Главная страница
Навигация по странице:

  • 28. Общая характеристика йенского периода немецкого романтизма.

  • 29. Общая характеристика гейдельбергского периода немецкого романтизма.

  • 30. Тема рока и мирового зла в творчестве Генриха фон Клейста.

  • 31. Творчество Гофмана. “Золотой горшок” и “Крошка Цахес”.

  • В основе новеллы-сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»

  • Новелла «Золотой горшок»

  • 32. Структура “Книги песен” Г.Гейне. Основные циклы, темы и образы.

  • 33. Литература Германии середины XIX века. Направления. Литературные группировки.

  • шпоры зарубежка. Песнь о нибелунгах


    Скачать 160.97 Kb.
    НазваниеПеснь о нибелунгах
    Дата31.05.2018
    Размер160.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры зарубежка.docx
    ТипДокументы
    #45506
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    27. Романтизм как литературное направление. Основные черты немецкого романтизма. Периодизация. Основные представители.

    К рубежу XVII1-XIX вв., началу «века революций», изменилось мироощущение европейцев, что выразилось в формировании движения романтизма.

    Сущностью романтизма является протест против принятых этических и эстетических норм общества, против рационализма. Романтиков привлекает своеобразный тип человека: анархист-бунтарь, который ощущает себя практически равным Богу.

    Поэтому для него не существует истины и долга. Цель романтизма — освобождение личности от пут человеческих условностей и общественной морали. Он обращен, по словам Гегеля, скорее к внутреннему миру человека, чем к внешнему. Романтики восхищаются сильными страстями, разрушительными по своей сути: ненависть, ревность, отчаяние, презрение.

    Окружающий мир, обыденность вызывали лишь острую неудовлетворенность и тоску. Романтики вдохновлялись тем, что было великим, чудесным, фантастическим, ужасным. Романтизм отказался от следования классическим канонам в художественном творчестве.

    Романтизм в Германии возник в конце XVIII в. и господствовал вплоть до 30-х гг. XIX в. Принято делить немецкий романтизм на ранний (йенский) и поздний (Гейдельбергский). Главная отличительная черта немецкого романтизма – его философичность, умозрительность. Социально-исторический опыт Великой французской революции осмысляется в философско-эстетическом дискурсе. Важнейшие лозунги революции переводились из политического контекста в общефилософский.

    I. Иенский романтизм (1795-1805). (В.Г. Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели, В. Тик). иенские романтики «выдвигали в качестве идеала объединение различных полюсов, как бы последние ни назывались - разумом и фантазией, духом и инстинктом». Иенцам же принадлежат и первые произведения романтического направления: комедия Тика Кот в сапогах (1797), лирический цикл Гимны к ночи (1800) и роман Генрих фон Офтердинген (1802) Новалиса.

    II. Гейдельбергский романтизм (1806-1815).

    Гейдельбергская школа - второе поколение немецких романтиков. Здесь заметнее проявился интерес к религии, старине, фольклору. Этим интересом объясняется появление сборника народных песен Волшебный рог мальчика (1806-08), составленного Л. Арнимом и Брентано, а также Детских и семейных сказок (1812-1814) братьев Я. и В. Гримм. В рамках гейдельбергской школы оформилось первое научное направление в изучении фольклора - мифологическая школа, в основе которой лежали мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей.

    Для позднего немецкого романтизма характерны мотивы безысходности, трагизма, неприятие современного общества, ощущение несовпадения мечты и реальности (Клейст, Гофман). К этому поколению относятся А. Шамиссо, Г. Мюллер и Г. Гейне, назвавший себя «последним романтиком».

    28. Общая характеристика йенского периода немецкого романтизма.

    В 1796 г. в университетском городе Йене собрались деятели формирующегося романтического движения: братья Шлегели, Август (1767-1845) и Фридрих (1772-1829), Людвиг Тик (1773-1853), Фридрих Гарденберг (1772-1801), писавший под псевдонимом Новалис, Вильгельм Вакенродер (1773-1798). Вместе с близкими к кругу литераторов философами — Иоганном Фихте (1762-1814) и Фридрихом Шеллингом (1775-1854) — они образовали школу так называемого йенского романтизма.

    Йенские романтики провозгласили абсолютную свободу художника, его право на воображение. Художественное творчество понималось ими как акт божественного творения, а люди творческие, люди искусства — как особые существа, наделенные даром постижения сути мира. «Поэт постигает природу лучше, нежели ученый», — писал Новалис. Философское обоснование идеи об особой роли искусства было сделано Шеллингом. Для него характерна апология универсальности искусства как средства познания мира.

    29. Общая характеристика гейдельбергского периода немецкого романтизма.

    Поздний романтизм имел менее теоретический и философский характер. Наиболее известные его представители с 1805 г. собрались в Гейдельберге.

    В центре внимания гейдельбергских романтиков находились такие традиционные ценности, как государство, народ, религия. Для них характерно обращение к проблемам национальной самобытности, национального характера, стремление жить и творить в согласии с национальным («народным») духом. Этим объясняется повышенный интерес поздних романтиков к германской истории и культуре, в частности, большое внимание они уделяли сбору, обработке и публикации народных песен и сказок.

    Такой деятельностью занимались Ахим фон Арним (1781-1831), Клеменс Брентано (1778-1842), издавшие сборник народных песен «Волшебный рог мальчика». Но самыми известными собирателями народных сказок были братья Гримм, Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859). Их «Детские и семейные сказки» пользовались в Германии огромной популярностью, уступая по числу переизданий только Библии.

    Одним из ведущих жанров в литературе позднего романтизма являлась литературная сказка, или фантастическая новелла. Любовь к этому жанру объяснялась в том числе убежденностью его представителей в способности именно сказок передавать таинственную суть бытия. Одним из самых известных авторов литературных сказок был Вильгельм Гауфф (1802-1827), характерной чертой творчества которого являлось причудливое сочетание восточных и немецких преданий и легенд.

    В литературе романтиков фантазия и реальность тесным образом переплетались, причем фантазия преобладала. Это приводило к тому, что повседневность могла приобретать опасные и фантастические черты. Именно такой она предстает в сказках и новеллах Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822): «Золотой горшок. Сказка из новых времен», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Повелитель блох».

    30. Тема рока и мирового зла в творчестве Генриха фон Клейста.

    Генрих фон Клейст — известный немецкий драматург, поэт и писатель, чье имя неразрывно связывают с периодом национально-освободительного движения в Германии и со вторым периодом развития немецкого романтизма, родился 18 октября 1777 г. во Франкфурте-на-Одере.

    «Разбитый кувшин» (1804) – единственное произведение Клейста, написанное в комическом ключе. Драматург проявил себя знатоком народной речи и деревенских обычаев. Действие его комедии происходит в Голландии, но по сути все напоминает Германию конца 18 века. Деревенский старик судья Адам ведет следствие по поводу разбитого им же самим кувшина. Комический эффект составляет то, что обвинитель и обвиняемый – это одно лицо. Все осложняется тем, что Адам ведет разбирательство в присутствии ревизора – судебного инспектора Вальтера, который выводит судью на чистую воду.

    Среди произведений Клейста самое значительное по силе трагического звучания – «Михаэль Кольхаас». Герой, именем которого названа новелла, - реальное историческое лицо, жившее в 16 в. Торговец лошадьми, человек благочестивый и законопослушный, он был обижен дворянином, который отнял у него его лошадей и глумился над ними.

    В новелле показано, как праведник превращается в преступника. Это трагично, потому что происходит разрушение личности достойнейшего человека. Михаэль Кольхаас ищет справедливости, требуя, чтобы юнкер, нарушивший закон, был наказан. Когда власти игнорируют прошение лошадиного барышника, он сам на свой лад добивается, чтобы его иск был удовлетворен. Он творитразбой и произвол. Отсутствие общественного правосудия калечит человека. Трагическая безысходность свершившегося может быть объяснена тем, что честный, уважающий себя и других человек превосходит по своим нравственным качествам общественные установления, беззаконие провоцирует преступление.

    Герои Клейста противодействуют судьбе, и сам он, автор, сохраняет перед ней свою самостоятельность. У Клейста хаос выходит на большую волю, действующие лица проходят через ощутимейшие нравственные истязания, ои создает, говоря словами Гете, подлинное «смятение чувств». Один из парадоксов поэтики Клейста в том, что значительность, одухотворенность вещи, у него изображенной, прямо пропорциональна ее незначительности, ее малозаметности в обычном восприятии. Вещь, которая всегда и всем казалась безличной, у Клейста может стать, хотя бы на минуту, неким колоссальным лицом. Клейст изображает мир в состоянии такой потрясенности, когда всякая разумная иерархия в нем смещена, и оттого-то у Клейста самое бессмысленное может становиться смыслом. Лица, жесты, позы выражают у Клейста состояние души непосредственно, тело владеет душой, у души больше нет автономии.

    31. Творчество Гофмана. “Золотой горшок” и “Крошка Цахес”.

    Один из ярчайших представителей позднего немецкого романтизма – Э.-Т.-А. Гофман, который был уникальной личностью. Основной принцип поэтики Гофмана – сочетание реального и фантастического, обычного с необычным, показ обыденного через необычное. В «Крошке Цахесе», как и в «Золотом горшке», обращаясь с материалом иронически, Гофман ставит фантастичность в парадоксальные взаимоотношения с самыми будничными явлениями.

    В основе новеллы-сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) лежит фольклорный мотив: сюжет присвоения подвига героя другим, присвоение успеха одного человека другим. Новелла отличается сложной социально-философской проблематикой. Главный конфликт отражает противоречие между таинственной природой и враждебными ей законами социума. Гофман противопоставляет личностное и массовое сознание, сталкивая индивидуального и массового человека.

    Цахес – низшее, первобытное существо, воплощающее темные силы природы, стихийное, бессознательное начало, которое присутствует в природе. Он не стремится преодолеть противоречие между тем, как его воспринимают окружающие и тем, кто он есть в действительности: «Было безрассудством думать, что внешний прекрасный дар, коим я наделила тебя, подобно лучу, проникнет в твою душу и пробудит голос, который скажет тебе: «Ты не тот, за кого тебя почитают, но стремись сравняться с тем, на чьих крыльях ты, немощный, бескрылый, взлетаешь ввысь». Но внутренний голос не пробудился. Твой косный, безжизненный дух не мог воспрянуть, ты не отстал от глупости, грубости, непристойности». Смерть героя воспринимается как нечто равноценное его сущности и всей жизни. С образом Цахеса в новеллу входит проблема отчуждения, герой отчуждает все лучшее от других людей: внешние данные, творческие способности, любовь. Так тема отчуждения переходит в ситуацию двойничества, утраты героем внутренней свободы.

    Единственный герой, который не подвластен волшебству феи – Бальтазар – поэт, влюбленный в Кандиду. Он единственный герой, который наделен личностным, индивидуальным сознанием. Бальтазар становится символом внутреннего, духовного зрения, которого лишены все окружающие. В награду за разоблачение Цахеса он получает невесту и чудесную усадьбу. Однако благополучие героя показано в конце произведения в ироническом ключе.

    Новелла «Золотой горшок» (1814), как и рассмотренные выше, имеет подзаголовок: «Сказка из новых времен». Жанр сказки отражает двойственное мироощущение художника. Основу сказки составляет бытовая жизнь Германии конца XVIII – начала XIX века. На этот фон наслаивается фантастика, за счет этого и создается сказочно-бытовой мирообраз новеллы, в которой все правдоподобно и в то же время необычно.

    Главный герой сказки – студент Ансельм. Житейская неловкость сочетается в нем с глубокой мечтательностью, поэтическим воображением, а это, в свою очередь, дополняется помыслами о чине надворного советника и хорошем жаловании. Сюжетный центр новеллы связан с противопоставлением двух миров: мира обывателей-филистеров и мира романтиков-энтузиастов. В соответствии с типом конфликта все действующие лица образуют симметричные пары: Студент Ансельм, архивариус Линдгорст, змейка Серпентина – герои-музыканты; их двойники из обыденного мира: регистратор Геербранд, конректор Паульман, Вероника. Тема двойничества играет важную роль, так как генетически связана с концепцией двоемирия, раздвоения внутренне единого мира. В своих произведениях Гофман пытался представить человека в двух противоположных образах духовной и земной жизни и изобразить бытийного и бытового человека. В возникновении двойников автор видит трагизм существования человека, потому что с появлением двойника герой утрачивает целостность и распадается на множество отдельных человеческих судеб. В Ансельме нет единства, в нем живут одновременно любовь к Веронике и к воплощению высшего духовного начала – Серпентине. В итоге духовное начало побеждает, силой своей любви к Серпентине герой преодолевает раздробленность души, становится истинным музыкантом. В награду он получает золотой горшок и поселяется в Атлантиде – мире бесконечного топоса. Это сказочно-поэтический мир, в котором правит архивариус. Мир конечного топоса связан с Дрезденом, в котором властвуют темные силы.

    Новелла пропитана авторской романтической иронией. Через иронию высокие образы переводятся в план обыденной жизни, а низкие образы получают духовную перспективу.

    Образ золотого горшка, вынесенный в заглавие новеллы, приобретает символическое звучание. Это символ романтической мечты героя, и в то же время довольно прозаическая вещь, необходимая в быту. Отсюда возникает относительность всех ценностей, помогающая, вместе с авторской иронией, преодолеть романтическое двоемирие.

    32. Структура “Книги песен” Г.Гейне. Основные циклы, темы и образы.

    В творчестве Г. Гейне в большей степени, чем в произведениях Гофмана, отразился процесс эволюции немецкого романтизма. Периодизация творчеств

    I. 1816 – 1831 годы – до эмиграции в Париж. Становление романтического метода преимущественно в лирике и отчасти в художественной прозе.

    II. 1831 – 1839 годы – до книги «Людвиг Берне». Развитие и углубление общественно-политической публицистики.

    III. 1839-1848 годы – расцвет политической лирики, новые темы в публицистике («Лютеция»).

    IV. 1848 – 1856 годы – послереволюционное творчество, обусловившее новые мотивы и идейно-эстетические устремления в деятельности поэта.

    "Книга песен" состоит из разделов "Лирическое интермеццо", "Северное море", "Страдания юности", "Опять на родине" и др. При всем их разнообразии, они органично продолжают друг друга и объединённые общим мотивом - исповедью лирического героя, раскрывающая формирование и развитие его личности. Он то романтически приподнят, то иронически насмешливый.

    Лирический герой "Страданий юности" страдает от несчастной любви, которая вызывает у него отчаяние. Его любимая - коварная, жестокая и немилосердная. В его сознании все перепуталось: жизнь и сон, бытие и смерть, фантазии и реальность. Попрано чувство становится источником острого конфликта с миром, который воспринимается сквозь призму несчастной любви. Поэтому личная трагедия как будто превращается во вселенскую катастрофу. Общий настрой этой части - отчаяние и разлука.

    Отчаяние "Страданий юности" меняется светлой тоской в "Лирическом интермеццо". Интермеццо - музыкальный термин, означает небольшое музыкальное произведение в произвольной форме, а также это отдельный самостоятельный оркестровый эпизод в опере, а также это может быть промежуточным разделом в инструментальной композиции. В этом цикле поет, прославил земною любовь во всей его жизненной красе и привлекательности, ведь ни один желанный поэтический идеал ничего не стоит, когда нет реального чувства. Поэзия этого раздела имеет определенное сюжетно-тематическое единство. От стихотворения к стихотворению перед нами проходит своеобразный любовный роман, составленный из лирической миниатюры.

    В цикле "Опять на родине" Гейне пользуется традиционным мотивом путешествия: лирический герой разочарованный и разбитый уезжает из родных мест где вспоминает прошлое. И теперь юношеские страдания ему невероятно дорогие как упоминание хотя и болезненные, как светлое чувство. Меняется и восприятие любимой: она не виновата в страданиях лирического героя, ведь любовь вспыхнула в его душе не по ее воле. Сама природа любви - чувства сложного и загадочного - заставляет людей страдать от сердечных мук. Лирический герой как бы взрослеет. Он начинает понимать неоднозначность и противоречивость любви: то, что недавно казалось невероятной трагедией, оказывается способным вывести нас и помочь понять истинную глубину человеческой жизни.

    В последней части сборника "Северное море" Еще более усиливается склонность лирического героя к поиску ответов на извечные вопросы. Подводя определенные жизненные итоги, он пытается слиться с природой, почувствовать себя пусть маленькой, но весьма важной частицей Вселенной. В то же время лейтмотив одиночества и неразделенной любви ощущается и здесь.

    Основная часть стихов по форме напоминает народную песню, которая написана как лирический монолог-исповедь. Здесь нет сложных метафор или аллегорий. Язык стихов приближен к разговорной речи, активно используются параллелизм и вопросительные предложения, что тоже присуще народной поэзии.

    Важным средством раскрытия внутреннего мира и состояния души лирического героя является пейзаж. Одинокий кедр, возвышается на заснеженной скалой и мечтает о прекрасной пальме из далекой восточной земли, "как неживые" розы, молчаливые фиалки, холодное солнце - все эти образы наиболее полно раскрывают безграничность страданий лирического героя, подчеркивая его неразрывную единство с природой.

    Еще одной выразительной особенностью "Книги песен" является наличие иронии. Однако если, скажем, у Гофмана она направлена на изображение мещанской среды и является оружием против грубых и ограниченных филистеров, то у Гейне ирония распространяется и на внутренний мир, мир чувств и ощущений, становясь универсальным средством изображения внешнего и внутреннего мира.

    33. Литература Германии середины XIX века. Направления. Литературные группировки.

    В литературе XIX века два главных направления — романтизм и реализм. Романтическая эпоха начинается в девяностые годы восемнадцатого столетия и охватывает всю первую половину века. Однако основные элементы романтической культуры полностью определились и раскрыли возможности потенциального развития к 1830 году. Романтизм — это искусство, рожденное кратким историческим мигом неопределенности, кризиса, сопровождавшего переход от феодальной системы к системе капиталистической; когда к 1830 году очертания капиталистического общества определились, на смену романтизму приходит искусство реализма. Литература реализма на первых порах была литературой одиночек, да и сам термин "реализм" возник лишь в пятидесятых годах XIX века. В массовом общественном сознании современным искусством продолжал оставаться романтизм, на деле уже исчерпавший свои возможности, поэтому в литературе после 1830 года романтизм и реализм сложно взаимодействуют, в разных национальных литературах порождая бесконечное разнообразие явлений, не поддающихся однозначной классификации. В сущности, романтизм не умирает на протяжении всего девятнадцатого столетия: прямая линия ведет от романтиков начала века через поздний романтизм к символизму, декадансу и неоромантизму конца века. Последовательно рассмотрим обе литературно-художественные системы ХIX века на примерах их наиболее ярких авторов и произведений.

    ХIX век — век сложения мировой литературы, когда убыстряются и интенсифицируются контакты между отдельными национальными литературами. Так, русская литература XIX века питала горячий интерес к произведениям Байрона и Гете, Гейне и Гюго, Бальзака и Диккенса. Многие их образы и мотивы прямо отзываются в русской литературной классике, поэтому выбор произведений для рассмотрения проблем зарубежной литературы XIX века продиктован здесь, во-первых, невозможностью в рамках краткого курса дать должное освещение различных ситуаций в разных национальных литературах и, во-вторых, степенью популярности и значимости отдельных авторов для России.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта