Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Немецкая средневековая городская литература. Общая характеристика. Жанры средневековой городской литературы. Проблема смеховой культуры.

  • 3.Поэзия вагантов.

  • 4.Средневековый театр.

  • 5.Средневековая лирика. Жанры поэзии.

  • шпоры зарубежка. Песнь о нибелунгах


    Скачать 160.97 Kb.
    НазваниеПеснь о нибелунгах
    Дата31.05.2018
    Размер160.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры зарубежка.docx
    ТипДокументы
    #45506
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1.Немецкий героический эпос. Основные циклы. "Песнь о нибелунгах": историческая основа поэмы и ее художественная трансформация. Поэтика.

    Бурный поток исторических событий принес с собой и новые явления в области культуры. Поэты выделились в особое социальное сословие. Сочинение поэтических произведений перестало быть только призванием, оно стало и профессией. Северные германцы называли поэта словом «скальд», южные германцы использовали для этого слово «скоп».

    Главными жанрами германской поэзии были хвалебные песни и героические песни. Хвалебная песня представляла собой поэтическое произведение, прославлявшее властителя и выражавшее преклонение перед ним.

    Излюбленными темами были конфликт между долгом по отношению к роду и верностью военачальнику и дружине («Песнь о Вальтере»), месть за причиненное горе («Песнь о смерти Эрманариха», «Песнь о Виланде», «Песнь о гибели бургундов»), за поруганную честь («Песнь о битве с гуннами», «Песнь о Брюнхильде»).

    В истории германского героического эпоса различают 2 периода. 1-восходит к эпохе «великого переселения народов»(4-6в). Героические песни, подсказанные событиями этой бурной эпохи, слагались и исполнялись дружинными певцами, передавались в устной традиции.

    Целостности жизненного охвата эпического произведения эпического произведения соответствует и целостность выводимых в эпосе характеров. Герои эпоса вырублены из одного куска, каждый олицетворяет какое-то качество, детерминирующее его сущность.

    Дренегреческий эпос сохранился лишь в небольшом числе памятников раннефеодальной эпохи. К их числу относятся в германии отрывок «Песнь о Хильдебранте»(8в).

    2 период представлен средневерхненемецким эпосом 12-13в, эпохи развитого феодализма. Переработка старых эпических песен, продолжавших бытовать в народной устноэпической традиции, происходит в новых условиях феодально-христианского общества. Носителями этой традиции являются профессиональные певцы, так называемые шпильманы, выступавшие перед народной аудиторией и при феодальных дворах как творческие хранители эпического предания. При этом старые устные песни перерабатывались в обширные поэмы, в процессе записи подвергались литературной обработки.

    На протяжении целой эпохи формой героического эпоса оставался тонический аллитерационный стих. Особенно долго эта форма сохранялась в Исландии ,тогда как у континентальных германских народов уже в ранее средневековье она сменяется стихом с конечной рифмой.

    К другим особенностям германского стиха относятся «кеннинг» и «хейти». Кеннинг-разновидность метафоры, характерная для скальдической поэзии, а также для англосаксонской и кельтской. Принципы построения кеннингов и многочисленные примеры можно найти в Младшей Эдде. Кеннинг представляет собой описательное поэтическое выражение, состоящее, как минимум, из 2 существительных, и применяемое для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны. Пример:сын Одина – тор, вепрь волн – корабль, волк пчел(т.е. Беовульф)-медведь.

    «Песнь о Нибелу́нгах» дошла до нас в десяти полных рукописях. Три из них принадлежали к XIII в., семь других – к XIV-XVI вв. Автор изобразил трагическое прошлое, воспроизвел современную ему эпоху, хар-ся кровавыми расприями феодалов и безграничными страданиями людей. Главным мотивом стал мотив столкновения добра и зла. Язык оригинала – средневерхненемецкий. «Песнь о Нибелунгах» - монументальное произведение, включающее в себя 39 авентюре, и состоящее из 10 тыс. стихов, написанных «нибелунговой строфой».

    Главная тема поэмы – изображение феодальных споров и семейно – бытовых мотивов, а идея – осуждение жестокости феодальных споров, поступков, которые несли горе народным массам.

    В городе Вормсе, в королевстве бургундов, рассказывает поэма, царствует король Гунтер и его братья. Зигфрид, королевич с нижнего Рейна, заслышав о красоте сестры Гунтера Кримхильды, приезжает в Вормс, чтобы добыть ее себе в невесты. Он помогает Гунтеру в его войнах, видит Кримхильду на празднике, устроенном в честь победителя, и просит у Гунтера ее руки. За это Гунтер требует от Зигфрида помощи в своем сватовстве к Брюнхильде, царствующей в далекой Исландии. С помощью шапки-невидимки Зигфрид помогает Гунтеру одолеть Брюнхильду в воинских состязаниях, укрощает невесту на брачном ложе и затем передает ее нетронутой своему другу. Обман раскрывается через несколько лет в споре между королевами, когда Кримхильда показывает Брюнхильде пояс и кольцо, отнятые у нее Зигфридом в брачную ночь. Месть за Брюнхильду, с согласия Гунтера, берет на себя Хаген фон Тронье, старейший вассал бургундских королей: он изменнически убивает Зигфрида во время охоты и отнимает у Кримхильды наследие Зигфрида, клад Нибелунгов. Много лет спустя безутешная Кримхильда выходит замуж за короля гуннов Этцеля (Аттилу) и зазывает братьев к себе в гости, чтобы отомстить за Зигфрида. В пиршественном зале, по наущению Кримхильды, разгорается бой. В сражении с гуннами поочередно погибают все бургундские витязи. Гунтера и Хагена берет в плен Дитрих Бернский, сильнейший из вассалов Этцеля. Кримхильда велит убить их обоих; последним она убивает Хагена, который отказывается выдать клад, похищенный у Зигфрида. Тогда старый Хильдебрант, начальник дружины Дитриха, убивает Кримхильду, виновную в гибели стольких славных витязей.

    2.Немецкая средневековая городская литература. Общая характеристика. Жанры средневековой городской литературы. Проблема смеховой культуры.

    Начиная с 12 века в Западной Европе складывается новая культура, отличная от феодально-рыцарской и во многом враждебная ей. Развитие этой культуры было обусловлено стремительным ростом городов, превратившихся в центры ремесел, торговли и образования. Городская литература, выражает, прежде всего, интересы нарождающегося третьего сословия.

    Общая характеристика:

    1. Литература городского сословия с самого начала характеризуется стихийным материализмом, интересом к обыденной жизни.

    2. Появились новые герои – горожане и крестьяне (вилланы), которые

    сражались не с вымышленными великанами и чудовищами, а преодолевали житейские трудности и невзгоды при помощи ума, трудолюбия, находчивости, а нередко и хитрости.

    3. В соответствии с новым содержанием меняется и стиль. Его отличают теперь внимание к деталям быта, простота, лаконичность, грубоватый юмор. Язык произведений городской литературы, живой и выразительный, насыщенный пословицами и поговорками, близок к народному.

    4. Важный фактор развития городской литературы был фольклор, прежде всего сельский. Крестьяне, бежавшие в город в надежде обрести здесь свободу, вносили элементы бунтарства и протеста. Это сказалось в усилении антифеодальной и антиклерикальной направленности лучших произведений городской литературы.

    В рамках городской литературы развиваются эпос, лирика и драма. Во Франции особой популярностью пользовались фаблио.

    Жанрами городской литературы являются фаблио и шванки.

    Фаблио - небольшие стихотворные рассказы о забавных или нелепых происшествиях из обыденной жизни, долженствующих вызывать смех.

    Немецкие шванки, сложившиеся как продуктивный жанр городской литературы в XIII столетии, близки по своему идейно-тематическому содержанию к французским фаблио.

    Наиболее значительным представителем жанра стал австриец Штрикер (ум. ок. 1250). В его стихах воссоздана широкая картина жизни немецкого общества. Поэт смело и прямо обличал и духовенство и рыцарство, рассматривая их с точки зрения народа, над которым они властвуют. Наиболее замечательное произведение Штрикера- цикл шванков, известный под названием «Поп Амис», в центре которого стоит образ веселого и ловкого попа-пройдохи. Поэт осмеивает алчность высшего католического мира, кичливость феодальных кругов, средневековые суеверья.

    Немецкий шванк, как фольклорный жанр, традиционно приуроченный к смеховой культуре, был существенно обогащен Штрикером, Саксом, их предшественниками, современниками и последователями новыми сюжетными формами, современным содержанием, тенденцией к индивидуализации персонажей, что позволило создать неповторимый жанр немецкой городской литературы.

    Народные праздники, карнавалы, занимали в жизни народа Западной Европы в средние века довольно много времени. Они были выражением своеобразной смеховой культуры, к созданию которой имел доступ простой человек. Наиболее ярким проявлением смеховой культуры был карнавал. В моде были песенки, высмеивающие монахов и священников.

    3.Поэзия вагантов.

    Первые образцы лирической и публицистической поэзии появились в 12 веке на латинском языке.

    Время существования – XII-XIII вв. Вагант – это безместное духовное лицо, слоняющееся по дорогам Европы.

    Как поэзия вагантов, так и это их название имеет два истока – народный и книжный.

    С 12 века во Франции, Италии, Германии, Англии это течение значительно усилилось в связи с ростом школ и университетов, с увеличением числа школяров-латинистов. Эти школяры, в большинстве своем бедняки, во время вакаций скитались по стране, живя подачками, которые они получали за исполнение своих латинских песен.

    Имен вагантов тоже мало известно, потому что они не стремились к личному авторству, хотя авторское самосознание уже сложилось. Но некоторых вычислить удалось – это Архипиита Кельнский и Вальтер Шатильонский. Почему они писали анонимно? В отношении авторства латинская вагантская поэзия являет собой контраст со своей сверстницей – провасальской поэзией трубадуров. Поэзия трубадуров аристократична, каждый певец гордится своим именем и своим местом если не среди других дворян, то среди других певцов. Поэзия вагантов, наоборот, плебейская.

    Творчество вагантов по своему характеру близко к народной поэзии, из которой оно черпает очень многие мотивы и образы, но вследствие образованности авторов в нем заметно и сильное влияние древнеримской поэзии. У вагантов нередко встречаются имена языческих богов, приемы описаний, заимствованные у Вергилия, понимание любви, целиком взятое у Овидия.

    Поэзия вагантов состоит главным образом из сатирических песен и воспевания радостей жизни. Ваганты беспощадно клеймят лицемерие, обман, жадность и т.д. Они обличают порочность и корыстолюбие епископов, богатых прелатов, а также тунеядство и лицемерие монахов. Всему этому ваганты противопоставляют беспечное веселье, упоение радостями жизни, культ Бахуса и Венеры. Любовь в песнях вагантов имеет всегда откровенно чувственный характер. Предметом ее почти никогда не является замужняя женщина; обычно это девушка, иногда также куртизанка.

    Таверна, игра в кости, любовь к красотке, песни, шутки, вино – вот идеал жизни ваганта. Ничто так ему не отвратительно, как скупость, серьезность, аскетическое настроение. Поэзия вагантов нашла известное отражение в мировой литературе. Цитированное стихотворение было обработано на немецком языке Бюргером и подсказало Гете его «Застольную песню».

    Другие темы: религиозные (разные гимны святым, “Прение человека со смертью”, драма “Действо о страстях господних”), политические (призыв к крестовому походу, плач о Ричарде Львиное Сердце), на сюжеты народных сказок, античные сюжеты.

    В свое время поэзия оказала влияние на лирику трубадуров и миннезингеров. В середине 13 века духовные и светские власти начинают принимать суровые меры против «бесчинств» бродячих клириков, поэзия которых в 14 веке окончательно замирает.

    4.Средневековый театр.

    В развитии западноевропейского средневекового театра, охватывающем десять веков, выделяются два периода: ранний (V-XI вв.) и зрелый (XII-XIV вв.). В этот период истории культуры все предыдущие завоевания театра были перечеркнуты. Светские театры прекратили свое существование. Театр считался ересью и подвергался преследованиям отцов церкви. Культура Средневековья формировалась в новых условиях, потому театру, как и другим видам искусства, пришлось начинать все заново.

    Средневековый театр зарождался в обрядовых играх. Несмотря на принятие христианства еще были живы языческие верования. Темы и сюжеты кардинально отличались от античных. Чаще изображались смена времен года, природные явления, сбор урожая и т.д. Участие в представлении могли принимать и зрители, все это действо заканчивалось грандиозным шествием. Позже сюжеты посвящались религиозным праздникам и героям. Оживление театральной жизни наступило к X в., поскольку развивается рыцарская культура, которая формирует новые литературные и драматические жанры.

    Площадками для представлений были улицы и площади. Как правило, представления были приурочены к праздникам или торжествам, из них постепенно исчезал обрядовый смысл.

    Театр долго находился под запретом. Несмотря на это ставились импровизационные сценки, сохранялись традиционные элементы обрядовых представлений. Участь актеров в период Средневековья была тяжелой: их преследовали, проклинали и запрещали предавать земле после смерти.

    Одной из форм театра в ранний период Средневековья стала церковная драма. Выделяют литургическую и полулитургическую драму. Первые литургические драмы состояли из инсценировки отдельных эпизодов Евангелия. Усложнялись и совершенствовались костюмы, текст, движения. Представления проходили под сводами храма, но со временем полулитургическая драма вышла из храма, переместилась на паперть.

    Популярность полулитургических драм стремительно росла. Так появилась новая форма – мистерия. Сюжетные линии мистерий уже не ограничивались религиозной тематикой, заметную роль в них начинает играть фольклор, мистерии обогащаются элементами народной смеховой культуры.

    Драматургия до появления мистерий разделялась на три цикла: ветхозаветный (библейские легенды), новозаветный (повествующий о рождении и воскресении Христа), апостольский (жития святых). Мистерия существенно раздвинула диапазон тематики произведений.

    Другой формой средневековых зрелищ стал миракль. Главной идеей всех подобных театральных представлений было разрешение любых конфликтов чудесным образом, посредством вмешательства сверхъестественных сил. Наиболее известен миракль "Чудо о Теофиле". Автор Рютбеф использовал средневековую легенду.

    Еще одной формой развития театра в средние века стало моралите, в названии направления отражена суть пьес, в которых мораль стала основной движущей силой и оружием борьбы с феодалами. Все конфликты между героями в пьесе возникали на почве борьбы двух начал: добра и зла, духа и материи. Авторами моралите были представители науки, которые видели назначение моралите в сближении с реальной жизнью.

    Наконец, одним из самых популярных зрелищ стал фарс. Фарс впитал в себя элементы предыдущих форм зрелищ, но его отличало от них содержание - обычно это были бытовые сценки с перебранками и потасовками, которые высмеивали семейные измены, плутни слуг и торгового люда, неправедных судей и т.п. Комические сценки были небезопасны для репутации церкви, поэтому и актеры, и организаторы преследовались ее служителями.

    5.Средневековая лирика. Жанры поэзии.

    Куртуазная лирика XII—XIII веков наряду с тематикой, связанной с любовью к даме, разрабатывала другие темы и сюжеты: в ней были и религиозные стихотворения, песни о крестовых походах и о природе, морально-дидактические и политические шпрухи.

    Лирика развитого средневековья отличалась высоким художественным уровнем, ее основной формой была песня.

    Куртуазная лирика прошла три этапа: ранний (два графа из регенсбургской династии Ритенбургов, Дитмар фон Айст, Кюренбергер), классический (Гартман фон Ауэ, Вальтер фон дер Фогельвейде, Генрих фон Морунген) и поздний (Ульрих фон Лихтенштейн, Буркхарт фон Хоэнфельс, Готфрид фон Нейфен). Ранний этап (конец XII века) характеризуется наличием двух центров лирической поэзии. Лирическое творчество этих поэтов находится еще полностью в русле народного песенного искусства. Хотя они уже умеют использовать поэтическую лексику, свойственную лирике трубадуров, о миннезанге в упомянутом смысле слова еще не может быть речи. Любовь к даме понимается как плотская, чувственная любовь, причем именно женщина предстает в ней как активное начало. Почти нет никакого намека на стилизацию образа дамы.

    Классический этап развития лирики XII—XIII веков в Германии, особенно куртуазной любовной лирики, определяется творчеством почти одновременно заявивших о себе поэтов, которые в полемике с куртуазной идеей любви к даме высказывали и разрабатывали собственные поэтические идеи. Гартман фон Ауэ (1160—1210) уделил в своих эпических произведениях и дошедших до настоящего времени пятнадцати песнях значительное место теме любви к даме. Творчество Вальтера фон дер Фогельвейде — вершина куртуазной лирики. Поздний – писали о крестовых походах, песни времен года,любви к даме.

    С 12 века в Германии течение вагантов значительно усилилось в связи с ростом школ и университетов, с увеличением числа школяров-латинистов. Творчество вагантов по своему характеру близко к народной поэзии, из которой оно черпает очень многие мотивы и образы, но вследствие образованности авторов в нем заметно и сильное влияние древнеримской поэзии. Поэзия вагантов состоит главным образом из сатирических песен и воспевания радостей жизни.

    Главной темой творчества трубадуров стала любовь. В эпоху, когда земное, чувственное начало считалось греховным, они создали настоящий культ любви. Песни трубадуров были адресованы вполне реальным лицам, которые, однако, предстают в идеализированном виде, в образе Прекрасной Дамы. Зато мир чувств самого певца раскрывается с небывалой до той поры тонкостью психологического самоанализа. Идеальность образа возлюбленной связывалась с мыслью о недостижимости счастья: этот мотив пронизывает собой творчество трубадуров.

    Жанры поэзии:

    1. Кансона - воспевавшая любовное чувство поэта;

    2. Сирвента формально строилась так же, как и кансона, но имела другую тематику

    политическую, религиозную, моральную. В так называемых персональных сирвентах трубадуры обсуждали достоинства и недостатки друг друга и своих покровителей.

    1. Прения - песни, исполнявшиеся двумя трубадурами, которые от строфы к строфе

    обменивались полемическими репликами на избранную тему. Основная разновидность прений - тенсона, предполагавшая свободно развивающийся диалог. Другая разновидность - партимент - задавала некоторую дилемму, так что один трубадур защищал одно мнение, а второй – противоположное.

    1. Пастурель, где рыцарь на фоне идиллического пейзажа встречает пастушку и

    пытается добиться ее благосклонности.

    1. Альба (“утренняя песнь”) - репликами обменивались Дама и возлюбленный; иногда

    в диалог вмешивался “сторож”, охранявший влюбленных от ревнивцев и клеветников-наветчиков; в ряде случаев альба оказывалась драматизированным монологом самого “сторожа”, предупреждавшего влюбленных о наступлении утра.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта