Пётр Кошель История российского терроризма
Скачать 1.14 Mb.
|
— Градоначальник принимает? — Принимает, сейчас выйдет. Кто-то, словно нарочно для нее, уточнил: — Сам принимает? Ответ был утвердительным. Адъютант повел посетителей в другую комнату. Появился Трепов. Когда он подошел к Засулич, она подала ему прошение от имени выдуманной Козловой выдать свидетельство о поведении. Просмотрев бумагу, Трепов кивнул и обратился к следующему посетителю. И тут раздался выстрел. Это стреляла Засулич. Под тальмой у нее был револьвер. Трепов упал, раненный в бок. Так Вера Засулич стала первой русской террористкой. Революционное движение XIX в. дало русской истории Софью Перовскую, Софью Лешерн фон Герцфельд, Татьяну Лебедеву, Гесю Гельфман, Веру Фигнер, Екатерину Брешковскую. Веру Засулич здесь, конечно, можно поставить первой. В движении 1870-х годов обычно находят два периода: популярность народнических идей и постепенный переход к террору. Участники народнических кружков идеализировали русскую общину, ее уклад и порядки, подчеркивали своеобразие исторического развития России. Они не стремились к политической борьбе. Капиталистический характер реформы 1861 г. , ее половинчатость и несоответствие крестьянским проблемам породили у кружковцев представление о революционном настроении крестьян. Под влиянием очень модных среди молодежи идей Лаврова и Бакунина группы разночинцев хлынули со всех сторон в деревню — пропагандировать социалистические взгляды. В основном это случалось в 1874 г. Но крестьянство уже успокоилось и занималось своими делами. Власти легко переловили социалистов — крестьяне их выдавали пачками. В 37 губерниях российской империи их было задержано более 1500 человек. Народники решили действовать организованнее. В 1876 г. возникло общество «Земля и воля», собравшее ряд кружков. Родилась мысль об организации длительных «поселений» среди народа. Разговоры с крестьянами на почве повседневных дел могли оказаться более результативными, чем летучая пропаганда. В декабре землевольцы организовали в Петербурге у Казанского собора демонстрацию. Собралась небольшая кучка учащихся и интеллигенции. Предполагалось большое количество рабочих, но они не пришли. Всего демонстрантов оказалось человек 150. Собравшиеся подняли красное знамя, Георгий Плеханов произнес речь. Но тут появилась полиция, оттеснила демонстрантов от публики и повела их в участок. Плеханов ареста избежал, но вообще арестовали многих. Среди них — студента ветеринарного института Емельянова, известного в кружках под кличкой Боголюбов. Вместе с другими арестованными его судили, приговорив к лишению прав и 15-летней каторге. В дом предварительного заключения приехал градоначальник Трепов. В это время Боголюбов с другими заключенными гулял во дворе. Это было запрещено тюремным положением. Трепов сделал замечание смотрителю; Боголюбов, хотя его не спрашивали, влез в разговор. Трепова это разозлило. К тому же заключенный не снял шапки. Градоначальник смахнул шапку с его головы и в бешенстве приказал дать Боголюбову 25 розог. Слухи об этом случае быстро разошлись среди социалистов; говорили, что необходимо наказать Трепова, что такое нельзя оставить без последствий. Время шло, но Трепов был здоров и невредим. Засулич взяла на себя роль судьи. В этот же день ее подруга Коленкина собиралась покончить с обер-прокурором Желиховским, но не была принята им. Вера Засулич — дочь отставного капитана, по матери — потомок одного из последних представителей прежнего дворянства. Ее дед долгое время был предводителем уездного дворянства в Гжатске. Вера — младшая из трех сестер. Брат, избрав военную службу, всякие отношения с сестрами порвал. Их жизнь казалась ему ненормальной. Так оно в общем-то и было. Старшая сестра, нигилистка, выйдя замуж за нечаевца Никифорова, ставшего позже эсером, естественно, разделяла его взгляды. Другая сестра была замужем за Успенским — тем самым, что будучи библиотекарем в Москве, помогал Нечаеву в убийстве студента Иванова. Он был осужден на 15 лет каторги. Его на Каре потом задушили свои же товарищи как провокатора. Жена, помогавшая мужу в революционных делах, тоже побывала в ссылке. Она пережила и революцию, и гражданскую войну, умерев в 1924 г. Конечно, Вера была в курсе дел своих сестер. Из Гжатского уезда ее привезли в Москву и определили в частный пансион, где готовили преимущественно гувернанток. Но эта работа ей не нравилась, и Засулич после пансиона поступила на должность писца к мировому судье в Серпухов, где пробыла более года. Потом она вместе с матерью переехала в Петербург, там поступила в переплетную мастерскую, основанную — как это тогда часто практиковалось — на артельных началах. Одновременно Засулич учительствовала в одной из бесплатных воскресных школ для народа. Их в столице было множество. «Я мечтала,— писала она,— о подвигах, о борьбе «в стане погибающих за великое дело любви». Я жадно ловила все подобные слова в стихах, в песнях: «скорей дадим друг другу руки и будем мы питать до гроба вражду к бичам земли родной». Жадно читала Некрасова. Откуда-то мне попалась «Исповедь Наливайки» Рылеева и стала одной из главных моих святынь: «известно мне: погибель ждет того, кто...» и т. д. «Есть времена, есть целые века, когда ничто не может быть прекрасней желания тернового венка». Он-то и влек к «стану погибающих». Несомненно, эта любовь была сходна с той, которая явилась у меня к Христу, когда я в первый раз прочла Евангелие. Я не изменила ему; Он самый лучший. Он и они достаточно хороши, чтобы заслужить терновый венец, и я найду их и постараюсь на что-нибудь пригодиться в их борьбе. Не сочувствие к страданиям народа толкало меня в стан «погибающих». Никаких ужасов крепостного права я не видела, а к бедным я сперва поневоле относилась с горькой обидой, потом чуть ли не с гордостью сама себя причисляла, а что пока, как богатая, это я своей бедой, а не привилегией считала». Вера Засулич, попав в круг ее сестер, знакомится с самым решительным из встречавшихся там людей — Нечаевым. Малообразованный, но обладавший сильной волей, молодой человек задумал совершить в России социальную революцию. Уж если он Бакунина сумел обвести вокруг пальца, то навешать лапши на уши девушке было проще простого. Сохранились малоизвестные воспоминания Засулич о ее встрече с Нечаевым: «Не помню, с чего началось дело. Мои воспоминания уже застают студентов разделенными на два лагеря: умеренных и радикалов, нечаевцев. Умеренные были в большинстве. Но и те, и другие, вместе взятые, составляли маленькое меньшинство среди студенчества. Это была группа инициаторов, человек в триста, подобравшаяся из студентов первого и второго курсов всех тогдашних высших учебных заведений Петербурга: университета, медицинской академии, технологического и земледельческой академии». Однажды Вера осталась ночевать у хорошей знакомой Нечаева. Он зашел к ней в комнату и стал рассказывать о своих намерениях поднять массы на революцию. «Мне так тяжело, так тоскливо было говорить свои «невероятно», «не знаю»... я видела, он очень серьезен, это не болтовня о революции, он будет делать и может делать — ведь верховодит же он над студентами... Служить революции — величайшее счастье, о котором я только смею мечтать, а ведь он говорит, чтобы меня завербовать, иначе и не подумал бы... И что я знаю о народе: бяколовских дворовых или своих брошюровщиц, а он сам из рабочих… Быстро мелькали в голове взволнованные мысли... — Я вас полюбил... Это было более чем неожиданно. Как быть? Кроме изумления и затруднения, как ответить, чтобы не обидеть, я ровно ничего не чувствовала и прошлась по комнате. — Я очень дорожу вашим хорошим отношением, но я вас не люблю,— ответила наконец. — Насчет хорошего отношения, это позолотить пилюлю, что ли? Я не ответила. Он поклонился и вышел. Утром за самоваром мы встретились с Нечаевым как ни в чем не бывало. Каким-то инстинктом я его словам тогда не поверила. Позднее убедилась, что инстинкт подсказал мне правду. Нежные отношения, в которых не обошлось без признаний в любви, были у него и в это время, и скоро после, за границей и в Москве. Невероятно, чтобы при этом огромном деле, которое он предпринял, полагаясь на одного себя, в его душе оставалось место для нескольких «любвей» или ловеласничанья. Вероятнее, что в некоторых случаях он признавался в любви, когда считал это нужным для дела. По заповеди «Катехизиса», революционер — человек обреченный: для него нет ни любви, ни дружбы, никаких радостей, кроме единой революционной страсти. Для революционера не должно быть никакой нравственности, кроме пользы дела... В том же документе «содействию женщин» придается огромное значение. Меня он, вероятно, еще раньше задумал взять с собой за границу для помощи в различных делах. Ведь он случайно считал меня гораздо бойчее, развязнее, чем я была. Могла я ему пригодиться и знанием языков... На другое утро, еще не совсем рассвело, когда, проснувшись, я увидела перед собой Нечаева со свертком в руке: — Спрячьте это... Ничего не объяснив и не прибавив, он тотчас ушел. Это в последний раз, что я его видела в полутьме зимнего утра. В небольшом свертке были какие-то бумаги, крепко увязанные. Томилова завернула в платок и уложила в мешок из шнурков — с таким в баню ходят. Она заметила, что, если бы он попался, это могло бы погубить несколько сот человек. Я взяла мешок с собой, ни на минуту не теряя из виду. Вечером, отправляясь домой, я вдруг сообразила, что глупо было не сбегать отнести его днем. Особенное опасение внушали мне пустынные мостки через Неву, ведшие к домику Петра Великого, близ которого была наша квартира: пьяные преградят дорогу, не то еще что-нибудь случится. И действительно, еще издали меня испугал на половине мостков быстро шедший навстречу мужчина. Поравнявшись со мною, он схватил меня за отворот шубки и потащил за собой. В другое время я бы крикнула, и это тотчас же помогло бы, так как на конце мостков стоял городовой. Но нельзя же кричать с такой ношей. Я принялась молча колотить изо всей силы своего врага. Наполовину пустой мешок с твердым свертком действовал как кистень. Выругавшись, напавший меня выпустил, и я побежала дальше. Я была довольна. Дело в том, что меня легко испугать, а между тем я страстно желала быть храброй. До приезда в Петербург моя храбрость почти не подвергалась никаким испытаниям». Нечаев, уехав за границу, слал письма своим единомышленникам на адрес Засулич. Как сильно замешанной в нечаевской истории, ей пришлось поплатиться. Ее сначала привлекли к дознанию как обвиняемую. Почти два года она провела в Петропавловке. Но потом за недостаточностью улик выпустили и в административном порядке выслали в Новгородскую губернию. Здесь нельзя не сказать о гуманном направлении суда, благодаря этой гуманности она оправдана и за покушение на Трепова. Чем зарабатывать на жизнь, не нашлось, и Засулич по ее просьбе дозволяют переехать в Тверь, где она поселилась у старшей сестры. В мае она получает разрешение перебраться в Харьков и поступить там на акушерские курсы. Их Засулич окончила в 1875 г. Тогда же она становится членом киевского кружка, куда входили Стефанович, Бохановский, Дейч и др. Они селились небольшими группками по деревням, ведя пропаганду среди крестьян. Сначала Вера Засулич жила в деревне с милым названием Цибулевка, Напарником у нее был М. Фроленко. Потом перебралась в городок Крылов, где находилась М. Коленкина; они очень сдружились. Примерно в это время появился роман И. С. Тургенева «Новь» — по поводу «хождения в народ». В романе Тургенев «решил высказать точно, определенно и по возможности убедительно следующий свой взгляд: «Хождение в народ» есть ни больше ни меньше как трагикомический фарс; стремление к героической преобразовательной роли есть не что иное, как преступление перед духом и потребностями времени». Великий романист нарисовал революционеров самыми черными красками. Отзвук либеральной критики на роман Тургенев предвидел. «Нет никакого сомнения,— писал он Я. Полонскому,— что если за «Отцов и детей» меня били палками, за «Новь» будут лупить бревнами». Суда над Засулич ожидали все газеты. В зале можно было увидеть многих журналистов, сочинителей. Достоевский, склонясь к соседу, сказал, что наказание этой девушке неуместно, излишне. Следовало бы выразить — иди, ты свободна, но не делай этого в другой раз... «Нет у нас, кажется, такой юридической формулы,— добавил писатель,— а чего доброго, ее теперь возведут в героини». Будущий классик оказался прав. Находился в зале и профессор Склифосовский, именем которого названа известная московская больница. Он был экспертом по ранению. Прокурор выступал очень просто. Ведь очевидно, что нельзя каждому присваивать себе право быть судьей и расправляться по собственному усмотрению со всяким, кто тебе не понравится. Засулич, не дождавшись следствия по поводу случая с Боголюбовым, сама стала судить и сама привела приговор в исполнение. Что же это за такие люди, полагающие при посредстве безнравственных средств достигнуть нравственных целей? Они не понимают, что все в жизни общества взаимосвязано, что нет ни одного факта или явления, которые бы не оказывали влияния на другие вещи. Цель никак не может смягчать вредное значение дурных средств, употребленных для осуществления этой благой, по их мнению, цели. Ведь дурные средства оказывают влияние на сам характер цели. Обвиняя Засулич, говорил прокурор, он защищает жизнь человека. Защитник в основном бил на жалость. Получалось, что общество виновато в неприкаянности Засулич, в двух годах заключения, и даже в том, что она стреляла в Трепова. «Чем был для нее Боголюбов? — восклицал защитник.— Он не был родственником, другом, не был ее знакомым, она никогда не видала и не знала его. Но разве для того чтобы возмутиться видом нравственно раздавленного человека, чтобы прийти в негодование от позорного глумления над беззащитным, нужно быть сестрой, женой, любовницей?» В сущности, суд происходил над Треповым, в лице которого либералы видели ярого консерватора. Не верилось, что эта девушка с продолговатым нездоровым лицом и гладко зачесанными волосами могла в кого-то стрелять. Она нервно пожимала плечами, на которых неловко сидел длинный серый бурнус, и, не смотря прямо перед собой, даже когда к ней обращались с вопросами, поднимала глаза вверх, точно во что-то всматриваясь на потолке. После речи защитника Засулич зарыдала. Скорее всего, ей стало жаль самое себя — уж больно проникновенно говорил адвокат. «Головка ее,— пишет журналист, находившийся в зале,— упала на руки, и пряча лицо в скомканном платке, старается девушка заглушить свои рыдания,, но худенькие вздрагивающие плечи ее рыдают. Слышатся всхлипывания и кое-где в зале. Я тоже вытираю набегающие на глаза слезы, оглядываюсь назад на ряды публики и вижу такие же слезы на глазах у многих». Суд присяжных, состоявший из самых обыкновенных граждан — служащих, чиновников и купцов,— оправдал Веру Засулич, чем вызвал безграничный восторг одних и неодобрение других. Говорит очевидец: «Торжественное оправдание Веры Засулич происходило как будто в каком-то кошмарическом сне... Никто не мог понять, как могло состояться в зале суда самодержавной империи такое страшное глумление над государственными высшими слугами и столь наглое торжество крамолы; но в то же время в каком-то летаргическом оцепенении все молчали, и никто не смел громко протестовать... Так, промеж себя, некоторые русские люди говорили, что если бы в ответ на такое прямое революционное проявление правосудия государь своею властью кассировал решение суда, и весь состав суда подверг изгнанию со службы, и проявил бы эту строгость немедленно и всенародно, то, весьма вероятно, развитие крамолы было бы сразу приостановлено. Печальный и роковой эпизод оправдания Веры Засулич слишком, увы, красноречиво выразил характер и настроение тогдашнего общества. Без преувеличения могу сказать, что нас, страшно возмущенных этим ужасным актом нарушения правосудия, было в то время в Петербурге весьма немного; мы составляли значительное меньшинство, причем надо сказать, что в высшей сановной иерархии, до сената и Государственного совета включительно, оправдательный приговор был принят одними с громким восторгом, другими с тихим одобрением, но почти всеми сочувственно, и я помню, как лица, которые потом, при Александре III, говорили об этом оправдании с громким негодованием, совсем забывали, что в 1878 г. они самым малодушным образом приобщились к тем сановникам, которые, услыхав об оправдании Засулич, в семьях своих и в клубах дерзали кричать «ура» и поднимать бокалы за торжество правосудия». А что же Трепов, Боголюбов? 75-летний градоначальник говорил навещавшим его, что благодарит Бога за оправдание Засулич, он ей зла не желает. Но тут же Трепов спрашивал, почему суд так жестоко оскорбил его своим приговором. Он скончался десять лет спустя, так и не разобравшись в новых веяниях. После суда над Засулич Трепов подал в отставку. Боголюбов, сидя в каторжной тюрьме, сошел с ума, буйствовал. Он умер в казанской тюремной психиатрической больнице. Уже на второй день после оправдания в кабинете министра возникла служебная записка о необходимости упорядочения уголовных положений. Именным высочайшим указом дела о вооруженном сопротивлении властям, нападении на чинов войска и полиции и на всех вообще должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей, если преступления эти сопровождались убийством или покушением на убийство, нанесением ран, увечий и пр., были переданы военному суду, и виновные лица подлежали наказанию по статье 279 Воинского устава о наказаниях, т. е. лишению всех прав состояния и смертной казни. Эта мера была признана своевременной, когда через четыре месяца Кравчинский убил шефа жандармов Мезенцева. Александр II решил отменить вердикт присяжных по делу Засулич. Но она, одетая крестьянкой, уже ехала в вагоне четвертого класса в Германию. Как водится, история с Засулич обросла всякими легендами. Говорили даже, что ей помогает брат царя великий князь Николай: он, дескать, дал ей денег, рыжий парик и отправил, переодетую барином, за границу. Из Германии Засулич перебралась в Женеву. Там Плеханов, Аксельрод, Игнатов и Дейч создали первую марксистскую социал-демократическую группу, назвав ее «Освобождение труда». Как раньше впитывала Засулич слова Нечаева, так теперь она боготворила марксизм. Она стала быстро «заводиться». Говоря сначала, как все люди, Засулич повышала и повышала голос, словно собеседник глух или стоит в ста шагах. Наконец, она начинала просто кричать, маша при этом руками. Ее чаще одолевала хандра. Засулич часами ходила по комнате, ни с кем не разговаривая. Хорошо о ней сказала Малиновская: — Вере хотелось бы стрелять в Треповых каждый день, или по крайней мере раз в неделю. А так как этого нельзя, она и мучается. Засулич была членом редколлегии газеты «Искра». После раскола РСДРП на II съезде присоединилась к меньшевикам. Во время мировой войны 1914 г. занимала оборонческую позицию, в 1917 г. была членом плехановской группы и противником октябрьского переворота. Она — автор работ о Руссо и Вольтере, о терроре, очерков по истории I Интернационала. Где бы Засулич ни жила, она повергала в изумление квартирных хозяек. Таких нерях они еще не встречали. Совершенно равнодушная к удобствам, она так, бывало, запускала свое жилье, что даже видавшие виды революционеры поражались. Революция 1905 г. дала ей возможность вернуться в Россию. М. Фроленко пишет о встрече с Засулич (в 1912 г), жившей в петербургском доме литераторов: «Картина, которую я увидел, отворив дверь в ее комнату, сразу напомнила прошлое. Вера Ивановна с книгой в руке сидит за столом, заваленным всякой всячиной. На окнах, на другом столе лежат вещи, стоят чайники, тарелки с недоеденной пищей, немытые стаканы, в углу сложено не то грязное белье, не то хлам какой-то, кровать не убрана Словом, Вера Ивановна осталась верна себе». Фроленко пытается как-то оправдать ее: «В это время она имела какое-то дело с рабочими, и вот там-то были вся ее душа и сердце, а удобства, еда, питье — это скучная неприятная обязанность, навязанная нам природой, и она отбывала ее как тяжелую повинность». Зимой 1918—1919 в комнате случился пожар. Засулич лишилась родного угла и любимого кота. 70-летняя, никому не нужная старуха сидела на ступеньках и плакала. Ее приютили жившие в том же дворе две сестры, но уже случилось воспаление легких, и первая русская террористка скончалась. * * * |