Главная страница
Навигация по странице:

  • 41. Тема “человек и культура” в новеллах Т.Манна.

  • 42. Концепция мира и человека в романах Г.Гессе (на материале одного из прочитанных произведений).

  • 43. Эпический театр Б.Брехта. Драматурги Брехтовской школы.

  • 44. Основные тенденции современной немецкой литературы.

  • 45. Молодежная тема в немецкой литературе 2-ой половины ХХ века

  • 46. Литература Австрии и Швейцарии ХIХ века. Н. Ленау, Ф. Грильпарцер, Г. Келлер.

  • Николаус Ленау

  • Франц Грильпарцер

  • Го́тфрид Ке́ллер

  • шпоры зарубежка. Песнь о нибелунгах


    Скачать 160.97 Kb.
    НазваниеПеснь о нибелунгах
    Дата31.05.2018
    Размер160.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры зарубежка.docx
    ТипДокументы
    #45506
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    40. Кафка и эстетическая концепция экспрессионизма.

    Экспрессионизм (от фр. expression — выразительность) — модернистское течение в западноевропейском искусстве, литературе, главным образом в Германии, первой трети 20 века.

    В литературной среде часть радикально настроенной молодежи и некоторые писатели старших поколений группировалось вокруг журналов «Штурм» (1910 г.), «Акцион» (1911 г.), «Революция» (1913 г.), «Пан» (1914 г.), тем самым образуя новое идейно-эстетическое направление — экспрессионизм. Они открыто утверждали, что художник должен не столько отражать действительность, сколько выражать ее скрытый смысл и свое отношение к ней, вторгаться в жизнь, тревожить, воодушевлять, 274 побуждать к мыслям и действиям. Своими идейно-творческими предшественниками немецкие экспрессионисты называли писателей разных стран и разных направлений: Уитмена, Рембо, Стриндберга, Аполлинера. В бунтарских позициях экспрессионистов сочетались болезненно-субъективистские элементы и некоторые противоречия, присущие современной им общественно-исторической действительности. Они не имели общей программы. Для них экспрессионизм стал единым, всепоглощающим состоянием духа, который взывал к переосмыслению устоявшихся жизненных ценностей в условиях современной картины мира. Одним из доминирующих лейтмотивов в творчестве писателей стал показ жизни «маленького» человека, затерянного в лабиринтах сознания на фоне враждебного окружающего мира. В его образе писатели видели своего современника — высоко духовную личность, наделенную развитым интеллектом и тонкой интуицией. В связи с этим особенно ярко проявила себя в литературе «пражская» школа немецкого экспрессионизма — Кафка, Май- ринк, Верфель. Творчество каждого из них глубоко индивидуально, но есть и общее, что характерно для всех них: гуманизм, терпение, чувство сострадания к личности. Именно данные постулаты легли в основу их произведений. Франц Кафка — одна из ярчайших и загадочнейших фигур в истории литературы первой трети ХХ века [3]. Многие исследователи и вовсе называют его Пророком ХХ века (новеллы «В исправительной колонии», «Приговор», сборник рассказов «Голодарь», роман «Процесс»). Главной заслугой Кафки является диалог, пронизывающий все литературное наследие автора, посредством которого устанавливаются причинно-следственные связи индивида со своим внутренним «я» («Афоризмы», «Он» (Записи 1920 года), «Ангелы не летают»), образовывая в сознании тончайший мир, который зиждется на внутреннем прочтении и мягкой зыбкости эмоций, тем самым пробуждая и усиливая ощущения, которые до этого были скрыты где-то в глубинах потаенного «я». Таким образом, соприкасаясь с творчеством автора, мы также становимся его героями — активными участниками своего времени. Поэтому весь спектр проблем и переживаний, поднятый в литературном наследии писателя, всегда актуален для нас.

    41. Тема “человек и культура” в новеллах Т.Манна.

    Томас манн (1875-1955) начинает свое творчество как новеллист. Сквозные темы в его творчестве: тема болезни, особенно душевной, с элементами натурализма (новелла «воля к счастью»), тема смерти (первая новелла «Смерть»). Обозначая уникальность манновской манеры, исследователи нередко пользуются определениями «интеллектуальность», «полифоничность», «музыкальность». И действительно, мир у Манна явлен через гармонию — звучание, в котором дух времени соединяется с культурой и традицией, а жизненные проблемы представлены в столкновении с Красотой. То есть, вслушиваясь в явления, Манн переживает их особым образом, через музыку воспринимает жизнь и превращает ее в искусство.Т.Манн оставил после себя большое творческое наследие. Романы, эссе, письма… В них писатель размышляет, полемизирует, предлагает читателю свои взгляды на мир и человека. В них он  соединяет традицию и новаторство. В них сочетаются история и современность, миф и реальность.Уже в первом романе «Будденброки. История гибели одной семьи» (1897 – 1901) Т.Манн выходит за пределы чисто семейного романа: это не только история возвышения и падения богатой и могущественной семьи Будденброк, это не только история трёх поколений представителей могущественного клана. В нём писатель впервые задаёт вопрос: «Что же такое бюргерство? Что значит бюргерство для дальнейшего развития немецкой национальной самобытности?» Эти раздумья, хотя и в несколько ироничном аспекте, автор вкладывает в уста   Тони Будденброк. Но для Т.Манна бюргерство – это не только мир аристократических буржуазных кругов, это вообще третье сословье. Мортен, один из героев романа, говорит: «Мы, бюргеры, так называемое третье сословие, хотим, чтобы существовала только аристократия заслуги, мы больше не признаём тунеядствующего дворянства, отрицаем современную сословную иерархию».  Однако крах семьи Будденброков связан не столько с социальными проявлениями, сколько с морально-этическими категориями. Аристократизм смерти и демократизм жизни, искусство как явления аморализма, угасание и тяга к смерти – все эти темы связаны с  появлением нового героя в литературе. 

    42. Концепция мира и человека в романах Г.Гессе (на материале одного из прочитанных произведений).

    Герман Гессе, нобелевский лауреат 1946 года, - один из самых читаемых авторов XX века. Все свое творчество он называл «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития», «биографией души». Одна из основных тем творчества писателя -- судьба художника во враждебном ему обществе, место подлинного искусства в мире. В 1899 году Гессе выпустил свой первый -- никем не замеченный -- сборник стихов «Романтические песни» и написал большое число рецензий. В конце своего первого базельского года он опубликовал «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера» -- произведение в духе исповеди. Это был первый случай, когда Гессе говорил от лица вымышленного издателя -- прием, который он в дальнейшем активно использовал и развивал. В 1924 году Гессе стал гражданином Швейцарии. После женитьбы на швейцарской певице Рут Венгер (1924; развод в 1927 году) и курса психотерапии вышел в свет роман «Степной волк» (1927), ставший своего рода бестселлером.

    Это одно из первых произведений, открывающих собою линию так называемых интеллектуальных романов о жизни человеческого духа, без которых нельзя представить себе немецкоязычную литературу XX в. («Доктор Фаустус» Т.Манна, «Смерть Вергилия» Г. Броха, проза М.Фриша). Книга во многом автобиографична. Однако считать героя романа. Гарри Галлера, двойником Гессе было бы ошибкой. Галлер, Степной волк, как он сам себя называет, мятущийся, отчаявшийся художник, измученный одиночеством в окружающем его мире, не находящий с ним общего языка. Действие романа охватывает около трех недель жизни Галлера. Некоторое время Степной волк живет в небольшом городе, а затем исчезает, оставив «Записки», которые и составляют большую часть романа. Из «Записок» выкристаллизовывается образ талантливого человека, не способного найти свое место в мире, человека, живущего мыслью о самоубийстве, для которого каждый день становится мукой. В 1929 году Гессе добился самого громкого признания у публики повестью «Нарцисс и Златоцвет». Предметом повествования стала полярность духовной и мирской жизни, что было темой, типичной для того времени. В 1931 году Гессе в третий раз женился -- на этот раз на Нинон Долбин, австриячке, историке искусства по профессии -- и переехал в Монтаньолу (кантон Тессин).

    В том же году Гессе начал работу над романом «Игра в бисер» (опубликован в 1943 году), который как бы суммировал все его творчество и поднял на небывалую высоту вопрос о гармонии духовной и мирской жизни. В этом романе Гессе пытается разрешить всегда тревожившую его проблему -- как совместить существование искусства с существованием бесчеловечной цивилизации, как спасти от губительного влияния так называемой массовой культуры высокий мир художественного творчества. главной отличительной особенностью героев выше названных произведений является их рефлексия, их желание осознать происходящие с целью «вылечить» себя. Эти «истории души человеческой» были написаны именно с этой целью, а не из-за «тщеславного желания возбудить участие или удивление». Мы видим, что в этих романах каждый из героев «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. И именно путем как самоанализа, так и анализа окружающего их мира, главные герои пытаются преодолеть каждый свою «болезнь».

    43. Эпический театр Б.Брехта. Драматурги Брехтовской школы.

    Бертольт Брехт (1898–1956) родился в Аугсбурге, в семье директора фабрики, учился в гимназии, занимался медициной в Мюнхене и был призван в армию как санитар. Песни и стихотворения молодого санитара привлекали внимание духом ненависти к войне, к прусской военщине, к немецкому империализмуВ революционные дни ноября 1918 г. Брехт был избран членом Аугсбургского солдатского совета, что свидетельствовало об авторитете совсем еще молодого поэта.Многие литературные критики считают Бертольта Брехта одним из вождей движения "эпического театра". Брехт называет свою эстетику и драматургию "эпическим", "неаристотелевским" театром; этим называнием он подчеркивает свое несогласие с важнейшим, по мнению Аристотеля, принципом античной трагедии, воспринятым впоследствии в большей или меньшей степени всей мировой театральной традицией.  Брехт же, обладающий обостренным чувством социальности, считал главной задачей театра воспитание в зрителе классового сознания и готовности к политической борьбе. Такую задачу, по его мнению, мог выполнить «эпический театр», обращающийся — в противоположность театру традиционному — не к чувствам зрителя, а к его разуму. Представляя собой не воплощение на сцене событий, а рассказ об уже совершившемся, он сохраняет эмоциональную дистанцию между сценой и залом, заставляя не столько сопереживать происходящему, сколько анализировать его. Основной принцип эпического театра — «эффект отчуждения», совокупность приемов, при помощи которых привычное и знакомое явление «отчуждается», «отстраняется», то есть неожиданно предстает с незнакомой, новой стороны, вызывая у зрителя «удивление и любопытство», стимулируя «критическую позицию по отношению к изображаемым событиям», побуждая к социальному действию. «Эффект отчуждения» в пьесах (и позднее в спектаклях Брехта) достигался комплексом выразительных средств. Одно из них — обращение к уже известным сюжетам («Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Кавказский меловой круг» и др.), сосредоточивающее внимание зрителя не на том, что произойдет, а на том, как это будет происходить. Другое — зонги, песни, введенные в ткань пьесы, но не являющиеся продолжением действия, а останавливающие его. Зонг создает дистанцию между актером и персонажем, поскольку в нем выражается отношение к происходящему не персонажа, а автора и исполнителя роли. Отсюда особый, «по Брехту», способ существования актера в роли, всегда напоминающий зрителю, что перед ним — театр, а не «кусок жизни».

    44. Основные тенденции современной немецкой литературы.

    Повседневность, скука обыденной жизни – чрезвычайно распространенная тема в современной немецкой литературе. Подробными меланхолическими описаниями привычных банальностей жизни полны книги молодых авторов – Майке Вецель, Георг-Мартин Освальд, Юлия Франк, Юдит Херманн, Штефан Бойзе, Роман Бернхоф.

    К своеобразному развлекательному чтению для интеллектуалов может быть отнесено творчество Патрика Зюскинда (1949) – его роман Парфюмер (1985), а также новеллы Голубь, История господина Зоммера, роман Контрабас и др. вывели автора в разряд лидеров мировых продаж в области популярной литературы. Зюскинд расценивает свое писательство как отказ от «беспощадного принуждения к глубине», которого требует критика. Его герои обычно испытывают сложности в поисках своего места в мире, в установлении контактов с другими людьми, от любого рода опасностей они склонны замыкаться в своем маленьком мирке. Писателя интересуют также темы становления и крушения гения в искусстве.

    После объединения Германии в немецкой литературе стало развиваться «историческое направление» – Михаэль Кумпфмюллер пишет о противостоянии в недалеком прошлом двух Германий и судьбах людей, оказавшихся между двумя системами. В романах Кристофа Брумме (1966) Ничего, кроме этогоТысяча днейОдержимые ложью, в эссе Город после стены речь также идет об изменениях, связанных с падением Берлинской стены.

    Немецкоязычную прозу сегодня представляют и авторы из Австрии и Швейцарии. Помимо лауреата Нобелевской премии Эльфриды Елинек, известность приобрели австрийские писатели Йозеф Хазлингер и Марлена Штрерувиц. В романе Венский бал (1995) Хазлингера задолго до событий московского Норд-Оста предсказана возможность газовой атаки террористов в Венской опере. Роман Марлены Штрерувиц Без нее – о десяти днях женщины, приехавшей в другую страну в поисках документов о некоем историческом лице. Швейцарская писательница Рут Швайкерт –роман Закрыв глаза – пишет экзистенциальную прозу, которая продолжает доминировать в европейской литературе. Другой автор из Швейцарии – Томас Хюрлиман известен мини-романом Фройляйн Штарк, действие которого разворачивается в древней монастырской библиотеке, где 13-летний подросток открывает для себя мир любви и книг.

    В целом положение писателя в Германии после объединения изменилось. Мало кто из литераторов может позволить себе жить на гонорары. Писатели участвуют в фестивалях, читают лекции, выступают с авторскими чтениями, в том числе за пределами страны. «В эпоху перемен писатель может свободно выражать себя, но его слова не имеют морального веса, – считает Михаэль Лентц. – Пытаясь быть пророком, писатель рискует сегодня попасть в смешное положение».

    45. Молодежная тема в немецкой литературе 2-ой половины ХХ века

    Молодежная тема – одна из магистральных тем мировой художественной литературы, причем концепции детства и отношение писателей к образу ребенка на протяжении времени кардинальным образом менялись. Научное освоение художественного пространства детства, юности и молодежных образов как в истории немецкой литературы в целом, так и в творчестве отдельно взятых авторов, дает еще и ценную информацию о культуре и ментальности западной цивилизации. Феномен детства представляет собой постоянный процесс взаимодействия индивидуума и общества. В ходе его, в динамике этого взаимодействия происходит приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям, овладение им необходимыми знаниями, нормами и ценностями культуры и цивилизации. В ХХ веке, по мере углубления психологического анализа, молодежные образы в художественной литературе утрачивают былую ясность и одномерность. В произведениях Г. Манна, Т. Манна, Г. Гессе, И. Бехера, К. Вольф, Г. Грасса, Ф. Фюмана в полный голос звучит уже мотив одиночества и «разорванности» внутреннего мира подростка. Усложнение и обогащение граней детского сознания и детских образов можно считать открытием художественного познания. Многомерность и разнообразие молодежных образов в литературе отражают не только прогресс художественного освоения и различия индивидуальностей авторов, но и факт изменений в реальном содержании детства и юности и их символизации в культуре. Важнейшим концептом, составляющим идейно-философскую основу тема детства в немецкой литературной традиции, стали идеи Ж. -Ж. Руссо о «естественном человеке», нашедшие отражение в эстетике немецкого романтизма. Взгляд на мир глазами «естественного человека» становится популярным модусом отражения действительности не только для литературы эпохи романтизма, но и для литературы европейского реализма XX века. Так, беллевский взгляд на ребенка имеет много общего с романтической концепцией. Во многом совпадают идеалы романтиков и Г. Бёлля и относительно темы детства.
    46. Литература Австрии и Швейцарии ХIХ века. Н. Ленау, Ф. Грильпарцер, Г. Келлер.

    19 век для Австрии – «буржуазная» эпоха. Особенно во второй половине этого столетия происходит раскол в культурной жизни страны. Главным направлением становится развлекательность. Неудивительно, почему именно венская оперетта завоевывает весь мир. Во второй половине 19 века понятие "венский народный театр" теряет былой смысл. Совершенно очевидно, что в таких условиях возникла литература от лица народа. Это была литература, в которой тесно переплелись немецкие и славянские культурные элементы. Славянская тема очень волновала писателей Австрии. Историческая трагедия «Счастье и гибель короля Оттокара» - выдающееся произведение своего времени. Ее написал австрийский писатель Франц Грильпарцер. Ему принадлежит и замечательная драма «Либуша». В творчестве Адальберта Штифтера славянская тема занимает весомое место. Мария фон Эбнер-Эшенбах – еще одна выдающаяся писательница. К славянам она имела прямое отношение: происходила из аристократического рода Дубских. Великие писатели Австрии в столь непростое время мечтали о дружбе и мире между народами. Все это непосредственно отобразилось в их превосходных произведениях. В XIX веке в швейцарской литературе доминирует реализм, классиками которого становятся писатели Иеремия Готхельф, Готфрид Келлер и Конрад Фердинанд Мейер. В период с 1880 по 1920 литературная традиция Швейцарии отходит от общеевропейского литературного течения. В то время как в Европе сменяли друг друга натурализм, символизм, югендштиль и так далее, в Швейцарии всё ещё писались реалистические рассказы. Именно в это время происходит существенный отрыв от диалектного творчества и переход на наддиалектные или литературные нормы немецкого языка. Это может быть объяснено тем, что литературная норма позволяла бы распространять произведения в Германской империи, сама литература была бы доступна более широкому кругу лиц. Яркими представителями этого периода были Якоб Кристоф Хер и Джоанна Спайри. Последней принадлежит рассказ «Хайди» (нем. Heidi), ставший популярным во всём мире и уступивший разве что произведениям Агаты Кристи. Николаус Ленау (псевдоним — Николаус Нимбш фон Штреленау) (1802—1850) — немецкий писатель. Родился в Венгрии в дворянской семье. Творчество Ленау выражает усложненность и противоречивость немецкого романтизма эпохи его разложения. Наряду с очень типичной романтической лирикой («Naturgedichte» и др. циклы) у Ленау встречаются стихотворения, которые сближают его с политической поэзией радикального немецкого бюргерства: «Am Grabe eines Ministers» (На могиле министра), «Abschied» (Прощание), где поэт, оставляя страну деспотизма, приветствует свободу, отделенную от него морем — Америку, «Polenlieder» (Польские песни), посвященные п ольскому восстанию, и др. Франц Грильпарцер (нем. FranzGrillparzer; 15 января 1791, Вена — 21 января 1872, там же) — австрийский поэт и драматург. Грильпарцер начал свою литературную деятельность в шестнадцать лет, одним из его творческих амплуа были беллетристические и критические произведения (новеллы, дневники путешествий, критические заметки, воспоминания), стихи. В основном, известен драмами, из которых на русский язык переведены трагедии «Праматерь» и «Сапфо». Славой Грильпарцер обязан прежде всего своей драматургии, в которой счастливо соединились черты классицизма, романтизма и реализма. После юношеской пробы пера, трагедии Бланка Кастильская (Blanca von Kastilien), он создал трагедию Праматерь (Die Ahnfrau, 1817), которая с огромным успехом ставилась в Вене и по всей Германии. Го́тфрид Ке́ллер (нем. GottfriedKeller; 19 июля 1819, Цюрих — 15 июля 1890, там же) — швейцарский писатель, классик швейцарской литературы. Писал на немецком языке. Дебютировал в 1846 году книгой стихов политического характера «Песни самоучки». В 1851 году выпустил в Берлине книгу «Новые стихи»; стал пробовать себя в области драматургии, но, потерпев неудачу, переключился на роман, который писал пять лет — «Зелёный Генрих» (нем. DergrüneHeinrich; 1855; вторая редакция 1879—1880). В это же время начал писать в области того жанра, в котором проявилось его художественное дарование: в 1856 году вышел первый сборник новелл «Люди из Зельдвилы» (нем. DieLeutevonSeldwyla, т. 1—2, 1856—1874)[7].
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта