шпоры зарубежка. Песнь о нибелунгах
Скачать 160.97 Kb.
|
34. Новые подходы в осмыслении человека в драматургии Бюхнера. Выходец из семьи дармштадтского врача-хирурга. В 1831 г. поступил на медицинский факультет Страсбургского университета, два года спустя вернулся в Германию, продолжив образование в местном университете в Гисене. В мировоззрении Бюхнера революционные идеи, вплоть до убежденности в необходимости насилия и обращения за поддержкой к народу, сочетались с ощущением «дьявольского фатализма истории» (слова Бюхнера из письма к невесте) - и собственной обреченности тоже. Результатом первого стала организация им в 1834 г. в Гисене «Общества прав человека», в которое вошли наиболее радикально настроенные студенты. Несколько месяцев спустя Бюхнер наладил контакты с уже существовавшей в Гессенском княжестве подпольной организацией либералов-конституционалистов. Бюхнер был автором послания к гессенским крестьянам, так называемого «Гессенского сельского вестника» (1834) - беспрецедентного в немецкой политической публицистике документа. Организацию предал провокатор, но крестьяне и сами приносили в полицию подброшенные им экземпляры «Вестника». Многие из сподвижников Бюхнера были арестованы, он же успел бежать в Страсбург, затем перебрался в Цюрих, где в 1836 г. Цюрихский университет присвоил ему степень доктора философских наук за биологическое исследование, построенное на тезисе о единстве всего органического мира. Там же, в Цюрихе, он скоропостижно скончался. За свою короткую жизнь он написал драму «Смерть Дантона» (1835), комедию «Леоне и Лена» (1836; опубл. с цензурными купюрами, 1850; полн. опубл. 1879), неоконченную драму «Войцек» (1836-1837; опубл. 1879) и повесть «Ленц» (1835; опубл. 1839). Комедия «Леоне и Лена», формально - пародия-подражание комедии К. Брентано «Понс де Леон» (1801), в действительности представляет собой, по выражению А. Карельского, «монолог романтического мировоззрения... нечто вроде грандиозного «капустника» на романтические темы». Повесть посвящена Я. М. Р. Ленцу, поэту, драматургу и прозаику, чьи взгляды были близки воззрениям самого Бюхнера и чья трагическая судьба была ему небезразлична. В ней Бюхнер формулирует свое кредо; «Господь Бог создал мир таким, каким ему надобно быть, и нам, пачкунам, не придумать ничего лучшего, все наше рвение должно состоять в том, чтобы хоть немного уловить Его замысел... Художник должен проникнуть в жизнь самых малых и сирых, передать ее во всех наметках, проблесках, во всей тонкости едва приметной мимики». Эту задачу Бюхнер пытался воплотить в своем последнем произведении - драме «Войцек», описывающей горестную судьбу цирюльника - забитого, почти бессловесного, всеми презираемого и осмеиваемого; герой, потрясенный изменой любимой женщины, решается на бунт - на убийство. Сцены помрачения и безумства Войцека оказывают значительно более сильное эмоциональное воздействие, чем самые проникновенные и логически убедительные строки бюхнеровской прокламации. Все художественные произведения Бюхнера имеют документальную либо литературную первооснову, в том числе и самое его знаменитое сочинение - «Смерть Дантона». 35. Реализм как литературное направление. Немецкий реализм ХIХ века: генезис и специфика. Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное литературное течение зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий. Литература понимается писателями-реалистами как учебник жизни. Поэтому они стремятся постигнуть жизнь во всех ее противоречиях, а человека — в психологических, социальных и других аспектах его личности. Реализм показывает влияние социальной среды на духовный мир человека, формирование его характера. Основные признаки данного направления следующие: -Полное соответствие действительности, изображенной в каком-либо произведении картины. -Правдивая конкретная типизация всех деталей в образах героев. -Основой является конфликтная ситуация между человеком и обществом. -Изображение в произведении глубоких конфликтных ситуаций, драматизм жизни.Основные представители: Ч. Диккенс, Дж. Лондон, Ги де Мопассан, Стендаль. После смерти Гёте в 1832 г. классически-романтический период в немецкой литературе подошел к концу. Политическая реальность эпохи не соответствовала возвышенным представлениям писателей предшествующего периода.В философии, которая повернула к материализму, ведущее место принадлежало Л. Фейербаху и К. Марксу.В литературе все больше внимания уделялось социальной действительности. Лишь в 1880-е гг. реализм был потеснен натурализмом с его радикальными программами. Ведущие принципы реализма XIX-XX вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала, воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей), предпочтение в способах изображения "форм самой жизни" но наряду с использованием, особенно в XX-м в. условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска), преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового мифологизированного создания). Значительные изменения, произошедшие в общественном сознании, наложили свой отпечаток и на немецкую литературу. Наиболее примечательным явлением в литературе второй половины века становится так называемый «поэтический реализм». Термин «поэтический реализм» принадлежит немецкому писателю и теоретику искусства Отто Людвигу (1813 – 1865). Поэтический реализм в его представлении есть синтез реального и идеального начал, закономерного и случайного, индивидуального и типического, объективного содержания жизни и субъективного авторского переживания. В отличие от английского или французского реализма для немецкого поэтического реализма характерна личностная перспектива и взгляд изнутри, что означает субъективизацию повествования. Поэтому поэтический реализм наиболее ярко проявляет себя отнюдь не в романе об обществе и эпохе, а, скорее, в романе воспитания или, и это еще чаще, в новелле, рассказе, повести. 36. Писатели–реалисты Т.Фонтане и Ф.Шпильгаген. “Объективный роман”. Самым значительным немецким реалистом второй половины XIX в. является Теодор Фонтане (Theodor Fontaine, 1819 - 1898). Критическое отношение писателя к немецкой действительности в полной мере нашло отражение в его художественном творчестве, расцвет которого падает на 80 - 90-е гг. Если в ранний период творчества Фонтане выступал как поэт, а затем как журналист, очеркист, то в поздний период он пишет главным образом романы и повести. "Перед бурей" (Vor dem Sturm, 1878) - первый роман писателя, над которым он работал около 15 лет. В нем отразилась идейно-художественная эволюция автора за последние десятилетия. «Фонтане хотел нарисовать картину жизни Пруссии накануне антинаполеоновской войны 1813 г., которая привела к подъему патриотических настроений в Германии, но наличие консервативных взглядов, в духе которых трактовалась освободительная война помешало писателю дать объективную картину событий.» Вершиной в идейном и художественном развитии Фонтане и лучшим реалистическим романом немецкой литературы второй половины XIX в. является "Эффи Брист". «"Эффи Брист" - произведение в какой-то степени итоговое, подготовленное предшествующим творчеством писателя, вобравшим в себя его опять и достижения. Фонтане был убежденным сторонником реализма в искусстве и литературе. Своей деятельностью он подготавливал реализм XX в. Гуманистические традиции его творчества были восприняты Томасом Манном, который всегда с глубокой признательностью вспоминал о Фонтане. Фридрих Шпильгаген ( 24 февраля 1829-25 февраля 1911)- немецкий писатель. Ф.Шпильгаген вошел в историю немецкой литературы как автор романов, в которых были намечены темы и проблемы, ставшие одними из основных в немецкой реалистической литературе XX века. Ф.Шпильгаген относился наряду с Т.Фонтане, Г.Фрейтагом и В.Раабе к значительным романистам своего времени. Он отмечен в немецкой литературе как новеллист, поэт, драматург, педагог, переводчик и теоретик литературы, активный журналист и редактор различных газет (в частности, "Северогерманской газеты" "Zeitung fur Norddeutschland") и журналов в Лейпциге и Гановере (долгое время он возглавлял журнал "Deutsche Wochenschrift"). Ф. Шпильгаген создал свыше 60 художественных произведений,. среди них 20 романов. Лучшие из них "Проблематические натуры" ("Problematische Naturen", 1860), "Семейство Гогенштейн" ("Die von Hohenstein", 1864), "Один в поле не воин" ("In Reih und Glied", 1866), "Молот и наковальня" ("Hammer und Amboss", 1869) составили основную, наиболее значимую в идейно-художественном отношении часть его литературного наследия. Кроме того, он развил теорию романа, в которой отстаивал реалистические принципы "строгой объективности и действительности искусства" . Среди теоретиков «объективного романа» принято называть как самого последовательного Ф. Шпильгагена. Его теория романа, созданная в конце прошлого столетия, интересна в наши дни лишь как пример грубейшего заблуждения. Между тем заблуждения Шпильгагена возникли не на пустом месте: его теория романа вышла из уроков до крайности однобоко и плоско усвоенного реализма XIX в. Шпильгаген берет от реализма XIX в. только иллюзорность образа действительности, но о роли и функции романного слова имеет самые отдаленные представления, пропитанные застарелыми риторическими предрассудками. Автор романа выступает у него как аранжировщик романного действия, который не смеет высовывать нос на сцену, где на глазах у читателей разворачивается подстроенное им действие. 37. Драматургия Г.Гауптмана. Самым видным драматургом Германии конца XIX - первой половины XX века был Гергардт Гауптман (1862-1946). В его творчестве отразились искания, характерные для немецких писателей данного периода. В произведениях раскрываются сложные идейно-эстетические метания Гауптмана. Драматургия Гауптмана необычайно богата по жанрам. Это социально-политическая драма («Перед восходом солнца», «Ткачи»), семейно-психологическая драма («Одинокие», «Праздник мира»), историческая («Магнус Гарбе»), мифологически-легендарная («Потонувший колокол»), стилизованная притча («Бедный Генрих»), иногда у Гауптмаиа сочетаются в пьесах черты различных жанров: «И Пиппа пляшет» — это легенда и социальные мотивы, «Белый спаситель» — история и притча. Метод Гауптмана — одна из сложнейших литературоведческих проблем. В его творчестве, несомненно, отразилось влияние натурализма. Но вместе с тем писатель тесно связан и с немецкими романтическими традициями. Однако натурализм у Гауптмана, скорее, связан с особенностями стиля, со стремлением обогатить литературу анализом новых объектов физиологии, наследственности, биологического плана человоческого существования), но с общей концепцией миропонимания. Гауптман был членом литературного объединения «Прорыв», представляющего новое направление в искусстве — натурализм. Драма «Перед восходом солнца», наделенная всеми чертами натурализма (тема наследственности, особое внимание к физиологии человека, подробности описания среды), была восторженно принята его сторонниками, пьеса свидетельствовала о рождении в Германии драматургии нового типа. Её действие происходило на хуторе, владельцы которого в одночасье разбогатели, когда в их земле были обнаружены залежи угля. Но богатство оказалось не к добру. Владелец хутора Краузе да и вся семейка спиваются, распутничают и деградируют. Нуворишам противопоставлен борец за социальную справедливость Альфред Лот. Он ведёт политические дискуссии со своим бышим другом Гофманом – зятем Краузе, превратившимся в бесчестного дельца. Симпатии автора на стороне Лота, который изучает жизненный уклад углекопов, старается им помочь (есть что-то общее в сюжете с романом Э. Золя «Жерминаль»). Младшая дочь Краузе Елена тянется к Лоту, она надеется, что он вырвет её из семейной трясины. Но Лот, несмотря на возникшее ответное чувство, покидает хутор и Елену, опасаясь, что их дети станут жертвами дурной наследственности. Елена кончает жизнь самоубийством. Драма имела скандальный успех, ибо никогда прежде на сцене не изображалась жизнь в столь неприглядном бездуховном виде, никогда не валялись на подмостках пьяные и не орали своих безобразных песен, не приставали к собственным дочерям. В следующих пьесах Гауптман отказался от строго натуралистических концепций. 38.Немецкая литература ХХ века между двумя мировыми войнами. Характеристика периода. Основные направления, тенденции, жанры. На войне с оружием в руках сражались Барбюс, Хемингуэй, Ремарк. Война отразилась на их мировосприятии и стала основной темой их произведений. Ярким явлением в литературе реалистического направления является литература "потерянного поколения".Термин "потерянное поколение" принадлежит Гертруде Стайн. Это группа "рассерженных молодых людей", прошедших ужасы войны и увидевших послевоенный мир не таким, каким он виделся из окопов. Справедливость в послевоенном мире не восторжествовала, честным людям в нем места не оказалось.В Германии литературу нового типа начинают создавать Б. Брехт, И. Бехер, Ф. Вольф, Э. Толлер. Брехт пишет драму "Барабаны в ночи", стихи "Легенда о мертвом солдате", "О детях и хлебе".В 20-е гг. развиваются, зародившиеся в начале ХХ в., в предверие или в ходе 1-й мировой войны, модернистические течения: футуризм, экспрессионизм, имажинизм, унанимизм, дадаизм, сюрреализм и др. На некоторых модернистов повлияла философия Анри Бергсона (1859—1941) с его учением об интуиции как особом способе внутреннего созерцания; на других повлияло учение Зигмунда Фрейда (1856—1939) — психиатра, создавшего теорию психоанализа (превозносилась сфера бессознательного, принижалась роль разума), которую стали использовать как инструмент для решения политических, философских, этических и эстетических проблем. С этими учениями были связаны целые модернистические группы и отдельные писатели.В 1916 г. в Швейцарии возникла одна из модернистических групп под названием "дадаизм" (детский лепет). В группу вошли: румын Т. Тцора, немец Р. Гюльзенбек.Дадаисты абсолютизировали "чистое искусство", отрицали всякие принципы, с помощью набора слов пытались создать свой, не похожий на реальный, особый мир. Они писали нелепые стихи и пьесы, увлекались словесными трюками, воспроизведением звуков, лишенных какого-либо смысла.На смену дадаизму пришел сюрреализм.Сюрреалисты утверждали главенство подсознания над разумной и сознательной деятельностью человека.В начале 30-х гг. начался процесс разложения и затухания сюрреализма. Арагон и Элюар порывают с ним, переходят на позиции реализма.Экспрессионизм зародился в Германии. Экспрессионисты, как и многие модернисты, делали упор на авторский субъективизм, считая, что искусство служит выражению внутреннего "я" писателя. Но вместе с тем левые экспрессионисты Кайзер, Толлер, Газенклевер протестовали против насилия и эксплуатации, были противниками войны.Экспрессионисты громко и резко провозгласили реформу общества и индивида. В итоге, с одной стороны, возникла литература, призывающая к агрессии, но с другой стороны, укрепилась и литература гуманистическая. Т.Манн создаёт новый жанр — интеллектуальный роман («Волшебная гора», 1924). В связи с усилением реакции актуальное значение приобретает антивоенная тема (роман Э.М.Ремарка «На Западном фронте без перемен», 1929, первые романы А.Цвейга). Социальные противоречия находят отражение в произведения Л.Франка, Г.Фаллады, А.Дёблина, автора романа «Берлин, Александерплац» (1929), и Л.Фейхтвангера в романе «Успех». (1930), где предупреждается об опасности фашизма. 39. Бидермайер. Натурализм Бидермайер это понятие, берущее начало от фамилии вымышленного немецкими авторами Людвигом Эйхродтом и Адольфом Куссмаулем карикатурного героя, ограниченного и самодовольного филистера южной Германии «швабского школьного учителя Готлиба Бидермайера». Стихи этого персонажа, бывшие пародией на произведения швабских поэтов и непосредственно на «простодушные» и старомодные стихи выпустившего в 1845 свой сборник школьного учителя Самуэля Фридриха Заутера (1766-1846). Литература эпохи бидермайер — «между романтизмом и реализмом»: поздний романтизм соседствует здесь с формами позднего классицизма, зарождающийся реализм — со стилями Просвещения, и все это несет на себе печать сложных общественно-политических противоречий времени, его консервативных и радикальных идейных движений. Основное настроение эпохи, определившее характер литературы и сменившее эмоциональный подъем периода освободительных антинаполеоновских войн — ощущение тревожности и шаткости жизни, порожденное несбывшимися мечтами социальных преобразований, атмосферой реакции и застоя. Жанры литературы бидермайер весьма разнообразны. Это — новеллы, сказки, басни, сатиры, послания, лиро-эпические баллады, гекзаметрические опыты историко-идиллического содержания (у Мёрике), причем собственно идиллия встречается весьма редко (у Мёрике, ДростеГюльсшф), медитативная и дидактическая лирика, афоризмы, пиграммы (у Грильпарцера), стилизации народных песен, шуточные песни и песни о странствиях, зингшпили; произведения часто образуют циклы. Романы бидермайеров представлены творчеством А.Штифтера, И.Готхельфа, Зилсфилда. Драматургия эпохи связана с именами Грильпарцера (историческая драма), Раймунда и Нестроя (народные комедиифарсы). Немецкий натурализм — сложнейшее литературное явление последней трети XIX в. Он явился своего рода узловым, переломным моментом в истории немецкой литературы. Натурализм был той своеобразной лабораторией, которая подготовила ряд достижений критического реализма XX в. в Германии. Исходя из новых исторических задач, немецкие натуралисты по-своему аккумулировали многие литературные традиции. Формирование немецкого натурализма, его «величие и падение» приходится на 80—90-е гг. Во многих произведениях натуралистов предметом изображения становится жизнь людей «четвертого сословия». Обращение к социальной проблематике, стремление изобразить современность неизмеримо расширили творческие возможности писателей нового поколения: объектом художественного исследования стали новые стороны жизни, ранее не освещавшиеся в литературе. Натуралисты с необычайной правдивостью впервые так обнаженно и резко показали жестокость и уродство окружающей буржуазной действительности. В лучших произведениях натурализма ярко проявляется социально-критическое начало («Ткачи» Гауптмана, стихи Гольца, Генкеля, Демеля и др.), явившееся, по выражению Ф. Меринга, «отсветом, которое бросает на искусство все сильнее разгорающееся пламя рабочего движения». В русле натурализма развивалось раннее творчество Г. Гауптмана. В произведениях этих писателей трактуются (часто в духе позитивизма) центральные темы натурализма: вопросы наследственности, буржуазной семьи, женской эмансипации, соотношения человека и среды и т. д. |