Главная страница
Навигация по странице:

  • 48. Литература Австрии на рубеже ХIХ- ХХ веков.

  • 49. Литература Австрии ХХ века. Традиционализм и авангардизм. Р.М. Рильке, Ф. Кафка, Г. Майринк, Г. Брох. Австрийскую литературу

  • Ра́йнер Мари́я Ри́льке

  • Франц Ка́фка

  • Гу́став Майринк

  • БРОХ Герман (Broch, Hermann; 1886, Вена, – 1951, Нью-Хейвен), австрийский писатель.

  • 50. Литература Швейцарии ХХ века. М. Фриш, П. Штамм.

  • Макса Фриша

  • шпоры зарубежка. Песнь о нибелунгах


    Скачать 160.97 Kb.
    НазваниеПеснь о нибелунгах
    Дата31.05.2018
    Размер160.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры зарубежка.docx
    ТипДокументы
    #45506
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    47. Литература Австрии на рубеже ХIХ- ХХ веков. А. Шницлер, П. Альтенберг, Гуго фон Гофмансаталь.

    Заметное развитие в австрийской литературе получают реалистические тенденции. Они сказались на художественном методе Людвига Анценгрубера (1839–1889), Марии фон Эбнер-Эшенбах (1830–1916), Фердинанда фон Заара (1833–1906), Якоба Юлиуса Давида (1859–1906) и др. Важным фактором, определявшим характер австрийского общественного развития на рубеже веков, стало, как и в Германии, рабочее движение, вызвавшее к жизни социалистическую литературу, в частности роман (Минна Каутская, 1837–1914; Берта фон Зутнер, 1843–1914).

    Параллельно с реализмом в Австрии получили развитие такие художественные течения, как неоромантизм, импрессионизм, символизм, представители которых стремились по-новому выразить свои духовные и эстетические потребности. Характерно, однако, что в австрийской литературе почти не нашел отклика столь распространенный на рубеже веков натурализм. Дифференцировать литературные направления в Австрии непросто, они часто сосуществуют, переплетаются (в том числе с реализмом) в произведениях одного и того же автора. Теоретиком нереалистических течений был писатель и литературный и театральный критик Герман Бар (1863–1934).

    Заметное развитие в австрийской литературе получают реалистические тенденции. Они сказались на художественном методе Людвига Анценгрубера (1839–1889), Марии фон Эбнер-Эшенбах (1830–1916), Фердинанда фон Заара (1833–1906), Якоба Юлиуса Давида (1859–1906) и др. Важным фактором, определявшим характер австрийского общественного развития на рубеже веков, стало, как и в Германии, рабочее движение, вызвавшее к жизни социалистическую литературу, в частности роман (Минна Каутская, 1837–1914; Берта фон Зутнер, 1843–1914).

    Параллельно с реализмом в Австрии получили развитие такие художественные течения, как неоромантизм, импрессионизм, символизм, представители которых стремились по-новому выразить свои духовные и эстетические потребности. Характерно, однако, что в австрийской литературе почти не нашел отклика столь распространенный на рубеже веков натурализм. Дифференцировать литературные направления в Австрии непросто, они часто сосуществуют, переплетаются (в том числе с реализмом) в произведениях одного и того же автора. Теоретиком нереалистических течений был писатель и литературный и театральный критик Герман Бар (1863–1934). Новатором в прозе и драматургии стал сын известного венского врача и сам по профессии психиатр Артур Шницлер (1862–1931). Его художественный метод не поддается однозначной трактовке. Например, некоторые немецкие литературоведы относят Шницлера к реалистам, замечая, однако, что он был одним из зачинателей того «нового направления», в русле которого творили Г. Бар, П. Альтенберг, Г. фон Гофмансталь. Наряду с Достоевским на него оказали влияние Флобер и Мопассан, многое почерпнул он из трудов Зигмунда Фрейда. Сам Шницлер тоже не только практиковал, но и занимался научными изысканиями в своей области медицины. Закономерно поэтому, что в его произведениях преобладает именно психологическое препарирование действительности, нередко переводимое им в сферу подсознательного.

    В основе пьес Шницлера часто оказывается любовная фабула, они изящны, критицизм в изображении венского общества в них, как правило, уравновешивается соответствующей долей сентиментального и эротического. Есть у драматурга и такие пьесы, в которых отчетливо прослеживается именно социальная проблематика («Зеленый попугай», 1898; «Профессор Бернарди», 1912 и др.).Особое место в психологической прозе писателя занимает новелла «Лейтенант Густль» (1900), представляющая собой удачную попытку воспроизвести события и душевную реакцию на них главного персонажа, лейтенанта Густля. Случай, поставивший его в ситуацию выбора между смертью и изменой офицерскому кодексу чести, обнаружил всю никчемность и лицемерие Густля. Есть основания считать, что этой новеллой австрийский художник предвосхитил школу «потока сознания».Композиционная и смысловая целостность у Гофмансталя основывается на слиянии философского и собственно художественного планов. Характерными в этом смысле являются его «Терцины о бренности всего земного». Альтенберг Петер [Peter Altenberg, 1859–1919] (псевдоним Рихарда Энглендера) — австрийский писатель, типичный представитель венской литературной богемы; известен в Австрии и Германии столько же своими произведениями, сколько и образом жизни, характерным для людей его круга. Альтенберг— яркий образчик литературного импрессионизма в его австрийском преломлении. Оно относится к позднему периоду молодой Вены и отмечено вырождением импрессионизма. Все произведения А. представляют собой единое целое, ряд сборников, набросков, объединенных единством тем, настроений и композиции. 

    48. Литература Австрии на рубеже ХIХ- ХХ веков.

    Заметное развитие в австрийской литературе получают реалистические тенденции. Они сказались на художественном методе Людвига Анценгрубера (1839–1889), Марии фон Эбнер-Эшенбах (1830–1916), Фердинанда фон Заара (1833–1906), Якоба Юлиуса Давида (1859–1906) и др. Важным фактором, определявшим характер австрийского общественного развития на рубеже веков, стало, как и в Германии, рабочее движение, вызвавшее к жизни социалистическую литературу, в частности роман (Минна Каутская, 1837–1914; Берта фон Зутнер, 1843–1914).

    Параллельно с реализмом в Австрии получили развитие такие художественные течения, как неоромантизм, импрессионизм, символизм, представители которых стремились по-новому выразить свои духовные и эстетические потребности. Характерно, однако, что в австрийской литературе почти не нашел отклика столь распространенный на рубеже веков натурализм. Дифференцировать литературные направления в Австрии непросто, они часто сосуществуют, переплетаются (в том числе с реализмом) в произведениях одного и того же автора. Теоретиком нереалистических течений был писатель и литературный и театральный критик Герман Бар (1863–1934).

    49. Литература Австрии ХХ века. Традиционализм и авангардизм. Р.М. Рильке, Ф. Кафка, Г. Майринк, Г. Брох.

    Австрийскую литературу можно разделить на два основных подразделения, а именно период до середины XX века, и последующий период, после того, как Австро-Венгерская и Германская империи уже закончили своё существование. Австрия превратилась из великой европейской державы в маленькое государство. Кроме того, есть много литературы, которую некоторые сочтут австрийской, но она не была написана там. Дополняя свой статус земли художников, Австрия всегда была страной великих поэтов, писателей и новеллистов. Она была домом для таких писателей и поэтов, как Артур Шницлер, Стефан Цвейг, Томас Бернхард, Роберт Музиль, Георг Тракль, Лео Перуц, Франц Верфел, Франц Грильпарцер, Райнер Мария Рильке и Адальберт Штифтер и родиной известных современных австрийских драматургов, писателей и поэтов, включая Эльфриду Елинек, Петера Хандке, Манфреда Хобота.Авангардистская лит основ-сь на неприятии действит-ти, отрицании бурж ценностей и энергичной ломке традиций. течения: экспрессионизм, футуризм и сюрреализм. Примеры романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Улисс»), ф. Кафки («Замок»)явились ответом на события Первой мир войны=>«потерянно поколение». В них анализируются духовные, психич проявления чел-ка. Традиционали́зм, обобщенное наименование художественных направлений, противостоящих радикальным устремлениям авангардизма. Традиционалистские тенденции непосредственно продолжают стили прошлого, такие, как классицизм и романтизм, а также новые направления, уже ставшие классическими (импрессионизм, модерн), избегая резкой, «революционной» художественной тактики.

    Ра́йнер Мари́я Ри́льке (нем. RainerMariaRilke, полное имя: René Karl Wilhelm Johann Josef Maria Rilke — Рене Карл Вильгельм Иоганн Йозеф Мария Рильке; 4 декабря 1875, Прага — 29 декабря 1926, Вальмонт, Швейцария) — один из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века.  В лирике прошел сложный путь от импрессионизма (сборник «Часослов», 1905) и философской символики («Новые стихотворения», ч. 1-2, 1907-08) к «новой вещности», стилю так называемой предметной образности («Дуинезские элегии», 1923). Главная тема — попытка преодолеть трагическое одиночество человека через любовь, единение с людьми и природой. Франц Ка́фка (нем. FranzKafka, 3 июля 1883, Прага, Австро-Венгрия — 3 июня 1924, Клостернойбург, Первая Австрийская Республика) — немецкоязычный писатель, широко признаваемый как одна из ключевых фигур литературы XX века. Бо́льшая часть работ писателя была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства[3], объединяют в себе элементы реализма и фантастического[4] и, как правило, повествуют о человеке, сталкивающегося с причудливыми или сюрреалистическими трудностями и непонятными социальными бюрократическими силами. Заглавные и превалирующие кафкианские мотивы: темы отчуждения, экзистенциального беспокойства, вины и абсурда. Гу́став Майринк (нем. GustavMeyrink, настоящее имя Гу́став Ме́йер; 19 января 1868, Вена, Австро-Венгрия — 4 декабря 1932, Штарнберг, Бавария, Германия) — австрийский писатель-экспрессионист, драматург, переводчик и банкир. Всемирную славу ему принёс роман «Голем», который стал одним из первых бестселлеров XX века. Майринк наряду с Кафкой и Перуцем сделал знаменитой пражскую литературную школу.Знаменитые произведения:Голем, Зелёный лик,Вальпургиева ночь. БРОХ Герман (Broch, Hermann; 1886, Вена, – 1951, Нью-Хейвен), австрийский писатель. Получил признание после выхода в свет его первого произведения — трилогии «Лунатики» (1931–32), изображающей обесценивание всех духовных ценностей в Австрии и Германии конца 19 в. – первой половины 20 в. Спасшись от нацистов благодаря вмешательству Джеймса Джойса и других европейских писателей, Брох поселился в 1938 г. в Принстоне в США. Здесь он закончил свой лучший роман «Смерть Вергилия» (1945), который начал писать, ожидая смерти в нацистской тюрьме в Австрии. Внутреннее духовно-психологическое преодоление смерти, несмотря на ее неизбежность, — основной мотив этого романа. 

    50. Литература Швейцарии ХХ века. М. Фриш, П. Штамм.

    После 1920-х годов литература Швейцарии старается влиться в русло общеевропейской литературы. Писатели видели в консерватизме причину низкой популярности их творчества в Европе. Однако, приходя к новым веяниям (например, поздний экспрессионизм Макса Пульвера), швейцарские писатели всё же не вошли в одно русло с Германией. Новые литературные веяния 1930-40-х годов в Германии и Италии были подчинены фашистским и нацистским правительствам этих стран, на что швейцарские власти ответили так называемой политикой «духовной обороны» (Geistige Landesverteidigung). «Духовная оборона» имела хождение примерно до 1960-х годов, отражая сперва национал-социалистические веяния Третьего рейха, затем коммунистическое влияние. Лишь со второй половины XX столетия писатели Фридрих Дюрренматт, Макс Фриш, а позднее и Роберт Вальзер подняли швейцарскую немецкоязычную литературу на мировой уровень. Два швейцарских писателя — Карл Шпиттелер и Герман Гессе — были удостоены Нобелевской премии по литературе. В конце 40-х годов начался творческий путь в литературе и еще одного швейцарца – Макса Фриша (Max Frisch, 1911–1991) – архитектора, журналиста, драматурга и прозаика. Во время и после Второй мировой войны он создал несколько пьес и прозаических произведений, в которых размышлял о войне и ответственности людей за происходящее. При этом, как писал автор в статье «Культура как алиби», если такие же люди, как он, смогли стать чудовищами, то, значит, «таким может стать любой человек». Таким образом, он призывает задуматься о своей личной ответственности. Впоследствии эту же тему развили К. Вольф, П. Вайс, М. Вальзер. Но настоящую известность ему принес написанный в 1957 г. роман «Homo faber». В этом романе, как и в романах «Штиллер» («Stiller», 1954), «Назову себя Гантенбай» («Mein Name sei Gantenbein», 1964), автор рассуждает о проблеме выбора своей судьбы, своего пути. Герой «Homo faber» не хочет смириться с предопределенностью. Изначально инженер Фабер считает себя вполне успешным, контролирующим свою жизнь, способным на неожиданные порывы. Но постепенно оказывается в круговороте роковых, неотвратимых событий, показывающих ему пустоту его жизни. Он начинает сомневаться в совершенных поступках, казавшихся ранее вполне логичными. И лишь незадолго до смерти чувствует себя счастливым. Петер Штамм (р. 1963, кантон Тургау)— швейцарский писатель и драматург. Всемирное признание получил после выхода в свет своего дебютного романа «Агнесс» (1998). Автор сборников рассказов «Гололед» (1999), «В незнакомых садах» (2003), «Летим» (2008), романов «Невнятный пейзаж» (2001), «Не сегодня — завтра» (2006), «Семь лет» (2009).
    (Из обзора поэта и переводчика Святослава Городецкого). В 1999 году последовал сборник рассказов «Обледенение», в 2001 — роман «Невнятный пейзаж», в 2003 — сборник рассказов «В чужих садах». Проза Штамма всегда таит в себе интригу, неожиданная развязка предполагает резкий поворот сюжета. Критики не без основания считают П. Штамма продолжателем литературной линии, намеченной Э. Хемингуэем.



    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта