шпоры зарубежка. Песнь о нибелунгах
Скачать 160.97 Kb.
|
6.Происхождение рыцарского романа. Основные циклы. Эволюция сюжета о Парцифале. Рыцарский роман - это эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (12-14 вв.). В центре индивидуализированный образ героя-рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно-нравственного совершенства. В рыцарском романе и его разновидности — рыцарской повести — мы находим в основном отражение чувств и интересов, которые составляли содержание рыцарской лирики. Это прежде всего тема любви, понимаемая в более или менее «возвышенном» смысле. Другим столь же обязательным элементом рыцарского романа является фантастика в двояком понимании этого слова — как сверхъестественное и как все необычайное, исключительное, приподнимающее героя над обыденностью жизни. Обе эти формы фантастики, обычно связанные с любовной темой, покрываются понятием приключений или авантюр, случающихся с рыцарями. Свои авантюрные подвиги рыцари совершают не ради общего, национального дела, как некоторые герои эпических поэм, не во имя чести или интересов рода, а ради личной славы. Известно несколько основных циклов рыцарского романа: - Бретонский (иначе называемый романами о рыцарях Круглого Стола, или Артуровским); - Античный, восходящий к греческому и римскому эпосу («Роман об Александре», «Роман о Трое», «Роман о Фивах»); о Тристане, восходящий также к кельтским сказаниям; - О Парцифале или о святом Граале, в которых кельтские предания сочетаются с христианскими идеалами. Крупнейшим памятником является «Парцифаль» немецкого поэта Вольфрама фон Эшенбах (начало 13 в.), представляющий наиболее значительное и самостоятельное произведение этого жанра в средневековой немецкой литературе. Поэма Вольфрама в основной своей части следует за «Персефалем» Кретьена де Труа, но отклоняется от него в ряде существенных новых мотивов. В поэме Вольфрама Грааль — драгоценный камень, принесенный ангелами с неба; он обладает чудесной силой насыщать каждого по его желанию, давать молодость и блаженство. Замок Грааля охраняют рыцари, которых Вольфрам называет «тамплиерами». Рыцарям Грааля запрещено любовное служение, только король может жениться. Когда какая-нибудь страна остается без короля, одного из рыцарей посылают на ее защиту, но он не вправе называть свое имя и происхождение (сказочный мотив брачного запрета, «табу»). Так, сын Парцифаля, Лоэнгрин, посылается Граалем на защиту Эльзы, герцогини Брабантской, притесняемой непокорными вассалами, Лоэнгрин побеждает врагов Эльзы, и она становится его женой, но, желая узнать его имя и происхождение, нарушает запрет, и Лоэнгрин должен вернуться в свою страну. Лоэнгрин Вольфрама — «лебединый рыцарь», приплывающий из неведомой страны в ладье, влекомой лебедем,— сюжет, известный во французском эпосе и включенный Вольфрамом в круг сказаний о Граале. Поэме предпослано обширное введение, отсутствующее у Кретьена, посвященное истории родителей Парцифаля. Вступление и заключение раздвигают географические рамки поэмы Вольфрама. Поэт стоит на точке зрения международного единства рыцарской культуры, охватывающей в его идеальном представлении Запад и Восток, объединенные крестовыми походами. В этом смысле его «Парцифаль» является, несомненно, самой значительной попыткой поэтического синтеза этой культуры в ее светских и духовных элементах в рамках мировоззрения феодального общества. 7.Гуманистическая концепция мира и человека. Основные этапы и специфика Возрождения в Германии. Гуманизм - ценностная основа культуры возрождения. Эта эпоха делает культуру различных европейских народов единой. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в религиозные высшие сферы, оставляет глубокий след в народной поэзии. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации - формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение Господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу». Литература эпохи Возрождения занимает период с XIV по XVIвек. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе, но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет. Большое развитие получает драматургия. Широко распространена публицистика и философская проза. В Германии судьба литературы Возрождения оказалась тесно связанной с Реформацией. Сюда относятся и знаменитый Корабль дураков Себастьяна Бранта, и прославленная сатира Эразма Роттердамского Похвала глупости и Разговоры запросто, где дается резкая критика современного общества. Немецкая литература принимает особый полемический характер в преддверии реформации. В напряженной обстановке идеологической борьбы появились знаменитые Письма темных людей, сатира написанная на латинском языке гуманистами К.Рубианом, Г.Буше и У.фон Гуттеном в виде писем от имени вымышленных клириков. С Ренессансом и Реформацией связано было становление немецкого литературного языка. Перевод выдающегося деятеля реформации Мартина Лютера Библии на немецкий язык означал утверждение норм общенемецкого языка. Особое значение в немецкой литературе приобретают народные книги, анонимные сочинения, рассчитанные на массовое чтение. По своему содержанию они предельно пестры, в них соединялись и сказочные мотивы, и сюжеты рыцарских романов, и анекдоты и даже историческое повествование. «Корабль дураков» Бранта. Дураки — сто одиннадцать разновидностей человеческой глупости. Каждый из персонажей персонифицирует какую-то одну человеческую слабость, но все пороки, с точки зрения автора, проистекают вследствие природной человеческой глупости. Персонажи Бранта лишены индивидуальности. Автор старается не упустить ни одно человеческое прегрешение. Его сатира носит антикатолический и антибуржуазный характер. Его герои защищены от расплаты за содеянное индульгенциями. Девизом церкви стало правило: хочешь грешить— плати. Вот почему, полагает Брант, зло остается безнаказанным. «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского - одно из центральных произведений Эразма Роттердамского. Сатира написана в жанре иронического панегирика, что было обусловлено сочетанием двух тенденций, характерных для эпохи Возрождения: обращение к античным авторам и дух критики общественного уклада жизни. Композиционно "Похвала Глупости" состоит из нескольких частей: в первой части Глупость репрезентирует сама себя, утверждая неотъемлемую причастность природе человеческой. Во второй части описываются всевозможные формы и виды Глупости, а в последней - говорится о блаженстве, которое также является в некотором смысле глупостью. 8.Развитие литературы до 1525 года. Литература эпохи социальных битв. Вклад гуманистов. Эразм Роттердамский. Иоганн Рейхлин. Ульрих фон Гуттен. Конец XV века в Германии характеризуется ускоренным развитием капитализма в его ранних формах. Князья процветали, а низшее сословие наоборот бедствовало. Стали создаваться крестьянские сообщества. Революционные, социальные и духовные бои этого периода определили состояние культуры и искусства. Литература была важнейшим средством распространения реформаторских и революционных идей, с помощью создания общественного мнения она помогала организации оппозиционных сил и поставила под вопрос монополию церкви в области идеологии. Эразм Роттердамский (1466—1536) был самой выдающейся фигурой европейского гуманизма и наиболее многосторонним из тогдашних ученых. Он издал почти всех античных авторов, а также основанные на критическом изучении источников сочинения отцов церкви; его издание «Нового завета», восходящее к древнейшему греческому первоисточнику, послужило основой для лютеровского перевода Библии. О любви Эразма к народной поэзии свидетельствует его «Сборник пословиц», где он опубликовал четыре тысячи разных пословиц из античных авторов. Его «Изречения» продолжают эту собирательскую работу, здесь содержится большое число мудрых изречений знаменитых мужей древности. Наиболее известное произведение Эразма — созданная им по образцу Лукиана сатира «Похвальное слово глупости». Эразм резко ополчается против невежества и бесстыдства католического духовенства. Он выводит на сцену шутовскую госпожу Глупость, которая похваляется своей властью и в доказательство перечисляет своих почитателей, среди которых и неопрятные грубые католические священники, и богословы, с ученейшей миной занимающиеся толкованием пустяков. Эразм, таким образом, солидаризуется с другими великими сатириками своего времени. К известнейшим ученым-гуманистам своей эпохи принадлежит Иоганн Рейхлин. Он считается основателем немецкой классической филологии и гебраистики. Его деятельность гебраиста способствовала новому осмыслению Ветхого завета. Весьма успешно было и его драматическое творчество. Вследствие известного спора между схоластами и гуманистами Рейхлин стал признанным главой всех гуманистов Германии и выразителем их взглядов. Страстным борцом за идею единой немецкой нации был в то время Ульрих фон Гуттен. Он гневно и беспощадно нападал на папу и весь его клир, считая их злейшими врагами столь желанного ему объединения Германии, однако ошибочно отождествляя это объединение с мечтой о возможной реформе империи Гогенштауфенов. Его испытанным оружием был диалог, создаваемый им по образцу Лукиана. Из пяти диалогов Гуттена самый значительный «Вадиск, или Римская троица». Это едкая сатира, в которой Рим предстает как средоточие греха, где с благословения папы чревоугодничают, развратничают и обирают бедняков. Другую опасность для немецкой нации Ульрих фон Гуттен видит в князьях. В своем произведении «Фаларизм» он вспоминает об убийстве, совершенном герцогом Ульрихом Вюртембергским, однако убийство это — лишь повод для создания страстного боевого памфлета, направленного против князей; Гуттен переносит убийцу-герцога в царство мертвых, где тот встречается с известным своей жестокостью тираном древности Фаларисом, и Фаларис обучает его различным способам совершать злодеяния. В выпущенной им «Разговорной книжице...» он переводит на немецкий язык свои диалоги и вообще ратует за широкое употребление в литературе немецкого языка — языка народа. Это его решение, а также сила и страстность его пламенных поэтических речей способствовали чрезвычайному росту его популярности. Сочиненная им рыцарская «Новая песня» была на устах у всех. 9.“Корабль дураков” Себастиана Бранта. “Письма темных людей”. Обостряющиеся социальные и политические противоречия побуждали писателей все чаще обращаться к сатире — тенденция эта была так сильна, что порождала совершенно новые жанры. В сатирической литературе главным героем становится дурак, поскольку все достойное порицания определялось в глазах людей того времени не социально-политическими причинами, а считалось проявлением обыкновенной человеческой глупости. «Корабль дураков» Себастиана Бранта. В 1494 году вышло в свет самое знаменитое произведение дореформационной эпохи, дидактическая сатира «Корабль дураков», написанная четырехударными рифмованными стихами; автором этого произведения был доктор обоих прав, позднее страсбургский городской писец и имперский советник Себастиан Брант (1457/58—1521). Основная идея — персонификация общественных недугов в различных образах дураков. На корабле собираются сто одиннадцать дураков — представители всех сословий, чтобы отправиться на нем в Наррагонию, но это им, естественно, не удается, так как кораблем управляют тоже дураки, и он бесцельно блуждает по волнам. Дураки олицетворяют здесь все мыслимые виды глупости, все грехи, недуги и пороки своего времени. В целом Брант создает мрачную картину эпохи, запутавшейся в противоречиях, эпохи, которая обосновывает свою нравственную самокритику, исходя из благополучного «золотого» прошлого. «Корабль дураков» стал самой читаемой книгой в немецкой литературе до гётевского «Вертера». Читатели узнавали в нем себя и свое время. Воздействие этого произведения усиливалось характерным для той эпохи ожиданием всеобщего конца, который связывали с наступлением 1500 года. Широкому распространению книги способствовало и удачное сочетание текста и иллюстраций. Поэма Бранта стоит в начале так называемой «дурацкой литературы», к основным представителям которой принадлежат Сакс и Гриммельсгаузен; своим образом святого Гробиана Брант вдохновил Дедекинда на его «Гробиана». «Письма темных людей». Одним из авторов этого знаменитого памфлета немецкого гуманизма «Письма темных людей» был Ульрих фон Гуттен. Своими вымышленными письмами они заклеймили позором лицемерие и притворную добродетель монахов, этих «темных людей», чье удручающее невежество проявилось, в частности, в том, что они провозгласили Рейхлина еретиком, не прочтя из написанного им ни строчки. Авторы «Писем темных людей» использовали для своего памфлета чудовищную «кухонную» латынь, перемешанную с германизмами, заклеймив тем самым необразованность и обычное для схоластически ученых уродование благозвучного языка Цицерона. 10.Мартин Лютер. Листовки и полемические брошюры. Величайшую роль как в литературной, так и в практической борьбе сыграли Мартин Лютер и Томас Мюнцер, самые выдающиеся личности той эпохи. Мартин Лютер получил образование в Эрфуртском университете, где примкнул к гуманистическим кругам. Следуя данному обету, он вступил в эрфуртский монастырь августинцев, а в 1508 году был призван саксонским курфюрстом на пост профессора моральной философии в недавно основанный Виттенбергский университет; здесь в 1517 году Лютер огласил свои девяносто пять тезисов, направленные против торговли индульгенциями. В последние два десятилетия своей жизни Лютер стремился к организационному укреплению новой евангелической церкви и поощрял нравственное воспитание прихожан в общинах. Он скончался 18 февраля 1546 года в родном городе Эйслебене. К самым известным полемическим произведениям Лютера относятся его сочинения «О христианском дворянстве немецкой нации», «О свободе христианства» и «О вавилонском пленении церкви». Лютер выступает в них против притязаний папства на власть и против всех догм католической церкви, поддерживающих эту власть, чтобы в свой черед выдвинуть новое богословие, опирающееся на точный текст Библии и в конечном счете стремящееся к осуществлению идеи немецкой национальной церкви. Участие литературы в социальных и идеологических боях особенно заметно на примере боевых брошюр и листовок — широко распространенного нового литературного жанра, толкующего с определенной позиции непосредственно о политических, социальных и религиозных вопросах. Многообразие форм этой литературы (диалоги, памфлеты, пародии, сатиры и т. д.) позволяло охватывать своим влиянием очень широкие слои. Это было мощное оружие в актуальной религиозной и политической борьбе, ставшее возможным лишь после успехов книгопечатания; оно обладало огромной действенной силой и использовалось всеми без исключения политическими и религиозными лагеря ми. К заметным произведениям, вышедшим из бюргерского реформационного лагеря, принадлежат «Карстганс» (1521), наставляющий на ум противников Лютера, и «Пятнадцать союзников» (1521) Иоганна Эберлина из Гинцбурга (ок. 1470—1533).Последнее сочинение соединяет в себе критику католической церкви (жадности клира, уродливой монашеской жизни, отвратительных по рождений культа святых) с попыткой общественной утопии, осуществить которую предполагается с помощью социальных реформ. В ряд подобных публикаций можно поставить и «Диспут между каноником и сапожником» (1524) нюрнбергского ремесленника Ганса Сакса, в котором образованный сапожник одерживает верх над невежественным каноником. Среди выдающихся листовок, вышедших из крестьянско-плебейского лагеря, следует назвать «Двенадцать статей» (1525), сочинителем которых считается скорняжный подмастерье и войсковой писарь Себастиан Лотцер. Листовка эта содержала требования швабских крестьян и стала программным документом Крестьянской войны. Более революционными были взгляды нюрнбергского печатника Иоганна Гергота, который в своей книжке «О новых переменах христианской жизни» впервые на немецком языке изложил замаскированную под христианство коммунистическую программу, где явно ощущается влияние анабаптистов и революционной практики Томаса Мюнцера. 11.Литература после Крестьянской войны. Дифференциация мировоззрений. Новые функции литературы. Дифференциация мировоззрений. Идеологические и религиозно-мировоззренческие расхождения и споры после 1525 года не утихали, а становились все ожесточеннее. Влияние католической церкви было немало ослаблено ранее буржуазной революцией. Однако не прошло и десяти лет, как в Париже был основал Орден иезуитов, который сделался в последующие годы орудием контрреформации. Важной его целью было отвоевание для католицизма и папской церкви утраченных сфер влияния. В политических и мировоззренческих спорах после 1525 года католицизм вновь оказывается главнейшей опорой феодальной реакции. Но, несмотря на то что католическая контрреформация вновь отвоевала обширные области Германии и Европы, утвердился и протестантизм в различных своих формах: лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, англиканская церковь. К исторически важным результатам утверждения протестантизма относятся, наряду с новым религиозным учением об «оправдании верой», основание национальных церквей, ликвидация монашества, отмена особого церковного права и духовного судопроизводства, отказ от аскетизма и безбрачия духовенства. В борьбу между протестантизмом и католицизмом после 1525 года все заметнее вплетаются религиозные разногласия как внутри лютеровского лагеря, так и между лютеранами и кальвинистами. Учение швейцарского реформатора Жана Кальвина (1509—1564) отличалось от лютеровского более последовательным, порой даже более радикальным применением протестантских принципов. В основе кальвинизма лежит так называемое учение о предопределении человеческой судьбы. Наряду с протестантизмом и католицизмом в Германии после 1525 года распространялись также различные мистические и еретические течения, прежде всего религиозные секты перекрещенцев или анабаптистов. Анабаптисты отвергали государство, присягу и военную службу; единственным догматом веры у них считалась Нагорная проповедь. После подавления раннебуржуазной революции гуманизм утратил свою мировоззренческую и идеологическую подрывную силу. Эти годы ознаменовались выходом нескольких важных книг, оказавших воздействие на широкие круги, особенно в области историографии: «Альпийская Ретия», Эгидия Чуди, «Три книги по немецкой истории» Иоганнеса Турмайера, а также перевод сочинений Цезаря под заглавием «Юлий, первый римский император, о своих войнах» Маттиаса Рингмана. Новые функции литературы. Литература после 1525 года сильно отличалась от литературы предшествующей поры. Изменения сказываются на идейном содержании произведений, на стиле, на структуре и преобладании тех или иных жанров и жанровых разновидностей. Примечательно резкое сокращение столь многочисленных и разнообразных прежде оперативных литературных форм. Созданный бюргерскими авторами образ человека воспроизводил все важнейшие слагаемые и исходные пункты реформаторского мировоззрения. Сюда относится убеждение, что человек имеет право и способен сам сформировать свою личность. Литература постепенно подкапывалась под устои феодальной идеологии. Политические требования в поэзии того периода не звучали: авторы не ощущали себя революционными преобразователями общества. В результате усвоения и как можно более правдивой передачи индивидуального опыта, почерпнутого из практической жизни разных слоев бюргерства, литература того периода открыла для себя новые возможности в реалистической манере письма. Литературные персонажи все более индивидуализировались, а темы и мотивы отходили от образцов и канонов средневековой поэзии. Одновременно литература обрела способность соединять в себе развлекательность и назидание, что соответствовало требованиям бюргерского читателя; при этом, однако, есть и немало примеров узколобой назидательности. Примечательна также все усиливающаяся тенденция отхода от средневековых образцов. Она сочеталась с обретением новых героев в недавнем прошлом («Уленшпигель»; Рейхлин; Гуттен; Брант; Мурнер; Лютер) и с влиянием французской и итальянской литературы тех лет. Несмотря на склонность к заимствованиям, главное достижение литературы, созданной городским бюргерством, состоит в обращении к самобытным темам и сюжетам, почерпнутым из сферы личного опыта. Потребностям в развлечении, назидании и самовоплощении более всего отвечали такие жанры, как басня, шванк, фастнахтшпиль (масленичный фарс) и прозаический рассказ или повесть, то есть литературные формы, которые не были новыми и, как мы уже видели, особенно подходили для целей дидактики. Своей вершины литература после 1525 года достигла в творчестве представителей протестантского бюргерства Ганса Сакса, Йорга Викрама и Иоганна Фишарта. Сакс творил почти во всех жанрах, бывших в ходу в XVI столетии; поэзия мейстерзанга достигла благодаря ему своего высшего совершенства; после Сакса она окончательно впала в эпигонство. Викрам и Фишарт снискали заслуги прежде всего в развитии повествовательного жанра. Сатирическая поэзия на латинском языке нападала прежде всего на дурные обычаи и безнравственность крестьян, низшего дворянства и духовенства. Поэзия протестантов выступала также и против папы. При этом она опиралась на своих предшественников — гуманистов (Эразм). Наиболее язвительного своего представителя сатира обрела в лице Томаса Наогеорга, сторонника Лютера. Самого продолжительного успеха добился Фридрих Дедекинд (ок. 1525—1598) своим «Гробианом» (лат. 1549, нем. 1551), за которым последовал целый поток «гробианской» литературы. Черты гробианства присутствуют почти во всех сатирических произведениях XVI века. Откровенным описанием дурных, развращенных нравов «гробианство» стремилось напугать и отвратить от пороков. Дедекинд опирался, среди прочего, на Себастиана Бранта, который в «Корабле дураков» вывел фигуру святого Гробиана, сделав его покровителем кутил и чревоугодников. Подобным же образом так называемая «литература о подагре» выступала |