Главная страница
Навигация по странице:

  • ШКАЛА ПРОПОРЦИЙ

  • ДАЛЬНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ

  • НЕКОТОРЫЕ ОСОБЫЕ МОМЕНТЫ

  • Э.Лантери Лепка. Перевод с английского А. Е. Кроль издательство В. Шевчук москва 2006


    Скачать 18.38 Mb.
    НазваниеПеревод с английского А. Е. Кроль издательство В. Шевчук москва 2006
    АнкорЭ.Лантери Лепка.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер18.38 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭ.Лантери Лепка.pdf
    ТипДокументы
    #6851
    страница16 из 24
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24
    ПЕРВЫЙ ЭТАП ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАЛЕНЬКОЙ МОДЕЛИ КОНЯ
    Если вы предполагаете сделать статую коня в натуральный рост или еще большего размера, необходимо прежде всего сделать модель не менее чем в четверть задуманной величины, причем все пропор­
    ции и движения лошади на модели должны быть абсолютно точными.
    Только при этих условиях увеличение с помощью пунктирования не будет представлять трудности. Если увеличивать абсолютно точ­
    ный эскиз с помощью пунктирования, то придется отказаться от каких-либо изменений позы, пропорций и т. д.; менять что-либо в произведении большого масштаба почти невозможно, так как каркас делается очень прочным и, конечно, не может быть гибким, как у модели размером в
    1
    /
    4
    натуральной величины.
    Следовательно, необходимо таким образом, чтобы все детали это­
    го эскиза были выполнены как можно тщательнее, так как вносить какие-либо изменения при изготовлении большой лошади чрезвычай­
    но сложно.
    К а р к а с . Каркас для эскиза статуи лошади, вышиной 17 1
    /
    2
    дюй­
    мов от пола до верхушки головы может быть сделан следующим образом.
    Возьмите железную штангу, форма которой указана на рис. 304.
    На рис. 305 показано расположение крестовины, образующей осно­
    вание этой штанги. В крестовине сделаны отверстия для винтов, с помощью которых она прикрепляется к доске (длина доски 1 фут
    9 дюймов, ширина 8 дюймов и толщина 1 дюйм). Снизу к доске при­
    крепляют два поперечных куска дерева, чтобы предупредить короб­
    ление от сырости (толщиною в 1 дюйм и шириною в 4 дюйма; рис. 306).
    Когда остов собран, с помощью медной проволоки укрепите на
    202 верхней стороне горизонтальной части остова четырехугольный кусок
    дерева такой же ширины, как железная штанга, и длиной в 10 дюй­
    мов; привяжите его туго и постарайтесь, чтобы он в равной мере выступал за оба конца железа (рис. 307).
    Затем прикрепите с каждой стороны этого куска дерева еще по куску длиной в 10 1
    /
    2
    дюймов, шириной в 2 дюйма и толщиной в
    1
    /
    2
    дюйма. Все три куска должны быть накрепко сколочены вместе; они являются главной поддержкой остальных частей каркаса (рис.
    308).
    Именно к ним будут прикреплены каркасы ног, шеи, головы и хвоста. Для этих последних возьмите свинцовые трубки от
    1
    /
    4
    до
    1 дюйма в диаметре и прекрепите их, как указано на рис. 309.
    Трубки для ног подвешивают к деревянной доске у ее концов; трубки для головы, шеи и хвоста должны быть крепко приколочены. 203 304 305 308 307

    Каркас для небольшой модели очень похож на каркас для уве­
    личенной статуи, который я опишу далее.
    Когда каркас готов, ему следует придать желаемую позу. Как и у человека, у лошади движение всегда сильнее всего выражено в шейных позвонках; в спинных позвонках, так сказать, совсем нет движения, в поясничных оно чувствуется очень мало. Чтобы поста­
    вить каркас в позу, следует в первую очередь обратить внимание на спинной хребет и изогнуть трубку на шее в том направлении, в каком будет повернута голова; при этом необходимо смотреть на линию позвоночника сверху (рис. 310).
    Затем, смотря на модель сбоку, поставьте на места ноги, ста­
    раясь с самого начала поставить каждую так, чтобы трубки помеща­
    лись в более толстой или передней части ноги. На рис. 309 изображен готовый каркас, поставленный в обычное положение.
    Сделав это, следует покрыть каркас (как и при лепке челове­
    ческой фигуры) тонким слоем глины; слой не должен быть слишком толстым, в противном случае придется потом снимать лишнюю гли­
    ну, чтобы добиться естественного объема, а между тем следовало бы получать его, постепенно добавляя глину, т. е. обратным путем.
    Толстый слой глины при начале работы затемняет движение и его трудно выявить. Работа будет продвигаться гораздо быстрее, если объем на первой стадии работы значительно меньше натурального.
    309
    Полный каркас для наброска

    Когда каркас обложен глиной, нарисуйте на глине линию спины, проведя глубокую борозду; она будет определять симметричное по­
    строение тела, как мы его видим сверху. Затем найдите, при виде сбоку, большую линию начинающуюся от затылка (от первого шей­
    ного позвонка) и тянущуюся до корня хвоста, это — линия, обра­
    зованная спинным хребтом в целом. Одновременно наметьте нижнюю линию тела, образованную нижней линией шеи и грудными и брюш­
    ными мышцами (рис. 311).
    Когда эти линии вполне установлены с обеих сторон, сделайте следующий шаг: наметьте сверху симметрично по обеим сторонам позвоночного хребта передний гребень подвздошной кости, линию груди и лопатки (рис. 312).
    Когда вы наметите эти выступающие места, нужно начать рабо­
    тать сзади и обозначить места прикреплений мышц ног (рис. 313).
    Затем обратитесь к виду спереди. Проверив положение средней линии, вы сможете установить объем шеи, симметрию плеч и поло­
    жение головы (рис. 314).
    После этого с каждой стороны наметьте голову, ноги и хвост.
    Затем нужно связать все намеченные точки широкими плоскими по- 205

    315
    Лепка лошади.
    Первый этап
    316
    Лепка лошади.
    Первый этап
    верхностями, внимательно наблюдая контрасты и общие движения этих планов; исполнение должно быть как можно проще (рис. 315 и 316).
    Когда намечены движения больших планов, нужно сделать об­
    меры, определяющие строение тела и пропорции (рис. 317), и фикси­
    ровать их с помощью кусочков дерева, воткнутых в глину, как это делалось при лепке человеческой фигуры.
    ШКАЛА ПРОПОРЦИЙ
    Я думаю, что сделаю лучше всего, если приведу шкалу пропор­
    ций, составленную полковником Дюуссе и упомянутую в «Анатомии животных для художников» Е. Гюйе. Эта прекрасная книга была переведена на английский язык мистером Г. Хейвудом, преподава­
    телем анатомии в королевском художественном колледже в Лондоне
    (издатели: Байер, Тиндэлль и Кокс). Имея удовольствие быть знако­
    мым с полковником Дюуссе и зная, что в течение нескольких лет он уделял особое внимание изучению лошадей и что он обладает глубоким знанием предмета, более того, не зная авторитетного спе­
    циалиста в этой области, я без колебаний привожу данные им срав­
    нительные обмеры, будучи уверен, на основании опыта, что они вполне заслуживают доверия и что применение их всегда даст пре­
    восходные результаты.
    Единицей этих измерений является голова.
    Двум головам с половиной равны следующие измерения:
    1) высота холки над землей;
    2) длина тела от крайней точки плеча до крайней точки зада.
    Длине головы приблизительно равны следующие измерения:
    1) расстояние от спины до брюха — N. О., т. е. толщина туловища;
    2) расстояние от вершины холки до точки плеча — Н. Е.;
    3) от верхней складки колена до бедра — J. J.;
    4) от бедра до земли — J. К.;
    5) от спинного угла лопатки до бедренного сустава — D. D.;
    6) от места, где проходит подпруга, до щетки—М. Z.; или у больших или беговых лошадей несколько выше; до середины щетки, или несколько ниже, у лошадей малого и среднего роста;
    7) Ширине бедер — R. R.;
    2
    /
    3
    длины головы дают: ширину груди от одного плеча до другого, от наружной до наружной сторон — S . S.;
    1
    /
    2
    длины головы дает ширину шеи на уровне основания голо­
    вы — Q. Z.
    Таковы сравнительные измерения, широко признаваемые как лучшие; они будут весьма полезны при работе над эскизом как кон­
    ной статуи, так и любой другой композиции, в которой фигурирует лошадь. Придерживаясь ее, вы не рискуете отклониться от естест­
    венных соотношений и избегнете много смешного. Однако, если вы намерены сделать портрет какой-нибудь определенной лошади или 207

    Размеры конструкции тела лошади
    1 — от пола к вершине «холки»: 2 — от точки передней конечности к точке ягодиц; 3 — от пола к наружному выс­
    тупу подвздошной кости; 4 — от наружного выступа под­
    вздошной кости к точке ягодицы; 5 — между точками яго­
    диц; 6 — от точки ягодицы к наружному выступу под вздошной кости; 7 — между наружными выступами под­
    вздошных костей; 8 — от точки ягодицы к «холке»;. 9 — от «холки» к точке передней конечности; 10 — между точ­
    ками передних конечностей; 11 — от наружного выступа подвздошной кости к надколенной чашечке; 12 — от над­
    коленной чашечки к пятке: 13 — от пятки к полу; 14 — от точки передней конечности к локтю; 15 — от локтя к го­
    роховидной кости запястья: 16 — от гороховидной кости к полу; 17 — от «холки» к затылку; 18 — толщина головы;
    19 — длина головы
    Н — высота холки над землей;
    Е. F. — длина корпуса от точки плеча до точки ягодиц (крупа) просто этюд с натуры, не забывайте, что, как и в работе над человеческой фигурой, только те пропорции, кото­
    рые свойственны данной модели, пе­
    редадут ее характер и тип.
    Поэтому очень существенно сде­
    лать указанные обмеры самым точ­
    ным образом с натуры (рис. 317) и зафиксировать их таким-же обра­
    зом, как для эскиза с человеческой фигуры. Так как в процессе ра­
    боты часто придется возвращаться к ним и так как желательно не быть вынужденным каждый раз производить их, следует точно записать все данные на шкале уменьшенных пропорций, которая делается для фигуры лошади точно так же, как и для фигуры человека, и которая была описана выше.
    На схеме (рис. 318) видна пунктирная линия, идущая параллельно профилю головы; длина этой линии показывает, какого размера дол­
    жна быть голова у лошади, у которой расстояние от головки плече­
    вой кости до оконечности крупа и от холки до земли равно двум
    208 с половиной длинам головы.

    Именно длина этой линии была использована для определения сравнительных пропорций, показанных на схеме, и эта длина счи­
    тается нормальной. Ее-то и следует использовать для определения всех остальных размеров. Но считается, что с точки зрения художествен­
    ного эффекта голова несколько меньшего размера производит луч­
    шее впечатление, придает животному больше силы и изящества; это можно заметить на нескольких конных статуях эпохи Возрождения, в частности на статуе Коллеони, работы Веррокио, одном из шедев­
    ров этого рода: голова лошади здесь относительно меньше, благодаря чему все остальные части животного кажутся более сильными, но не тяжелыми. Когда голова сделана точного размера и длина ее 2 1
    /
    2
    раза умещается в длине и высоте тела, лошадь выглядит более короткой, более сбитой, и, несмотря на это, кажется, что формы ее уменьши­
    лись в объеме. Поэтому я предпочитаю сначала определить нормаль­
    ные пропорции (где длина и высота тела лошади будут равны 2 1
    /
    2
    го­
    ловам), затем уменьшить голову так, чтобы она помещалась в высоте и длине 2 3
    /
    4
    раза.
    Мой личный опыт показал мне, что в том случае, когда статуя предназначена для постановки на открытом воздухе, особенно, если она будет вырисовываться силуэтом на фоне неба, совершенно необ­
    ходимо, чтобы тонкие части лошади, ее четыре ноги, были толще, чем в натуре, ибо сильный свет, так сказать, поглощает контуры и уменьшает объем ног. Для конной статуи на
    1
    /
    4
    больше натуральной величины, помещенной в таких условиях, я сделал ногу в том месте, где находится бабка, на 1 1
    /
    2
    дюйма больше в окружности, чем это бывает в натуре, и когда статуя была поставлена на место, я жалел только о том, что не прибавил еще
    1
    /
    2
    дюйма.
    В скульптуре так бывает со всеми произведениями, вырисовы­
    вающимися на фоне неба; все части, отделенные от основной массы, как руки, ноги и т. д., должны быть увеличены в объеме, иначе они будут казаться слишком тонкими, когда статуя будет поставлена на место; особенно это касается произведений, отлитых из бронзы, ибо темный цвет металла еще более уменьшает объемы.
    Несомненно, статуя Коллеони является самым убедительным при­
    мером этого принципа, и если у вас есть возможность внимательно присмотреться к воспроизведению с нее, вы изумитесь толщине ног и сочтете их объем грубо преувеличенным; но если потом вам посчаст­
    ливится увидеть этот шедевр в Венеции, на высоком пьедестале, ког­
    да он целиком вырисовывается на фоне неба, размеры частей пока­
    жутся замечательными по силе и изяществу, утолстив ноги, скульп­
    тор избежал впечатления худобы.
    ДАЛЬНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ
    После этого следует начать искать движения поверхностей, соз­
    данных направлениями больших масс мышц, и определить их харак­
    тер. Делая это, недостаточно смотреть на произведение спереди; его нужно осматривать со всех сторон, снизу и сверху, чтобы видеть 209
    в разных ракурсах. Если вы пренебрежете этим, ваша работа будет плоской, без движения, без гибкости.
    Тщательно находите места головок костей и старайтесь найти изгибы осей больших костей, это сделает произведение более силь­
    ным, так как костяк поддерживает мышечные части, для начала да­
    же полезно преувеличить этот прием.
    Когда большие движения планов будут достаточно установлены, полезно наметить каждую мышцу, не делая, однако, чисто анатоми­
    ческого этюда (рис. 319). Но эти попытки принудят вас осмыслить каждую выпуклость и каждую вдавленность. Так мы будем усваи­
    вать свой урок, а когда мы его выучим, наша работа только выиграет в непосредственности, силе и выразительности. Ничто так не разо­
    чаровывает, как состояние неуверенности, в котором мы находимся, когда не понимаем смысла того, что находится перед нашими глаза­
    ми. Когда мы не понимаем, наша работа трудна и скучна, и как бы ловко она ни была исполнена, она никогда не получит той вырази­
    тельности и силы, которая необходима для произведения скульптуры.
    319
    Лепка лошади
    Второй этап

    Изучение анатомии при лепке лошади, может быть, более необходимо, чем при лепке человеческой фигуры, ибо знаем, какие движения возможны для нашего тела, в то время как, если мы не изуча­
    ли животных, можем впасть в серьез­
    ные ошибки; зная анатомию, мы навер­
    няка избегнем нелепостей, во всяком случае тех, которые противоречат ана­
    томической конструкции животного.
    Когда наша работа достигла этой стадии, т. е. когда передано движение, когда найдены правильные пропорции, когда большие планы главных мышечных масс верны по объему и по рисунку, когда мы до конца поняли и наметили местонахождение головок костей и изгибы костей, когда каждый мускул включен в большие планы, одним словом, когда мы проанализировали каждую часть, входящую в состав лошади, я повторю то же самое, что гово­
    рил при лепке человеческой фигуры: нужно упростить, обобщить, объединить все эти анатомические детали в большие планы, помня о состоянии мышц, которые находятся в движении и сокращение которых контрастирует с мышцами, находящимися в состоянии по­
    коя. Облачая, так сказать, предшествующую работу кожей, все ана­
    томические детали объединятся в крупные массы, причем осторож­
    ной прорисовкой нужно придать каждой из них характерную форму.
    Эти большие массы могут быть разделены следующим образом: плечо, круп, туловище, шея, ноги и т. д.
    Кожа лошади исключительно чувствительна, особенно на шее и задних частях тела; именно эти детали, очаровательные по благо­
    родству и элегантности, особенно ясно проявляются у чистокровного коня. Они придают жизнь исполнению, а также вносят живописную ноту, перебивающую монотонность работы. Волосы лошадиной шкуры обладают волнистостью, которая придает большое очарование поверх­
    ности; волосы в некоторых местах растут навстречу друг другу, об­
    разуя так называемые «перья», например, на задних частях тела, на боках (рис. 320), около коленных чашек, а также спереди, над груд­
    ными мышцами (рис. 321).
    НЕКОТОРЫЕ ОСОБЫЕ МОМЕНТЫ
    Существуют особые моменты, к которым я хочу привлечь внима­
    ние, ибо я часто видел, что их трактуют небрежно и без вкуса. На­
    пример, обратите внимание на элегантное сочетание линий, состав­
    ляющих щетку, бабки и копыта. Копыто часто трактуют в виде тя­
    желой квадратной массы (рис. 322), тогда как в натуре, особенно у чистокровной лошади, оно исключительно элегантно (рио. 323). 211

    Лепка лошади
    Второй этап

    329
    Отдельные пункты кор­
    пуса лошади — «стаги»
    1 — морда; 2 — надглазничная впа дина; 3 — челка; 4 — затылочный гребень («темя»); 5 — гребень шеи
    тяжеловозов он очень развит, а у рысаков — меньше); в — грива; 7 — холка; 8 — спина; 9 — поясница;
    10 место крестца на крупе (под
    «крупом» разумеют весь зад лошади);
    11 — корень хвоста — начало репи цы (под «репицей» коневоды разу­
    меют все хвостовые позвонки лоша ди); 12 — седалищный бугор (про щупывающаяся точка на ягодице):
    13 - часть ягодицы; 14 — голень;
    15 — пятка (конец Ахиллова сухожи лия); 16 — «щетка» — волосы за ко пытом лошади позади «путового сус тава» (у тяжеловозов щетка очень гус тая, покрывает всю ногу лошади до скакового сустава и носит у них на звание «фризы»); 17, 17а — копыто.
    (Средний палец ноги. Передняя часть копыта носит название «зацепной час ти» — носок, а задняя часть — «пя точной»); 18, 18а — венчик копыта — граница между роговой и волосистой частью копыта; 19, 19а — «бабка», или «путовая кость» (фаланга паль ца); 20. 21 — плюсна: 20а — пясть;
    22 — коленный сустав и надколенная чашечка: 23 — пах (складка кожи у коневодов она носит название «го­
    лодной ямки»); 24 — «маклак» — вы ступ подвздошной кости; 25 — зад­
    ние, или ложные, ребра (ребра кото­
    рые соединяются не с грудной кос­
    точкой, а друг с другом при помощи реберных хрящей); 26 — нижняя часть грудных ребер — место под­
    пруги; 27 — локоть; 28 — предплечье
    (в анатомии лошади оно носит назва­
    ние «подплечье»); 29 — кости за­
    пястья и запястный сустав; 30 — грудь; 31 — лопатка; 32 — плече­
    вой бугор, от которого измеряется косая длина корпуса лошади; 33 — боковая часть шеи лошади; 34 угол нижней челюсти — «ганаш»:
    Если между двумя углами нижней челюсти легко помещается согнутый кулак, то говорят — «широкий га наш»; он лучше, лошадь тогда легче сгибает шею и при езде лучше ды шит. Если ганаш «тяжелый» (с боль шой костной массой), то голова у лошади становится некрасивой
    То же самое происходит с основанием хвоста; оно часто кажется метловищем, воткнутым в круп лошади, с которого кое-как свисают волосы (рис. 324).
    На рис. 325, 326 и 327 видно, как следует избежать этого. Во-пер­
    вых, здесь показано совершенство линий хвоста в месте его прикреп­
    ления, во-вторых, как разделены волосы на верхней поверхности, в-третьих, — сечение через хвост лошади у его основания.
    На рис. 328 показан эскиз в одной из последних стадий работы.
    Я считаю полезным дать здесь обычные наименования различ­
    ных частей лошади (рис. 329). Я даю в этой книге ряд анатомических таблиц по остеологии и миологии лошади, которые явятся достаточ­
    ным введением в изучение этой области. Всем известно, что когда мы ищем в книге какое-нибудь сведение по анатомии, то в девяти случаях из десяти таблица изображает не ту сторону, которая нам нужна; чтобы избежать этого, я даю каждый раз обе стороны и уве­
    рен, что это избавит читателя от большой потери времени.
    213

    330a
    330
    Туловище лошади. Поверхностные мышцы (вид слева)
    1 — подъязычная мышца (m. infra hyoideus); 2 грудино-сосцевидная
    (m. sterno-mastoideus); 3 — прибавоч ный пучок широчайшей мышцы спи ны; 4 — дельтовидная мышца (m.del toideus); 5 — лопаточно-трахеальная
    (m. omo-trachealis); 6 — сосцевидно плечевая мышца (m. mastoido -hume rails); 7 — трехглавая мышца плеча
    (m. triceps brachii) медиатная го ловка; 8 — трехглавая мышца плеча
    (наружная головка); 9 — большая грудная мышца (m. pectoralis major);
    10 — малая грудная ( т . pectoral minor); 11 — ромбовидная мышца (m. rhomboideus); 12 — пластырная, или ременная, мышца (m. splenius); 13- мышца, поднимающая угол лопатки
    (m. levator anguli scapulae); 14- грудино-предлопаточная мышца (m. sterno-praescapularis); 15 — надости мышца (m. supraspinatus); 16 — под лопаточная мышца (m. infraspinatus
    17 — трапециевидная мышца (m. tra pezlus) — шейная порция; 18 - тра пециевидная мышца (спинная. или дорзальная, порция); 19 — большая зубчатая мышца (m. serratus mag nus); 20 — широчайшая мышца спи ны (m. latissimus dorsi); 21 — задняя зубчатая мышца (m. serratus poste rior); 22 — наружная косая мышца
    (m. obliquus externus); 23 — мышца натягивающая широкую фасцию 6ед pa (m. tensor fasciae latae); 24 - большая ягодичная мышца (m. glu teus maximus); 25 — широкая длин ная мышца (m. vastus longus); 26 - полусухожильная мышца (m. semi-ten dinosus); 27 — двуглавая мышца бед pa (m. biceps femoris)
    Туловище лошади. Поверхностные мышцы (вид справа)
    1 — подъязычная мышца; 2 — гру- дино сосцевидная мышца; 3 — при­
    бавочный пучок широчайшей мышцы спины; -I — дельтовидная мышца:
    5 — лопаточно-трахеальная мышца,
    6 — сосцевидно-плечевая мышца; 7 - трехглавая мышца плеча (медиальная головка); 8 — трехглавая мышца (на­
    ружная головка); 9 — большая груд пая мышца (передний отдел); 10 — большая грудная мышца (задний от­
    дел); 11 — ромбовидная мышца; 12 — пластырная, или ременная, мышца;
    13 — мышца, поднимающая угол ло патки; 14 — малая грудная мьшца
    (грудино-предлопаточный отдел); 15-1 надостная мышца; 16 -— подостнаяя мышца; 17 — трапециевидная мыш ца (шейная порция); 18 — трапецие видная мышца (спинная, или дорзаль ная, порция); 19 — большая зубчата мышца; 20 — широчайшая мышца спины; 21 — задняя зубчатая мыш ца; 22 — наружная косая мышца; живота: 23 — мышца, натягивающая широкую фасцию бедра: 24 — боль шая ягодичная мышца: 25 — широ кая-длинная мышца; 26 — полусухо жильная мышца: 27 — двуглавая мышца бедра
    214

    331
    Туловище лошади. Глубокие мышцы
    (вид слева)
    1 — подъязычная мышца (m. infrahy- oideus); 2 — грудино-сосцевидная (m. sterno — mastoideus); 3 — малая груд- пая (m. pectoralis minor) — грудино- предлопаточный отдел; 4 — надостная вышца (m. supraspinatus); 5 — под- остная мышца (m. infraspinatus); в — большая (или передняя) зубчатая (m. serratus magnus): 7 — малая круглая мышца (m. teres minor); 8 - широ­
    чайшая мышца спины (m. latissimus dot-si); 9 — наружная плечевая ( т . brachialis externus); 10 — двуглавая мышца плеча (m. biceps brachii); 11 — передняя плечевая мышца (m. bra­
    chialis antucus); 12 — большая груд­
    ная мышца (m. pectoralis major) — грудино-плечевой отдел; 13 — наруж пая косая мышца живота (m. obli- quus abdominis externus); 14 — малая грудная мышца (m. pectoralis mi­
    nor); — грудино-трахеальный отдел;
    15 — переплетенная, или полуости- стая, мышца (m. complexus seu m. semisplnalis capitis); 16 — мышца, поднимающая угол лопатки (m. leva­
    tor anguli scapulae); 17 — ромбовид ная мышца (m. rhomboideus); 18 — остистая мышца (m. spinalis): 19 — подвздошно-реберна'я мышца (m. iliо costalis); 20 — длиннейшая мышца спины (m. longissimus dorsi);
    21 — поперечная мышца живота (m. transversus abdominis); 22 — внутрен­
    няя косая мышца живота (m. obliquus abdominis internus): 23 — подвздош­
    ная мышца (m. illiacus): 24 — пря­
    мая мышца бедра (m. rectus femoris):
    25 — средняя ягодичная мышца (m. gluteus medius); 26 — наружная широ­
    кая мышца бедра (m. vastus externus):
    27 — боковая крестцово-копчиковая мышца (m. sacro — coccygeus late ralis); 28 — седалищно-копчиковая мышца (m. ischio — coccygeus); 29 — нижняя крестцово-копчиковая мышца
    (m. sacro — coccygeus inferior);
    30 — верхняя крестцово-копчиковая мышца (m. saero — coccygeus supe­
    rior): 31 — полусухожильная мышца
    (m. semitendinosus); 32 — полупере­
    пончатая мышца (m. semimembrano­
    sus); 33 — икроножная мышца (m. gastrocnemius)
    331а
    Туловище лошади. Глубокие мышцы
    (вид справа)
    1 — подъязычная мышца; 2 — гру­
    дино-сосцевидная мышца; 3 — малая грудная (грудино-предлопаточный от­
    дел); 4 — надостная мышца; 5 — по­
    лостная мышца; 6 — большая, или передняя, зубчатая мышца; 7 — ма лая круглая мышца; 8 — широчайшая мышца спины; 9 — наружная плече­
    вая мышца: 10 — двуглавая мышца плеча; 11 — передняя плечевая мыш ца: 12 — большая грудная мышца
    (грудино-плечевой отдел); 13 — на­
    ружная косая мышца живота; 14 — малая грудная мышца (грудино-тра хеальный отдел); 15 — переплетенная, или полуостистая, мышца; 16 — мыш- ружная широкая мышца бедра; 27 — боковая крестцово-копчиковая мыш ца; 28 — седалнщно-копчиковая мыш ца; 29 — нижняя крестцово-копчико­
    вая мышца; 30 верхняя крестцово копчиковая мышца: 31 — полусухо жильная мышца; 32 — полуперепон чатая мышца; 33 — икроножная мышца
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24


    написать администратору сайта