дает нам глубину от передней до задней стороны шеи — две точки, которые помещаются над сечением таза (рис. 110). Эти четыре косо расположенные точки, как они видны спереди, растягивают или сокращают мышцы задней и передней стороны торса; мышцы, расположенные на той же стороне, что несущая тяжесть тела нога, будут сокращены, а мышцы, находящиеся на сто роне свободной ноги, будут растянуты. Определив место седьмого шейного позвонка, соедините его с та зовым поясом посредством дугообразной линии позвоночника (как это уже было указано, линия эта не у всех людей одинакова) (рис. 111). Наблюдая движение в поясничной области, вы увидите, что таз расположен под прямым углом к поясничным позвонкам. 59 Как я уже говорил, позвоночный столб должен считаться цент ральной и фундаментальной частью скелета. Он состоит из 24 позвон ков: 7 шейных, 12 грудных и 5 поясничных. Движение позвоночного столба всегда обнаруживается в шейной и поясничной областях (рис. 112). Грудные позвонки подвижны, так как они должны поддерживать костную грудную клетку (thorax), образованную ребрами в почти неподвижном состоянии, чтобы ограждать органы дыхания и крово обращения, расположенные в ней. Кости верхней части позвоночника, т. е. шейные позвонки, под держивают череп. К нижней части позвоночного столба прикреплен тазовый пояс, составляя почти часть его, благодаря сращиванию подвздошной кости и крестца. Кости нижних конечностей, ног, прикрепляются к тазовому поясу. Из этого следует, что самым важным для построения фигуры является определение того, как расположены по отношению друг к другу два передних и два задних отростка подвздошной кости, а также яремная выемка по отношению к седьмому шейному поз вонку. Представьте себе эти два сечения, расположенные друг над другом и соединенные позвоночным столбом. Движения его происхо дят непосредственно над крестцом (sacrum) в поясничной области и под седьмым шейным позвонком: эти последние определяют поло жение головы или руководят им. Определив перечисленные выше точки, дайте очер тания грудины в профиль, учитывая, что ее поверхно сти направлены вперед и вниз. Таким образом, вы по лучите глубину грудной клетки (thorax) от передней стенки до задней. Заканчивайте грудную клетку, сое диняя позвоночный столб с грудиной посредством ре бер (рис. 111). Помните, что при любой позе фигуры форма груд ной клетки остается симметричной. Какое бы косое положение ни приняла грудина или позвоночник, мы должны вылепить симметрично обе стороны грудной клетки (рис. 112). Если вы проведете прямую линию под реберным краем, которая пройдет под прямым углом к грудине (os sternum), симметричность сторон грудной клетки бросится вам в глаза; в то же время вы заметите еще один контраст, созданный между направлением ниж него края грудной клетки и гребнем подвздошной кости. Линия плеч обычно бывает параллельна нижнему краю грудной клетки (рис. 104); даже при той позе, которую я выбрал для показа, вы увидите, что линия, соединяющая два плечевых отростка (processus acro- mialis) лопатки, почти параллельна краю ребер (мыш- цы плеча следуют за движением поднятой руки, а само плечо почти не поднимается). Симметричность грудной клетки по от ношению к позвоночному столбу и грудине сохраняется при всех движениях, на которые способна человеческая фигура, а так как плос кие мышцы, связанные с грудной клеткой, повторяют ее форму (рис. 113), то при неправильном построении груд ной клетки не будет порядка и гармонии и в расположении мышеч ных форм. В деле моделировки фигуры большую помощь окажет нам пло скость сечения, проведенная через две ключицы, лопатки (scapula) и позвоночник (рис. 114). Это сечение, подобно сечению через тазовый пояс, поможет нам найти объем верхней части торса, округлость ее очертаний, а также и точное место шеи, которая должна быть помещена в центре. Учащиеся в своих работах часто делают ключицы прямыми, вместо того чтобы придать им форму буквы S. Если ключицы вылеп лены прямыми, то кости грудной клетки будут казаться плоскими, а плечи — слишком выдвинутыми вперед, что создает впечатление низкого рельефа на круглой форме. Тщательно изучая сечение клю чицы, вы избежите этого ложного впечатления. Поэтому присмотри тесь внимательно к форме и рисунку ключиц и изучите со спины положение лопаток, которые перемещаются, следуя за движе нием рук. Таким образом вы получите план верхнего пояса туловища, а сечение таза даст вам план нижнего пояса; если оба пояса встанут на свои места, то и члены, конечно, разместятся правильно. * * * Я уже говорил выше, что, начиная работать над скульптурой, не следует накладывать слишком много глины, пусть лучше ваш этюд будет несколько тоньше и уже натуры, чтобы вы могли добавить к нему глину. Но как только будет установлена поза, вам следует определить точные пропорции костей, их длину, а в отношении груд ной клетки и таза — их протяженность в глубину и ширину. Кости не только дают скульптору неизменяющиеся точки, но также опре деляют движение и границы форм и масс. Они представляют собой как бы межевые знаки торса; если воспользоваться архитектурным термином — это каркас дома. Зафиксировав выступающие части костей в их подлинных про порциях в длину и ширину и на соответственных местах, мы полу чаем остов фигуры, на котором нам ясны точки начала и прикрепле ния мышц. Тогда наше знание миологии и точный рисунок позволят нам объединить разрозненные детали фигуры в гармоничное целое. Накладывая глину в направлении поверхностей, образованных мышечными волокнами, и рисуя по глине, мы выделим из обобщен- 61 62 ной формы специфический характер форм находящейся перед нами модели. Изогнутая форма костей сказывается во всех членах человеческого тела. Мышцы, более или менее мясистые, всегда следуют изгибам костей, и мы можем с полным правом сказать, что форма поверхности костей обуслов ливает форму ног и рук. На рис. 115 показано, как форма плечевой (humerus) и локтевой (ulna) костей влияет на форму руки. На рис. 116 показано, насколько бедро (femur) и большая берцовая кость (tibia) влияют на форму ноги в профиль, так же как и в фас. Представьте себе учащегося, не знающего формы по верхности этих костей. Что будет с его работой? Он станет нагромождать форму на форму без всякого смыс ла, и его работа будет тяжелой, лишен ной очарования и ясности; я могу срав нить ее только с орнаментом, в котором отсутствует главная линия, где каждая деталь, будь то цветок или лист, поя вилась случайно, без учета определенного закона направления — и в результате появилась пута ница. С моей точки зрения, основательное знание остеологии важнее знания миологии, ибо скелет определяет движение, пропорции и конструкцию фи гуры, и хорошее знакомство с ним необходимо при изучении внешних форм тела. Повторяю то, что я уже говорил в I главе: ана томия учит нас общим принципам построения чело веческих форм, а живая модель показывает нам те же законы, примененные и видоизмененные индиви дуальным характером. Но помните, что у всех моделей, любого пола и возраста, всегда будут те же кости, те же мыш цы и те же связки. Поэтому в знании анатомии учащийся найдет ключ к фактам общего порядка, хотя каждая модель представит особый аспект и индивидуальный харак тер. Именно эти индивидуальные характеры в их бесконечном разнообразии и должен стараться вы разить художник. Не следует, однако, представлять себе, что зна ния анатомии достаточно для того, чтобы создать произведение искусства. Отнюдь нет. Анатомия — только помощница искусства. Знание анатомии яв ляется лишь средством, которое дает нам ключ к пониманию причин, вызвавших к жизни те или иные формы и контуры; она помогает нам внести ясность, силу и выразитель ность в наши этюды. Поэтому фигура, в создание ко торой вложено только знание анато мии, без наблюдения черт, характер ных для модели, может быть науч ным произведением, но ни в коем случае не будет обладать художе ственными достоинствами. Чтобы правильно передать объек ты, важно, чтобы вы их изучили. Вы можете видеть правильно только ум ственным оком, и если вы нарисовали форму, не понимая ее смысла, то она не будет понятной для других. Это очень хорошо выражено, не помню кем, следующими словами: «Невежда смотрит, умный видит». Чтобы копировать природу, вы должны наблюдать и понимать ее. С самого начала наших занятий рисованием и скульптурой мы должны понять геометрию фигуры, которая реальна и постоянна, не смотря на кажущиеся зрительные искажения форм при ракурсах. Возьмите в качестве примера капитель колонны. Вы видите ее в ракурсе и все же вы знаете, что она имеет определенные пропор ции: высоту, ширину и объем, т. е., иными словами, свою геометри ческую конструкцию. Если вы игнорируете эту конструкцию, то с самого начала будете в нерешительности, какие выбрать точки для построения ее форм. Теперь я обращаю ваше внимание на движение мышц живота (abdomen), т. е. на сокращение их со стороны ноги, несущей тяжесть тела, и на удлинение или растяжение их со стороны свободной ноги (рис. 117). Подобное же сокращение ясно видно в ягодичной мышце (m. glu- taeus maximus) несущей ноги, а растяжение ее — в той же мышце свободной ноги (рис. 118). До сих пор я старался убедить вас в важности изучения основ ных линий фигуры, равно как и контрастов линий и рельефов, появ ляющихся при движении фигуры, а также показать вам, насколько важно найти эти линии не только для данной позы, но и для каждого движения, которое мы желаем изобразить. Теперь мы должны посвятить себя следующей задаче — изуче нию контрастов в характере форм, в направлении поверхностей, об разуемых мышцами и их волокнами, которые покрывают скелет и играют такую важную роль в образовании внешних форм, придавая им выразительность. Все произведения природы подчиняются определенному закону, который, за неимением лучшего термина, я назову законом радиа ции; иными словами, все линии имеют тенденцию сходиться к одной центральной точке, или, если вам это больше нравится, линии имеют 63 тенденцию расходиться от одного центра. Подобные центры имеются не только в человеческом теле, но и в драпировках, цветах, деревьях и т. д. Посмотрим внимательно на дельтовидную и большую грудную мышцы. Мы увидим, что эти две большие мышцы прикрепляются почти в одном месте к плечевой кости и что от точки прикрепления мышечные волокна, лучами расхо дятся к местам начала мышц — волокна дельтовидной — к ключице, к акромиальному отростку лопатки и сзади — ко всей лопаточной кости, а волокна грудной — к ключице, грудине и ребрам (от второго до шестого включительно). Эти две мышцы, радиирующие от одной точки, покры вают значительную часть туловища, и движение их поверх ностей и их радиация образуют разительный контраст с вертикальным направлением параллельных волокон двугла вой мышцы плеча (m. biceps brachii; рис. 119). Если вы посмотрите, каково общее направление мышечных волокон торса, вы увидите, что волок на грудной мышцы прикреплены в верхней части торса к ключице и что постепенно они опуска ются к грудине и к ребрам. Волокна передней зубчатой мышцы (m. serratus anterior) и наруж ной косой мышцы живота (m. obliquus abdominis externus) следуют тому же направлению вниз и прикрепляются в нижней части торса к под вздошной кости. И здесь мы видим радиацию, прямой контраст к которой являют мышцы живота — их волокна имеют вертикальное направление, как и у дву главой мышцы плеча (рис. 120). Эти контрасты направлений существуют в бо лее или менее выраженном виде во всей фигуре, и, наблюдая их, мы получаем возможность уси лить выразительность форм. Именно по этой при чине было бы безумием с нашей стороны, если бы мы в учебных этюдах — в скульптуре, живо писи и рисунке — стремились бы получить глад кую поверхность, более или менее приятную для глаза; напротив, мы должны анализировать те формы, которые видим, и, прежде чем воспроиз водить их, найти причину, вызвавшую их появле ние. Мы перестаем изучать, когда с помощью какого-нибудь трюка полируем глину или пыта емся передать цвет, или с помощью рисунка на водим бархатистые тени. Это чистая потеря вре мени! Вы потратите всю вашу жизнь, работая таким образом, и не сделаете никаких успехов. Напротив, вы должны, так сказать, рассекать фор му и стараться проникнуть в нее, чтобы понять ее до конца. Приятная поверхность придет на дальнейшем этапе работы. Мне хотелось бы также отметить два вопроса меньшей важнос ти, но все же имеющие значение, к которым, как я заметил, часто относятся невнимательно. Я имею в виду руку, в частности ее дву главую и трехглавую мышцы — бицепс и трицепс. Волокна бицепса в месте их перехода в сухожилие не образуют горизонтальной линии; они образуют косую линию как с наружной, так и с внутренней сто роны, создавая приятный контраст с вертикальным направлением мышцы. Косая уплощенная поверхность, образованная сухожилием двуглавой мышцы (m. biceps brachii), еще усилена на внутренней сто роне руки сухожилием клювовидно-плечевой мышцы (m. coracobra- chialis) и должна быть хорошо показана на скульптуре. Если эта ко сая линия не передана, впечатление будет неприятным и искусствен ным (рис. 121 и 121а). Сухожилие трехглавой мышцы (m. triceps brachii) не точно сле дует за линией плечевой кости, как это часто изображают, а идет вкось, изнутри кнаружи, что создает еще один контраст между на правлением сухожилия и общим направлением руки (рис. 122 и 122а). В рисовании, как и в лепке, вы должны передать характер раз нообразных частей человеческого тела. Ясно, что различная твердость костей и хрящей, сухожилий, мышц и жирных частей дает различ ные эффекты, сказывающиеся на поверхностной форме. |