Главная страница
Навигация по странице:

  • Кто ж он, злодей Откуда вышел он Из шайки ли злодейской,Что революцией зовется европейской

  • Как сами террористы объясняли необходимость таких действий

  • Пётр Кошель История российского терроризма


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеПётр Кошель История российского терроризма
    Дата20.07.2022
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаistoriya-rossijskogo-terrorizma_RuLit_Me_716671.doc
    ТипКнига
    #633919
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    ― Да, слышал. А не знаете ли, кто стрелял?

    Дворянин.


    ― А спас кто?

    ― Крестьянин.


    ― Чем же его наградили за это?

    ― Сделали дворянином.

    Через несколько дней в Мариинском театре шла опера «Жизнь за царя». Зал был полон. В середине первого акта в ложу вошли Комис­саров с женой в сопровождении плац-адъютанта. Все встали и разра­зились рукоплесканиями. Зазвучал гимн. Комиссаровы, совершенно обалдевшие, кланялись. Послышались крики: «На сцену! На сцену!» И вот Комиссаров в своей чуйке оказался рядом с Сусаниным.

    В антракте на сцену вышел Майков и с большим чувством прочитал стихотворение:

    Кто ж он, злодей? Откуда вышел он?

    Из шайки ли злодейской,


    Что революцией зовется европейской?

    Кто б ни был он, он нам чужой,

    И нет ему корней ни в современной нам живой,

    Ни в исторической России!
    Петербургская аристократия наперебой приглашала Комиссаровых к себе. Его возили в каретах из дома в Дом, угощая такими деликате­сами, о которых он и не слыхивал никогда. На балу в Дворянском со­брании Комиссаров был уже в мундире, при шпаге и с треугольной шляпой. Говорили, что ему купили большое имение в Костромской гу­бернии, откуда он был родом; услужливые придворные даже произве­ли его в потомки Сусанина, спасшего царя Михаила Федоровича. По­том Комиссаров куда-то пропал, ходили слухи, что запил. Зачертил, как говаривали мастеровые. От пьянства и скончался.

    Муравьев взялся за дело не на шутку. Он положил себе не только исследовать причины покушения, но и взглянуть на этот случай под бо­лее широким углом: в свете нарастания либеральных веяний в обще­стве и антимонархических тенденций.

    Один из участников ишутинского кружка так потом объяснял при­чины, побудившие его принять участие в сходках: «Я благоговел пе­ред государем после освобождения крестьян, я тогда плакал от ра­дости, но скоро стали говорить, и писать, что эта реформа ничего не стоит. «Современник» прямо проводил эту мысль: не ждите от правительства ничего хорошего, ибо оно не в состоянии дать его; хорошее можно взять только самому. Добролюбов, Чернышевский, Писарев и прочие — всякому известно, что говорили эти люди, как разбивали все старое и на какие средства и цели указывали... Эти журналы — «Современник» и «Русское слово» — стали какими-то евангелиями у молодежи, в них прямо говорилось, что без эконо­мического переворота нет спасения миру, всякий честный человек должен стараться об участи своего народа. Вот почему, живя по­среди таких мнений, невольно проникаешься ими, подвигаешься на противозаконную деятельность... И вышел я несчастным порожде­нием своего времени, да еще к тому же бесхарактерным, одним из тех многих, которые уже заплатили за свои увлечения...»

    Издатель либерального «Современника» Некрасов, поэт «мести и печали», почувствовал, что дело плохо и предпринял попытки прими­рить Муравьева если не с идеями своего журнала, то хотя бы с его сотрудниками. Когда в Английском клубе после обеда Муравьев вышел на балкон и закурил свою любимую трубку, Некрасов приблизился к нему и попросил позволения прочесть стихотворение, сочиненное в честь графа:
    Бокал заздравный поднимая,

    Еще раз выпить нам пора

    Здоровье миротворца края...

    Так много ж лет ему... ура!

    Пускай клеймят тебя позором

    Надменный Запад и враги:

    Ты мощен Руси приговором,

    Ее ты славу береги!

    Мятеж прошел, крамола ляжет,

    В Литве и Жмуди мир взойдет;

    Тогда и самый враг твой скажет:

    Велик твой подвиг. .. и вздохнет.

    Вздохнет, что, ставши сумасбродом,

    Забыв присягу, свой позор,

    Затеял с доблестным народом

    Поднять давно решенный спор.

    Нет, не помогут им усилья

    Подземных их крамольных сил,

    Зри! Над тобой, простерши крылья,

    Царит архангел Михаил!
    Прочитав, Некрасов обратился и Муравьеву: ― Ваше сиятельство, позвольте опубликовать.

    ― Это ваша собственность,— сухо ответил граф,— вы можете рас­полагать ею, как хотите.

    ― Но я бы попросил вашего совета.

    ― В таком случае, не советую.

    Некрасов даже выступил на одном из обедов в честь Комиссарова:
    Сын народа! Тебя я пою!

    Будешь славен ты много и много,

    Ты велик, как орудие Бога,

    Направлявшего руку твою...
    Но, увы, журнал «Современник» по настоянию Муравьева был за­крыт.

    Следственная комиссия, закончив работу, передала дело в высший уголовный суд. Очевидец вспоминает:

    «Перед открытием заседания князь Гагарин сказал мне, что он бу­дет говорить Каракозову «ты», потому что такому злодею нет возмож­ности говорить «вы». Мне удалось, однако, убедить князя как человека в высшей степени разумного, что выражать таким образом негодование против подсудимого, каково бы преступление его ни было, для судьи совершенно неприлично и что в настоящем случае существенно необ­ходимо подавить в себе негодование к преступнику и говорить с ним, не нарушая обычных форм... Первым был введен Каракозов. В залу во­шел высокий белокурый молодой человек, видимо, смущенный и не знавший ни куда ему идти, ни где ему стать. За ним вошли два солдата с обнаженными тесаками.

    «Каракозов, подойдите сюда»,— сказал председатель дрогнувшим голосом.

    Каракозов подошел к столу и стал против председателя, не смотря, впрочем, ни на него, ни на кого другого прямо. Так он себя держал во всех заседаниях, подергивая, кроме того, свои усики и говоря обык­новенно сквозь зубы.

    «Вы вызваны в суд,— сказал ему председатель,— для выдачи вам обвинительного акта о том страшном преступлении, в котором вы об­виняетесь. Допрос вам теперь не делается, но если вы сами желаете сделать показание, то оно будет принято».

    Каракозов: «Преступление мое так велико, что не может быть оп­равдано даже тем болезненным нервным состоянием, в котором я на­ходился в то время».

    Каракозова обвиняли в покушении «на жизнь священной особы го­сударя императора и в принадлежности к тайному революционному об­ществу».

    Клиника Московского университета, освидетельствовав обвиняемо­го, определила, что его умственные способности нормальны, никаких припадков болезни, приводивших бы его в умоисступление, не обна­ружены.

    Суд постановил: именующегося дворянином, но не утвержденного в дворянстве Дмитрия Владимирова Каракозова, 25 лет, по лишении всех прав состояния, казнить смертью через повешение.

    Каракозов стал писать прошение о помиловании, но никак не мог его кончить. Он исписал несколько листов бумаги. Наконец, его защит­ник убедил Каракозова написать коротко и сильно.

    «Каракозов,— сказал князь Гагарин,— государь император повелел мне объявить вам, что его величество прощает вас, как христианин, но как государь простить не может».

    Лицо Каракозова вдруг потемнело, стало мрачно. «Вы должны го­товиться к смерти,— продолжал Гагарин,— подумайте о душе своей, покайтесь».

    Несчастный стал говорить что-то о голосах и видениях, но Гагарин снова предложил ему готовиться, и Каракозова увели.

    Ишутина, как зачинщика замыслов о цареубийстве, уличенного в незаявлении правительству о известном ему преступном намерении Ка­ракозова и как основателя обществ, действия коих клонились к эко­номическому перевороту, с нарушением прав собственности и ниспро­вержением государственного устройства, решено было лишить всех прав и казнить смертью через повешение. Приговор в последнюю ми­нуту заменили на каторжные работы.

    Остальных сослали в Сибирь на поселение и в каторжные работы на рудниках, приговорили к различным тюремным срокам. Шестерых освободили.

    Сосланного в Сибирь Ишутина внезапно вернули с дороги для дачи новых показаний. Брешко-Брешковская рисует такую картину:

    «Раз ночью раздался шум в коридоре, загремели железные засовы, и в маленькой камере рядом с большой, где помещались каракозовцы, послышался таинственный шум, шептавшиеся голоса. Потом дверь за­творилась, люди ушли, и снова тишина и безмолвие. Большую камеру от маленькой отделяла дощатая стена, плохо сколоченная. Молодые си­лачи стали сверлить дыры, прокладывая щели, но, когда они услышали в ответ на зов знакомый голос, быстро сообразили, как вынуть одну из досок, и через несколько минут стояли против Ишутина. Он задро­жал, отскочил и закричал: «Это не вы, неправда, это не вы... вас давно нет в живых... вас замучили... неправда, это обман, вас нет, вас нет!» Бледный, измученный, с горящими глазами, он был страшен собствен­ным ужасом, ужасом человека, увидевшего перед собой людей с того света. Мало-помалу ласковые слова товарищей, их приветливые лица успокоили Ишутина.

    Он стал рассказывать, как его вернули с дороги, привезли в Шлиссельбургскую крепость, пустынную, мрачную, сырую; как заковали в кандалы и держали при самом жестоком режиме. Мертвая тишина ок­ружала его каменный гроб, и только вначале к нему входили чиновни­ки, требовали дальнейших откровенных показаний о заговоре и грози­ли новыми ужасами. К нему принесли изодранную окровавленную одежду, в которой он узнал платье своих товарищей по суду, говоря, что и с ним будет поступлено так же, если он не откроет всей правды. Но ничего нового Ишутин сказать не мог, да и жандармам все было известно из показаний других участников дела...»

    Скончался он, почти сумасшедшим, в 1878 г. на Каре.

    Последний день и последнюю ночь Каракозов о чем-то угрюмо ду­мал, никаких писем родным писать не стал.

    Утром 3 сентября 1866 г. его привезли из Петропавловской кре­пости на Смоленское поле.

    Секретарь уголовного суда, обязанный по должности присутство­вать при исполнении приговора, вспоминал:

    «Несмотря на ранний час, улицы уже не были пустые, а на Василь­евском острове сплошные массы народа шли и ехали по тому же на­правлению. При виде наших карет пешеходы просто начинали бежать, вероятно, из опасения опоздать. Смоленское поле буквально было за­лито несметною толпою народа.

    Наконец мы подъехали к месту казни. Между необозримыми мас­сами народа была оставлена широкая дорога, по которой мы и доехали до самого каре, образованного из войск. Здесь мы вышли из экипажа и вошли в каре. В центре был воздвигнут эшафот, в стороне поставлена виселица, против нее устроена низкая деревянная площадка для мини­стра юстиции со свитой. Все выкрашено черною краской.

    Скоро к эшафоту подъехала позорная колесница, на которой спи­ной к лошадям, прикованный к высокому сиденью, сидел Каракозов. Лицо его было сине и мертвенно. Исполненный ужаса и немого отча­яния, он взглянул на эшафот, потом начал искать глазами еще что-то, взор его на мгновение остановился на виселице, и вдруг голова Кара­козова конвульсивно и как бы непроизвольно отвернулась от этого страшного предмета.

    А утро начиналось такое ясное, светлое, солнечное. Палачи отко­вали подсудимого, взвели его на высокий эшафот и поставили к по­зорному столбу. Министр юстиции обратился ко мне: «Господин сек­ретарь, объявите приговор суда». Я взошел на эшафот, остановился у самых перил и, обращаясь к войску и народу, начал читать: «По указу Его Императорского Величества»; после этих слов забили барабаны, войско сделало на караул, все сняли шляпы. Когда барабаны затихли, я прочел приговор от слова до слова и воротился к министру.

    На эшафот взошел протоиерей Полисадов. В облачении и с крестом в руках он подошел к Каракозову, сказал ему последнее напутствен­ное слово, дал поцеловать крест. Палачи стали надевать саван, который совсем закрывал Каракозову голову, но у них не получалось, потому что не вложили рук его в рукава. Полицмейстер, сидевший верхом на лошади возле эшафота, сказал об этом. Палачи сняли саван и надели уже так, чтобы руки можно было связать длинными рукавами назад. Это тоже, конечно, прибавило горькую минуту осужденному, ибо, ког­да снимали с него саван, не должна ли была мелькнуть в нем мысль о помиловании? Впрочем он, скорее всего, потерял всякое сознание и допускал распоряжаться собою, как вещью. Палачи свели его с эша­фота, подвели под виселицу, поставили на роковую скамейку, надели веревку...

    Я отвернулся и простоял за министром юстиции боком к виселице все 20 или 22 минуты, в продолжение которых висел преступник... На­конец министр сказал мне: «Его положили в гроб». Я обернулся к ви­селице и увидел у ее подножия простой гроб, который обвертывали веревкою. Тут же стояла телега в одну лошадь. На телегу положили гроб, и правосудие свершилось!»
    * * *
    Надежды, возлагаемые Каракозовым на покушение, не сбылись, Выстрел не только не всколыхнул народ, напротив — как бы сплотил все российское общество. Взрыв патриотизма был неслыханный. В на­роде же сложилась легенда, что Каракозова послали дворяне, желаю­щие отомстить царю за освобождение крестьян.

    Разночинная интеллигенция стала складываться еще в середине ве­ка. Дети мелкого дворянства, не имея средств к существованию, по­неволе начинали искать какой-либо заработок. А найти его можно бы­ло, лишь получив образование. Не мог же в ту пору дворянин, напри­мер, трудиться на фабрике или в поле.

    Дети разорившихся дворян, потеряв с отменой крепостного права свои привилегии, поступали в университеты, где близко знакомились с другими сословиями: отпрысками купцов, священников. Вспомним тургеневских Аркадия и Базарова. Ведь это люди, разные по социаль­ному положению.

    Со временем из этих групп молодежи образовалась так называемая разночинная прослойка, разночинцы (разные по чину, сословию).

    Несколько либерально настроенных из них создали в 1862 г. об­щество «Земля и воля». Это были Огарев, братья Серно-Соловьевичи, Обручев и др.

    Программой общества явился листок «Что нужно народу?». Его со­чинил Огарев.

    Прежде всего, говорилось там, народу нужны земля и воля. Но дать их должно правительство. Политических требований или национализа­ции земли в программе не было.

    Позже духовным вдохновителем разночинной молодежи стал жур­нал «Современник», редактируемый Чернышевским.

    Возник вопрос метода борьбы: социальная насильственная револю­ция или постепенное изменение общества, ведущее к социализму.

    Революционное движение 1870-х годов XIX в. — это прежде всего деятельность партии «Народная воля». В ней едва набирается сорок человек, нет подчас денег на неотложные нужды, но несколько лет подряд эта партия является предметом головной заботы у правитель­ства...

    Основной задачей новой революционной партии наметилась поли­тическая борьба: с самодержавием, с полицейским режимом. А мето­дом этой борьбы стал террор. Если Каракозов и Соловьев были оди­ночками, то здесь уже наметилась некая система. Идея террора подо­бно ржавчине расползается среди народнических кружков. Старая на­родническая идеология еще сопротивлялась: по ней, политическая свобода и конституция были не более чем буржуазными предрассуд­ками; политическая борьба считалась для социалистов ненужной, это удел либералов. Террор народничество не допускало. Правда, в партии «Земля и воля» был особый отдел, но он действовал лишь против шпи­онов и сыщиков.

    После липецкого и воронежского съездов образовавшаяся партия полностью нацеливается на политику и террор. Покушение следует за покушением.


    Как сами террористы объясняли необходимость таких действий?

    Кибальчич говорил на суде:

    «Если бы обстоятельства сложились иначе, если бы власти отнес­лись патриархальнее к деятельности партии, то ни крови, ни бунта, ко­нечно, теперь не было бы, мы все не обвинялись бы в цареубийстве, а были бы среди городского и крестьянского населения. Ту изобретательность, которую я проявил по отношению к метательным снарядам, я, конечно, употребил бы на изучение кустарного производства, на улучшение способа обработки земли...»

    Желябов соглашается с ним:

    «Я долго был в народе, работал мирным путем, но вынужден был оставить эту деятельность по той же причине... Русские народолюбцы не всегда действовали метательными снарядами, в нашей деятельности была юность розовая и мечтательная, и если она прошла, не мы тому виной. Движение совершенно бескровное, отвергавшее насилие, не ре­волюционное, а мирное, было подавлено. Я насилия не признавал, пол­итики касался мало, товарищи еще меньше. Все мои желания были — действовать мирным путем в народе, тем не менее, я очутился в тюрь­ме, где и революционизировался. Вместо мирного слова мы сочли нуж­ным перейти к фактической борьбе...»

    Значит, если верить этим словам, правительство вынудило народни­ков стать террористами.

    Но если проследить развитие народничества, увидим: сначала шла пропаганда — по Лаврову, затем агитация и крестьянский бунт — со­гласно Бакунину, потом заговор, захват власти и использование ее для социальной революции — по Ткачеву. Стало быть, народники теорети­чески переходили к более простому, как им представлялось, методу — образовании партии заговорщиков, которым не нужно агитировать мас­сы, просвещать народ и т. д.

    Что такое социальная революция, они представляли довольно смут­но. «Ни одна из современных программ классового социализма и не мерещилась нам в то время, и социализм понимался всеми исключи­тельно в смысле идеалистическом, по Фурье и Роберту Оуэну, а то и просто никак не понимался»,— так писал позже известный народово­лец Морозов. Он сам стремился к борьбе с монархизмом вообще, «и наилучшим средством для этого считал способ Вильгельма Телля и Шарлотты Корде».

    Известно, что политическая ситуация в стране базируется на ситу­ации экономической.

    В 1861 г. отменено крепостное право. Но крестьянин без земли все равно был в зависимости от помещика. Продуктовой, отработочной или денежной — одной из этих форм он должен был рассчитываться за арендованную землю.

    Крестьянин, освободившись от крепостной зависимости, попадал под власть денег, в условия товарного производства. В России нарож­дался капитализм. Причем его развитие в отличие от Европы понеслось стремительно.

    Хозяйственно отсталой стране пришлось строить заводы, фабрики и железные дороги. Но на все это требовались деньги. Вся тяжесть упала на мужика. В деревню ринулись новые -народившиеся дельцы, да и вчерашний крепостник драл семь шкур, переводя полученный от кре­стьян продукт в деньги, а те вкладывая в облигации, акции и т. п.

    В поэме Некрасова «Современники» — картина тех лет:
    Общество пестрое: франты, гусары,

    И генерал, и банкир, и кулак...

    Сидели тут важно в сознании силы

    Зацепа и Савва, столпы-воротилы,

    Зацепа был мрачен, а Савва сиял.

    Тут были банкиры, дельцы биржевые

    И земская сила — дворяне степные.

    Тут было с десяток менял,

    Сидели тут рядом тузы-иноземцы:

    Остзейские, русские, прусские немцы,

    Евреи и греки, и много других...
    А эти строки Некрасова будто из нынешнего дня:
    Грош у новейших господ

    Выше стыда и закона:

    Нынче тоскует лишь тот,

    Кто не украл миллиона.

    Бредит Америкой Русь,

    К ней тяготеет сердечно.

    Шуйско-Ивановский гусь

    — Американец?.. Конечно!

    Что ни попало — тащат!

    Наш идеал,— говорят,—

    Заатлантический брат:

    Бог его — тоже ведь доллар...
    Реакция революционеров на происходящее последовала незамедли­тельно. Михаил Бакунин в брошюре «Наука и насущное революционное дело» пишет: «Народу нужна земля, вся земля; значит, надо разорить, огра­бить и уничтожить дворянство, и теперь уже не только одно дворян­ство, но и ту довольно значительную часть купечества и кулаков из народа, которые, пользуясь новыми льготами, в свою очередь, стали помещиками, столь же ненавистными и чуть ли не более притеснитель­ными для народа, чем помещики стародавние».

    П.Ткачев восклицал в 1875 г: «Пришло время ударить в набат! Смотрите! Огонь «экономического прогресса» уже коснулся коренных основ нашей народной жизни. Под его влиянием уже разрушаются ста­рые формы нашей общинной жизни, уничтожается самый принцип об­щины, долженствующий лечь краеугольным камнем того общественно­го будущего строя, о котором все мы мечтаем... На развалинах пере­горающих форм нарождаются новые — формы буржуазной жизни; развивается кулачество, мироедство, воцаряется принцип индивидуа­лизма, бессердечного, алчного эгоизма».

    После убийства шефа жандармов Мезенцева террорист Степан Кравчинский издал за границей брошюру под названием «Смерть за смерть». В ней проводится интересная мысль: революция борется собственно не с правительством, а с буржуазией. Правительство не должно вмеши­ваться в эту борьбу, и если оно это все же делает, становясь на сто­рону буржуазии, то получает удары, предназначенные буржуазии.

    Кравчинский не понимал, что помещичья Россия и принадлежащий ей правительственный аппарат защищали не буржуазию, а себя.
    * * *
    Имя Нечаева мы впервые встречаем при знакомстве с нефедовским кружком, где он только начинал впитывать революционные идеи. Про­цесс 1866 г. не коснулся его, и уже через два года Нечаев становится заметным в кружковой среде. В конце 1868 г. он вольнослушатель Пе­тербургского университета и преподаватель приходского училища.

    В эту пору развертывается притихшее было студенческое движе­ние: организовываются землячества, кассы взаимопомощи. На примере воззвания студентов видны устремления молодежи:

    «Мы, студенты медицинской академии, технологического института, земледельческой академии, желаем:

    1. Чтобы нам предоставлено было право иметь кассу, то есть по­могать нашим бедным товарищам.

    2. Чтобы нам предоставлено было право совещаться о наших общих делах в зданиях наших учебных заведений.

    3. Чтобы с нас снята была унизительная полицейская опека, кото­рая с ученической скамьи налагает постыдное клеймо рабства.

    Начальство на наши требования отвечает закрытием учебных за­ведений, противозаконными арестами и высылками. Мы аппелируем к обществу. Общество должно поддерживать нас, потому что наше дело — его дело. Относясь равнодушно к нашему протесту, оно кует цепи рабства на собственную шею. Протест наш тверд и единодушен, и мы скорее готовы задохнуться в ссылках и казематах, нежели задыхаться и нравственно уродовать себя в наших академиях и уни­верситетах».

    Как видите, требования студентов довольно невинны. Нечаев, по­сещая студенческие кружки, убеждал, что «студенческое движение нужно сделать политическим, производящим шум в обществе, вызвать к студентам сочувствие. Брожение среди студентов нужно неизменно поддерживать, организуя их в кружки для осуществления тенденций «Народного дела».

    Нечаев в то время зачитывался книгой Буонаротти о заговоре Бабефа, Карлейлем с его идеализацией героев и их роли в истории, изу­чал декабристов.

    Он говорил студентам:

    — Всякий честный человек должен бросить ученье и идти в народ, чтобы быть ему полезным; развития для этого не нужно; нужно только желание помочь народу, потому что есть люди более развитые, кото­рые уже будут управлять действиями менее развитых.

    Себя Нечаев, очевидно, видел в числе первых. В его разгоряченном воображении рисовались многочисленные организации по всей России, подчиняющиеся ему, дрожащие от ужаса вельможи, решительные пре­образования империи. Нечаев рассчитывал организовать студентов и через них поднять народ.

    Он говорил:

    — Революция неизбежна и является единственным исходом, ибо правительство одной рукой открывает школы, а другой не допускает окончивших университет к преподаванию в них.

    Нечаев, этот «худенький, маленький, нервный, вечно кусающий свои изъеденные до крови ногти молодой человек с горящими глазами, с резкими жестами» неутомимо ходит по студенческим группам, раз­вертывая свои планы. Но безалаберные студенты организовываться в стройную революционную партию не желали, хотя нечаевские планы были грандиозны. Конечной целью его была социальная революция, а единственным средством достижения этой цели — революция полити­ческая.

    Нечаев утверждал в своей программе:

    «Мы должны стараться создать возможно большее количество революционных типов, развить в обществе сознание необходимости и возможности революции, как единственного средства для достижения лучшего порядка вещей, и заботиться об устройстве революционной организации. Мы должны распространять известного рода листки в известном духе, устраивать сходки и частные протесты, как предвари­тельную пробу, как практический прием для выработки революцион­ных типов, наконец, как средство сближения между собою отдельных лиц и многочисленных разрозненных кружков, вербовать людей, ста­раться вступить в сношения с европейскими революционными органи­зациями и поддерживать постоянную связь с ними...»

    Всеобщее восстание Нечаев планировал на весну 1870 г. , «потому что этот год поставит народу много серьезных и близких вопросов; в случае неудачи восстания в центрах, летнее время будет благо­приятствовать сепаративно войне на Волге и по Днепру и укрыватель­ству народа целыми массами в лесах».

    Желая поднять свой авторитет в глазах студенчества, Нечаев ре­шается на мистификацию. Сколько их будет еще! Его путь через не­винную кровь, обман начался.

    В конце января 1869 г. Нечаев зашел к своей сестре, жившей у Томилиной, и сказал, что его вызывает начальник секретного отделения. Возможен арест. Действительно, на другой день Нечаев исчез. К Томилиной прибежала девочка-подросток Вера Засулич и принесла запи­ску, полученную по почте: «Идя по мосту, я встретил карету, в какой возят арестованных, из нее выбросили мне клочок бумаги, и я узнал голос дорогого для меня человека: если вы честный человек, доставьте это, я спещу исполнить и, в свою очередь, прошу вас, как честных людей, сию минуту уничтожить мою записку, чтобы не узнали меня по почерку. Студент».

    На другой записке от Нечаева, вернее, на грязном клочке бумаги красным карандашом было написано:

    «Меня везут в крепость; не теряйте энергии, друзья-товарищи, хло­почите обо мне. Даст Бог — свидимся».

    Нечаева с Томилиной тотчас отправились на поиски. Они обошли всевозможные полицейские и тюремные инстанции. О Нечаеве там не слышали. Достучались даже до Петропавловской крепости. Ее комен­дант заверил, что такого заключенного у него нет. Сам шеф жандармов Мезенцев поклялся, что в его ведомстве Нечаева не было.

    Среди молодежи распространился слух, что якобы Нечаев бежал из крепости через отхожее место в генеральской шинели. Возник об­раз героя.

    В феврале Нечаев объявился в Москве у Орлова, сказав, что бежал из крепости и, взяв у него паспорт для поездки за границу, сперва по­ехал в Одессу.

    В марте он снова в Москве, рассказывал о своих приключениях. Его будто бы опять арестовали, он бежал, 50 верст шел пешком, потом ехал с чумаками. Нечаев взял паспорт у другого товарища и уже ле­гальным образом под чужим именем выехал за границу.

    Перед русскими эмигрантами он предстал как уже опытный, с име­нем, революционер. Но Герцен, ставивший себя очень высоко, отка­зался иметь дело с каким-то студентом. «Апостол анархии» Бакунин принял Нечаева ласково. Тот уверял старика, что студенческое движе­ние, которое Нечаев якобы представляет, есть искра будущего боль­шого пламени. Он разукрасил небылицами свой мифический арест, свою подпольную работу. Ждавший хоть каких-то сдвигов в России, Бакунин поверил Нечаеву, как дитя.

    Нечаев настолько очаровал его и Огарева, что последний даже по­святил ему стихотворение «Студент» с подзаголовком «Молодому дру­гу Нечаеву»:
    Он родился в бедной доле,

    Он учился в бедной школе,

    Но в живом труде науки

    Юных лет он вынес муки.

    В жизни стала год от году

    Крепче преданность народу,

    Жарче жажда общей воли...
    Нет нужды приводить полностью, оно довольно длинное и малохудожественное. Но стихотворение как бы подтверждало на родине значимость Нечаева.

    Это потом Бакунин будет сетовать в письме своему другу:

    «Нечаев — один из деятельнейших и энергичнейших людей, каких я когда-либо встречал. Когда нужно служить тому, что он называет делом, для него не существует колебании; он не останавливается ни пе­ред чем и бывает столь же безжалостен к себе, как и к другим... Не­чаев не мошенник, это неправда! Это фанатик преданный, но фанатик опасный... способ действия его отвратительный... Он пришел мало-по­малу к убеждению: чтобы создать общество серьезное и ненарушимое, надо взять за основу политику Макиавелли и вполне усвоить систему иезуитов: для тела — насилие, для души — одна ложь. Солидарность существует только между десятком лиц, которые об­разуют ядро общества. Все остальное служит слепым орудием и как бы материей для пользования в руках этого десятка людей, действи­тельно солидарных. Дозволительно и даже простительно их обманы­вать, компрометировать, обкрадывать и по нужде даже губить; это мя­со для заговоров... Симпатии людей, умеренно теплых, которые имеют человеческие интересы, как любовь, дружба, семья, общественные от­ношения, эти симпатии в его глазах не представляют достаточной ос­новы,— и во имя дела он должен завладеть вашей личностью без ва­шего ведома. Для этого он будет за вами шпионить и постарается ов­ладеть всеми вашими секретами, и для этого в вашем отсутствии, ос­тавшись один в комнате, откроет все ваши ящики, прочитает ваши письма... Если вы его представите приятелю, первою его заботой станет посеять между вами несогласие, дрязги... Он обманул доверие всех нас, он покрал наши письма, он страшно скомпрометировал нас; сло­вом, вел себя, как плут».

    Нечаева очень интересовал зарубежный денежный фонд. Жаждал денег он не для себя, а для революции.

    Однажды какой-то русский по фамилии Бахметьев, отправляясь че­рез Лондон на далекие острова, оставил Герцену 800 фунтов на ре­волюционные цели. Герцен поместил эти деньги в банк, и на момент приезда Нечаева революционный фонд составлял уже 1100 фунтов. Нечаев убедил Бакунина и Огарева, что в России вот-вот начнется вос­стание, и сумел благодаря им вырвать у больного Герцена половину этих денег.

    В Москву Нечаев привез, кроме денег, удостоверение за подписью Бакунина и с печатью: «Предъявитель сего есть уполномоченный пред­ставитель русской ветви всемирного революционного союза».

    Теснее, чем с другими, у Нечаева завязались отношения с Орловым, Томилиной и Успенским,

    Орлов был земляком Нечаева, сельским учителем, сыном священ­ника, Он приехал поступать в университет, но ему это не удалось. То­милина была замужем за отставным горным инженером. Люди небога­тые, они все же жили открытым домом, у них постоянно толклась мо­лодежь. Нечаев познакомился с Томилиной случайно в поезде. Потом он давал уроки латыни ее брату и устроил жить у Томилиной свою се­стру, совершенно необразованную простую работницу.

    Успенский служил в книжном магазине. Это был романтический мо­лодой человек, попавший под влияние Нечаева. К нему-то последний и явился из Женевы. Успенский стал первым слушателем нечаевского «Катехизиса революционера». В нем излагался план организации, за­думанной Нечаевым по масонскому принципу.

    Выдавая себя за эмиссара некоего международного революционно­го центра, Нечаев стал организовывать кружки, причем члены одного не знали состава другого. Вступивший в кружок не имел права спорить, расспрашивать, сомневаться. Он должен был беспрекословно подчи­няться комитету.

    Нечаев хотел кружками охватить всю европейскую Россию. По сигналу кружки должны были поднять восстание. Нечаев намечал рево­люцию на 19 февраля 1870 г.

    «Все это поганое общество, — учил он, — должно быть раздроблено на несколько категорий. Первая категория — неотлагаемо осужденных на смерть. Да будет составлен товариществом список таких осужден­ных, по порядку их относительной зловредности для успеха револю­ционного дела так, чтобы предыдущие номера убрались прежде после­дующих. При составлении таких списков должно руководствоваться отнюдь не личным злодейством человека, ни даже ненавистью, воз­буждаемой в товариществе или народе. Это злодейство и эта не­нависть могут быть даже отчасти полезными, способствуя к возбуж­дению народного бунта.

    Вторая категория должна состоять из людей, которым даруют толь­ко временно жизнь, чтобы они рядом зверских поступков довели на­род до неотвратимого бунта.

    К третьей категории принадлежит множество высокопоставлен­ных личностей, не отличающихся ни особенным умом, ни энергией, но пользующихся по положению богатством, связями, влиянием. На­до их эксплуатировать всевозможными манерами, путями, оглушать, сбить с толку и, овладев их грязными тайнами, сделать своими ра­бами.

    Четвертая категория состоит из государственных честолюбцев и ли­бералов с разными оттенками. С ними можно конспирировать по их программам, делая вид, что следуешь за ними, а между тем прибирать их к рукам, скомпрометировать их донельзя, чтобы возврат им стал не­возможен; их руками мутить государство.

    Пятая категория — доктринеры, конспираторы, революционеры, все праздношатающиеся в кружках и на бумаге. Их надо беспрестанно тол­кать и тянуть в практичные, головоломные заявления, результатом ко­торых будут бесследная гибель большинства и настоящая революцион­ная выработка немногих.

    Шестая и важная категория — женщины, которых должно разде­лить на три главных разряда: одни — пустые, ими можно пользоваться как третьей и четвертой категориями мужчин, другие горячие, пред­анные, способные, но не наши, потому что не доработались еще до настоящего бесстрастного и фактического революционного понимания; их должно употреблять, как мужчин пятой категории; наконец, жен­щины совсем наши, посвященные и принявшие всецело нашу про­грамму».

    Программы будущего государственного строя у Нечаева не было. Он полагал, что государственная форма организуется потом сама со­бой, стоит лишь свергнуть монархию.

    Успенский привел четверых студентов и отставного коллежского секретаря Прыжова. Последний, кстати, занимался сочинительством, написал книгу «История кабаков и питейного дела в России».

    Организацию назвали «Обществом народной расправы». Его члены обозначались номерами, встречам придавалась таинственность. Приоб­рели печатный шрифт, сделали печать. По кругу шла надпись «Комитет народной расправы 19-го февраля 1870 г», в середине изображен то­пор. Печать ставилась на бланки, внизу которых писалось «по прочте­нии сжечь немедленно».

    Члены общества занимались в основном антиправительственной агитацией, распространяя ложные слухи и прокламации. Прыжов до­стал несколько старых паспортов и священническую рясу, Нечаев — офицерскую форму.

    Нечаев уже думал послать Бакунину связного.

    Но среди членов оказался человек, ставивший под сомнение слова Нечаева о каком-то таинственном комитете, постоянно споривший на встречах и даже пытавшийся организовать свое общество. Это был сту­дент земледельческой академии Иванов.

    В ноябре в пруду Петровского парка, принадлежащего академии, нашли тело. В нем опознали Иванова. По всей видимости, он был за­стрелен. На шее — красный шарф с привязанным кирпичом. Полиция вышла на Успенского, который признался в убийстве и назвал сообщ­ников: Нечаева, Прыжова, Николаева и Кузнецова. При следствии от­крылось все об организации, были обнаружены бланки, прокламации типа:

    «Начинание нашего святого дела было положено Дмитрием Карако­зовым... Мы имеем только один отрицательный неизменный план бес­пощадного разрушения... Да, мы не будем трогать царя, если нас к тому не вызовет преждевременно какая-либо безумная мера или факт, в ко­тором будет заметна его инициатива. Мы убережем его для казни му­чительной и торжественной перед лицом всего освобожденного чер­ного люда, на развалинах государства... А теперь мы безотлагательно примемся за истребление его Аракчеевых, то есть тех извергов в бле­стящих мундирах, обрызганных народною кровью, что считаются стол­пами государства...»

    Успенского осудили на 15 лет каторжных работ в рудниках, Пры­жова — на 12, Кузнецова — на 10, Николаева — на 7, затем их пред­полагалось поселить в Сибири навсегда.

    Нечаев скрылся за границу вместе с женой коллежского советника Варварой Александровской. Правда, через месяц она вернулась с сун­дуком прокламаций. На границе ее арестовали. Александровская по­казала, что была в Женеве, где рассказывала Огареву о России, потом по приказанию Нечаева вернулась.

    Всего по нечаевскому делу пошло под суд 87 человек, некоторых оправдали.

    Нечаев не получил у Огарева остаток фонда, заставил Бакунина от­казаться от начатого перевода марксовского «Капитала» и даже напи­сал издателю угрожающее письмо. Под редакцией Нечаева и Бакунина вышло несколько номеров «Колокола». Потом они поссорились, и Ба­кунин поддерживал знакомство с людьми, только если те порывали с Нечаевым. Он писал Огареву: «Нечего говорить, какую роль глупцов сыграли мы. Если бы жив был Герцен, как он над нами бы зло посме­ялся, и по праву. Теперь нам остается только проглотить эту горькую пилюлю и быть осторожнее на будущее время».

    Едва III Отделение узнало, что Нечаев за границей, оно стало его разыскивать. Выдачи Бакунина русское правительство у иностранных властей не могло требовать. Нечаев же был виновен в прямом убий­стве. Шеф жандармов граф Шувалов обратился к нашим посланникам во всех крупных государствах: принять меры к обнаружению Нечаева. В Европу отправили агентов. Думали выйти на Нечаева через Бакунина, но они уже не встречались. Две трети Европы активно прочесывались агентами, на всех крупных вокзалах установилось наблюдение.

    Наконец, решили ввести в среду революционеров, где мог бы поя­виться Нечаев, своего человека. Это был поляк Стемпковский. Он со­общил однажды, в каком цюрихском ресторане и когда будет ветречаться с Нечаевым. Один из членов Интернационала, оказавшийся то же там, говорил, что на вошедшего Нечаева накинулась группа пере­одетых в штатское швейцарских жандармов и поволокли его. Нечаев, знакомый с рассказчиком, крикнул ему: «Скажите русским, что Линдерса арестовали!» Под этой фамилией он жил в Цюрихе.

    При выходе подсудимый прокричал: «Да здравствует собор! Долой деспотизм!»

    Нечаева посадили в Алексеевский равелин Петропавловской кре­пости. На третий год к нему приехал шеф жандармов генерал Потапов с предложением составить для III Отделения записку о революционных кружках, заграничных русских революционерах, партийных средствах и пр. Нечаев кинулся на генерала и, ударив кулаком в лицо, разбил ему нос.

    Нечаева посадили на цепь в одну камеру с сумасшедшим Шевичем.

    В июле 1875 г. комендант крепости попросил Нечаева от имени правительства изложить свой взгляд на положение русских дел вооб­ще. Нечаев написал большое письмо царю, где называл существующий строй отжившим и разлагающимся, предрекал близкую революцию, разрушительный характер которой может быть ослаблен лишь срочным введением либеральных конституционных учреждений и созывом представителей народа для пересмотра законов.

    Со временем с заключенного сняли цепи, он мог пользоваться книгами, письменными принадлежностями. Нечаев распределил себе весь день. Он строго по часам занимался гимнастикой, чтением и письмом.

    Нечаев сумел войти в контакт с людьми, сторожившими его. Начал он с разговоров о своей горестной судьбе, о несправедливости... Со­гласно приказу, ему не отвечали. «Молчишь... Тебе запрещено гово­рить. Да знаешь ли, друг, за что я сижу... Вот судьба, вот будь честным человеком: за них же, за его же отцов и братьев погубишь свою жизнь, а заберут тебя, да на цепь посадят, и этого же дурака к тебе приставят. И стережет он лучше собаки. Уж действительно, не люди вы, а скоты бессмысленные». Бывало, солдат не выдерживал и бормо­тал что-то о присяге, о верности службе. Тут Нечаев расходился: он цитировал Священное писание, хорошо изученное им в заключении, убеждал в своей честности.

    Говоря таким образом с каждым солдатом, он узнавал и сопо­ставлял разные факты из их жизни. Потом Нечаев поражал сторо­жей своей осведомленностью. Солдаты видели, что это важный пре­ступник, даже фамилии его они не знали, просто «номер пятый». Нечаев еще намекал на свою дружбу с наследником. Постепенно солдаты уверились, что охраняют человека необычного. Они стали покупать ему за свой счет газеты, кое-какую еду. Покушение Со­ловьева Нечаев представил как дело рук наследника, с которым он якобы в переписке. В конце концов, многие солдаты были готовы помогать Нечаеву. Причем первый, согласившийся на это, думал, что он едва ли не последний.

    Шли годы. В равелин посадили народовольца Ширяева. Они стали обмениваться через солдат записками. Потом Нечаев уговорил ча­сового отнести записку к товарищу Ширяева, находящемуся на воле. Скоро солдаты уже встречались с народовольцами на улицах, в трак­тирах.

    Нечаев предложил Желябову план: когда в такой-то день импера­торская фамилия будет находиться в Петропавловском соборе, захва­тить ее и объявить царем наследника. Народовольцы сочли это невы­полнимым, они скорее решались освободить узников из крепости. Но сначала «Народная воля» предполагала убить царя. Нечаев все одобрял, он был очень рад возникновению новой организации. Правда, находил в ней много ошибок. По его мнению, партия не могла себя подать, за­явить о себе на всю Россию.

    «К тому же,— писал народовольцам Нечаев,— возможно ли печатать отчет о пожертвованиях, сумма которых составляет всего каких-нибудь 5—8 рублей? Да их нужно увеличивать по крайней мере двумя нулями. Или какой смысл обращаться к обществу и народу с воззва­нием о поддержке, даже указывая, что в противном случае организа­ция может быть разбита. Комитет не должен допускать и мысли об этом; он должен только возбуждать общество или народ и обещать им свою поддержку, а не просить ее у них...» Нечаев посоветовал наро­довольцам выпустить для мест, где вера в царя сильна, поддельный цар­ский манифест, где будто бы по совету императрицы, князей и графов крестьяне возвращались помещикам, увеличивался срок солдатской службы и пр. Для священников нужно было разослать фальшивый указ Синода такого содержания: «Всемогущему Богу угодно послать России тяжкое испытание: новый император Александр III заболел недугом умопомешательства и впал в неразумение». Священники должны были тайно молиться о здравии царя, но никому ничего не рассказывать. Рас­чет Нечаева заключался в том, что священники секрет не удержат. По­том следовало разослать манифесты от тайного «Великого земского со­бора всея Великия, Малыя и Белыя России» к крестьянам и армии: царь убит, новый царь сошел с ума; Собор производит передел земли и ос­вобождает солдат от службы...

    Когда после убийства Александра II начались аресты, и у Перовской нашли адреса некоторых женщин — подруг солдат из Петропавловской крепости, над Нечаевым установили строгий контроль. Заподозренного в симпатиях к заключенному, сына тюремного смотрителя арестовали первым. Вслед за ним и самого смотрителя, полковника. Нижних чинов арестовали до 80 человек. Часть вскоре освободили, но 23 солдат присудили к арестантским ротам и административной ссылке. «Что ж,— говорили они на суде о Нечаеве,— он приказал, и ослушаться не смели»,

    Нечаева в крепости лишили книг, своей пищи, своей одежды. У не­го открылась чахотка, пошла кровь горлом. В ночь на 9 мая 1883 г. Нечаев скончался.

    Полицейский пристав доносил: «Тело умершего в час ночи из кре­пости доставлено на Преображенскую станцию Николаевской желез­ной дороги». Где похоронили Нечаева — неизвестно.

    В 1934 г. в одном из журналов Д. Бонч-Бруевич опубликовал вос­поминания «Ленин о художественной литературе».

    Там, в частности, говорилось:

    «До сих пор не изучен нами Нечаев, над листовками которого Вла­димир Ильич часто задумывался, и когда в то время слово «нечаевщина» и «нечаевцы» даже среди эмиграции были почти бранными, когда этот термин навязывали тем, кто стремился к пропаганде захвата власти пролетариатом, к вооруженному восстанию и к непременному стремлению диктатуры пролетариата, Владимир Ильич нередко заявлял о том, что какой ловкий трюк проделали реакционеры с Нечаевым, с легкой руки Достоевского и его омерзительного, но гениального романа «Бесы», когда даже революционная среда стала относиться отрицательно к Нечаеву, совершенно забывая, что этот титан рево­люции обладал такой силой воли, таким энтузиазмом...

    Совершенно забывают, говорил Владимир Ильич, что Нечаев обла­дал особым талантом организатора, умением всюду устанавливать осо­бые навыки конспиративной работы, умел свои мысли облачить в такие потрясающие формулировки, которые оставались памятными на всю жизнь. Достаточно вспомнить его ответ в одной листовке, когда на воп­рос «Кого же надо уничтожить из царствующего дома?» Нечаев дает точный ответ: «Всю большую ектению». Ведь это сформулировано так просто и ясно, что понятно каждому человеку, жившему тогда в Рос­сии, где православие господствовало и огромное большинство так или иначе бывало в церкви, и все знали, что на великой, на большой ек­тений вспоминается весь царствующий дом, все члены дома Романо­вых. «Кого же уничтожить из них? » — спросит себя самый простой чи­татель. «Да весь дом Романовых», — должен он был дать себе ответ. Ведь это просто до гениальности.

    Нечаев должен быть весь издан. Необходимо изучить, дознаться, что он писал, расшифровать все его псевдонимы, собрать воедино и все напечатать, неоднократно говорил Ленин»,

    Не мог пройти мимо нечаевщины Достоевский. В его романе «Бесы» о Нечаеве и нечаевцах не пишется. Но вот как он сам говорил в «Днев­нике писателя»: «До известного Нечаева и жертвы его Иванова в ро­мане я не касаюсь. Лицо моего Нечаева, конечно, не похоже на лицо настоящего Нечаева. Я хотел поставить вопрос и, сколько возможно яснее, в форме романа дать на него ответ: каким образом в нашем пе­реходном и удивительном обществе возможны не Нечаев, а Нечаевы, и каким образом может случиться, что эти Нечаевы набирают себе под конец нечаевцев».

    По Достоевскому, покушающиеся на общественный строй, пыта­ющиеся разрушить целостность самодержавия, православия и народ­ности — не социалисты, а мошенники, бесы, паразиты в живом ор­ганизме.

    Историки не пришли к единодушному мнению о Нечаеве. Одни счи­тают его авантюристом, другие — великим революционером.

    Несомненно, однако, что он в любом случае явился предтечей революционного большевизма. Троцкистский историк М. Покровский, вовремя переметнувшийся в сталинский лагерь, заявлял, что «в насто­ящее время никакой грамотный человек не рассматривает Нечаева как какого-то полоумного бандита, который устраивал какие-то сумасшед­шие подпольные кружки для проведения при помощи этих кружков ка­кой-то полуразбойничьей революции».

    Да, видимо Нечаев опередил свое время. Тогда в России еще, слава Богу, не свистели пули, не лилась кровь, одиночный и государственный террор еще не поднял свою драконью голову. Все было впереди.

    К слову сказать, понятие «нечаевщина» пережило десятилетия и стало нарицательным.
    * * *
    Январским утром 1878 г. Вера Засулич вошла в приемную петер­бургского градоначальника Трепова. Там уже дожидалось несколько посетителей.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта