Главная страница
Навигация по странице:

  • 13.Классицизм как литературное направление. Классицизм в Германии.

  • 14.Классицизм на немецком театре 1730-х гг. Драматургия Готтшеда и лейпцигский театр.

  • 15.Творческий путь Лессинга.

  • 16.Проза немецкого классицизма.

  • 17.Просвещение в немецкой литературе.

  • шпоры зарубежка. Песнь о нибелунгах


    Скачать 160.97 Kb.
    НазваниеПеснь о нибелунгах
    Дата31.05.2018
    Размер160.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры зарубежка.docx
    ТипДокументы
    #45506
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    12.Общая характеристика немецкого барокко (Грифиус, Гриммельсгаузен)

    Кризис ренессансного гуманизма, с наибольшей силой выразился в искусстве барокко.

    Глубоко барокко затронуло немецкую культуру и литературу. Художественные приемы, мироощущение барокко распространились в Германии под влиянием двух факторов:

    1) Атмосфера княжеских дворов 17 в., во всем следовавших элитарной моде Италии. Барокко было обусловлено вкусами, потребностями и настроениями немецкого дворянства.

    2) На немецкое барокко оказала влияние трагическая ситуация Тридцатилетней войны. В силу этого в Германии существовало аристократическое барокко наряду с народным барокко (поэты Логау и Грифиус, прозаик Гриммельсгаузен). Крупнейшим поэтом Германии стали Мартин Опиц поэзия которого достаточна близка к стихотворным формам барокко, и Андреас Грифиус, в творчестве которого отразились и трагические пертурбации войны, и типичная для литературы барокко тема бренности и тщетности всех земных радостей. Его поэзия была многозначна, использовала метафоры, в ней отразилась глубокая религиозность автора.

    С барокко связан крупнейший немецкий роман 17 в. «Симплициссимус» Х.Гриммельсгаузена, где с потрясающей силой и трагизмом были запечатлены страдания народа в годы войны. Барочные черты в нем отразились в полной мере. Мир в романе – не просто царство зла, он беспорядочен и изменчив, причем изменения происходят только к худшему. Хаос мира определяет и предназначение человека. Судьба человека трагична, человек – воплощение изменчивости мира и бытия. В центре повествования — жизнь простого парня Симплициссимуса (лат. Наипростейший), претерпевающего бесконечные приключения. Обычный бродяга, ведущий жизнь, полную горестных и весёлых приключений, Симплициссимус — то слуга, то богач, пастух, отшельник, вор, шут, повар, охотник, актёр, гусар, лекарь, разбойник, мушкетёр, пилигрим, нищий, офицер и отшельник. За время своих странствий он исколесил пол-Европы, побывал на службе у «белого царя» в Москве, спустился по Волге к Астрахани, побывал в Тартарии, Корее, Японии, Макао и Константинополе.

    Еще в большей мере мироощущение барокко проявилось в немецкой драматургии, где трагедия кровава и изображает самые дикие преступления. Жизнь и здесь видится как юдоль скорби и страдания, где тщетны любые человеческие начинания.

    Крупнейшим немецким поэтом и драматургом XVII в. является Андреас Грифиус, творчество которого отмечено печатью безысходного трагизма. Он был выходцем из семьи пастора, его юность связана с лишениями.

    Будучи натурой впечатлительной и правдивой, он болезненно воспринимает трагическую судьбу своей отчизны, опустошенной и разграбленной Тридцатилетней войной. Его мировоззрение окрашено в чрезвычайно мрачные и скорбные тона.

    Пессимистические мотивы с большой силой звучат в лирической поэзии Грифиуса, в которой он достиг высокого мастерства. Его сонеты, сатиры и эпиграммы являются вершиной в развитии немецкой поэзии XYII в. В известном сонете «Слезы отчизны» нарисована мрачная картина поруганной Германии, где свирепствуют «пожар, чума и над телами тучи смрада». Важнейшую часть творческого наследия Грифиуса представляет драматургия. Им создано 5 трагедий и 3 комедии, занимался он и переработкой пьес иностранных авторов. Сюжеты его трагедий заимствованы большей частью из истории. Самая удачная и сценичная комедия Грифиуса — «Любимая Роза» весьма живо и правдиво изображающая деревенскую жизнь. В ней выводятся крестьянский парень Грегор Корнблюме и сельская красавица Лиза, прозванная Розой. Они любят друг друга и мечтают пожениться. Но их родственники перессорились, и это мешает осуществлению намерений молодых людей. В результате вмешательства судьи Вильгельма события завершаются традиционной счастливой развязкой.

    13.Классицизм как литературное направление. Классицизм в Германии.

    КЛАССИЦИЗМ — это литературный стиль, возникший во Франции в XVII в. и получивший распространение в Европе XVII—XVIII вв. Классицизм складывается как стиль крупной буржуазии, а также торгового дворянства, влиявшего на характер придворной культуры. В искусствоведении нет точной договоренности в применении понятия Классицизма. В более широком смысле определение «классический» имеет другое значение, — именно «законченного», «совершенного» искусства, — и применяется к художественным явлениям любого стиля, наиболее полно вскрывающим стилевые особенности данной художественной практики).

    В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Многие правила классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

    Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

    Классицизм в Германии не сложился в столь значительное литературное направление, каким он был во Франции. Для этого в стране не было социальных предпосылок. «Немецкие писатели искали поддержку у князей и монархов подобно тому, как французские классицисты связывали свою судьбу с королевским двором. Крохоборчество, педантизм, надутая чопорность — вот его характерные черты. Не случайно только очень немногие немецкие классицисты могут быть отнесены к числу прогрессивных писателей. При этом знаменательно, что прогрессивными писателями они становятся именно тогда, когда поднимаются над жалкими региональными интересами феодальных дворов, когда ими движут широкие национальные гражданские интересы».

    К числу крупных писателей и теоретиков немецкого классицизма XVII в. относится Мартин Опиц. Обеспокоенный упадком немецкой литературы, Опиц пытался найти пути ее возрождения. В своем основном теоретическом сочинении «Книга о немецкой поэзии» он обстоятельно анализирует проблему дальнейшего развития отечественной литературы. Опиц опирался при этом на поэтику французского классицизма, на традиции античной и французской классицистической литературы.

    Большой известностью в XVII в. пользовался сатирико-дидактический нравоописательный роман Иоганна Мошероша «Диковинные и истинные видения Филандера фон Зиттевальда».

    Действие романа развертывается то на земле, то в аду, причем земная жизнь, по мнению автора, не лучше адской. Перед читателем встают страшные картины сожженных и обезлюдевших деревень, хозяйничанья солдат-мародеров, убивавших ни в чем не повинных мирных жителей, угонявших их скот, насилующих женщин. В стране все идет вверх дном, страшно огрубели людские нравы. И если раньше, по словам автора, люди боялись чертей, то теперь черти начинают страшиться людей. Герой романа Филандер в поисках правды странствует по Германии и видит воочию неописуемые картины страданий безвинных людей.

    14.Классицизм на немецком театре 1730-х гг. Драматургия Готтшеда и лейпцигский театр.

    Немецкий театр в XVIII веке внес большой вклад в мировую культуру. Именно Лессинг, Гёте и Шиллер заканчивали все то, что было начато в Европе в эпоху Просвещения.

    Некоторые из довольно значимых исторических событий (например, Крестьянская война 1525 года, Тридцатилетняя война 1618—1648 годов, перенос торговых путей) отбросили Германию на много лет назад как в политическом, так и в хозяйственном и культурном отношении.

    Тем не менее в XVIII веке Германия прошла те же периоды эстетического развития, что и другие европейские страны. В этом государстве также были периоды просветительского классицизма, просветительского реализма и сентиментализма. Но значение каждого из этих периодов не во всем совпадало с точно таким же временем в других странах.

    Просветительский классицизм, который так был популярен во Франции, не прижился в Германии. В стране, где «весь народ был проникнут низким, раболепным, жалким торгашеским духом», не могли прозвучать ни гражданская проповедь, ни призыв к разуму. Вольтеровская драматургия в Германии была преждевременной.

    И все же некоторые задачи просветительского движения могли решаться только средствами классицизма. И он не мог не появиться даже в Германии.

    Одним из представителей раннего просветительского классицизма в Германии была Каролина Нейбер. В 1727 году Каролина создала собственную труппу, которая давала свои представления в Лейпциге. Эта труппа стала основателем так называемой лейпцигской школы актерской игры. Репертуар для труппы Нейбер подбирал лейпцигский профессор Иоганн Кристоф Готшед, который был ярым поклонником классицизма. Готшед не обладал никакими талантами, был ограниченным и весьма законопослушным, но его энтузиазм, всесторонние знания, а главное, своевременность выступлений в защиту классицизма помогли ему стать довольно заметной фигурой среди немецких критиков.

    Но в раннем немецком просветительском классицизме не было практически никакой социальной идеи. Это сказывалось и на политических взглядах Готшеда, и в ограниченном толковании художественных идей так любимого им классицизма.

    В 1740-е годы Готшед полностью потерял свой авторитет как критик. В это же время ухудшились дела Каролины Нейбер. На представления ее труппы стало приходить все меньше и меньше зрителей. Не помогли поправить дела даже многочисленные гастрольные поездки. В 1750 году дела пошли настолько плохо, что Нейбер была вынуждена распустить труппу.

    Каролина Нейбер сделала очень много ценного для немецкого театра. У этой женщины был огромный талант и внутренняя культура, поэтому она смогла весьма значительно поднять культурный, нравственный и профессиональный уровень немецких актеров. Ее лейпцигская школа актерской игры послужила основой для всей последующей истории просветительского театра в Германии.

    15.Творческий путь Лессинга.

    Готхольд Ефраим Лессинг воплотил в себе лучшие черты той гуманистической немецкой культуры, на наследство которой опираются демократические силы немецкого народа.

    Литературная деятельность Лессинга относится ко второй половине XVIII века. Германия в это время переживала трагедию глубокого политического и национального упадка.

    Готхольд Ефраим Лессинг родился 22 января 1729 года в городке Каменц, что в Саксонии, в семье лютеранского пастора. Несмотря на недоумение своих благочестивых родителей, он проводил свободное время в обществе Лейпцигских актеров.

    Лессинг, как и большинство просветителей, придавал большое значение театру, рассматривал его как самый действенный из всех видов искусства. Критик ставил перед собой задачу вывести немецкий театр из жалкого состояния и воспитать настоящего зрителя. Поэтому он организовал один за одним ряд театральных журналов, с помощью которых пытался обновить репертуар театра.

    В конце 1751 года Лессинг поступил в Виттенбергского университета на медицинский факультет, где уже через год получил степень магистра.

    Затем вернулся в Берлин и следующие три года упорно работал, утверждая за собой репутацию проницательного литературного критика и талантливого писателя, пытаясь заработать на жизнь пером.

    В Берлине драматург обращался преимущественно к написанию стихов, эпиграмм, басен, комедий. В своих критических статьях он разоблачал пресмыкательства немецких писателей перед властью и титулом, осуждал оторванную от жизни «цеховую» ученость, невежество и педантизм.

    Создал драму в прозе - «Мисс Сара Сампсон» - первая в немецкой литературе «мещанскую» драму. Создана по образцу «Лондонского купца» Дж. Лилло, эта сентиментальная пьеса воплощала убежденность Лессинга в том, что, следуя более естественный английский театр, немцы смогут создать по-настоящему национальную драму. Эта пьеса оказала значительное влияние на развитие немецкой драматургии.

    Несмотря на то, что Лессинг вскоре снискал славу первого критика и журналиста Германии своего времени, ему постоянно приходилось бороться с нуждой.

    В 1759 году вышли в свет в Берлине басни Лессинга.

    11 ноября 1760 года писатель был избран членом - корреспондентом Берлинской Академии наук. В течение этого времени Лессинг создает два произведения, которые имели весомое значение для развития немецкой национальной литературы, - трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» и драму «Солдатское счастье».

    Итогом этого периода жизни Лессинга стал театральный журнал «Гамбургская драматургия» (1767 - 1769). В ней Лессинг проанализировал пьесы, которые шли на сцене театра.

    После краха гамбургского театра, который просуществовал менее двух лет, Лессинг вынужден был принять приглашение герцога брауншвейгского, который предложил ему пост библиотекаря в Вольфенбюттели.

    Готхольд Ефраим Лессинг умер 15 февраля 1781 года в Брауншвейге.

    Высший смысл своей жизни Лессинг видел в обновлении немецкого национального театра, главное назначение которого, как в древнегреческую древности, должно заключаться в формировании совершенного человека и гражданина. Театр должен пробуждать все духовные силы человека, которые заложены в ней самой природой. Высшей морали отвечала сознательная установка человека на самореализацию, а не страх нарушить запрет или желание заслужить вознаграждение. Средством такого воспитания должен стать театр.

    Лессинг утверждал идеал деятельного человека и обращал внимание не на постоянство, а на изменчивость человеческой природы.

    16.Проза немецкого классицизма.

    В конце XVII в. стиль барокко в литературе стала вытеснять т.н. “школа разума”, положившая начало немецкому классицизму. Основными чертами литературного классицизма были рационализм, натурализм, ориентация на античность, отказ от анархо-фантастического строя мышления, от абсолютизации чувствования, господство разума, которому должны подчиняться фантазия и чувство. Классицисты не просто иллюстрировали в своих произведениях явления общественно-политической жизни, но отражали глубинные процессы исторической эпохи, характеризующиеся антагонизмом личного и общественного, страсти и долга. Они порицали пороки современного общества и противопоставляли им силу просвещенного разума, образованности и здравого смысла.

    Наиболее характерной для этого периода была деятельность Иоганна Христофа Готшеда (1700-1766) - вождя немецкого классицизма. Готшед в 1730-е годы пытался провести литературную и театральную реформу. Эстетические теории Готшеда были направлены против художественной системы барокко. Готшед считал литературу главным средством воспитательного воздействия, поэтому она должна быть возвышенной и разумной. Писатель возвел французский классицистический канон в норму, сделав его обязательным для немецких литераторов. Следуя классицистическим нормам, Готшед видел главный принцип искусства в подражании «совершенной природе»; ясность и логичность изложения он ставил в зависимость от разносторонности познаний художника, его понимания разумности.

    Среди прозаических произведений наибольшую известность имели назидательные романы Х Вейзе, в которых он обращается к этическим проблемам. В романе “Три главных развратителя в Германии” Х. Вейзе пытался найти причину нравственного кризиса, потрясшего Германию в ходе и после 30-летней войны. Он представил обширную картину духовной жизни страны во второй половине XVII в. Тремя главными развратителями он считал упадок веры, распространение лжеучености и слепое следование заграничным модам. Преодоление кризиса, по его мнению, было бы возможно только после восстановления власти церкви, которая бы пресекала произвол, беззаконие и разврат.

    Другой роман “Три величайших в мире глупца” посвящен описанию немецкой жизни в различных социальных слоях общества. Х. Вейзе известен также и как драматург и комедиограф. Темой его трагедий были главным образом исторические сюжеты. Например, трагедия “Мазаньелло” посвящена восстанию в Неаполе в 1647 - 1648 гг. против итальянской знати и испанских оккупантов. Комедии Вейзе испытывали сильное влияние Менандра и Плавта. Однако свои образы простых людей: хвастливого солдата, злой мачехи, педантичного школьного учителя он поместил в сугубо немецкие бытовые условия, используя для этого даже местный саксонский диалект. Таким образом, эстетические взгляды Х. Вейзе имели социальную направленность. Он также выступал против стиля барокко и придавал огромное значение принципам рационализма в литературе.

    17.Просвещение в немецкой литературе.

    Германия в XVIII в. была лишена национально-политического единства и представляла собой конгломерат слабо связанных друг с другом феодальных государств. Национально-политическая раздробленность страны мешала экономическому и культурному развитию немецкого общества. Поэтому борьба за объединение была главной задачей времени, За ее успешное решение боролись все передовые немецкие мыслители и писатели.

    Просветительское движение было особенно революционным во Франции. Немецкие просветители ввиду отсталости Германии были более умеренными в своих общественно-политических взглядах. Они, как правило, были противниками революционных преобразований общества.

    Немецкая просветительская литература прошла в своем развитии четыре периода. Первый падает на 20—50-е гг. XVIII в. В это время в литературной жизни Германии в основном господствует классицизм (Готшед и др.) Классицисты уходили в поисках материала в историческое прошлое. Живая современность не получала непосредственного воплощения в их творчестве. Поэтическое слово использовалось ими как средство пропаганды своих морально-политических истин. В 40-е годы на смену классицизму приходит реалистическая бюргерская литература, представители которой (Геллерт и др.) начинают изображать современную им действительность. Их положительным героем самый обыкновенный бюргер, обладающий всевозможными добродетелями.

    Второй период Просвещения (60-е гг.) ознаменовался победой реалистических принципов изображения жизни. Главой просветительского движения в это время становится Лессинг.

    Просветительский реализм — это следующий после реализма литературы Возрождения этап в развитии мирового реалистического искусства. Просветители-реалисты (Лессинг, молодой Шиллер, Гете) со своих позиций раскрывают противоречия современного им общества, рисуют исторически правдивую картину жизни. В просветительском реализме отчетливо обнаруживаются два пласта — реальный и идеальный. Однако просветительская «идеальность» не есть что-то надуманное, она взята из жизни, содержит в себе большое объективное содержание. Наиболее полно эти настроения воплотились в раннем творчестве Гете и Шиллера. Писатели третьего периода (70-е — начало 80-х гг.) называли себя штюрмерами, а представляемое ими литературное направление вошло в историю как движение «Бури и натиска». Штюрмерская литература ознаменовалась утверждением героя-бунтаря, обладающего большой жизненной конкретностью, ярко выраженными индивидуальными чертами.

    В четвертый период (вторая половина 80-х—90-е гг.) в немецком Просвещении снова возрождаются тенденции классицизма, но в особом, «веймарском», варианте. Они возникли как реакция на бунтарство штюрмеров, которое практически оказалось бесплодным. Гете и Шиллер, разочаровавшись в революционном методе преобразования действительности, переходят на позиции гуманизма, эстетического воспитания человечества. Наиболее показательными произведениями «веймарского классицизма» являются «Ифигения в Тавриде» Гете, стихотворения на античные темы Шиллера («Боги Греции» и др.). Героем их выступает не бунтарь, а человек гуманного образа мыслей, оказывающий благотворное воздействие на окружающих своей человечностью. В «веймарском классицизме» получают отражение, прежде всего положительные, идеальные явления жизни. «Веймарские классицисты» изгоняют из творчества все мелочное, повседневное. В их произведениях раскрываются конфликты большого исторического значения — борьба за свободу мысли, за национальную независимость. Несмотря на известную отвлеченность, «веймарский классицизм» отражал большую правду истории и в этом плане был близок реализму.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта