Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема нравственного выбора человека в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» (Путь исканий Григория Мелехова

  • Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • Я расскажу вам о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • Сатирические мотивы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • По развитию речи учащихся на уроках литературы


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеПо развитию речи учащихся на уроках литературы
    Дата06.12.2022
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла000749d8-13f8dad0.doc
    ТипРабот
    #830379
    страница9 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд» (М.И. Цветаева)

    Тезисно-цитатный план

    I. Вступление.

    1. В русской литературе у Марины Цветаевой собственные права, своё особое место.

    2. М.И. Цветаева – самобытный художник, неординарная личность.

    3. Предельная искренность, глубина и сложность её стихов.

    4. Лирическая героиня поэта имеет величайший дар – любовь к жизни.

    II. Основная часть.

    «Равенство дара души и глагола – вот поэт» (М.И. Цве­таева).

    1. М.А. Волошин: «Марина!.. В тебе материал десяти поэтов и сплошь – замечательных!..» Многосложность и многотемность поэзии Цветаевой.

    Одна из главных тем лирики Цветаевой – тема Родины:

    1) Москва, Таруса, Коктебель, подмосковные рощи – всё дорого её сердцу.

    2) Цикл стихов о Москве – «символ веры» Цветаевой:

    Москва! Какой огромный

    Странноприимный дом!

    Всяк на Руси – бездомный.

    Мы все к тебе придём.

    3) Обращаясь к «нерукотворному граду», она в этом же стихотворении выразила надежду: «Издалека-далече ты всё же позовёшь».

    4) В стихотворениях «Над синевою подмосковных рощ...» и «Семь холмов – как семь колоколов...» – признание поэтессы, что московская земля для неё свята.

    5) Расставание с родиной, эмиграция, тяжкое существование в Праге, Берлине, Париже принесли ей одиночество и тоску по отчей земле:

    Точно жизнь мою угнали

    По стальной версте –

    В сиром мороке – две дали...

    (Поклонись Москве!).

    6) Только далёкая Россия пока ещё внушает веру, надежду, любовь:

    Русской ржи от меня поклон,

    Ниве, где баба застится...

    7) Недосказанность, лаконизм стихов Цветаевой передают скрытую боль:

    Тоска по родине! Давно

    Разоблачённая морока!

    Мне совершенно всё равно –

    Где совершенно одинокой

    Быть...

    ... Но если по дороге – куст

    Встаёт, особенно – рябина...

    Последние строчки и многоточие скрывают за собой всю гамму чувств человека, потерявшего самое дорогое – родную землю.

    8) Подвиг преодоления расстояний и расставаний – в цикле «Стихи о сыне»:

    Кем будешь – бог один...

    Не будешь кем – порукой –

    Я, что в тебя – всю Русь

    Вкачала – как насосом!

    Бог видит – побожусь! –

    Не будешь ты отбросом

    Страны своей.

    9) Как «поэт русского национального начала» (Вс. Рожде­ственский), Цветаева выразила в своих стихах вольную, отча­янную, щедрую душу России:

    Вместо моря мне – всё небо,

    Вместо моря – вся земля...

    2. Тема любви в лирике М.И. Цветаевой.

    1) Для её лирической героини нет любви беспечальной и безоблачной. Это чувство для неё – и борьба, и преодоление, и самоотвержение:

    Любовь! Любовь! И в судорогах и в гробе

    Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь.

    О милая! Ни в гробовом сугробе,

    Ни облачном с тобою не прощусь.

    И не на то мне пара крыл прекрасных

    Дана, чтоб на сердце держать пуды.

    Спелёнутых, безглазых и безгласных

    Я не умножу жалкой слободы...

    2) Любовь тысячекратно укрепляется разлуками:

    Нежней и бесповоротней

    Никто не глядел вам вслед...

    Целую вас – через сотни

    Разъединяющихся лет.

    3) Закон любви для героини – всё отдать, всем пожертвовать; расчётливость с любовью несовместима:

    Взглянул – так и знакомый,

    Взошёл – так и живи!

    Просты наши законы:

    Написаны в крови.

    4) Неотъемлемая часть бытия – поиск тепла, взаимопони­мания. Если человек этого не находит – он страдает.

    Тема несвершившейся, несостоявшейся любви – в стихотворении «Весна наводит сон». Разводит людей остывшее чувство любви:

    Ты, меня любивший фальшью

    Истины – правдой лжи,

    Ты, меня любивший – дальше

    Некуда! – за рубежи!

    Ты, меня любивший дольше

    Времени. – Десницы взмах! –

    Ты меня не любишь больше:

    Истина в пяти словах.

    3. О сущности поэзии и месте поэта в жизни М.И. Цветаева размышляла серьёзно и постоянно. Поэтическое творчество для нее – всё: «Талант! – талантом гордиться – нечего!.. Труд! Один талант не даёт ничего! Талант плюс труд – только!» – говорила она.

    1) Не чувствуя зависимости от литературной моды и многочисленных группировок и течений начала XX века, она ощущала свою сопричастность к кругу великих поэтов: Державина, Пушкина, Беранже:

    Я знаю: наш дар – неравен,

    Мой голос впервые – тих.

    Что вам, молодой Державин,

    Мой невоспитанный стих!

    2) Духовное родство объединяло её и с поэтами-современниками; им она дарила прочувствованные строки:

    а) об А.А. Блоке:

    Имя твоё – птица в руке...

    ...Думали – человек!

    И умереть заставили.

    Умер теперь. Навек.

    – Плачьте о мёртвом ангеле.

    б) В.В. Маяковский, в представлении М. Цветаевой, – «архангел-тяжелоступ»... «он возчик, и он же конь»... он, «певец площадных чудес», в походе за «ломовой славой».

    в) П.Г. Антокольскому:

    Вот талисман тебе от красных губ,

    Вот первое звено в твоей кольчуге, –

    Чтоб в буре дней стоял один – как дуб,

    Один как бог – в своём железном круге!

    г) В стихах, посвященных памяти С.А. Есенина, – глубокая убеждённость в величии его подвига:

    …И не жалость – мало жил,

    и не горечь – мало дал, –

    много жил – кто в наши жил

    дни, все дал – кто песню дал.

    д) «Музой плача, прекраснейшей из муз» называла поэтес­са А.А. Ахматову и признавалась ей в письме из-за границы: «Ах, как я Вас люблю, и как я Вам радуюсь, и как мне больно за Вас, и высоко от Вас».

    3) О себе: «Жить так, как пишу: образцово и сжато»...

    4. Душа Марины родилась «крылатой»:

    Пока огнями смеётся бал,

    Душа не уснёт в покое.

    Но имя бог мне иное дал:

    Морское оно, морское!

    В круженье вальса, под нежный вздох

    Забыть не могу тоски я.

    Мечты иные мне подал Бог:

    Морские они, морские!

    Поёт огнями манящий зал,

    Поёт и зовёт, сверкая.

    Но душу Бог мне иную дал –

    Морская она, морская.

    («Душа и имя»)

    1) Мятежная и гордая, трудолюбивая и страстная, женственная и никогда не изменяющая ни себе, ни своему таланту, ни голосу души Цветаева:

    ...День был невинен, и ветер был свеж,

    Тёмные звёзды погасли, –

    Бабушка! – этот жестокий мятеж

    В сердце моём – не от вас ли?

    («Бабушке»)

    Она знала: в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а «наш ответ».

    2) Жить для неё – значит действовать, «идти», «мчаться», «вести»:

    Всего хочу: с душой цыгана

    Идти под песни на разбой,

    За всех страдать под звук органа

    И амазонкой мчаться в бой;

    Гадать по звёздам в черной башне,

    Вести детей вперёд, сквозь тень...

    3) Способность противостоять горестям, бедам, испытаниям Цветаева считала ценнейшим человеческим качеством:

    ...так, связываясь с новым горем,

    смеюсь, как юнга на канате

    смеётся в час великой бури...

    («Пахнуло Англией – и морем»)

    4) Героине нужен дружеский отклик, открытый взгляд, крепкое рукопожатие, чтобы сполна ощутить свою надобность в этом мире:

    Что для ока – радуга,

    Злаку – чернозём,

    Человеку – надоба

    Человека в нём.

    5) Жажду жизни предельно обостряет мысль: «Настанет день, когда и я исчезну //с поверхности земли».

    6) И все-таки – «Вперёд, вперёд с сожжёнными губами!..»

    III. Заключение.

    1. Не может быть напрасен путь поэта!

    2. Пришёл черёд, «как драгоценным винам», цветаевским стихам.


    • Проблема нравственного выбора человека в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» (Путь исканий Григория Мелехова)

    Тезисный план

    I. Вступление.

    1. «Михаил Шолохов ...Он знает самые затаённые движения человеческих душ и с большим мастерством умеет показывать это» (В.Я. Шишков).

    2. М.А. Шолохов – летописец своей эпохи, её исследователь, её певец. Созданные им образы по силе выразительности и художественной ценности стали в один ряд с самыми замечательными образами русской литературы.

    II. Основная часть.

    Путь исканий Григория Мелехова

    1. Драматизм, жестокие уроки судьбы Григория Мелехова – главного героя романа «Тихий Дон». Поиски им смысла жизни, его нравственные искания.

    1) В начале повествования Григорий Мелехов – настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик.

    2) Он беззаботен и счастлив.

    3) Традиционная казачья приверженность к воинской службе и храбрость на полях сражений в дни первой мировой войны.

    4) Отличие Мелехова от братьев по оружию – чувствительность ко всякому проявлению жестокости, к любому насилию над слабыми и беззащитными.

    5) Протест против ужасов и нелепостей войны.

    6) Страшный парадокс: обладая этими высокими качествами, Григорий – волею судьбы – оказывается в тех местах, где торжествует смерть. Ему некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей.

    7) В госпитале, под влиянием революционной пропаганды, у Григория появляется сомнение в преданности царю, отечеству и воинскому долгу.

    8) 1917 год. Беспорядочные и мучительные попытки Мелехова определиться в это «смутное время»: он ищет политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей.

    9) Сначала Григорий Мелехов сражается за красных – но убийство ими безоружных пленных отталкивает его.

    На Дону, где большевики творят грабежи и насилия, Мелехов с холодной яростью борется с красными.

    Он снова ищет истину и переживает величайшую трагедию человека, совершенно потерявшегося в круговерти событий.

    10) Григорий ни с белыми, ни с красными. «Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества», – говорит он.

    11) А когда Григорий узнаёт о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, выступает на стороне бунтовщиков: он защищает своё, борется «за кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь». («Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на неё; надо биться крепко, не качаясь..., а накал ненависти, твёрдости даст борьба!»).

    12) Но ни возврат к господству офицерства в случае победы белых, ни власть красных на Дону для Мелехова неприемлемы.

    13) Разжалование как результат неподчинения белогвардейскому генералу, смерть жены и окончательное поражение белой армии – повод к последней степени отчаяния героя.

    14) Участие в сражениях против поляков в составе Конной армии Будённого как желание очиститься от вины перед большевиками не исцеляет его душевные раны.

    15) Нет Григорию счастья в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением.

    16) «Мне и доселе всё неясно... с 17-го года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь...».

    17) Побег с родного хутора под угрозой ареста, а следовательно, и неминуемого расстрела.

    18) Долгие скитания, тоска по детям, Аксинье и тайное возвращение домой.

    19) Путь на Кубань с любимой женщиной, восторженная радость её от общения с ним, новые надежды обоих...

    20) Но счастье было недолгим: Аксинья погибает от случайной пули.

    21) Новые скитания по лесным чащам и снова – путь домой.

    22) Трогательная встреча Григория с сыном у ворот родно­го дома.

    2. Заключительный этап жизни Мелехова.

    1) Но долго ли ему наслаждаться этой радостью? В романе, полном жестокости, казней и убийств, Шолохов мудро опускает занавес над этим последним эпизодом.

    2) Страстность исканий Мелехова чаще всего сменяется возвратом к себе, к естественной жизни, к своему домашнему очагу.

    И всё же эти искания не зашли в тупик: у него была настоящая любовь, судьба подарила ему счастье быть отцом, он всегда стремился к лучшему, старался быть честным.

    3) И хотя нельзя однозначно назвать единственно правильным нравственный выбор Г. Мелехова, но в поисках лучшей доли он искал счастья не только для себя, но и для близких ему людей, в частности для любимой им женщины... И был счастлив, пусть и недолго.

    4) Нет, не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов...

    III. Заключение.

    1. Искренен в своих помыслах и неординарен герой романа «Тихий Дон» Григорий Мелехов.

    2. Искренен и величествен художник Михаил Шолохов, подаривший миру такое чудесное творение!


    • Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    I. Вступление.

    1. Время написания романа «Мастер и Маргарита».

    2. Добро и зло – понятия вечные и неразделимые. Отражение этой темы в произведении М. Булгакова.

    II. Основная часть.

    Нравственные ценности в романе.

    1. Поиски истины и борьба за неё в Москве 20–30-х годов и в давние библейские времена.

    2. Жизненная философия Иешуа и законы жизни Понтия Пилата.

    3. Храм старой веры и храм истины.

    4. Преданность истине Иешуа и муки совести Пилата.

    5. Параллелизм в показе Москвы первой трети XX века и древнего Ершалаима:

    1) вражда, недоверие к инакомыслящим людям, зависть;

    2) стремление к добру;

    3) судьба мыслящей и страдающей личности;

    4) жажда познания.

    6. Мастер и Иешуа Га-Ноцри;

    1) общность в поисках правды и смысла жизни;

    2) нравственный выбор Га-Ноцри и малодушие Мастера;

    3) преданность истине и самоотречение в борьбе за неё Иешуа; предательство истины Мастером, его отказ от дела жизни – писательского труда.

    7. Мастер и Понтий Пилат. Общность их вины.

    8. Маргарита – носительница огромной поэтической и вдохновенной любви.

    9. В мире людей остались ученики Мастера и Иешуа Га-Ноцри (И.Н. Понырев и Левий Матвей). Борьба добра и зла продолжается.

    III. Заключение.

    «Мастер и Маргарита» – роман, напоминающий о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.


    • Я расскажу вам о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    I. Вступление.

    1. Роман Булгакова, пришедший к людям, останется с ни­ми навсегда.

    2. Легко ли до конца постичь его истинный смысл?

    II. Основная часть.

    Какие проблемы, затронутые писателем, волнуют нас и сегодня? В ком из героев романа нашли они своё воплощение?

    1. Мир, в котором живут герои Булгакова.

    2. Тема добра и зла.

    3. Судьба творческой личности и государства.

    4. Любовь и талант.

    5. Древнебиблейский сюжет и его назначение.

    6. Мир Воланда. Его предназначение. «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

    7. Тема ответственности людей за то, что они совершил на земле.

    8. Хватит ли сил добра, чтобы победить зло? Что предпринимает для этого писатель?

    9. Безнадёжен ли для добра этот поединок?

    III. Заключение.

    1. На чьей стороне мои симпатии и антипатии?

    2. Что мне дала эта прекрасная книга.


    • Сатирические мотивы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Тезисный план

    I. Вступление.

    1. «Мастер и Маргарита» – роман не только философский, но и сатирический.

    2. Объект сатиры Булгакова – это приспособленцы в литературе и искусстве, бюрократы, паразитирующие на ниве культуры.

    II. Основная часть.

    Мечта писателя о пришествии «царства разума, добра справедливости» и хлёсткое высмеивание всего, что мешает этому.

    1. В повествовательной структуре романа присутствуют три сюжетные линии:

    1) реальная– изображение в сатирическом, почти буффо­надном стиле жизни Москвы 20–30-х годов, в которой, однако, есть место и положительным явлениям: таланту, любви, так поразившим Князя Тьмы;

    2) историческая – мастерски выписанные древнебиблейские сцены из жизни Иерусалима первых лет христианства, представленные образами Иешуа, Понтия Пилата и его окружения, его сподвижников;

    3) наконец, фантастическая – полусказочный мир царства Злых Духов и его предводителя Воланда со своей свитой.

    2. В повествовании каждого из сюжетов звучат сатирические мотивы, но в первом они достигают своего предельного выражения; в изображении героев, «делающих жизнь» в Мо­скве начала XX века, явственно ощущается гротеск, даже сарказм.

    3. Жанр повествования синтетичен: это и сатирическая, и комическая эпопея, и утопия с элементами фантастики, и историческое повествование. Отсюда и соединение драматизма, лирики, гротеска и фарса. Прихотливо сочетаются экзотизмы и величественный, главный рассказ о прошлом, канцеляризмы и варваризмы в динамичных сценах о настоящем.

    4. Писателя оскорбляют взяточничество, лихоимство, предательство, бюрократизм, ханжество, хамство, ложь – всё, что придаёт действительности уродливые формы.

    5. Булгаков саркастически рисует образы носителей этого зла. Ему глубоко отвратительны:

    – глава МАССОЛИТа, деятель не только русского, но и мирового масштаба, представитель социального рационализма бессовестный Берлиоз;

    – взяточник Босых;

    – хам и лжец Варенуха;

    – пройдоха Поплавский;

    – доносчик Майгель;

    – ловкач Римский;

    – управдом «боров» Никанор Иванович Босой, отвергающий музыку, стихи, политику;

    критик Латунский, надёжно охраняющий литературу от развития;

    – буфетчик варьете вор Фокин;

    – лицемер поэт Рюхин и многие другие.

    6. Кто такой Воланд? Посланник потусторонних сил, с какой целью оказался он на московской земле? Это испытатель? искуситель? каратель?

    1) Сцена на Патриарших прудах. Центральный смысл сло­весного поединка Воланда и Берлиоза.

    2) «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

    3) По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации бороться со злом только силами добра уже недостаточно, с ним следует бороться и силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом – трагический гротеск романа.

    4) Образ Воланда помог писателю решить важнейшую задачу – облечь людей чувством ответственности за свою жизнь, за свои прегрешения, за то, что праведного и непра­ведного совершают они на земле. Человек должен отвечать за свои поступки.

    5) Ни Воланд, ни его помощники – кот Бегемот, Азазелло, ведьма Гелла, Коровьев и др. – не влияют на текущие со­бытия.

    6) С их помощью автор лишь обнажает изнанку внешне спокойной жизни обывателей, заставляет героев самообнаружиться, раскрыть себя в столкновении с необычностью, не­ожиданностью.

    7) Испытание в зале театра «Варьете» – событие невероятно яркого сатирического накала, – разве не сродни это «действо» тому, что происходит в наше время?

    8) Воланд – величественная фигура поистине королевского достоинства и благородства. Его удивляет, что на московской земле, где столько алчности, лжи и где, что ни спроси, ничего нет, есть, оказывается, «черёд сюрпризов» – Любовь и Талант. И Князь Тьмы начинает творить добро, помогая Мастеру и Маргарите.

    9) Однако и сил зла не хватило, чтобы добиться успеха! Пессимистичен ли финал романа?

    Пожалуй, нет. Минуты высшего блаженства, свободы и очищения от всего дурного, чем богата московская жизнь, переживают Мастер и Маргарита во время полёта — по воле Воланда — в другой, вневременной и внеземной мир.

    А на земле остаются ученики Мастера и Иешуа – Иван Понырев и Левий Матвей. Борьба добра и зла продолжается…

    ... И кто знает, может, печальный финал грозит не добру?

    III. Заключение;

    1. Сатира М.А. Булгакова – во имя лучшей жизни.

    2. Это не попытка воссоздать характернейшие черты его эпохи, а скорее предупреждение об опасности, к которой ведут человека новые рационалистические концепции общественного мироустройства.

    3. Роман «Мастер и Маргарита» — сложное и прекрасное творение, которое будет служить человечеству ещё многие, многие годы.

    ЛИТЕРАТУРА
    1.Голуб И.Б., Давыдова Л.В. Форсированный курс подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе. ЕГЭ, диктант, изложение, сочинение. Все для подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 448 с.
    2.Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приемы творческого изучения литературы: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 224 с.
    3.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – М.: Флинта: Наука, 1999.
    4.Проценко Б.Н. «… но речь отказала мне». – Таганрог: Издательство «Антон», 1994. – 80 с.
    5.Симакова Е.С. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Сочинение». – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. – 158 с.
    6.Фогельсон И.А. Литература учит: 10 кл.: Кн. Для учащихся. - М: Просвещение, 1990. – 303 с.



    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта