По развитию речи учащихся на уроках литературы
Скачать 0.58 Mb.
|
Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского Тезисно-цитатный план I. Вступление. 1. Поэт и время. 2. Вечные вопросы: поэт или гражданин? поэт и гражданин? поэт – гражданин? 3. А.С. Пушкин: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. М.Ю. Лермонтов: И отзыв мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. Н.А. Некрасов: Я лиру посвятил народу своему. 4. Творчество В.В. Маяковского – новый этап в развитии русской поэзии. Он один из лучших поэтов начала XX века, времени глубоких социальных перемен. II. Основная часть. 1. Задача художника, по Маяковскому, – стать «агитатором, горланом, главарём». А поэзия (в чём он твёрдо уверен именно как пропагандист-агитатор) должна доказывать, убеждать, вести за собой. Звать к активному действию – вот задача искусства, – считал поэт. 2. «От Маяковского – делается. От Пастернака – думается» (М. Цветаева). 3. В Стране Советов, полагал Маяковский, поэзия должна стать в строй созидателей новой реальности: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца... («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче») 4. Возможности искусства, его диапазон безграничны: Рифма поэта – и ласка, и лозунг, и штык, и кнут. («Разговор с фининспектором о поэзии») 5. Поэт – это труженик: «Мой труд любому труду равен», – писал поэт. 6. А поэзия – нелёгкий, кропотливый труд» Поэзия – та же добыча радия, В грамм добыча, в год труды (Там же) 7. Пушкин видел задачу поэта в том, чтобы «глаголом» жечь «сердца людей»; «об испепеляющем слов этих жжении» писал и В.В. Маяковский: А что, если я народа водитель и одновременно – народный слуга? «О месте поэта в рабочем строю» говорил он в начале стихотворения. 8. Задача поэта – писать обо всём. И в революцию он пришёл от жажды чего-то нового. Каждое стихотворение – это первооткрытие, а поэзия в целом – «езда в незнаемое». 9. Глубокая вера в идеи коммунизма, воспевание нового мира отличают поэзию Маяковского. И в то же время ему свойственны сомнения, душевная борьба, мучительные раздумья. Маяковскому не раз приходилось наступать «на горло собственной песне». 10. Бескорыстное служение Родине – долг поэта («Мне и рубля не накопили строчки...»). 11. «В наше время, – писал Маяковский, – тот поэт, тот писатель, кто полезен». 12. Поэма «Во весь голос» – своеобразное поэтическое завещание Маяковского. Он так оценивает свою миссию: Я ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный. Как ассенизатор, очищающий город от нечистот, он борется с грязью и «мразью» жизни. А водовоз потому, что стихи, как и вода, необходимы людям. 13. Подобно Пушкину, Маяковский с полным сознанием своего значения утверждал, что его стихи будут известны потомкам: Мой стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо, грубо, зримо... III. Заключение. Прав оказался поэт: его стихи, пройдя сквозь призму времени, не обесценились, а «звонкая сила поэта» по-прежнему вторгается в душевный мир его соотечественников. В.В. Маяковский – сатирик Тезисный план I. Вступление. Актуальность поэзии В.В. Маяковского. Одна только сатира его чего стоит! II. Основная часть. Особенности и тематика сатирических произведений поэта. 1. Замысел Маяковского после поэмы «Хорошо!» написать пойму «Плохо!». Не довелось. Не успел. 2. Но подготовка к этой работе шла полным ходом. Одно за Другим – целый цикл острых сатирических стихотворений превратился в удивительный мир юмора, сарказма, гротеска. 3. Под увеличительное стекло поэта-сатирика попало всё отвратительное в окружавшей его жизни: хулиганство, предательство, бюрократизм, подхалимство, злословие, приспособленчество, чванливость, обывательщина: «К вечной драке со злом» готова его поэзия: 1) «Мир сытых» осмеян в сатирических гимнах – «Гимн обеду», «Гимн критику», «Гимн учёному» и др. 2) Главная проблема воспитания человека – проблема нравственности. Все, что безнравственно, высмеивает поэт в своих стихотворных «приговорах», названия которых говорят сами за себя: «Общее руководство для начинающих подхалимов», «Столп», «Служака», «Подлиза», «Взяточники», «Трус», «Сплетник», «Ханжа», «Халтурщик», «Помпадур», «Плюшкин» и др. 3) Основной объект сатиры Маяковского – мещанство, бюрократизм и волокита. Именно в них видит поэт препятствие для достижения прекрасного будущего: а) гротескная картина бесконечных заседаний советских виновников-бюрократов в стихотворении «Прозаседавшиеся»: О, хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех заседаний! б) та же тема поднимается в пьесе «Баня»; в) стихотворение «О дряни» – удар по обывательскому быту; г) мещанство, пошлость и самодовольство, убежден Маяковский, враги новой жизни. Сатирически изображаются они в комедии «Клоп»; д) поэт энергично выступает за формирование новой морали, за уважительное и бережное отношение к женщине, за искренность и глубину чувств («Письмо к любимой Молчанова, брошенной им», «Маруся отравилась», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»). III. Заключение. 1. «Я хочу быть понят моей страной...» (В. Маяковский). 2. «... Москва и вся Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского» (М. Цветаева). 3. Мы начинаем понимать: 1) удивительно злободневны стихи Маяковского! 2) его поэзия близка и нужна людям; 3) ответственность за всё, что происходит в стране, ответственность личная перед самим собой – вот нравственная позиция Маяковского! «Гой ты, Русь моя родная...» (по лирике С.А. Есенина) Тезисно-цитатный план I. Вступление. 1. С.А. Есенин – преемник лучших традиций классической литературы, главная из которых – любовь к Родине. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве» (С. Есенин). 2. «Я последний поэт деревни». 3. Тема родины и тема природы неразрывны в творчестве поэта. II. Основная часть. «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь». 1. Рязанские поля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали колыбелью его поэзии («Выткался на озере алый! свет зари...», «Закружилась листва золотая...», «Отговорила роща золотая...» и др.). 2. Есенину была дорога страна «берёзового ситца», ширь степных раздолий, синь озёр, шум лесных дубрав, но и вызывала тревогу жизнь России в «суровые грозные годы». Безграничная любовь к родной земле согревает каждую строку пора: Любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла. 3. В суровые дни войны 1914 г. голос Есенина звучит правдиво и печально; для крестьянской Руси война – непоправимое бедствие: Понакаркали чёрные вороны Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озёр. 4. «Война мне всю душу изъела». Поэт всем сердцем переживает за родную землю. В его стихах и отголосок народного гнева, и желание помочь России (он готов взвалить на свои плечи часть её невзгод), и клятва верности Отчизне: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». 5. Объяснение в любви России – деревенской, милой сердцу, избяной («Неуютная жидкая лунность...»). 6. Иной мотив после путешествия по миру: Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил... ...Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны. («Русь уходящая») Эти же настроения - в стихотворении «Русь советская». 7. Но сильнее движения мысли сила сердечных чувств; манит родная природа, манит родная земля. 8. Прекрасны образы пейзажной лирики поэта: «Отговорила роща золотая...», «Клён ты мой опавший...», «Зеленокосая в юбчонке белой стоит берёза над прудом...», «В саду горит костер рябины красной...», «Спит черёмуха в белой накидке...». 9. Крестьянина – главного жителя России и его тяжёлый труд — вот что воспевает поэт деревни, поэт-певец («Ты запой мне...», «Эта улица мне знакома...», «Каждый труд благослови, удача», «Я иду долиной...»). 10. Отношение Есенина к революции сложное. В лирике поэта ощущаются глубокие раздумья о судьбе России: «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас рок событий». («Русь уходящая», «Русь бесприютная»). 11. Постепенно он смиряется с новой жизнью, видя перемены к лучшему в деревне («Русь советская», «Русь уходящая», «Неуютная жидкая лунность...»). 12. Однако приверженность старой, доброй, избяной деревне характеризует и позднего Есенина: И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Всё равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. («Спит ковыль...») Есенин вновь подтверждает свою любовь к родной деревне как олицетворению всей страны, имя которой – Россия: Никакая родина другая Не вольёт мне в грудь мою теплынь. III. Заключение. 1. «Какой чистый и какой русский поэт!» (М. Горький). 2. Всегда с нами Сергей Есенин – «поэтическое сердце России». Мир природы в лирике С. А. Есенина План-конспект I. Вступление. 1. «Чувство родины – основное в моём творчестве» (С. Есенин). 2. Тема родины и тема природы в творчестве поэта не разделимы. II. Основная часть. «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, выражения «печали полей», любви ко всему живому в мире» (М. Горький). 1. В родной природе поэт черпает неистощимый лиризм, нежность и возвышенную настроенность: Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. 2. Трепетная жизнь лугов, равнин, лесов – источник меняющихся настроений: Опять я тёплой грустью болен От овсяного ветерка. 3. Однако не только грусть, но и весёлость, кротость, умиление и даже восторг могут вызвать в душе поэта картины родной природы с ракитами, лунным кружевом, радугой, покрасневшей рябиной («Выткался на озере алый свет зари...», «Сыплет черёмуха снегом...», «Край любимый!...», «Я по первому снегу бреду,..», «Вот оно, глупое счастье...», «Несказанное, синее, нежное...», «Под окошком месяц...» и др.). 4. В стихах Есенина природные явления очеловечены, одухотворены: Месяц, всадник унылый, Уронил повода... ...Заря на крыше, Как котёнок, моет лапкой рот... Зеленокосая в юбчонке белой Стоит берёза над прудом… 5. В зрелый период творчества Есенина приём «очеловечивания» природы приобретает больше естественности и более органично выражает мысли и чувства поэта; «Осины, раскинув ветви, загляделись в розовую водь...»; «Яблоне больно терять свои листья», «Тополя уткнули по канавам свои босые ноги», «У берёзки – золотистые косы и холщовый сарафан», «О всех ушедших грезит конопляник», «Туча кружево в роще связала...». 6. Но Есенин и на человека переносит те или иные явления природы, что очень характерно для русского фольклора: «Все мы яблони и вишни голубого сада», любимая «отцветёт черёмухой», у его подруги «глаз осенняя усталость», «Ах, увял головы моей куст», «Был я весь, как запущенный сад», «Скоро мне без листвы холодеть». 7. И знаменитые есенинские афоризмы – его «формулы чувств» – во многом тоже связаны с природой: В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть... ...Коль нет цветов среди зимы, Так и грустить о них не надо... Все пройдёт, как с белых яблонь дым... Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с клёнов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. 8. Выразительны и живописны эпитеты Есенина: «рыжий ласковый ослёнок», «в жёлтой пене облака», «в лунном кружеве...», «над родным окошком занавес багряный...», «залегла забота в сердце мглистом...». 9. Растительный мир в поэзии Есенина очень разнообразен: в нём, как подсчитали исследователи, двадцать пород деревьев, двадцать видов цветов, разные травы и злаки. 10. Так же разнообразен и многолик мир животных, названных поэтом «братьями нашими меньшими» («Песнь о собаке», «Корова», «Табун», «Собаке Качалова», «Лисица» и. др.). Около ста видов животных и птиц опоэтизировал Сергей Есенин, нередко придавая им символическое значение (лебеди – символ красоты, корова – символ крестьянского благополучия, розовый конь – символ молодости и т.п.). 11. Пейзажные картины, явления растительного и животного мира тесно сопрягаются с бытом и трудом родного села, помогают поэту выразить любовь к родному краю («Табун»), тонко вводятся в лирико-музыкальный поток поэтических строк («Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком»). III. Заключение. «Есенин, дай на счастье нежность мне к берёзкам и лугам, к зверью и людям и ко всему другому на земле, что мы с тобой так беззащитно любим» (Евг.Евтушенко). «Не с теми я, кто бросил землю...» (патриотическая тема в лирике А.А. Ахматовой) Тезисно-цитатный план I. Вступление. 1. Особую остроту тема Родины обретает в литературе в годы войны, революций и других испытаний. В русской литературе – это начало XX века. 2. Неприятие Ахматовой новой идеологии, которую принесла с собой революция. Но поэт всегда со своей страной, своим народом: Не с теми я, кто бросил землю... ...Полынью пахнет хлеб чужой... II. Основная часть. Тема Родины в лирике А. А. Ахматовой. 1. Не осуждая эмигрантов, она не с ними: Мне голос был. Он звал утешно. Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда...» ... Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух... 2. Для поэта Россия – это и Царское Село, и Петербург, и Слепнёво. Петербургу – Петрограду – Ленинграду – городу, с которым тесно была связана её судьба, – такие строки: .. .мы сохранили для себя Его дворцы, огонь и воду... 3. На примере одного города показана судьба целой страны, целая эпоха («Петроград. 1919»). 4. Остаться на родине со своим народом – другого выхода для неё не было («Реквием»): Я тогда была с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. 5. В 60-е годы Ахматова возвращается к теме Родины. «Царскосельская ода» и «Родная земля» звучат как ностальгия по ушедшей жизни. В последнем произведении – строки из стихотворения 1922 года: И в мире нет людей бесслёзней, Надменнее и проще нас... 6. И уже не Петербург, не Россия времён революции, не Ленинград, а Россия вообще – её Родина. Она сама по себе – и в то же время для всех, кто родился в ней: Но ложимся в неё и становимся ею, Оттого и зовём так свободно – своею. III. Заключение. Нерукотворный памятник поэту-патриоту А.А. Ахматовой – её стихи... Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» Тезисно-цитатный план I. Вступление. Трагическая судьба поколения, пережившего революцию, гражданскую и Отечественную войны, коллективизацию, репрессии, – в стихах А.А. Ахматовой. II. Основная часть. Поэма «Реквием» – выражение беспредельного народного горя. 1. Жестокие репрессии. Тюрьмы как символ времени. ... И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. 2. Страдания матерей выражены через образ матери Христа, молча переносившей горе. Это горе сдержанно и молчаливо. ... И туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. 3. «Приговор – и сразу слёзы хлынут...» 4. Трагедия жены, матери, женщины: Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. 5. Но Ахматова не одна – «стомильонный» народ разделял её страдания. И она становится голосом людей в годы всеобщего вынужденного молчания: Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов. 6. Горе женщины приобрело общечеловеческий, всем понятный характер: Буду я, как стрелецкие жёнки, Под кремлёвскими башнями выть. 7. В поэме звучат мотивы народных песен, похоронных плачей и причитаний: У божницы свеча оплыла. На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе. Не забыть!.. 8. Тема смерти сменяется темой безумия: Уже безумие крылом Души накрыло половину... 9. Но героиня не желает быть в роли страдалицы. Она словно бы отстраняется от себя: Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла... 10. В главе «Приговор» – возвышенное звучание оды: И упало каменное слово На мою ещё живую грудь... 11. Тема памяти становится главной в «Реквиеме»: У меня сегодня много дела! Надо память до конца убить. Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. 12. Но память – жестокая вещь. От неё не избавишься – она и сострадание бесчисленным жертвам сталинских репрессий, и приговор мучителям: ... И в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание чёрных марусь, Забыть, как постылая хлюпала дверь, И выла старуха, как раненый зверь. 13. В «Эпилоге» – мотив заступничества: И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною. 14. Страшные годы, страдания, сердечные муки и в то же время горькое чувство гордости за своё единение с русским народом: Я тогда была с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. III. Заключение. Тема предназначения поэта и поэзии в единстве с идеей великого заступничества за людей – это драгоценное наследие русской литературы, которое делает А.А. Ахматову великим национальным поэтом. |