Главная страница
Навигация по странице:

  • 19. “Буря и натиск” как явление в немецкой литературе.

  • 20. Драматургия молодого Гете: литературная традиция и новаторство.

  • 21. Раннее творчество Гете. “Страдания юного Вертера”.

  • 22. Проблематика поэмы Гете “Фауст”.

  • 23. Философские и эстетические взгляды Ф.Шиллера.

  • 24. Раннее творчество Шиллера. Черты «Бури и натиска» в трагедии «Разбойники».

  • 25. Художественное своеобразие лирики Шиллера.

  • 26. Веймарский период творчества Шиллера и Гете.

  • шпоры зарубежка. Песнь о нибелунгах


    Скачать 160.97 Kb.
    НазваниеПеснь о нибелунгах
    Дата31.05.2018
    Размер160.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры зарубежка.docx
    ТипДокументы
    #45506
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    18. Место Х.М.Виланда в немецком Просвещении.

    Виланд Кристоф Мартин (1733-1813) – прозаик и поэт немецкого Просвещения, создатель особого сентиментально-иронического стиля на основе философского скепсиса и социальной сатиры. С 1772 г. жил и работал в Веймаре, вместе с Гете положив начало литературной славе города. Собрание сочинений Виланда насчитывает 54 тома. В своих любовных, любовно-приключенческих и фантастических поэмах писатель обращался к античности (“Музарион”) и рыцарскому Средневековью (“Новый Амадис”), к сказочному миру, в котором сплетаются как литературные, так и фольклорные мотивы, причем восходящие к народному творчеству разных народов (поэма “Оберон” о любви французского рыцаря Гюона и багдадской принцессы Аманды). Просветительский характер сказок и поэм Виланда проявляется в определенном морализме: герои проявляют благородство, высокое представление о долге, готовность противостоять опасностям, соблазнам и человеческим слабостям. Наиболее известное сатирическое произведение Виланда – роман “История абдеритов” (1774). Действие происходи в Абдерах – древнегреческом городе, на родине Демокрита, в романе появляются реальные исторические лица античного мира (Демокрит, Еврипид и др.), но все это – декорации, которые позволяют писателю поговорить о немецких делах и представить читателям слабости и пороки своих современников. Основной объект сатиры Виланда – немецкий обыватель, который изображается остроумно и зло. Критики нередко сравнивали этот роман с “Дон-Кихотом” Сервантеса, отмечая при этом, что Виланду, осмеявшему филистерство, не удалось его убить. Само слово “абдериты” в Германии надолго стало нарицательным. Большое значение в истории немецкой литературы имеет и роман Виланда “Агатон” (1767, последнян часть – 1796), действие которого также разворачивается на фоне античных реалий. Герой романа странствует по древним городам и в ходе этого путешествия приобретает трудный жизненный опыт. В каждом из городов герой познает новую грань жизни и знакомится с новой жизненной философией: в Дельфах видит изнанку религиозного фанатизма и жреческого призвания, в Афинах становится политическим деятелем и начинает защищать справедливость, но терпит поражение в столкновении с богатыми рабовладельцами, в Смирне оказывается личным чтецом философа Гиппия, который призывает его бездумно следовать своим порывам и склонностям, избегая и подавляя только чувство печали, в Сиракузах пытается воздействовать на правящего тирана и превратить его в просвещенного властителя, но оказывается заключенным в тюрьму. Роман представляет собой просветительский вариант жанра романа о воспитании, в дальнейшем получившего развитие в немецкой литературе. Также Виланд был в Германии первым переводчиком и издателем Шекспира на немецком языке (1762); он был основателем и редактором журнала “Немецкий Меркурий” (1773-1810), имевшего большой общественный резонанс в связи с тем, что в нем принимали участие многие выдающиеся писатели конца XVIII в., в том числе Шиллер и Гете. В “Письмах русского путешественника” Карамзин описал свою встречу с Виландом в Веймаре в июле 1789 г., впоследствии в “Московском журнале” был опубликован отрывок из “Оберона” в переводе Карамзина, а следы интереса русского писателя-сентименталиста к Виланду исследователи усматривают в карамзинской прозе 1790-1800-х гг., а также в попытке создания стихотворной сказки.

    19. “Буря и натиск” как явление в немецкой литературе.

    ("Буря и натиск"), литературное движение в Германии 70-х гг. 18 в., получившее название по одноименной драме Ф. М. Клингера. Творчество писателей "Б. и н." отразило рост антифеодальных настроений, проникнуто духом мятежного бунтарства (И. В. Гёте, Клингер, И. А. Лейзевиц, Я. М. Р. Ленц, Г. Л. Вагнер, Г. А. Бюргер, К. Ф. Д. Шубарт, И. Г. Фосс). Это движение, многим обязанное руссоизму, объявило войну аристократической культуре. В противовес классицизму с его догматическими нормами, а также манерности рококо, "бурные гении" выдвинули идею "характерного искусства", самобытного во всех своих проявлениях; они требовали от литературы изображения ярких, сильных страстей, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Главной областью творчества писателей "Б. и н." была драматургия. Они стремились утвердить боевой третьесословный театр, активно воздействующий на общественную жизнь, а также новый драматургический стиль, главным признаком которого становится эмоциональная насыщенность, лиризм. Сделав предметом художественного изображения внутренний мир человека, они вырабатывают новые приёмы индивидуализации характеров, создают лирически окрашенный, патетический и образный язык. Решающее значение в становлении эстетики "Б. и н." имели мысли И. Г. Гердера о национальном своеобразии искусства и его народных корнях: о роли фантазии и эмоционального начала. "Б. и н." - новый этап в развитии немецкого и общеевропейского просвещения. Продолжая в новых условиях демократические традиции Г. Э. Лессинга, опираясь на теорию Д. Дидро и Л. С. Мерсье, "бурные гении" способствовали подъёму национального самосознания, сыграли выдающуюся роль в формировании национальной немецкой литературы, открыв ей живую стихию народного творчества, обогатив её новым, демократическим содержанием, новыми художественными средствами. Хотя политическая слабость немецкого бюргерства привела к кризису "Б. и н." уже во 2-й половине 1770-х гг., однако в начале 80-х гг. 18 в. мятежные настроения "бурных гениев" с новой силой возрождаются в трагедиях молодого Ф. Шиллера, приобретая отчётливую политическую окраску.

    20. Драматургия молодого Гете: литературная традиция и новаторство.

    Штюрмерскую драматургию Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832) представляет «Гец фон Берлихинген» (вторая редакция — 1773) — национальная историческая хроника из времен Великой крестьянской войны в Германии XVI в. Гёте ставил целью и добился изображения народных сцен в духе шекспировского динамичного фона, разворачивающегося в самостоятельное, не зависящее от амбиций персонажей явление. На этом фоне разыгрывается драма запоздалого, исторически обреченного рыцарства, народу чуждого даже тогда, когда крестьяне сами призывают Геца в предводители. «Гец» был программным произведением, но целиком его могли узнать только читатели, так как громадная композиция более чем из сорока сцен, перекидывающихся из замка в поле, или лес, или на утес, для постановки на сцене нуждалась в сильном сокращении.

    Переехав в 1775 г. в Веймар на службу первым министром при дворе своего друга герцога Саксен-Веймарского, Гёте оставил литературу и десять лет, подобно Дон Кихоту, сражался с ветряными мельницами мелкофеодальных устоев карликового государства. Ему не удалось ни воспитать просвещенного сюзерена, ни облагодетельствовать народ реформами. Гёте уехал на два года в Италию (1786-1788), где пережил творческий катарсис. Вернувшись, он оставил за собой управление учреждениями культуры: университетом, библиотекой, музеем и театром — и занялся наукой и поэзией. Параллелью к штюрмерскому «Гецу» стала его «шекспиризированная» драма «Эгмонт» (1788) на сюжет Нидерландской революции XVI в., созревшая за год до Великой буржуазной революции у соседей. В «Эгмонте» судьба героя неотрывна от судьбы народа, а судьба народа — это путь истории. Эту концепцию Гёте уже разделял с Шиллером, но воплотил он ее по-своему — в расширенном лирико-эпическом (гётевском) пространстве исторической хроники, поглощавшем драматическое действие многочисленных эпизодов-фрагментов. За это Шиллер укорял Гёте в «оперности», а Бетховен поддержал музыкальным соавторством, написав в 1810 г. музыку к драме «Эгмонт».

    У Гёте драматическая поэзия веймарского классицизма воплощена в трагедиях «Ифигения в Тавриде» (1786) и «Торквато Тассо» (1890). Красиво, даже изысканно соблюдены правила трех единств. С точной соразмерностью выполнено членение пьес на пять актов. Величав одухотворенный пятистопный белый стих. Словом, поэтические достоинства реконструируемой Гёте «правильной» пьесы несомненны. «Тассо» впечатляет еще больше интимной глубиной трагического переживания, так как затрагивает животрепещущую проблему гения и власти. Но и «Ифигения» совершенна поэтической выразительностью трагедийного изживания дисгармонии, ее преображения в скорбно-ностальгический, но гармоничный аккорд сроднившихся душ, смиряющий варварское перед эллинским.

    21. Раннее творчество Гете. “Страдания юного Вертера”.

    «Страдания юного Вертера» (1774) — лирический роман в письмах, принесший молодому Гёте всеевропейскую известность. Штюрмеры признают его своим вождем. Основа романа автобиографична, в нем отразилась несчастная любовь самого писателя к Шарлотте Буфф летом 1772 г. во время поездки в г. Вецлар. Роман делится на две части: письма самого Вертера к другу Вильгельму, где он подробно описывает не столько события, сколько свои чувства, и дополнение «От издателя к читателю».

    Вертер, тонкий и нервный юноша, болезненно переносит свое одиночество и обывательский уклад жизни. Его любовь к Шарлотте приносит ему на некоторое время ощущение счастья, но потом самые тяжелые переживания. Лотта хорошо относится к Вертеру, но у нее есть жених Альберт, человек благородный, разумный и деликатный, с которым она решила соединить свою жизнь. Страсть Вертера приобретает болезненный характер, он то безудержно веселится, то впадает в меланхолию, то полон ревности, то раскаяния. Из раздела «От издателя к читателю» мы узнаем, что в минуту отчаяния Вертер застрелился. Шарлотта и Альберт тяжело пережили эту смерть. Вертера похоронили в том месте, которое он сам указал, недалеко от города.

    Гёте делает в романе важное открытие, имевшее существенные последствия для дальнейшего развития литературы, прежде всего для романтизма и реализма. Его герой Вертер предстает одновременно и как определенный социотип (юноша, который из-за низкого происхождения не может занять место, достойное его талантов), и как психотип (человек с маниакально-депрессивными расстройствами, свойственными и самому Гёте, поэтому необычайно точно воспроизведенными). Второе оказывается важнее первого, поэтому реакция Вертера на внешние события неадекватна, неприятности превращаются в его сознании в катастрофы. Герой не может адаптироваться в своей жизненной среде, становится несносным. Если безумие шекспировских героев носит временный характер и порождено открытием ими истинного лица мира, безумие Дон Кихота — скорее литературный прием, то болезнь Вертера — нечто совершенно иное: литературе стал интересен больной герой, неврастеник, психопат, параноик. Не случайно после публикации романа по Европе прокатилась волна самоубийств, которая унесла не меньше жизней, чем настоящая война.

    22. Проблематика поэмы Гете “Фауст”.

    В новой постреволюционной эпохе, когда ушел из жизни Шиллер, возникли романтические течения, огромное место в духовной жизни заняла философия, появился гётевский «Фауст». Первая часть в 1807 г., а вторая в 1832,уже после смерти автора. «Фауст» назван трагедией, и один из Прологов к нему происходит в театре. Второй Пролог - на небесах, облечен в форму театрального мистериального диспута между Богом и Мефистофелем, оспаривающим у Творца душу человека

    1.Проблема поиска смысла жизни так же является актуальной в произведении Гете. Именно от кажущегося отсутствия истины Фауст и задумывается о самоубийстве, ведь его труды и достижения не принесли ему удовлетворения. Однако, проходя с Мефистофелем через все, что может стать целью жизни человека, герой все-таки познает истину. И так как произведение относится к Просвещению, взгляд главного персонажа на окружающий мир совпадает с мировоззрением этой эпохи.

    2.Если внимательно присмотреться к главному герою, то можно заметить, что трагедия поначалу не выпускает его из собственного кабинета, да и сам он не особо пытается из него выходить. В этой важной детали скрывается проблема трусости. Изучая науки, Фауст, будто боясь самой жизни, прятался от нее за книгами. Поэтому явление Мефистофеля важно не только спором между Богом и сатаной, но и для самого испытуемого. Черт выводит талантливого врача на улицу, окунает его в реальный мир, полный загадок и приключений, таким образом, персонаж перестает прятаться в страницах учебников и живет заново, по-настоящему.

    3.Произведение так же представляет читателям отрицательный образ народа. Мефистофель еще в «Прологе на небе» говорит о том, что божье создание не ценит разум и ведет себя подобно скоту, поэтому он испытывает отвращение к людям. Господь в качестве обратного аргумента приводит Фауста, но с проблемой невежества толпы читатель все равно еще столкнется в кабачке, где собираются студенты. Мефистофель рассчитывает, что персонаж поддастся веселью, но тот, напротив, желает скорее удалиться.

    4.Пьеса выводит в свет довольно противоречивых героев, и Валентин, брат Маргариты, так же является отличным примером. Он заступается за честь своей сестры, когда влезает в драку с ее «ухажерами», вскоре умирает от шпаги Фауста. Произведение раскрывает проблему чести и бесчестия как раз на примере Валентина и его сестры. Достойный поступок брата вызывает уважение, но тут довольно двояко: ведь умирая, он проклинает Гретхен, таким образом, предает ее всеобщему позору.

    23. Философские и эстетические взгляды Ф.Шиллера.

    В русле просветительской эстетики существенный вклад внес Иоганн Фридрих Шиллер. В письмах «Об эстетическом воспитании человека» (1795) он показал, что суть эстетического сводится к инстинкту игры, который и должен быть развит в человеке в процессе эстетического воспитания. Только в игре проявляется истинная сущность человека как свободного духовного существа. В процессе игры человек творит высшую реальность — эстетическую, в которой осуществляются социальные и личностные идеалы. Предметом влечения человека к игре является красота. Согласно Шиллеру, эстетический опыт (в частности, искусство) помогает человеку обрести свободу и счастье, которыми обладал только первобытный (природный) человек, и которые он утратил с развитием цивилизации. Разрыв между «природным» и «разумным» существованием может быть снят только искусством, в процессе игровой деятельности, которая приводит чувственные и духовные силы к оптимальной гармонии. То, что мы воспринимаем как прекрасное, является одновременно истинным.теоретическая эстетика Фридриха Шеллинга.

    24. Раннее творчество Шиллера. Черты «Бури и натиска» в трагедии «Разбойники».

    Первая драма Шиллера, "Разбойники", написана под впечатлением гнетущей тирании принца Карла Евгения. Общественное значение пьесы Шиллера было огромно. Протест героя драмы против всех несправедливостей социального мира носит анархический характер.

    Главный герой, юный Карл Мор, читает пылкие страницы Руссо, восхищается героями Плутарха. Ему противен его век, в котором нет ничего героического, в котором скучная житейская проза, как болотная грязь, затопила все. Типичный герой "Бури и натиска", отвергающий мещанскую упорядоченность, рассудочную уравновешенность, протестующий против тирании во имя свободы личности, но понимающий свободу как полную раскованность, независимость от каких-либо общественных норм.

    Французские просветители боролись за принцип законности, видя в законе главный гарант свободы и независимости личности. Герой Шиллера отвергает все законы вообще.

    Вначале протест Карла Моора против нравственных норм своего века сводился к тому, что он вел свободную жизнь бесшабашного гуляки, подчеркивая свое презрение к морали "благомыслящих" людей. Однажды, одумавшись, он пишет, как блудный сын, покаянное письмо своему отцу, но его брат Франц, личность, очерченная самыми мрачными красками, препятствует примирению отца с сыном. Карл уходит в богемские леса, набирает шайку удальцов и становится разбойником. Карл благороден и чист в своих побуждениях, он мечтает о том, чтобы перестроить общество. Он мстит тиранам.

    Карл Моор резко осуждает продажность, эгоистичность господствующих классов. Это не простой разбойник; это бунтарь, политический мятежник. Однако его подчиненные и товарищи не хотят считаться с гуманными и благородными идеалами. Они грабят, убивают детей, женщин, и Карл в конце концов в ужасе отшатнулся от них. И, убедившись в своем бессилии, отрекается от бунта.

    Пьеса заканчивается грандиозной и страшной по своему смыслу картиной: горит и рушится замок Мооров, умирает старый Моор, кончает с собой Франц, неистовствующий Карл убивает Амалию. Столкнулись два зла – тирания (Франц) и насилие (Карл). Карл олицетворяет собой стихию народного гнева, энергию бунта, но бунта слепого, анархического.

    Драма была написана за восемь лет до французской революции, но в ней, особенно в последней сцене крушения и пожара, позднее некоторые французские авторы увидели пророческую картину французской революции во всех ее аспектах.

    25. Художественное своеобразие лирики Шиллера.

    В своих пламенных, вдохновенных стихах Шиллер обличал тиранию и мечтал о будущем, когда все народы мира соединятся в одну братскую семью. Отрицание бесчеловечных форм жизни и утверждение высоких гуманистических идеалов человечества сливалось в его творчестве в одно целое, придавая ему социальную остроту и одновременно романтическую окрыленность.

    Значительную часть литературного наследия Шиллера составляет лирика. Вскоре после «Разбойников» был опубликован сборник «Антология на 1782 гд», в котором более 60 стихов принадлежит перу Шиллера. Это стихи философские и политические: «Дурные монархи», «Спиноза», «Руссо» и др. Молодой поэт славил идею бунта, политического протеста, угрожал тиранам.

    В 1798 г. поэт написал знаменитые стихи «К радости» - патетический гимн во славу жизни.

    В последующих стихотворениях(вплоть до 1795г) Шиллер развивает идею эстетического воспитания людей. «Поэзия жизни», «Власть песен», «Пегас в ярме» и др. прославляют красоту, способную, по философии поэта, нравственно оздоровить человечество. Поэт говорит о силе искусства, ниспровергающего ложь.

    Светлая поэзия Шиллера несла всему миру великую и созидательную идею свободы. Его имя становится символом самого бескорыстного служения народу.

    26. Веймарский период творчества Шиллера и Гете.

    Веймарский период Гете начинается в 1775 году, когда приглашает его к себе на службу. Пишет драму «Гансвурт» - пародию на «Вертера», которая свидетельствует об отходе от революционности. Гете ведет активную министерскую деятельность. Драма «Эгмонт» (1775) рисует штюрмерского героя, но статично-счастливого, так что его гармония с миром свидетельствует уже о романтической сущности произведения. «Ифигения в Тавриде» - вершина ранневеймарского романтизма Гете. Сюжет взят у Еврипида, но трактовка в духе Нового Времени. «Торквато Тассо».

    Шиллер изучает Канта. В художественном творчестве преобладает философская лирика, которая характеризуется рационалистическим восприятием действительности. его цель - доказать единственность пути эстетики для достижения политической свободы сама по себе знаменовала признание высокой общественной и исторической роли общественного воспитания. Таким образом, его главная философская задача противоречила принципу незаинтересованноти искусства. Труд завешается иллюзорной попыткой утвердить некое «царство эстетической видимости» - достояние духа немногих избранных и прообраз идеального общественного порядка, реальный путь осуществлениякоторого Шиллеру неведом.

    Помимо изложения эстетической теории Ш. в данной работе обращается к ряду морально-философских и общественных пробем века. Он противопоставляет современному европейскому обществу древнегреческое.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта