Главная страница
Навигация по странице:

  • Какие темы определяют своеобразие поэзии В.А. Жуковского

  • Богатство содержания, глубина мысли и художественное совершенство лирики А.С. Пушкина.

  • Эволюция темы свободы в творчестве А.С. Пушкина.

  • А.С. Пушкин. «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В.Г. Белинский)

  • «Чувства добрые я лирой

  • А.С. Пушкин о назначении поэта и поэзии

  • Размышления А.С. Пушкина о судьбе молодого поколения в романе «Евгений Онегин»

  • Духовная драма русского европейца Евгения Онегина (по роману А.С. Пушкина)

  • Сравнительная характеристика Онегина и Ленского

  • «Милый идеал» женщины в романе А.С. Пушкина «Евгений

  • По развитию речи учащихся на уроках литературы


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеПо развитию речи учащихся на уроках литературы
    Дата06.12.2022
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла000749d8-13f8dad0.doc
    ТипРабот
    #830379
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Публицистические сочинения (на свободную тему)
    Примерные темы: «Литература и историческое знание», «Человеческая природа и нравственность», «Поэт в России больше, чем поэт», «О людях, что ушли, "недолюбив, не доку­рив последней папиросы" (подвиг человека на войне)», «Путешествие по России», «Отношение русского человека к фа­шизму», «Я хочу рассказать вам о книге», «Благородство и милосердие (на литературном материале или по жизненным впечатлениям)» и другие.

    Сочинение на свободную тему предполагает разговор о жизни, назначении человека, нравственных проблемах, об исторической памяти, о жизненном идеале, выборе профес­сии, любимом литературном герое, смысле происходящих в обществе процессов и т.п. Оно требует от пишущих глубоких социальных и литературных знаний, а также хорошо развитого эстетического вкуса.

    Этот вид работы не терпит набора случайных фраз, пустых рассуждений и требует вводить в текст сочинения достаточное количество примеров из художественных произведений, публицистических материалов, кино- и телефильмов, театральных спектаклей. Подтверждением мыслей авторов сочинений может быть также и жизненный опыт конкретного человека, современника, личная жизнь людей, снискавших уважение и признание в обществе.

    Образец плана сочинения на тему:

    «Благодарная память народа ваши хранит имена»

    I. Вступление. Вечно живые.

    II. Основная часть.

    Они сражались за Родину.

    1. Произведения современных писателей о войне.

    2. Мое отношение к тем, кто сражался за свободу родной земли.

    3. «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит» (Муса Джалиль).

    4. Наш ровесник Николай Плужников - защитник Брестской крепости (Б. Васильев. «В списках не значился»).

    5. Подвиг истинного гуманизма (В. Быков. «Обелиск»).

    III. Заключение.

    1. Устареет ли понятие «подвиг»?

    2. Будем достойны памяти павших!
    2.3. ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ
    Приведем образцы планов сочинений по произведениям писателей XIX-XX веков. Эти планы - развёр­нутые, тезисно-цитатные, планы-конспекты - смогут по­мочь наиболее полно и разносторонне осветить предложенную тему.

    Обратите внимание на то, что одна и та же тема может быть освещена по-разному, один и тот же герой показан в раз­ных ракурсах его судьбы, личности, положения в обществе. Учтите, что при любой форме анализа нужна ваша личная точка зрения, необходимо умение ее аргументировать и от­стаивать.


    • Какие темы определяют своеобразие поэзии В.А. Жуковского?

    I. Вступление.

    1. В.А. Жуковский - основоположник русского романтизма.

    2. Главный предмет его поэзии - мир человеческой души.

    II. Основная часть.

    Лирика Жуковского - история души поэта, его волнений, мечтаний и дум.

    1. Тема очарования души, озарённой вдохновением, виде­нием мгновенного и невыразимого прекрасного - основа его творчества: «Невыразимое подвластно ль выраженью?..» («Невыразимое», «Таинственный посетитель»).

    2. Томление души по неведомому идеалу («Минувших дней очарованье...», «К мимо пролетевшему знакомому гению», «Я музу юную, бывало...»).

    3. Элегические настроения - в основе многих лирических творений Жуковского («Сельское кладбище», «Певец», «Вечер»).

    В центре их - образ юноши, горести, сомнения и раздумья которого поэт отражает в стихах.

    4. В мечтах элегического героя Жуковского проявляется глубина его натуры («Мечта»).

    5. Элегическое очарование и идеальность - в любовной лирике, посвященной М.А. Протасовой («Мой друг, хранитель ангел мой...», «О, милый друг! теперь с тобою...», «К ней», «Ты предо мною стояла тихо»).

    6. Искренни и лиричны переживания человека и в патриотических стихах: в них не военные события, а настроения поэта - участника сражений 1812 года:

    О Родина святая,

    Какое сердце не дрожит,

    Тебя благословляя!

    («Певец во стане русских воинов»)

    7. Необычайный лиризм в стихотворениях о природе («Вечер», «Жаворонок», «Весеннее чувство», «Славянка»).

    Чувство природы в элегиях Жуковского проникновенно, богато оттенками и философски содержательно. В единении с природой лирический герой меланхолически размышляет о дружбе, «о счастье прежних дней», об умерших друзьях, о своей судьбе и своем призвании.

    8. Отсутствие мистики в ранних элегиях поэта. Они ре­зультат его воображения или грустного предчувствия.

    9. Поэтический мотив «утешения в слезах» в стихотворении под таким названием (из Гёте):

    А слёзы... слёзы в сладость нам;

    От них душе легко.

    У Жуковского - целая философия слёз: слёзы - свидетельство слабости человека; слёзы - результат раскаяния; слёзы - средство обновления души; слёзы - знак утраты желанного и вслед за этим - приобретение человеком каких-то нравственных заслуг; «сладкие слёзы» - типично меланхолическое пережива­ние, ведущее человека к счастью.

    10. Музыкальность, мелодичность - вот чем поражает современников поэзия Жуковского. Он создаёт словесный по­ток, в котором «слова — это ноты»:

    Уж вечер... облаков померкнули края,

    Последний луч зари на башнях умирает;

    Последняя в реке блестящая струя

    С потухшим небом угасает. Всё тихо...

    Не случайно на эти строки обратил внимание П.И. Чайковский, использовавший их для дуэта Лизы и Полины в опере «Пиковая дама».

    III. Заключение.

    1. Муза Жуковского «дала русской поэзии душу и сердце» (В.Белинский).

    2. Следуя традициям Жуковского, подняли русскую поэзию на новую, высокую ступень Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок, при этом отразив собственную изумительную индивидуальность и собственное миросозерцание.


    • Богатство содержания, глубина мысли и художественное совершенство лирики А.С. Пушкина.

    I. Вступление.

    1. Поэзия Пушкина - явление уникальное.

    2. Идейное богатство и жанровое разнообразие лирики поэта.

    II. Основная часть.

    Разнообразие мотивов лирики поэта, глубина мыслей и чувств, выраженных в ней. Поэзия - художественное отражение действительности.

    1. Патриотическая лирика:

    1) любовь к родной природе;

    2) восхищение героическим прошлым русского народа;

    3) чувство национальной гордости.

    2. Вольнолюбивые мотивы (ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «К морю», «Узник»):

    1) осуждение самодержавия и крепостного права;

    2) стремление к «вольности святой»;

    3) воспевание свободной личности.

    3. Тема дружбы в лирике поэта («19 октября», «Мой первый друг, мой друг бесценный!», «В.Л. Давыдо­ву». «Генералу Пущину», «Арион», «Во глубине сибирских руд...»):

    1) дружба как прочный братский союз;

    2) дружба - союз единомышленников;

    3) дружба - вражда.

    4. Интимная лирика («Я помню чудное мгновенье...», «Я вас любил...». «На холмах Грузии...» и др.):

    1) любовь как чувство идеальное, возвышенное, прекрасное;

    2) оттенки человеческих переживаний, сопутствующих этому чувству: радость, печаль, грусть, ревность, робость;

    3) гуманизм как основа любви.

    5. Стихотворения о поэте и поэзии («Пророк», «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа»):

    1) назначение поэзии;

    2) поэт и народ;

    3) поэт и светское общество;

    4) положение поэта в обществе;

    5) оценка Пушкиным собственного творчества.

    6. Философская лирика («Мне вас не жаль, года весны моей...», «Демон», «Телега жизни», «Де­ревня», «Дружба», «Дар напрасный, дар случайный...», «Бесы», «Элегия» («Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»):

    1) Размышления о ценности личности, о человеческой жизни, её нравственных критериях, о взаимосвязи человека с окружающим миром, с прошлым и будущим.

    2) В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» собраны воедино основные размышления поэта. Поэтическое кредо А.С. Пушкина (3-я и 4-я строфы стихотво­рения).

    7. Художественное совершенство лирики поэта:

    1) особенности поэтического языка произведений Пушкина;

    2) поэзия Пушкина - «союз волшебных звуков, чувств и дум».

    III. Заключение.

    1. Значение лирики А.С. Пушкина для русской поэзии.

    2. Её роль в жизни современного человека.


    • Эволюция темы свободы в творчестве А.С. Пушкина.

    I. Вступление.

    1. Неоднозначность толкования понятия «свобода» поэтом в разные годы.

    2. Место этой темы в поэзии Пушкина.

    П. Основная часть.

    Изменение взглядов Пушкина на проблему политической и внутренней свободы на протяжении жизни и творчества.

    1. Мотивы вольности - основные в раннем романтическом периоде творчества поэта.

    2. «Свободы друг миролюбивый» (стихотворения «Дельвигу», «К Чаадаеву», «Деревня», «К морю»).

    3. Появление трагических нот в вольнолюбивой поэзии под влиянием всё более обостряющихся противоречий между свободолюбивыми романтическими мечтами и реальной действительностью.

    4. Новые настроения после декабристского восстания: «Не приведи бог увидеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный» (во время работы над «Капитанской дочкой», 30-е годы).

    5. «Я гимны прежние пою» («Арион», «Во глубине сибирских руд...»).

    6. Тема внутренней несвободы в поэме «Цыганы».

    7. Духовное освобождение важнее свободы политической (1836 г. «Из Пиндемонти»).

    8. От мятежного вольнолюбия, веселой борьбы - к мудрому покою, к «тайной свободе».

    III. Заключение.

    1. Пушкин и его преемники (поэты Серебряного века, наши современники).

    2. Поэзия Пушкина - воплощение мировой гармонии и высокой человечности.


    • А.С. Пушкин. «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В.Г. Белинский)

    I. Вступление.

    А.С. Пушкин - символ русской культуры.

    II. Основная часть.

    В чем сила творчества А.С. Пушкина? Отчего так велико его влияние на человека?

    1. Жизнь и поэзия у Пушкина - одно целое.

    2. Муза Пушкина - «гроза царей, свободы гордая певица».

    3. Преданность чувствам любви и дружбы. Отражение их в лирике поэта.

    4. Любовь к природе и любовь к Родине.

    5. Вера в высокое предназначение поэта и поэзии. Отношение к роли человека в жизни общества.

    Ш. Заключение.

    Истинные человеческие ценности - под пристальным вниманием поэта.


    • «Чувства добрые я лирой пробуждал»

    I. Вступление.

    Лирический герой А.С. Пушкина - гармоничная личность, просвещённый передовой русский человек первой трети XIX века.

    II. Основная часть.

    «Лирика Пушкина есть выражение благородных человеческих чувств» (А.Т. Твардовский).

    1. Свободолюбие и патриотизм лирики Пушкина («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня» и др.).

    2. Гимн человеческому разуму, гимн вечной жизни на земле («Вакхическая песня», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Вновь я посетил...»).

    3. Гимн дружбе, возникшей на основе общих интересов, целей в жизни («19 октября», «Мой первый друг, мой друг бесценный!», «Дельвигу», «К Чаадаеву», «В.Л. Давыдову», «Во глубине сибирских руд...», «Арион» и др.).

    4. Любовная лирика поэта, воспевающая возвышенное и возвышающее чувство человека - «жемчужина мировой интимной лирики» («Я помню чудное мгновенье...», «Я вас любил...», «Мадонна», «На холмах Грузии...», «Признание» [«Я вас люблю, хоть и бешусь...»] и др.).

    5. Воспевание красот родной русской природы («К морю», «Зимний вечер», «Осень», «Зимняя дорога»; лирические отступления в романе «Евгений Онегин» и др.).

    III. Заключение.

    1. Возвышающая и очищающая душу поэзия.

    2. Поэзия Пушкина никогда не устареет.


    • А.С. Пушкин о назначении поэта и поэзии

    I. Вступление.

    1. А.С. Пушкин - это целый мир дум и чувств.

    2. Мотивы его лирики.

    II. Основная часть.

    Роль поэта и поэзии в обществе - одна из главных тем в творчестве Пушкина.

    1. Пушкин-лицеист о назначении поэта,

    2. «Истина жизни» - важнейший эстетический критерий поэта.

    3. Независимость Пушкина от мнений «сильных мира сего».

    4. Прославление свободы - священная обязанность поэта.

    5. Творчество поэта-гражданина - это вдохновенный труд на благо общества.

    6. Цель поэзии - служение Родине, защита передовых идей своего времени, «глаголом» жечь «сердца людей».

    7. Общечеловеческая значимость поэзии для современников и потомков (поэтическое завещание поэта).

    Ш. Заключение.

    «Поэт принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям» (В. Белинский).


    • Размышления А.С. Пушкина о судьбе молодого поколения в романе «Евгений Онегин»

    I. Вступление.

    1. Отражение жизни российского общества первой четверти XIX века в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

    2. Быт и нравы разных социальных групп.

    II. Основная часть.

    Евгений Онегин - просвещённый интеллигент и в то же время «умная ненужность».

    1. Положительные черты героя:

    1)широта умственных интересов, отвращение к житейской пошлости;

    2) стремление к полезной деятельности;

    3) критическое отношение к окружающей действительности;

    4) образованность;

    5) хорошее знание жизни и людей.

    2. Что помешало Евгению найти достойное место в жизни:

    1) отсутствие дела и цели жизни;

    2) противоречивость характера (с одной стороны - презрение к светскому обществу, с другой - боязнь его мнения о себе);

    3) отрыв от национальной и народной почвы;

    4) душевная пустота, лень, апатия;

    5) эгоизм.

    3.Смысл встречи Онегина и Татьяны. Трагические последствия сближения Онегина и Ленского.

    4. Изменения в жизни Евге­ния после дуэли и гибели Ленского («им овладело беспокойство, охота к перемене мест») и возвращения из путешествия.

    5. Судьба Ольги, значение этого образа.

    III. Заключение.

    1. Какова судьба героев и как бы она могла сложиться в будущем?

    2. Что роднит с ними наших современников?


    • Духовная драма русского европейца Евгения Онегина (по роману А.С. Пушкина)

    I. Вступление.

    1. Энциклопедичность, ёмкость содержания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

    2. Русское общество в годы создания романа. Единые для России и Западной Европы общественные тенденции.

    3. Судьба авторского замысла.

    II. Основная часть.

    Судьба главного героя произведения - Евгения Онегина. Его духовная драма.

    1. Блистательный молодой человек из светского общества.

    2. Образование, вкусы, привычки, воспитание.

    3. Отношение к истории, поэзии, политэкономии.

    4. Особенности ума героя («резкий, охлаждённый»).

    5. Влияние западноевропейской культуры на образ мыслей Евгения, на выбор им литературы, на вкусы и манеру одеваться.

    6. Типичность образа Онегина.

    7. Противоречивость его натуры - отражение противоречий в жизни.

    8. Неудовлетворённость собой и обществом. Бесплодные поиски смысла жизни.

    9. Одиночество.

    10. Конфликт личности и общества - причина глубокой духовной драмы представителей как русского, так и западноевропейского общества.

    III. Заключение.

    1. Что сделало героя романа «лишним человеком», «умной ненужностью».

    2. Евгений Онегин и современный молодой человек.


    • Сравнительная характеристика Онегина и Ленского

    I. Вступление.

    1. Время написания романа в стихах «Евгений Онегин».

    2. Место в произведении образов Онегина и Ленского.

    II. Основная часть.

    Онегин и Ленский - главные герои романа.

    1. Черты их сходства:

    1) ум, образованность;

    2) вольнолюбивые мечты;

    3) отрицательное отношение к дворянству;

    4) оторванность от национальной почвы.

    2. Черты различия:

    1) восприятие жизни и отношение к ней: критическое отношение к жизни и людям – у Онегина; жизнь как восторженная мечта – у Ленского;

    2) отношение к любви: чувства Онегина охлаждены - у Ленского они пламенны и страстны;

    3) жажда знаний и труда у Ленского - пассивность и лень у Онегина;

    4) способность к поэтическому творчеству у Ленского («поклонник Канта и поэт»). Онегин «хотел писать» - «ничего не вышло из пера его».

    3. В чём смысл жизни каждого из них?

    4. Отношение автора к своим героям.

    5. Значение образов Онегина и Ленского.

    III. Заключение.

    1. Судьба передового человека начала XIX века в России.

    2. Личность и общество. Конфликт между ними.

    3. Чем близки герои нашему поколению?

    4. Моё отношение к ним.

    Примечание. В качестве эпиграфа можно использовать слова В.Г.

    Белинского:

    - Об Онегине: «Силы этой богатой натуры остались без при­ложения,

    жизнь без смысла»; «Он (Онегин) хорошо понимал людей и их сердца».

    - О Ленском: «Вечно толкуя о жизни, никогда не знал её».


    • «Милый идеал» женщины в романе А.С. Пушкина «Евгений

    • Онегин»

    I. Вступление.

    1. Женские образы в русской литературе.

    2. Идеал женского очарования в пушкинском творчестве.

    II. Основная часть.

    «Милый идеал» женщины в романе «Евгений Онегин».

    1. «Впервые именем таким...»

    2. «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой...»

    3. Атмосфера простонародной старины, в которой воспитывалась

    Татьяна Ларина.

    4. Черты характера, отличающие её от сестры и сверстниц.

    5. Мечтательность, любовь к природе.

    6. Отсутствие кокетства и притворства.

    7. Одухотворённость, поэтичность натуры главной героини.

    8. Пробуждение в ней чувства любви.

    9. Порыв, тоска, мечта, страсть, и при этом - предельная искренность в

    письме к Онегину.

    10. Интеллектуальное развитие героини. Её ум и умение им

    пользоваться.

    11. Великосветская среда, в которую попадает Татьяна, - и

    естественность, простота, высокая нравственность героини.

    12. Замужество, верность долгу. И - прежняя любовь в душе.

    13. Почему в произведении, названном именем мужчины, многие, как и

    сам Пушкин, главной героиней считали Татья­ну Ларину?

    III. Заключение.

    1. Что дорого нам в образе Татьяны?

    2. Какие душевные качества делают женщину прекрасной?


    • 1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта